Как становятся изобретателями. Как становятся изобретателями Задачи триз для взрослых

10-летняя россиянка стала изобретательницей!

В России поставлен новый рекорд по изобретательству: в нашей стране патент получила 10-летняя Анастасия Родимина из Москвы.

10-летняя москвичка придумала принципиально новый способ печатной графики, который получил название энергоинформационная фрактальная монотипия.
А если проще - это кляксы. Талантливую девочку с техникой «кляксографии» познакомил её дедушка. Такой способ получения изображения заключается в том, что после того, как краска нанесена на бумагу, с неё делается отпечаток. Иногда художники к полученному изображению могут что-нибудь дорисовать.

Многие интересные открытия делаются случайно, и Настин случай не стал исключением. Девочка забыла свою монотипию с наложенным на нее кусочком бумаги на окне. Через несколько дней краски выгорели, а тот участок, который оставался спрятанным под кусочком бумаги, остался ярким и контрастным.

Изобретение Насти уже привлекло внимание рекламного агентства, а также клиники нервных болезней. Врачи предлагают использовать Настину технику как один из способов арт-терапии *.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д.

Настя установила новый рекорд среди изобретателей - она стала самой молодой из них. До того, как Настино изобретение было официально зарегистрировано, самым юным изобретателем считался 11- летний Владислав Корень из Ангарска, запатентовавший в 2011 году игрушечную автостраду нового типа.

Вы когда-нибудь смотрели на творческих или изобретательных людей, и в ваше сознание закрадывалось чувство, что они особые существа, наделенные невероятными талантами? К вам приходила мысль, что вам не так посчастливилось в жизни? Я привык чувствовать себя именно так. Однако с тех пор я узнал, что творчество больше связано с психологией, а не с интеллектом, и нет никаких секретов, чтобы стать творческой личностью.

На самом деле, нет такого понятия – «быть более творческим человеком», вы уже – творческое существо.

Я уверен, у нас всех были моменты, когда мы чувствовали, что зашли в тупик в попытке достучаться до наших творческих способностей. Знаете ли вы, что этот блок – всего лишь продукт деятельности вашего разума? Ваш ум создает разного рода предположения, самоограничения и ограничивающие запреты. Но все эти предположения могут быть устранены простым способом: достаточно почувствовать свое присутствие в настоящем моменте, нужно просто приступить к делу и прекратить думать.

Ниже приведены семь привычек изобретательных и творческих людей, которые я вывел и подытожил из книги Скотта Беркуна «Мифы об Инновации».

  1. Настойчивость – Инновационные решения подразумевают больше, чем просто великолепные идеи. Нам необходимы: вера, тяжелый упорный труд и четкая сосредоточенность на конечном результате, чтобы продолжать упорно идти к нашему видению цели, несмотря на все препятствия. Мы склонны со страхом идти к конечному результату и не видеть элементарного: действий, тяжелой работы и настойчивости, которые так нужны, чтобы воплотить видение в реальность.

«Изобретение – это 1% вдохновения, 99% пота», – Томас А. Эдисон

  1. Избавьтесь от ограничивающих запретов, которые вы устанавливаете сами для себя – Под влиянием запретов мы чувствуем себя ограниченными, нас преследует ощущение, будто мы зашли в тупик. Мы должны избавиться от этих созданных нашим разумом пут, устраняя предположения и ограничения. Именно это мы имеем в виду, когда говорим «мыслить нестандартно». Воодушевляйте себя для того, чтобы быть открытым для новых идей и решений, и не устанавливать для себя ограничивающие убеждения. Помните, что инновация и творчество больше связаны с нашей психологией, а не интеллектом.
  1. Рискуйте, делайте ошибки – Я считаю, что одна из причин, по которой мы сами создаем себе ограничения, – это наш страх провала. Ожидайте, что некоторые ваши идеи потерпят крах в процессе накопления опыта. Создавайте прототипы, испытывайте их на людях, собирайте отзывы, и постепенно совершенствуйте материальное воплощение ваших идей. Вместо того, чтобы считать свои ошибки неудачей, думайте о них, как об экспериментах. «Эксперимент – это ожидаемая неудача при намеренной попытке что-то узнать». (Скотт Беркун). Вместо того, чтобы наказывать себя за неудачи, примите их, а затем примените ваши новые приобретенные знания, чтобы найти наилучшее решение проблемы. Живите согласно своей цели – получить наилучший результат, но в то же время осознайте, что на вашем пути могут встретиться препятствия.

«Я не претерпел неудачу. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают». – Томас А. Эдисон

