Католическая церковь божией матери лурдской. Храм лурдской божией матери. Конструкция и интерьер храма Лурдской Божией Матери

 /   / 59.93694; 30.35667 (G) (Я) Конфессия католицизм Епархия Матери Божией Автор проекта Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810541000 Состояние действующий Сайт Церковь Лурдской Божией Матери на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты : 59°56′13″ с. ш. 30°21′24″ в. д.  /  59.93694° с. ш. 30.35667° в. д.  / 59.93694; 30.35667 (G) (Я)

Храм Лу́рдской Бо́жией Ма́тери - католический храм в Литейном округе Санкт-Петербурга . Построен в 1903-1909 годах для нужд французской католической общины по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича . Освящён 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1909 года епископом Иоанном Цепляком . С 1938 по 1992 год храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Ленинграде.

Архитектура

На основном массиве здания покоится тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, увенчанная гранёным куполом. Облицованный грубоколотым гранитом фасад завершён щипцовым фронтоном . Свод церкви выполнен из железобетона .

Первоначально Л. Н. Бенуа сделал эскиз базилики в романском стиле в три нефа с трансептом , но очень небольших размеров, с башней, затейливым входом и небольшим домиком сбоку - жильем для священника. Стилизованные разновеликие объемы должны были составлять живописную динамичную группу. Для облицовки здания архитектор предполагал использовать кирпич и природный камень. Однако в 1903 году в связи с окончанием строительства Троицкого моста через Неву администрация фирмы «Батиньоль», построившей мост, предоставила церкви значительное количество неиспользованного гранита. Это обстоятельство заставило архитектора принципиально переработать проект. Новый вариант разрабатывался в соавторстве с М. М. Перетятковичем. Бенуа изменил систему строения и вместо трех нефов, требующих установки колонн, арок и прочего, предложил сделать один железобетонный свод. Имеющийся гранит решили использовать на облицовку. В результате возник выразительный стилизованный объем как бы вросших друг в друга частей. Архитекторы придали костелу черты южнофранцузского романского стиля, не избежав при этом сильного влияния северного модерна . Облик здания больше напоминает о произведениях лидера этого направления Элиэля Сааринена , чем о средневековой Франции.

Внутреннее убранство составляют большие морские раковины для воды при входе, 14 стояний крестного пути Иисуса Христа , большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова. Первым надалтарным образом была копия Мадонны Рафаэля . В 1916 году её заменила картина, написанная Э. К. Липгартом , изображающая Богородицу с младенцем, архангела Михаила и ряд французских святых. Духовой орган в неоготическом стиле на 20 регистров, изготовленный в 1910 году немецкой органостроительной фирмой «E. F. Walcker», был установлен в храме в 1957 году .

История

В конце 1940-х и конце 1960-х годов в храме производился капитальный ремонт. Колонны были обработаны под искусственный мрамор, приехавшие из Латвии мастера расписали стены и своды церкви и алтарной части.

Настоятели и администраторы

  • о. Амвросий Кюни, ОР (1901-1903)
  • о. Жан Амодрю , ОР (1903-1935, с 1935 г. епископ)
  • о. Мишель Флоран , ОР (1935-1941)
  • о. Иосиф Казлас (1945-1963)
  • о. Франц Сидарс (1963-1966)
  • о. Иосиф Павилонис (1966-1991)
  • о. Павел Одиньш, ОFM (1991-2002)
  • о. Дмитрий Мишенев (2001-2002 администратор , прихода, с 2002 по 2007 - настоятель)
  • о. Игорь Чабанов (с января по август 2007 администратор прихода)
  • о. Сергей Альхимёнок (с августа 2007)

См. также

Напишите отзыв о статье "Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

Храм Лурдской Божией Матери - римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге.

Храм Лурдской Божией Матери построен в 1909 году для нужд французской католической общины. Освящен 5 декабря 1909 года епископом Иоанном Цепляком. С 1938 по 1992 годы этот храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Санкт-Петербурге.

Храм построен в формах романского зодчества с использованием элементов северного модерна. На основном массиве здания покоится тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, увенчанная гранёным куполом. Облицованный грубоколотым гранитом фасад завершён щипцовым фронтоном. Свод церкви выполнен из железобетона.


Внутреннее убранство составляют большие морские раковины при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова. Первым надалтарным образом была копия Мадонны Рафаэля. В 1916 году её заменила картина, написанная Э. К. Липгартом, изображающая Богородицу с Младенцем, архангела Михаила и ряд французских святых.

В конце 1940-х и конце 1960-х годов в храме производился капитальный ремонт. Колонны были обработаны под искусственный мрамор, приехавшие из Латвии мастера расписали стены и своды церкви и алтарной части. На фото - вход в храм

В 1957 году для нужд храма Лурдской Божией Матери в бывшей церкви при евангелической больнице был приобретен орган немецкой фирмы Валкер, после капитального ремонта он был установленный на хорах.

В 1958 году художником Захаровым написан новый, вероятнее всего на обратной стороне прежнего, надалтарный образ «Вручение Иисусом Христом ключей от Церкви святому апостолу Петру».

В 1981 году был отреставрирован интерьер часовни Лурдской Богоматери.

В 1990-х годах был проведён капитальный ремонт церкви, расчищен цокольный этаж, установлен новый алтарь, лавки, мозаично-расписные витражи, побелены стены, смонтирована звукоусилительная аппаратура, значительно перестроен приходской дом.

22 ноября 2009 года община торжественно отметила столетие освящения храма Лурдской Божией Матери .

