Ахилл часть тела. Ахилл (Ахиллес), величайший греческий герой в троянской войне. Рождение и молодость Ахиллеса

Ахи́лл (др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус) (лат. Achilles ) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Фетида окунает Ахилла в воды Стикса
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Младенца Ахилла передают на воспитание Хирону

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Обучение Ахилла (James Barry (1741-1806)

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос , и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Опознание Ахиллеса среди дочерей Ликомеда (Bray)

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой.

Ахиллес принимает послов от Агамемнона
(Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)

Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам.

Гневный Ахиллес (Герман Вильгельм Биссен (1798-1868)

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). ; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса.

Поединок Ахилла с Гектором

Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824
(Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

Смерть Ахилла

Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок и эфиопского князя , которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Гибель Ахиллеса

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид

Последующие предания

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Щит Ахилла

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Происхождение образа

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои — например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока не завершенную.

Образ в искусстве

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.

В кинематографе

В 2003 году выходи двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Бред Питт исполняет роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В астрономии

В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, открытый в 1906 году.

Снова посмотрела "Трою". Потом подумала, а почему это все с бородами, а Брэд Питт, который Ахиллес - без бороды? Вроде бы у греков зрелому мужу неприлично было голым подбородком сверкать. Пошла перечитывать "Илиаду", разные статьи по теме и словари. Обнаружила... Не знаю, насколько это широко известно, но я собрала в кучку всё, что меня заинтересовало.
Всё-таки забавно, когда из разных источников пытаются вылепить что-то большое и целое.

Ахиллес и Елена Прекрасная.
Ахиллес - (остановлюсь на этом, более привычном для меня латинизированом варианте его имени) самый молодой из героев Троянской войны, поэтому на подавляющем большинстве изображений он нарисован без бороды. История с яблоком раздора, с которой, собственно, вся война и началась, случилась не где-нибудь, а на свадьбе царя Пелея и нимфы Фетиды, родителей Ахиллеса. Самого Ахиллеса в проекте ещё не было.

В это время Парис, в американском фильме молодой и тоже безбородый Орландо Блум, уже не только пас стада, но и жил неплатонической жизнью с нимфой Эноной. То есть, лет 15 ему уже точно было. Но, судя по истории с яблоком, мозгов у него было не очень много или думал он чем-то совершенно другим. Ну разве согласится здравомыслящий человек разменять любящую его, тогда ещё простого пастуха, богиню, на простую смертную женщину, которую уже один раз похищали и у которой до него было уже как минимум два мужика и которую он даже не видел, только потому, что какая-то другая богиня сказала, что она красивей всех! И поверить, что есть что-то ещё более красивое после того, как три великих богини, среди которых была и сама богиня красоты явились ему в костюме Евы!
Между почим, Энона продолжала любить его даже после того, как Парис изменил ей с Еленой и совершила самоубийство, когда он погиб. К гибели Париса Энона тоже причастна, потому что могла спасти, но не захотела. А вот, нечего о другой думать, когда помощи у своей бывшей просишь.

Все ахейские вожди, кроме Ахиллеса, в своё время успели посвататься к Елене Прекрасной и когда-то были её женихами. А на Трою они пошли потому, что были связаны клятвой блюсти честь будущего мужа Елены. Клятву эту придумал хитромудрый Одиссей, дабы женихи Елены из ревности друг друга не перерезали.
В числе женихов Елены называют и друга Ахиллеса Патрокла. Хотя в фильме он немного младше Ахиллеса и даже является его учеником, "Илиада" говорит о том, что он был старше. И, отправляясь в Трою, получил от своего отца наказ в экстренных случаях тормозить слишком юного и горячего Ахиллеса. Там же упоминается, что Ахиллес, воспитанник Хирона, познакомил Патрокла с теми медицинскими знаниями, которые ему открыл кентавр. Их умение лечить раны и знание лечебных трав очень пригодилось на войне.
Похоже, несмотря на проходящие годы, Елена оставалась такой же прекрасной, поэтому после смерти боги решили дать её Ахиллесу в жёны, хотя тот вовсе не просил их об этом, а прочих желающих было хоть отбавляй. Она была старше его лет на 20, если не больше, и уже была трижды замужем, а если её возвращение к Менелаю считать за отдельный брак, то и четырежды.

