Налоговый бюджет необходим организации для. Формирование бюджета налогов. Предварительное утверждение бюджета налогов

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

  1. для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени;
  2. для формирования платежного календаря;
  3. для оптимизации налогов.
На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

Планирование налогового бюджета

Обычно оно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.
Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):
  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот;
  • бюджету инвестиций и др.

3-й этап. Расчеты по видам налогов

Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей:
  1. планирование начисления налогов;
  2. налоговых платежей;
  3. налоговой задолженности.
1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:
  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)
Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на, определенное имущество (землю, транспортные средства).

2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нвыпл. = Нначисл. - Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Зкон. = Знач. + Нначисл. - Зрестр. - Нвыпл.

где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

Сумму налога рассчитывайте отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ). Чтобы рассчитать эту сумму, нужно определить налоговую базу, которая облагается НДФЛ по той или иной ставке.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов. Для доходов, облагаемых по ставке 13 процентов (кроме дивидендов), - денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. 3, 4 ст. 210 НК РФ). Доходы в виде дивидендов, хотя они с 2015 года облагаются по ставке 13 процентов, уменьшать на налоговые вычеты нельзя (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Если доходы, которые можно уменьшить на налоговые вычеты , будут меньше, чем общая сумма вычетов, налоговая база признается равной нулю. Сумма превышения вычетов на следующий налоговый период не переносится. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 февраля 2011 г. № 03-04-05/8-91 .

Порядок расчета

При расчете налога придерживайтесь следующего алгоритма:

1) определите доходы, которые признаются полученными в истекшем налоговом периоде и которые облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 225, ст. 208, 209, 217, 223 НК РФ);

2) сгруппируйте доходы, облагаемые НДФЛ, по разным ставкам: 13 процентов, 9 процентов и 35 процентов (ст. 224 НК РФ);

3) определите налоговую базу, к которой применяется та или иная налоговая ставка (п. 2 ст. 210 НК РФ);

4) рассчитайте сумму налога по каждой налоговой базе по формуле (п. 1 ст. 225 НК РФ):

округлите полученные суммы налога до полных рублей. При этом сумма до 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 225 НК РФ);

5) сложите суммы НДФЛ, рассчитанные по каждой ставке в отдельности, и определите общую сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ):

Пример расчета НДФЛ по итогам налогового периода. Предприниматель применяет общую систему налогообложения

В текущем году предприниматель А.А. Иванов получил:
- доходы от предпринимательской деятельности - 500 000 руб.;
- зарплату по месту работы в ЗАО «Альфа» - 100 000 руб.;
- доход от продажи квартиры, находившейся в собственности более трех лет, - 4 000 000 руб.;
- дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма Гермес» - 150 000 руб.

Иванов имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере 300 000 руб. Кроме того, предприниматель израсходовал на собственное лечение (социальный вычет) 30 000 руб.

Поскольку квартира находилась в собственности Иванова более трех лет, доход от ее продажи в полной сумме освобожден от налогообложения (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). При определении налоговой базы, облагаемой НДФЛ по ставке 13 процентов, эти доходы не учитываются.

Дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма "Гермес"» облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. По ним налоговую базу и сумму налога Иванов рассчитал отдельно, так как к этим доходам нельзя применять налоговые вычеты.

Размер налоговой базы по дивидендам равен 150 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с дивидендов, составила 19 500 руб. (150 000 руб. × 13%).

По остальным доходам налоговую базу Иванов рассчитал так:
500 000 руб. + 100 000 руб. - 300 000 руб. - 30 000 руб. = 270 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с этих доходов, составила 35 100 руб. (270 000 руб. × 13%).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, равна 54 600 руб. (35 100 руб. + 19 500 руб.).

При этом часть налога (с зарплаты, начисленной ЗАО «Альфа», и с дивидендов, начисленных ООО «Торговая фирма "Гермес"») должна быть удержана и перечислена в бюджет налоговыми агентами, в качестве которых выступают названные организации .

Уплата в бюджет

Предприниматели перечисляют НДФЛ в бюджет в два этапа:

  • в течение налогового периода в виде авансовых платежей;
  • по итогам налогового периода в виде окончательной суммы налога за вычетом авансовых платежей.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Авансовые платежи по НДФЛ перечисляйте на основании уведомлений, полученных из налоговой инспекции:

  • за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Налоговое уведомление на авансовые платежи

Налоговое уведомление должно быть направлено предпринимателю не позднее чем за 30 рабочих дней до срока платежа, установленного пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует и в том случае, когда инспекция пересчитывает сумму авансовых платежей на основании скорректированной декларации . Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440.

К уведомлению в обязательном порядке должен быть приложен образец платежного документа на перечисление авансового платежа - извещение по форме № ПД (налог) (п. 3 приказа МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440). Форма извещения введена в действие письмом от 18 февраля 2005 г. ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В.

Налоговое уведомление может быть передано:

  • лично предпринимателю или его представителю;
  • по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты его направления (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Ситуация: должен ли предприниматель перечислять авансовые платежи по НДФЛ, если он не получил налоговое уведомление ?

Нет, не должен.

Перечисление авансовых платежей по НДФЛ производится исключительно на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ). До тех пор пока из инспекции не получено налоговое уведомление, обязанность по уплате налога (авансовых платежей) не возникает (п. 4 ст. 57 НК РФ). Поэтому если предприниматель не получил уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ, он может не перечислять эти суммы в бюджет.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 3 июля 2006 г. № А-62-834/2005).

Порядок уплаты НДФЛ по итогам налогового периода

По итогам налогового периода перечислите в бюджет разницу между суммой налога по доходам, полученным за год, суммой перечисленных в течение года авансовых платежей и суммой налога, удержанного по доходам от деятельности, не относящейся к предпринимательской (п. 3 ст. 227 НК РФ). Эту разницу определите по формуле:

Основанием для расчета налога служит декларация по форме 3-НДФЛ , которую предприниматели обязаны составить и сдать в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ).