  1. Совершайте побег – Наше окружение может влиять и на самом деле влияет на то, как мы себя чувствуем. Чем больше мы расслаблены и спокойны внутри, тем больше мы восприимчивы для того, чтобы использовать по максимуму неиссякаемый поток нашей креативности. Вот почему идеи иногда приходят к нам в дýше или когда мы остаемся одни. Каждый из нас имеет разные «пусковые механизмы», которые позволяют нам получить доступ к нашей креативной энергии. Многие великие мыслители совершают долгие прогулки, которые помогают им решить проблемы. Поэкспериментируйте и найдите то, что сработает для вас.
  1. Записывайте – Многие новаторы и творческие люди ведут журнал, чтобы записывать идеи и мысли. Некоторые держат наготове записную книжку, альбом, самоклеющиеся листочки или просто ненужные листы бумаги. У каждого из них есть свои метод, как запечатлеть свои мысли, думать на бумаге, отбросить ограничивающие убеждения и начать процесс творения. Знаменитая записная книжка Леонардо да Винчи была куплена Биллом Гейтсом за 30,8 миллионов долларов.
  1. Находите модели и создавайте комбинации – Идеи происходят из других идей. Знаете ли вы, что Эдисон не был первым, кто изобрел электрическую лампочку? Он просто был первым, кто создал работающую углеродную нить накала внутри стеклянной колбы лампы, что увеличило срок службы лампочек. Вы можете увеличить вашу восприимчивость к новым идеям, можете искать модели и думать о том, как вы можете скомбинировать идеи, чтобы улучшить уже существующие решения.
  1. Любопытство – Многие новаторы – просто любопытные люди. Они любознательны, и им нравиться решать проблемы. Пытайтесь смотреть на обычные вещи по-другому. Например, когда вы видите решение проблемы, спросите себя, «Какие существуют альтернативные способы решить ее?». Задавайте много вопросов и бросайте вызов стандартам или существующим методам.

Вот некоторые техники, которые вы можете применять, чтобы развивать свое творческое начало:

  • Ведите дневник – Сделайте своей привычкой записывать каждую мысль, идею, которая вдохновляет вас. Практикуйте мозговой штурм и мышление на бумаге.
  • Решайте противоположную проблему – Такая техника действительно существует. Идея состоит в том, чтобы придумать и устроить мозговой штурм по решению проблемы, противоположной той, которую вы пытаетесь решить. Так, например, если вы пытаетесь создать «лучший дизайн ноутбука», начните с идей по созданию «худшего дизайна ноутбука».

И так для каждой идеи, к которой вы подошли, – переверните ее наоборот. Например, если «тяжелый и неуклюжий» – одна из идей для «самого худшего дизайна ноутбука», тогда переворачивание даст нам «легкий и удобный», что может быть использовано в «лучшем дизайне ноутбука».

Это техника работает особенно хорошо при групповом мозговом штурме. Выполнение этой техники кажется таким глупым, что процесс ответа похож на веселую игру. Юмор снимает препятствия и поощряет людей открыто высказывать свои мысли. Люди чувствуют себя более уверенными и открытым.

  • Найдите творческую обстановку – Найдите спокойную или вдохновляющую обстановку, которая будет способствовать вашему творчеству. Попробуйте побыть в разных местах, пока вы не найдете то особое, которое на самом деле будет пробуждать в вас все самое лучшее.
  • Сделайте что-нибудь веселое – Если вы застряли над чем-то, переведите свои мысли на другое, сделав что-нибудь веселое или что-то, что полностью отличается от вашей текущей деятельности. Вернитесь к решаемой проблеме со свежей головой.
  • Партнерство – Создайте творческие партнерские отношения с другим человеком. Новые идеи могут выйти на поверхность в результате соединения двух креативных усилий и привести к результату, к которому бы не смог прийти один человек.
  • Будьте готовы к ошибкам – «Примите решение рисковать с полным осознанием того, что иногда вы будете претерпевать неудачи. Если вы не терпите неудач, значит, вы не делаете ничего по-настоящему сложного или творческого». – Скотт Беркин
  • Поговорите с кем-нибудь о проблеме – Я обнаружил, что когда я пытаюсь рассказать о конкретной проблеме собеседнику, то таким образом я также формулирую и решение этой проблемы. Объясняя свою ситуацию, я не жду от них решения моей проблемы, скорее, они выступают в качестве «катализатора» для идей.
  • Создайте план действий в случае возникновения препятствий – Примите решение преодолевать возможные препятствия. Стоит подумать и иметь план в случае возникновения не-креативных вопросов, которые могут стать препятствием для креативного мышления. Скотт рассказал о наиболее распространенных препятствиях, с которыми сталкиваются люди: потеря мотивации, недостаток финансирования, неспособность убедить ключевого человека.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

ЖИЗНЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО СТАВИТ ВСЕ НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ВСЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТ "ЗАГНАТЬ НАС В УГОЛ".

ПОЭТОМУ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА НЕСТАНДАРТНОГО, ГИБКОГО МЫШЛЕНИЯ.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ?

МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ПРОСТЫХ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ТРЕНИРОВОК ПО РЕШЕНИЮ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, НАПРИМЕР, В ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ? А ПОТОМ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ НАВЫКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБЫХ ПРОБЛЕМ?

ПЕРЕД ВАМИ КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ: О ТЕОРИИ, ПРИЕМАХ И СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ.

Первое издание книги “Как стать изобретателем” вышло в 1990 г. в издательстве “Просвещение” (Москва) тиражом 100 тысяч экземпляров. В то время это был обычный тираж, и его даже не хватило для свободной продажи в книжных магазинах страны. Тираж разошелся по библиотекам и по целевым заказам школ, институтов, техникумов и многочисленных участников существовавшего тогда “незримого колледжа” ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - что-то около двухсот региональных, мелких и крупных групп, кружков и университетов научно-технического творчества. Книга сразу стала библиографической редкостью.

Необходимость в ее INTERNET-издании для самого широкого читателя очевидна - автору удалось совместить почти несовместимое: четкое и полное изложение новой, во многом парадоксальной, научной теории с ясным и достаточно популярным изложением всех ее правил, законов и приемов решения изобретательских задач. Все положения теории иллюстрированы множеством примеров (изобретений) и снабжены методическим аппаратом для самостоятельной тренировки в решении творческих проблем - реальных изобретательских задач.

