Кариатиды. Скульптура льва, фасадный декор Пара для кариатиды

Стоят они, навеки, уперши лбы в беду,
Не боги - человеки, привычные к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.

А.Городницкий, «Атланты», 1963.

Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.

Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.

Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.

В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Изготовление скульптуры можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко

Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 – 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм

Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир

Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс

Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко

В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика

Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн

При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм

Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир

В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок , оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

Итак, сегодня у нас суббота, 15 апреля 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответына «Актуальные вопросы». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине -Какими, согласно Витрувию, должны быть кариатиды?

  • A. одетыми
  • B. обнаженными
  • C. босыми
  • D. увенчанными лавровыми венками

Правильный ответ А - ОДЕТЫМИ

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.

Впервые упоминается Витрувием в его трактате, посвященном Октавиану Августу:

«Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопоннесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев».
- Витрувий, «10 книг об архитектуре». I: 1, 5

Рассмотрим греческие здания, изображения которых собраны в многочисленных литературных трудах. Мы уверимся, что декоративная скульптура занимает второстепенное место и подчинена контурам профиля. Греки прежде всего влюблены в форму. Они отбрасывают все, что может содействовать нарушению ее гармонии и единства. Вот этот-то инстинкт и заставляет их неизменно предпочитать обнаженную скульптуру. Они одевают свои статуи, только подчиняясь условностям религии, но освобождаются от этих правил при первой возможности. Первые статуи Афродиты были или должны были быть одетыми с головы до ног. Инстинкт греков оказался сильнее догматов религии, и уже начиная с века Перикла скульпторы их отстранили.

Наши заказчики и партнеры регулярно задают вопрос, почему наша копания называется Кариатида? Что значит Кариатида?

Это потому что с нашей точки зрения Кариатида это кульминация в строительстве двух базовых понятий ЭСТЕТИКИ и ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, кроме того очень часто Кариатиды стоят именно на фасаде.
Почему Эстетика? - скажите а что может быть прекраснее женщины?
Почему функциональность? - а что может быть функциональнее несущей колонны? Именно на них держится почти любое здание. Сложно найти здание которое может обойтись без несущих колонн.
Кариатиды это красивейшие двушки которые с древних времен держат на своих плечах (руках) части конструкций здания. В нашем понимании лучшие здания это именно те в которых все элементы считают в себе красоту и функциональность.

Словарная справка

Кариатиды, греч. архитект., женские фигуры, без рук, в длинной одежде, служащие для поддержания частей здания преимущ. с лицевой стороны, вместо колонн и пилястров. В новейш. искусстве К. назыв. и мужские фигуры такого же рода (правильнее атланты).
(Брокгауз и Ефрон)

Кариатида (от греч. karyаtides , буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). К. были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17—19 вв.
(Большая советская энциклопедия)

КАРИАТИДА (греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины, употребляемая вместо столба для поддержки антаблемента.
(Словарь иностранных слов, Чудинов А.Н. 1910)

КАРИАТИДА греч. karyatis, idos, по имени города Карий Женская статуя без рук, в длинной одежде, употребляемая для поддерживания сводов вместо столбов и пилястров.
(Объяснение иностранных слов, Михельсон А.Д., 1865)

КАРИАТИДЫ (гр. karyatides карийские девы) архит. вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.
(Новый словарь иностранных слов. EdwART, 2009)

по-английски caryatid
по-немецки karyatide
по-французски cariatide, caryatide
по-итальянски cariatide, canefora
по-испански cariátide
по-украински каріатиди, -тид

И несмотря на то что некоторые авторы словарей утверждают что Кариатиды это женщины ОДЕТЫЕ и БЕЗ РУК. Мы все же утверждаем (так как коллекционируем изваяния Кариатид) что Кариатиды это женщины с руками и часто полуобнаженные а иногда и совсем без одежды, что несомненно делает их еще более привлекательными.

Фотографии разных Кариатид.

Наши заказчики и партнеры регулярно задают вопрос, почему наша копания называется Кариатида? Что значит Кариатида?

Это потому что с нашей точки зрения Кариатида это кульминация в строительстве двух базовых понятий ЭСТЕТИКИ и ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, кроме того очень часто Кариатида стоят именно на фасаде.

Почему Эстетика? - скажите а что может быть прекраснее женщины?

