Единый сельхоз налог считается. Какие плюсы и минусы имеет есхн. и финансам ООО «Леоновское» Гайдаш О.П

Фото Андрея Овсиенко, Кублог

Объект налогообложения и ставка налога

Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Из понятия объекта налогообложения вытекает налоговая база. Под ней понимается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно ст. 346.8 Налогового кодекса РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (как с балансовой стоимости ОС, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Совмещение разных систем налогообложения

Возможности совмещения разных систем налогообложения представлены в таблице.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

В целях налогообложения ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод.

Доходы

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает организации учитывать:

  • доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода. В полученной сумме принимаются к учету.

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Сюда можно отнести, например, доходы:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  • от сдачи имущества в аренду (субаренду);
  • в виде %, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы. Полностью они перечислены в ст. 250 Налогового кодекса РФ. Но при этом перечень таких доходов не является исчерпывающим.
Отдельные доходы могут не учитываться для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом. В частности, это доходы:
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;
  • в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ установлен полный перечень таких доходов.

Расходы

Перечень расходов в отличие от доходов устанавливается в самой гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН.

В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ для организаций — плательщиков налога на прибыль. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ возможность признания затрат налогоплательщиков в качестве расходов для целей налогообложения ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи гл. 25 Налогового кодекса РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Налогового кодекса РФ. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Налогового кодекса РФ и т. д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Причем факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет — учесть их можно сразу после фактической оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (Письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06 /1/25 и др.);
  • расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. При этом расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  • расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
  • суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, т. е. на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам);
  • расходы на информационно-консультативные услуги;
  • расходы на повышение квалификации кадров;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на оплату труда (пп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т. п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты. В частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний. Такие суммы учитывают в составе начисленных сумм оплаты труда;
  • выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);
  • обучение сотрудников (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом, если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агропредприятию, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (Письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06 /1/177, ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3 /5722@);
  • расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (пп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит — на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств — для налогового учета расходов значения не имеет. Если сельхозорганизация взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН

Приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3 /51@ внесены изменения в декларацию по ЕСХН и в Порядок ее заполнения. В частности, в новой редакции был изложен разд. 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также разд. 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Приказ вступил в силу 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается по итогам налогового периода до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля, в соответствии с п. 2 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу.

Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода.

Он уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует иметь в виду, что в случае если сумма единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует п. 4 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ.

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам первого полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. — 12 000 руб.).

Перенос убытка

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде.

Если же сумма убытка значительна, то она может быть перенесена на следующие налоговые периоды в пределах 10 лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

При этом следует иметь в виду, что перенос убытка возможен только в случае, если организация или индивидуальный предприниматель продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важнейшим аспектом в данном случае является то, что налогоплательщики обязаны документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и сохранять такие документы в течение всего времени подобного уменьшения налоговой базы.

Пример

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получила по итогам 2013 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществил расходы в сумме 910 000 руб.

Таким образом, по итогам налогового периода за 2013 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. — 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2014 г. Организация получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2014 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. — 920 000 руб.).

Сумма убытка, на которую Организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2014 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (сумма убытка за 2013 г.).

Таким образом, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2014 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка составляет 50 000 руб. (230 000 руб. — 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2015 г. Организация получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. — 1 230 000 руб.).

Таким образом, в 2015 г. Организация сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2013 г. Сумма налога составит:
(400 000 руб. — 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Арбитражная практика и актуальные вопросы

Рассмотрим случаи из арбитражной практики по вопросам, связанным с исчислением ЕСХН и актуальные вопросы.

Арендная плата за земельные участки в случае, если оплата производится в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В этой же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Следовательно, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Командировочные расходы

Компания на ЕСХН собирается направить одного из работников в другой регион. Можно ли признать командировочные расходы на дату выдачи денег под отчет?

Нет, нельзя. Расходы необходимо подтвердить документально (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ). А сделать это можно только с помощью авансового отчета работника, утвержденного руководителем компании.