Возраст Ахиллеса.
Сколько же лет было Ахиллесу? Как уже было сказано, он и его сын Неоптолем - самые юные герои Троянской войны. Несмотря на обилие в лагере ахейцев множества могучих мужей, их прорицателям победа почему-то не мыслилась без участия в войне подростка Ахиллеса и почти ребёнка Неоптолема. И местный Кацура по имени Одиссей делает всё, чтобы они оказались под Троей и в погоне за славой лично перебили чуть ли не половину её населения. Это не считая окрестностей.
В отличие от остальных героев, Ахиллес всё ещё носил длинные волосы - юношескую причёску. В день совершеннолетия он должен был их обрезать и принести в жертву местному речному богу. (Река Сперхий в Фессалии, где он родился.) Но, когда он отправился на войну, он ещё не был совершеннолетним, поэтому обещал подарить свои волосы богу, когда вернётся. Обещания он не выполнил, обрезав волосы в знак скорби по Патроклу и вложив их в руку погибшего друга перед сожжением. Нигде не нашла, во сколько же наступало совершеннолетие во Фтии, но известно, что в Афинах этот было в 18 лет, на Крите - в 17.
Ещё один нюанс. Нимфа Фетида прятала Ахиллеса от войны на острове Скирос среди дочерей царя Ликомеда и посланный на его поиски Одиссей не смог его опознать среди девушек. Это значит, что к началу Троянской войны Ахиллес выглядел достаточно нежно и изящно, чтобы походить на девушку. Но в тоже время, он уже созрел настолько, чтобы Деидамия, одна из дочерей Ликомеда смогла зачать от него ребёнка.
В "Илиаде" говорится, что с момента похищения Елены до прибытия греков под Трою также прошло 10 лет. Это столько лет понадобилось Менелаю и Агамемнону, чтобы собрать войска и найти путь в Трою. Десять лет длилась сама война. Значит, Ахиллесу было лет 14-15, когда Одиссей пришёл звать его на войну, лет 15-17, когда она началась, и 24-27, когда он погиб. Но это лично мои чайниковые расчёты. Русская версия вики, например, считает, что в момент смерти ему было 35.
От момента истории с яблоком до похищения тоже прошло ещё не менее 8-10 лет. Эта цифра получается исходя из возраста сына Ахиллеса, Неоптолема. Ахиллес уезжал на войну, когда он ещё не родился. Троянская война длилась 10 лет, но он под конец успел в ней поучаствовать, причём доспехи отца оказались ему впору. Даже если предположить, что Неоптолем был акселератом, ему должно было быть никак не меньше тринадцати лет. Складываем наименьший вероятный возраст папы и сына, вычитаем двадцать лет, прошедших от похищения Елены до падения Трои. Получается семь-восемь лет, как минимум. Столько Афродите понадобилось, чтобы вознаградить Париса. Впрочем, "богам спешить некуда, у них впереди - вечность".

Ахиллес и женщины.
С женщинами, как я поняла, Ахиллес обычно был добр и нежен, но женщинам с ним ужасно не везло.
- Уже упомянутая дочь Ликомеда Деидамия, родила герою сына и в одиночестве растила его. Когда сын чуть подрос он тоже ушёл на войну. Возвращения любовника Деидамия так и не дождалась.

