П д корин был учеником. Павел Корин. Ненаписанный «Реквием. P.S. Историческая ремарка

Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

«Декоративное искусство» - Сельское хозяйство. Торговля в Древней Греции. Храм Цецеры. Гончар. Древняя Греция. Работа в рудниках. Статуи. Живопись. Роль декоративного искусства в обществе. Вазописец. Выставка творческих работ. Храм Посейдона. Древнегреческая школа. Практическая работа. Отливка бронзовой статуи. Храм Аполлона.

«Виды искусства» - (От церк.-Слав. Театр. Культура –. Домашнее задание. Искусство. Цирк. Кинематограф. Материальная (вещи и предметы, созданные человеком). Духовная (традиции, обычаи, представления и знания о природе, о самом себе). Фотография. Нравственность. Скульптура. Культура. Искусьство (лат. Телевидение. Декоративно-прикладное искусство.

«Искусство и его виды» - Декоративно- прикладное, Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу. Графика, К изобразительным искусствам относятся: Станковую. Монументальную. Музыка делится также на: народную и классическую современную джазовую военную духовную.

«Романовская игрушка» - Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. История. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Стала пропадать и романовская игрушка. . Затем замачивали в деревянных корытах. Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! А позднее и вовсе запретили производство игрушек.

«Искусство красоты» - Единство науки и искусства – важнейший залог последующего развития культуры. Мариинский театр. Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. И сегодня энтузиазм исследователей не убывает. ...Музыка. Из истории золотого сечения. Математика есть прообраз красоты мира.

«Уроки фольклора» - Структура урока. Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Пояснительная записка. Аннотация Проект создан для учащихся 5-х классов. Творческое название проекта: «Из чего же, из чего же сделаны наши детишки…».

Всего в теме 12 презентаций


Павел Дмитриевич Корин. Реквием. Русь уходящая. Эскиз. 1935-1959

Столовая в доме П.Д. Корина на М. Пироговской.

«Русь уходящая». Часть 1 . 7 ноября 2007

Имя Павла Корина сейчас не очень известно. Но художник это действительно незаурядный, ученик Нестерова, достойный продолжатель школы русского психологического портрета. А более всего сегодня он знаменит благодаря картине, которая так и не была написана...

Дом-музей Павла Корина.

Этой осенью довелось побывать на Немецком кладбище. Впечатление было очень сильным, захотелось узнать больше. И увидеть. Так, естественным оказалось пойти в музей Павла Корина - в свое время он создал серию портретов-эскизов многих из тех, кто ныне покоится на Немецком.
Цель была узкой, а получили мы, естественно, гораздо больше.

Музей-квартира художника П.Д.Корина

Сначала "отпугнула" система попадания на выставку: только вторник, среда, пятница, только с экскурсией, только по договоренности с экскурсоводом... Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро. На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. Музей - на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2. Домик - бывшая баня (баней он был еще до того, как стал мастерской художника), совершенно «аутентичный», как будто не из нашего времени. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек.
- Меня ждете?
- Ждем. Вас.
- А что, уже три часа? Ну, в России вовремя происходят только революции. Причем только пролетарские.
И в таком духе оно и было дальше... Впрочем, говорили не столько о революциях, сколько об искусстве и истории, и дай Бог каждому экскурсоводу и искусствоведу так глубоко знать свой предмет. Вадим Валентинович «горит», а это бывает не так часто...
Внутри музея студено и сумрачно, на обувь просят надеть замысловатые войлочные тапки, а вещи сложить на сундук. Причем здесь за имущество «несут ответственность»: уверяют, что ничего никогда не пропадало. А это по нынешним временам тоже редкость.
Вот мы в мастерской. И она же - галерея. Стоят, смотрят на нас. Сидим, смотрим на них. Одно из самых сильных впечатлений - эти минуты молчания в ожидании экскурсовода.

Мастерская П.Д. Корина на М. Пироговской.

