Архимандрит ефрем ватопедский. «С упованием на Россию…» Архимандрит Ефрем Ватопедский Заявление братства святой обители Ватопед

Архимандрит Ефрем (также известен как Ефрем Филофейский, греч. Εφραίμ Φιλοθεϊτης и Ефрем Аризонский, греч. Εφραίμ Αριζόνας, англ. Ephraim of Arizona, в миру Иоа́ннис Мораи́тис, греч. Ιωάννης Μωραΐτης).

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) - подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем - духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».

Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.

Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.

- Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?

Да, к сожалению, мне приходится, как вы говорите, много путешествовать. Все места хорошие, красивые и впечатляющие. Я вижу личности, встречаюсь с людьми... И везде я нахожу благодатных людей.

- Какое Ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни, в частности?

Главная роль женщины - это материнство. Второе - должна мироносицей быть - помогать, насколько возможно, на приходах, в церковной жизни.

- Как Вы относитесь к интернету, к чатам?

Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, он хорош, но если нет - очень плох. Я, например, смог разрешить свой старый наболевший вопрос: «как будет проповедано Евангелие во всем мире?» - через интернет.

- Как Вы пришли в монашество?

Это меня благодать Божия нашла и привела в монашество. На моей родине не было поблизости монастырей, и я монахов никогда не видел. Только рядом с Фамагустой был паломнический центр, куда приезжали поклониться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный...

Во время учебы в университете в Афинах я уже собирался стать женатым священником. Но когда первый раз приехал на , впервые увидел образ другой жизни. Вначале он не показался мне таким привлекательным, лишь потом он стал для меня целью.


Я монашествую с 1981 года. 30 лет монашества, включая 22 года игуменства. К сожалению, я слишком молодым был, когда стал игуменом. Вот я вам и исповедался...

- Что Вы можете сказать о прослушивании молитвенных правил, записанных на электронных носителях?

То есть чтобы слушать во время езды на автомобиле? Это не плохо. Можно слушать, и ум должен следовать за словами молитв. Будет польза, но вы должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, тогда молитва плодотворней.

- Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить ее с послушанием?

Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.

- Как избавиться от страстей?

- Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовника. Держитесь подальше от причин греха. Одного старца спросили, как спастись. «Убегай, - говорит, - и спасайся». Он имел в виду убегать от причин греха.

- Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?

Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет человека, который не совершал бы ошибок. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда человек подвизается с хорошим расположением, Бог принимает, даже если чисто логически это ошибка.

Насколько Вам понравилось наше пение? Какое пение более древнее: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух?

У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но нельзя не уважать и традиции Поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли в службе. Но не так важно, насколько вы хорошо поете с академической точки зрения, а каково ваше сердечное расположение.

- Можно ли молиться о животных, и каким святым?

Зависит от вашего отношения. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой... Когда эта собака сдохла, он всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям ни про каких святых не говорю. Это - нездоровое отношение. Собаки для того, чтобы дом охранять, а не для того, чтобы спать и есть с ними. Жена того человека хотела даже с ним развестись из-за этого. Сентиментальное отношение к животным - страшная болезнь. А вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский.

Однажды в Салониках была презентация коллекционного издания Евангелия. В первом ряду сидела женщина. Пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, мы с ней познакомились. Оказалось, что она проректор университета, у нее две дочери. Обеих отправили учиться в Афины, и чтобы как-то восполнить образовавшуюся пустоту, завели собаку. «Жаль, - говорю ей. - Какой же вы проректор, если свои материнские чувства перенесли на собаку?»

- Как найти духовника, и можно ли матушке исповедоваться у своего супруга-священника?

Сердце извещается, кто нам в духовники подходит. А мужу лучше не исповедоваться. Другого духовника найдите. Хорошо, если у мужа и жены один духовник. Но не как у нас в Греции бывает: муж и жена вместе подходят на Исповедь и один слушает Исповедь другого. Это неправильно!

