Кто из смертных посетил царство аида. Сошествие в Аид: Одиссей. Семья и родственные связи

Среди олимпийцев — третий брат, получивший в качестве своей доли при дележе мира подземный мир и владычество над душами усопших. Из-за того, что в земле таится немало драгоценных металлов, его также именуют Плутоном, то есть богом богатства. Этим именем его величают и греки, и римляне, но нередко его называют и Дис, что по-латыни означает «богатый». Он владеет знаменитым шлемом, или шапкой, делающим надевшего его невидимым. Редко покидает свое мрачное царство, чтобы появиться на земле или на Олимпе. Впрочем, его к этому и не вынуждают — он не слишком желательный гость. Он безжалостен и неумолим, но справедлив; бог не злой, но внушающий ужас. Аид женат на Персефоне (Прозерпине), которую он похитил на земле и сделал владычицей своего царства. Он владыка мертвых, но не является воплощением самой смерти, которую греки называли Танатом, а римляне — Орком.


Пятница, 24 Сентября 2011 г. 02:15 ()


Царство Аида


Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут там. Там протекает все леденящая, священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Клубят там свои волны Коцит и Ахеронт. темные берега их оглашают своим стенанием, полным печали, души умерших.


Bloemaert, Смерь детей Ниобы



В подземном царстве струится и дающая забвение всего земного река Лета, там несется во тьме и пламенный Пирифлегопт. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Сетуют они на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Цербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Не повезет обратно через мрачные воды Ахеропта в своем утлом челне и суровый перевозчик душ умерших, старый Харон. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.




В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса Аид. На золотом тропе сидит он со своей женой Персефоной (Прозерпиной). Служат ему неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями, преследуют они преступника, не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Милос и Радамант.



Брейгель старший. Орфей в Аиде.


Здесь же у трона ненавистный богам и людям бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом локон с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Ликуют Керы, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела души.




Здесь же у трона Аида и прекрасный юный бог сна Гишгас. Неслышно носится он на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Он нежно касается своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс, и ему смыкает грозные очи Гипнос и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них и боги, дающие вещие и радостные сновидения, по есть и боги страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей, боги тяжких кошмаров, от которых страдают смертные, которые грозят им горем и несчастьем. Есть и боги лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.


ЦЕРБЕР


Полно мрака и ужасов царство неумолимого Аида. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуза с ослиными ногами, которая, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущее тело. Там бродит и чудовищная Ламия. она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови.

Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Она безлунной ночью блуждает в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, по она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей в жертву собак на распутьях, где расходятся три дороги.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.




Похищение Персефоны .


ПЕРСЕФОНА, в греческой мифологии богиня растительности и смерти, дочь богини плодородия Деметры. Плутон (Аид) пожелал взять Персефону в жены, и когда Зевс дал на это свое согласие, Плутон схватил ее и увлек в подземное царство. Деметра в поисках дочери бродила по всей земле, которая из-за этого стала бесплодной. Когда Деметра узнала от бога солнца Гелиоса, что Персефона находится у Плутона, она убедила Зевса послать Гермеса, чтобы тот привел ее назад, если она еще не успела вкусить пищи в подземном мире. Но поскольку Персефона уже отведала зерен граната, она принуждена была часть года оставаться с Плутоном в качестве его царственной супруги, остальное время ей было дозволено проводить вместе с матерью. Покуда она оставалась в подземном царстве, земля не приносила плодов, но когда она возвращалась, земля вновь начинала плодоносить. Благодаря такому "двойному" существованию, она выступала в двоякой роли — богини смерти и богини растительности.



Орфей и Эвридика в царстве Аида

Ты - моя мелодия,

Я - твой преданный Орфей.

Дни, что нами пройдены,

Помнят свет нежности твоей.

(Н. Добронравов)

Орфей - певец, у него был настолько волшебный голос, он так пел, что «приходили в движение деревья и скалы» (Аполлодор, Мифологическая библиотека).

«...К нему собирались дикие звери, очарованные прелестью звуков его песен». «Орфей превосходил красотой своих поэм всех бывших до него». «...Те соловьи, чьи гнезда находятся у могилы Орфея, поют слаще и громче, чем в других местах». «Кто занимался вопросами поэзии, тот знает, что все гимны Орфея очень коротки и что всех их очень немного. По красоте стихов они занимают второе место после гимнов Гомера, но намного их превосходят глубиной своего религиозного чувства и божественного наития». (Павсаний, Описание Эллады)

Лесная нимфа Эвридика стала женой Орфея. Как и все нимфы, она проводила время в увеселениях с такими же, как она, нимфами. Но однажды она наступила на змею.

Казалось бы, нимфа должна знать обо всех опасностях, которые могут ее настигнуть. Что заставило ее забыть об осторожности? На это есть ответ у Вергилия в «Георгиках»: оказывается, какой-то пастух начал преследовать Эвридику (он думал, что она дикая, то есть никому не принадлежит). Эвридика убегала в страхе, она хотела броситься в реку, чтобы избавиться от преследователя.

Этот пастух не остался безнаказанным за попытку совратить нимфу - у него погибли все пчелы (видимо, пастух по совместительству был еще и пчеловодом). Он обращается за помощью к своей матери, речной царице, чтобы она раскрыла ему причину несчастий. Заботливая мамочка посылает его к вещуну за разгадкой. И вещун открывает этому несостоявшемуся насильнику, что на нем лежит проклятье мужа Эвридики:

Когда от тебя убегала, чтоб кинуться в реку,

Женщина эта, на смерть обреченная, не увидала

В гуще травы, возле ног, огромной змеи прибережной.

Видимо, ее подруги очень любили, да и смерть была и неожиданной, и необычной:

Хоры сверстниц дриад огласили тут воплем вершины

Гор, тогда залились твердыни Родопы слезами.

Сам же он горе любви умерял черепаховой лирой,

Пел, отрада-жена, о тебе у волны, одинокий,

Пел при рождении дня и пел при его угасаньи.

(Вергилий, «Георгики»)

Эвридика попала в Аид, в царство мертвых, где властвовали царь этого царства Аид и его жена Персефона. Орфей так любил свою Эвридику, что после ее смерти спустился в подземное царство и попросил богов вернуть ей жизнь (далее - цитаты из «Метаморфоз» Овидия):

Если не лжива молва о былом похищеньи - вас тоже

Соединила Любовь!

Эти слова - напоминание Аиду, что он полюбил когда-то Персефону, от любви украл ее и взял с собой, в подземное царство.

Сей ужаса полной юдолью,

Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:

Вновь Эвридики моей заплетите короткую участь!

