Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Курсовая работа на тему: Криминологическая характеристика наркопреступности Борьба с наркопреступностью

26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Он был учрежден в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН в знак выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество для создания международного общества, свободного от злоупотребления наркотиками. Спустя год была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. По данным ООН, общий объем операций в наркобизнесе в 1989 г. оценивался в 500 млрд долл. США. Из них почти 85 млрд долл. «отмывалось», в том числе использовалось в качестве инвестиций. На сегодняшний день эти цифры существенно возросли.

Как борьба с наркоманией решалась в Советском Союзе, который ратифицировал Конвенции в сфере наркотиков (1961 г., 1971 г. и 1988 г.)?

БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ В СССР

Советский Союз столкнулся с проблемой наркотиков на закате своего существования. Стратегию борьбы с наркоманией определял указ Президиума ВС СССР от 1974 «Об усилении борьбы с наркоманией» и ряд ведомственных нормативных правовых актов. Была выстроена четкая система профилактических и лечебно-трудовых мер.

Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и являлась принудительной мерой административно-медицинского характера.

Согласно данного указа, лица, больные наркоманией, уклоняющиеся от такого лечения, подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории или лечебно-воспитательные профилактории для принудительного лечения на срок от шести месяцев до двух лет.

С 1990 года начинается крах существующей системы во всех сферах жизнедеятельности Советского Союза. Смертоносным ударом в борьбе с наркотиками, было заключение Комитета Конституционного Надзора СССР «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». Было установлено, что Указ Президиума ВС СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» не соответствует Конституции СССР, международным актам о правах человека по вопросу принудительного лечения и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Таким образом, в ходе перестроечно-либеральной эйфории под благое намерение защитить человека от отдельных или надуманных изъянов существовавшей системы лечения от алкоголизма и наркомании была открыта дорога в преисподнюю пороков, сломавших и погубивших миллионы судеб. Были приняты документы, в которых потребление наркотиков было приравнено к естественным правам человека. Соответственно, произошла декриминализация уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность за немедицинское потребление наркотиков. По этой причине нет оснований ни удивляться, ни тем более, возмущаться существованием в стране такого количества наркотиков и наркоманов, коль сам образ жизни людей, призванный использовать социальные институты цивилизованного общества, не соответствует провозглашенным идеалам.

Вышеупомянутые события всем хорошо известны. Когда каждый день вносились изменения в действующее законодательство и Конституцию СССР 1977 года. Однако, здесь было уместно напомнить о них, поскольку с того момента начинается уничтожение существующего строя и шквал наркотиков по всей стране. Данный рассказ о борьбе с наркотиками в СССР помещен для того, чтобы дать информацию к следующему выводу о борьбе с наркотиками после уничтожения советского государства.

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ СССР

Насколько парадоксально наше прошлое, настолько непредсказуемо будущее. Мы отказались от советской системы, но не смогли найти лучший путь борьбы с наркотиками. То есть мы вообще ничего не искали, а пустили все на самотек. На тот момент «демократу» Ельцину было не до борьбы с наркотиками. Шла полным ходом борьба за власть. Результат всем известен. Наивысшее выражение демократии и «общечеловеческих ценностей» - пальба из пушек по депутатам. В очередной раз народ соблазнился миражами импортируемой «западной демократии». Под этот шумок в страну ввозились тонны героина. Страна начинает жить по принципу: «Разрешено все, что не запрещено законом». О какой борьбе с наркотиками могла идти речь, когда в России потребление наркотиков стало считаться естественным правом человека. Принимаемые правящими компрадор-либералами решения привели к тому, что страну охватила героиновая эпидемия. Страна тотально села на иглу.

О наркоугрозе писали многочисленные СМИ, били тревогу специалисты, но мер по борьбе с ней не принималось.
В 90-е годы резко возросла преступность, а компрадор-либеральное государство уклонялось от выполнения социальных функций, провозглашенных Конституцией.

Утвердившаяся власть компрадоров привела к невиданной коррупции, к широкому подкупу чиновников, и в первую очередь тех, кто должен бороться с преступностью, что становится крайне опасным и для гражданина, и для государства.

В 1993 году страна ужаснулось от масштабов наркоугрозы, поэтому была разработана и принята Концепция государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г.), где главной задачей было сокращение оборота наркотиков и уменьшение числа наркозависимых.

Концепция - это всего лишь способ понимания явления или процесса, точка зрения на предмет. Она носит рекомендательный характер и соответственно под нее не предусмотрено финансирование. Страна прошла через героиновую эпидемию, множество смертей, тотальную наркоманию регионов, где раньше даже не знали про эту проблему. Некоторыми одиозными политиками и экспертами ставились вопросы о легализации распространения и употребления легких наркотиков. 17 июня 1997 г. петербургская газета «Смена» в информации: В Нидерландах наркотики делят на легкие и тяжелые» сообщает о том, что «с давних пор у каждого народа был свой наркотик… Из более 350 кафе Амстердама в 100 разрешена продажа «легких» наркотиков. В тоже время в Европе происходит консолидация противников легализации, сторонников антинаркотических конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг.

Неуклонный рост наркопреступности, наблюдаемый на протяжении последних 10 лет после распада СССР, в конце концов заставил руководителей страны и правоохранительных органов задуматься о коренной перестройке правовой системы. Были приняты новый уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы, а также серия примыкающих к ним законов.

В частности, в 1998 году был принят один из основных нормативных актов в интересующей нас сфере - Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который был направлен на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Итак, с началом 1990-х годов негативные процессы, связанные с наркоугрозой, многократно усиливались. Советское государство могло стать лидером человечества, но после распада СССР этот шанс был утоплен в болоте воровства на государственном уровне, безграничного бесстыдства и бездарности управленцев.

Иммунной системе России был нанесен сокрушительный удар, в т.ч. некомпетентностью должностных лиц никогда не работающих в сфере борьбы с наркотиками. Так в 1994 году председателем Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами был назначен Черномырдин, а его замом Шахрай. Бездумно уничтожались многие «советские порядки», не считаясь с их эффективностью. Так были распущены народные дружины, ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних, упразднена правовая пропаганда. Таким образом, чтобы грабить население, нужно было подавить его волю к сопротивлению. Это не сложно сделать, если привести людей в состояние духовной анестезии. Нынешним хозяевам жизни удалось погрузить общественную мысль в наркотический сон. Стране были навязаны западные идеалы с перестройкой всей системы советских ценностей и приоритетом международного права.