Фото: Католический храм Лурдской Божией Матери

Фото и описание

Храм Лурдской Божией Матери - один из римско-католических храмов в Петербурге, расположен в Ковенском переулке. С этой церковью связано множество важных событий истории католической общины Санкт-Петербурга и Российской Католической Церкви в целом. В течение долгого времени храм был одним из двух в России и единственным в городе действующим католическим храмом. Здесь в 1926 г. был тайно хиротонирован Апостольский Администратор Ленинграда в трудные революционные годы, отец Антоний Малецкий. В 60-ые гг. ХХ века одним из прихожан церкви Лурдской Божией Матери был Тадеуш Кондрусевич, который впоследствии стал митрополитом и главой Католической Церкви в России. С 90-х гг. здесь не раз проходили церемонии рукоположения в пресвитеры и диаконы и обряды возобновления монашеских обетов членами различных конгрегаций и орденов.

История храма Лурдской Божией Матери началась еще с 1891 года, когда французы-католики, являющиеся членами общины церкви святой Екатерины, обустроили в церкви святой Екатерины Александрийской небольшую часовню. Основной святыней этой часовни стала статуя Девы Марии, которую привезли из Лурда. В то время культ Девы Марии Лурдской был уже широко распространен в Католической Церкви.

19 октября 1898 г. Николаем II было дано высочайшее соизволение на строительство и содержание еще одной католической церкви в Петербурге. Сразу после этого был начат сбор средств и поиск участка под строительство храма. В конце 1900 года французской общиной был приобретен участок в Ковенском переулке между доходным домом и экипажной фабрикой Карла Крюммеля. Проект будущего храма Божией Матери был заказан у Л.Н. Бенуа, сына известного архитектора высочайшего двора, Н.Л. Бенуа, который являлся синдиком католической общины С-Петербурга.

Храм был заложен 29 декабря 1903 года. Все строительные работы велись исключительно на пожертвованные средства и доходы от лотереи. И поскольку этих денег постоянно не хватало, работы по строительству церкви были приостановлены, а проект с целью удешевления строительства был переработан заново. Новый проект Л.Н. Бенуа разрабатывал вместе с М.М. Перетятковичем. К осени 1909 года строительство здания храма Божией Матери завершилось. Освящение храма состоялась 22 ноября (5 декабря по новому стилю) 1909 г.

Храм выполнен в традициях романской архитектуры с использованием некоторых элементов северного модерна. Основной массив здания венчает тридцатиметровая четырёхгранная башня-колокольня из двух ярусов с гранёным куполом. Щипцовый фронтон завершает фасад, облицованный грубоколотым гранитом. Церковный свод церкви - из железобетона. При постройке церкви использовался финский гранит, который остался от строительства Троицкого моста, предоставленный французской строительной компанией «Батиньоль». Цемент поставлялся заводом «Железобетон».

Внутреннее убранство церкви представлено большими морскими раковинами на входе, стояниями Крестного Пути, большой и малой люстрами, скульптурным убранством, в т.ч. мраморным бюстом Иисуса Христа, выполненным Федоровым. Первоначально в качестве надалтарного образа выступала копия Мадонны Рафаэля. Позднее, в 1916 году она была заменена на картину кисти Э.К. Липгарта, которая изображает Богородицу с младенцем на руках, архангела Михаила и других святых.

В начале XX века французская церковь в честь Божией Матери – Нотр-Дам-де-Франс – была шестым католическим храмом Петербурга. В период же с 1938 по 1992 г. церковь была единственным действующим католическим храмом в Санкт-Петербурге. Даже в советский период церковь в Ковенском переулке не была закрыта. Лишь в период с июля 1941 г. по август 1945 г., богослужения здесь не совершались. Во время Великой Отечественной войны храму посчастливилось избежать тяжелых разрушений.

В конце 40-х гг. и конце 60-х в церкви производились капитальные ремонты. Своды церкви и стены, а также алтарная часть были расписаны латвийскими мастерами. Колонны обработали под искусственный мрамор. В 1957 г. в бывшей церкви евангелической больницы, что на Лиговском проспекте, был приобретен немецкий орган Валкер, который после окончания капитального ремонта установили на хорах. В 1958 г. было написано новое надалтарное полотно «Вручение Иисусом Христом ключей от церкви святому апостолу Петру» (художник Захаров).

В 90-х гг. был произведен монтаж звукоусилительного оборудования, установлен новый алтарь, расчищен цокольный этаж, установлены мозаичные витражи (авт. И. и М. Байковы). А 22 ноября 2009 прошло торжественное освящение храма в честь его 100-летия.