Одна супружеская пара, несмотря на мой протест, решила исповедоваться одновременно. У мужа была секретарша на работе. И, исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз убегает и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул такое сказать? И каждый день жена стала ходить к нему в офис. В конце концов ни в чем не повинную секретаршу уволили. От совместной Исповеди началась такая катавасия.

- Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?

Иисусова молитва имеет большое значение для всех нас. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 - 17), - апостол Павел говорил это всем. Воистину блажен человек, который любит Иисусову молитву. В ней великое утешение и великая радость. Ведь радость - первый плод Иисусовой молитвы.

- Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме всю службу?

Если дети маленькие, не мучайте их - не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать трехлетнего ребенка на трехчасовую службу приводит, для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но силой никогда не заставляйте. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. Мальчиков приучайте прислуживать в алтаре. Там ребенок занят делом, и время для него течет быстрее.

- Что делать, если во время написания иконы мучают разные мысли?

Помыслы иконописи не мешают. Помысел, если не становится делом, не имеет значения. Например, в постный день, в среду, нам захотелось шашлыка. Идем в шашлычную. Говорим: «Дайте одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.

- Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?

Это как решит правящая Церковь. По-моему, у вас с этим все в порядке: в той или иной мере вы понимаете язык службы. Нет у вас такой проблемы.

- Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?

Увещеванием и молитвой. Не понуждением, а любовью. Примером своей жизни.

- В каком из российских монастырей лучше всего поют, с духовной точки зрения?

Много где хорошо поют. И на Валааме хорошо поют. И в вашей семинарии.

- Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?

Иногда священники сокращают службы, говоря, что народ устал. Но первые, кому надоела служба, - это они сами. Лучше прихожанину прийти с опозданием, чем священнику сокращать службу. Этим он унижает аскетический образ Церкви. Стояние на ногах во время службы, поклоны - все это аскетическое выражение служения Богу.

Если после духовного училища не получается получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование или надеяться на волю Божию?

Неплохо получить и другое, светское образование и работать параллельно в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции с этим еще хуже.

- С какого возраста дети должны соблюдать посты, постные дни? Какие послабления можно давать детям?

С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса. Потом понемножку воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было правильное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.

- Что делать, когда нет сил молиться?

Будем спать (смех в зале). Бог хочет от нас только того, что в наших силах.

- С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?

Совершеннолетней должна быть. В одном монастыре, в России, кстати, пятилетнюю девочку взяли послушницей. Конечно, потом возникли проблемы, и она оттуда ушла. Это духовная утопия.

Старец Ефрем Катунакский с бесконечным благоговением почитал Богородицу. Однажды он с умилением приложился к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», посмотрел вверх и вдруг, объятый духовным восторгом, возопил: «Панагия! Богородица! Вся Святая Гора - Твой сад, Ватопед - Твой престол!»

Не случайно у нас в монастыре столько чудотворных икон и Честной Пояс. Где еще Поясу быть, как не в месте непорочности, девства, чистоты и послушания?

Так что не отчаивайтесь никогда. Богородица нас спасет, только мы должны и сами немножко постараться. Ее Покров над нами, и Она только ждет подходящего часа, чтобы нам помочь. Потому что знает, что Сын Ее распялся ради нас. Никто не получал столько просвещения и благодати, сколько Она. Будучи по сути монахиней, Богородица знает, что значит монашество.


Церковь, можно сказать, является «заводом» по производству святых. В этом храме сильно ощущается присутствие благодати Святого Духа, благодаря честнейшим мощам преподобной Евфросинии. Преподобная Евфросиния - сердце не только этого монастыря, но и всей Беларуси. Да поможет она сестрам этой обители как можно больше любить Бога, надеяться на Него и достигнуть этим цели своего монашеского призыва - освящения. В этом цель жизни и всех нас. Присутствие Христа на земле - Святая единая Апостольская Церковь, на поле которой все мы пасемся. Цель Церкви - возводить людей с земли на Небеса. «Бог стал человеком, чтобы сделать человека Богом», - говорит святой Григорий Богослов.