НДФЛ нужно перечислить в бюджет по месту налогового учета предпринимателя не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п. 6 ст. 227 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить предпринимателю пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного документа (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество предпринимателя;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам предпринимателя, наложения ареста на денежные средства или имущество предпринимателя.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, предприниматель руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Зачет или возврат переплаты

Сумма фактически перечисленных авансовых платежей может быть больше суммы НДФЛ, начисленной по итогам года. В этом случае у предпринимателя образуется переплата, которую можно зачесть или вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета НДФЛ, подлежащего уплате по итогам налогового периода

По итогам 2015 года предприниматель А.А. Иванов рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, которая составила 70 000 руб.

В счет уплаты НДФЛ за 2015 год на основании налогового уведомления Иванов перечислял авансовые платежи по НДФЛ в следующих размерах:

  • 13 июля 2015 года - 20 000 руб.;
  • 12 октября 2015 года - 10 000 руб.;
  • 14 января 2015 года - 10 000 руб.

Общая сумма перечисленных авансовых платежей составила 40 000 руб. Таким образом, по итогам 2015 года Иванов должен уплатить в бюджет разницу между суммой налога, рассчитанной за год, и общей суммой перечисленных авансовых платежей:
70 000 руб. - 40 000 руб. = 30 000 руб.

10 июля 2016 года Иванов составил платежное поручение на перечисление этой суммы в бюджет.

Оформление платежных поручений

Ответственность за неуплату НДФЛ

Если в результате проверки налоговая инспекция выявит неуплату (неполную уплату) годовой суммы НДФЛ, предприниматель может быть привлечен к налоговой, административной, а в некоторых случаях - к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Татарстан свой результат по сбору денег в федеральный бюджет превысил на целых 43%

Аналитическая служба «Реального времени», изучив данные о собираемости налогов в федеральный бюджет и объемах дотаций из него, выяснила, что «кризис пройден» - во всяком случае в этом разрезе: после стагнации 2016 года регионы собрали в прошлом году на 32% налогов больше (Татарстан позапрошлогодний результат превысил на целых 43,2%, вернув себе место в топ-5). Однако все по-прежнему зависит от нефтегазового сектора: по этой причине почти половина всех собираемых налогов приходится всего на три региона РФ. При этом с должниками и дотационными регионами начинает воевать федеральный Минфин.

Кризис пройден?

«Кризис пройден»: во всяком случае кризис в плане собираемости налогов. Напомним, аналитическая служба «Реального времени» в прошлом году писала о темпов роста налоговых поступлений в федеральный бюджет во многих регионах РФ по итогам 2016 года. Так, по итогам 2013 года общий объем федеральных налогов и сборов составил 5,3 трлн рублей, в 2014-м в казну собрали на 14% больше - 6,1 трлн рублей, в кризисном 2015-м цифра выросла всего на 10% до 6,7 трлн рублей. В 2016 же году общий объем сборов вырос лишь на полпроцента - до 6,8 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2017 году составил 3,16% ВВП, или 2,745 трлн рублей. Впрочем, летом 2017 года было объявлено, что правительство РФ предполагает снижение дефицита бюджета 2018 года до 1,6% ВВП (1,5 трлн рублей).

Судя по объему собранных в 2017 году налогов, опасения, что бюджет 2018 года придется верстать с сильным дефицитом, а денег на отдельные программы может не хватить, не оправдались. Помогли и общие успехи нефтегазовых компаний РФ, главных налогоплательщиков страны. В итоге в 2017 году собрали почти 9 трлн рублей, что на 32% больше, чем годом ранее.

Федеральные налоги и дотации регионам РФ

Д отации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2018 г., тыс. руб.
Бюджет на 01.01.2018, тыс. руб.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2017 г., тыс. руб. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в фед.
Бюджет на 01.01.2017, тыс. руб.
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2016 г., тыс. руб.
Ханты-Мансийский АО - Югра - 1.985.463.484 - 1.445.284.210 1.713.062
город Москва - 1.265.525.556 - 1.068.046.841 8.420.896
Ямало-Hенецкий АО - 943.921.479 - 652.906.765 4.226.544
город Санкт-Петербург - 621.529.636 - 492.233.608 4.646.852
Республика Татарстан - 328.566.826 - 229.473.867 7.027.360
Московская область - 325.487.387 - 282.024.467 -
Красноярский край 3.194.526 267.655.450 3.418.177 177.338.713 2.564.693
Самарская область - 224.876.734 - 160.124.206 2.243.143
Ленинградская область - 198.642.140 - 130.892.565 1.018.835

Татарстан вернул себе место в топ-5

Причем особенно впечатляющий рывок продемонстрировал Татарстан, который, напомним, находится в топ-10 регионов по объему собираемых налогов в федеральный бюджет. Собираемость в РТ в последние годы шла в русле общефедеральных тенденций. Так, в 2013 году регион отправил в Москву 192 млрд рублей, в 2014 году на 11,7% больше - 214,7 млрд рублей, в 2015 году динамика упала до 8,8% - в казну направили 233,7 млрд рублей. А в 2016 году впервые за много лет Татарстан снизил сборы налогов в федеральный бюджет РФ: лишь 229,4 млрд рублей - на 2% меньше, чем в 2015 году. В 2013-2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов. По итогам 2015 года Татарстан смог опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016-м вновь сделал шаг назад. По итогам же 2017 года РТ вновь вернула себе пятое место, собрав 328,5 млрд рублей (+43,2%).