Последняя литургия на Руси

Этюд-портрет митрополита Трифона (Туркестанова) - цветовой (да и не только цветовой) центр выставки. Хотя само полотно - одно из самых маленьких. «Огненный митрополит» в красном пасхальном облачении. По замыслу художника, эта фигура должна была быть и центром композиции «Реквиема» (это авторское название, «Уходящую Русь» предложил Горький).

Потом вместе с экскурсоводом рассматриваем эскиз, где многие и многие собраны, наконец, в единую композицию. Символы. Три патриарха - Тихон, Сергий, Алексий - рядом, как на иконе (а жили и были патриархами они, естественно, в разное время). Впрочем, «Реквием» по замыслу не реалистическая картина. Аллегория? Диакон (писаный с диакона же, знаменитого Холмогорова) - гиперболически увеличен. Стоящий рядом митрополит Трифон - уменьшен, почти карлик. Но это - центр.
А дальше нам предлагают интерпретацию картины: все стоят спиной к алтарю - исход, «реквием». Диакон воздел руку - просит благословить кадило. Но все, у кого он может испросить это благословение (священники, архиереи) - у него за спиной. Итак, он просит благословения у Самого Бога. Потому что на картине - последнее православное богослужение на Руси.

Люди, которые предпочли уйти, нежели измениться...

1925 год. Похороны Патриарха Тихона. Стечение народа, какого никто не ожидал. Идут все. В том числе Корин со своим старшим другом и наставником Нестеровым. Понятно, что ТАКОЕ - в последний раз. То были люди, которые предпочли уйти, нежели измениться. И Корин загорается идеей - «остановить мгновение», запечатлеть «образы духовной стати предков».
Но возникли проблемы практические: позирование. Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались. Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым). Трифон был духовником и самого Нестерова, и многих из тогдашней творческой интеллигенции. Ермоловой, например... У него было и высокое происхождение, и блестящее образование, карьерные перспективы... Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных. Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», потому что он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3-4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция).

Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. (Заметим, что серовская «Девочка с персиками» - воплощение естественности - семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой - около трехсот.) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. С остальными труднее. Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую... Тогда - «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. Придете - увидите. Увидите - встанете». Это действует. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла... Время-то голодное. Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» - исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. И так он и работает: за 20-30 минут надо запечатлеть главное...

Но все это рассказал экскурсовод.

От себя: в конце экскурсии остановились у фотографии художника. Вадим Валентинович порассуждал о том, какой красивый был мужчина (соглашусь, пожалуй) и что редкий это случай, когда при всем этом он еще и «нормальный». А потом попались мне фотографии Корина 30-х годов, времени, когда он работал над «Уходящей Русью». Ну, так скажем, хорошенький мальчик, в стандартном таком костюме... И как он, с этими-то «духоносными», один на один? Ведь и на эскизы его бестрепетно не посмотришь, как, знаете, не каждой иконе можно в глаза смотреть.

П.Д. и П.Т. Корины. 1930 * ~ * Павел Корин в 1933 г.

P.S. От себя замечу, что и моё посещение музея-квартиры и мастерской Павла Корина было схожим с приведенным здесь, и впечатление произвело такое же сильное.
И вам всем рекомендую найти группу единомышленников или друзей, близких вам по интересам, сходить туда, посмотреть и послушать...
Уверена, что не пожалеете! (с) allerleiten:)
===============================

«Русь уходящая». История ненаписанной картины. Часть 2 . 12 ноября 2007

Ненаписанное полотно парадоксальным образом существует в человеческом сознании. Получается, что одна из самых известных картин Корина - та, которой, по сути, не существует. «Ненаписание» с большей или меньшей степенью убедительности можно объяснить разными причинами, внешними и внутренними. Но, возможно, невоплощенный замысел не поражение, а победа?
Почему?