Предназначение монахов - доказывать своей жизнью истинность Евангелия. Ведь каждый, кто приходит в монастырь, ищет людей обоженых, людей освященных - плоды воплощения Бога-Слова на земле. Для чего? Чтобы уйти отсюда с еще большей верой в истинность Учения Христа.

Пресвятая Богородица - самый Смиренный Человек, Который только рождался на земле, и Ей мы молимся о даровании смирения. Сегодня смирение считается комплексом неполноценности. На самом деле это облачение Божества, по словам Исаака Сирина. Потому что только смирение возводит человека до Небес. Человек чувствует себя хуже всех, но в то же время чувствует себя очень близко к Богу. Смирение придает человеку духовное благородство. Помолимся Богу, чтобы обрести нам смирение, и так стяжать полноту благодати. Тогда нами будет довольна и Госпожа Богородица, и преподобная Евфросиния, возлюбившая Христа до конца.

Как воспитывать у сестер любовь и ревность к Иисусовой молитве? Говорить об этом на общих беседах или ввести Иисусову молитву в общемонастырское правило?

Надо говорить об Иисусовой молитве, надо поощрять, подталкивать, советовать. Но, главное, - самим этим заниматься. Это будет самое большое свидетельство. Если пастырь говорит об Иисусовой молитве, но у него самого ее нет - это все пустые слова. Современный человек не может много слов в уме держать постоянно, чем меньше - тем ему легче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Как поступать, если сталкиваешься с раздражением со стороны игумении, когда приходишь по послушанию? Что делать, если о своей душе не можешь с ней говорить: нет доверия, так как сталкиваешься с некоторым обманом?

Если сердится матушка, когда спрашиваем о чем-то - нужно потерпеть: она тоже человек, может и сердиться. К тому же, матушка может и притворяться, что сердится, для вашей же пользы.

А вообще, если у кого-то есть жалобы на другого, значит, он сам духовно болен. Только на себя должны жаловаться. Старец Иосиф замечательно говорил об этом: «Для монаха вопрос «почему?», например «почему я?» или «почему он там, а я здесь?» и тому подобные - это как хула на Святого Духа».

И будьте очень осторожны с мнительностью - у монахов это частая болезнь. «Старец меня меньше любит, чем других. Со мной не считается, а других вон как слушает. Если сестра Доминика что-нибудь просит - всё ей делает, а мне - ничего!» Подозрительность очень большое зло, многих людей мучает. Это явный бесовский прием.

Если есть такие помыслы - исповедуйтесь у матушки или у старца. И как посоветует духовник, так обязательно и делайте. Если идем к старцу, а потом все-таки делаем по-своему, это значит, что своему помыслу доверяем больше, чем духовному отцу. Такое доверие через мнительность может привести к полному отчаянию.

Особенно действенно страсть мнительности исцеляется послушанием - «послушанием мула», как говорят у нас. Нужно говорить своим помыслам: «Нет! Матушка сказала, что это не так, и я ее слушаюсь».

В чем смысл этих бесовских помыслов? Чтобы наш ум одолела печаль. Если ум в плену печали, нам уже не до молитвы и мы духовно скатываемся вниз. Человек, у которого печаль одолела ум - это как человек, который не может ходить.

Особо хочу сказать о сокрытии помыслов и грехов. Будьте внимательны с этим. Ни в чем не стесняйтесь исповедоваться. Когда какая-нибудь страсть, особенно мнительность, не уходит - исповедуйтесь: один раз, десять, сто - пока не уйдет.

Знаю одного монаха, который постоянно думал, что другой монах его не любит. Он настолько доверился своему помыслу, что в конце концов ушел из монастыря и так теперь где-то и бродит.

Продолжение следует.