Долговременный лидер по собираемости налогов - небольшой Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), на территории которого работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть». Фото pravdaurfo.ru

На три региона РФ приходится почти половина всех собираемых налогов

В 2016 году отрицательную динамику показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» стало всего 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го таковых нет. Так, среди богатейших регионов - занимающая вторую строчку по собираемости налогов и сборов Москва, сборы которой в 2016 году упали почти на 1% - с 1 076 млрд до 1 068 млрд рублей. В 2017 году столица РФ увеличила собираемость на 18,5%, до 1,26 трлн рублей.

Долговременный лидер по собираемости налогов, небольшой Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), на территории которого работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть» и др., в 2016 году собрал на 15% меньше, чем по итогам 2015-го: 1,445 трлн рублей против 1,7 трлн. В 2017 году нефть позволила Югре перечислить в федеральный бюджет на 37,4% больше - почти 2 трлн рублей. Это, между прочим, 22,1% всех налогов и сборов, собранных регионами страны. Всего на три региона - ХМАО, Москву и Ямало-Ненецкий АО - приходится 46,7% всех налогов и сборов, или 4,2 трлн рублей. На пять регионов-доноров, включая еще Питер и Татарстан, приходится 57,3% всех налогов и сборов РФ, более 5 трлн рублей.

Как Минфин воюет с задолжавшими регионами

Напомним, годом ранее сильнее прочих рухнули показатели в Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%), Тыве (-42%), Архангельской области (-65%), а в Забайкальском крае налоговый ручеек обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край считается проблемным, по итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки: «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимает 15-е место в стране, сам уровень является критическим». Председатель контрольно-счетной палаты края еще в 2014 году предупреждал , что через 2 года регион может оказаться банкротом в прямом смысле слова. В 2016 году бюджет Забайкальского края достиг предельного уровня государственного долга. По итогам 2017 года ситуация в крае не улучшилась, он занимает третье место по отрицательной динамике. В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктурирован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей.

Реструктуризация позволит достичь экономии почти в 400 млн рублей только в 2018 году, что связано с уменьшением затрат на обслуживание бюджетных кредитов. Тем не менее Забайкальский край может перейти под внешнее управление «из-за проблем в бюджетной сфере и отсутствия возможности повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума», заявил в феврале этого года депутат Госдумы от региона Юрий Волков. После этого край перестанет самостоятельно распоряжаться своим бюджетом и все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством.

Забайкальский край может перейти под внешнее управление и после этого перестанет самостоятельно распоряжаться своим бюджетом: все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством. Фото audit.gov.ru

Прецеденты уже были, и начались они в 2018 году: в январе впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасия - хотя здесь и собрали налогов в 2017 году на 66,7% больше, чем в 2016-м, это составило всего 2,5 млрд рублей. Впрочем, федеральную казну регион почти «не кормит»: в консолидированный бюджет субъекта направлено гораздо больше - 15,4 млрд рублей. Размер дотаций региону в 3,6 раза превышает размер собранных налогов, в 2017 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей. Затем решение о внешнем финансовом управлении приняли и в отношении Костромской области, где в 2017 году собрали 7,2 млрд рублей, что на 12,5% больше (но в консолидированный бюджет субъекта направлено еще больше - 13 млрд рублей). Объем дотаций в 2017 году здесь тоже превысил объем собранных налогов и составил 9,2 млрд рублей.

Новый глава Кировской области закручивает «налоговые гайки»

Если говорить о регионах ПФО, то самое тяжелое положение у Кировской области, которая единственная среди поволжских субъектов РФ снизила в 2017 году поступление налогов и сборов в бюджет, перечислив в федеральную казну 13 млрд рублей, тогда как годом ранее объем сборов составлял 13,6 млрд рублей. Судя по всему, власти перестраховались: регион долгие годы остается дотационным, но до сих пор размер дотаций в разы уступал объему собранных налогов. На 2018 год, однако, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Кировской области выделят в объеме 10 млрд рублей, причем надо иметь в виду, что это лишь плановая цифра, обычно в течение года она вырастает.

Основная часть всех сборов области идет в консолидированный бюджет субъекта РФ: в 2017 году он забрал 64,5% налогов, лишь 35,5% ушло в федеральный бюджет. Долговая нагрузка региона тоже очень высокая - по итогам первого полугодия 2017 года она составляла 94,7% от предельного объема, установленного местным законодательством. Это 28 млрд рублей. Как и в случае с Забайкальским краем, в начале 2018 года было принято решение о программе реструктуризации долга области: с ее помощью Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение 7 лет.

Любопытно, что огромный долг региона сформировался при экс-губернаторе Никите Белых: в октябре 2016 года стало известно, что Кировская область - единственный регион, не вернувший Минфину РФ кредиты. Врио губернатора, назначенный президентом РФ Игорь Васильев, напротив, поставил перед собой задачу сократить долги и нарастить собственные доходы. Последнее означало увеличение налоговых сборов, что на собственной шкуре почувствовал мелкий и средний бизнес области, отмечавший, что власти вынуждают его поменять налоговую прописку.

Игорь Васильев поставил перед собой задачу сократить долги и нарастить собственные доходы. Фото rosreestr.ru

Главный драйвер - нефтегазовый сектор

Второе место по собираемости налогов в федеральный бюджет в ПФО удерживает Самарская область. Здесь она выросла за год на 40,4%, ее объем составил 224,8 млрд рублей. Из регионов, входящих в российский топ-10 по объему налоговых платежей в федеральный бюджет, плюсовую динамику в прошлом году продемонстрировала, кстати, только Самара. Самую высокую динамику в этом году в ПФО показала Башкирия, собравшая налогов в федеральный бюджет на 48,65% больше, чем в 2016-м: 170,3 млрд рублей. Больше 100 млрд рублей собрали также Удмуртия (111,2 млрд рублей), Оренбургская область (194,4 млрд рублей) и Пермский край (187,7 млрд рублей).