Требовалась не частная перестройка, не некая модернизация, а радикальная реконструкция, которая спасет от наркоугрозы нашу страну. В каком направлении ведется реконструкция борьбы с наркотиками в современной России?

СОВРЕМЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Новые формы и средства, используемые современной наркопреступностью, диктуют настоятельную необходимость изменения стратегии, средств и методов борьбы правоохранительных органов.

В сентябре 2001 года было принято решение Совета Безопасности Российской Федерации «О мерах по усовершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране», которое призвало субъекты Федерации создать отделы по организации профилактической работы против наркотизации населения.

11 марта 2003 года Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ России становится самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. Большая часть штатной численности и материальной базы передано Комитету упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Через два года Госнаркокнтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотам наркотиков.

С созданием ФСКН России стало возможно вести речь о состоянии антинаркотической работы в субъектах Федерации и мерах по ее усилению.

В 2007 году был образован Государственный антинаркотический комитет РФ, который возложил ответственность за наркоситуацию на первых лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, назначив их председателями антинаркотических комиссий. С созданием ГАК РФ можно было говорить об эффективной координации в российской антинаркотической политике, поскольку в ее состав входили руководители (представители) Федерального собрания, Администрации Президента РФ и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В Положениях об межведомственных комиссиях в субъектах Федерации детально определен политико-правовой механизм принятия решений в области антинаркотического управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Растет штатная численность ФСКН России, совершенствуется материальная база и профессионализм сотрудников.

Централизации государственной власти и ее институтов противостоит совершенно особый противник. Наркоугроза стала превращаться в некую отрасль общественной жизни, можно сказать в определенный «вид индустрии». Она приобрела широкий промышленный и научно-технический характер, в том числе с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому, очередным шагом на пути эффективной борьбы с наркотиками стала Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 09.06.2010). Не имея возможности в рамках статьи подробно проанализировать сильные и слабые стороны всей современной антинаркотической политики, отмечу, что 5 апреля 2016 года Президент России подписал Указ №156 об упразднении ФСКН России и передаче ее функций в МВД России. Сейчас функции ФСКН выполняет Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ.

Практика, как критерий истины, покажет, насколько было эффективным данное совершенствование государственного управления.

Как бы не называлась служба по борьбе с наркотиками, генеральная цель остается неизменной - это существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вариант №1

1.

2. Какие, по вашему мнению, должны быть приняты решения на государственном и региональном уровнях для действенной борьбы с наркопреступностью, развенчание мифа привлекательности наркотиков

Каковы пути и средства проникновения ме ждународной наркомафии в Россию

Развитие рыночной экономики в России и участие ее в международных экономических отношениях повлекло за собой увеличение внешнеэкономического оборота, сопровождающегося не только положительными, но и негативными тенденциями. К ним относится стремление участников внешнеэкономической деятельности к совершению преступлений, в частности, контрабанды. В результате этих преступных деяний на территорию страны поступают товары и предметы, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценные металлы, оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные вещества и др.). Указанные правонарушения создают реальную угрозу населению, подрывают экономический потенциал страны, негативно влияют на демографическую ситуацию.

Судебно-следственная практика показывает, что 80% потребителей наркотиков в РФ - молодые люди в возрасте до 25 лет; смертность от употребления наркотиков среди детей за последние 10 лет увеличилась в 42 раза.

Учеными отмечается, что существует прямое воздействие наркотизма на уровень преступного поведения молодежи. Эта связь фиксируется как применительно к потребителям, так и к распространителям наркотиков, деятельность которых наиболее опасна. Именно эта деятельность постоянно увеличивает число потребителей наркотиков, стимулирует организованные формы наркобизнеса в России. В общем обороте контрабанды большую долю занимает вывоз из России природных ресурсов, нефтепродуктов, культурных ценностей и ввоз в страну алкогольной и табачной продукции, автомобилей, оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ.

Изучение исследований в этой области ученых Р.С. Белкина, А.Е. Васильева, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина, Л.Л. Каневского, С.П. Митричева, В.А. Образцова, В.И. Шиканова, Н.П. Яблокова и других авторов позволяют сделать вывод о том, что криминалистическая характеристика преступлений является стержнем, вокруг которого концентрируется типичная информация о том, как совершаются отдельные виды и группы преступлений, что позволяет впоследствии приступить к разработке типовых методик их раскрытия и расследования.

Поскольку контрабанда наркотиков совершается в основном организованными преступными группами, действующими на территории двух и более государств, в условиях латентности, сопровождается противодействием деятельности правоохранительных органов, немаловажное значение в частной методике расследования контрабанды наркотиков играет криминалистическая характеристика, анализ элементов которой позволяет выдвигать версии, отрабатывать их и выявлять такие виды преступлений. Контрабанда является питательной средой для многих преступлений, в том числе и для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, посягательством на национально-культурное достояние народов. По признаваемому многими государствами международному обычаю контрабанда рассматривается как преступление международного характера.

Судебно-следственная практика и состояние борьбы с преступностью поставили перед криминалистикой ряд задач, в числе которых - исследование проблемы криминалистической характеристики преступлений как основного элемента в структуре частных методик расследования преступлений. Криминалистическую характеристику преступлений следует рассматривать в двух аспектах: теоретическом и прикладном. Теоретическая конструкция может быть представлена в виде системы современных криминалистических понятий и связей, используемых для криминалистического описания преступления в целом. К таким понятиям относят следующие элементы: способ преступления; обстановку подготовки, совершения и сокрытия преступления; предмет преступного посягательства; личности потерпевших и виновных; мотив и цель преступления. Эти элементы и связи между ними составляют структуру криминалистической характеристики преступления как абстрактную теоретическую конструкцию и служат ориентиром для разработки ее прикладного аспекта, который связан с практической деятельностью по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению отдельных видов преступлений и на этой основе формированию различных методик расследования.

