Фнс электронное обращение. Обратиться в фнс россии. Куда писать жалобу на налоговую инспекцию

Индивидуальному предпринимателю по роду своей деятельности доводится постоянно:

  • Платить денежные взносы.
  • Принимать в своей фирме проверяющих из налоговых органов.
  • Составлять и отправлять по интернету заполненные декларации и другие отчетные документы.
  • Вносить изменения в учетные записи в связи со сменой рода деятельности. Запрашивать выписки из Единого реестра юридических лиц.
  • Проводить реорганизацию фирмы или .

Во всех этих случаях вы будете контактировать с низшими звеньями налоговых органов России на местах. Люди, призванные помогать вам в решении проблем, не должны грубить или отказываться принимать заявление или отчет, удовлетворять запрос или ходатайство. Когда такое происходит, индивидуальный предприниматель вправе обратиться с жалобой на организацию или должностное лицо.

Жалоба в налоговую инспекцию заполняется согласно образцу. Соответствующая форма этого документа находится на сайте ФНС. Образец поможет правильно написать информативную жалобу с указанием норм и законов, которые нарушали, в частности, в отношении вас отдельные органы или должностные лица.

Чтобы обратиться к налоговикам, можно отослать письмо с жалобой через интернет (воспользуйтесь сервисом по ссылке выше), передать лично или отправить по почте. Рассмотрение обращения, согласно законодательству, происходит в срок не более 30 календарных дней.

Чтобы обратиться к налоговикам, можно отослать письмо с жалобой через интернет.

Как выглядит письмо с жалобой

Если такой документ, как заявление, служит исключительно удовлетворению интересов заявителя, то жалоба содержит информацию об ущемлении законных прав и должна обязательно заканчиваться просьбой об устранении таковых.

Чтобы корректно составить письмо в налоговую инспекцию, нужно включить в нее такие основные положения:

  1. Ф.И.О. должностного лица или название организации, в которую направляется жалоба.
  2. Данные ИП: фамилия, имя и отчество, почтовый адрес и индекс, электронный адрес и номера телефонов.
  3. ИНН. Кроме того, указываются паспортные данные, место проживания и информация о гражданстве.
  4. Наименование налогового органа, принявшего решение, подлежащее обжалованию, или имя и занимаемая должность лица, действия которого обжалует заявитель.
  5. Перечень требований со ссылкой на нормативные акты и законы РФ.
  6. Если оспариваются денежные суммы, следует указать их и расчеты (пени, штрафы и вычеты, в которых было отказано).
  7. Изложение обстоятельств, при которых произошло правонарушение, с доказательствами в виде прилагаемых документов.

Если вы хотите сообщить об известных вам фактах нарушений в отношении непорядочного партнера по бизнесу, следует также жаловаться в налоговые органы. Теневой бизнес и отсутствие правильного ведения финансовых операций позволяет недобросовестным конкурентам увеличивать прибыль, что существенно отражается на ведении вашей предпринимательской деятельности.

Постарайтесь привести как можно больше фактов, не прибегая к угрозам или неуважительному тону, иначе ваша жалоба рассматриваться не будет.

Когда все обстоятельства изложены, не забудьте написать, о чем вы просите налоговый орган. Как правило, это проверка и принятие соответствующих мер. Копии документов в виде файлов или в бумажной форме прилагаются согласно перечню с указанием количества листов. Вы вправе просить прислать на ваш адрес письменный отчет о результатах проверок. ФНС как орган существует на отчисления со стороны налогоплательщиков, поэтому отвечать вам – их прямая обязанность.

Потребность в составлении жалобы и обращении в налоговый орган может возникнуть в ситуациях, когда гражданин фиксирует действия (у коллег, партнеров или конкурентов по бизнесу), которые противоречат нормам Налогового кодекса РФ. Кроме того, он вправе обжаловать неправомерные действия/бездействие самих работников налоговой службы.

В данной статье мы ответим на следующие вопросы: что может стать основанием для обращения в налоговый орган? как составить жалобу? какими способами можно её передать? и сколько времени займет её рассмотрение? Читайте далее.

Основания для обращения

Обратиться в ФНС (Федеральную налоговую службу) можно при наличии следующих оснований:

  • кто-то из ваших коллег, знакомых или конкурентов нарушает налоговое законодательство (например, укрывается от налогов);
  • работники налоговой службы демонстрируют неправомерное действия (завышают размер налогов, приписывают несуществующие и т. д.) или бездействие в ответ на поступающие просьбы граждан;

Способы подачи

При наличии одного из перечисленных оснований для подачи жалобы в налоговую службу следует воспользоваться одним из следующих способов подачи:

  • Воспользоваться официальным порталом ФНС России и подать онлайн-жалобу;
  • Отправить составленную жалобу почтовым отправлением (заказным письмом с возможностью уведомления);
  • Обратиться в территориальное подразделение налоговой службы лично и предоставить готовую составленную жалобу лично.

Подготовительный этап

Прежде чем обратиться в Федеральную налоговую службу с жалобой, необходимо предпринять следующие подготовительные манипуляции:

  • разузнать реквизиты налоговой службы, в которую вы планируете обратиться. Они понадобятся при составлении жалобы;
  • найти компьютер, планшет или другое устройство, на котором можно будет составить заявления;

Предупреждение

Жалоба, составленная от руки, рассмотрению в ФНС не подлежит.