Автор, Саламатов Юрий Петрович, доцент, кандидат технических наук, автор 50 изобретений и многочисленных публикаций, в том числе трех книг по ТРИЗ. Занимается изучением и развитием теории более 25 лет. С 1980 г. является членом ОЛТИ - общественной лаборатории теории изобретательства (руководитель Г.С. Альтшуллер). В 1982-1991 гг. обучал инженеров и научных работников в Красноярском университете научно-технического творчества при краевом совете НТО (научно-технических обществ). С 1989 г. директор Красноярского филиала лаборатории изобретающих машин, а с 1998 г. - организатор и директор Иститута инновационного проектирования (INSTITUTE OF INNOVATIVE DESIGN), председатель общественного объединения ОО «ТРИЗ-Красноярск».

Не менее важной причиной INTERNET-издания книги является стремление сохранить отечественный приоритет и мировое первенство в разработке этого научного направления. За рубежом ТРИЗ активно осваивается во многих странах. Существует несколько десятков англоязычных сайтов в "мировой паутине", посвященных только ТРИЗ. Данная книга (и другие книги автора) переводятся на многие языки. Вот только две ссылки на англоязычное и японское издание книги "Как стать изобретателем" (расширенные варианты) под другими названиями:

Yuri Salamatov "TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving". Translated from Russian by Maria Strogaia and Sergei Yakovlev. Published by Insytec B.V. 1999. The Netherlands.

Salamatov "TRIZ Philosophy: The Heart of Creative Problem Solving", Super Inventive Technique TRIZ Series Vol. 5, (Translated by Toru Nakagawa and Mithubishi Research Institute, Published by Nikkei BP, Tokyo, Japan, Nov. 17, 2000. "TRIZ Home Page in Japan".

Библиография

1984 г. – «ИДЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ТЕПЛОВОЙ ТРУБЫ» (СССР, Красноярск, рукопись) в соавторстве с И.М.Кондраковым. Не опубликована.

1987 г. – «ПОДВИГИ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи» (СССР, Петрозаводск, "Карелия" в сборнике "Нить в лабиринте"). Опубликовано 4 главы из 6.

1990 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (СССР, Москва, "Просвещение")

1991 г. – «СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ» (СССР, Петрозаводск, "Карелия" в сборнике "Шанс на приключение")

1999 г. – «TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving» (Netherlands, Published by Insytec B.V., www.insytec.com – английский язык)

2000 г. – «TRIZ PHILOSOPHY: the heart of creative problem solving» (Japan, Nikkei Business Mechanical Corporation http://www.osaka-gu.ac.jp/php/nakagawa/TRIZ/eTRIZ/ - японский язык.

2000 г. – «CHIDUL INVENTATORULUI. TEORIA EVOLUTIEL SISTEMELOR TEHNICE» (Romania, "Performantica", co-authors: G.G.Doncean, S.D.Saranski – румынский язык)

2000 г. – «A SYSTEM OF LAWS OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT», Czech, INDUS, Brno - чешский язык.>

2006 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (2-е издание, "Просвещение", Москва)

2007 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (Китай, Beijing Institute of Technology Press, китайский язык).

Педагогическая деятельность:

С 1996 г. – сотрудник лаборатории ТРИЗ-педагогики Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования.

С 1998 г. – регулярное дистанционное обучение (интернет-обучение) ТРИЗ-ТРТС-РТВ инженеров из стран Европы, России.

С 2003 г. – председатель региональной аттестационной комиссии МАТРИЗ (международной ассоциации ТРИЗ), председатель ОО «ТРИЗ-Красноярск».

Разработка инновационных проектов:

Проводилась (с 1989 г.) на предприятиях машиностроения, электротехнической отрасли, строительной индустрии, химической и биотехнологической промышленности, нефтепереработке, в медицине. За период сотрудничества с компаниями США (1995-1999 г.г.) выполнены десятки проектов; например, только для корпорации Procter&Gamble выполнено шесть крупных инновационных проектов;

в 2003 г. для японской компании SANYO выполнено 7 инновационных проектов.

Всего начиная с 1990 г. выполнено 42 инновационных проекта содержащих более 500 концепций на уровне изобретений.

Интернет-обучение ТРИЗ

Крупнейший современный исследователь, преподаватель и практик инновационного применения ТРИЗ, Мастер ТРИЗ, ученик Г.С.Альтшуллера, автор многих книг по ТРИЗ (вышедших в СССР, России, Голландии, Японии, Румынии, Китае – 2006), автор 60 изобретений (авторских свидетельств СССР, патентов России и США САЛАМАТОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ.

Он является разработчиком нового курса преподавания ТРИЗ, дает учебный материал, разбирает решения учеников, корректирует последовательность и тематику подачи учебных материалов – индивидуально для каждого ученика, подстраивается под его уровень образования, специальность, под его видение картины мира, постепенно преобразовывая его мышление в сильное творческое, помогает подобрать интересные темы для выпускных работ, которые затем патентуются и очень часто служат началом нового бизнеса, Своего Дела, становятся делом всей жизни, стартом блестящей карьеры.