Получается, командировочные расходы следует списывать только на дату утверждения авансового отчета. И не ранее.

Расходы на строительство объекта основных средств

Может ли плательщик ЕСХН, строящий ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков, учесть расходы на строительство до его завершения?

Нет, до тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта ОС в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства купил дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно. Но только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам, могут быть учтены для целей ЕСХН

Рыболовецкая компания — плательщик единого сельскохозяйственного налога приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Однако в море оно так и не вышло. Причиной тому стал мораторий на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенный Правительством РФ в 2010 г. и действующий по настоящее время.

Тем не менее компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Это обстоятельство вызвало претензии со стороны налогового органа. Инспекторы посчитали соответствующие расходы необоснованными.

Судьи трех инстанций приняли сторону компании, отменив фискальное решение на следующих основаниях (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806 /2013).

В соответствии со ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. 346.5 НК РФ.

Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие — такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Арбитры пришли к выводу, что спорные расходы соответствуют вышеупомянутым критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Такова позиция КС РФ, выраженная в Определениях от 04.06.2007 № № 320-О-П, 366-О-П.

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу. У инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорных расходов.

Суммы авансового платежа по сельхозналогу не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по ЕСХН

Фискалы в ходе выездной проверки организации — плательщика ЕСХН пришли к выводу о неправомерном учете налогоплательщиком в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Арбитры трех инстанций приняли сторону налоговиков, и вот почему (см. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049 /2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ).

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу.

На основании изложенного судьи указали на отсутствие у организации правовых оснований для учета в расходах при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН суммы авансового платежа по данному налогу, уплачиваемому по итогам отчетного периода.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ).

Организация не учла, что гл. 26.1, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовой сделки по продаже имущества, а также от сдачи имущества в аренду не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Компания осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур. Полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ, она применяла ЕСХН.

Фискалы в ходе налоговой проверки пришли к выводу, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе налогоплательщика от реализации за налоговый период составила менее 70%.

По мнению контролеров, сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду.

Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления налогов по общей системе.

Не согласившись с решением инспекции, компания оспорила его в арбитражном порядке и выиграла спор в трех инстанциях на следующих основаниях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705 /14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители — организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

В случае если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Арбитры установили, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что налогоплательщик такие доходы учитывал в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. п. 3 — 5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ, поскольку учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации.

Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду, составила более 70%, компания правомерно считала себя плательщиком ЕСХН и применяла указанный спецрежим.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не признается сельхозпродукцией собственного производства для целей ЕСХН

Фискалы провели выездную проверку рыболовецкой организации — плательщика ЕСХН, пришли к выводу о ее несоответствии понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислили налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому послужили следующие обстоятельства.

Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Переработка рыбы-сырца осуществлялась указанными переработчиками, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не мог быть учтен для целей гл. 26.1 НК РФ, поскольку он не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами. Дело дошло до суда.

Арбитры первой инстанции приняли сторону налогового органа, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляция, однако, с коллегами не согласилась. Судьи аргументировали свое решение тем, что в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Точку в споре поставили арбитры ФАС (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480 /2012). Окончательный вердикт, к сожалению, был не в пользу налогоплательщика. Приведем логику кассационной инстанции.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

  • средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  • Ф1 (Ведение и составление отчетности в соответствие с МСФО); Управленческий учет; Налоги; Право; ICFE; SAP; Трансформация; Финансовый менеджмент и т.д

    Реальная экономия и защита бизнеса. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (20-21 мая 2019 г., г. Москва, зачет часов ИПБ)

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренная гл. 26.1 НК РФ, является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в добровольном порядке.

Целью введения ЕСХН является, прежде всего, сокращение численности исчисляемых налогов и налогового бремени для определенной категории товаропроизводителей.

