Мифы Древнего Египта. ч.1. Йариху на пиру богов Греческие боги решили позвать на пир

Шесть с лишним лет со славой и честью жила Кримхильда за Этцелем. На седьмой год Бог послал ей сына к великой гордости отца и радости всех подданных. Супруга уговорила короля, и он позволил окрестить ребенка. Младенец был наречен Ортлибом, весь край гуннов порадовал он своим рождением. Кримхильда во всем старалась быть достойной госпожой. Геррата помогла ей узнать обычаи гуннов. Подданные полюбили королеву за щедрость и добрый нрав. Так прошло двенадцать с лишнем лет, но Кримхильда не забыла зла, что причинили ей в Бургундии. Не раз она вспоминала свою счастливую жизнь в краю нибелунгов, и хитрого Хагена, который так жестоко с ней обошелся. Стала размышлять королева, как отомстить злодею. Для этого ей было нужно, чтобы он попал во владения Этцеля. Вновь вспыхнула в ней и былая вражда к брату Гунтеру, хоть и помирились они когда-то. Сокрушалась Кримхильда, что против воли стала женой язычника, а брата винила в том, что он принудил ее к этому браку. Отныне она тайком мечтала о мести. Королева вновь была богата, имела множество преданных витязей, не зря граф Эккеварт, ее казначей, щедро осыпал гуннов золотом.

И вот она решила уговорить мужа пригласить в гости ее родню. Король очень любил свою жену и с радостью согласился исполнить ее просьбу. Он послал в Вормс гонцов. Это были шпильманы – музыканты и поэты – Вербель и Свеммель. Державный Этцель сказал им так: «Передайте моим шуринам, что я желаю им всех благ и жду их в гости. Пусть уже сейчас начнут собираться в дальний путь – я хочу видеть их у нас на пиршестве в ближайший солнцеворот». Вербель и Свеммель обещали государю в точности исполнить его просьбу.

Королева же сумела перед отъездом пригласить гонцов в свои покои. Щедрую награду обещала она им, если исполнят ее поручение. «Вы должны, – сказала она, – в беседах с моими братьями всегда говорить, что никогда не видели меня грустной, что я всем им шлю сердечный привет. Пусть исполнят просьбу моего супруга и прибудут к нам на пир, чтобы гунны не смели называть меня безродной. Скажите Герноту и Гизельхеру, что я их очень люблю, пусть возьмут с собой самых лучших вассалов. Поведайте королеве Уте, каким почетом я здесь окружена. А если Хаген предпочтет остаться дома, спросите, кто же укажет бургундам путь сюда, ведь он в юности долго жил у гуннов». Посланцы не поняли, зачем нужно Кримхильде, чтобы в числе ее гостей был Хаген, эту ошибку им пришлось искупить в бою. Затем им вручили посланье к трем королям, снабдили золотом и пышной одеждой, чтобы было чем блеснуть при бургундском дворе, и государь с супругой проводили гонцов в путь.

По пересказу «Песни о Нибелунгах» А. Чантурия

Мифы Древнего Египта. ч.1


Боги жили среди людей и царствовали над ними. Они были бессмертны, но власть передавали по наследству. И вот пришло время царствовать над людьми Осирису и Сету. Боги поделили между ними землю тик. Осирису они отдали долину Нила, насоленную дикими людьми, которые ничего по умели делать, кроме как охотиться на зверей и драться друг с другом. Пленных они убивали, а потом поедали. Из великой реки они извлекали только одну пользу - пили воду и не догадывались, какие живительные силы таились в мутной воде и иле, который каждый год приносил Нил из своих верховий. Вот какое царство досталось Осирису»

Сет стал властителем всех «чужих стран» — огромных пространств по обе стороны долины Нила. Там были жаркие, безводные песчаные и каменистые пустыни, из которых в долину Нила прилетали знойные ветры-суховеи. Там, где сквозь скудную землю пробивалась трава и вырастали деревья, гуляли антилопы и жирафы, а еще ослы и свиньи. Все боги считали свинью отвратительным животным, а Сет сделал ее священной. Но больше всего ему нравились ослы. Он даже голову свою превратил в ослиную. Так и ходил по земле - длинный, худой, с ослиной мордой, «украшенной» длинными ушами.