Орфей не просит богов оживить Эвридику навечно:

Не на совсем, на тот срок, который ей отпущен природой:

Все мы у вас должники; помедлив недолгое время,

Раньше ли, позже ли - все в приют поспешаем единый.

Все мы стремимся сюда, здесь дом наш последний; вы двое

Рода людского отсель управляете царством обширным.

Так и она: лишь ее положенные годы созреют,

Будет под властью у вас: возвращенья прошу лишь на время.

Его пение было настолько проникновенным, что,

Внемля, как он говорит, как струны в согласии зыблет,

Души бескровные слез проливали потоки.

И властители подземного царства изменили своим правилам:

И уже ни царица-супруга, ни властелин преисподних

Мольбы не исполнить не могут.



Аид и Персефона согласились отпустить Эвридику, но при условии, что Орфей не оглянется ни разу, пока она не выйдет из подземного царства. Молодые супруги уходят из Аида:

Вот уж в молчаньи немом по наклонной взбираются оба

Темной тропинке; крутой, густою укутанной мглою.

На полотне Рубенса «Орфей и Эвридика» двое молодых людей уходят от пожилых, сидящих на возвышении. Рядом с ними внизу - трехглавый пес, за ними - мрак и вспышки огня. Молодые люди - это Орфей и Эвридика. Пожилые - властители царства мертвых, откуда нет дороги на белый свет, это Аид - бог этого царства - и Персефона - его жена. Трехглавый пес Цербер стережет выход.

Орфей уводит Эвридику, и ему запрещено оглядываться. Но посмотрите на его глаза: он силится увидеть, что происходит позади него, идет ли за ним Эвридика. Ему страшно, ему больно: он не видит ее. И должен идти вперед, иначе она не выйдет из царства мертвых.

У Эвридики на лице безмятежность - ни тревоги, ни грусти: Орфей возвращает ее к жизни.

Аид неспокоен. Его взгляд обращен наверх, как будто он хочет увидеть какой-то знак свыше: при всем своем могуществе он далеко не уверен в том, что Орфей исполнит свое желание и вернет себе Эвридику.

Персефона - вся в черном, траурная накидка на голове, глаза полны слез. Кажется, она предчувствует трагический конец приключения Орфея.

У трехглавого пса Цербера две головы спокойны, а третья, похоже, под впечатлением песен подвывает, хотя голос Орфея уже не звучит.

Картина написана в мрачных тонах: тела не светятся яркими красками, они мертвенны. Даже сполохи огня за спиной Аида выглядят бледно.

Орфей был близко к выходу из подземного царства, но вдруг его покинуло ощущение того, что Эвридика рядом:

И уже были они от границы земной недалеко,

Но, убоясь, чтоб она не отстала, и в жажде увидеть,

Полный любви, он взор обратил, и супруга - исчезла!

Эвридика вернулась в царство мертвых:

Руки простер он вперед, объятья взаимного ищет,

Но понапрасну - одно дуновенье хватает несчастный,

Смерть вторично познав, не пеняла она на супруга.

Да и на что ей пенять? Иль разве на то, что любима?

Слуха его; и она воротилась в обитель умерших.

Потерял Орфей Эвридику. Потерял из-за боязни потерять...

Об Орфее и Эвридике рассказал Борис Рохленко

Похищение Персефоны в живописи и скульптуре


Heintz Joseph the Elder, Похищение Прозерпины

Жан Франсуа де Труа, Похищение Прозерпины

Christoph Schwart, Похищение Прозерпины

Ханс фон Аахен, Похищение Прозерпины

Никколо дель Аббате, Похищение Прозерпины

Рубенс, Похищение Персефоны, 1619

* Чтобы увидеть картины Рубенса, нажми здесь:

Бордоне, Похищение Персефоны

Натуар, Аид, Персефона и Психея

Валерий Мельников
ПРОРОК,ИЛИ ЦАРСТВО АИДА
Трагикомедия в трех действиях,шести картинах с прологом и приложением