Нетронутый холст во всю стену тоже полноправный объект экспозиции, символ, допускающий множество интерпретаций. Но сила воздействия - потрясающая. А представляете, каково было художнику долгие годы смотреть на полотно, к которому он страстно хотел, но так и не смог притронуться?

У Корина был талант, вдохновение, желание работать. Но картина «не складывалась», не была ясна общая композиция. К тому же художник, происходивший из семьи потомственных палехских иконописцев, прошедший «школу» общения с Нестеровым, воспринимавший искусство как служение, требования к себе предъявлял громадные. Он не мог не завершить всей, как ему виделось, необходимой подготовительной работы. Возможно, это и стало одной из причин того, что «Уходящая Русь» не была написана. А может, причины были в другом?..

Версия вторая

Время. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века - не самое спокойное время, а коринская тема к тому же неоднозначна... Но является неожиданный «ангел хранитель» - «первый советский писатель» Максим Горький.

3 сентября 1931 года Алексей Максимович пришел в мастерскую художника, которая тогда располагалась на Арбате. Корин жил уединенно, писал этюды для задуманной им картины, но слух о его незаурядном таланте дошел до писателя. И встреча оказалось судьбоносной... О Горьком - и при его жизни, и после смерти - писали и говорили по-разному: сейчас все чаще - «ницшеанец», «трагическая фигура эпохи», в советские годы - «буревестник революции». В какой ипостаси он шел в мастерскую? Судя по тому, как складывалась дальнейшая история отношений Горького и Корина, в тот день встретились не только писатель с художником, но и человек с человеком...

«Ангел хранитель»

Корин показал Горькому многочисленные портреты, этюды для задуманного еще в 1920 «Реквиема» (среди них - «Юродивый», «Слепой», «Отец и сын»). Название «Реквием» Горькому не понравилось, он предложил не использовать в наименовании заимствованных слов. У него же и родился новый вариант: «Уходящая Русь».

А еще - предложил поехать за границу: «Через месяц я еду в Италию, поедемте вместе, я похлопочу». Так Корин побывал в Италии и Франции.

Во время поездки художник внимательно изучает произведения великих мастеров прошлого, мыслью постоянно возвращаясь к своей картине, пытаясь найти пути воплощения замысла. «Боже мой! Неужели и мне закрыт путь к Великому Искусству? Понимая всю пошлость и низость падения, неужели и я должен свалиться туда? Боже! Как же, как же подняться к высотам чистого искусства? <...> Слышите ли вы меня, Великие? Кричу вам, зову вас, помогите, помогите, помогите!!!» (11 июня 1935). Другая запись сделана несколько позже: «<...> Великие, помогите. Как я остро ощущаю Гений у других и преклоняюсь перед ним. Боже, неужели у меня нет этого пламени? Тогда не стоит жить...» (28 июня 1935).

А гостя у Горького в Сорренто, Корин в 1932 году пишет знаменитый портрет, который о Горьком говорит больше, чем иные из книг, писем и дневников.

По возвращении в феврале 1934 года при содействии того же Горького Корин переезжает в новую благоустроенную мастерскую (она же ныне дом-музей). Уже заказан и привезен огромный холст - 50 квадратных метров. Все готово для написания «Уходящей Руси». Но в 1936 году Горький умирает. С ним уходит и материальная поддержка, и покровительство, ограждавшее художника от «злобы дня». Корин вынужден писать на заказ, работать над эскизами станций метрополитена и портретами великих советских людей. Он остался верен себе, действительно писал только великих (среди множества изображенных им - ни одной посредственности), но к огромному полотну он так и не притронулся.

Невыразимое

Находясь в музее, трудно удержаться от искушения «примерить» эскиз на холст. Иногда получается. Ненаписанное полотно парадоксальным образом существует в человеческом сознании. Выходит, что одна из самых известных картин Корина - та, которой не существует.