Саламатов Ю.П. руководит коллективом преподавателей, координируя и "сшивая" курсы ТРИЗ, ТРТС, РТВ и Инновационного Проектирования в единый учебный процесс. Только мы предоставляем уникальную возможность стать учеником большого Мастера ТРИЗ и получить от него истинную непредвзятую оценку Ваших способностей и достигнутого творческого уровня после обучения. По результатам обучения выдается удостоверение ИИП о прохождении курса обучения и его успешности и/или оформляются документы на аттестацию МАТРИЗ. Для поступления на обучение заполните и отправьте анкету.

По результатам обучения выдается аттестат Института инновационного проектирования о прохождении курса обучения и его успешности и/или оформляются документы на аттестацию МАТРИЗ. Для поступления на обучение заполните и отправьте анкету на адрес [email protected].

Программы обучения индивидуальны, блоки и задания меняются по ходу обучения, в зависимости от уровня подготовки и успехов ученика. Условно можно разделить курсы на: 3-х месячные (ознакомительный курс), 6-ти месячные (вводный курс), 9-ти месячные (средний курс), 12-ти месячные (основной курс). Это примерно соответствует: 3-6 месяцев - 1-му уровню аттестации МАТРИЗ, 9-12 месяцев – 2 уровню аттестации МАТРИЗ. На 2-й уровень предусмотрено выполнение выпускной работы (как правило, на уровне изобретения – решение реальной производственной задачи). Режим обучения – ученик сам регулирует время и скорость выполнения заданий, но объем заданий остается неизменным. Для особо одаренных предусмотрены дополнительные задания.

Корпоративное обучение.

При корпоративном обучении составляется договор между ИИП и Заказчиком, дается общий список и краткая характеристика на каждого ученика. Преподаватель ФСА-ТРИЗ находится в постоянном контакте с куратором от организации Заказчика. Куратор регулирует организационные вопросы на производстве – обеспечивает 1 дополнительный свободный день (в неделю, минимум 2 дня в месяц) ученику, ведет учет выполненных и невыполненных заданий, обеспечивает учебной и справочной литературой, согласовывает посещение библиотеки и т.д. В конце обучения преподаватель дает краткую характеристику-отзыв по каждому ученику. Специализация предприятия не играет роли. Но необходимо знать профиль (отрасль, конкретные условия), чтобы хотя бы чуть-чуть адаптировать задания к условиям конкретного предприятия. Специализация важна для выбора выпускной работы.

Ю.П.Саламатов

КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ

Пособие для самостоятельного изучения теории решения изобретательских задач

К ЧИТАТЕЛЮ

Генерация идей - единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. "Производством" идей занимаются изобретатели: в широком смысле - это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый.

Как работает "промышленность изобретений" и какова ее эффективность?

Удивительно, но это единственная "отрасль" в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое - общество получает идею, не захотел - не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и... не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: "А если сделать так? Нет, так не получается, попробуем иначе... А может быть зайти с другой стороны? И так не получается. Попробуем еще раз..." Продолжаются эти поиски до тех пор, пока "яркая вспышка озарения" не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти - не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.

ТАКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА СОЗДАНА! МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТОЙ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ НАУКОЙ, ЗАКОНОМЕРНО ПОЯВИВШЕЙСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ.

Цель книги - дать систематизированное изложение основных идей ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Все положения, выводы и рекомендации теории основаны на анализе больших массивов патентной информации и проверены в процессе практического применения. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал возможность резкого повышения творческого потенциала специалистов - это оказалось, вопреки бытующему и поныне скепсису приверженцев "творческого озарения", задачей посильной и вполне осуществимой. Причем занятия посещались зачастую не только техниками (инженерами, научными работниками и студентами), но и специалистами гуманитарных профессий.

МЫ ПРИШЛИ К УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО ЗНАЧЕНИЕ ВРОЖДЕННЫХ КАЧЕСТВ НЕ СТОЛЬ ВЕЛИКО (ИЛИ ВОВСЕ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ), КАК ЭТО ОБЫЧНО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ. ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ ОН САМ ТОГО ТВЕРДО ЖЕЛАЕТ, МОЖЕТ СТАТЬ АКТИВНЫМ НОВАТОРОМ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ, НАУЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ.

Под творческим мышлением мы понимаем сильное, хорошо организованное мышление с использованием определенного набора приемов, правил и программ. Вместо спонтанного, случайного, плохо организованного мышления, вместо интуиции и "вспышек озарения", вместо деления людей на "избранных" творцов (“гениев”) и "толпу", вместо якобы существующего неравенства способностей в изобретательстве, мы предлагаем предельно демократизированное творчество доступное каждому.

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ КНИГА ЛИЧНО ВАМ?

Здесь возможны несколько уровней восприятия материала. Самое простое - рассматривать книгу как сборник интересных фактов, примеров и приемов, которые можно использовать в своей практической работе. Это не очень выгодный путь: обойма примеров будет быстро израсходована, а умение самостоятельно находить задачи и решать их не будет приобретено. Гораздо полезнее разобраться в основных идеях теории творчества, овладеть методом решения, а затем и постановки творческих задач -

- ВОТ ТОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СИЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!

Отсюда вытекает и структура книги - краткое, по возможности популярное изложение теоретических вопросов и обилие примеров и задач. Краткость изложения вынужденная - современная ТРИЗ, даже если брать только основные ее разделы, не вмещается в рамки такой книги. Расчет - на активность читателя в освоении материала и использовании дополнительной литературы, на самостоятельную работу с изобретательской информацией.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ?