В последние дни прошлого века, познакомившись с интересным опытом новой драматургии (В. Мельников, Мельникова «Горгона»), я обратила внимание на новизну и оригинальность актуальной интерпретации мифологических сюжетов. Феерия-миф оживляла забытый нами чудесный мир. Насыщенный событийный ряд, накал страстей, четко выписанные характеры персонажей увлекают и обещают неожиданные новые фабульные и сюжетные решения. Художественный вкус, тонкий юмор, точность анализа, творческая интерпретация сюжетов древнегреческой мифологии доставляет радость читателю, и обещают богатство сценического воплощения.
Новая пьеса значительно отличается от первой. Ощутим неисчерпаемый ресурс и мифа и авторского творчества. Итак, трагикомедия «Пророк, или Царство Аида». Действующие лица: Аид, он же Гадес-Владыка мрачного царства Аида; Персефона - супруга Аида; Танат - Бог смерти; Геката - властительница всех привидений и чудовищ; Гипнос - Бог сна - боги герои персонажи мифов, мифолог, он же Бомж, он же Пророк - профессор; Браток - бизнесмен и бандит, Дамочка, Торговец, телохранители и убийцы - наши современники. Персефона и торговка рыбой в одном пространстве мифа. Или базара? Читатели и зрители - современники всех героев - от мифа до рынка. Всеми правит Танат.
Пережив вместе с персонажами «Горгоны» разрушение хтонического мира на фоне жестокой борьбы олимпийцев за утверждение своего господства на земле, небе и море, здесь читатель оказывается в четвертом измерении - Аиде. В произведении безжалостный, внушающий ужас Владыка мрачного царства Аид представляется мудрым, гостеприимным, щедрым, хозяйственником, последовательным реформатором, нежно любящим свою супругу Персефону. Суров, но справедлив... Он - истинный руководитель своего царства, он философ. Такого Аида Платон не знал. Аид внимательно выслушивает слуг и смертных и принимает решения, удивляющие и нас и их. Очень интересный и богатый для актерского воплощения образ. Прелестна Персефона, которая вопреки своей воле получила полцарства. Стремясь одарить благом служителей Аида («чтоб луч света пронзил Аид»), она терпит крах. Все ее нововведения влекут за собой «издержки», которые оборачиваются для многих смертных бедой. Хотела как лучше, а получилось... Свои неудачи героиня тяжело переживает. Результаты ее деяний не соответствуют ее устремлениям. Власть управляет ею, а не наоборот. «Корона больно тяжела и давит. Виновна Власть, но как ее судить...»
Стабильное царство, где тысячелетиями главенствует заведенный богами Порядок, и Закон разрушается скоропалительными нововведениями. Слезы и стенания... Смысл нововведений толкует судья Минос: «...катастрофы нам приятны. Тени поплывут в Аид, казна пополнится и нам, служителям, работа». Служители Аида похожи на земных: «Одна статья велит нам взять обол в казне, другая же статья - деяния сие нам запрещает...» Владыка Аид мудро управляет чиновниками Аида. Сам же Аид заселен «прелестными» чудовищами, служащими Аиду и Персефоне. Весьма обаятелен и привлекателен для актерского воплощения перевозчик душ умерших Харон, преданный своим Владыкам и своему любимому делу. Мифолог,он же Бомж, он же Пророк объединяет два мира: земной и подземный. Эта фигура наиболее интересная для режиссера и актера. Он в центре взаимоотношений с остальными персонажами. Он связывает миры, времена, пространства. Налицо благосклонность Владыки к Пророку, который сумел продемонстрировать в Аиде ясность своего ума, достаточную изворотливость и хитрость, убедив Бога отпустить его на землю. Опыт Сизифа многому научил смертных. Достойно сожаления, что на земле ученому-мифологу не удалось выполнить свою миссию, исчерпать свой жизненный ресурс на благо жизни. Мучаясь оттого, что он никак не может найти свою нишу в обществе,застрявшем между социализмом, капитализмом и феодализмом, он, в конце концов, находит понимание и поддержку в Аиде.
Аид комфортабелен и почти уютен. Его обитатели откровенно чудовищны. Что-то это напоминает... Порядок и Закон здесь властвуют во всем. Иначе,- беспредел и хаос. Денег в Аиде, как и у нас, хватает лишь на новое рубище, окрас ладьи Харона и новые весла для него, взамен сломанных. А ведь еще надо заменить поврежденное звено цепи Цербера, скосить асфоделы... Вернувшись на землю, Пророк делает шаг в новую для него жизнь. И мы надеемся, что там он сможет реализоваться, потому что ученый знает «как накормить людей». Он познал таинства храма в Элевсине, где ежегодно разыгрывались мистерии, воспроизводящие страсти Деметры, которые возвращали ее дочь Персефону на Олимп, и,следовательно, обеспечивали обильный урожай, даруемый землей-кормилицей. Известно, что за разглашение тайны церемонии виновный предавался смерти или изгнанию, но Пророк готов раскрыть эту тайну во имя людей. Однако, не успев раскрыть им, великий секрет Золотого века, Пророк волей, не зависящих от него обстоятельств («издержки!»), гибнет, вызывая улыбку и чувство сожаления. Нет, это не трагедия. Жанр определен точно - трагикомедия, может быть, рыночный трагифарс. Нет сострадания, только жалость. К жалости взывает Персефона. Браток жалеет Бомжа до слез. Читатели жалеют Ламию. «Гера уничтожила ее детей. Ламия от горя спряталась в пещеру и одичала там. Характер изменился у нее, и поменялся внешний облик... Стала похищать и пожирать чужих детей, но изящество и миловидность сохранила. Чудовище, но как прелестна». В каких горах эта пещера? Как много вопросов...
С выдумкой, драматургически своеобразно выстроен пролог, эффектен финал.
Как и в первом произведении, уместно Приложение, которое является хорошим комментарием при чтении пьесы и при ее реализации на сцене.

Магистр философии, профессор
А.Н. Граблева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
АИД, он же Гадес - Владыка мрачного царства
ПЕСЕФОНА - супруга Аида
МИНОС - судьи Аида
РАДАМАНФ
ТАНАТ - Бог смерти
ГЕКАТА - Властительница всех привидений и чудовищ
ГИПНОС - Бог сна
КАРА-КЕРА - крылатое чудовище
ЭМПУСА - привидение
ЛАМИЯ - чудовище
ЭРИНИЯ, она же ТИСИФОНА - богиня мщения
ХАРОН - перевозчик душ умерших
СИЗИФ - герой-богоборец, мученик Аида
БОМЖ, он же ПРОРОК - профессор
БРАТОК - бизнесмен и бандит
ДАМОЧКА - торговка всячиной
ТОРГОВЕЦ - торговец запрещенными товарами
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ - телохранители и убийцы
ПУБЛИКА, ГОЛОСА

Туманное раннее утро. На городской площади - ни души. На востоке на куполах церкви зависло большое красное солнце. Около мусорного контейнера пристроился Бомж. Он завтракает. На картонной коробке, засланной белоснежной салфеткой: хлеб, синтетическая бутылка с остатками «Кока-кола», кусок колбасы, несколько огурцов, кусочек пирожного. Одет старец немного странно, но вполне прилично. На нем добротные армейские валенки, длинное потёртое меховое пальто, теплая спортивная шапочка.

БОМЖ (то ли себе, то ли публике)
Утром Гелиос особенно прекрасен.
Каждый раз я прихожу его смотреть.
(Показывает в сторону куполов)
К его щекам прижались купола.
Как ярко золотом они сверкают!..
Их свет на площади мерцает, - как будто бы меня зовет туда...
Пока пустынно здесь, видом этим можно наслаждаться...
(Публике)
Гелиос - Бог солнца, сын титанов Гипериона, Тейи, брат Эос и Селены.
Гелий - в небе высоко, и видит все: деяния богов, людей; он мститель и свидетель.
Внимательно всмотритесь - на небе золотая колесница, и в шлеме золотом
Гелиос на ней сидит...
Там находится его дворец, престол, из камней драгоценных сотворенный.
Всевидящий сидит и зрит творения дурных людей...
Его же окружают и ждут свой час: осень и зима, весна и лето...
А он сидит себе и наблюдает творения богов, людей...
И, как говорят, «на ус мотает»...
Как жаль, что в этот день к Западу по небу он помчится
на огненной четверке лошадей, унося с собой и красоту... и жизнь мою...
Предчувствия меня гнетут -
Аид передо мной - так очевиден, служителей его я узнаю...
У моря опустится Бог Гелий в золотую чашу, и поплывет себе на Запад...
Возможно, завтра я опять приду сюда и буду любоваться...
После того, как я на Крите побывал и посетил Идейскую пещеру -
уж сколько времени с югов бреду...
Испил по глупости своей я Лету,- имя, фамилию свою, жену забыл,
но помню хорошо пещеру, где письмена открыл.
Хроника Аида рукой Миноса записана в табличках!..
Я доктор исторических наук, профессор и мифолог...
Восторг давил меня, и сердце рвал на части!..
Погрузившись в тексты,
написанное на табличках, их изучив, я стал страдать от знаний.
Мой мозг стал пухнуть, раздуваться от невозможности усвоенное людям передать.
Надо мной смеются, мне не верят...
В городе одном, на площади, где наблюдалось скопище людей,
мне бросили в лицо селедку,а на гребном канале ударили веслом...
Я доктор исторических наук, профессор и мифолог -
совет и кафедру я возглавлял!
На лекции мои ломились...
Как можно мне не доверять?!
Кто может мне назвать детей, которых породил почтенный Гелий?
Извольте рты открыть и растопырить уши.
Потомство Бога дерзко нравом, и склонно к колдовством.
Вот оно: Медея, Кирка, Пасифая.
Океанида Персеида породила от Гелия колхидского царя Ээта; Климена, нимфа-
сына Фаэтона и четырех красавиц-дочерей;семь сыновей у нимфы Роды...
В табличках данные сие подтверждены.
(Показывает)
Вот черепок - свидетельство и документ того, что я присутствовал в пещере...
(Становится за контейнер как за кафедру. Показывает)
Извольте бросить взгляд туда - кроны всех деревьев покрылись желтизной.
Из трав, цветов уходят соки - налицо тоска Деметры по дочери своей,
которую безжалостно похитил мрачный Бог Аид.
С тех пор как я иду пешком,
Аид стоит перед глазами, и служители его за мной идут:
Бог Гипнос, Тонет с мечом, Геката...
Во всех углах рычат, готовы тело рвать мое стигийские собаки.
(Рассматривает свою тень)
Тень моя изгорбилась, перекосилась...
Успеть бы, рассказать...
Однако по порядку все.
Прошу закрыть глаза и воображение свое настроить – желаю вам я представлять Аид!
З а т е м н е н и е