Основными задачами введения ЕСХН являются:

    упорядочение системы налогообложения сельскохозяйственных производителей;

    снижение налогового бремени сельскохозяйственных производителей;

    снижение затрат на ведение учета налогооблагаемой базы;

    способствование повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Налогоплательщики : организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

    организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

    бюджетные учреждения;

    организации и индивидуальные предприниматели в сфере игорного бизнеса.

Уплата ЕСХН заменяет уплату следующих налогов:

    налог на прибыль организаций (НДФЛ);

    НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

    налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц).

Объект налогообложения – доходы (от реализации и внереализационные) уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы для целей налогообложения ЕСХН определяются согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговый период – календарный год.Отчетный период – полугодие.

Налоговая ставка – 6% от налоговой базы.

Порядок и срок уплаты. ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по ЕСХН исчисляется исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Налогоплательщики предоставляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) была введена Законом РФ от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель – обеспечение более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса. В настоящее время действует система, которая вступила в действие с 1 января 2003 г., тем самым был расширен круг плательщиков и введены принципиально новые положения по порядку исчисления налога, наряду с существующей уже тенденцией снижения количества уплачиваемых налогов. УСН регулируется гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Сущность УСН и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога.

Налоги, заменяемые единым налогом при применении УСН

Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Перейти на применение УСН организации и индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, у которых:

по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 45 млн. руб. . * на коэффициент-дефлятор.

Не имеют право использовать УСН:

    организации, имеющие филиалы;

    иностранные организации, имеющие филиалы;

  • страховщики;

    негосударственные пенсионные фонды;

    инвестиционные фонды;

    бюджетные учреждения;

    ломбарды;

    профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

    организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

    анимающиеся производством подакцизной продукцией, а также добычей полезных ископаемых;

    нотариусы, адвокаты, занимающиеся частной практикой;

    организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие Единый сельскохозяйственный налог.

Объект налогообложения . Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения, который будет применяться в течение всего срока применения упрощенной системы. Объект налогообложения может меняться ежегодно (изменение с 01.01.2009 г.). Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Существует два вида объекта:

    доходы (от реализации и внереализационные);

    доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения, определенная нарастающим итогом с начала налогового периода, причем, если в качестве объекта выбраны «доходы минус расходы», то налогоплательщик обязан исчислить так же и сумму минимального налога, которая определяется в размере 1% от доходов и уплачивается по большему результату. Если исчисленная сумма налога в общем порядке по итогам налогового периода меньше минимального налога или получены убытки (налоговая база отсутствует), то налогоплательщики отчисляют в бюджет сумму минимального налога

Налоговый период : календарный год.Отчетный период : І квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговые ставки :

    если объектом налогообложения являются доходы – 6% ;

    если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – 15% .

При объекте доходы, уменьшенные на величину расходов ставки по единому налогу законами субъектов РФ могут быть дифференцированы в пределах от 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 346.20 НК РФ).

В Забайкальском крае при применении УСН в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5% для налогоплательщиков, у которых за соответствующий налоговый период не менее 70% доходов составили доходы от осуществления видов экономической деятельности, таких как:

    производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;

    производство мяса и мясопродуктов;

    производство молочных продуктов;

    текстильное и швейное производство;

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

    производство машин и оборудования;

    производство оружия и боеприпасов;

    производство транспортных средств и оборудования. 1

Порядок и срок уплаты. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Срок уплаты налога – не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

При соблюдении определенных условий на уплату единого сельхозналога (ЕСХН) вправе перейти организации, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями (сельхозпроизводители).

Для целей применения ЕСХН сельхозпроизводителями признаются:

1. Организации, которые производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию. К этой категории организаций относятся, в частности, сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства.

2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие).

Кроме того, к сельхозпроизводителям приравниваются организации (предприниматели), занимающиеся добычей и переработкой рыбы и водных биологических ресурсов:

1. Российские градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации.

2. Другие рыбохозяйственные организации (предприниматели), включая сельскохозяйственные производственные кооперативы, рыболовецкие артели и колхозы.