Образование французской католической общины
Город Святого Петра по своему этническому составу всегда отличался от других городов Российской Империи. Первая католическая община города, сформировавшаяся к 1710 г., в основном состояла из немцев, французов, поляков и итальянцев. Каждая национальная группа имела своих старост (синдиков), своих проповедников, но молились все в одном храме. В городе изначально не было какого-то обособленного, огражденного высоким забором района, где разрешалось селиться иностранцам и иноверцам, как это было, например, в Москве, в Немецкой слободе. Хотя в Санкт-Петербурге существовала Французская слобода, Финская, Немецкая и другие, почти 30 лет католическая церковь находилась в Греческой слободе.
Открытие в 1783 г. нового, вместительного храма св. Екатерины на Невском проспекте стало благом для растущей католической общины, на долгие годы создав условия для удовлетворения духовных нужд. Даже значительный приток французов-католиков после революционных событий 1789 г. не вызвал необходимости в строительстве нового храма.
В 1825 г. католики-французы учредили в городе благотворительное общество, которое возглавила супруга посла, а в 1887 г. на Васильевском острове были построены и освящены здания приюта и богадельни с часовней, в которой служил французский священник. Вплоть до 1905 г. приют расширяли и достраивали, а рядом была построена двухэтажная больница для неимущих. Президенты Франции Эмиль Лубе и Феликс Фор во время своих визитов посещали и приют, и больницу.
К началу XX века произошли значительные изменения в численности отдельных национальных групп католической общины Санкт-Петербурга. Польская диаспора стала самой многочисленной (ок. 40 тыс.); в основном это были крестьяне, выходцы из западных земель. Французов к тому времени насчитывалось уже около 3 тыс., немцев - около 2 тыс. Кроме них, были также католики-литовцы, латыши, белорусы, итальянцы. Церковь св. Екатерины во время богослужений по воскресным и праздничным дням уже не могла вместить всех верующих.
Французская община решила организовать свой приход и на свои средства построить в городе новую церковь. Но правительство всегда неохотно соглашалось на строительство новых иноверческих храмов. Большую помощь общине оказал посол Франции в России маркиз де Монтебелло. В своем обращении в МВД посол обосновал необходимость строительства в Петербурге католической церкви для французов тем, что еще Петр I при основании города разрешил строительство инослав-ных храмов, а также тем, что храм св. Екатерины не вмещает верующих.
МВД, в ответ на просьбу верующих, выдвинул следующие условия: храм будет в подчинении митрополита Могилевской архиепархии; кандидатуры настоятеля и викария будут предварительно согласованы с МВД; метрические книги должны вестись на русском языке; синдики избираются из числа прихожан.
Положительный отклик дал на просьбу французов и митрополит Могилевской архиепархии Симон Козловский (при условии финансовой самостоятельности церкви, начиная с момента строительства, а также того, что вновь образующийся приход не будет претендовать на имущество храма св. Екатерины).
Условия были приняты и 14 октября 1898 г. МВД выдало разрешение на строительство французской церкви в Санкт-Петербурге, а 19 октября прошение подписал и сам Государь.
Новый храм
24 ноября 1900 г. в конторе Петербургского нотариуса Владимира Петровича Бабичева на ул. Гороховой была официально оформлена купчая, согласно которой купец 1 гильдии В. Т. Максимов продал свой дом со всеми прилегающими к нему строениями Обществу французских граждан. Продаваемая земля находилась по адресу: Литейная часть, второй участок по Ковенскому пер. под номерами (по табелям 1900 г.) - 299, и полицейским - 7. При оформлении купчей присутствовали также: настоятель нового храма, священник ордена доминиканцев о. Амвросий Кюни, синдики той же церкви французские граждане профессор Август Гютине и Георгий Ложье. Эти господа объявили Бабичеву, что совершают купчую крепость на следующих условиях: Государь император Высочайшим повелением, данным 3 августа сего года, соизволил разрешить жительствующим в Санкт-Петербурге французским гражданам, образующим новый приход, приобрести у купца Максимова участок земли под строительство католической церкви. Итак, французская община получила в собственность участок площадью 270,2 кв. саженей. Максимов получил за свое имущество 67 тыс. руб. Все расходы по оформлению купчей взяли на себя покупатели.
Это было первое приобретение французской общины, которая была совершена ее первым настоятелем, служившим ранее в храме св. Екатерины (до 1896 г.), и первыми избранными синдиками. Ковенский переулок (до 1858 г. - Хлебный пер.) находился в одном из центральных районов столицы и получил свое название от уездного города Ковно -ныне Каунас. Переулок был тихий, спокойный и малоизвестный среди горожан, хотя пересекает известные всем улицы - нынешнюю ул. Восстания и Лиговский проспект. Участок представлял собой почти правильный квадрат, слева от него возвышался только что построенный пятиэтажный доходный дом (Ковенский, 9), а справа (Ковенский, 5) была Экипажная фабрика Карла Крюммеля с большим открытым двором и постройками, выходившими на улицу. Используя одну из построек, находящуюся на купленной земле, французы устроили в ней временную часовню. Настоятель о. Кюни сам ее освятил во имя Пресвятой Девы Марии. К 1 января 1901 г. Могилевская католическая консистория выдала настоятелю - о. Кюни метрическую книгу. С того момента в столице начал существовать еще один католический приход.
На протяжении всех этапов строительства верующие испытывали существенные материальные трудности, поскольку французы не смогли заплатить Максимову за участок требуемую сумму - 67 тыс. - сразу. В 1900 г. они заплатили 25 тыс., а остальные 42 тыс. оформили как закладные на 1 год с предоставлением приходу права заложить недвижимость в том случае, если не смогут выплатить ему деньги в срок.