Пока люди были такими же дикими, как животные, Сет не завидовал Осирису.
Осирис был добрым и мудрым царем. Он убедил людей в том, что нет ничего отвратительнее людоедства. Потом засеял принесенный Нилом ил семенами злаков, собрал урожай и испек хлебы. И люди научились у него земледелию. Бог-царь помог им приручить животных, выращивать плодовые деревья и виноградники. А для того чтобы люди не бродили по земле, как дикие звери, он научил их строить дома. У людей появился достаток, и им захотелось веселиться. Для этого Осирис придумал музыкальные инструменты и танцы. А чтобы веселье было полным, Осирис обучил людей из винограда давить вино, а из ячменя варить пиво.

Но как только жизнь в речной долине стала лучше и богаче, чем в пустыне, Сет стал им завидовать и задумал отобрать царство у Осириса. А Осирис ничего не подозревал. Он любил сидеть в саду с виноградной лозой в руках. Добрый бог был занят теперь обучением людей тому, как с помощью трав лечить болезни. Люди чаще всего слышали только голос Осириса, не видя его самого, потому что в отличие от смуглых жителей долины у бога была кожа цвета листьев, деревьев, злаков и трав - зеленая.

Сет все время думал о том, как погубить своего брата Осириса и завладеть его царством. А тем временем пустыня становилась все пустыннее» В оазисах высыхали источники. Никли пальмы и кустарники. Антилопы, жирафы и даже ослы и свиньи бежали поближе к Нилу.
…Однажды Осирис совершил поход в Азию. Вернулся он с богатыми дарами и знаниями о том, как живут боги и люди в дальних странах. Он решил задать пир на весь мир. Пригласил на праздник и Сета.
А в ослиной голове брата созрел коварный план. Сет подослал к Осирису одного из своих духов, и тот незаметно измерил рост Осириса. И закипела тайная работа. Духи сделали сундук точно по фигуре Осириса. Снаружи ящик покрыли красивыми рисунками и драгоценными каменьями. Вот с таким «сувениром» Сет в сопровождении семидесяти двух сообщников-духов явился на пир к брату. Когда все развеселились, Сет предложил собравшимся:
- Давайте устроим игру. Пусть каждый попробует лечь в этот ящик. Кому он окажется впору, тот и получит его в подарок.
Одним гостям он был слишком мал, другим - велик. Наконец пришел черед Осириса. Не подозревая злого умысла, он лег в этот сундук-саркофаг. Сет и его сообщники сразу захлопнули крышку, обвязали саркофаг прочными веревками и бросили в реку!


А Сет тут же уселся на трон Осириса.
Когда мужчины начинают жестоко враждовать, женщинам остается только одно - горько оплакивать погибших. Залилась горькими слезами Исида, жена и сестра Осириса, верная помощница во Всех его добрых делах. Вместе с нею плакала Нефтида. Она была женою Сета, но боялась его. А Осириса любила.
Но недолго пришлось плакать Исиде. Злой братец решил расправиться и с нею. Пришлось Исиде бежать. Она спряталась в дельте Нила, среди болот, в гуще тростников и папирусов. Ее сердце жгли два желания - найти тело любимого мужа и отомстить за него Сету.


Только что Иисус, находясь в гостях у фарисея, исцелил человека, страдавшего водянкой. Иисус наблюдает, как другие гости выбирают за столом почетные места, и, пользуясь случаем, объясняет, почему важно быть смиренным.