Отметим, что регионы ПФО, собирающие больше всех налогов, сидят на «нефтяной игле». Пермский край хотя и удержался по итогам 2016 года на уровне года 2015-го, собрав 131,2 млрд рублей и закрепив за собой 10-е место, но из-за низких цен на нефть стагнировал. Помимо Татарстана, в 2016 году отрицательную динамику из-за нефтяного рынка демонстрировали Удмуртия (было собрано на 5,1% меньше налогов), Оренбург (-11%) и Башкирия (-4%). Таким образом, главным драйвером сбора налогов, а значит, и экономики в ПФО, как и в целом по РФ, продолжает оставаться нефтегазовый сектор. На шесть нефтегазовых регионов и субъектов ПФО, экономика которых завязана на добычу полезных ископаемых (включая Татарстан), приходится 82% всех собранных в 2017 году налогов.

Если говорить о топ-10 регионов с самой высокой собираемостью налогов и сборов в федеральный бюджет, то от ПФО там присутствуют три региона: Татарстан (5-е место), Самарская область (8-е) и Оренбургская область (10-е). По итогам 2016 года в топ-10 входил и Пермский край, в 2017-м, несмотря на рост налогов, потерявший свое 10-е место (стал 11-м). Произошло это из-за резкого роста сборов в Ленинградской области в 1,5 раза, она с объемом 198,6 млрд рублей поднялась на 9-е место.

С высокими результатами Москвы, Московской области, Питера и Ленинградской области все понятно - здесь самая высокая концентрация бизнеса. А высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярского края (7-е место - сборы выросли в 1,5 раза и составили по итогам 2017 года 267,7 млрд рублей) объясняются присутствием в нем металлургического бизнеса (активы «Норникеля» Владимира Потанина, «Русала» Олега Дерипаски и др.), крупнейшей энергетики (Саяно-Шушенская, Красноярская ГЭС и др.), машиностроения и деревообрабатывающей/лесной промышленности.

Высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярского края объясняются присутствием металлургического бизнеса (активы «Норникеля» Владимира Потанина, «Русала» Олега Дерипаски и др.). Фото kremlin.ru

Как центр ужесточает условия выдачи денег дотационным регионам

По итогам 2017 года в России всего 13 недотационных регионов. Среди не получали ни копейки на выравнивание бюджетной обеспеченности Калужская, Свердловская, Московская, Ленинградская, Самарская, Тюменская, Сахалинская области, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский АО. Судя по предварительным цифрам дотаций на 2018 год, из этого списка выпала Калужская область, которой должны перечислить 272,6 млн рублей (собрала в 2017 году 33,6 млрд рублей налогов в федеральный бюджет). Регион считается развитым, но и здесь 35,2% ВРП приходится на добычу полезных ископаемых - угля, глины, минерального сырья, нерудных полезных ископаемых и проч. Отсутствие дотаций у Свердловской области может объясняться высокоразвитой черной и цветной металлургией (от активов «Евраза» Александра Абрамова до активов олигарха Искандара Махмудова и группы ЧТПЗ). В ПФО, кроме Татарстана, лишь Самарская область не получала дотаций с 2011 года (за исключением 2013 года, когда региону было перечислено 182,7 млн рублей).

При этом общий объем дотаций регионам с 2011 года вырос на 62,5% - с 396,9 млрд рублей до 645 млрд рублей. Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, тогда он составил почти 20% или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей взяли вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в том числе у Татарстана) часть налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%). В начале 2018 года стало известно, что условия выделения дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018-2020 годах придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего - Дагестан (поздравляем Артема Здунова!). Минфин РФ предлагает, собственно, то же, что глава Кировской области, - снижать налоговые льготы и увеличивать налоговые доходы, что, разумеется, не замедлит ударить по бизнесу в дотационных регионах.

Теперь, чтобы получить дотацию, регионам нужно будет до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них перед Минфином и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ будут обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Команде Артема Здунова в какой-то степени повезло - его регион вновь возглавил в 2018 году список самых дотационных, получив 59 млрд рублей. Фото e-dag.ru

Артему Здунову придется менять курс

Список самых дотационных регионов не меняется который год. Только Крым осел бременем на федеральном бюджете с 2015 года, но в в этом регионе объем дотаций ежегодно снижается: к 2018 году он снизился почти на 30%, составив 17,7 млрд рублей. Для сравнения, объем собранных Крымом налогов в федеральный бюджет в 2017 году вырос до 18,7 млрд рублей - в 2015-м он составлял всего 6,7 млрд рублей. Крым не входит и в топ-5 регионов по объему получаемых из федерального бюджета дотаций.

На пятерку таких регионов приходится более трети всех выделяемых дотаций. Но им уже посланы два сигнала: во-первых, см. выше, им придется сокращать налоговые льготы и изыскивать налоговые доходы по договору с Минфином, во-вторых, громким посланием стала и отставка дагестанского правительства, повлекшая за собой уголовные дела. Таким образом, хотя команде Артема Здунова в какой-то степени повезло - его регион вновь возглавил в 2018 году список самых дотационных, получив 59 млрд рублей (дотаций стало больше на 12,7%), - продолжать «дотационную политику» своего предшественника он все-таки уже не может. На Дагестан пришлось более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, получившая в 2018 году 44 млрд рублей, на 20% больше, чем в 2017-м. В число регионов, получивших красивую (и самую высокую) цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь.

