Мысли и образы. Истоки. Мысли и образы Свт. Афанасий Великий

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 31-34; глава 7, ст. 9-11.

6.31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

6.32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

6.33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

6.34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

7.9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

7.10. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

7.11. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

(Мф. 6, 31–34; 7, 9–11)

Предостерегая Своих последователей от излишнего попечения о богатстве и приобретении земных благ, Спаситель подчеркивает, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами, но стремиться, в первую очередь, к обретению Царствия Божьего.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 31–32), – говорит Христос, призывая не предаваться излишним и беспокойным заботам о пище и одежде, таким заботам, которые поглощают все время и внимание, отвлекая от забот о спасении души.

Борис Ильич Гладков поясняет, что этими словами Спаситель «предостерегает… чтобы заботы о том, что пить, что есть и во что одеться, не доводили бы нас до того тревожного состояния духа, которое близко к безнадежному отчаянию, к потере веры в милосердие Божие».

Господь научает жить, исполняя волю Божию и трудясь над тем, чтобы приобрести вечные сокровища, которых не придется оставлять и которые будут дарованы человеку, когда он войдет в вечную жизнь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Блаженный Феофилакт замечает: «Ибо если Он увидит, что ты занят исканием Царства Его, то Он, всеконечно, будет промышлять о тебе в твоих нуждах. И мы заботимся более о тех, кои всецело предали себя нашему попечению, и бываем к ним так предусмотрительны, как будто бы они сами и не смотрят за собой? Не больше ли для нас сотворит Господь?»

Спаситель замечает, что если вместо земных благ мы будем искать сокровищ небесных и сердца наши всегда будут устремлены к небу, то Отец наш Небесный дарует нам все необходимое. И поэтому приводит такие примеры: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7, 9–10).

И если сын просит у отца хлеба и рыбы, которые служат для пропитания, то и наши прошения должны служить для нашей пользы.

Евфимий Зигабен пишет: «Господь опять пользуется фактом из человеческой жизни и примером возводит слушателя к вере в то, что сказал. Просящему дóлжно быть сыном и просить о том, что отцу прилично дать, а сыну полезно получить».

Таким образом, Господь всегда слышит наши молитвы подобно тому, как родители слышат просьбы своих детей. И как ни один родитель не даст своему ребенку того, что может ему навредить, так и Бог никогда не даст нам того, что не принесет пользы.

Подводя итог вышесказанному, Господь наставляет: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11).

Александр Павлович Лопухин отмечает: «В противоположность людям указывается Отец Небесный, Который… добр и благ по самой природе Своей. Когда люди обращаются к Нему с просьбами, то Он, очевидно, более, чем люди, дает благое просящим у Него».

После наших прошений Господь всегда посылает нам Святого Духа, Который есть обличитель всякого зла, чтобы мы в свете благодати Божией могли увидеть, к чему может привести нас просимое. И, конечно, мы никогда не должны прекращать молитву, которая есть живое общение с Богом и действительная возможность получить желаемые блага.

К сожалению, очень часто мы прекословим воле Божией и слыша – не слышим, и видя – не видим.

А потому, дорогие братья и сестры, нам необходимо всегда помнить о том, что Царствие Божие только тогда открывается в земной жизни каждого из нас, когда мы стремимся исполнить волю Божию. Достичь же этого можно лишь неустанно трудясь над тем, чтобы разуметь заповеди Его, стараясь их исполнять; быть подражателями Христу, стремиться поступать так, как поступал Он; думать так, как думал Он, и желать того, к чему Он стремился. Только тогда Царствие Божие более явно открывается внутри каждого из нас уже здесь, в земной жизни.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

«Два человека, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену, содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Он без нужды, с помощью Божией, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому и однажды с гневом сказал ему: “Откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тебя тружусь, а все–таки обнищал. Отчего так?” Первый ему отвечал: “Я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. Если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото делить с тобою пополам”. Бедный сосед поверил и так же стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда никакого золота на дороге не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: “Видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и как тебя обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ″Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам″ (Мф. 6: 33), и они оправдались на мне. И если я сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, через хождение в церковь оба мы, и ты и я, приобрели все нужное нам”» .

В теории музыки есть понятие ключа. Это такой небольшой значок, который, однако, играет очень большую роль: он организует на нотоносце ноты, определяя октаву, в которой необходимо исполнять музыкальное произведение. Попробуем заменить на нотном стане ключи басовый на скрипичный, поменяв их местами, но оставляя все ноты на прежнем месте, и предложим исполнить эти ноты какому-нибудь музыканту. Полагаю, что тот откажется исполнять предложенный ему «шедевр», понимая, что получится нечто неблагозвучное, и опасаясь за свою репутацию. Нечто подобное очень часто происходит в нашей духовной жизни, а точнее, в ее церковной составляющей, когда цели этой последней мы подменяем целями посторонними, нецерковными.