ПРИЛОЖЕНИЕ

АИД, Гадес - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца. Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры).

АСФОДЕЛ - дикий тюльпан.

«ВЕК ЗОЛОТОЙ» - мифологическое представление, существовавшее в античном мире о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчетливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. "Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай обильный сами давали собой хлебодарные земли..." Умершие люди Золотого века существуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле.
После прихода к власти Зевса наступил серебряный век, сменившейся бронзовым, затем наступил железный век. С каждым веком все умножались войны, преступления и несправедливость. Астрея, некогда покинувшая землю в бронзовом веке, обитает ныне на небесах. После бронзового века, так считали греки, наступил век героев. Тем самым они примирили миф о веке с мифами троянского и фиванского цикла. Железный век большинство авторов отождествляет со своим временем, называя его негодным и испорченным.

ГЕКАТА - богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанитов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, войне), охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к таинственным специальным манипуляциям. Гекату можно считать ночным коррелятором Артемиды; она тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но ее охота - это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката близка Деметре - жизненной силе земли, Персефоне - олицетворению подземного мира. Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – «богиней трех дорог». Изображение Гекаты помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.

ГЕЛИОС, Гелий - бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос.
Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще всего дурные. Гелиоса «всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Гелиос изображается в ослепительном свете и сиянии, в золотом шлеме, на золотой колеснице. Он обитал в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Гелиос днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к Западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Гелиоса породили: океанида Персиида - колхидского царя Ээта; нимфа Климена - сына Фаэтона и четырех дочерей; нимфа Рода - семерых сыновей. Потомство Гелиоса часто отличается дерзостным нравом и склонностью к колдовским хтоническим силам (Кирка, Пасифая, внучка Гелиоса - Медея). Гелиос нередко, особенно в эллинско-римской мифологии, отождествляется со своим отцом Гиперионом, и сыновья его именовались гиперионидами, в поздней античности-с олимпийцем Аполлоном.

ГИПНОС – персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти, богинь судьбы, мойр, Немесиды - богини мести. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в противоположность беспощадной Смерти. У Гомера Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в " Метаморфозах" описывал пещеру в Киммерийской земле место обитания Гипноса, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; Гипнос покоится в пещере на прекрасном ложе.

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано ее именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах.

ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ - или Элизиум - место в Аиде для праведников.

ЗАПАД, Закат - символ умирания.

КИРКА - волшебница, дочь Гелиоса; жила на о. Эея или на западном побережье Центральной Италии (мыс Церцеи). Она превратила спутников Одиссея в свиней, однако тот заставил ее снять колдовство. По совету Кирки Одиссей отправился в Аид, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе у прорицателя Тиресия. Сын Одиссея и Кирки - Телегон.

МИФОЛОГИЯ - 1)Фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова - вид устного народного творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

МИФЫ - сказание о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и событиях.

ПАСИФАЯ - дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону великолепного быка, посланного на Крит самим Посейдоном, тот внушил Посейдону противоестественное влечение к животному.

ПРОРОК - греческий жрец, который предсказывает то, что должно произойти. В древности за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстепенный служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего,- Пророк считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях Пророк, осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашатаем божественной воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего.

ТАНАТОС, Фанат - олицетворение смерти. В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду. Хитрому Сисифу удалось заковать Танатоса и продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АПОЛЛОДОР. Мифологическая библиотека Л., "Наука", 1972г.
ГИГИН. Мифы. (Перевод с латинского Д.О. Трошилова), - С.- П. «Алетейя», 2000г.
ГЛАДКИЙ В.Д. Древний мир. (Энциклопедический словарь в двух томах),
М., Центрополиграф, 1998г.
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Мифология, - Научное и-во
«Большая Российская энциклопедия», М.,1998г.
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. Греческая мифология. (Перевод с древнегреческого О. Цыбенко).- Паросская хроника, -
М., Лабиринт, 2000 г.
МЕЛЬНИКОВ В.И., МЕЛЬНИКОВА Л.А. Горгона, Феерия-миф в трех действиях, семи картинах с прологом,ООО «Центр печати и прессы», М., 2000г.
БИБЛИЯ. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. (По благославлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11), От Матфея. Гл.24. 1-13,15-22, 29, 36-40, 42-44, От Иоанна. Гл.15.19, Деяния святых апостолов. Гл. 10,11. 45,17,
Российское библейское общество, М.,1993 г.

Краткая предыстория

После долгой борьбы богов с титанами, последние были повержены и сосланы во тьму. Три брата встретились и поделили зоны влияния. Это были , и Аид. Зевсу досталось небо, Посейдону водная стихия, а Аиду подземное царство.

Подземное царство

Аид получил власть над тенями умерших. Он считается богом подземных сокровищ, несметных богатств, плодородия. Он входит в число двенадцати высших существ, живущих на . Аид был одним из трёх главных богов. Он принимает души всех умерших, охраняет тайны загробного мира. Его жена Персефона – богиня царства мёртвых и покровительница плодородия. У него есть волшебная шапка, делающая невидимым. В мифологии часто изображали спиной т.к. по преданиям он не хотел смотреть умершим в глаза.

У входа в мир теней растут три чёрных тополя. Он расположен на западе, где солнце спускается, на побережье Океана. Родственники кладут покойным денежку под язык, что будет платой перевозчику через реку Стикс. Судьи, боги смерти и мщения восседают рядом с Аидом. Бог Гипнос держит в руках сосуд с усыпляющим напитком.