Главе «дотационной» Якутии прочат отставку

На Якутию приходится почти 7% дотаций, выделяемых всем регионам РФ. На самом деле этот объем вызван в том числе поправками на северные условия - в итоге, по расчетам экспертам, треть доходов бюджета региона обеспечивается федеральными дотациями. Хотя по размеру налогов Республика Саха не самый слабый регион (в 2017 году собрали 67,7 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2016-м), сам 2017 год для Якутии был непростым с точки зрения наполнения республиканского бюджета, писали СМИ: еще по итогам первого квартала казна недополучила 8,7 млрд рублей доходов, в связи с чем экстренно пришлось корректировать бюджет.

У республики растет госдолг, который превысил отметку в 50,7 млрд рублей - это первое место среди регионов Дальнего Востока. Такое положение дел тоже грозит Якутии потерей финансовой самостоятельности, то есть введением внешнего финансового управления (см. выше). Поводом для отставки губернатора Якутии уже в этом году может стать и один из самых низких результатов Путина на мартовских президентских выборах - здесь за него проголосовали 64,4% избирателей (по РФ - 76,7%).

Владимир Илюхин «смог добиться высоких показателей региона в области прироста инвестиций, реализации федеральных программ по Дальнему Востоку». Фото kremlin.ru

Третий по величине объем дотаций в этом году получит Камчатский край - 39,3 млрд рублей, на 6%, больше, чем в 2017 году. На Камчатку приходится 6% всех дотаций регионам. Налоги в федеральный бюджет в регионе собираются плохо: в 2017 году их объем снизился здесь на 15%, составив всего 3,7 млрд рублей. Несмотря на такие показатели, наблюдатели находят маловероятными возможные проблемы у властей края. Почему? Если вкратце - у остальных регионов ДФО дела еще хуже. Считается, что глава Камчатского края Владимир Илюхин «смог добиться высоких показателей региона в области прироста инвестиций, реализации федеральных программ по Дальнему Востоку», а в 2018 году Камчатка возглавила рейтинг развития потенциала регионов Дальневосточного федерального округа. По данным ВЦИОМ, Камчатка «выглядит лучше, чем значительная часть регионов ДФО, чему способствует и масштабный проект по строительству крупнейшего порта в рамках реализации Севморпути и проекта по транспортировке СПГ».

На четвертом месте Алтайский край, дотации которому, как и Якутии, выросли на 20%, составив в 2018 году 27 млрд рублей. С другой стороны, на 20% выросли и налоги в 2017 году, составив 23,6 млрд рублей (вполне сравнимые с прошлогодними дотациями на 24 млрд рублей). Хотя губернатор края Александр Карлин по итогам 2017 года считает , что с экономикой здесь все в порядке, ряд наблюдателей полагают, что он, как и глава Якутии, может войти в «расстрельный список губернаторов» в 2018 году. Во-первых, «благодаря» уголовному делу, заведенному в отношении управляющего делами губернатора Алексея Белоборода, который «в нарушение всех норм купил для губернаторского автопарка страшно дорогие (за 18 млн рублей) автомобили, оформив сделку без тендера». Во-вторых, из-за «высокого градуса протеста» среди избирателей на последних президентских выборах, где за Путина проголосовало всего 64,7% алтайцев при явке в 65%, а кандидат от КПРФ Павел Грудинин набрал 23,6% голосов.

Рамзан Кадыров пытается возместить будущую потерю дотаций исламскими инвестициями

Пятерку дотационных регионов замыкает вотчина Рамзана Кадырова, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, на 12,8% больше, чем в 2017-м. Это в два раза больше объема дотаций, выделенного Чечне в 2011 году. В то же время с налогами тут все по-прежнему плохо. В федеральный бюджет они в 2016-2017 годах вообще не поступали! Любопытно, но в бюджете на 2017 год дотации Чечне, Крыму и Севастополю выделялись по «особой статье», именной. В 2018 году «именных» статей нет, то есть в этом году отдельная от других регионов дотация на сбалансированность названным субъектам не предоставляется. Кроме того, правительство РФ отказалось от прошлогодних планов увеличить в 2018 году бюджетные расходы на развитие Северного Кавказа: согласно проекту федерального бюджета, в 2018-2019 годах расходы на госпрограмму уменьшатся примерно на 111 млн рублей по сравнению с текущим годом.

Пятерку дотационных регионов замыкает вотчина Рамзана Кадырова. Фото kremlin.ru

В 2017 году бюджет Чечни состоял из дотаций на 80%; безвозмездные поступления из центра составляли 48,5 млрд рублей. В сентябре 2017 года Рамзан Кадыров заявил , что цифры Минфина для Чечни неприемлемы, и сослался на высокую рождаемость в республике. Наблюдатели полагают, что если планы Минфина РФ по снижению дотаций Чечне будут реализованы, команде Кадырова придется искать иностранных инвесторов, что он, как считается, уже делает, ориентируясь на привлечение денег от инвесторов на Ближнем Востоке.

…а Башкирия берет в «ежовые рукавицы» муниципалитеты и готова секвестировать бюджет

Из регионов ПФО сильнее всего на «дотационной игле» сидит Башкортостан, дотации которому в 2018 году выросли на 4%, составив 16,4 млрд рублей. Но это, конечно, несравнимо с размером собранных налогов: напомним, в РБ в 2017 году собрали 170,3 млрд рублей налогов в федеральный бюджет (на 48,65% больше, чем в 2016 году). Однако власти РБ планируют к 2020 году отказаться от дотаций. В феврале 2018 года премьер-министр Башкортостана Рустэм Марданов заявил, что перед республикой стоит «задача-максимум к 2020 году обеспечить финансовые потребности без привлечения федеральных дотаций»: «Это серьезная задача, нам придется пересмотреть план доходного потенциала, по-новому взглянуть на программу сокращения бюджетных расходов».