В нравственном богословии понятие побуждающего мотива или цели имеет очень важное значение при определении духовной ценности любого поступка. Одно и то же по внешнему содержанию действие, совершенное двумя разными людьми с разной целью, имеет весьма различное значение и следствие для них. Возьмем, к примеру, дом престарелых. Его может посещать и православный волонтер, и общественный деятель. Кажется, что оба совершают одно действие и действие это добродетельно. Но если мы вдруг узнаем, что волонтер делает это исключительно ради Христа, исполняя Его заповедь, а общественный деятель желает через это лишь приобрести себе авторитет в обществе, то мы поймем, что их поступки имеют весьма мало общего, и не будем спешить называть деятеля добродетельным.

Святая Церковь создана на земле Господом ради нашего спасения. Исключительная и единственная цель Церкви есть спасение человека, заключающееся в исцелении от духовных немощей, которые именуются еще греховными страстями, и в соединении с Богом. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда» . Средства, о которых говорит святитель, – все то, что содержится в Церкви и предлагается верующим. Это и святые посты, и святая вода, многоразличные требные чинопоследования, и, прежде всего, таинства. «Таинствами Христовой Церкви, – учит епископ Игнатий (Брянчанинов), – верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение» . Кажется, все это прекрасно всем известно, так зачем же снова зубрить этот «духовный букварь»? Да, так, действительно, кажется, но только на первый взгляд.

В постперестроечный период, период свободы, трактуемой как вседозволенность, Россию наводнили различного рода «целители душ и телес», обещающие людям за «умеренную плату» избавление от всех болезней и жизненных невзгод. «Целители» получили широкий доступ к телеэкранам, и «духовные услуги» можно было получить даже бесплатно, не выходя из дома. За время процветания всевозможной экстрасенсорики и парапсихологии у нас успел сформироваться особый тип человека – потребителя «духовных услуг», склонного видеть причины своих проблем не в себе самом, а вовне и соответственным образом решать эти проблемы. К примеру, ушел из семьи муж. Так можно пойти к колдуну и заговорами вернуть его домой. Если муж пьет, то можно его закодировать. Понравилась кому чужая жена? Нет проблем, можно пойти к какой-нибудь «госпоже» и приворожить ее. Люди были приучены к тому, что любые проблемы можно решить быстро и удобно, без труда над собой, свалив этот труд за определенную плату на «народного целителя». И вот такой человек приходит и в Церковь решать свои проблемы. Приходит, потому что все идут, потому что это популярно. И в Церкви будет такой человек решать свои проблемы так, как он привык уже это делать.

Спросив молодую маму, с какой целью она крестит своего младенца, можно услышать в ответ: чтобы не умер в младенчестве, чтобы его никто не испортил. Или же просто потому, что так все делают. Если спросим прихожан, зачем они причащаются, то часто услышим в ответ: для того, чтобы дела шли хорошо, чтобы все хорошо было в семье, было здоровье и чтобы никто, не дай Бог, не навел порчу. Исповедь зачастую воспринимается лишь как средство «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды. Венчаются, оказывается, для того, чтобы брак не распался, и так далее. Симптомы болезни можно перечислять очень долго. Но, может быть, кто-то рассудит: «Не все ли равно, с какой целью все это делаются? Главное, что люди уже в Церкви, приходят к священнику и принимают таинства. И это уже замечательно. Остальное приложится само собой». Тогда мы вправе предложить совопроснику на рассмотрение следующую ситуацию. Врач прописывает больному антибиотик. Но этот антибиотик имеет свое действие только лишь в том случае, если его пить семь дней и еще два дня после окончания симптомов болезни (таков, например, Flemoxin Solutab). Если больной без должного внимания отнесется к рекомендации врача и будет пить лекарство только несколько дней, до исчезновения симптомов заболевания, то он не вылечится, и болезнь вскоре вернется к нему. Вообще очень часто те или иные антибиотики имеют свое лечебное действие только в том случае, если их пить до еды либо после. Есть такие средства, которые возможно применять только при определенном состоянии организма (отсутствия тех или иных заболеваний), в противном случае лекарство может превратиться в яд и даже привести к смерти.

Если в том, что касается медицины, мы вполне согласны с вышеприведенными соображениями, то в том, что касается духовной жизни, нам почему-то сложно понять и рассуждения подобного рода вызывают протест. Но Церковь, по словам святого Златоуста, есть духовная лечебница, и параллели, связанные с медициной, здесь вполне уместны. Средства, предлагаемые в Церкви, направлены именно на уврачевание духовных недугов человека. Так же, как в медицине, эти средства оказывают свое действие при определенных условиях, выполняемых человеком. Эти условия сводятся к правильному отношению к таинствам, которое позволит человеку хорошо подготовиться к тому или иному таинству и потом обильно пожать его плоды. Объясню это на примере. Таинство крещения очень важно для человека. В этом таинстве верующий через покаяние и погружение в купель омывается от всей прежней греховной скверны, получает семя новой благодатной жизни по законам Евангелия и соединяется со Христом. Если человек это понимает, то прежде принятия таинства он хорошо подготовиться к этому. Он изучит Евангелие, чтобы знать те законы, по которым ему необходимо будет вскоре жить. Он постарается заранее бросить все дурные привычки, чтобы после таинства они не препятствовали ему жить по заповедям Христовым. Он постарается как можно искреннее покаяться в прежней греховной жизни, чтобы после крещения было легче изменить образ жизни. Если же человек, приходя креститься, преследует иные, нецерковные, цели, то и соответственной подготовки к таинству не будет, не будет желания и усилия к тому, чтобы посеянное семя новой жизни дало свои плоды. То же самое происходит и в отношении других таинств. Чтобы достойно причаститься, необходимо понимать, что причастие – это теснейшее соединение со Христом, способствующее скорейшему нашему уподоблению Христу. Только такое понимание позволит достойно подготовиться к таинству, чтобы принятие тела и крови Господних было спасительно. «Уверься и утвердись в вере, – учит святитель Тихон Задонский, – что в святейшей евхаристии истинно подается нам тело Христово и кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом, и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной трапезе приступая, не затрепещешь?» В противном случае, если человек ожидает от причащения лишь земного благополучия, то очень скоро может наступить разочарование и, как следствие, потеря веры в силу таинств. «Многие наперед вожделевают получить от святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости укрепить вас на всякое добро в угодность Ему» (святитель Феофан).