Учеными отмечено, что для конструирования методик расследования отдельных видов и групп преступлений необходимо изучение их криминалистических характеристик, которая представляет собой «совокупность сведений, знаний об определенном виде или группе преступлений, полученных в результате специальных исследований».

Криминалистическая характеристика является одним из элементов частной методики расследования, к которой принято обычно относить «программу расследования, особенности тактики расследования, особенности тактики следственных действий, организации предупредительной работы следователей».

Анализ борьбы с преступностью показывает, что умелое пользование одной из основных категорий криминалистики - криминалистической характеристики - является важным условием для эффективного, т.е. быстрого, всестороннего, полного, объективного расследования преступлений того или иного вида и одним из главных элементов в частных методиках расследования.

Разработка криминалистической характеристики ведется с научных позиций на базе методологии криминалистики и других отраслей знания и на основе глубокого анализа и обобщения совершенных преступлений (криминальной практики), изучения передового следственного опыта и значительного объема эмпирического материала, что позволяет создать модель таких деяний. В отличие от уголовно-правовой, криминологической и других характеристик криминалистическая работает именно на раскрытие конкретного преступления.

И.В. Александров высказывает мысль о том, что на протяжении всего процесса расследования криминалистическая характеристика позволяет контролировать полноту собираемой по делу информации путем сопоставления имеющейся в распоряжении следователя со стандартной, помогает определить пути и направления поиска необходимой для следствия криминалистически значимой информации, а также дополняет имеющиеся по делу данные входящими в ее содержание обобщенными данными.

В.И. Брылев утверждает, что криминалистическая характеристика преступлений имеет важное практическое значение не только для раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, но и для их выявления.

В первую очередь, это касается преступлений в сфере наркобизнеса, в том числе контрабанды наркотиков, где большая часть преступлений остается латентной и проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках Закона об ОРД позволяет выявлять такие преступления.

Криминалистическая характеристика имеет большое значение для решения широкого круга вопросов практики раскрытия преступлений, в том числе для выдвижения версий в отношении лиц, совершивших преступления в условиях неочевидности, выявленная на основе известных структурных элементов еще неизвестных элементов криминалистической характеристики преступления.

Криминалистическая характеристика призвана помочь следователю в выдвижении обоснованных версий, определении программы расследования преступлений и рекомендации по судебному следствию, планировании оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, построению предположений о личности преступника, мотивах и целях совершенного преступления.

Криминалистический анализ преступлений, совершаемых в сфере наркобизнеса, необходим по следующим причинам:

1) контрабанда наркотиков совершается латентно, в них нет потерпевших в обычном смысле этого слова, поэтому заявления по этим поводам в правоохранительные органы не поступают и эти преступления, в первую очередь, необходимо выявлять;

2) увеличивается поток наркотиков из-за границы и выявление фактов их сбыта необходимо с целью разобщения и нейтрализации организованных преступных групп, занимающихся контрабандой наркотиков;

3) доходы от незаконного оборота наркотиков, по оценке экспертов, составляют ежегодно 1,5 трлн. рублей, причем 50-70% этого объема приходится на наличный оборот, а Россия входит в пятерку стран с наибольшим потреблением наркотиков;

4) наркоденьги используются на закупку оружия, разжигание национальных конфликтов, финансирование угодных политических лидеров и их окружения, на эти деньги содержатся казино, ночные клубы, деньги вкладываются в движимое и недвижимое имущество. Таким образом, происходит «отмывание денег», полученных от незаконного оборота наркотиков. По данным заместителя председателя ФСКН А. Михайлова, от сбыта наркотиков в России нелегально получено 13-15 млрд. долларов, которые вкладываются в легальный бизнес. Большая надежда в этом плане возлагается на созданную в 2004 году Федеральную службу по финансовому мониторингу, основная задача которой заключается в выявлении фактов «отмывания» доходов, добытых преступным путем.

Рассматривая различные определения понятия «криминалистическая характеристика преступления», следует отметить, что в криминалистике нет ни одной научной категории или понятия, которое имело бы одно определение.

Это происходит потому, что в криминалистике, в отличие от уголовного права и процесса, разрабатываются рекомендации, которые выдаются следователю или оперативному работнику на их усмотрение.

Р.С. Белкин в многочисленных трудах проанализировал точки зрения ученых криминалистов на понятие, значение и роль криминалистической характеристики преступления, подчеркнул, что ее ядром являются корреляционные связи между элементами.

Отраженные в криминалистической характеристике данные о средневероятных связях между элементами механизма преступления позволяют следователю правильно определить круг необходимых версий при расследовании конкретного преступления определенного вида.

Обобщение судебно-следственной практики позволило выявить типовые и прочные связи между структурными элементами криминалистической характеристики, при этом выявлена такая связь, как место и способ совершения преступления, где определенное место обусловливает выбор конкретного способа.

Соотношения места совершения незаконных операций с наркотиками (изготовление, транспортировка, продажа) и места проживания преступников показывает, что в 68,2 % случаев место постоянного проживания преступника не связано с местом преступления, в 24,7% место проживания совпадало с местом совершения преступления, в 7,1 % место проживания находилось в районе места преступления. Данный анализ подтверждает, что наркобизнесом занимаются в основном (63%) лица, постоянно проживающие в других регионах или недавно прибывшие в РФ из среднеазиатских республик. Выявленные корреляционные связи между 2-3 элементами типовой криминалистической характеристики нередко дают возможность более быстро, путем выдвижения наиболее обоснованных версий, приблизиться к раскрытию преступления.

Типовая криминалистическая характеристика преступления используется на первоначальном этапе расследования для выдвижения наиболее вероятных версий по различным обстоятельствам совершенного преступления.

Практика расследования, раскрытия и предупреждения преступлений требует криминалистического анализа преступлений, который состоит в познании тех криминалистически значимых связей между признаками преступлений, которые закономерны и оказывают влияние на тактику и стратегию расследования дел той или иной категории.

Соотношение способа совершения контрабанды наркотиков, личности преступников и транспортного средства, с помощью которого перемещается контрабандный груз, а также место пересечения границы позволяют провести анализ этих элементов, выявить корреляционные зависимости, выдвинуть и отработать версии расследования и, в конечном итоге, выявлять группы контрабандистов, перемещающих наркотики на территорию РФ.