Какие строки бюджета в итоге подпадут под секвестр, можно только гадать. Зато власти РБ уже всерьез взялись за муниципалитеты, поставив им шесть условий получения субсидий: в частности, «администрации должны будут сократить непрофильные расходы, увеличить доходы и ввести мораторий на рост численности госаппарата». В случае невыполнения требований им будут сокращать субсидии. Иными словами, РБ идет по пути российского Минфина, ужесточающего порядок получения дотаций.

Сергей Афанасьев

Аналитика

Верность прогноза налоговой нагрузки компании зависит, прежде всего, от точности планирования основных показателей деятельности - выручки и объемов производства. Но добиваться абсолютного совпадения не имеет смысла. Ведь нельзя предугадать, например, в каких объемах будут поступать авансы от покупателей, чтобы рассчитать с них НДС.

Для примерной прикидки налоговой нагрузки не нужно проводить многочасовые расчеты. Можно воспользоваться простой экспресс-методикой, разработанной журналом «ПНП».

Наличие бюджета налогов дает несколько преимуществ. Во-первых, компания имеет представление, сколько налогов она должна заплатить в бюджет по итогам каждого из отчетных периодов. Соответственно, налоговую оптимизацию можно проводить не в последний момент, а заранее.

Во-вторых, исходя из данных налогового бюджета, можно скорректировать работу с поставщиками и покупателями по системе авансов: какие-то перечисления отложить, какие-то - ускорить.

В-третьих, бюджет позволяет оценить затратоемкость текущей структуры бизнеса и при необходимости заранее изменить финансовые и товарные потоки для снижения налоговой нагрузки.

Как просчитать налоги с реализации

Если в компании составляются бюджеты доходов и расходов, то налоги с реализации исчисляются так же, как и при составлении деклараций. Только вместо фактических показателей используются плановые.

Если же подобных бюджетов нет, то спрогнозировать, сколько и когда компания должна заплатить налог на прибыль и НДС, можно, зная всего три показателя: планируемую выручку, рентабельность и долю НДС-содержащих расходов.

В частности, необходим прогноз выручки на год с разбивкой по всем направлениям деятельности и, желательно, по сегментам рынка. Если прибыльность от разных операций в пределах одного направления существенно различается, то их лучше выделить в отдельные группы. В этом случае расчет будет более точным. В частности, при торговле весь ассортимент обычно делится на высокорентабельную продукцию, на товары частого спроса и товары, дополняющие ассортимент, с небольшой рентабельностью.

Кроме того, обязательна детализация плановой выручки, если она облагается по разным ставкам НДС, а также есть экспортно-импортные операции.

Налог на прибыль . По каждому направлению определяется рентабельность деятельности. Для этого можно воспользоваться данными за несколько прошлых лет, подставив их в формулу:

Рентабельность факт = Прибыль до налогообложения факт / Выручка без НДС факт × 100%.

Сумму прибыли при этом желательно брать из налогового учета компании. Если же воспользоваться бухгалтерскими данными, то возникнет погрешность. Ведь есть много расходов, которые признаются в бухучете, но не уменьшают налог на прибыль.

Использование данных за несколько прошлых лет, а не за один 2009 год, позволит нивелировать ряд негативных факторов, связанных с прошлогодним кризисом. В частности, в формулу можно подставить прибыль за несколько лет и выручку за этот же период.

Исходя из полученных показателей, рассчитываем плановую прибыль и налог с этой суммы:

НП план = Выручка без НДС план × Рентабельность факт × 20%.

Далее необходимо проанализировать, как часто и в каком размере компания получала внереализационные доходы в прошлые годы. Например, списывала кредиторскую задолженность, оприходовала ТМЦ при инвентаризации, получала помощь от учредителя и т. д.

Если сумма таких доходов невелика по сравнению с выручкой, то ее можно не учитывать при расчете налогового бюджета. В противном случае с этих сумм исчисляется налог на прибыль и прибавляется к полученной ранее величине.

НДС. Если в компании есть необлагаемые виды деятельности, то для расчета этого налога используется плановая выручка только по облагаемым НДС видам деятельности. Эту сумму умножают на 18 процентов и получают НДС к начислению.

Далее необходимо рассчитать фактическую долю НДС-содержащих расходов в выручке по каждому из направлений. Для этого также можно воспользоваться данными из деклараций по НДС за прошлый год или несколько лет. В формулу подставляются те расходы, по которым компания смогла заявить «входной» НДС к вычету. Но при этом сами данные берутся без учета налога на добавленную стоимость.

Доля НДС-содержащих расходов факт = НДС-содержащие расходы без налога факт / Выручка без НДС факт × 100%.

Отметим сразу, что этот показатель не получится рассчитать исходя из рентабельности операций. Дело в том, что многие затраты, учитываемые в налоговом или бухгалтерском учете, не содержат «входного» НДС. Например, зарплата работников, амортизация основных средств и т. д. Кроме того, при ведении раздельного учета по части расходов, содержащих «входной» НДС, компания в принципе не может предъявить налог к вычету. Такие величины также не участвуют в расчете.

Сумма вычетов план = Выручка без НДС план × Доля НДС-содержащих расходов факт × 18%.

Плановые обязательства компании по уплате этого налога определяются как:

НДС к уплате план = НДС начисленный план - НДС к вычету план .

Более эффективно применять этот расчет в разбивке по кварталам. Это покажет, какие обязательства возникнут в течение года.

Замена ЕСН на страховые взносы изменит план зарплатных отчислений

Раньше, если в компании не особо менялась численность работников, планирование зарплатных отчислений было одним из самых простых - можно было взять сумму из прошлого года и подставить в бюджет. Прогноз готов. Введение страховых взносов изменило порядок их расчета. Поэтому, несмотря на то, что ставка пока осталась прежней, сумма взносов все равно изменится.