Мир продолжает следить за делом архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря Святой горы Афон. Он обвиняется в намеренном введении в заблуждение греческих чиновников и заключении сделки, в результате которой монастырь Ватопед получил дорогостоящую недвижимость. Сделка была признана недействительной, суды идут несколько лет.

После возвращения архимандрита Ефрема из России, куда он привозил , его арестовали (в первый раз выпустив под большой залог) и вчера поместили в тюрьму.

Единогласную поддержку архимандриту Ефрему выразили все наместники афонских монастырей.

«Нам, как и всему святогорскому миру, глубокую боль причиняет поспешная выдача и рассылка вышеуказанного ордера на арест накануне светлого праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, также как и необъяснимое усердие и незамедлительное приведение в движение мощных полицейских сил и срочная отправка прокурора для Вашего ареста, с пренебрежением святогорских устоев, будто бы имеют дело со злодеем или крайне опасной личностью» — говорится в .

Прокомментировать эти события ПРАВМИР попросил Сергея Рудова, Президента благотворительного фонда «Общество друзей монастыря Ватопед на Святой горе Афон имени преподобного Максима Грека».

— Сергей Юрьевич, как давно вы знакомы с отцом Ефремом?

— Я знаю отца Ефрема уже 11 лет. Мы познакомились в 2000 году в Ватопедском монастыре, когда я был там с отцом – ныне владыкой – Панкратием, наместником Валаамского монастыря. Валаамский монастырь был первым монастырем, который начал отправлять людей на Афон для познания жизни монашеской. Тогда, благодаря авторитету Валаама, перед нами были открыты многие двери, и всего на Афоне я был более 60 раз.

Отец Ефрем много раз очень сильно мне помогал – и в смертельных болезнях, которые мне довелось пережить, и в разных испытаниях, которые постигали моих друзей. Отец Ефрем хорошо знал, что я предприниматель, что помогаю многим, но Ватопед был единственным монастырем, где никогда не просили о помощи, в то время как другие монастыри через небольшое время намекали уже достаточно ясно.

— Как вы восприняли судебную тяжбу?

— В 2009 году началась истерия вокруг Ватопеда, озера и договоров. Монахи предъявили права на озеро Истамиду, где располагается подворье монастыря. Исторически эта земля принадлежала Ватопеду, но государство использовало часть земель и предложило монастырю другие земли в обмен. После смены правительства, когда развернулся экономический кризис, новое правительство решило, что сделка неравноценна. Шли длительные пиар-кампании против обители, искали личные счета монахов, но не нашли. Тогда были арестованы все счета монастыря, Ватопед находился в зоне экономической блокады.

У большинства чиновников, участвовавших в тех переговорах и подписывавших бумаги, истек срок давности дела и подозрения с них сняли.

Сначала, читая периодику, и я усомнился – думаю, не бывает дыма без огня. Греческие журналисты представили дело очень односторонне и многие греки были уверены, что монастырь наживается на неправильных сделках. Прошло время, люди разобрались – и теперь – все поддерживают Ватопед. Я много разбирался в произошедшем, мы не раз говорили с отцом Ефремом очень откровенно.

Сейчас отношение радикально изменилось. Священный Кинот Святой горы Афон, все монастыри выразили единогласную поддержку отцу Ефрему. Я много говорил с греками – они всецело поддерживают отца Ефрема – когда арестованный старец прибыл в Афины, его встречали с факелами, огромная толпа скандировала «Аксиос!». Многие греки считают, что правительство манипулирует ими, насилует их, и что такое громкое дело против афонского игумена – это первый удар по Афону.

Прибытие в Афины:

— Сейчас архимандрит Ефрем арестован…

— Говоря о том, что происходит сегодня, надо понимать следующие вещи.