Таким образом, основными элементами криминалистической характеристики преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, являются типичные данные о предмете преступного посягательства, личностях преступников, способах совершения контрабанды наркотиков, обстановки подготовки, совершения и сокрытия преступления, следах и месте совершения контрабанды.

Какие, по вашему мнению, должны быть приняты решения но государственном и региональном уровнях для действенной борьбы с наркопреступностью, развенчание мифа привлекательности наркотиков.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В формировании подпольного наркотрафика все большую роль играет контрабанда наркотиков. Обострение наркотизации населения напрямую связано с завоеванием главенствующих позиций в незаконном обороте наркотиков организованными преступными формированиями, в том числе сформированными по этническому признаку. Однородность по национальному составу, земляческие и родственные связи участников транснациональных преступных групп серьезно усложняют возможности оперативного внедрения в их среду, затрудняют документирование преступной деятельности. криминалистический наркомафия контрабанда

Вместе с тем, система борьбы с организованной преступностью до настоящего времени не обеспечивает применение специальных мер, направленных на ликвидацию преступных формирований в сфере наркобизнеса, привлечению к ответственности их лидеров и идеологов, обращению в доход государства их финансовой и имущественной базы, а также проведению мероприятий, исключающих приток молодежи в организованные формирования. Проводимая работа в большинстве случаев обеспечивает прямо противоположный эффект: задерживаются рядовые участники контрабанды наркотиков, после осуждения которых преступные группировки пополняются новыми членами из числа безработных или безориентированных людей. Лидеры наркообъединений и их капиталы, как правило, остаются недосягаемыми для правоохранительных органов.

Учитывая негативные тенденции развития наркоситуации в стране, главными задачами в противодействии распространению наркотиков и в дальнейшей наркотизации населения следует считать:

1) выявление и нейтрализацию организаторов наркобизнеса, а также лиц, финансирующих эту преступную деятельность, создающих каналы транспортировки наркотиков и сети их сбыта, оперативное внедрение с этой целью в преступные группы, организованные сообщества, действующие в сфере наркобизнеса.

2) Проведение комплексных мероприятий с целью подрыва экономической базы наркобизнеса, в том числе обеспечения, изъятия, ареста и конфискации у наркоторговцев материальных ценностей и денежных средств, нажитых преступным путем.

3) Введение дополнительной меры наказания, как конфискация имущества (денег, ценностей, недвижимости) у лиц, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков, чтобы полученные средства использовались для оказания финансовой помощи свидетелям и другим участникам процесса (в рамках ФЗ-119 «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства»).

4) Выявление и перекрытие контрабандных каналов распространения наркотиков, укрепление в этих целях взаимодействия подразделений ФТС, ФСБ, МВД, ФСКН, ДБОПТ по расширению практики проведения совместных мероприятий по контролю над поставками наркотиков в Россию.

Главной задачей в совместной деятельности правоохранительных органов и спецслужб России является анализ наркоситуации.

По мнению экспертов ситуация осложняется в связи с выводом российских пограничников с таджико - афганской границы в 2004-2006 гг., что повлечет за собой резкое увеличение контрабанды наркотиков в Россию, так как российско-казахстанская граница не оборудована и имеется реальная возможность свободного перемещения физических лиц и автотранспорта, минуя таможенные посты и пункты пропуска погранвойск.

Судебно-следственная практика показывает, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с контрабандой наркотиков только начинает развиваться. Отсутствует федеральная система изучения проблем наркотизации населения, нет единого подхода к организации мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с их контрабандой, не отлажен механизм межведомственного взаимодействия Госнаркоконтроля и подразделений ФТС, ФСБ, МВД, ДБОПТ.

Главным стратегическим направлением в борьбе с наркобизнесом должны стать: превенция, воспитание, обучение и обеспечение молодежи работой, применение различных методик по снижению спроса на наркотики, создание соответствующей законодательной базы, уничтожение плантаций наркотиков, снижение уровня наркопреступности и насилия в обществе. Такая стратегия может быть использована при организации совместных программ по борьбе с наркобизнесом между бывшими союзными республиками.

Реальность свидетельствует об обратном: количество площадей, засеянных маком и коноплей, увеличилось за последнее десятилетие в 50 раз. По оценке экспертов ООН Узбекистан будет продолжать специализироваться на выращивании опийного мака, Украина - на производстве героина, Казахстан и Таджикистан активизируют производство опия и гашиша.

Основными тактическими мерами следует рассматривать те, которые нацелены на сдерживание наркотической преступности. К ним относятся меры:

1) по ограничению и сужению рынка сбыта наркотических средств;

2) по ликвидации источников появления таких средств;

3) по перекрытию каналов доставки наркотиков от изготовителя на рынок сбыта;

4) по предотвращению отмывания средств полученных от незаконного оборота наркотиков;

5) по выявлению и изобличению всех лиц, принимавших участие в распространении наркотиков, включая организаторов и руководителей группировок всех масштабов.

Это большая и очень сложная задача, поскольку государственная статистика не отражает истинного состояния преступности, связанной с распространением наркотиков. Именно поэтому В.В. Лунеев приходит к выводу о том, что «народ, общество, государство не знают действительной криминологической обстановки в стране и в связи с этим не могут принять адекватные меры по контролю за ней». Эффективность контроля над преступностью зависит от реалистичности принимаемых усилий, а это возможно на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных достижений правоохранительных органов.

Список использованной литературы

1. Александров И.В. Налоговые преступления. Криминалистические проблемы расследования. СПб, изд-во «Юридический центр пресс», 2002

2. Бахин В.П., Карпов Н.С., Цымбал П.В. Преступная деятельность: понятие, характеристика, принципы, изучение. - Киев, 2001.

3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Общая теория криминалистики. - М.: Юристъ, 1997.

4. Белкин Р.С. Собирание, исследование, оценка доказательств.- М.: Наука, 1966.

5. Брылев В.И. Проблемы раскрытия и расследования организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

6. Васильев А.Н. Следственная тактика. - М., 1976.

7. Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. - Томск. Изд-во Томского университета, 1978.

8. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. - СПб., 1993.