«Ненаписание» с большей или меньшей степенью убедительности можно объяснить разными причинами, внешними и внутренними. Но, возможно, невоплощенный замысел не поражение, а победа?

Реквием, согласно определению - заупокойная служба. По сути, Корин пытался изобразить «отпевание» Русской Церкви. А она выжила. Та же и не та, но все равно «Единая Соборная Апостольская», которую врата адовы не одолеют.

P.S. Историческая ремарка

На полотне Корин, по-видимому, пытался изобразить последнюю службу в Успенском соборе Кремля, 5 мая 1918 года. Долгие годы потом Успенский собор Кремля был музеем. Однако по прошествии семидесяти с лишним лет здесь снова отворились царские врата: 1989 году состоялось торжественное богослужение, посвященное четырехсотлетию Патриаршества на Руси. Возглавлял службу Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

И вот что интересно: среди трех десятков этюдов, написанных как подготовка к «Реквиему», есть портрет молодого двадцатипятилетнего иеромонаха. На общем эскизе «Реквиема» монах стоит справа, ближе всех остальных к зрителю, как бы выступая из картины. Это - будущий патриарх Пимен...

РЕКВИЕМ

Творческое наследие замечательного художника и гражданина России П.Д. Корина необычайно многообразно. Происходя из иконописного Палеха и сложившись поначалу как мастер-иконописец, Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам. Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и одновременно глубоким философом.

Участие вместе с М.В. Нестеровым в росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители навсегда пристрастило молодого Корина к монументализму. Впоследствии он работал над триптихами «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», над гигантским фризом «Марш в будущее» для Дворца Советов, над эскизом монумента Победы в великой Отечественной войне 1941-45 годов. Работая над оформлением станций Московского метрополитена, Корин создал грандиозные мозаичные панно для станций «Комсомольская-кольцевая», «Новослободская-кольцевая», «Арбатская», а также эскизы витражей для станции «Новослободская-кольцевая».

И все же наибольший и все растущий интерес у нашего современника вызывают духоносные образы знаменитого коринского «Реквиема», или «Руси уходящей». Идея создания огромной историко-художественной эпопеи зародилась у художника весной 1925 года, когда верующая Москва, да и вся православная Россия, хоронила своего архипастыря-патриарха Тихона.

Он умер в день православного праздника Благовещения богородицы 25 марта (7 апреля) 1925 года в своей московской резиденции - Донском монастыре.

Если учесть, что Тихон был первым патриархом после 200-летнего перерыва (в 1718 году Петр I упразднил патриаршество в России) и что годы его патриаршества выпали на испытующее для русского православия время - между ноябрем 1917 и апрелем 1925-го, то стоит ли удивляться, что кончина патриарха вызвала в те дни паломничество к его смертному одру.

По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря потекли полноводные людские реки. Неожиданное и трагическое видение тысяч и тысяч безмолвно и скорбно идущих людей привело в те дни к Донскому монастырю и многих представителей московской творческой интеллигенции. Там были и писатели, и композиторы, и художники. Среди художников можно было увидеть искреннего певца Святой Руси Михаила Васильевича Нестерова, а с ним - его неизменного спутника и друга Павла Корина. Оба, и ученик и наставник, смотрели на происходящее глазами историков, размышляя над увиденным умом философов. Вполне сознавая, что они присутствуют при последней столь массовой и нешуточной демонстрации русского духа, Корин решил непременно запечатлеть столь величаво-трагический исход, не дать ему пройти бесследно. Необходимо было показать в образах грядущим поколениям русских людей корни их характера.

Стоит ли говорить, на что обрекал себя, задавшись подобной целью, художник, работавший в Москве в середине 30-х годов ХХ века. Только понимание и поддержка друзей - Михаила Васильевича Нестерова, а со временем и Алексея Максимовича Горького - дали ему возможность в течение последующих 12 лет работать над эпопеей (последний образ «Руси», «Митрополит Сергий», помечен 1937 годом). Однако над эскизом общей композиции «Реквиема» Корин размышлял практически всю последующую жизнь.