Первое: под документами, которые, как сообщается, уговорил (!) подписать отец Ефрем, стоят подписи пяти федеральных министров и 40 замминистров. Они предлагают сделку по обмену владетельных грамот на недвижимость. Конечно, чиновники могли действовать в своих интересах, но почему тогда сейчас по этому делу проходит только монастырь и только отец Ефрем сейчас находится в тюрьме? Если что-то неправильно – расследуйте все! Фигуранты дела занимают высокие государственные посты – но тогда всех надо на скамью подсудимых!

Второе: Волнует обращение с отцом Ефремом. Он тяжело болен. Был бы он молодым – гонения были бы на пользу. А сейчас все может неотвратимо сказаться на его самочувствии.

Третье: Все происходит в рождественские дни, по возвращении игумена Ефрема из России. Ему неоднократно намекали, что не надо с русскими так приветливо общаться. Поражает цинизм прокурора, который приходит в монастырь, налагает на себя крестное знамение, прикладывается к мощам, а затем идет с ордером на арест к игумену.

Мы просим всех молиться об отце Ефреме. Сейчас идет сбор подписей в его поддержку, есть группы поддержки в социальных сетях, люди оставляют подписи, присылают слова поддержки. В ближайшее время, мы надеемся, состоится пикет в Москве в поддержку старца, чтобы представители иностранных государств увидели, как поддерживают отца Ефрема в России, и насколько его судьба небезралична нам всем. Повторю – просим сугубо молиться об архимандрите Ефреме.

Архимандрит Ефрем Ватопедский

Настоятель Священной Великой Обители Ватопед. В миру Василий Куцу, родился на Кипре в городе Фамагуста в 1956 году. Закончил Богословский факультет Афинского Университета. В 1982 году принял монашество в братстве Старца Иосифа в Новом Скиту. В 1990 году, после того как братство Старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в Ватопеде, Обитель была преобразована из идиоритмической в киновиальную и Старец Ефрем был интронизован ее первым Предстоятелем.

Когда мы видим, что человека, будь он клирик или мирянин, справедливо или несправедливо поливают грязью с экранов телевизоров — необходимо его поддержать.

Если человека распинают, и каждый уже готовится вбить свой гвоздь в его члены, то лично я не собираюсь в этом участвовать. Слышу голос Христа моего: «Беги, подай руку утопающему брату твоему». Бегу, объятый любовью, протягиваю руку, даже если есть опасность погибнуть вместе с ним. Ведь если и погибну, я все равно буду знать, что не отказал в помощи моему брату.

Так повелевает мое сердце, так говорит голос Христа внутри меня, так я поступаю. Мне представляется, что Иисус каждый раз стоит впереди человека, в которого все бросают камни и поливают грязью, и говорит им: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в него камень». Известно, что обвинения в прессе часто оказываются несправедливыми.

Нектарий Мулациотис

Заявление братства святой обители Ватопед.

В связи арестом игумена афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрем, братией обители было принято специальное заявление, в котором говорится:

«Несправедливый арест нашего старца Ефрема потряс сердца наших братьев, Святую гору Афон, Церковь и всякого духовного и думающего человека.

Кто бы мог подумать, что люди, которые жертвуют собой ради ближнего, бескорыстно живут в непрерывном послушании, посте и молитве, могут рассматриваться как обычные преступники и, следовательно, могут быть лишены свободы?

Кто бы мог подумать, что носителя божественной благодати, работника и учителя добродетели могут обливать грязью, сажать в тюрьму только потому, что люди думают таким образом послужить законам правосудия?

Наше братство принимает, одобряет и поддерживает все действия старца.

Мы сообщаем верующим, что все братство едино в любви к старцу и с верой и надеждой принимает его мученический крест.

Нам придает силы всеобщая поддержка Святой Горы, всех епископов Православной Церкви и народа, и всех их бы благодарим за это от всего сердца.

Мы хотели бы уведомить ответственных чиновников, что в лице старца Ефрема они сажают в тюрьму и всю братию монастыря Ватопед, которая насчитывает сто двадцать монахов».