Как награду за будущее участие в войне царь Агамемнон обещал Ахиллесу в жёны свою дочь Ифигению. Но на Агамемнона разгневалась Артемида. Жрец Калхант сказал, что попутного ветра до Трои не будет, пока Ифигению не принесут в жертву. Скрепя сердце, Агамемнон вызвал дочь под предлогом свадьбы с Ахиллесом. Узнав о готовящемся убийстве, молодой человек попытался спасти невесту, обещав прирезать всякого, кто её тронет. Чтобы избежать распрей среди ахейцев, Ифигения сама взошла на жертвенный алтарь. В последний момент Артемида пощадила девушку, заменив её ланью, её же саму перенесла в Крым Тавриду, где сделала своей жрицей, в обязанности которой входило приносить в жертву всех попавших в те края чужеземцев. Больше Ахиллеса она не видела.
Предполагалось, что взамен Ифигении и для укрепления связей после победы над Троей Ахиллес получит в жёны одну их трёх оставшихся дочерей Агамемнона. Но он до этого счастья не дожил.

В Ахиллеса была влюблена (по другой версии влюбилась с первого взгляда) Пентесилея, царица амазонок, воевавших на стороне Трои. Возможно, эта влюблённость во время их поединка с Ахиллесом помешала ей победить, ахеец пронзил ей грудь копьём. Сняв с мёртвой девушки шлем, он увидел её красоту (по другим версиям узнал в ней ту неизвестную девушку, которую недавно встретил и полюбил) и очень печалился. Доставшму всех греков уроду и недоумку Терситу, посмевшего над ним смеяться и осквернившему тело Пентесилеи, Ахиллес снёс голову. Впрочем, есть более поздние версии мифа, где Пентесилея убивает влюблённого Ахиллеса, но Зевс по просьбе Фетиды его воскрешает. Что же касается Терсита, то он был уродом лишь потому, что древние греки просто не в силах были представить прекрасную телом сволочь.

Henry Justice Ford. Ахилл и Пентесилея.

Под Троей Ахиллес познакомился с дочерью царя Приама Поликсеной и на её глазах убил её маленького брата. По другой версии, он никого не убивал, а просто встретил и полюбил её, собирался жениться и прекратить войну. Но то ли опять Агамемнон всё испортил, то ли троянцы убили ненавистного им Ахиллеса во время попытки мирных переговоров. Как бы то ни было, после падения Трои ахейцам явилась тень Ахиллеса и потребовала принести ему Поликсену в жертву, что и сделал его сын Неоптолем. Поликсена спокойно встретила смерть, видя в ней избавление от рабства и возможное соединение с Ахиллесом. По одной из версий она сама себя лишила жизни.

Про Брисеиду говорить особо нечего, и так все знают, что её изъятие у Ахиллеса (опять Агамемнон постарался) привело к тому, что троянцы перебили чуть ли не всех греков и почти сожгли их корабли. На ней Ахиллес жениться не планировал. Она была любимой, но всего лишь наложницей. Думается, что после смерти Ахиллеса её участь тоже была незавидной.

Кроме этого упоминаются другие женщины, которые стали военной добычей героя, проживали у него в шатре, выполняли различные хозяйственные работы и служили для удовольствия хозяина шатра, его друзей и гостей. Например, в отсутствие Брисеиды "... Ахиллес почивал внутри крепкостворчатой кущи. С ним возлегла полонённая им лесбиянка..." А возвратив Брисеиду, Агамемнон дарит Ахиллесу ещё 7 девушек-лесбиянок, искусных в рукоделии. Гы, в 19-м веке последнее слово ещё употреблялось в первоначальном значении. В том же, в котором употребляются слова "москвичка" или "парижанка". За 10 лет стояния под Троей воинственные ахейцы активно разоряли соседние города и окрестности. Наведались они и на расположенный неподалёку остров Лесбос, поэтому рабыни-лесбиянки водились в лагере ахейцев в великом множестве.

Что ещё можно сказать про Ахиллеса?
Он не полубог, он бог на 3\4. Если не больше. Его прадедушкой и прабабушкой по отцовской линии были сам Зевс и нимфа Эгина. А по одной из мифических версий прапрадедушкой мог быть и Посейдон.