9. Гавло В.К. О следственной ситуации и методике расследования хищений, совершаемых с участием должностных лиц // Вопросы методологии, тактики и методики расследования.- М., 1973.

10. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений.- Томск. Издательство Томского университета, 1985.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подобные документы

    Понятие и сущность контрабанды, характеристика, методы борьбы с ней. Направления и способы совершенствования методов борьбы с контрабандой. Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями. Направления корректировки законодательства.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2017

    Объект контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Международно-правовые аспекты борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Анализ оперативно-служебной обстановки по организации борьбы с контрабандой наркотиков.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    Понятие наркотических средств и психотропных веществ. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Наркоситуация в Ростовской области. Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков как один из методов борьбы с незаконным оборотом.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Исторический аспект распространения наркотиков в России. Международно-правовые меры борьбы с наркоманией и наркотизмом. Проблема борьбы с наркоманией в России. Международно-правовые аспекты и проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков. Повышенное внимание наркоторговцев к российскому и европейскому рынкам сбыта. Ответственность за контрабанду наркотиков по УК РФ. Механизм международного сотрудничества правоохранительных органов.

    реферат , добавлен 24.06.2010

    Понятие и значение криминологического прогнозирования. Особенности, виды и методы криминологического прогнозирования. Планирование мер борьбы с преступностью. Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Объект контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Комплексный анализ перемещения наркотических средств через границу России и меры по борьбе с ним. Анализ оперативно-служебной обстановки по организации борьбы с контрабандой наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Нарушение правил оборота наркотических средств. Хищение либо вымогательство наркотиков. Методы борьбы с наркопреступностью, пути их совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Основы государственной политики в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотических средств. Модели борьбы с распространением наркотиков в зарубежных странах. Проблемы в деятельности Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2012

    Проблема наркомании в РФ и полномочия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в борьбе с наркотизмом. Характеристика реализации государственной политики по формированию системы профилактики наркомании на федеральном и региональном уровнях.

Комментариев:

Пути решения борьбы с наркопреступностью

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Написать данное предложение решил потому, что в реальности идеи практиков не доходят до широкого круга общественности и остаются не реализованными.

Мировая торговля незаконными афганскими опиатами остается одной из величайших наркотических и преступных угроз мира - с тяжкими последствиями для здоровья, управления и безопасности на национальном, региональном и международных уровнях.

Мировое сообщество осознает остроту и масштабность проблем, связанных с наркотиками и их незаконным оборотом. Наметившиеся тенденции свидетельствуют о глобальной опасности, угрожающей международной стабильности и безопасности в целом. Незаконный оборот наркотиков становится одним из основных источников финансирования международного терроризма и экстремизма. Очевидно также, что он наносит непоправимый урон генофонду человечества.

Согласно информации Программы ООН «UNODC», около 16,5 миллиона человек по всему миру употребляют опий, героин и морфин, тем самым принося доход наркоторговцам в 68 млрд долларов США ежегодно.

В Афганистане транснациональные организованные преступные группы были основными бенефициарами этой особо прибыльной торговли. ООН предполагает, что примерно 155 млн долларов было заработано в 2011 году афганскими талибами, 2,2 млрд долларов - афганскими наркодельцами и 440 млн долларов - афганскими фермерами.

Героин является самым употребляемым опиатом по всему миру - 12-13 млн пользователей, потребляющих 375 тонн чистого героина каждый год (что равно 2800 тоннам опиума). Злоупотребление опиумом также значительно в свете примерного потребления в 1300 тонн сырого опия в год. В общем, более 4000 тонн производства опия было необходимо для удовлетворения мирового спроса.

Афганское производство существенно превысило ожидавшийся спрос в последние несколько лет, что повлекло создание крупных запасов сырца. Сырец в форме опия и морфина был накоплен в Афганистане и вдоль главных маршрутов контрабанды за период с 2005 по 2011 год и, по оценкам специалистов, равняется 10000-12000 тонн в опиумном эквиваленте.

По последним сведениям ООН, урожай опиума в Афганистане в 2011 году составил 3,6 тысячи тонн. Эксперты ООН отмечают, что в 2011 году в Афганистане рост числа хозяйств, вовлеченных в незаконный посев опиумного мака, составил порядка 248700 семей, а также эксперты предполагают, что если средняя семья состоит из 5-6 членов, то количество людей, занимающихся посевами опиумного мака, составит 1,6 млн человек, что равно 6,4 процента от населения Афганистана.

В обычных условиях три человека за 21 день могут собрать урожай с 0,2 га. Средняя ежедневная норма заработной платы составляет 9 тысяч долларов. Если в 2010 году за килограмм сухого опиума в сезон созревания на черном рынке давали 64 тысячи долларов, а свежего - 48 тысяч, то сейчас цена возросла до 169 тысяч за килограмм.

В 2011 году производители наркотических растений получили 604 млн долларов дохода.

Выращивание опия-сырца - одно из главных занятий афганских сельчан. Пшеницу дехкане сеют в основном только для своих семей. Плантации опиума сверхрентабельны и дают очень большую прибыль.

Также эксперты ООН сообщают, что в Афганистане глобальный центр производства героина имеет около 300-500 действующих лабораторий, производящих около 380-400 тонн героина каждый год. Героиновые лаборатории в основном базируются там, где деятельность правоохранительных органов ограничена.

Афганский героин поставляется напрямую в Исламскую Республику Иран, Пакистан и Центральную Азию, оттуда он распространяется в остальные части мира.

ООН предполагает, что ежегодно 150 тонн афганского героина достигает Европы, 120 тонн - Азии, 45 тонн пришлись на Африку. Транспортируемые через Центральную Азию афганские опиаты направляются большей частью в Российскую Федерацию и далее в Европу.

По данным ООН, опиаты продолжают наносить тяжкий вред здоровью наркоманов, более 60 процентов обращений за лечением от наркомании в Азии и Европе было связано с потреблением героина.

Согласно данным ООН, сбыт героина только в России ежегодно приносит доход наркомафии около 16 млрд долларов. По заключению экспертов ООН, несмотря на болезни опиумных плантаций, урожайность не упала, наоборот, увеличилась цена на опий.