На полях мира теней выросло много чёрных тюльпанов и асфоделий. Тени умерших носятся над полями, их крики и стоны подобны шелесту увядшей, сухой листвы. Не могут вернуться они к солнцу, и продолжают своё существование без радости и печали, скучая по надземному миру.

Здесь побывал даже легендарный , который хотел узнать свою судьбу.

Герои, мифические существа, Геката гуляют по подземным пространствам. Хаос входит в мир теней, добавляя ему мрачности и безнадёжности. Богиня Геката посылает ужасные сновидения тем, кто забывает о ней, не борется с колдовством. Здесь нет солнца, его лучи не могут проникнуть в данное измерение. Почти все побеждённые титаны были отправлены сюда. Мёртвые несут заслуженное наказание в мире теней. Река забвения Лета протекает в царстве мёртвых. Напившийся из неё забывает прежнюю жизнь.

Персефона

Юная, нежная Персефона жила со своей матерью, богиней плодородия Деметрой. Как-то она гуляла по лесу, где её увидел Аид. Он влюбился в неё сразу, решил похитить, жениться. Для достижения цели бог попросил Гею вырастить цветок неземной красоты, что и было сделано. Вышла Персефона на прогулку, увидела цветок неземной красоты, начала его срывать. Сразу же разверзлось лоно земли, вылетели кони, запряжённые в колесницу. Аид, находившийся внутри, схватил красавицу, скрылся вместе с ней. Только вскрикнула юная богиня, и исчезла в царстве теней.

Услышав крик дочери, Деметра устремилась к ней. Но не было Персефоны нигде. Так и не найдя дочь, опечалилась очень Деметра, покинула Олимп, ушла к людям. Без неё перестали цвести сады и цветы, начался голод по всей планете. Взмолилась она, обратившись к Гелиосу. Просила открыть ей, где находится дочь. И Гелиос ответил ей, что Зевс отдал Персефону в жёны Аиду. Отправилась опечаленная мать к Зевсу, умоляя вернуть ей дочь. Послали в подземное царство с донесением. Владыка царства теней выслушал посланника, отправил Персефону к матери.

Перед путешествием заставил проглотить её зёрнышки граната, которые считались символом брака. С тех пор жена божества какое-то время живёт с Деметрой, а другую часть времени проводит с мужем. Когда она уезжает в подземное царство, земля печалится и пустеет, начинается осень, затем зима. Но когда она возвращается к матери, на земле всё возрождается, приходит весна, за ней лето.

Стикс

Река Стикс преграждает путь в царство теней . Харон, перевозчик умерших, взимает оплату за проезд. Это старец в рубище, который принимает умерших только тогда, когда у них есть золотая ветвь из царства Деметры, а их кости находятся в могиле. В других случаях души не перевозились на другой берег, не попадали в подземный мир.

Харон перевозил души мёртвых на лодке. Древние греки рисовали этот сюжет на древних, погребальных вазах, датируемых V-IV веком до нашей эры. Иногда он изображался в виде грубого моряка, иногда его лицо имело благородные черты, а на некоторых рисунках ему придавали вид демона с крыльями, вооружённого двойным молотом.

Трёхголовый страж

Цербер, трёхголовый пёс, является стражем подземного мира. Никто не может вернуться назад в царство живых, поскольку страж охраняет грань между мирами. У этой собаки змеиный хвост, из пасти течёт ядовитая слюна. Он был рождён от Тифона и Ехидны. Это страшное мифическое существо, которое описывается во многих мифах. Во времена средневековья Цербера описывают как крылатого демона, охраняющего выход из преисподней.

Хаос

В древнегреческой мифологии считается бездной. На самом деле это бесформенное, первичное, неупорядоченное проявление пространства из которого возникли первые божества, галактики. Хаос существовал до сотворения мира, его также называют первозданной пустотой. Древние греки называли его Тартаром.

Все факты, картинки, видео взяты из открытых источников.

Здравствуйте, гости сайта и наши постоянные читатели! Одним из важных персонажей древнегреческой мифологии является бог Аид – владыка Подземного мира, Царства мертвых. Он – божество смерти, ассоциирующееся с ужасом, холодом и мраком. Но так ли он опасен? Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с Аидом поближе.

Описание бога Аида

Древние греки со страхом и уважением, с настороженностью относились к богу, заведующему Царством теней (Загробным миром). Долгое время Аид ассоциировался только с упадком и смертью, однако с ходом времени представление о нем немного изменилось.

Примерно с V века до нашей эры божество начали связывать также с плодородием, достатком, процветанием.

Несмотря на то, что в греческой мифологии есть несколько сказаний и легенд, в которых фигурирует бог Аид, владыку Подземного мира относят к числу божеств «второго плана». О нем не принято было рассказывать , его имя люди старались лишний раз не произносить, боясь накликать на себя беду.

Образ божества окутан мраком, но важно понимать, что Аид – не сама страшная Смерть, он не Дьявол, не Сатана. Он тот, кто правит в «нижнем» мире, охраняет свои территории, следит за порядком и за тем, чтобы тени (души умерших) не вернулись в мир простых смертных.

В свою власть Царство мертвых получил Аид благодаря жребию. Произошло это после того, как он вместе с Зевсом и Посейдоном одолел Кроноса, победил титанов. С тех пор, спустившись под землю, Аид старается не покидать своих владений.

К тому же, олимпийские боги настроены к нему недружелюбно. В мифах он лишь дважды надолго выходил за пределы Загробного мира.

По одной из версий, представленной Гомером, Аид обитает не в недрах Царства теней. Он встречает души у самого входа, вместе с Цербером – адским трехголовым псом – охраняет ворота в «нижний» мир.

Семья и родственные связи

  • Родители: Рея, Кронос. Аид их старший сын.
  • Братья и сестры: Зевс, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера.
  • Жена: Персефона, дочь Деметры и Зевса.
  • Дети: в большинстве источников говорится, что бог смерти был бесплоден и потомков не имел. В Суде (Свиде) указано, что Персефона родила на свет Макарию – единственную дочь Аида, которая стала божеством блаженной смерти.

Внешность Аида

Подробного описания внешности божества не сохранилось, если оно в принципе когда-либо было. Аида старались не изображать на картинах и фресках так же, как не говорили о нем всуе. Большинство скульптур, текстов или рисунков относятся к позднему древнегреческому периоду.

Хозяин «нижнего» мира сильно похож на своего брата с Олимпа – Зевса. В ряде источников его даже называют Громовержцем Царства мертвых или Зевсом Подземного мира (Зевс-Хтоний).

Он представляется в облике высокого, сильного мужчины средних лет. Волосы и борода у него темные, густые, вьющиеся.