Монастыри всегда отличались своим собственным укладом и отрезанностью от внешнего мира. Многие люди уходят в них чтобы избежать мирских проблем и полностью посвятить свою жизнь служению Господу.

Нередко монастыри использовались в качестве терем или места ссылки неугодных властям лиц. Например, в казематы Боровского монастыря калужской области в сове время поместили протопопа Аввакума. Но все же львиная доля обитателей столь уединенных мест простые монахи.

Вероятно, самым известным монастырем Православного христианства был и есть Афон. Если точнее, то это конгломерация монастырей, расположенных на Святой горев в Греции. Каждый монастырь имеет своего настоятеля, скарб и территорию.

Все они принадлежат Патриарху Константинопольскому, который номинально остается главой всех православных Церквей мира.

Константинопольская православная церковь насчитывает примерно 40 человек в клире и 2 - 3 тысячи прихожан.

Ватопедский монастырь - одна из многих афонских обителей, со своей непростой историей. Сегодня его возглавляет архимандрит Ефрем Ватопедский. Он родился на Кипре, но встретив старца Иосифа отправился за ним на Афон.

Здесь он принял монашество и быстро поднялся до чина иеромонаха, а затем и игумена монастыря. После смерти Иосифа, занял его место духовного наставника обители. В 2011 году с святым отцом случилась неприятность и его обвинили в незаконной передаче церковной земли, но спустя 6 лет его оправдали.

Игумен Ефрем бежит от турок, заканчивает духовную семинарию и отправляется на Афон

В миру игумен Ватопеда звался Василиос Куцк. Появился на свет в 1960 году на острове Кипр в городе под названием Фамагуста. Семья монаха не отличалась малым количеством. Кроме матери Василики и отца Сотириса имелись еще шестеро братьев и сестер. Причем двое от первого брака отца, закончившегося трагедией.


К образованию своих детей в семье относились серьезно. Василиоса сначала отправляют учиться в гимназию, а затем он поступает на обучение в семинарию св. Варнавы в городе Никосии. Полноценному получению образования мешает неожиданное.

Остров Крит становится объектом вооруженного вторжения Турции.

Все происходит настолько внезапно, что многие жители не успевают сбежать. Турки при этом ведут себя очень негуманно по отношению к местным жителям.

Семья будущего архимандрита тоже становится беженцами и бежит от турок.

При побеге от войск турок в плен попадают отец и старшие братья Василиоса.

Крит по-прежнему поделен между Турцией и Грецией. Несмотря на то, что обе страны находятся в блоке НАТО, спор никак не удается разрешить. На общей границе регулярно происходят вооруженные столкновения, порой с применением военной техники и автоматического оружия.

Осенью 2018 года силы ПВО Турции сбили принадлежащий греческим ВВС боевой самолет. С каждым годом напряжением между странами нарастает и конца этому не видно.

Дальнейшее образование будущий игумен Ватопеда получает в Богословской школе Афинского университета. Время обучения с 1972 по 1978 годы. После получения диплома молодой Васлиос отправляется на родной остров, где устроился преподавателем в ту самую семинарию святого Варнавы города Никосии.

Работа учителем продолжалась до 1979 года, когда молодой человек встретил старца Иосифа Ватопедского. Василиос тогда посещал монастыри родного Кипра, а старец оказался киприотом. На острове старец проживал в монастыре Иереон в городе Пафос после кончины своего духовного наставника Иосифа Старшего Исихаста.

Ефрем сильно проникается речами старца Иосифа, решив присоединиться к монашескому братству отправляется на Афон.

Молодой человек сильно проникается речами Иосифа и решает присоединиться к монашескому братству. Спустя некоторое время он становится учеником старца и позже переезжает вместе с ним на Афон.

в этом году Ефрем Ватопедский отправляются жить в Новый Скит

В самом начале они обитают в монастыре Кутлунуш, но в 1982 году отправляются жить в Новый Скит.