Для расчета плановой суммы сначала желательно всех сотрудников поделить на две группы: чья зарплата в течение года достигнет предела в 415 тыс. рублей и чья нет. Ведь согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.09 № 212 ФЗ, только с этой суммы платятся страховые взносы. К первой группе относятся те, кто зарабатывает больше 34 600 рублей в месяц (415 000 руб. / 12 мес.).

Для расчета необходимо брать только те суммы, которые официально будут облагаться взносами. То есть без учета различных необлагаемых компенсаций. Но при этом нужно не забыть добавить все выплаты из чистой прибыли, которые с нового года также облагаются взносами.

СВ 415 тыс. план = Количество сотрудников × 415 000 руб. × 26%.

По второй группе этот показатель будет равен:

СВ менее 415 тыс. план = ФОТ работников с з/п менее лимита × 26%.

Для разбивки нагрузки по кварталам общую сумму страховых взносов можно просто разделить на 4. Но результат будет неточный, если группа высокооплачиваемых работников будет довольно многочисленной и составит больше 30-50 процентов.

В этом случае имеет смысл прикинуть, у скольких работников в каком квартале будет превышен лимит, и пересчитать разбивку по кварталам, исходя из этих данных.

Планирование НДФЛ можно не включать в налоговый бюджет, если его сумма учтена в бюджете на оплату труда. Ведь сам налог платится за счет средств физических лиц.

Имущественные налоги спланировать проще всего

Чаще всего налог на имущество, транспортный и земельный налоги не меняются из года в год. Если, конечно, компания не занимается наращиванием и распродажей своих активов. В этом случае организация может подставить в бюджет прошлогодние суммы. Небольшая корректировка, вызванная списанием ОС, вряд ли существенно повлияет на величину налогов, поэтому ее значением можно пренебречь.

Если же у компании существенно изменился или будет изменен состав активов, то, возможно, имеет смысл спланировать новый размер облагаемой базы по каждому из налогов и умножить их на нужную ставку налогов. Но чаще всего эти корректировки не учитывают при расчете бюджета в связи с небольшой долей этих налогов в общих платежах.

Пример применения экспресс-методики

Для расчета налогового бюджета можно воспользоваться электронным сервисом . Приведем пример на цифрах, как можно использовать предложенную экспресс-методику.

Предположим, планируемая выручка компании на 2010 год составляет 250 млн рублей. Основной пик продаж приходится на II квартал - этот период приносит около 36 процентов всей годовой выручки. Вся деятельность организации облагается по ставке 18 процентов. Исходные данные представлены в таблице 1. Расчет проведен исходя из предположения, что у компании одно основное направление деятельности. НДФЛ запланирован в бюджете расходов на оплату труда.

Из таблицы 2 следует, что общая сумма планируемых налогов составит 60,2 млн рублей. В IV квартале сумма обязательств будет самой низкой за счет не только снижения выручки, но и благодаря отсутствию страховых взносов с зарплаты высокооплачиваемых сотрудников.

В электронном сервисе необходимо заполнить только таблицу 1. Все расчеты в таблице 2 будут произведены автоматически.

Налоговый бюджет необходимо корректировать в течение года

Чтобы получать постоянную, а не разовую выгоду от наличия такого бюджета, необходимо его постоянно корректировать исходя из фактических показателей.

При любом несовпадении анализируются причины отклонения. Поскольку методика основана на применении средних показателей, то отклонения в худшую сторону будут своеобразным сигналом для более тщательного анализа.

Таблица 1. Исходные данные, которые потребуются для составления налогового бюджета

Показатели Источник данных Значение в год
Плановая выручка без НДС на 2010 год, млн руб. Бюджет продаж 250
Фактическая прибыль до налогообложения за 2009 год, млн руб. Декларация по налогу на прибыль или данные налогового учета 42
Фактическая выручка без НДС за 2009 год, млн руб. Отчет о прибылях и убытках или декларация по налогу на прибыль 194
Сумма расходов, по которым компания заявила вычет НДС в 2009 году, млн руб. Декларации по НДС 58
Плановая общая численность работников, чел. Данные отдела кадров 163
Планируемый фонд оплаты труда в 2010 году, млн руб. Бюджет расходов на оплату труда или бюджеты структурных подразделений 72,6
Количество сотрудников, чья зарплата превышает 415 000 руб. в год, чел. Данные отдела кадров 55
Зарплата высокооплачиваемых работников в 2010 году, млн руб. Бюджет и данные отдела кадров 38
Сумма налога на имущество, транспортного и земельного налога за 2009 год, млн руб. Соответствующие декларации 3