Прежде всего она рассчитана на тех, кто заинтересован в получении основательных знаний по изобретательскому творчеству - для них она представляет собой эффективное и простое пособие. Вначале к читателю предъявляются минимальные требования, а по мере вхождения в материал стратегия изменяется и нагрузки возрастают - кое-где они могут показаться читателю перегрузками. Это сделано умышленно: научиться по настоящему можно только на трудных задачах, легкие задачи могут служить лишь разминкой - они нисколько не наращивают силу творческого воображения. Каждый раздел, каждая задача предназначены для добросовестной проработки. В идеале читатель решает самостоятельно примерно треть задач и еще для трети задач находит решение, хотя бы в общем виде. Причем при первом чтении количество решенных задач может быть еще меньше. Важнее не получение ответа, а честная попытка решения задач во всю силу собственного воображения с последующим анализом возможных расхождений с предлагаемыми в книге ответами. Изобретательские задачи могут иметь несколько ответов, поэтому самое ценное - выработка навыков оценки и выбора лучшего решения.

При повторном чтении книги задачи, естественно, отойдут на второй план. Здесь самое важное - работа с конспектом: нужно записать разборы решения задач, идеи, попутные мысли и более глубокие размышления о тех или иных элементах теории и способах их применения. Это наиболее эффективный путь освоения методологии творчества.

В основу книги, кроме собственных авторских разработок, положены материалы исследований автора ТРИЗ - изобретателя, инженера, писателя-фантаста Г. С. Альтшуллера, опубликовавшего в Советском Союзе и за рубежом за многие годы работы над теорией целый ряд книг.

Всякая развивающаяся наука нуждается в энтузиастах. Поэтому автор приглашает всех желающих к сотрудничеству по организационным, методическим и исследовательским вопросам в развитии идей, изложенных в книге, и будет благодарен за любые замечания, предложения и советы, позволяющие открыть новые пути применения ТРИЗ.

ПОПРОБУЙТЕ РЕШИТЬ ПРОСТУЮ ЗАДАЧУ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.


Задача действительно простая, для ее решения вполне достаточно школьных знаний, если уметь ими пользоваться.

При подъеме затонувших кораблей применяют понтоны - пустые емкости ("бочки"). Их заполняют водой, опускают вниз, и водолазы крепят их к кораблю. Потом воду из понтонов вытесняют сжатым воздухом, понтоны всплывают, поднимая корабль.

Одна из главных трудностей состоит в том, что часто корабль удерживается на дне толстым слоем вязкого ила. Ил мешает работе водолазов, а главное - держит корабль.

Обычно пытаются размывать ил с помощью брандспойтов или откачивают насосами. Это очень трудоемко. Как быть?

Назовем эту задачу "Сокровища погибших кораблей ". Нужно найти универсальный способ подъема кораблей, лежащих в глубоком слое ила. Глубину до твердого грунта примем 50 - 60м.

Для решения задачи достаточно школьных знаний.

ВНИМАНИЕ: ПОЖАР!

В патенте США 4 084 157 описано устройство тревожной противопожарной сигнализации, которое реагирует на повышение температуры в помещении и включает звуковой сигнал. Это устройство состоит из сжатой пружины, удерживаемой легкоплавким веществом (например, сплав Вуда, парафин и т.п.).

В случае пожара вещество плавится, пружина распрямляется и освобождает клапан на баллоне со сжатым воздухом, воздух поступает в звуковую сирену - раздается сигнал тревоги.

Не очень надежная система: пожар ведь может не случиться много лет, за это время пружина может потерять упругость, вещество может испортится (например, окислиться, разложиться).

Кроме того, после срабатывания устройства необходимо тщательно подготовить его к следующему циклу работы - поставить новый баллон со сжатым воздухом, взвести пружину, залить ее легкоплавким веществом...

Подумайте, что можно упростить в этой системе, повысить надежность работы, сократить количество элементов; короче говоря - нужно пройти как можно дальше по пути совершенствования этой системы или придумать абсолютно новую.

Здесь может быть множество красивых решений - ведь надо использовать бесплатный ресурс - тепловое поле, возникающее при пожаре. Пусть оно само и сигнализирует!...

Что бы вы предложили?

Александр Гранин, разработчик «Лаборатории Касперского»

Я иногда размышляю, какие события привели меня прежнего ко мне сегодняшнему и что служило причиной каждого из этих событий. Давным-давно, с самого первого знакомства с компьютером, у меня, десятилетнего, появилась мечта – стать космонавтом компьютерных наук: программистом. Чуть позже я узнал, что невозможно быть программистом без способностей к анализу, творчеству, изобретательству, что нужно понимать не только внешнюю оболочку компьютерного мира, но и проникать мыслью в его суть и устройство. Именно тогда я начал почти целенаправленно создавать себя, заниматься творчеством, расширять кругозор, – с тем, чтобы в будущем золотые мечты стали реальностью.

Я знал, чего хотел, знал, что мне интересно. Мне нравятся компьютеры – замечательно! Значит, я буду копаться в их внутренностях, изучать принцип действия, постигать законы вычислительной техники. Мне нравится фантастика – отлично! Беру и читаю вкусные книги, погружаюсь с головой в удивительные истории, в потрясающие воображение красоты иных миров. Мне нравится наука – очень хорошо! Тогда я буду…

А вот с наукой ситуация несколько сложнее. Школьная наука не допускала такой свободы, как фантастические книги или компьютеры, а я мог лишь согласиться с этим – или нет. Небольшой люфт в средствах и мотивации, безусловно, имелся, но моей фантазии всё равно было тесно. Совершенно различались цели: я стремился изучать интересное, а от меня добивались того же воспроизведения обычных знаний, что и от других. Школьная система была приспособлена к большинству тех, кто еще не знал, чего хочет, а я – знал, и она не была достаточно гибкой или умной, чтобы создать условия для меня лично. Некоторые учителя пытались найти ко мне индивидуальный подход – так я и еще несколько человек оказывались на олимпиадах и конференциях, но эти мероприятия не могли осветить все те базовые вещи, которые необходимы в профессиональной научной деятельности.