Василиос становится иеромонахом Ефремом и игуменом Ватопеда

1982 год стал знаменательным для Василиоса. Переехав в Новый Скит его постригают в монахи. Спустя год, в 1983, он последовательно становится иеродиаконом и иеромонахом. Все это время он продолжает внимать мудрости учителя и неистово молиться. Благо, атмосфера афонских монастырей предрасполагает к этому идеально.


Стоит отметить, что на Афон переехали не только Ефрем с учителем. Под началом старца Иосифа было целое братство иноков и монахов. Поэтому в 1987 году Иосифу Ватопедскому и его братьям поручили восстанавливать духовную жизнь в Ватопеде.

На это святое дело братство благословил лично Патриарх Константинопольский и в 1989 году братство в полном составе переехало в возрождаемый монастырь.

в этот день Иеромонах Ефрем становится первым игуменом Ватопедского монастыря

Иеромонах Ефрем в 1990 году 8 марта становится первым игуменом Ватопедского монастыря. Выбор пал на него после всеобщего голосования монахов. Спустя пару месяцев, в апреле, Ефрема торжественно возводят в сан архимандрита и инициируют на должность настоятеля монастыря.

На церемонии присутствовали Архиепископ Афинский Христодул, проэпистатис Афона - старец Феоклит и многие другие значимые духовные и гражданские лица.

В 2009 году происходит большое горе. В преклонном возрасте от старости скончался старец Иосиф Ватопедский. Это была большая утрата для монахов Ватопедского монастыря.

Иосиф к тому моменту уже долгие годы был духовником своих братьев. Нового духовника Ватопеда выбирали недолго, самой явной и предпочтительной кандидатурой стал архимандрит Ефрем.

Архимандрита Ефрема арестовали в 2011 году после возвращения из России

В декабре 2011 года игумен Ефрем участвовал в празднике принесения Пояса Божьей Матери, что проходил в России.

После возвращения на родину и приезда на Афон, архимандрита заковывают в наручники и отвозят в ближайший полицейский участок. Полиция не обращает внимания, что старец болен и его знобит от высокой температуры.

в этот день Архимандрита Ефрема конвоируют в Афины и временно заключают тюрьму

28 декабря его конвоируют в Афины и временно заключают в Коридаллос, тюрьму в пригороде столицы.

Ефрему предъявляют обвинения в незаконной передаче собственности без согласования с законными властями. Вспоминается дело, когда руководство Ватопедского монастыря передает озеро Вистонида и его окрестности на кусок территории стоимостью в 100 миллионов евро.

Стоит отметить, что с 890 года озеро находилось в собственности Ватопеда, а затем его незаконно отобрали греческие власти. Истории более чем мутная. Игумен Ефрем официально заявляет журналистам и властям, что прошедшая сделка была официальной.


Обвинения в сторону столь уважаемого священнослужителя возмутили общественность. За игумена сначала вступились греческие духовники и российские духовники, а затем вмешался МИД Российской Федерации.

Греческие власти оказались глухи к ним и продолжали удерживать архимандрита под стражей. Более того, Ефрема заключили под предварительный арест, который по законам Эллады длится до полутора лет.

Самое интересное, что Патриарх Константинополя, который обладает всеми правами на земли Афона, в резкой форме попросил не вмешиваться во внутренние дела и перестать разводить шумиху вокруг этого дела.

в этот день суд заменил заключение под стражу на домашний арест

29 марта 2012 года адвокаты игумена подали в апелляционный суд с требованием заменить заключение под стражу на домашний арест с внесением залога. Суд пошел навстречу и Ефрема конвоировали в Ватопедский монастырь. С него взяли подписку о невыезде с Афона, адвокаты за него вносят залог в 300 тысяч евро.

Все это непростое дела завершилось в марте 2017 года, когда суд полностью оправдал игумена и аннулировал все обвинения.