Встречаются изображения, на которых голова Аида развернута назад. Бог смерти предпочитал ни с кем не сталкиваться взглядами. А глаза у него были мертвыми, холодными, поддернутыми белесой пеленой.

Характер бога царства мертвых

Божество из Древней Греции наделено противоречивым характером. С одной стороны, Аид – суров и непреклонен. С ним невозможно договориться, он не идет на уступки, не чувствует сострадания или жалости. С другой, этот бог тепло и радушно встречает новые души, а также готов помогать людям, даруя плодородие из глубины земли.

В записях Гомера говорится, что владыка Подземного мира всегда гостеприимен. Однако, попав на его территорию, выбраться обратно едва ли получится.

Аид не желает видеть в своем царстве живых, тех, кто пришел просто ради интереса и любопытства. Гомер также описывает божество как щедрое, веселое, разговорчивое и очень раскованное.

В представлении древних греков старший из сыновей Кроноса и Реи был отстраненным, холодным, погруженным в свои мысли. Но, несмотря на мрачный образ, Аида не считали воплощением зла, коварства, хитрости. Ему чужда ненависть, но он знает, что такое любовь.

Во многом характер Аида смягчился после того, как произошло его слияние с другим божеством – Плутосом. Этот древнегреческий бог олицетворял богатство, достаток и не был связан с темными эмоциями.

Способности

Основная Аида, по мнению древних греков, – умение управлять человеческими эмоциями, настроением. Божество способно наслать на людей тоску, томительное чувство безысходности, апатию, «черную депрессию». Скверное настроение, полный упадок истощают, приводят к болезни.

В позднее время, когда хозяин Загробного мира начал ассоциироваться с достатком и процветанием, ему стали приписывать силы, с помощью которых Аид влиял на урожай, погоду.

Важная способность древнегреческого бога – умение оживлять усопших, влиять на цикл жизни и смерти.

Однако Аиду нужно услышать очень вескую причину для того, чтобы вернуть душу в человеческое живое тело. Он не желает терять подданных, а также не стремится нарушать законы природы.

Волшебные предметы

  1. Золотой трон, стоящий в центральном зале «нижнего» мира. В легендах упоминается, что его выковал для Аида сам Гермес.
  2. Гигантская колесница, запряженная четырьмя черными скакунами. На ней правитель «нижнего» мира путешествует по своим владениям или выезжает за пределы своих земель.
  3. Магический шлем или шапка, созданная из шкур животных. С помощью этого предмета можно стать невидимым. Аид получил вещь в подарок от циклопов после того, как по приказу Зевса освободил их. Примечательно то, что шлем-шапка входит в число тех атрибутов, которые фигурируют в различных сказаниях и которыми пользуются другие боги, герои мифов.
  4. Длинный скипетр или жезл, увенчанный фигуркой трехголового пса.
  5. Внушительных размеров рог «изобилия», наполненный или драгоценными камнями и золотыми монетами, или фруктами, злаками и овощами.
  6. Двузубец.

Царство бога Аида

«Нижний» таинственный мир носит имя своего владыки – Аид. Он располагается глубоко под землей, живому человеку попасть в него непросто. Души умерших ко входу на территорию бога смерти обычно провожал Гермес.

В редких случаях их могла сопровождать Ирида – радужная посланница богов. Она также имела право спускаться в Подземный мир и некоторое время безнаказанно находиться там.

По мнению древних греков, «темный» мир находится в западной стороне. В прошлом считалось, что запад – символ умирания. На западе садится солнце, мир погружается в холод и тьму, ассоциирующиеся с Царством теней.

Во владениях бога смерти есть реки и болота, озера, пустоши, равнины и луга. В одних местах здесь царят тишина, покой и забвение, в других – холод, темнота, слышатся стоны и крики страдающих после смерти грешников.

Ступить на земли Аида можно, только перебравшись через черные бурные воды реки Стикс (в другой версии – реки Ахерон – реки смерти).

Старый Харон на своей лодке переправляет с одного берега на другой тени, однако на борт он пускает лишь тех, кто готов заплатить. Ворота в Загробное царство охраняет свирепый, преданный Аиду демонический пес с тремя головами – Цербер.

Есть также предположение, что существует три незримых двери, ведущие в Аид:

  • Первая находится в Пилосе: в храме, выстроенном в честь божества;
  • Вторая – на Тенарском мысе;
  • Третья – на берегу озера Аверн.

Страшный суд над душами вершится за воротами царства. Оценивают прижизненные поступки такие древнегреческие персонажи, как Радамант, Минос и Эак.

Если человек совершал лишь благие деяния, ему дают испить волшебной воды из реки забвения. После этого тень забывает о прошлом. Грешников же обрекают на муки и страдания.

Некоторые места в Загробном мире:

  1. Стигийские болота, где утопают грешные души;
  2. Река Лета, в ней течет вода забвения;
  3. Равнина Леты;
  4. Флегетон – подземная река;
  5. Амсанкт – озеро, через которое, как говорится в преданиях, появлялась возможность проникнуть во владения бога смерти;
  6. Амелет – одна из центральных рек Загробного мира;
  7. Река Воплей или Какит;
  8. Огненная река Пирифлегетон;
  9. Асфоделивые луга (поля, равнины), по которым, не зная горя и печали, бродят светлые тени, испившие воды из реки забвения.

Кроме упомянутых персонажей древнегреческих мифов и самого хозяина мира теней, в «нижнем» царстве обитают различные существа.

Здесь живет Аскалаф , присматривающий за полями и лугами.

Гигантская страшная Гидра , у которой пятьдесят ртов, обитает возле Тартара. Поселились в мрачном мире Танатос – божество смерти, Гипнос – божество сна, различные нимфы и иные волшебные создания.

Аид и Персефона

Персефона была любимой дочерью Деметры (богини плодородия) и Зевса. Громовержец пообещал отдать ее в жены своему старшему брату – Аиду, но Деметра так же, как и юная Персефона, не знала об этом обещании.

Когда пришла пора, владыка Царства теней поднялся на землю и похитил прекрасную Персефону. Он силой увел ее с луга, на котором девушка собирала цветы, и спустился вместе с ней в свое царство.


Узнав о случившемся, Деметра пришла в ярость, а после ее захлестнула печаль. Она позабыла о своих обязанностях, из-за чего начался сильный голод. Обратившись к Зевсу, олимпийская попросила, чтобы тот вернул ей дочь.

Громовержцу не оставалось ничего, кроме как вступить в разговор с Аидом, который был очарован своей молодой женой. Зевс попросил брата отпустить Персефону, сильно тоскующую по матери и по солнечному свету. Но бог смерти отказался.

После беседы с Зевсом он накормил Персефону гранатами, тем самым лишив ее возможности вырваться из Царства теней.