Для составления проекта настоятель храма решил обратиться к профессору архитектуры Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928). Леонтий (в крещении - Людвиг) происходил из знаменитого рода Бенуа. Отец Леонтия Бенуа - Николай Леонтьевич - тоже был архитектором. Именно он построил в Санкт-Петербурге храм Посещения Пресвятой Девы Марии на католическом кладбище. Николай Леонтьевич Бенуа был также синдиком храма св. Екатерины на Невском проспекте. Именно к его сыну, обрусевшему французу, крещеному в лоне Католической Церкви, и обратился настоятель храма о. Кюни со своей просьбой. Сам архитектор впоследствии вспоминал об этом так:
"Тогдашний настоятель новой французской церкви приехал ко мне спросить, нет ли у нас проекта моего отца, который тот делал для французов в конце 60-х годов?
Я помнил, что этот проект делали в греческом стиле. Просмотрев все старые отцовские папки, нашел лишь небольшой набросок. Я сделал эскиз базилики в романском стиле, в три нефа с трансептом, но очень небольших размеров, с башней, затейливым входом и небольшим домиком сбоку - жильем для священника, вроде кельи. Эскиз понравился, и меня просили сделать проект, что я исполнил, приложив еще перспективный вид, с которого была исполнена почтовая открытка. Средства были весьма небольшие, если не сказать никаких. Решено было построить лишь крипту и перекрыть временно, чтобы сразу служить".
28 декабря 1902 г. заложен и освящен архиепископом Могилев-ским Болеславом Иеронимом Клопотовским (1848-1903 гг.) фундамент строящегося храма французской католической общины, именуемый в Петербурге как "Notre Dame de France". В течение всего периода строительства в храме велось служение. На должность инженера был приглашен Оскар Иосифович Тибо-Бриньоль (1850-1903 гг.).
К концу года нижний этаж храма был закончен и там стали проводить богослужения. Зал площадью около 300 кв. м. занимал полуподвальное помещение, снаружи облицованное кирпичом. Он имел два входа со стороны Ковенского переулка, а внутри все помещение было разделено двумя рядами мощных столбов, поддерживающих своды. Столбы должны были служить опорами для колонн верхнего трехнефного зала. В дневное время зал освещался светом, проникавшим сквозь окна. На стекла была нанесена специальная бумага, с помощью которой имитировались витражные стекла. Пол был покрыт красно-черной керамической плиткой, У южной стены по центру зала возвышался на трех ступенях алтарь. За алтарной стеной находились ризница и классы воскресной школы, имеющие отдельные входы со двора церковного участка. В одноэтажном кирпичном доме, оставшемся от купца Максимова, поселились настоятель, органист и сторож. В таком виде французская церковь Девы Марии в Санкт-Петербурге просуществовала почти шесть лет.
Окончание строительства (1907-1909 гг.)
Прошло около 4 лет после того, как был построен нижний этаж церкви... К тому времени умер архиепископ Клопотовский, освятивший закладной камень церкви; уехал из России посол Франции маркиз де Монтебелло, не стало и архитектора Тибо-Бриньоля, наблюдавшего за строительством. В начале 1907 г. во Францию, на родину, уезжает на лечение и уже не возвращается настоятель храма.
Французская община, в лице своих синдиков (старост) обращается к Леонтию Бенуа с просьбой переработать свой первоначальный проект церкви с целью удешевления, несмотря на то, что по этому проекту уже сооружен нижний этаж здания. Известный архитектор, имея в то время множество заказов, решил привлечь для разработки нового проекта своего ученика по Академии художеств, выпускника 1906 г., поляка по национальности, католика Мариана Перетятковича (1872-1916 гг.).
За 10 лет своей деятельности он осуществил 11 проектов, в числе которых - деревянный храм св. Казимира за Нарвской заставой и "французский" храм. Сложную конструкцию Бенуа Перетяткович заменил на единое пространство с железобетонным сводом. Товарищество "железобетон" пожертвовало значительную часть цемента и само взялось за изготовление сложных железобетонных конструкций. Надо сказать, что после открытия церкви почтовое ведомство России выпустило еще одну открытку, посвященную новой церкви. На ней изображено чердачное помещение храма, где хорошо видны мощные железобетонные стропила, поддерживающие свод церкви.
Фасад здания, опять же в целях экономии, предполагалось декорировать обычным красным кирпичом, но община вновь получила дар, причем на этот раз от своих земляков-французов. Дело в том, что в 1903 г. отметивший свое двухсотлетие Петербург получил от французского строительного общества "Батиньоль" своеобразный подарок - Троицкий мост, один из красивейших мостов через Неву. Уже в процессе строительства по желанию городских властей в его конструкцию были внесены некоторые изменения, в результате чего осталось неиспользованным большое количество валаамского гранита. Руководство строительной фирмы "Батиньоль" предоставило церкви оставшийся гранит, которого было немало. Использование гранита для облицовки здания придало церкви совершенно иной образ. Талантливый молодой архитектор М. Перетяткович, оставив при изменении проекта своего учителя некоторые детали, свойственные романскому стилю, сумел органично привнести в него господствующий в то время в Петербурге стиль "северный модерн".
Во время второго этапа строительства, вместо уехавшего на родину настоятеля о. Амвросия Кюни, с ноября 1907 г. эту должность стал исполнять француз, священник доминиканского ордена 29-летний о. Иоанн Амудрю (1878-1961 гг.). Причем вначале его назначение было временным, до прибытия постоянного настоятеля.
Итак, к концу 1907 г. полностью сменилась "команда" занимавшаяся сооружением храма - как заказчик-настоятель и синдики церкви, так и исполнитель-архитектор. В разгар строительства (1908-1909 гг.) работами руководил инженер Н. В. Смирнов.