Даже непосвященному, просто остановившемуся перед эскизом «Реквиема» зрителю с первого взгляда становится очевидным, что он созерцает подлинную эпопею, причем поистине вселенского масштаба. В нешуточности замысла художника убеждают и мелкие цифры многозначительных дат под эскизом: 1935-1959 - неоспоримое свидетельство того, что в данном случае перед нами предстает не просто этап в творчестве мастера, но плод размышлений всей его сознательной жизни. Очевидно, что для полного понимания композиции от нас, зрителей, требуются конкретные знания, и как раз в той области, в которой у теперешних соотечественников художника ощутим определенный недостаток. Не будем удивляться ни неосведомленности современного жителя России, далеко не всегда узнающего даже интерьер основного храма своего Отечества - Успенского собора Московского Кремля, где разворачивается действие, ни тому обстоятельству, что сам художник, лишь вернув композиции ее первоначальное название «Реквием» (вместо горьковского «Русь уходящая»), никаких поясняющих строк к своему произведению не оставил. Причина этому одна: почти вся подвижническая жизнь Павла Корина, равно как и жизнь его соотечественников, пролегла в десятилетия не просто забвения, а нарочитого попрания христианского духа в России.

«Реквием» (в большом разрешении)
Памятуя о сказанном, постараемся в меру нашей компетентности проникнуть все же в глубину изображенного и понять подлинный замысел художника, ориентируясь только на очевидное и прибегая к формулировкам, неоскорбительным для Павла Корина - человека глубочайшего и просвещенного православного вероисповедания...

Как бы оттеняя блеск видных столпов русского исповедничества ХХ века, в галерее коринского «Реквиема» предстают и «нищие духом», скромные и незаметные молитвенники Руси православной, на неисчислимом множестве и стойкости которых выстояла в невиданных гонениях и до сих пор существует русская Церковь. Среди них и сельский священник отец Алексей - земляк Павла Корина, когда-то настоятель храма Иоанна Златоуста в соседнем с Палехом селе Красново. Добрый пастырь с бородой короля Лира и, как его шекспировский прообраз, переживший в этой жизни крушение всех земных идеалов: самоубийство сына, «посрамленного» за свое родство с отцом-священником, измену собственной паствы, вчера еще разбивавшей лоб об пол сельского храма, а назавтра «с революционным энтузиазмом» пошедшей крушить церкви и сшибать кресты с могил своих родителей...

И вот он стоит перед нами, сельский «батюшка» отец Алексей с прокуренными седыми усами, в обличии короля Лира - сама величавая в своей скромности, очевидная и неисчерпаемая русская доброта и незлобивость. Его взгляд - немой укор и приговор любому злу и насилию, святотатственному растлению человека - в каких бы личинах оно не появилось на свет!..

Здесь и парный портрет «Отец и сын» (Сергей Михайлович и Степан Сергеевич Чураковы), запечатлевший образы русских мастеровых, когда-то составлявших основу и гордость великого народа-созидателя. Как прекрасны руки сына в этом портрете поколений! И с каким мастерством они написаны! Но это не только руки человеческие. У Павла Корина, художника-философа, это символ почти глобальной, всечеловеческой масштабности. Отец - кряжистый, но уже «скользнувший» в толстовство. Такой явит упорство и в заблуждении. И сын, унаследовавший от отца ту же целеустремленность, ту же неотступность в переживании принятой идеи. Только эта натура еще более нервная, почти горячечная. Оба как бы на перепутье. Что выберут они, еще такие добротные, еще исповедующие добросовестность в труде, в жизни, во взаимоотношениях семейных? Ведь живут они в последние годы существования русской семьи с ее извечными и, казалось бы, незыблемыми нравственными устоями, с иерархией взаимоотношений между поколениями. Вскоре все это будет размыто и повержено... И весь этот узел человеческих переживаний с потрясающей силой выявлен художником не в лицах, даже не в глазах героев (глаза и у отца и у сына опущены долу, и в этом уже звучит трагический лейтмотив картины), а в сплетенных пальцах рук сына...