Исповедь нужна не для того, чтобы «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды, и даже не для того, чтобы принести ему «отчет о проделанных грехах». Святитель Феофан Затворник учит, что во время исповеди «больше сокрушения о грешности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо». Исповедь, при условии сердечного сокрушения о грехах и твердой решимости оставить грех, низводит на сердце кающегося милость Божию, состоящую в прощении грехов и в ниспослании благодати для дальнейшей борьбы с грехом. «Дело покаяния просто: один вздох и слово: “Согрешил, не буду!” Но этот вздох должен пройти небеса, чтоб стать ходатаем у престола Правды; и это слово должно изгладить из книги живота все письмена, коими означены там грехи наши. Где же возьмут они такую силу? В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое и потом, в час исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицем Бога и людей» .

Наконец, таинство венчания совершается не с той целью, чтобы обезопасить брак от скорого развала. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того, чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Если же этой цели у них нет, то венчание само по себе не является гарантом крепости семейного союза. Непонимающие это, сталкиваясь с очередным разводом венчанного брака, вздыхают: «Ну, вот, даже венчание не помогло!»

Итак, наиглавнейшая и единственная цель Церкви на земле есть спасение человека, воспитание человека для жизни будущего века. Но и земная наша жизнь не забыта у Бога. Сам Христос научил нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам » (Мф. 6: 33). «Это все» – то, что необходимо для нашей земной жизни и что в совокупности и составляет наше земное счастье. Лишь бы только мы сумели воспользоваться тем «ключиком», о котором говорят не только эти слова Спасителя, но и все Писание, и искали прежде всего богоугождения в Его святых заповедях. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Крестишься ли сам или крестишь детей – старайся впредь жить по заповедям и учить этому своих детей. А Господь уж позаботится о том, как сохранить тебя от напастей. Для этого Он и приставляет к крещенному Своего ангела-хранителя. Причащаешься ли – старайся тщательно подготовиться к встрече Великого Гостя и прими Его у себя с благоговением. Этот Гость Сам постарается обезопасить тебя от нежелательных влияний и управит ко благу твой жизненный путь. Венчаешься ли – венчайся с целью совместного богоугождения, и тогда сам путь к этой цели обезопасит твой брак от разрушения. Благодать, даруемая Богом для достижения этой цели, будет, подобно скрепляющему раствору, соединять супругов и сделает брак счастливым. И так во всем. Жизнь по заповедям Христа сделает нас счастливыми уже потому, что приблизит нас к Нему, а где Христос, там и всякое благо. Благо небесное и земное.

Цит. по: Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С. 625.

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 4. С. 62.

Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1905. С. 500.

Иоанн (Маслов) , архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Иоанн (Маслов) , архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская дисс. Загорск, 1981. Т. 1–5. С. 1663–1664.

Добротолюбие. М., 1883. Т. 1. С. 97.

Мэтью Генри

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам, (Мф.6:33)

В этом отрывке Своей Нагорной проповеди Иисус выступает против самого незаметного и самого распространенного греха – греха земной суеты, повседневной озабоченности. Не дайте засосать себя сиюминутными заботами о комфорте вашей жизни, о жизни тела .

Нужно помнить, что вы имеете нечто большее и лучшее, о чем следует заботиться, а именно: о жизни вашей души, о вашем вечном блаженстве. Это и есть то, что одно только нужно (Лук. 10:42), что должно занимать ваши мысли, но чем обычно пренебрегают те, в чьих сердцах господствуют мирские заботы. Если бы мы больше заботились об угождении Богу и о том, чтобы совершать свое спасение, то меньше старались бы угождать себе и добиваться положения в этом мире. Забота о душе — самое лучшее средство против забот о земном.

Более того, вы имеете более надежный и легкий, более безопасный и более короткий путь к достижению всего необходимого для этой жизни, чем путь бесконечных забот и волнений, а именно: ищите прежде Царства Божьего, сделайте религию главным делом своей жизни. Не говорите, что это лучший способ умереть с голоду, нет, это лучший способ хорошо обеспечить себя, даже в этом мире.