Энтузиазм строителей был так велик, что они и сами "не заметили", как возвели стены здания под кровлю. И тут произошел неожиданный конфуз. Оказалось, что почти построенное здание церкви не соответствует проекту, утвержденному государем в 1903 г. По воспоминаниям Л. Бенуа: "изменив весь фасад с облицовкою небольшими гранитными камнями, начали строить. Одновременно проект нужно было подать на переутверждение. С этим делом французы замешкались, а мы тем временем фасад вывели, получился скандал чуть не до мирового. Таскали к градоначальнику, в строительное отделение Министерства Внутренних Дел. Французы обратились к послу и в конце концов через П. А. Столыпина получили утверждение, чем дело было ликвидировано."
За два строительных сезона была построена не только церковь, но и значительно перестроен существующий кирпичный дом. Из одноэтажного он превратился в двухэтажный и значительно увеличился в глубину церковного участка. Здесь были квартиры для настоятеля, викария, органиста, сторожа и хозяйки.
Итак, для французских католиков, проживающих вдали от родины, наступил долгожданный день - день освящения новой церкви. Это событие состоялось 22 ноября 1909 г., в воскресенье, в день памяти св. Цецилии. В ноябре этого года Могилевская архиепархия с центром в Петербурге существовала без митрополита - предыдущий, Апполинарий Внуковский, умер в мае того же года, а новый, Викентий Ключинский, был назначен только в 1910 г. Поэтому на освящение храма приехал епи-скоп-суффраган архиепархии, председатель Духовной Коллегии епископ Ян Цепляк (1857-1926). Встречал высокого гостя молодой настоятель-о. Иоанн Амудрю. Именно он, призванный для временного исполнения должности настоятеля настоятеля, сумел за эти два года не просто духовно окормлять общину, но стать организатором этого строительства. О. Иоанн Амудрю (в миру Морис-Мария Феликс) родился в 1878 г. в небольшом французском городке Дол, в семье адвоката. Вступил в орден доминиканцев, учился в монастыре ордена в Иерусалиме. По окончании учебы получил степень доктора теологии. После рукоположения (1901 г.) был профессором апологетики в Иерусалиме, а затем - теологии в Оттаве, в Канаде (1903-1907 гг.).
Епископ Ян Цепляк освятил новую церковь и во время торжественной мессы произнес проповедь на французском языке. На освящении храма присутствовало много гостей, в том числе представители французского посольства. В последнем за 1909 г. номере (№ 52) популярного в России журнала "Нива" была помещена фотография нового храма с коротким комментарием к ней.
Итак, в Петербурге стала действовать шестая приходская католическая церковь (причем это был первый "не польский" храм). В России еще в трех населенных пунктах находились французские приходы, имеющие свои церкви: в Москве (храм св. Людовика), в Одессе и в Макеевке (Донбасс). В начале 1914 г. в Петербурге была освящена первая немецкая католическая церковь во имя св. Бонифация, но с началом I Мировой войны немецкий приход перестал существовать, а храм отошел к польскому приходу. Судьба французской церкви сложилась удачней, хотя события 1917 г. существенно "потрепали" общину.
Двойное название храма
Хотелось бы особо остановиться на названии новой церкви и на том, когда же прихожане отмечали свой храмовый праздник.
Отметем сначала те названия, которые были явно ошибочны. "Костел французского посольства" - такое название храма мы читаем в "Ежегоднике общества архитекторов-художников" за 1910 г. такое светское название возникло скорее всего потому, что средства массовой информации того времени, периодически освещая процесс строительства, часто упоминали представителей французского посольства или самого посла, хотя роль последних состояла в согласовании различных документов на всех этапах строительства. Церковь была построена на средства прихожан и по праву принадлежала только им. Но это название церкви встречалось в различной справочной литературе до начала 90-х годов.
Второе название храма, которое можно встретить у современных историков церкви в различных сообщениях и докладах, касающихся жизни Католической Церкви в предвоенном Ленинграде - храм Лурд-ской Божией Матери. Церкви с таким названием в Ленинграде просто не существовало.
Правильное название "французского" храма по-русски звучало так: "Французская церковь во имя Божией Матери". Так ее называли в дореволюционных столичных справочниках ("Весь Петербург-Петроград 1910-1917 гг."), такое название мы встречаем в церковных письмах, документах того времени. Культ Пресвятой Девы Марии, Богородицы, у французов был очень высок. Так, в начале XX века из 80 кафедральных соборов Франции около 30 были освящены во имя Богородицы (Париж, Марсель, Реймс, Руан, Страсбург и др.), а самым почитаемым праздником в честь Богоматери считался праздник Успения Богородицы (15 августа).
И все-таки, когда петербургские французы отмечали свой храмовый праздник? Ни в одном архивном документе я не нашел прямого ответа на этот вопрос, но некоторые свидетельства указывают на то, что праздник Успения Богородицы и был храмовым праздником (по свидетельству старых прихожан, именно перед этим днем в храме проводилось торжественное 40-часовое богослужение, а, согласно сохранившимся книгам денежных сборов, наибольшая сумма пожертвований, что свидетельствует, соответственно, о наибольшей посещаемости храма в эти дни, приходилось на три праздника - Рождество, Пасху и праздник Успения Божией Матери). Почему же, казалось, эта церковь не называлась "Французской церковью Успения Божией Матери"? Видимо, одна из причин в том, что в Петербурге уже был храм Успения, поэтому, чтобы избежать путаницы, название было упрощено (утверждение о названии храма автор считает одной из версий).
Фасад