В Древней Греции гранат и его зерна одновременно символизировали вечную жизнь, забвение и смерть.

Громовержец, пытаясь отыскать реальный выход из положения, обратился к Аиду и Деметре с предложением: две трети года Персефона будет проводить вместе с матерью, а одну треть года – в мире «нижнем». Поразмыслив, бог Царства мертвых согласился на такой компромисс.

С тех пор, когда Персефона возвращается к мужу, на земле наступают стужа и холода – это Деметра тоскует о своей любимой дочери.

Прекрасную Персефону иногда изображают на иллюстрациях вместе с Аидом. Она стоит возле его трона в окружении духов скорби, печали и отчаяния.

  1. Аид – одно из самых известных имен древнегреческого бога смерти. Но в некоторых легендах он представляется как Орк, Климен, Дит, Гадес, Аидоней. Римляне величали его Плутоном.
  2. Черный – цвет этого божества.
  3. В жертву богу всегда приносили черных быков.
  4. Стихия Аида – земля. Он также взаимодействует с пеплом, прахом.
  5. Символ в царстве цветов – дикорастущие тюльпаны темного оттенка.
  6. В Греции некогда искренне верили, что только благодаря волшебным силам Аида порастают закопанные, посаженные в землю зерна и семена.
  7. В одном из мифов божество вступило в схватку с Гераклом и проиграло. Аид был серьезно ранен в бою, из-за этого ему пришлось подняться на Олимп и попросить помощи у врача Пэона.
  8. философ Гераклит считал, что бог Дионис и бог Аид – один и тот же персонаж.
  9. Из-за того, что было запрещено произносить лишний раз вслух имя божества, его называли или Плутоном, или Незримым, или Богатеем.
  10. С точки зрения психологии, «темное» царство – зона коллективного и личного бессознательного. А сам бог – архетип отца. Психологическая работа с божеством помогает унять и принять страх смерти (умирания), поработать спрятанные в глубине души негативные эмоции.
  11. В одних легендах сказано, что, едва Аид появился на свет, он был проглочен своим отцом. По иной версии, Кронос сбросил старшего сына сразу после рождения в Тартар.
  12. Несмотря на то, что Персефона не давала своего согласия на свадьбу, со временем она полюбила мужа. Есть миф, в котором подземный владыка неожиданно увлекся прекрасной нимфой Минту, живущей у вод одной из рек в Царстве теней. Когда Персефона узнала об этом, она, не справившись с ревностью, обратила нимфу в растение – мяту.

Значение имени Аид

Достоверно неизвестно, откуда появилось такое имя и что оно конкретно означает. Существует несколько вариантов расшифровок:

  • «Почтение»;
  • «Мрачный»;
  • «Встреча либо свидание (с предками)»;
  • «Невидимый»;
  • «Неведомый»;
  • «Милосердие»;
  • «Таинственный»;
  • «Вечный»;
  • «Смертельный»;
  • «Непознанный»;
  • «Губительный»;
  • «Бессмертный»;
  • «Сострадание»;
  • «Страх и ужас».

Некоторые исследователи предполагают, что первоначально «Аид» было только названием «нижнего» мира. Затем оно трансформировалось в имя нарицательное, подаренное богу смерти.

Благодарим за прочтение статьи! Надеемся, она оказалась полезной, интересной и увлекательной. Пишите комментарии, задавайте вопросы, делитесь публикацией в своих социальных сетях.

Пантеона. Холодный, угрюмый, беспощадный - таким представляется людям сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона. Аид твердой рукой правит подземным царством, его решения не подлежат обжалованию. Что же известно о нем?

Происхождение, семья

Запутанная генеалогия - отличительная черта древнегреческой мифологии. Бог Аид - старший сын титана Кроноса и его сестры Реи. Однажды правителю мира Кроносу предсказали, что его сыновья уничтожат его. Поэтому он проглатывал всех детей, которых производила на свет его супруга. Так продолжалось до тех пор, пока Рее не удалось спасти одного из своих сыновей - Зевса. Громовержец заставил своего отца выплюнуть проглоченных детей, объединился с братьями и сестрами в борьбе против него и победил.

После поражения Кроноса его сыновья Зевс, Аид и Посейдон поделили мир между собой. Они стали властвовать над ним. Волею жребия бог Аид получил в удел подземное царство, а подданными его стали тени умерших. Зевс стал властвовать над небом, а Посейдон - над морем.

Внешний вид, атрибуты власти

Как выглядит правитель мрачного королевства? Древние греки не приписывали богу Аиду сатанинских черт. Он представлялся им как зрелый бородатый мужчина. Самый известный атрибут правителя царства мертвых - шлем, благодаря которому он мог становиться невидимым, проникать в различные места. Известно, что этот дар преподнесли Аиду циклопы, которых он освободил по распоряжению Громовержца.

Интересно, что часто встречается изображение этого божества с головой задом наперед. Это связано с тем, что Аид никогда не смотрит в глаза собеседнику, так как они у него мертвые.

Также брат Зевса и Посейдона владеет скипетром и трехглавым псом. Цербер стережет вход в подземное королевство. Еще один знаменитый атрибут Аида - двузубые вилы. Передвигаться древнегреческий бог предпочитал на колеснице, запряженной черными конями.

Имена

Имя бога подземного царства Аида древние греки предпочитали не произносить, так как боялись навлечь на себя беду. Говорили о нем в основном иносказательно. Божество называли «Незримым» или же «Богатым». По-гречески последнее имя звучало как «Плутон», именно так стали называть Аида древние римляне.

Нельзя не упомянуть и имена, которые не получили широкого распространения. «Советник», «Добрый», «Прославленный», «Запирающий Врата», «Гостеприимный», «Ненавистный» - их достаточно много. Согласно некоторым источникам божество также называли «Зевсом Нижнего Мира», «Зевсом Подземелья».

Королевство

Что можно рассказать о царстве бога Аида? Древние греки не сомневались в том, что это очень мрачное и темное место, находящееся глубоко под землей. На территории этого королевства много пещер и рек (Стикс, Лета, Коцит, Ахерон, Флегетон). Лучи яркого солнца никогда не проникают туда. Над заросшими полями носятся легкие тени умерших, и стоны несчастных напоминают тихий шелест листьев.

Когда человек готовится распрощаться с жизнью, к нему отправляют вестника Гермеса в крылатых сандалиях. Он проводит душу к берегам мрачной реки Стикс, которая отделяет мир людей от царства теней. Там умерший должен терпеливо дожидаться лодки, находящейся под управлением демона Харона. Он представляется как седой старец со всклокоченной бородой. За переезд необходимо заплатить монету, которая традиционно клалась под язык покойника в момент погребения. Того, у кого нет денег для оплаты проезда, Харон беспощадно отталкивает веслом. Интересно, что грести умершие, переправляющиеся через Стикс, вынуждены самостоятельно.