  • найти место, где можно распечатать составленный документ;
  • изучить Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты, которые заявитель использует при написании жалобы в качестве доказательства своей правоты;

Структура ходатайства

Несмотря на то, что законодательство не утвердило стандартную форму претензионного документа, который подается в Налоговые органы, годы практики подачи подобных заявлений разработали стандартную структуру, которой следует придерживаться при составлении документа.

Так, при составлении жалобы следует придерживаться следующих особенностей структуры и содержания:

  • В вводной части (правый верхний угол) указываются реквизиты инстанции, в которую подается заявление (полное наименование и адрес), а также реквизиты заявителя (ФИО, ИН, адрес постоянного места жительства);

Если жалобу подает юридическое лицо, указать следует: юр.адрес, КПП, ОГРН, занимаемая должность.

Здесь же следует указать реквизиты лица, неправомерные действия которого обжалует заявитель (наименование организации, в которой он работает, ФИО, занимаемая должность).

  • В основной части ходатайства следует указать следующую информацию: описание действий лица, которые, по мнению заявителя, следует счесть незаконными, а также законодательные ссылки, подтверждающие правоту заявителя;

Описывая действия или ситуацию, в которой обвиняемое лицо допустило правонарушение, следует придерживаться делового стиля, избегать слишком длинных предложений, нецензурных слов и других неуместных лексических вставок. Текст должен быть понятен с первого прочтения, потому в нем должны присутствовать лишь факты и законодательные доказательства. При этом важно не упустить важные детали (название организаций, дат, времени, конкретных лиц и других важных для рассмотрения действий обстоятельств).

  • Далее следует часть выдвижения требований к Налоговому органу. Здесь вы можете просить следующее: организовать проверку изложенных фактов, а также принять соответствующие меры при обнаружении заявленных нарушений. В этой же части заявления вы можете указать прошение о своевременном уведомлении результатов проверки (здесь же прописывается контактная информация заявителя);
  • В части “Приложения” перечисляются прилагаемые документы (при наличии), которые подтверждают описанные в основной части документа факты и обстоятельства;
  • В самом конце прописывается дата подачи жалобы, а также проставляется личная подпись заявителя.

Образец


Образцы документов

Сроки

В соответствии с действующим законодательством, срок рассмотрения жалобы, переданной в Налоговую службу, составляет не более одного месяца (тридцати суток).

Результаты рассмотрения ходатайства будут переданы заявителю тем же способом, каким оно изначально подавалось.

Порядок приёма и рассмотрения обращений в Федеральную налоговую службу в электронном виде.

  1. Данный сервис официального сервера Федеральной налоговой службы является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу.
  2. Если вопросы касаются конкретных ситуаций взаимодействия налогоплательщика с территориальными налоговыми органами, рекомендуем обращаться непосредственно в УФНС России (подведомственные ИФНС России) с помощью online-сервиса «Обращение в УФНС», расположенного на сайтах управлений .
  3. Поступившие обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения письменно уведомляется его автор. При необходимости обращения направляются в соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы по принадлежности.
  4. Обращения, в которых не указаны предусмотренные законодательством РФ сведения об авторе (ФИО, почтовый адрес), к рассмотрению не принимаются.
  5. В ФНС России не подлежат рассмотрению (не дается ответ по существу поставленных вопросов):
    • не поддающиеся прочтению обращения;
    • обращения, на которые не может быть дан ответ без разглашения сведений, составляющих государственную, налоговую или иную охраняемую федеральным законом тайну;
    • обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • если для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя.
  6. Ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в ФНС России, в зависимости от выбранного Вами значения поля «Как вам направить ответ» направляется либо по адресу электронной почты, указанному в обращении, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Если Вы представляете организацию и обращаетесь от имени данной организации, нажмите кнопку «Юридическое лицо».

Если Вы обращаетесь как частное лицо, нажмите кнопку «Физическое лицо».

Если Вы не имеете возможности направить запрос по электронной почте в соответствии с предъявленными требованиями, обратиться в Федеральную налоговую службу можно другими способами:

  1. Написать письмо и отправить его по почте по адресу: 127381, Москва, ул. Неглинная, 23.
  2. Привезти письмо лично и сдать по вышеуказанному адресу в экспедицию. Прием документов с 9.00 до 18.00 по рабочим дням (в пятницу до 16.45). При себе лучше иметь копию письма - Вам поставят отметку, когда принято письмо.
  3. Отправить письмо по факсу: 913-00-06 (факс только для физических лиц).

Адрес для отправки обращений обычной почтой:

ул. Неглинная, 23, 127381, Москва, Россия

Привезти письмо лично и сдать по вышеуказанному адресу в экспедицию.

Прием документов с 9.00 до 18.00 по рабочим дням (в пятницу до 16.45).

При себе лучше иметь копию письма - Вам поставят отметку, когда принято письмо.

Обратиться по телефону Справочной службы: 913-00-09.

Отправить письмо по факсу: 913-00-06 (факс только для физических лиц ).

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

О действующих налогах и сборах;

Законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

Правах и обязанностях налогоплательщиков;

Полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения - в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам . А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации - это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому - отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание : обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.