Итак, выяснив полное название храма в Ковенском переулке, ее "национальность", ее двоих "родителей"-авторов, и "крестного", освятившего церковь - епископа Яна Цепляка, можно познакомиться с этим творением снаружи и внутри. Тем более, что сохранились две фотографии 1910 г., дающие полное представление о внешнем виде и о части интерьера, а за прошедшие 90 лет храм практически не изменился.
Современный петербургский знаток архитектуры "северного модерна" искусствовед Б. М. Кириков считает, что основная тема фасада новопостроенной церкви навеяна двумя французскими храмами - памятниками архитектуры французской романтики XII в. - Нотр Дам ла Гранд в Пуатье и Сен-Фрон в Периге. Весь фасад церкви можно разделить условно на три неравные по значимости и по размерам части, облицованные с улицы грубо сколотыми гранитными камнями. Надо сказать, что фасад нашего храма лучше "смотрится" в утренние часы (до 8.00). Дело в том, что церковь находится на северной стороне переулка и в течение дня находится в тени. А рано утром, в солнечный день, лучи солнца придают фасаду необычный колорит.
Левая часть, центральная, самая широкая и средняя по высоте. Здесь в виде перспективного портала расположен главный и единственный с фасада вход в верхнюю церковь.
Портал имеет вид арки, декорированный двумя колоннами. Левее от главного входа, на уровне панели, расположена арочная двухстворчатая, дубовая, с коваными петлями дверь, ведущая в нижний зал храма. Над главным порталом, на уровне хоров верхней церкви, расположено узкое, четырехметровое полуциркульное окно с диагональной расстек-ловкой. Выше его, на высоте 18 метров, на фасаде помещен овальный медальон с горельефным изображением Богоматери со Христом. И венчает эту часть фасада фронтон с небольшим латинским крестом на вершине. Слева, на верху этой части, находится тонкая угловая гранитная башенка с пучком длинных полуколонок и черепичным верхом. За ней, кстати, "спрятана" большая квадратная вентиляционная труба.
Следующая, средняя часть фасада - доминанта всей церкви - 30-ти метровая колокольня. Она выделяется не только высотой, но и тем, что слегка выступает вперед от общего фасада. Колокольню тоже можно условно разделить на три части, но уже по вертикали. Нижняя часть - основание - доходящая по высоте до уровня медальона на главном фасаде и заканчивается декоративным наличником из камня. Внизу колокольни, на уровне панели расположен второй вход в нижний зал церкви. Выше входа, на разных уровнях - три узких арочных окна. Средняя часть колокольни представляет из себя квадратную в плане застекленную колоннаду из вытянутых колонн без капителей. И третья часть, завершающая - это восьмигранный барабан с арочными окнами, увенчанный граненым заостряющимся кверху куполом с крестом.
Купол облицован металлической "черепицей", а на кресте восседал металлический петух. Именно здесь, в восьмигранном барабане висит бронзовый колокол, звон которого был слышен за несколько кварталов от церкви. На внешней стороне колокола, между орнаментами можно прочитать следующую надпись: "Вес 5 пудов (80 кг.). Лит в С.-Петербурге в заводе К. Орлова". Приводится в движение колокол вручную, с хоров церкви.
И последняя, третья часть фасада, примыкающая к колокольне справа, решена в виде прямоугольной стены высотой 10 метров, также облицованная гранитом. Внизу, почти во всю стену, - двустворчатые кованые ворота, ведущие через сквозное помещение в один из двух двориков церкви. Здесь можно было держать коляску, бричку или автомобиль. Сверху, над воротами, декоративный медальон из камня, а еще выше - арочное окно.
В верхнюю церковь был еще один вход, служебный. Им пользовались священнослужители. Они, не выходя на улицу, через ризницу могли попасть в церковь.
Интерьер
Рассмотрев внимательно храм снаружи, пройдем теперь в новый молитвенный зал, расположенный на втором этаже. Поднявшись по 7 (сегодня их уже 5) гранитным ступеням главного входа, мы попадаем на паперть церкви. От нее вправо и влево ведут одинаковые по длине и ширине лестничные марши на второй этаж. Поднявшись по левой лестнице и пройдя через большие деревянные арочные двери мы сразу попадаем в молитвенный зал (см. план церкви). Французы пользовались этим входом в большие праздники, при большом скоплении прихожан. В обычные дни они поднимались по правой лестнице, на площадке было две двери: большие, арочные вели в церковь, а поменьше - вели еще на одну лестницу, на балкон хора.
Так как есть фото интерьера, сделанное в 1910 г., именно оттуда и мы продолжим осмотр храма с верхней точки. Сам балкон - просторный и светлый, с большим окном посередине. Он состоит из двух боковых вспомогательных помещений и одного большого. Со стороны молитвенного зала эти помещения выделены двумя малыми и одной большой аркой. Надо сказать, что здесь, в интерьере, особенно бросается в глаза такой стилевой элемент, как арочное построение: арочные окна, двери, своды, отдельные элементы всех 4-х стен. На балконе тогда еще отсутствовал орган - его здесь не было ни до революции, ни, тем более, в 1920 - 1930-е гг. Его заменяла хорошая фисгармония.
Подойдем теперь к деревянной балюстраде, отделяющей балкон от молитвенного зала. Зал церкви - обширный (площадь - 440 кв. м., высота -12 метров), освещенный высокими (в половину стены) окнами. Он перекрыт железобетонным сводом пролетом 16 м. Стены декорированы готическими колоннами. Под окнами, в нишах, за декорированными решетками, установлены батареи парового отопления. Существовало и печное - по одной печи в боковых приделах, в ризнице и часовне. На стенах, под окнами, небольшие настенные светильники.