Эксперты UNODC считают, что, несмотря на то что фермеры в Афганистане поставляют большую часть мировых опиатов, ежегодные доходы в миллиарды долларов получают международные преступные группировки на основных маршрутах контрабанды. Почти все международные маршруты контрабанды опиатов исходят из Афганистана - ключевого мирового производителя. Точные маршруты контрабанды героина из Афганистана на рынке потребителей не закреплены и могут меняться в зависимости от риска обнаружения наркокурьеров.

Учитывая географическое распределение потребителей героина и то, что цены на героин резко растут по мере удаления от источника, неудивительно, что преступные группировки в Европе, России и Азии получают большую часть прибыли. Бенефициары в Афганистане, включая фермеров, сеющих опийный мак, талибов и другие антиправительственные элементы, заработали существенно меньше, чем международные преступные группировки.

Доходы от контрабанды героина быстро растут по мере того, как героин движется по маршрутам транспортировки. Преступные группировки наживаются на разбавлении чистоты героина, получая максимальную прибыль от растущих уличных цен.

В самом деле, оперируя бюджетами, которые больше большинства бюджетов национальных правительств, международные организованные преступные группы представляют серьезную мировую угрозу. Более того, исключительно высокие доходы от торговли героином подпитывают коррупцию, а пока коррупция существует, торговцы всегда будут находить маршруты для контрабанды героина на рынки потребления.

По словам экспертов ООН, усилия правоохранительных органов не дают желаемого результата вследствие того, что международные контрабандисты постоянно меняют свои методы и маршруты, а инициативы международного сотрудничества требуют времени для того, чтобы принести результаты.

Мировое сообщество ежегодно затрачивает миллиарды долларов США на борьбу с этим злом, но результаты остаются плачевными. С каждым годом поток наркотических средств только увеличивается, соответственно растет доход наркоторговцев.

Прежние методы борьбы не дают желаемого результата.

прим.(статистические данные за 2011 год)

Так, предлагаю уничтожить весь ежегодный урожай опийных плантаций, а также действующие лаборатории в Афганистане.

На это предложение будут выступать оппоненты мотивируя доводы, что выращивание опия-сырца - одно из главных занятий афганских сельчан, которое является единственным источником дохода, и данное предложение может быть причиной взрыва и социального неудовольствия среди афганских фермеров.

На мой взгляд, необходимо принять превентивные меры, а именно обсудить вопрос о возможном выкупе всего ежегодного урожая на территории Афганистана и последующем комиссионном уничтожении на месте.

Данное решение позволит принять объективные меры по минимизации проникновения наркотиков в нашу страну, перекроет каналы доступа финансирования экстремизма и терроризма, а самое главное - позволит сохранить здоровье молодого поколения.

Кроме того, действующее на сегодняшний день уголовное законодательство предусматривает, для сбытчиков наркотиков в особо крупных размерах, наказание в виде пожизненного лишения свободы. Однако на практике к данной исключительной мере наказания приговариваются единицы.

Имея опыт работы в органах внутренних дел, я встречался с осужденным за сбыт героина в особо крупных размерах гражданином Таджикистана, который в свободном рассказе, пояснял, что в случае применения данной меры наказания жители данной страны отказывались бы возить наркотики.

Полагаю, что необходимо проанализировать судебную практику по делам вышеуказанной категории и рекомендовать судам наиболее часто применять наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В целя экономии бюджетных затрат на содержание пожизненно лишенных свободы, решать вопрос об экстрадиции на территорию страны наркосбытчика, в случаях если законодательство тех стран предусматривает, пожизненное лишение свободы.


На заседании президиума Госсовета обсуждалась реализация государственной антинаркотической политики

«Речь - о повышении эффективности борьбы с наркопреступностью, - сказал Владимир Путин, открывая заседание. - От этого - все это хорошо понимают - напрямую зависит жизнь, здоровье большого количества наших граждан и, можно сказать, и национальная безопасность России».

Как отметил президент, с учетом того, «что основная масса так называемых тяжелых наркотиков поступает к нам из-за рубежа, необходимо усилить оперативную работу не только ФСКН, но и ФСБ, пограничной службы, всех, кто работает на границе по пресечению наркотрафика». Он подчеркнул, что дополнительные меры нужно принять и для предотвращения распространения наркотиков через интернет, использования информационной среды для втягивания в наркоманию новых жертв, особенно молодежи. России в последнее время, сообщил он, удалось сформировать тенденцию снижения потребления наркотиков, сократить смертность среди молодежи: «Если взять возраст от 15 до 34 лет с 2005 года по 2014 год, то смертность сократилась на 30 процентов по этой категории».

Вместе с тем, сделал особый акцент В. Путин, «ситуация с наркотизацией России остается непростой, не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана».

Глава государства пояснил: практика показывает, что успешная борьба с наркоугрозой напрямую зависит от тесного взаимодействия с соответствующими органами иностранных государств и международными структурами. «ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - ред.) совместно с международными организациями должна активно выстраивать сотрудничество в сфере противодействия наркомании и наркобизнесу, - продолжил он. - Нужно использовать все авторитетные международные площадки, прежде всего ООН, Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС, ОДКБ». При этом страны Североатлантического альянса, контингенты которых присутствуют в Афганистане, не идут на активное сотрудничество с Россией по противодействию наркоугрозе, добавил президент.

Отдельной темой в выступлении главы государства стал вопрос о создании национальной комплексной системы реабилитации наркозависимых. В. Путин отметил, что сейчас этим занимаются структуры гражданского общества, негосударственные реабилитационные центры - всего по стране более 500 таких организаций. «Полагаю, что необходимо включить их в формируемую национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, - предложил он. - Поручение о создании такой системы было дано по итогам заседания президиума Государственного совета в апреле еще 2011 года, однако до сих пор не определен федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере комплексной реабилитации наркопотребителей». Президент уточнил, что нет также и ресурсов обеспечения госпрограммы, предусматривающей создание самой национальной системы.

Глава государства напомнил, что до 1994 года реабилитацией наркозависимых занимались лечебно-трудовые профилактории, действовавшие тогда в системе органов внутренних дел: «Конечно, эта система была несовершенна, принудительной, как мы помним, со многими проблемами, и было бы конечно ошибкой попытаться ее копировать или воссоздавать в абсолютно прежнем виде. Однако очевидно, что саму систему социальной реабилитации нужно восстанавливать уже на новой основе и на современных подходах, но восстанавливать нужно».