Почему функциональность? - а что может быть функциональнее несущей колонны? Именно на них держится почти любое здание. Сложно найти здание которое может обойтись без несущих колонн.

Кариатиды это красивейшие двушки которые с древних времен держат на своих плечах (руках) части конструкций здания. В нашем понимании лучшие здания это именно те в которых все элементы считают в себе красоту и функциональность.

Словарная справка.

Кариатиды, греч. архитект., женские фигуры, без рук, в длинной одежде, служащие для поддержания частей здания преимущ. с лицевой стороны, вместо колонн и пилястров. В новейш. искусстве К. назыв. и мужские фигуры такого же рода (правильнее атланты).

(Брокгауз и Ефрон )

Кариатида (от греч. karyаtides, буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). К. были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17—19 вв.

(Большая советская энциклопедия )

КАРИАТИДА (греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины , употребляемая вместо столба для поддержки антаблемента.

(Словарь иностранных слов, Чудинов А.Н. 1910)

КАРИАТИДА греч. karyatis, idos, по имени города Карий Женская статуя без рук , в длинной одежде, употребляемая для поддерживания сводов вместо столбов и пилястров.

(Объяснение иностранных слов, Михельсон А.Д., 1865)

КАРИАТИДЫ (гр. karyatides карийские девы) архит. вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.

(Новый словарь иностранных слов. EdwART, 2009)

по-английски caryatid

по-немецки k aryatide

по-французски cariatide, caryatide

по-итальянски cariatide, canefora

по-испански cariátide

по-украински каріатиди, -тид

И несмотря на то что некоторые авторы словарей утверждают что Кариатиды это женщины ОДЕТЫЕ и БЕЗ РУК. Мы все же утверждаем (так как коллекционируем изваяния Кариатид) что Кариатиды это женщины с руками и часто полуобнаженные а иногда и совсем без одежды, что несомненно делает их еще более привлекательными.

Фотографии разных Кариатид.














Кариатида — (от греч. karyаtides, буквально – жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору).

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Впервые упоминается Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу.

“Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.

И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.”

Витрувий “10 книг об архитектуре” кн.1, гл.1., 5

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы, в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.

Ордер кариатид

Коринфский ордер представляет собой ионийский и отличается от него лишь капителью с листвой. Ордер же кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью.

Одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру .

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды , совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы , в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.В средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения . В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних - атланты .

См.также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кариатиды" в других словарях:

    кариатиды - мн., ж. cariatides pl., f. <гр. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии (в области Лакония) . БАС 1. Вертикальная опора в виде женской фигуры. поддерживающая балочное перекрытие. СИС 1985. Кариатиды, женския статуи без рук, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий вместо колонн или столбов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КАРИАТИДЫ статуи, играющие роль колонн или подпорок, поддерживающих части… … Словарь иностранных слов русского языка

    Кариатиды - арх. эл т, введенный др. греч. зодчеством: опора балочного перекрытия в виде жен. фигуры (обычно задрапированной). К. могут использоваться в функции колонн, декорировать кронштейны или вообще не иметь конструктивной функции. В рус. архитектуре К … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Изображение людей (собств. женских фигур), поставленных для украшения и поддержки балконов, выступов и т. п. вместо колонн (мужские фигуры назывались теламонами) Ср. ...Солнце золотит Равно своим лучом красу их карьятид И твой фасад с его… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Кариатиды - 1. Жрицы храма Артемиды в Карии (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Античный мир. Словарь-справочник.

    КАРИАТИДЫ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    КАРИАТИДЫ - 1. Жрицы храма Артемиды в Карий (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Список древнегреческих имен

    Каріатиды изображеніе людей (собств. женскихъ фигуръ), поставленныхъ для украшенія и поддержки балконовъ, выступовъ и т. п. вмѣсто колоннъ (мужскія фигуры назывались теламонами). Ср. ...Солнце золотитъ Равно своимъ лучемъ красу ихъ карьятидъ И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Кариатиды - колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающую часть здания (балкон, галерею и подобное): ஐ ...с довольно интересными ножками они напоминали кариатид... Высокий замок … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Атланты и кариатиды Жанр … Википедия

Книги

  • Кариатиды. Роман , Александр Романовский. Персонажи романа Кариатиды живут и действуют в период кризиса бывшего СССР, результатом которого явился его полный развал. В борьбе за собственное благополучие ивыживание эти люди используют…