На систему налогообложения в виде уплаты ЕСХН не вправе переходить:

  • организации, которые занимаются производством подакцизных товаров (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ);
  • организации, которые осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (подп. 3 п. 6 ст. 346.2 НК РФ);
  • бюджетные организации (подп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Условия применения ЕСХН

Организации, которые производят и перерабатывают сельхозпродукцию (осуществляют ее первичную и последующую переработку ), могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:

  • организация производит (перерабатывает) продукцию из сырья собственного производства (выращенного или добытого силами организации);
  • доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки сырья, составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации. Этот показатель определяется за год, предшествующий году, в котором организация подает заявление о переходе на ЕСХН.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:

  • кооперативы (члены кооператива) производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию (в т. ч. сельхозпродукцию из сырья, выращенного (добытого) членами кооператива), а также выполняют работы (оказывают услуги) членам кооперативов;
  • доля дохода от реализации указанной сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья), а также от реализации работ (услуг) членам кооператива составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации. Этот показатель определяется за год, предшествующий году, в котором кооператив подает заявление о переходе на ЕСХН.

Градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:

  • численность сотрудников, работающих в этих организациях (с учетом совместно проживающих с ними членов семей), составляет не менее половины численности населения данного населенного пункта;
  • организации используют в своей деятельности суда рыбопромыслового флота, которые находятся у них на праве собственности либо на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Другие рыбохозяйственные организации могут применять ЕСХН при выполнении следующих условий:

  • доля дохода от реализации улова водных биологических ресурсов, а также продукции, произведенной из этого улова собственными силами, составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации. Этот показатель определяется за год, предшествующий году, в котором организация подает заявление о переходе на ЕСХН;
  • организации используют в своей деятельности суда рыбопромыслового флота, которые находятся у них на праве собственности либо на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
  • средняя численность сотрудников организации не превышает 300 человек. Это ограничение должно соблюдаться за каждый из двух календарных лет, предшествующих году, в котором организация подает заявление о переходе на уплату ЕСХН. Требование о максимальной численности сотрудников не распространяется на сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели и колхозы).

При отнесении судов к рыбопромысловым следует руководствоваться , приведенным в пункте 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Такой порядок следует из положений пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 12 июля 2010 г. № 03-11-09/57 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 30 августа 2010 г.) и от 3 августа 2009 г. № 03-11-11/155.

Внимание: если организация неправомерно перешла на ЕСХН, ей придется уплатить все налоги, от которых она была освобождена в связи с применением этого спецрежима.

Налоги нужно будет доплатить за весь период неправомерного применения ЕСХН. Кроме того, придется уплатить пени по этим налогам. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты соответствующего налога. Такие требования установлены в абзаце 5 пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: могут ли применять ЕСХН организации, которые производят биоудобрения? Доля доходов от реализации биоудобрений превышает 70 процентов от общего объема доходов от реализации.

Ответ: нет, не могут.

Одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Конкретные виды сельхозпродукции определяются Правительством РФ (п. 3 ст. 346.2 НК РФ). Перечень видов сельхозпродукции утвержден постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. Биоудобрения в этом перечне отсутствуют, следовательно, в целях применения ЕСХН этот вид продукции к сельскохозяйственной не относится. Таким образом, организации - производители биоудобрений не вправе применять этот спецрежим. Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минфина России от 30 июня 2009 г. № 03-11-06/1/27.

Ситуация: может ли применять ЕСХН организация, которая выращивает приобретенную птицу в течение непродолжительного времени? Период выращивания птицы с момента приобретения до момента забоя составляет несколько дней.

Ответ: да, может, если в процессе выращивания птицы создается сельскохозяйственное сырье собственного производства.