В канун заседания газета «Коммерсант» опубликовала интервью с председателем Государственного антинаркотического комитета, директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым. Он, прежде всего, напомнил, что в 2009 году Советом безопасности России было принято решение, определившее, что наркопреступность носит глобальный характер и представляет угрозу национальной безопасности. На основании этого в 2010 году была разработана и утверждена президентом Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года.

«В нее заложено два основных положения, - пояснил глава ФСКН. - Это борьба с незаконным оборотом наркотиков, то есть противодействие их предложению. Чем меньше наркотиков на нелегальном рынке, тем лучше для общества. Вторым, не менее важным направлением стала борьба со спросом на наркотики. Потому что если спроса не будет, то незачем поставлять и реализовывать наркотики. Первая часть программы довольно успешно исполняется чисто полицейскими методами, а в реализации второй, реабилитационной, скажем так, мы подотстали».

Он сообщил о подсчетах экспертов ООН: каждый доллар или рубль, вложенный в реабилитацию, позволяет экономить в 10-12 раз больше. И привел пример, сказав, что ФСКН и МВД ежегодно привлекают к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 140 тысяч человек. «Примерно 100 тысяч из них привлекается к уголовной ответственности за хранение наркотиков для личного потребления, то есть без цели сбыта, - продолжил рассказ В. Иванов. - При этом затраты на то, чтобы найти эти 100 тысяч человек, расследовать их дела и отправить по этапу, составляют 96 миллиардов рублей ежегодно. Мы же предлагаем потратить 1,5 миллиарда рублей на то, чтобы не сажать людей, а определить их в реабилитационные центры. И не надо быть финансистом, чтобы понять, что это значительно дешевле».

Потребитель героина в месяц тратит приблизительно 3 тысячи долларов на его покупку, то есть около 36 тысяч в год, сказал руководитель ФСКН. «А ведь он не зарабатывает эти деньги, а добывает их, совершая преступления, отнимая их у экономически активного населения, - подчеркнул В. Иванов. - Подспудно наркопотребитель понимает, что надо освободиться от зависимости, но не знает, как это сделать. И здесь ему должно помочь государство».

Отдельно руководитель антинаркотического комитета остановился на проблеме поставок наркотиков с Украины, чьи граждане, пользуясь безвизовым режимом, свободно въезжают на территорию нашей страны. «За первые пять месяцев этого года у нас почти на 50 процентов было больше арестовано граждан Украины, в том числе ранее судимых на родине за преступления, связанные с наркотиками, - указал он. - Наркотики, в том числе спайсы, как правило, имеют происхождение из Юго-Восточной Азии, а их распространителями, в том числе через интернет, все чаще выступают граждане Украины. В этих схемах задействованы и украинские банки. Мы зафиксировали, например, перечисления средств, вырученных от реализации крупных партий наркотиков, на счета «Приватбанка» Игоря Коломойского».

В материалах ФСКН говорится, что за первый квартал нынешнего года службой пресечено свыше 22,5 тысяч наркопреступлений. Из них две трети, или 14,2 тысяч, связаны со сбытом наркотиков, что на 8,1 процента превышает соответствующий показатель аналогичного периода прошлого года.

Органами наркоконтроля пресечено 408 фактов контрабанды наркотиков - рост на 8,8 процента, и 3048 фактов поставок наркотиков в оптовых партиях - рост на 5 процентов.

Изъятия органами наркоконтроля «синтетики» по итогам первых трех месяцев 2015 года возросли на 39 процентов и достигли 728 килограммов, гашиша - более чем в 1,5 раза, до 416 килограммов, изъятия героина сохранились на уровне аналогичного периода прошлого года и составили 567 килограммов.

Общая масса изъятых в первом квартале нынешнего года наркотических средств составила почти 5 тонн.

Как особо отмечается в материалах ФСКН, «в условиях широкого распространения синтетических наркотиков и эффективного противодействия трафику афганских опиатов проявляется тенденция реструктуризации российского наркорынка, обусловленная частичным замещением «традиционных» наркотиков, прежде всего героина, синтетическими, в том числе новыми психоактивными веществами».

С начала девяностых годов наркомания в России приобрела характер эпидемии, в страну начали активно поступать «тяжелые» наркотики - героин, кокаин, амфетамины, «экстази». На тот момент были ликвидированы действовавшие в СССР лечебно-трудовые профилактории, где осуществлялось принудительное лечение и трудовая реабилитация наркоманов и алкоголиков. В РСФСР таких учреждений насчитывалось более ста.

Сегодня с наркотиками связано 65 процентов всех преступлений в России, при этом до 80 процентов всех краж и мелких грабежей совершается наркопотребителями. По оценкам Государственного антинаркотического комитета, с разной степенью периодичности наркотики употребляют порядка 8 миллионов граждан России. Первым по популярности является героин, вторым - марихуана, третьим - синтетические смеси-спайсы. Общая сумма трат потребителей на наркотики оценивается в 4,5 миллиона рублей ежедневно, или до 1,5 триллионов рублей ежегодно.

По материалам РИА Новости, ТАСС, РБК, «Интерфакса», газеты «Коммерсант»

Наркотизация населения и наркопреступность оказывают разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества, подрывают национальную безопасность. О страшных последствиях для здоровья, наступающих после употребления наркотиков, известно всем. Наркотики в целом влияют и на демографическую ситуацию в стране, разрушают генофонд нации, здоровье людей. Распространение наркотиков вызывает серьезную озабоченность граждан и правоохранительных органов.

По статистике, в сферу незаконного оборота наркотиков в основном вовлечены лица молодого трудоспособного возраста.

Законодатель на постоянной основе отслеживает данные тревожные тенденции в обществе и принимает адекватные меры, совершенствуя законодательство. В период с 2010 по 2013 г.г. в значительной степени изменена, дифференцирована и усилена уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства.

Например, за совершение преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотиков, совершенных с отягчающими обстоятельствами, грозит уголовная ответственность сроком до двадцати лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, а за те же деяния, совершенные в особо крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в виде пожизненного лишения свободы.