Как и в фильме, в "Илиаде", Ахиллес был блондином, а Гектор - брюнетом. Переводчики называют шевелюру Ахиллеса "русыми кудрями", но вот на Скиросе, где Ахиллес скрывался под видом девушки, он носил женское имя "Пирра", что означает "Рыжеволосая". Имя "Пирр" - "Рыжий" было первоначальным именем его сына Неоптолема.

Если верить "Илиаде", Ахиллес имел повышенную пушистость. В переводе Вересаева упоминается "косматая грудь", а у Гнедича -"власатые перси героя".

Что касается ахиллесовой пяты, то в ранних версиях мифа неуязвимый герой действительно умирает от ранения в пятку. В более поздних и более реалистичных версиях стрела Париса, попавшая Ахиллесу в пятку, лишь обездвиживает его, а умирает он от второй стрелы, направленной в грудь. Совсем как в фильме, когда Парис, ранив его в пятку, затем хладнокровно расстреливает.

Исполняя предсказание дельфийского оракула, Ахиллес исцелил незаживающую рану Телефа, царя Мизии, которую сам же когда-то и нанёс своим копьём, просто приложив это копьё к ране. В благодарность Телеф указал ахейцам путь в Трою.

Ахиллес и компания приплыли под Трою на чёрных кораблях. Совсем как эскадра Мэтью Перри в Японию.

В отличие от Ахиллеса, кони, возящие его колесницу, бессмертны. Когда-то они были титанами, а мамой их была гарпия. Под видом коней они скрываются от мести себе подобных. Посейдон подарил их Пелею на свадьбу. Коней зовут Ксанф (имя означает "рыжий, бурый, светло-золотистый") и Балий ("пятнистый"). Ксанф, к тому же умеет говорить и обладает даром пророчества. После того, как Ксанф сказал, что в гибели Патрокла виноваты не они, а мстительные боги, и напророчил Ахиллесу скорую смерть, герой разозлился, а злобные эринии навсегда заткнули говорящую лошадь. Отныне Ксанф предпочитал помалкивать.
Управлять бессмертными конями могли только сам Ахиллес, его друг Патрокл и ещё один его друг, Автомедон, который был у Ахиллеса возницей. Последний настолько прославился лихим вождением транспортного средства, что его имя стало нарицательным.
Коня Гектора тоже звали Ксанф, но никаких странностей за ним замечено не было.

Ахиллес у Гомера имеет постоянный эпитет "быстроногий", но во время погони за Гектором, когда они четыре раза обежали вокруг стен Трои, он так и не смог сократить разрыв и догнать противника. А пробежали они немало. Даже если бы Троя была такой же маленькой, как Московский Кремль, они преодолели бы около 9-ти километров. А если между противоположными стенами был хотя бы километр, то это расстояние увеличилось бы до 12 - 16 км. Ахиллес не смог догнать врага несмотря на то, что он бежал по более узкому кругу, стремясь оттеснить Гектора от стены, с которой троянцы его, Ахиллеса, могли подстрелить. Гектор же бежал по внешней дорожке. Стрел противника он не опасался, потому что Ахиллес запретил своим стрелять и похищать у него славу победы. Впрочем, быстроногий Ахиллес не смог догнать не только Гектора. Он не догнал даже черепаху. ru.wikipedia.org/wiki/Ахиллес_и_черепаха
Кстати, о постоянных эпитетах. Гектор остаётся шлемоблещущим даже тогда, когда надевает на голову трофейный шлем, принадлежащий Ахиллесу. У Ахиллеса шлем не блестел. Может, Гектор его перед выходом на бой мелом надраил?

На свои несчастья великовозрастный ребёнок Ахиллес всё время жалуется маме - богине. Мама немедленно появляется, гладит его по головке, утешает, а затем начинает исправлять ситуацию. Учитывая, что связи у неё покруче, чем у дам из комитета солдатских матерей, те, кто обижал Ахиллеса после ужасно жалеют.