«Трое» - это не просто изображение трех благочестивых женщин, но отображение трех степеней духовного восхождения или, как об этих образах отозвался в свое время отец Александр Мень, «целый пласт русской женской духовности».

Старуха-игуменья, волевая и неколебимая сила, влекущая и увлекающая за собой; за нею - женщина средних лет в благоговейном смирении, ведомая игуменьей. И третья - высокая и прекрасная аристократка (каковы кисти рук!) с горящим взором огромных голубых глаз - вся трепет, смятение! Но и здесь - глубина и серьезность, когда речь идет о выборе духовного пути, и - безоглядность и стойкость, когда путь уже выбран.

Иллюстрацией подобного состояния души может служить еще один прекрасный женский персонаж эпопеи - «Молодая монахиня». Сколько целомудренной чистоты в этом образе! Помимо высокой духовности здесь и подлинное благородство, аристократизм духа и мысли. И удивительная естественность. Вот она, подлинная русская интеллигентность... до простоты! Ничего кичливого, броского, напоказ; все - внутренне, потаенно и уже потому - прекрасно! Невольно вспоминается Микеланджело: целомудренно живущий человек неизбежно несет на своем лице то отражение духовного света, подлинного богоподобия, которое задерживает старение, продлевает юность - весну человеческой жизни! Все сходится: перед нами дочь олонецкого губернатора Николая Васильевича Протасьева, благочестиво жившего, воспитавшего таких же детей и удостоившегося христианской кончины в 1915 году... «Мир дольний» знал его дочь Татьяну Николаевну Протасьеву как замечательного историка, блестящего знатока древнерусской письменности. «Мир горний» - тайной монахиней со святым именем в истории русской духовности ХХ века - Фамарь...

Есть в череде коринского «Реквиема» два замечательных этюда с образами схимниц. Сам художник в своих названиях этюдов уточняет: «схимница из Вознесенского монастыря» и «Схимница из Ивановского монастыря». Совершенно различные по облику, обе женщины являют собой единую ипостась высшей монашеской аскезы, обе исполнены Кориным с высоким вдохновением и профессиональным совершенством.

Схимница из Вознесенского (Кремлевского) монастыря с прекрасным строгим лицом полуобернулась и застыла со сложенными у груди руками. Эти коринские сплетенные пальцы рук! Не будь самого образа, уже они одни со всей очевидностью передают внутреннее состояние натуры, напряженную борьбу чувств, настоящую бурю эмоций в человеческой душе и одновременно чисто иноческое одоление этик эмоций, отсечение своеволия!.. Схимница поражена, пожалуй, даже возмущена увиденными в мастерской художника гипсовыми слепками классических изваяний, в большинстве своем - обнаженной человеческой натуры. И не ведает подвижница духовная, что, запечатлеваемая в этот момент бессмертной кистью художника, она сама выглядит этаким духовным монументом, являя собой по-русски органичный образ строжайшего целомудрия и одновременно предельной естественности. Приход в мастерскую художника, являющийся для схимницы огромным «искушением», стал возможен с благословения духовного наставника - митрополита Трифона. Все ее существо не приемлет подобного святотатства, но она - схимница, и исполнение послушания для нее - первая заповедь в поведении. В ее старческом теле скрыта огромная духовная энергия и в данный момент - страшное напряжение. В этом убеждают не только сплетенные пальцы рук. Поразительны глаза схимницы, суровый взгляд которых сразу приковывает внимание зрителя. Ни одна репродукция не в силах передать их цвет: исчерна-синие, они и при непосредственном созерцании этюда не в каждый день и час различимы! Образ схимницы из Воскресенского монастыря дарит нам образ смирения, но само это смирение - царственное, величавое.