В центре зала, ближе к алтарю висит большая лампада. Видимо, в вечернее время больших богослужений у французов не было, ибо имеющегося электрического освещения явно недостаточно. Напротив балкона находится алтарная часть храма - пресвитерий. Она выделена большой аркой и отделена от общего зала деревянной балюстрадой. Слева от нее большая дверь в ризницу, с арочным украшением в стене, а симметрично ей, справа, вход в часовню. Пресвитерий, ризница и часовня находятся на более высоком уровне (2 ступени), чем общий зал.
Убранство храма в 1910 г.
В пятигранной апсиде пресвитерия, опять же на возвышении (2 ступени), находится главный алтарь храма на котором свершается ежедневная месса. Как и весь храм, алтарь выполнен строго и без излишеств. Оштукатуренный и раскрашенный под мрамор, трехметровый алтарь выделяется своей средней частью с двумя пилонами из грубо сколотого гранита с темным греческим крестом в овальном медальоне посредине. Столешница алтаря выполнена из белого полированного мрамора, в центре ее, у дарохранительницы, установлена реликвия св. Креста Господня, место которой обозначено квадратом темного мрамора. Боковые полки для больших алтарных свечей и чуть выступающая вперед дарохранительница, расположенные над алтарем, облицованы так же, как и алтарь, под искусственный мрамор.
Запрестольный образ небольшой, почти квадратный. И хотя на фотографии 1910 г. он почти не различим, тем не менее, его изображение легко угадывается по видимому силуэту. Да, это фрагмент всем известного образа Рафаэля Санти - "Сикстинская Мадонна". Несоразмерность большой заалтарной стены и относительно малой по размерам иконы говорит о том, что она здесь временно, и, возможно, перенесена из нижней церкви. Слева, в пресвитерии, стоит деревянный "недостроенный" амвон. У него еще не хватает верхней части - акустического "козырька". В алтарной части можно еще разглядеть висящую слева лампаду, по-видимому, такая же висела и справа.
Слева, перед входом в ризницу, на постаменте возвышается статуя Воскресшего Христа (чуть выше человеческого роста), гипсовая, раскрашенная. В левой руке Спасителя - деревянный крест. На фотографии не видно, но на горизонтальной перекладине имеется надпись на латинском языке "IN HOC VINCES" - "с этим (знаком) победишь". Крест, который в дохристианское время был символом позора и физической смерти, в руках Христа стал символом вечной жизни и победы над смертью. Перед статуей можно разглядеть большой напольный подсвечник, так знакомый по православным церквам, в который вкладываются зажженные тонкие свечи, лежащие тут же на лотке. Здесь же молится коленопреклоненный священник.
"Рассмотрев" эту часть храма, спустимся с балкона и войдем в молитвенный зал. При входе обращаем внимание на большие морские раковины по углам, наполненные освященной водой. На воскресных и праздничных богослужениях, когда собиралось значительное количество прихожан, входящих встречал швейцар. Одет он был в красочную ливрею, на голове - треуголка, а в руке - бутафорская алебарда (из всей этой амуниции на сегодня осталась только алебарда). В холодную и мокрую погоду (что для Питера было обычным) он приглашал пройти в швейцарскую, которая находилась тут же, при входе (именно поэтому чаще пользовались правым входом, а не левым). Там можно было снять калоши и просушить верхнюю одежду. Следить за чистотой обуви особенно было необходимо, ибо пол в церкви был покрыт дубовым паркетом, всегда блестел и требовал тщательного ухода.
На этом обязанности швейцара не оканчивались. Во время богослужения он находился в центре зала. Если кто-то из прихожан во время службы начинал громко разговаривать или какими-то своими действиями мешал окружающим, швейцар подходил к "нарушителю", вставал рядом и трижды стучал древком алебарды в деревянный пол. Этого условного знака было достаточно для восстановления тишины в храме.
Привычных всем церковных деревянных лавок в храме не было. Стояли венские стулья в комплекте с мягкими подколенниками. На спинках стульев были укреплены латунные, начищенные до блеска таблички, на которых были выгравированы имена, фамилии или инициалы владельцев этих мест. Удивительно, что до сегодняшнего дня сохранились, видимо, почти все эти таблички - около 190 штук (примерно такое же количество сидячих мест и сегодня). Причем некоторые надписи, быть может, удивят читателей своей фривольностью - мадам Натали, мадам и мсье Ложье и т. д. Надо, во-первых, учесть, что это была самая маленькая община в Петербурге - 1200 человек в 1910 г. (для сравнения, в церкви св. Екатерины в то время было ок. 20 тыс., в Успенском храме - ок. 10 тыс., в храме св. Станислава - ок. 8 тысяч прихожан). Кроме того, здесь мы наблюдаем традиции и обычаи западных стран. Дело в том, что за пользование этими именными местами владельцы вносили определенную плату на содержание храма - своего рода "гарантированное пожертвование".
Подойдя ближе к алтарной части храма, мы увидим слева и справа боковые приделы - алтари, которые слегка углублены относительно основного зала. Левый, восточный придел был посвящен легендарной героине Франции и всех французов, живущих вдали от родины - Жанне д"Арк. Она была беатифицирована как раз в 1909 г., и под этим алтарем возвышалась статуя Орлеанской Девы. Западный придел, у входа в часовню, был посвящен святому Иосифу. Его скульптура тоже возвышалась под алтарем.
Сами алтари были простые, из крашеного дерева. Вторым немолитвенным помещением (кроме швейцарской) в новой церкви была ризница. Достаточно просторная (ок. 30 кв. м.), освещаемая большим арочным окном, выходящим в церковный двор, с высоким потолком, имеющая три двери - в алтарь, в молитвенный зал и через винтовую лестницу в церковный двор. Имеется масса встроенных шкафов, антресолей и кладовок для хранения литургической одежды, церковной утвари для пасхальных и рождественских праздников. Сохранился большой, во всю стену деревянный шкаф - стол с массой больших и малых ящиков, полок для литургических книг. Ризница служила не только для подготовки священников к богослужениям, но и церковной канцелярией, где священник принимал мирян по вопросам исполнения различных треб.