Таблица 2. Расчет плановой налоговой нагрузки в 2010 году

Пока-затели I квартал II квартал III квартал IV квартал Итого по году
Плано-вая выручка без НДС на 2010 год*, млн руб. 50 90 65 45 250
Рента-бель-ность, % 21,6 (42 млн руб. : 194 млн руб. × 100)
Плано-вый налог на при-быль, млн руб. 2,2 (50 млн руб. × 21,6%) 3,9 (90 млн руб. × 21,6%) 2,8 (65 млн руб. × 21,6%) 1,9 (45 млн руб. × 21,6%) 10,8 (2,2 + 3,9 + 2,8 + 1,9)
НДС с плано-вой выручки, руб. 9 (50 млн руб. × 18%) 16,2 (90 млн руб. × 18%) 11,7 (65 млн руб. × 18%) 8,1 (45 млн руб. × 18%) 45 (9 + 16,2 + 11,7 + 8,1)
Доля НДС-содержа-щих расходов, % 29,9 (58 млн руб. : 194 млн руб. × 100)
Плано-вая сумма вычетов, руб. 2,7 (50 млн руб. × 29,9%) 4,8 (90 млн руб. × 29,9%) 3,5 (65 млн руб. × 29,9%) 2,4 (45 млн руб. × 29,9%) 13,4 (2,7 + 4,8 + 3,5 + 2,4)
Плано-вый НДС к уплате, руб. 6,3 (9 - 2,7) 11,4 (16,2 - 4,8) 8,2 (11,7 - 3,5) 5,7 (8,1 - 2,4) 31,6 (6,3 + 11,4 + 8,2 + 5,7)
Страхо-вые взносы с зар-платы высоко-оплачи-ваемых со-трудни-ков без учета лимита в 415 тыс. руб.**, млн руб. 2,5 (9,9 млн руб. : 4) 2,5 (9,9 млн руб. : 4) 2,5 (9,9 млн руб. : 4) 2,5 (9,9 млн руб. : 4) 9,9 (38 млн руб. × 26%)
Страхо-вые взносы с зар-платы высоко-оплачи-ваемых со-трудни-ков с учетом лимита, млн руб. 2,5 (равно значению предыдущей строки) 1 (6 - 2,5 - 2,5) 0 6 (55 чел. × 0,415 млн руб. × 26%)
Страхо-вые взносы с ФОТ прочих сотрудни-ков, млн руб. 2,2 (9 млн руб. : 4) 2,2 (9 млн руб. : 4) 2,2 (9 млн руб. : 4) 2,2 (9 млн руб. : 4) 9 ((72,6 млн руб. - 38 млн руб.) × 26%)
Общая плано-вая сумма страхо-вых взносов, млн руб. 4,7 (2,5 + 2,2) 4,7 (2,5 + 2,2) 3,2 (1 + 2,2) 2,2 (0 + 2,2) 14,8 (4,7 + 4,7 + 3,2 + 2,2)
Общая нагрузка в 2010 году (с учетом прочих налогов), млн руб. 13,9 (2,2 + 6,3 + 4,7 + 0,75) 20,7 (3,9 + 11,4 + 4,7 + 0,75) 15 (2,8 + 8,2 + 3,2 + 0,75) 10,6 (1,9 + 5,7 + 2,2 + 0,75) 60,2 (13,9 + 20,7 + 15 + 10,6)

* При равномерном поступлении выручки разбивка выручки по кварталам производится делением общего показателя на 4. При неравномерном поступлении заполняется вручную по данным бюджетов продаж.

** Эта строка является вспомогательной и показывает сумму страховых взносов со всей зарплаты высокооплачиваемых сотрудников без учета применения лимита в 415 тыс. рублей. В следующей строке этот лимит учтен и суммы распределены по кварталам.

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.

Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т. д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин, консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

    годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

    квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

    месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10-20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

    планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

    налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

    прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

налога, сбора

Справочная информация

I квартал 2012 г.

I квартал 2012 г., итого

налоговая база

взаимосвязь

с документами

январь

февраль

март

Косвенные налоги

начисленный

Реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

Закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

Реализация

Бюджет продаж

Налоги, увеличивающие расходы

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения

Прогнозный баланс

Транспортный налог

Мощность двигателя (л. с.)

Технические паспорта автомобилей

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

В том числе с выплат работникам:

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами

Бюджет расходов на оплату труда

Налоги из прибыли

Налог на прибыль

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению

Сводный налоговый регистр

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов.

Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Комментарий специалиста: Ф. И. Крючков, финансовый директор

В нашей компании планируются показатели по всем налогам. В рамках составления бюджета по предприятию мы рассчитываем и отдельный бюджет по налогам, который включает НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ, налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые нашей компанией. В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет этих данных отвечают специалисты налогового отдела (для целей персонификации ответственности по данному расчету).

Все налоги, кроме косвенных, подлежат включению в бюджет доходов и расходов в качестве расхода.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки. Перечень таких мероприятий может включать:

    анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;

    оценку используемых элементов учетной политики, анализ применения возможных альтернативных вариантов;

    мониторинг законодательства, использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;

    оптимизацию денежных потоков.

При этом не стоит забывать, что основной целью деятельности организации является не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли. И мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки, должны следовать этой же цели. После проведения оптимизационных мероприятий необходимо пересчитать налоговую базу, суммы налогов, а также сформировать бюджет налогов.

Расчет начисляемых налогов в общем виде осуществляется по формуле:

Н н = (НБ р - НБ н) × С н - Л н,

где Н н — начисленный налог;

НБ р — налогооблагаемая база рассчитанная;

НБ н — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом;

С н — ставка налога;

Л н — льготы по налогу.

После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи определяются по формуле:

В н = Н н - А у + В р + А б,

где В н — выплаты по налогам;

Н н — налоги начисленные;

А у — авансы по налогам, ранее уплаченные;

В р — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов;

А б — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств. При этом задолженность по налогам определяется по следующей формуле:

З к = З н + Н н - З р - В н ,

где З к — задолженность по налогам на конец периода;

З н — задолженность по налогам на начало периода;

З р — реструктуризированная задолженность.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют не только самостоятельное значение. Они используются и для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Контроль исполнения бюджета налогов

Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба (далее — ФЭС), составляющая бюджет налогов, должна нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями.

Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Это важно. Необходимо помнить, что увеличение налоговых платежей по сравнению с запланированными не подразумевает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных.

Сотрудник отдела ФЭС должен проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога и представить полный анализ руководству, которое примет решение для выхода из сложившейся ситуации. Тем не менее увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект.

Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов, а также все отклонения по ним. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

В заключение отметим, что составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.