«Когда кто-нибудь пригласит тебя на свадебный пир,- говорит Иисус,- не стремись возлечь на самое почетное место. Может быть, в это же время он пригласил кого-нибудь более знатного, чем ты, и тогда пригласивший тебя и его подойдет и скажет тебе: „Уступи это место ему“. И ты со стыдом пойдешь занимать самое низкое место» (Луки 14:8, 9).

Иисус добавляет: «Когда тебя пригласят, пойди и возляг на самое низкое место, чтобы пригласивший тебя, подойдя, сказал тебе: „Друг, займи место выше“. Тогда тебе будет оказана честь перед всеми гостями, пришедшими с тобой». Речь идет не только о хороших манерах. Иисус поясняет: «Ведь каждый, кто возвышает себя, будет смирён, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен» (Луки 14:10, 11). То есть он призывает слушателей развивать смирение.

Затем Иисус, обращаясь к пригласившему его фарисею, преподает еще один урок. Он объясняет, какой обед или ужин действительно ценен в глазах Бога: «Когда ты устраиваешь обед или ужин, не зови ни друзей, ни братьев, ни родственников, ни богатых соседей. Ведь может случиться, что и они в ответ когда-нибудь пригласят тебя, и это будет тебе вознаграждением. Но, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, калек, хромых, слепых, и будешь счастлив, потому что им нечем отблагодарить тебя» (Луки 14:12-14).

Желание приглашать на обед или ужин друзей, родственников или соседей вполне естественно. Иисус и не хочет сказать, что это плохо. Какую же мысль он хочет подчеркнуть? Того, кто приготовит угощение для нуждающихся - бедных, калек, слепых,- ожидают большие благословения. Иисус говорит хозяину дома: «Ты будешь вознагражден при воскресении праведных». На это один из пришедших гостей замечает: «Счастлив тот, кто будет есть хлеб в царстве Бога» (Луки 14:15). Он осознает, какая это честь. Но из примера, который Иисус приводит далее, видно, что не все способны по достоинству оценить такую возможность.

«Один человек решил устроить большой ужин и пригласил много людей,- рассказывает Иисус.- Когда подошло время ужина, он послал своего раба сказать приглашенным: „Приходите, уже все готово“. Но они все как один стали отговариваться. Один сказал ему: „Я купил поле, и мне нужно пойти посмотреть его. Прошу тебя, извини меня“. Другой сказал: „Я купил пять пар быков и собираюсь их испытать. Прошу тебя, извини меня“. А третий сказал: „Я только что женился и поэтому не могу прийти“» (Луки 14:16-20).

Какие неубедительные оправдания! Зачем осматривать поле и испытывать скот после покупки? Ведь обычно это делается перед ней. Что же касается третьего человека, то он не готовится к свадьбе, а уже женился. Поэтому ничто не мешает ему принять приглашение на столь важное событие. Услышав эти отговорки, хозяин гневается.

Он говорит своему рабу: «Выйди скорее на главные улицы и в переулки города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых». Раб так и делает, но еще остаются места. Тогда хозяин велит ему: «Выйди на дороги и к огороженным местам и заставь людей прийти, чтобы мой дом наполнился. Говорю вам: никто из тех, кто был приглашен, не попробует моего ужина» (Луки 14:21-24).

Приведенный Иисусом пример наглядно показывает, что Иегова Бог поручил Иисусу Христу предлагать людям возможность войти в небесное Царство. Вначале приглашение получили иудеи, в первую очередь их религиозные руководители. В большинстве своем они отказывались его принять на протяжении всего времени, когда Иисус служил на земле. Но приглашаются не только они. Иисус ясно дает понять, что в будущем должно прозвучать второе приглашение - оно будет обращено к простым иудеям и к прозелитам. Затем ожидается третье, и последнее, приглашение - позваны будут те, кто, по мнению иудеев, не заслуживают Божьей благосклонности (Деяния 10:28-48).

Да, сказанное Иисусом подтверждает слова одного из гостей: «Счастлив тот, кто будет есть хлеб в царстве Бога».

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Нун

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.