Для целей ЕСХН сельхозпроизводителями признаются организации, которые реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, а также продукты ее первичной и последующей (промышленной) переработки. При этом в общем объеме доходов организации доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов. При определении этой доли учитываются также доходы от реализации продукции первичной переработки сельскохозяйственного сырья собственного производства. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации организация приобретает сельскохозяйственное сырье (птицу) и производит из него продукцию первичной переработки (мясо птицы). Однако стоимость такой продукции может учитываться при определении права на применение ЕСХН только в том случае, если она изготовлена из сырья собственного производства.

Под производством следует понимать процесс, в ходе которого один или несколько видов исходной продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов) превращаются в другой вид продукции. Следовательно, процесс выращивания птицы можно признать производством сельскохозяйственного сырья, если приобретенная и выращенная птица представляют собой разные виды продукции.

Виды продукции, которая признается сельскохозяйственной, для целей ЕСХН определяются по Общероссийскому классификатору продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458). В ОКП продукция птицеводства представлена в подклассе 98 4000, который включает в себя группу «Поголовье птиц всех видов» (код 98 4800). В эту группу входит несколько подгрупп, каждая из которых состоит из конкретных видов продукции. Например, подгруппа «Поголовье уток» (код 98 4840) включает в себя два вида продукции «Молодняк уток»:

  • молодняк уток от 4 до 9 недель (код 98 4844);
  • молодняк уток от 9 до 26 недель (код 98 4843).

Если в процессе выращивания код вида продукции у приобретенной птицы меняется, то выращенную птицу можно признать сельскохозяйственным сырьем собственного производства. В этом случае стоимость реализованной продукции первичной переработки такого сырья (мясо птицы) можно включать в состав доходов от реализации сельскохозяйственной продукции. При соблюдении 70-процентного соотношения доходов организация вправе применять ЕСХН. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/1/8.

Если код вида продукции за период с момента приобретения птицы до ее забоя не меняется, то деятельность организации следует квалифицировать как первичную переработку покупного сельскохозяйственного сырья. Полученные доходы в состав доходов от реализации сельскохозяйственной продукции не включаются. Если без них 70-процентное соотношение доходов от реализации не обеспечивается, организация не имеет права на применение ЕСХН.

Ситуация: можно ли включить в состав доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства доходы от реализации урожая зерновых, выращенных на арендованном земельном участке? Семена зерновых были засеяны на участке до его получения в аренду.

Ответ: да, можно.

Для целей ЕСХН сельхозпроизводителями признаются организации, которые реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию (в т. ч. с использованием арендованных основных средств). При этом в общем объеме доходов организации доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства должна составлять не менее 70 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458). Зерновые и зернобобовые культуры входят в этот перечень, следовательно, относятся к продукции сельского хозяйства. Доходы от реализации урожая зерновых можно включить в состав доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, только если такая продукция произведена собственными силами.

В рассматриваемой ситуации организация арендовала землю, засеянную зерновыми культурами, вырастила их и реализовала собранный урожай.

Заключительными стадиями процесса производства сельскохозяйственной продукции (возделывания зерновых культур) являются уборка зерновых культур и вывоз их с поля (Нормы технологического проектирования (НТП-АПК 1.10.10.001-02), утвержденные Минсельхозом России 20 ноября 2002 г.). Поскольку организация самостоятельно довела процесс производства сельхозпродукции до завершающей стадии и реализовала выращенное зерно, такая продукция признается сельхозпродукцией собственного производства. Следовательно, при расчете 70-процентного соотношения доходы от реализации урожая зерновых можно включить в состав доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.

Аналогичные выводы содержит письмо ФНС России от 26 марта 2010 г. № 3-2-09/42. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Соотношение доходов

Одним из основных показателей, определяющих право на применение ЕСХН, является соотношение между доходами от реализации сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья собственного производства) и общим объемом реализации. Чтобы рассчитать это соотношение, организация должна определить:

  • что признается сельхозпродукцией и продукцией первичной переработки сырья собственного производства;
  • долю доходов от реализации сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья собственного производства) в общем объеме доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Ситуация: каким методом - кассовым или методом начисления - определять доходы для расчета 70-процентного соотношения доходов, при соблюдении которого можно применять ЕСХН ?