Многие потребители и лица, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков, не знают об этом, а зря… Открыв Уголовный кодекс, им необходимо серьезно задуматься, а стоит ли такой способ заработка многих лет жизни, проведенных за решеткой?

Борьба с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, признается приоритетным направлением правоохранительной деятельности в Республике Саха (Якутия). В 2016 г. на территории республики правоохранительными органами зарегистрировано 661 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, из незаконного оборота изъято 56,2 кг. наркотических средств и психотропных веществ.

Прокуратурой республики на постоянной основе проводится анализ результатов оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их соответствие складывающейся оперативной обстановке с принятием мер реагирования на ее изменения.

Результатом межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков явилось 348 направленных в 2016 году прокурорами в суды для рассмотрения по существу уголовных дел о таких преступлениях.

Так, например, в январе 2016 года заместителем прокурора республики утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении организованной группы, состоящей из трёх человек, которые на протяжении 2015 года незаконно сбывали на территории г.Якутска наркотические средства.

В ходе предварительного расследования установлено, что летом 2015 года трое безработных жителей столицы республики, не желая зарабатывать деньги законным путём, объединились в преступную группу для распространения наркотических средств типа «спайс», для чего приобретали посредством сети «Интернет» крупные партии наркотиков, которые впоследствии расфасовывали и продавали потребителям «спайса» на территории г.Якутска.

30 сентября 2015 года деятельность преступной группы пресечена сотрудниками полиции, которые задержали обвиняемых с поличным, изъяв у них почти килограмм наркотиков, что соответствует особо крупному размеру.

Действия обвиняемых квалифицированы по ч.3 ст.30-ч.5 ст.228.1 УК РФ – покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное организованной группой, с использованием сети Интернет, в особо крупном размере.

Уголовное дело расследовано следователем СЧ по РОПД СУ МВД по РС(Я) и с утверждённым обвинительным заключением направлено в суд.

По результатам судебного рассмотрения уголовного дела участники преступной группы признаны виновными в совершении инкриминируемого преступления и приговорены к лишению свободы сроком на 5,5, 7 и 8 лет соответственно с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

К сожалению, простое пресечение совершенных преступлений не позволяет эффективно бороться с преступностью. Требуется мобилизация общества на борьбу с этим явлением.

Наркомания – это неизлечимое заболевание. Его проще предупредить, чем излечить. Зависимость возникает практически сразу и вовлекает в эту сферу все больше и больше лиц.

Многие из нас думают: «У меня воспитанный ребёнок и эта проблема нас не коснётся». Это глубокое заблуждение. В оборот наркодельцов попадают дети и молодёжь в т.ч. и социально благополучных семей.

Родителям следует знать признаки, которые свидетельствуют о том, что ребёнок употребляет наркотики: если ребёнок пришёл домой усталый, сонливый (несмотря на то, что ночью нормально спал), имеет неадекватное поведение при отсутствии запаха алкоголя, расширенные зрачки, стеклянный взгляд, резкое повышение аппетита (ест и не может насытиться), если пропадают вещи у ребёнка или из дома, прячет руки, следы от уколов на руках.

Чтобы обезопасить своих детей от вовлечения в употребление, совершение правонарушений и преступлений, необходимо заняться этим заранее. Призываем родителей побеседовать со своими детьми на эту тему, разъяснить им, что последствием употребления наркотика является тяжёлая зависимость следствием которой является летальный исход. Что уже за употребление или простое хранение наркотика малолетними родители несут административную ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее воспитание ребёнка, с 16 лет за эти действия наступает административная ответственность самого ребёнка по ст. 6.8 КоАП РФ.

Если ребёнок взял у кого-то наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги или содержащие их растения в значительном размере и спрятал их или принёс домой, то он может быть привлечён к уголовной ответственности за незаконное приобретение и хранение по ст. 228 УК РФ. А если передал кому-то, то эти действия квалифицируются уже как сбыт, уголовная ответственность за который предусмотрена ст. 228.1 УК РФ.

Разъясните ребёнку последствия совершения преступлений – это не только наказание в виде лишения свободы на несколько лет, это ещё и испорченная судьба: судимость, потерянные годы, неполучение хорошего образования, отсутствие возможности связать свою судьбу с любимым человеком, трудоустроится по любимой специальности, невозможность получить водительское удостоверение, хорошо оплачиваемую работу, тяжёлое психологическое состояние на всю оставшуюся жизнь – угрызения совести и т.п. И обязательно нарисуйте ему перспективы законопослушного поведения – хорошее образование, любимая специальность, хорошо оплачиваемая работа, свобода, возможность путешествовать, заниматься любимым делом, быть рядом со своей семьёй и любимым человеком, возможность создать семью и быть счастливым.

Призываем родителей и руководителей образовательных учреждений выступить с инициативой ежегодного, начиная с 6 классов, проведения открытых уроков со школьниками и их родителями с приглашением сотрудников правоохранительных органов, где разъяснять указанную информацию, показывать видеосюжеты с наглядными примерами последствий употребления наркотиков.

Чтобы уберечь ребёнка от плохой компании также необходимо помочь ему найти помимо школы любимое занятие – спортивную секцию, художественный кружок, хобби, увлечение. Необходимо морально и, если требуется, материально поддерживать его стремление заниматься любимым делом. За пределами учебного времени дети должны быть заняты, у них не должно быть свободного времени, кроме как для приёма пищи, чтения, общения с родителями, короткого отдыха и сна.

В борьбе с распространением наркотиков немаловажную роль играет принципиальная позиция граждан по данному вопросу. Посильная помощь каждого человека важна в нашем общем и нелёгком деле по борьбе с наркотизацией населения. Никому из нас нельзя оставаться в стороне от данной серьёзной проблемы, поскольку такая беда может посетить каждый дом и принести боль, горе и страдания. Не оставайтесь в стороне, сообщайте в правоохранительные органы об известных Вам сведениях распространения и употребления наркотиков! Только так, общими усилиями, нам удастся справиться с этой бедой.

Прокурор отдела по надзору

за уголовно-процессуальной и

оперативно-розыскной деятельностью

правоохранительных органов

прокуратуры республики