Схимница из Ивановского монастыря Москвы - образ особый, несравнимый с другими, даже наиболее выразительными персонажами «Реквиема». Это образ человека-молитвы, исступленной, огненной, неизмеримой силы, но опять же внутренней, потаенной. Взгляд схимницы, хотя и направлен во вне, ничего внешнего не видит, обращен внутрь себя. Предельная сосредоточенность и предельное смирение, как и подобает схимнику, отсечение всякого своеволия, полная отрешенность от мира, от действительности: все - горнее, над-мирное. Ее молитва уже не за себя - за мир, грешный и падший род человеческий, в который раз преступивший заповеди добра и любви, не оправдавший своего высокого предназначения, безумно и дерзко стерший свое богоподобие и потому обреченный...

Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно - духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они - отдельные ипостаси одной идеи...

(с) В.В. Нарциссов.

Даты жизни и творчества П.Д. Корина

1892
8 июля (25 июня по старому стилю) родился в селе Палех Владимирской губернии в семье потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина.

1897
Смерть отца, Дмитрия Николаевича Корина.

1903-1907
Учился в иконописной школе в Палехе под руководством Е.И. Стягова. Окончил ее со званием мастера-иконописца.

1908
Переехал в Москву.

1908-1911
Работал в иконописной палате при Донском монастыре в Москве.

1911
Помогал М.В. Нестерову в росписи церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке.

1912-1916
Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, С.В. Малютина, Л.О. Пастернака.

1916
Работал над росписью усыпальницы вел. кн. Елизаветы Федоровны под церковью Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители. В связи с этим по желанию Елизаветы Федоровны совершил специальную поездку в Ростов Великий и Ярославль для знакомства с фресками соборов и церквей.

1917
В феврале начал работать в мастерской на Арбате, дом 23, где жил до 1934 года. Апрель - поездка в Киев, знакомство с древними мозаиками и фресками. Август - поездка в Петроград, в Эрмитаж; впервые отмечено в записной книжке о желании «написать Большую картину». 26 августа - освящение храма Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.

1918-1919
Преподавал рисунок и живопись во 2-х ГСХМ в Москве.

1919-1922
Работал в анатомическом театре 1-го Московского университета для изучения анатомия человека. Выполнил в Музее изящных искусств рисунки с классических образцов, а также занимался обмерами слепков скульптуры Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения.

1920
Первое упоминание в записной книжке о задуманной картине «Благослови, душе моя, Господа» (не осуществлена).

1920-1925
Копировал фрагменты картины А. Иванова «Явление Христа народу» в размер подлинника.

1922
Посетил Музей антирелигиозной пропаганды. Сделал зарисовки мощей святителя Иоасафа Белогородского.

1923
С братом А.Д. Кориным совершил путешествие по Северу, посетив Вологду, старую Ладогу, Ферапонтов монастырь, Новгород. Изучал росписи в соборах и церквях, делал зарисовки церковной утвари, фресок старых мастеров.
Смерть матери, Надежды Ивановны Кориной.

1925
Делал зарисовки во время похорон патриарха Московского и Всей Руси Тихона в Донском монастыре - духовном центре русской Православной Церкви. Эти зарисовки стали началом работы над картиной «Реквием. Русь уходящая».

1926
Начал работать над этюдами-портретами для картины «Реквием. Русь уходящая». Преподавал рисунок для начинающих художников в Музее изящных искусств (до 1931). В феврале вместе с А.Д. Кориным спас от уничтожения иконостас и росписи Марфо-Мариинской обители в связи с ее закрытием.
7 марта обвенчался с Прасковьей Тихоновной Петровой, воспитанницей Марфо-Мариинской обители.

1927
Акварель «Мастерская» была приобретена в собрание ГТГ.