К счастью, мне в руки попали замечательные книги, благодаря которым я нашел пути в будущее. В 1990 году была выпущена научно-популярная книга, очень хорошим языком рассказывающая о том, какие пусть и маленькие в масштабах Вселенной, но решительные шаги делает человек в космосе, какие проблемы и задачи он решает, приближая высокую мечту – полететь к звездам, а также – что еще предстоит сделать. Она называлась «Вам строить звездолеты». Другая книга – «Звезды и планеты. Реактивные самолеты. Космические полеты» – в увлекательной форме предоставила мне базовые знания о космосе. Но главная ее заслуга – в научной направленности; читая подобную литературу, юный исследователь сам не заметит, как перейдет к научному поиску, следуя забавным заданиям и инструкциям.

Например, по одному из заданий нужно было создать автоматический вездеход из обыденных подручных материалов: пластиковые бутылки, губки, резинка. Другое задание предлагало изучить ночное небо по интерактивной звездной карте. Всего-то лишь и требовалось – вырезать бумажный компас с дыркой-экраном да выйти ночью в поле, когда звезд видно больше всего. Меня, помнится, не испугал даже двадцатиградусный мороз и снег, выпавший накануне. Я вооружился фонариком, карандашом (ручка замерзала), книгой, компасом и вышел во двор. Арктур, Бетельгейзе, Альдебаран, Сириус, Альфа Центавра – вот куда были направлены мои мечты в ту ночь...

Тогда я еще не знал, что это самый что ни на есть настоящий научный поиск. Астрономы точно так же сидят в башнях-обсерваториях и наблюдают в телескопы за небесными телами, а увидев что-нибудь интересное, ищут в этом смысл. Физики точно так же сталкивают частицы в больших коллайдерах и потом долго изучают результаты в поисках отклонений от уже известного. Биологи точно так же снаряжают экспедицию в какие-нибудь джунгли, поближе к широконосым обезьянам, чтобы понять их повадки и образ жизни. Научный поиск профессионала и домашний научный поиск ничем по сути не различаются, кроме масштабов и инструментов; однако богатая лаборатория не нужна, чтобы изучать мир для собственного удовольствия. Через жизнь как большой эксперимент можно познавать нас во Вселенной, будь то социальные отношения, искусство, математика, физика и устройство мироздания, техника и технологии, медицина, – да всё, что угодно. Порой мы даже не подозреваем, сколь много восхитительного, а порой и странного можно найти в окружающих нас вещах.

Расширять кругозор или углубляться в какую-нибудь область – не такое уж и хлопотное занятие, но очень увлекательное. К счастью, я быстро это понял, и, также к счастью, у меня были источники хорошей информации. Это сегодня Интернет доступен почти везде, а тогда, в глубинке, я мог уповать лишь на книги. Поразительно, но пять увесистых энциклопедий, приобретенных родителями в Новосибирске, когда мне было 10 лет, оказались настолько содержательными, что и по сей день на полках книжных магазинов я не встретил ничего более достойного. «Биология», «Математика», «Химия», «Физика»… Я читал о квантовых явлениях, об эволюции звезд, о кварках, о черных дырах – и это не были бесполезные знания, как может поначалу показаться. Когда читаешь о чем-то, выходящем за рамки обыденности, о чем-то, чего ты еще не видел, мозгу приходится придумывать и воображать. Воображение же играет ключевую роль для инженеров. Инженер, вообще говоря, это человек, который создает новое, неведомое, когда-то казавшееся немыслимым, невозможным. Но сначала он должен сам это представить хотя бы в общих чертах. Говорят, что гений Никола Тесла ставил изощренные эксперименты прямо в уме – и не ошибался! У него было богатейшее воображение, как и у Эйнштейна, придумавшего теорию относительности...

К вопросу о воображении можно подойти и с другой стороны. В советское время была известна фраза: «Фантастика должна звать молодежь в технические втузы». Предполагалось, что фантастическая книга, основанная на реальных научных концепциях, помогает определиться с будущей профессией, снабжает молодого человека полезной инженерно-технической информацией, заставляет его думать и выдумывать. Научная фантастика призывает вообразить необычное, несуществующее, придумать логические взаимосвязи, расширить горизонты познания, пронзить мысленным взором миллиарды световых лет пространства и времени. Я люблю научную фантастику. Лем, Стругацкие, Кларк, Ван Вогт, – все эти и многие другие писатели являются прежде всего виртуозными изобретателями, которые к тому же могут донести свои чудные мысли до нас. В их распоряжении – слово и воображение, а мы выступаем в качестве наблюдателей их экспериментов, и очень часто из хорошей фантастической книги можно сделать далеко идущие выводы о реальном мире. А в некоторых книгах даже показан научный поиск как таковой. «Солярис» Лема – это планета, покрытая большим разумным океаном, и люди-ученые пытаются понять его образ мышления, используя свою человеческую логику. Существуют ли не поддающиеся пониманию явления? Где границы применимости нашей привычной науки? Что такое Разум и каким он может быть? Эти вопросы, возможно, самые главные для человечества как явления природы. Есть ли на них ответы, мы пока не знаем, и кто-то спросит: а зачем об этом думать? И действительно, зачем человек исследует эту огромную, таинственную, недосягаемую Вселенную? Но ведь мы – часть этой Вселенной, и, познавая мир, мы познаем себя. Мы хотим знать, кто мы и зачем существуем.