С девяти лет Ахиллес знал, что без него победа под Троей невозможна. Начиная с раннего детства и чуть ли не до самой смерти все гадатели и предсказатели, включая говорящую лошадь, твердили ему, что под Троей он погибнет. Никаких личных интересов в Илионе у него нет. Ему нужна только слава и он эту славу почему-то предпочитает долгой жизни.
Ахиллес - персонаж "Илиады" с фактом своей скорой смерти почти смирился. Поэтому жизнь свою он не ценит. Точно так же, как и жизни других людей. "А, всё равно, рано или поздно все там будем". Горечь от смерти лучшего друга делает его ещё более жестоким.
В более поздних версиях мифа герой выглядит гораздо гуманней.


(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Морская богиня Фетида стремилась сделать своего сына Ахилла неуязвимым и по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амврозией. По другой версии, она купала его в водах подземной реки Стикс, протекавшей в царстве мрачного Аида. И только пятка, за которую она его держала, осталась незащищенной. Ахилла воспитал мудрый кентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей. Он же обучил его пению и игре на кифаре.

Ахилл вырос могучим, крепким юношей, он никого не боялся. В шесть лет убивал свирепых львов, кабанов, без собак догонял оленей и валил их на землю. Богиня Фетида, которая жила в океане, не забывала о своем сыне, приплывала к нему, давала дельные советы.

В то время герой Менелай стал собирать по всей Греции отважных воинов для похода против Трои. Фетида, зная, что сыну уготован рок участвовать в Троянской войне и погибнуть, всеми силами старалась противостоять ему. Она отправила сына на остров Скирос во дворец царя Ликомеда. Там среди царских дочерей он и скрывался в девичьих одеждах.

Но греческие прорицатели знали, что одним из героев Троянской войны будет юный воин Ахилл, они подсказали вождю Менелаю, что он скрывается на острове Скирос у царя Ликомеда. Тогда вожди Одиссей и Диомед снарядили торговый корабль, переоделись в купцов, набрали разного товара и прибыли на Скирос. Там они узнали, что у царя Ликомеда живут только дочери. А где же Ахилл?

Тогда Одиссей, славившийся хитростью, придумал, как узнать Ахилла. Они пришли во дворец Ликомеда и разложили в зале украшения, ткани, домашнюю утварь, боевые мечи, щиты, кинжалы, луки и стрелы. Девушки с интересом рассматривали товар. Заметив это, Одиссей вышел и попросил своих воинов, стоявших у входа во дворец, издать боевой клич. Воины застучали в щиты, загудели в трубы, закричали призывными голосами. Казалось, началась война. Царевны в страхе разбежались, но одна из них схватила меч и щит и побежала к выходу.

Так Одиссей и Диомед узнали Ахилла и предложили ему участвовать в Троянской войне. Он с радостью согласился. Ему давно хотелось сбросить с себя девичье платье и заняться настоящим делом, достойным мужчины.

Ахилл прославился в первые же дни сражений. Он проявил себя бесстрашным, умелым воином, удача сопутствовала ему всюду. Он совершил много подвигов. Вместе с другими участвовал в разорении окрестностей Трои, покорил население городов Лирнесс и Педас, взял в плен прекрасную Брисеиду. Но вождь Агамемнон отобрал у него девушку, чем вызвал страшную обиду у Ахилла. Он так рассердился на Агамемнона, что отказался воевать против троянцев. И только гибель друга Патрокла вынудила Ахилла снова взяться за оружие и встать в ряды греков.

Погиб Ахилл самым нелепым образом: он ворвался в Трою и направился к царскому дворцу, но не любивший его троянский царевич Парис взял лук и упросил благоволившего ему бога Аполлона направить стрелы в Ахилла. Одна из двух его стрел попала в единственное уязвимое место Ахилла, в пятку. Так скончался один из самых знаменитых героев Троянской войны. Его гибель оплакивало все войско.

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.