Какие еще подробности о королевстве мертвых известны из мифологии? Бог Аид принимает своих подданных в главном зале своего дворца. Он восседает на троне, который изготовлен из чистого золота. Некоторые источники утверждают, что создателем трона является Гермес, другие же опровергают этот факт.

Стикс и Лета

Стикс и Лета - пожалуй, самые знаменитые реки царства мертвых. Стикс - река, которая составляет десятую часть потока, проникающего в подземное королевство через мрак. Именно ее используют для переправы души умерших. Древняя легенда гласит, что именно благодаря реке Стикс стал неуязвимым известный герой Ахилл. Мать мальчика Фетида окунула его в священные воды, держа за пятку.

Лета известна как река забвения. Умершие обязательно должны испить ее воду по прибытии в царство. Это позволяет им забыть свое прошлое навсегда. Те же, кто должен вернуться на землю, также обязаны напиться священной воды, это помогает им все вспомнить. Отсюда и взялось знаменитое выражение «канул в Лету».

Персефона

Бог Древней Греции Аид женился на прекрасной Персефоне. Юную дочь Зевса и Деметры он заметил тогда, когда она бродила по лугу и собирала цветы. Аид влюбился в красавицу и решился на ее похищение.

Расставание с дочерью стало настоящей трагедией для богини плодородия Деметры. Утрата оказалась столь велика, что она забыла о своих обязанностях. Громовержца Зевса всерьез встревожил голод, охвативший Землю. Верховный бог распорядился, чтобы Аид вернул Персефону матери. Правитель подземного мира не пожелал расставаться с супругой. Он вынудил жену проглотить несколько гранатовых зерен, в результате чего она уже не могла покинуть царство мертвых окончательно.

Стороны вынуждены были прийти к соглашению. Зевс рассудил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а оставшуюся часть времени - с мужем.

Сизиф

Могущество бога Греции Аида не вызывало сомнений. Каждый человек после смерти должен был отправиться в его королевство, стать его подданным. Однако один смертный все же попытался избежать этой участи. Речь идет о Сизифе - человеке, который предпринял попытку обмануть смерть. Он убедил свою супругу не хоронить его, чтобы его душа задержалась между обителью живых и мертвых. После смерти Сизиф обратился к Персефоне с просьбой позволить ему наказать свою жену, которая должным образом не позаботилась о его погребении. Супруга Аида сжалилась над Сизифом и позволила ему вернуться в мир живых, чтобы он покарал свою вторую половину. Однако хитрец, сбежавший из королевства мертвых, вовсе и не думал возвращаться туда.

Когда эта история стала известна Аиду, он очень разгневался. Бог добился возвращения непокорного Сизифа в мир мертвых, а затем обрек его на тяжелое наказание. Изо дня в день несчастный вынужден был поднимать на высокую гору большой камень, а затем смотреть на то, как он срывается и катится вниз. Отсюда и пошло выражение «сизифов труд», которое употребляется, когда речь идет о тяжелой и бессмысленной работе.

Асклепий

Случай, описанный выше, наглядно свидетельствует о том, что Аид не терпит, когда кто-то ставит под сомнение его могущество, решается противиться его воле. Судьба Асклепия служит тому подтверждением. Сын бога Аполлона и смертной женщины весьма преуспел в искусстве врачевания. Ему удавалось не только лечить живых, но и оживлять умерших.

Аид был возмущен тем, что Асклепий отнимает у него новых подданных. Бог убедил своего брата Зевса поразить зазнавшегося врачевателя молнией. Асклепий умер и присоединился к числу обитателей подземного царства. Однако позже ему все же удалось вернуться в мир живых.

Интересно, что оживлять умерших способен и сам Аид. Однако бог нечасто прибегает к этому дару. Он убежден в том, что законы жизни нарушать нельзя.

Геракл

История бога Аида свидетельствует о том, что и ему иногда приходилось терпеть поражение. Самый знаменитый случай - сражение властителя подземного мира с Гераклом. Знаменитый герой нанес Аиду тяжелую рану. Бог вынужден был на какое-то время покинуть свои владения и отправиться на Олимп, где им занялся врач Пэон.

Орфей и Эвридика

Аид фигурирует и в сказаниях об Орфее. Герой вынужден был отправиться в царство мертвых для того, чтобы вызволить свою погибшую жену Эвридику. Орфею удалось очаровать Аида и Персефону игрой на лире и пением. Боги согласились отпустить Эвридику, однако поставили одно условие. Орфей не должен был оглядываться на жену, когда выводил ее из королевства мертвых. Герой не справился с этой задачей, и Эвридика навсегда осталась в подземном царстве.

Культ

В Греции культ Аида встречался редко. Места его почитания локализовались в основном вблизи глубоких пещер, которые считались вратами в подземное царство. Известно также, что в жертву Аиду обитатели древнего мира приносили обыкновенный черный скот. Историкам удалось обнаружить лишь один храм, посвященный этому богу, который находился в Элиде. Входить туда дозволялось лишь священнослужителям.

В искусстве, литературе

В статье представлены фото бога Аида, а точнее, снимки его изображений. Встречаются они столь же редко, как и культ этого божества. Большая часть изображений принадлежит к последнему времени.

Образ Аида схож с образом его брата Зевса. Древним грекам он представлялся как могучий, зрелый муж. Традиционно этого бога изображают восседающим на золотом троне. В руке он держит жезл или двузубец, в некоторых случаях - рог изобилия. Рядом с Аидом иногда находится его супруга Персефона. Также на некоторых изображениях можно увидеть Цербера, расположившегося у ног божества.

Упоминания властителя царства мертвых в литературе также встречаются. К примеру, Аид является действующим лицом комедии «Лягушки» Аристофана. Также это божество фигурирует в серии фантастических произведений «Перси Джексон и Олимпийцы» Рика Риордана.

В кинематографе

Конечно же, кинематограф также не мог не уделить внимание древнегреческому богу. В фильмах «Гнев титанов» и «Битва титанов» Аид фигурирует в качестве одного из центральных персонажей. В этих картинах образ властителя царства мертвых воплотил британский актер Рэйф Файнс.

Также Аид появляется в картине «Перси Джексон и Похититель молний». Он входит в число злодеев, которые разыскивают молнии Зевса. В телесериале «Зов крови» этот бог приходится отцом главной героине Бо. Также Аида можно увидеть в аниме-сериале «Забавы богов», сюжет которого позаимствован из одноименной игры. В телепроекте «Однажды в сказке» ему отведена роль антагониста, который сражается с положительными героями.