Ученый объясняет мироздание, а инженер использует эти знания, чтобы сконструировать прибор, упрощающий нашу жизнь. Огромный путь длиной в полвека проделали компьютерные технологии, усилиями тысяч инженеров были созданы тонкие по своей структуре электронные вычислительные машины, они нашли применение во всех сферах нашей жизни, стали доступны каждому. Космическая отрасль развилась до такой степени, что на далекую-далекую планету Марс высажен очередной марсоход, и мы ежедневно получаем важную телеметрию с поверхности, которая поможет нам (и уже помогает) составить подробную историю не только самого Марса, но и всей Солнечной системы. Инженеры собирают ракеты, поезда, самолеты, инженеры строят высотные здания, отливают детали для машин, создают лекарства, проектируют, чертят, придумывают, – в каждой отрасли найдется что-нибудь особенное, интересное. Везде есть простор для мысли и дело для рук. Инженерам мы обязаны телевидением и сотовой связью, Интернетом и автомобилями, электричеством и теплом.

Я вижу в этом много позитивного. Человеку разумному, homo sapiens, присуща тяга к конструированию, к творчеству, к работе руками. Именно этот фактор – создание чего-либо своими руками – совершенно важен и необходим для успешного профессионального изобретательства. Мне скажут: можно же мастерить мотоцикл в гараже, дома клеить авиамодель, а где-нибудь за огородами, на дереве, сооружать с ребятами домик. Безусловно, все эти занятия полезны в своей области, но не все они доступны здесь и сейчас, а некоторые нельзя повторить. Я был к таким затеям настроен прохладно, да и гаража у меня не было. Радиотехникой я тоже не заинтересовался, хотя знаю пару человек, которые когда-то словно бы родились с паяльником, а сейчас стали успешными радиоинженерами. Зато у меня был конструктор одной известной фирмы. В то время, как некоторые мои знакомые бегали с палками по двору, изображая первобытных людей, я с упоением соединял кирпичики, отпустив на волю фантазию. Я бываю совершенно счастлив во время этого процесса даже сейчас, спустя десяток лет; жаль только моя фантазия требует слишком многих деталей, которых, конечно же, не хватает. И вот тут-то сталкиваешься с удивительно разнообразными технологическими задачами, – как и в реальной жизни. Мы живем в мире с ограничениями, и, чтобы преодолеть их, мы придумываем всё новые и новые решения, совершенствуем старые алгоритмы, ищем иные подходы. Удачные или неудачные, покажет практика, но решения тем лучше, чем более глубоки наши познания, чем тщательнее мы подходим к проблеме и чем больше у нас опыта.

А опыт нарабатывается годами. Существует важное правило, подтвержденное исследованиями – «правило 10000 часов». В нем утверждается, что наивысшего экспертного уровня человек достигает в своей области после 10000 часов работы; для этого нужно в течение десяти лет заниматься по двадцать часов в неделю. Исследования показали, что талант и профессионализм мирового уровня – это не дар свыше, а упорный, в чем-то даже самоотверженный труд. Примечательно, что нет никого, кто после 10000 часов стараний не стал бы профессионалом, – то есть, любому из нас под силу стать и великим музыкантом, и потрясающим инженером, и умнейшим ученым.

Конечно же, счастлив тот, кто может уделить любимому делу двадцать часов в неделю, а жизнь обычно суровее, она предъявляет свои требования, – поэтому важно найти такую специализацию, которая интересна и сама по себе, и как простор для будущей профессиональной деятельности. И я могу с уверенностью сказать, что нашел для себя лучший вариант. Мне нравится моя работа, я счастлив быть программистом, я совершенствуюсь с каждым новым днем, проведенным в программном коде, и я уверен, что впереди – только лучшее.

Многим нравится идея зарабатывать на жизнь изобретениями. Кто бы отказался быть самому себе начальником и получать прибыль благодаря творчеству? Тем не менее, быть изобретателем - не так уж просто. Сложно найти продукты, которые будут пользоваться спросом на переполненном рынке товаров и услуг. Придется потратить немало времени, чтобы создать продукт, необходимый потребителям. Затем потребуется разработать опытный образец и показать товар потенциальным инвесторам. Также не забудьте запатентовать свое изобретение, чтобы в случае чужого интереса защитить свою интеллектуальную собственность. Следует понимать, что изобретатели регулярно сталкиваются с отказами, поэтому научитесь спокойно переносить временные неудачи и с каждым разом становитесь сильнее.

Шаги

Часть 1

Детство

    Учитесь мыслить творчески. Если в детстве вы мечтаете быть изобретателем, то ищите способы развивать свои творческие способности. Изобретатели умеют мыслить нестандартно и способны находить новаторские решения различных проблем. Ищите способы развивать свои творческие способности.