Будем помнить, что наш великий долг, составляющий сущность и совокупность всех наших обязанностей: «Ищите прежде Царства Божия, стремиться к тому, чтобы наша вера в Христа
была первой и главной заботой». Наш долг — искать Царства Божьего, то есть желать его, стремиться к нему и ставить его своей целью. Это слово «ищите» говорит о том благоволении к нам, которое составляет сущность Нового Завета: хотя мы и не достигли, хотя у нас много неудач и недостатков, Господь принимает наши искренние поиски (тщательную заботу и искреннее стремление).

При этом, всегда будем помнить два важных обстоятельства, во-первых, что цель этих поисков — Царство Божье и правда Его. Мы должны помышлять о небе как о своей цели и о святости как о пути к ней. «Ищите утешений Царства благодати и славы как своего блаженства. Стремитесь к Царству Небесному, добивайтесь войти в него, прилагайте усердие к этому, не миритесь с тем, что вы не можете достичь его, ищите его славы, чести и бессмертия. Всему земному и всем земным наслаждениям предпочитайте небо и небесные благословения». Мы ничего не приобретаем от нашей веры, если не приобретаем неба. Вместе с блаженством Царства Божьего ищите и правды его, правды Божьей, которой требует Бог, чтобы она совершалась в нас и нами и чтобы она превзошла праведность книжников и фарисеев. Мы должны иметь мир и святость, Евр. 12:14.

Во-вторых, важно последовательность поисков. Ищите прежде Царствия Божия. Пусть ваши заботы о собственных душах и ином мире будут занимать первое место среди всех других забот, подчините все заботы об этой жизни заботам о будущей жизни. Мы должны искать не столько своего, сколько того, что угодно Иисусу Христу, и если наши интересы столкнутся с Его интересами, то мы должны вспомнить, чему следует отдать предпочтение. «Ищите Божье прежде всего. Прежде всего — значит в самом начале твоей жизни. Пусть утро юности твоей будет посвящено Богу. Рано ищите мудрость, это очень хорошо, когда мы рано становимся благочестивыми. Ищи Его прежде всего в начале каждого дня — пусть твоя первая мысль по пробуждении будет о Боге». Пусть твоим правилом будет: прежде всего делать то, что более всего необходимо, и предоставлять первенство Тому, Кто есть Первый.

Это требование дополняется щедрым обетованием: И это все, все необходимое для поддержания вашей жизни, приложится вам, то есть дано будет сверх того. Вы будете иметь то, что ищете, Царство Божье и правду Его, — ибо тот, кто ищет ревностно, никогда не ищет тщетно, — и помимо этого будете иметь пищу и одежду в качестве дополнения, подобно тому как покупатель получает в придачу к своей покупке упаковочный материал — бумагу и шпагат. Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей, 1 Тим. 4:8. Соломон просил мудрости, и он получил ее, а сверх того и многое другое, 2 Пар. 1:11, 12. О, какие благословенные перемены произошли бы в нашем сердце и в нашей жизни, если бы мы твердо верили истине, что самый лучший способ обеспечить себя всем необходимым для жизни в этом мире состоит в том, чтобы более всего стремиться к иному миру. Мы тогда принимаемся за работу с правильного конца, когда начинаем ее с Божьего конца. Если мы прилагаем усердие к тому, чтобы добиться Царства Божьего и правды Его, а все, что касается земных благ, оставляем на усмотрение Божь е, то Господь обеспечит нас ими в той мере, в какой Он сочтет полезным для нас, и мы не должны желать большего. Если мы доверили Ему долю своего наследства, к которому стремимся как к своей цели, то неужели не доверим Ему долю из чаши своей, которую пьем на пути к этой цели? Бог не только привел народ Израильский в Ханаан, но и обеспечил их всем, в чем они нуждались во время своего путешествия через пустыню. О, если бы мы больше думали о невидимом, вечном, то меньше бы беспоко ились, меньше было бы нужды беспокоиться о том, что видимо, что временно! И не жалейте вещей ваших, Быт. 45:20, 23.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 22-33).

Святитель Феофан Затворник

Мысли на каждый день года

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит : всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

Святитель Иоанн Златоуст

Уроки о воспитании

…кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того, и другого, а кто стремится к (духовному) небесному, тот наверное получит и земное. Это не мои слова, но Самого Господа, Который обещает подать сии блага: ищите, говорит Он, прежде Царствия Божия… и сия вся приложатся вам (Мф.6, 33). Что может сравниться с этой честью? Заботься, говорит, о духовном, а все прочее предоставь Мне. Как сердобольный отец принимает на себя все попечение о доме, управлении слугами и всем прочим, а сыну советует заниматься только любомудрием, так точно поступает и Бог. Будем же послушны, станем искать Царствия Божия, тогда и детей везде увидим почтенными, и сами прославимся с ними, насладимся и настоящими благами, если только возлюбим будущие и небесные. Если вы послушаете, то получите великую награду, а если будете противиться и не послушаете, потерпите особенно тяжкое наказание. Ибо нельзя нам оправдаться и говорить: «Никто нас не учил этому».