Вот такой получилась новая французская церковь - просторной и светлой. Обилие дерева в интерьере каменного храма придавало ей особый, домашний уют, а отличная акустика помогала священнику и хору торжественно проводить богослужения. "Церквулька вышла живописною, и когда будут средства, можно будет добавить убранства, особенно внутри, чем достигнем большей камерности," - так писал о своем детище академик архитектуры Леонтий Бенуа.
90 лет спустя
Неподалеку от бурлящего Невского проспекта и шумного Московского вокзала есть небольшой Ковенский переулок, всегда малолюдный и спокойный. Сворачивающему в него прохожему сразу бросается в глаза стройная башня, увенчанная невысоким шпилем. Если призвать на помощь фантазию, можно представить себе, что это - маяк, возвышающийся над морем петербургских крыш. И в каком-то смысле это действительно так - храм Лурдской Божией Матери в течение долгих десятилетий был одним из немногих маяков веры, свет которого, пробиваясь сквозь мрак невежества и запустения, озарял собой самые отдаленные уголки огромной страны. Люди сюда приезжали из-за тысяч километров, чтобы окрестить ребенка, обвенчаться, исповедоваться и принять причастие - ведь, кроме московского храма св. Людовика, отсюда и вплоть до самого Тихого океана не было больше ни одной церкви!
Теперь времена, конечно, изменились - в одной лишь Северной Столице действует шесть храмов, и еще три - в окрестностях. Но храм на Ковенском его прихожане любят по-прежнему, и 28 ноября 1999 г. множество верующих пришли на торжественную мессу, чтобы совместной молитвой отметить 90-летний юбилей освящения своей церкви.
Уже за час до мессы в храме стали собираться люди. Одни молились, другие с интересом разглядывали приуроченные к юбилею стенды, повествующие об истории возникновения прихода; строительстве здания; священниках, в нем работавших; снабженные, кроме того, фотографиями, зачастую уникальными. Автором этой экспозиции является ризничий храма Александр Константинович Шикер, прекрасный знаток истории Католической Церкви в Санкт-Петербурге и храма Лурдской Божией Матери, в частности.
Следует отметить, что к юбилею приход подготовился основательно - еще в 1997 г. в храме завершились масштабные реставрационные работы, включавшие в себя капитальный ремонт, восстановление декоративного убранства внутренних помещений и установку в окнах 10 мозаично-расписных витражей с библейскими сюжетами. Согласно проекту архитекторов Л. Бенуа и М. Перетятковича внутреннее убранство должно было гармонировать с архитектурным стилем храма и включало в себя комплекс скульптур, горельефов и витражей, однако из-за начала Первой мировой войны витражи так и не были изготовлены. Идея вернуться к первоначальному замыслу возникла у настоятеля храма о. Павла Одиныиа в 1991 г. Средства на изготовление окон были пожертвованы прихожанами. Работа над созданием витражей началась в 1994 г. Эскизы и роспись стекла с обжигом были выполнены И. Байковой. Мозаично-расписные витражи общей площадью 70 квадратных метров были сделаны по старинной технологии с применением свинцовой оплетки и специального стекла, сваренного в смальтоварочном цехе Академии художеств.
Ровно в полдень раздался звон колокольчика, зазвучали первые аккорды органа, и из ризницы показалась процессия духовенства и ми-нистрантов во главе с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. После каждения алтаря настоятель прихода приветствовал архипастыря, поздравив его с 10-летием епископской хиротонии. Затем к верующим обратился архиепископ. "Если бы не этот храм, не священники, которые здесь в трудные годы государственного атеизма самоотверженно служили Богу и людям, кто знает, может быть, я бы не был здесь сегодня с вами, как ваш пастырь", - сказал архиепископ, вспоминая то время, когда, будучи студентом Ленинградского политехнического института, он приходил сюда на мессу.
В проповеди, произнесенной после чтений из Священного Писания, владыка вновь коснулся славной истории храма, призвав верующих молиться о тех многочисленных священниках и мирянах, что свидетельствовали о вере в этих стенах, и многие из которых заплатили за свои убеждения свободой или жизнью.
Затем состоялась церемония принятия таинства миропомазания 29 прихожанами. Это уже вторая конфирмация в текущем году - в феврале это таинство приняли 49 верующих, что свидетельствует о многочисленности прихода. В то время как архиепископ совершал миропомазание, хор прекрасно исполнил гимн "Veni Creator Spiritus". Необходимо отметить высокий уровень исполнения литургических музыкальных произведений, характерных для храма Лурдской Божией Матери. Торжественные богослужения, совершаемые зачастую, как и в этот раз, по-латыни, привлекают не только католиков, но и ценителей старинной западной культуры, которую уже трудно, к сожалению, встретить в других храмах.
Завершилась месса Евхаристической процессией, в которой приняли участие 36 девушек в белых платьях. Порядок проведения процессий имеет в этом приходе характерную особенность - прежде, чем вернуться в пресвитерий, архиепископ, несущий Дароносицу, вместе с духовенством направился в находящуюся напротив ризницы часовню, где перед алтарем со статуей Марии он прочитал литанию Лурдской Божией Матери - Покровительнице прихода.
90 лет по человеческим меркам - более чем почтенный возраст. Что же касается храмов, то где-нибудь в Италии или Франции и несколько столетий - немного. Другое дело в России, где вихрь богоненавистничества уничтожил все католические храмы, кроме двух, один из которых - Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке. Поэтому, сколько бы ни открывалось новых храмов, этот всегда будет занимать особое место в истории Католической Церкви, оставаясь маяком веры, каковым он и был на протяжении 90 лет своего существования.