Используйте тот метод, которым организация определяет доходы в момент расчета соотношения.

Одним из условий применения ЕСХН является соблюдение соотношения между доходами от реализации произведенной сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сельскохозяйственного сырья) и общим объемом доходов от реализации товаров (работ, услуг). Это соотношение должно составлять не менее 70 процентов. Величину соотношения нужно контролировать как при переходе на ЕСХН с других систем налогообложения, так и в период применения ЕСХН. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.2 и пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.

Особый порядок оценки доходов для расчета соотношения главой 26.1 Налогового кодекса РФ не установлен. Поэтому организация должна использовать тот метод, которым она признает доходы в момент определения этого показателя.

До перехода на ЕСХН организация может применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Применение общей системы налогообложения допускает два варианта определения доходов: метод начисления и кассовый метод (п. 2 ст. 249, ст. 271, ст. 273 НК РФ). Соответственно, если на ЕСХН переходит организация, которая применяет метод начисления, при расчете соотношения она должна использовать этот метод. Если на ЕСХН переходит организация, применяющая кассовый метод, определять доходы и расходы для расчета соотношения она тоже должна кассовым методом.

При упрощенке доходы определяются только кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, при переходе на ЕСХН организация, применяющая упрощенку, должна использовать этот метод и при расчете соотношения между доходами от реализации сельхозпродукции и общим объемом доходов от реализации товаров (работ, услуг).

После перехода на ЕСХН организация признает доходы кассовым методом (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Следовательно, для расчета соотношения, при соблюдении которого можно продолжать применение ЕСХН, доходы тоже нужно определять кассовым методом.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2010 г. № 03-11-06/1/12 и от 24 апреля 2008 г. № 03-11-04/1/8.

Виды сельхозпродукции

Виды сельхозпродукции приведены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. В этом перечне сельхозпродукция классифицирована в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301.

Организации и ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, пользуются государственными льготами и преференциями. Для них разработан особый фискальный режим – единый сельхозналог. Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью. Это сокращает бюджетные платежи до минимума, что создает благоприятные условия для развития растениеводства, животноводства и лесного хозяйства.

В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:

  • Крыма;
  • Севастополя.

В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.

Важно! Льгота распространяется только на те компании и ИП, которые осуществляют деятельность непосредственно на территории указанных субъектов РФ.

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.

Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:

  • налог на имущество;
  • НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).

Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фонд Ставка
ПФР 22
ФСС 2,9
ФФОМС 5,1

Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.

Общие сведения

Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:

  1. НДФЛ.
  2. Налога с продаж.
  3. Транспортного сбора (в отношении ТС, эксплуатируемых при осуществлении деятельности, связанной с предпринимательством).
  4. Налога на имущество физлиц (в отношении объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).

Для юридических лиц он заменяет:

  1. НДС (кроме НДС, который подлежит уплате при ввозе продукции на российскую таможенную территорию).
  2. Отчислений с имущества организации.
  3. Налог на прибыль.

Субъекты

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:


Специфика использования

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

Потребительские кооперативы

Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.

Важный момент

Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.

Признание доходов

Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.

На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.

Расходы

В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:


Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.

Особенные правила

Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

База

В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.

Сроки сдачи

Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.

Объекты

В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:


Уменьшение также осуществляется на суммы:

  1. НДС по приобретенной и оплаченной продукции, затраты на которые подлежат включению в расходы в соответствии с положениями Кодекса.
  2. Процентов, которые выплачиваются за предоставление займов, кредитов.
  3. Связанные с перечислениями за оказываемые услуги финансовыми организациями, в том числе касающиеся продажи инвалюты при взыскании пеней, сбора, штрафа.
  4. Таможенных платежей, предусмотренных при ввозе продукции на таможенную территорию страны и не подлежащие возврату.

Особенности учета

Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.

Специфика перечисления

Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.

Особенности изменения режима

Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.

Ограничения

Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.

Дополнительно

Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.