Святой праведный Иоанн Кроншатдтский

Моя жизнь во Христе, часть 1

Зависть в христианине есть безумие. Во Христе все мы получили бесконечно великие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия Небесного; да и в земных благах обещано нам довольство под условием искания правды Божией и Царствия Божия : ищите прежде Царствия Божия и правды Его: и сия вся приложится вам [Мф. 6, 33]; нам повелено довольствоваться тем, что имеем, и не быть сребролюбивыми: не сребролюбцы нравом: довольни сущими, и прибавлено: Той бо (Господь) рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити [Евр. 13, 5]. Не безумно ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и проч.? Все это не прах ли в сравнении с тем, что нам даровано в образе и подобии Божием, по коему мы созданы, в искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, в даровании нам снова благословения Отца Небесного и соединенных с ним вечных утех в небесах? Итак, да стяжем любовь взаимную, доброжелательство и довольство своим состоянием, дружество, гостеприимство, нищелюбие, страннолюбие и верх добродетелей: смиренномудрие, незлобие, кротость, святыню . Да уважаем друг в друге образ Божий , члены Христа Бога, Тело Его, сыновство Божие, граждан Небесного Царствия, сожителей и сопеснословцев ангельских. Да будем вси едино [Иоан. 17, 22], как Бог наш, в Троице поклоняемый, есть Един, и сердца наши создал на едине (на единстве), т.е. простыми, едиными.

Сохрани кроткое и миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитростью, или же как-либо ненамеренно лишает тебя последнего достояния. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше всего земного и тленного, что любовь твоя николиже отпадает . От взимающаго твоя, не истязуй [Лк. б, 30]; хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу [Мф. 5, 40]. Да не посрамит тебя враг надеянием на прах земной, каковы деньги и хлеб, больше чем на Бога, но да посрамлен будет сам крепким упованием твоим на Бога и на Его святое слово. Ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф. 4, 4]. Заметь: о всяком глаголе. Ибо каждое слово Владыки-Творца может поддержать твою жизнь, как каждое слово может сотворить и претворить тысячи тварей. Ибо Он сказал, и стало; повелел, и явилось [Пс. 32, 9] создание. Так Он словом привел из небытия в бытие мириады небесных, бессмертных воинств и, освятив их Духом Святым, укрепляет и поддерживает их в бытии. Не роняй безумно достоинства своего бессмертного духа до суетного надеяния на прах земной. Говори: Бог упование мое, или: упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый - Троица Святая. А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, желчи, горьких упреков, ропота, иногда проклятий! - Боже праведный! и этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах! - в нас, когда мы знаем слово нашего Сладчайшего Спасителя: не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 25, 26, 33]. Или: не зависит жизнь человека от изобилия его имения [Лк. 12, 15]. Боже мой! до чего мы дожили? Чем мы лучше язычников при своем образе жизни! Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему? О, дмение (надмение) сатанинское! О, стыд наш! - Отче Небесный! Ты, ведущий, ихже требуем, и прежде прошения нашего подающий [ср. Мф. 6, 8], помилуй нас, неверных, неблагодарных и злонравных! Слышим Твое милостивое слово, Владыко: не имам от тебе отступити, ниже имам тебе оставити [Евр. 13, 5], но, прельщаясь ежедневно земными благами, преслушаем его и нарушаем Твою волю.

Все мы - едино, и для всех все - Господь, как для Ангелов, для святых, для всех миров вещественных и каждой малейшей части их. Воззрите на птицы небесныя... Смотрите крин сельных.., аще сено... Бог тако одевает, колъми паче вас, маловери... Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (любви взаимной), и сия вся приложатся вам (от Бога) [Мф. 6, 26, 28, 33]. Вот тебе необходимейшая истина! Следуй ей! Положись же во всем на Бога. Всю печаль вашу возверзите Нань: яко Той печется о вас . В самом деле, как можно жить так, как мы живем: ибо мы живем так, как будто Бога Попечителя нет. Сами все думаем устроить, сами себя думаем обеспечить, отстраняя мысль об общем всех Попечителе.

Часть 2

Ищите, во первых, Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33]. Как искать , во первых, Царствия Божия ? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, - помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, - исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Аз свет в мире приидох, говорит Господь, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет [Иоан. 12, 46]. Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся [Гал. 3, 27]. Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, - помни, что первая наука каждого из вас - быть истинным христианином, искренне веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша.

Везде и во всем Господь, и все Господь носит и хранит и потому называется Вседержитель. Я должен быть беспечален. Из ничтожества все мы воззваны к бытию Божиим всемогуществом и, как ничтожные сами по себе, ничего не можем своею силою, без Бога, сделать или поддерживать себя в жизни, потому Бог все для нас: и жизнь, и сила наша, и свет наш, и воздух наш, и пища и питье духовные, и одеяние, и все. Он же и для вещественного тела нашего все создал и подает: и свет, и воздух, и теплоту, и пищу, и питье, и одежду, и жилище. Блаженны нищие духом, сознающие всегда свое ничтожество - и вседетельство и вседержительство Божие; блаженны беспечальные в житии сем; блаженны простосердечные; блаженны во всем предающие себя Богу. Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Будь только всегда с Богом, и все тебе подастся, приложится : ищите прежде Царствия Божия (в себе и в других), и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33]. Пусть только Бог будет в ваших сердцах, будьте с Ним неразлучно всегда соединены, и все житейское вам приложится. Только не прилагайте сердца ни к чему житейскому: ибо часть ваша - Бог, Бог сердца вашего. Бог есть богатство неистощимое, источник приснотекущий; где Бог - там всякое благо. За боголюбивым, как тень за телом, все блага следуют.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Аскетические опыты, том 2

Молитва есть высшее упражнение для ума.

Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей.

Будь мудр в молитве твоей. Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедание Спасителя : Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся , то есть, все потребности для временной жизни, приложатся вам .

Намереваясь сделать что, или желая чего, также в затруднительных обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве перед Богом: проси того, что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему чаша. Обаче не Моя воля, заключил Он молитву Свою ко Отцу: но Твоя да будет .

Святитель Филарет Московский

Слова и речи, том 5

Слово в день обретения мощей преподобнаго Сергия

Ищите же прежде царствия Божия и правды Его,

и сия вся приложатся вам (Матф. VI. 33)

Кто имеет не поверхностное внимание к себе и к своей жизни: тот конечно замечал, как не редко дела земныя и мирския становятся препятствием делу духовному и небесному, делу благочестия и спасения души. Например, чувствует человек внутреннее побуждение, нескудною мерою посвятить свое время Богу, как жертву добровольную: но времени требуют у него естественныя движения и перемены земной жизни, труды для снискания необходимаго пропитания, одежды, жилища, дела звания и должности в обществе человеческом, попечения о возвышении и поддержании земнаго благосостояния, сношения с ближними по нужде, по приязни, по обычаю, наконец, занятия приятныя и увеселительныя; и время расхищается так, что человек не только не приносит из него добровольных жертв Богу, но и похищает у Бога время, которое сам Бог Себе усвоил и освятил заповедию.

Что же делать? как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному? Многие люди разных времен и мест сей вопрос решили согласно, просто и счастливо. Они решительно бросили земныя и мирския дела, и предались единственно делу духовному и небесному. Для удостоверения, что сие решение вопроса было счастливо, довольно наименовать некоторых из тех, которые приняли сие решение. Таковы были: Пророк Илия, Иоанн Креститель, Апостолы, Антоний Великий, и, чтобы не ходить еще далеко, наш Преподобный Сергий. Их решимость оправдывают последствия вековыя и вечныя.

И не на удачу, и не по действию произвольнаго человеческаго мудрования, была, и может, и должна быть счастлива решимость оставить все мирское, но с одной стороны, по устроению Божию, с другой – по действию ревностнаго желания следовать воле Божией. Не знаем, как устроился для Илии образ жизни одинокий, нестяжательный, безпопечительный: но что сие было по воле Божией, можно усмотреть из того, что Бог чудесно поддерживал сей образ жизни , определив между прочим врана хлебодаром к человеку, который задолго до Христа начал следовать учению Христову: не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Матф. VI. 31)? Преемник же духа и образа жизни Илии, Елиссей, введен был в сей образ жизни очевидно прямым повелением Божиим. Что Иоанн Креститель жил в совершенном отречении от мира по устроению Божию, сие открыто было еще прежде рождения его, предречением Ангела, что он будет облечен духом и силою Илииною (Лук. I. 17). Апостолы оставили все, также не по своему произволу, но по владычественному призванию Христову. С тех пор, как проповедано и написано Евангелие, избранные подвижники христианские из него слышали глас, призывающий их к совершенному отречению от мира. Так Антоний услышал в церкви слова Христовы: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене (Матф. XIX. 21); и принял сии слова так, как бы они лично к нему изречены были; и потому, вышед из церкви, продал большую часть своего имения, и роздал нищим. По некотором времени, вновь услышал он в церкви слова Христовы: не пецытеся на утрей (Матф. VI. 34); и роздал нищим и остальное; и, от сего начав подвижническую жизнь, достиг такой меры духовнаго возраста, что вся Церковь нарекла и нарицает его Великим.

Из сказаннаго происходят два заключения: первое, что решимость оставить все для служения Богу и для попечения о душе есть вожделенный и превосходный дар Божий , и благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно; второе, что сей дар не для всех , как сие можно видеть из указанных примеров, и из приведенных слов Христовых. Правило совершенной нестяжательности Господь преподал не в качестве заповеди, безусловно для всех обязательной, но в качестве совета , условно предлагаемаго желающему: аще хощеши совершен быти . И как не от всякаго можно надеяться совершенства: так ненадежно было бы советывать всякому, чтобы оставил все. Да и естественное устроение земной жизни таково, что требует занимающихся и земными делами. Если бы все занимающиеся земледелием решились буквально исполнять правило: не пецыся на утрей ; и, отвергнув попечение о завтрашнем дне, тем паче отвергли попечение о следующем годе, и перестали бы пахать и сеять: такое одностороннее направление к жизни духовной разрушило бы жизнь естественную.

Но если таким образом неизбежно, чтобы многие не оставляли занятия делами земными мирскими: то неизбежно встречается опять прежний вопрос: как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному? Более общеупотребительное и для немощи нашей более снисходительное разрешение сего вопроса можем найдти в изречении Господнем : ищите прежде царствия Божия и правды Его.