    • Находите время на спонтанные игры. Попробуйте выключить игровую приставку и просто побыть в своей комнате наедине с простыми игрушками вроде плюшевых зверушек и различных наборов для творчества. Так вам придется каждый день находить оригинальные способы весело провести время, а не полагаться на традиционные развлечения - видео, компьютеры или настольные игры.
    • Читайте ради удовольствия. Люди, которые много читают в свое удовольствие, обычно намного изобретательнее тех, кто не любит читать.
    • Занимайтесь творчеством. Рисуйте, разукрашивайте, делайте фигурки из глины, пишите стихи и находите другие способы развивать свои творческие способности.
  1. Сосредоточьтесь на предметах НТИМ. Этот акроним расшифровывается как наука, технологии, инженерия и математика. Такие области знаний очень важны для изобретателя, поскольку любое изобретение требует определенных навыков и умений. Во время учебы в школе уделяйте особое внимание таким предметам.

    • Сосредоточьтесь на естественных науках. Запишитесь в кружок, посещайте дополнительные занятия и факультативы.
    • Интересуйтесь современными технологиями и разработками. Найдите курсы по информатике и программированию или обработке различных материалов.
    • Изучайте математику вне рамок школьной программы. Изобретателю всего пригодятся глубокие знания по математике.
  2. Запишитесь в школьные кружки и секции. Изобретателю важно учиться у других. Возможно, у вас в школе или рядом с домом есть кружки для юных изобретателей или техников. Дополнительные занятия и увлечения помогут превратить вашу мечту в реальность.

    • Станьте участником кружка юных техников, чтобы изучать прикладные науки. Также запишитесь в шахматный клуб и развивайте логическое мышление, которое присуще каждому успешному изобретателю.
    • В некоторых школах есть клубы и кружки, которые позволяют ученикам вместе трудиться над общей задачей или проектом в течение учебного года. Рассмотрите все варианты.
  3. Находите творческие хобби и увлечения. Воображение - важный инструмент изобретателя. Ваши увлечения должны развивать воображение и создавать почву для различных новаторских идей.

    • Увлекаетесь выпечкой? Даже здесь есть место новаторству. Например, если у вас закончилась корица, то придется импровизировать с другими приправами.
    • Разные интеллектуальные игры весьма способствуют работе воображения. В трудных ситуациях вам потребуется решать проблемы в соответствии с установленными правилами.
    • Находите место творчеству в повседневных вещах. Присмотритесь к облакам, чтобы увидеть в них образы и силуэты. Напишите стихотворение о теплом летнем дожде.
  4. Не бойтесь привлекать сторонних исполнителей. Если у вас нет требуемых навыков или желания и времени приобретать такой опыт, то воспользуйтесь услугами подрядчиков. Изобретатели редко способны выполнить все работы по продукту самостоятельно. У каждого есть слабые места и это нормально. Найдите профильных специалистов.

    • Воспользуйтесь услугами внештатных сотрудников, чтобы выполнить ряд задач за умеренную плату. Например, вы придумали приложение для смартфона, но не умеете писать программы или не разбираетесь в операционных системах. Попробуйте найти технического специалиста, который возьмется за поставленную задачу.
    • Сотрудничайте с друзьями. Если ваш друг или знакомый занимается изготовлением обуви, то он может стать вашим партнером по разработке туристических ботинок. Не забудьте заранее решить финансовые вопросы на случай успешной реализации и спроса на продукт.

Часть 3

Как создавать и продавать продукты
  1. Создайте опытный образец. Если у вас родилась идея изобретения, то сначала нужно создать опытный образец. Покажите его потенциальным пользователям и покупателям, чтобы “подогреть” интерес к продукту. Также можно использовать опытный образец как модель для создания товара в реальном виде.

    • Современные технологии позволяют создать прототип любого продукта. Пакеты программ для проектирования вроде AutoDesk Inventor помогут вам создать цифровую модель изобретения.
    • Помимо цифровой модели также попытайтесь сделать небольшой физический прототип Это будет весьма полезно при работе над продуктом вроде тренажера. Экспериментируйте с разными материалами и конструкциями, чтобы выбрать оптимальное сочетание и решение.
  2. Вызовите интерес к своей идее. Создайте прототип и показывайте его всем, кому он может быть интересен. Используйте разные способы пробудить интерес к продукту. Ищите потенциальных инвесторов и покупателей.

  3. Выберите патентного поверенного. Если вы пришли к выводу, что ваш продукт можно успешно продавать, то обратитесь к патентному поверенному. Следует получить патент на изобретение, чтобы конкуренты не украли вашу идею. Защитите свою интеллектуальную собственность, если к ней присутствует интерес на рынке. Именно для этого нужен патентный поверенный. Найдите подходящего юриста или фирму в интернете или газетных объявлениях и договоритесь о встрече, чтобы обсудить ваш продукт.

    • Патентное право - это сложная область знаний, поэтому не пытайтесь оформить патент своими силами (конечно, если вы не обладаете большим опытом в данном вопросе). Если у вас есть друг или знакомый, который разбирается в патентном праве, то обратитесь к нему, чтобы немного сэкономить на услугах поверенного. Оформить патент стоит немалых денег, поэтому стремитесь сокращать издержки при любой возможности.
    • Оформление патента может стоить от 60 000 рублей и выше. Это немалая сумма, но если ваш продукт будет пользоваться спросом, то овчинка стоит выделки. Процесс регистрации занимает некоторое время. Обычно на оформление уходит около года. Используйте это время, чтобы лучше изучить рынок и внести необходимые доработки в соответствии с потребностями пользователей.