Поставление одного дела прежде показывает, что допускается другое дело после. Следственно в изречении Господнем заключаются две мысли : одна открытая, другая сокрытая в слове: прежде. Мысль открытая: должно искать царствия Божия и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать и некоторых других предметов после. Таким образом из слова Христова открывается, что есть возможность, с успехом упражняться в деле небесном, в искании царствия Божия и правды Его, и, без вреда для сего дела, заниматься и делами земными, делами необходимыми, как-то: снисканием пропитания, одежды, жилища; – делами должными, как-то: исполнением обязанностей звания и службы в обществе человеческом; – делами полезными, или хотя только невинными, как-то: приобретением и употреблением разнообразных познаний в области природы и искусства, впрочем так, чтобы с сими египетскими сокровищами не погрязнуть в море житейском, но чтобы мудро и праведно похитить их у египтян, и употребить во славу Отца Небеснаго и во благо земных чад Его. Тайна добраго и безпрепятственнаго успеха заключается в том, чего вы будете искать прежде, какое дело пойдет у вас вперед других дел, будет первенствовать между всеми делами, господствовать в ваших мыслях, желаниях и стремлениях, или, как изъяснялся один из древних Отцев, что будет у вас делом, и что поделием. Если вы будете прежде всего искать царствия Божия и правды Его ; если дело спасения души вашей благодатию и верою, очищения заповедями, усовершения добродетелями будет у вас первенствовать между всеми прочими делами, господствовать в ваших мыслях, желаниях и стремлениях; если сие только и будете вы почитать делом, истинным и важным, а все земныя дела только поделием, занятием второстепенным, маловажным, которому некоторая доля внимания уступается после главнаго дела: то земныя дела не будут у вас препятствием делу небесному ; вы можете надеяться обрести царствие Божие, паче всего искомое, и между тем, не иметь недостатка и в том, о чем менее заботитесь, в потребном для земной жизни, по верному обещанию Господню: сия вся приложатся вам . Напротив того, если вы думаете, что надобно прежде обезпечить себя в делах земных и мирских , и потом уже пещись о небесном; если какое-нибудь земное занятие наукою, искусством, художеством, промыслом, исканием выгод, блеска, и приятностей жизни, сделалось у вас первенствующею мыслию, господствующим желанием, вашим делом по превосходству, а дело благочестия остается у вас только поделием, делом досуга от мирских занятий: то вы превратили порядок, предписанный словом Господним; вы не на пути к обретению царствия Божия; да и для обезпечения себя земными благами, не знаю, на чем можете утвердить свою надежду, потому что не к вам относится обещание Господне : сия вся приложатся вам.

И вот, братия, малым, по видимому, орудием велия испытания сердца (Суд. V. 16). Не маловажное орудие самоиспытания есть малый вопрос: что у вас на уме и на сердце прежде всего и паче всего? Когда ты пробуждаешься утром: какая у тебя первая мысль? Говорит ли твое сердце: слава Богу, показавшему свет? или: Господи, благослови мне день? Если так: то это знамение во благо. Но если вместе с твоим пробуждением пробуждается у тебя, и увлекает тебя, мысль и забота о каком-нибудь земном деле, к которому ты пристрастился, и не дает тебе помянуть Бога и возвеселиться (Псал. LXXVI. 4); то боюсь за тебя, брат мой; сомнительно, ищешь ли ты царствия Божия прежде всего. Если ты стоишь в церкви; а мысль твоя уходит в твой дом, или в твою работную храмину, или на торжище, или в место увеселения: не признак ли это, что у тебя мысль, бегствующая от Бога, сильнее мысли, прибегающей к Богу? Поспеши же возвратить бегствующую; и соедини мысль и сердце твое в стремлении к Богу .

Сим и подобным сему образом да испытуем каждый свое внутреннее расположение часто и прилежно; и да не косним отторгать нашу мысль и сердце от страстной привязанности к земному мирскому, дабы утвердилось сердце наше в Господе; дабы царствие Божие было постоянною, никогда не теряемою из вида, целию нашего стремления.

Поелику же от Господа стопы человеку исправляются (Псал. XXXVI. 23): Ты Господи, возвративый плен Сионь от Вавилона, возврати пленение душ наших от преобладающей суеты мира , и настави нас даже до Иерусалима небеснаго, идеже во славе царствуеши Ты, и достигшие туда царствуют с Тобою во веки. Аминь.

Протоиерей Вячеслав (Резников)

Проповеди

О темном и светлом оке

Неделя 3-я

Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно».

Человеческое око не просто орган зрения. Оно неотделимо от свободного разума. Увидеть, это всегда значит – оценить увиденное, составить то или иное мнение . И Господь хочет, чтобы у нас было светлое око, чтобы мы от всего получали свет и пользу . Например, Он учит, как надо смотреть на природу. Он говорит: «Взгляните на птиц небесных». Взгляните, и увидите, что «они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их» . Затем Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут» . Он зовет удивиться их неповторимой красоте, и признать, как далеко до нее нарядам царя, на которого работают сотни людей. Лилии «ни трудятся, ни прядут» , но «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».

Господь учит нас и на себя смотреть, как на того, кто сотворен быть царем всей твари, и кто поэтому вправе рассчитывать на гораздо большую заботу со стороны Творца. Он говорит: «Вы не гораздо ли лучше» малых птиц? И если «траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры?» Поэтому «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, и для тела вашего, во что одеться».

Но скажут: «Что же, надо сидеть и ждать, пока Бог за нас все сделает»? А Господь снова подсказывает: «Взгляните на птиц небесных» . А правда: разве хоть минуту находятся они в праздности? Они летают, вьют гнезда, собирают корм. Но – взгляните на них: пришла ночь, и они спокойно спят, не заботясь, не переживая, «что день грядущий мне готовит». Так и нас Господь зовет не к праздности, не к легкомысленному расточению приготовленного на завтра. Он только предостерегает от безбожной озабоченности. Чтобы мы не терзались при виде неудачно складывающихся обстоятельств, чтобы темным оком не смотрели в завтрашний день: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Так мы заранее убиваем себя скорбями, которых еще нет и, Бог даст, вообще не будет.

А ведь истинные воины Христовы даже хвалятся «скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть».

Поэтому будем светлым оком смотреть вперед . Что будет завтра? – А будет Бог, как Он был и вчера, как Он есть и сегодня. Бог вовеки Тот же, и «Свою любовь он доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

ИТАК НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ, – говорит Господь наш, – И НЕ ГОВОРИТЕ: ЧТО НАМ ЕСТЬ? ИЛИ ЧТО ПИТЬ? ИЛИ ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ? Еще в Ветхом Завете сказано: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (). «Я был молод и состарился» , – говорит царственный старец, пророк Давид (), – «и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» . «Господь не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого. Поэтому, как раньше говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, ибо и язычники то же творят: так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого» (святитель Иоанн Златоуст): ПОТОМУ ЧТО ВСЕГО ЭТОГО ИЩУТ ЯЗЫЧНИКИ .

Они не знают Бога истинного, не понимают, что Он печется о каждом Своем создании, живут только земной жизнью, поэтому им простительны такие попечения: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» () – так рассуждают они. А вы должны стоять выше их. Впрочем, Христос Спаситель после того, как, с одной стороны, тронул, пробудил и сильно укорил Своих слушателей, с другой стороны, и утешает их говоря: И ПОТОМУ ЧТО ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ ЗНАЕТ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ НУЖДУ ВО ВСЕМ ЭТОМ . Не сказал: знает Бог, но знает Отец, чтобы возбудить в них больше надежды: ибо, если Бог есть Отец, и притом Отец всеведущий и попечительный, то не может презреть сынов, находящихся в бедах, когда даже и люди, будучи родителями, не делают этого. Если ты скажешь: мне потому должно заботиться о пище и одежде, что они нужны; то я, напротив, скажу: именно из-за того, что они необходимы, ты и не должен много о них заботиться. Ибо какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Уже поэтому Бог непременно подаст нужное. Ибо Он Творец природы, и в совершенстве знает ее нужды. Заботится ли о пище тот, кто идет на пышный обед? Запасается ли питьем тот, кто идет к источнику? И мы, имея Промысл Божий, не должны малодушествовать». «Имеющий Бога, – говорит святой Киприан, – ни в чем не будет иметь недостатка, если сам не отступит от Бога. Так Даниилу, когда он, по повелению царя, ввержен был в ров львиный, изготовляется обед Промыслом Божиим, и человек Божий насыщается среди зверей алчущих. Так Илия питается во время бегства: он получает пищу в пустыне через вранов; птицы приносят ему пищу». «Кто же, – спрашивает блаженный Августин , – действительно живет по духу правил, какие дает нам Спаситель? Тот, кто помнит, что только излишняя заботливость осуждается, а не труд, который благословлен Богом». Господь говорит только: Не предавайтесь излишним заботам о том, о чем обыкновенно люди заботятся; предпочитайте всем заботам одну, одного и ищите паче всего: ИЩИТЕ ЖЕ , никаких трудов не жалейте, ПРЕЖДЕ всего земного ищите ЦАРСТВА БОЖИЯ , чтобы вам быть истинными сынами этого Царствия, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царства Божия на небе, ищите И ПРАВДЫ ЕГО , оправдания пред Богом, по заслугам Сына Божия; тогда все прочее, чего ищут люди, найдется само собой: И ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ , присоединится, как бы в придачу за труды ваши в искании Царствия Божия. не оставит вас, не забудет, все, что нужно вам, пошлет, а наипаче подаст вам мир Божий и радость духовную. Тогда у вас всегда будет светло на душе, всегда будет чиста и спокойна совесть, довольно всем сердце, так что вы за все будете Бога благодарить.

Открылась на ноге страшная рана, и работать стало нельзя. Все свои деньги он истратил на лечение, но пользы не было; врачи решили ногу отнять. И вот он вспомнил свою прежнюю трудовую жизнь, стал каяться и просить у Бога милости. Тогда является ему Ангел Божий и говорит: «Иоанн, где же твои деньги, которые ты собирал?» Заплакал страдалец: «Согрешил я, Господи, прости меня, вперед не буду!» И коснулся Ангел Господень болящей ноги его, и стал Иоанн всем телом здрав. С того времени он грехом почитал копить деньги: «На что они мне, – говорил он, – когда Сам Господь печется о мне?"…