1928
В июле посетил Палех, сделал карандашные зарисовки в записной книжке, а также этюды маслом; написал пейзаж «Моя Родина» (ГТГ) и одноименное ассе.

1931
Поездка на Валаам.
Осенью мастерскую художника на Арбате посетил А.М. Горький. Начало их дружбы и покровительства Горького. При поддержке Горького вместе с А.Д. Кориным совершил поездку через Германию в Италию и Францию (возвратились в июне 1932). Вел путевой дневник, создал большое количество зарисовок знаменитых картин, интерьеров и скульптур античности, средневековья и эпохи Возрождения. Исполнил портрет А.М. Горького в Сорренто, на даче писателя (ГТГ).
Участвовал в перенесении картины А. Иванова «Явление Христа народу» из Румянцевского музея в Государственную Третьяковскую галерею и в реставрационной промывке картины.
Возглавил реставрационную мастерскую ГМИИ, где работал до 1959 года.

1933
Переехал в мастерскую на Малой Пироговской улице, где жил и работал до конца жизни; ныне - Дом-музей П.Д. Корина (филиал ГТГ).

1935
Посетил Францию и Англию. В Париже встретился с Ф.И. Шаляпиным.

1939-1943
По заказу Комитета по делам искусства создал портреты выдающихся деятелей советской культуры: А.М. Леонидова (1939, ГТГ), М.В. Нестерова (1939, ГТГ), А.Н. Толстого (1940, ГРМ), В.И. Качалова (1940, ГТГ), Н.Ф. Гамалеи (1941, ГТГ), К.Н. Игумнова (1941-1943, ГТГ), а также портрет Н.А. Пешковой (1940, ГТГ).

Портрет Л.М. Леонидова. 1939 ~ Портрет М.В. Нестерова. 1939 ~ Портрет Н.А. Пешковой. 1940

1941-1947
Работал над эскизами фриза «Марш в будущее» для Большого зала Дворца Советов.

1942-1945
Исполнил триптих «Александр Невский» (ГТГ) и варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской».

1945
В октябре-декабре исполнил портрет маршала Г.К. Жукова (ГТГ). Начало работ по реставрации картин из собрания Дрезденской галереи, которыми руководил П.Д. Корин. Работы длились до 1955 года.

1948
Исполнил портрет С.Т. Коненкова (ГТГ). Посетил Киев в связи с организацией реставрационных работ во Владимирском соборе.

1949-1950
Преподавал в Московском государсвенном художественном институте им. В.И. Сурикова.

1951-1952
Работал над созданием мозаичных панно для станций метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Арбатская», актового зала Московского государственного университета, эскизов витражей и мозаик для станции метрополитена «Новослободская».

Один из витражей в центральном зале станции «Новослободская»

1954
Присуждена Государственная премия за мозаичные панно для станции «Комсомольская-кольцевая».
Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Мозаичные панно станции «Комсомольская»: «Александр Невский» и «Дмитрий Донской»

Cтанция метро «Комсомольская-кольцевая»
Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после разоблачения культа личности Сталина в 1963 году. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцам и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно, платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина. В противоположном торце у большого эскалатора находится флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен.

1955
Совершил поездку в Германскую Демократическую республику в связи с передачей отреставрированных картин Дрезденской галерее.

1956
Написал портрет С.С. Сарьяна (ГТГ), за который на всемирной выставке в Брюсселе (1958) был награжден золотой медалью.

1957
Исполнил групповой портрет художников Кукрыниксов (ГТГ).

1958
Присвоено звание народного художника РСФСР.
Избран действительным членом Академии художеств СССР.

1960
Художественный руководитель ГЦХРМ (до 1964).

1961
Посетил Италию. Исполнил портрет художника Ренате Гуттузо (ГРМ).

1962
К 150-летию Бородинского сражения были завершены под руководством П.Д. Корина реставрационные работы панорамы Ф.А. Тубо «Бородинская битва» (начало работ - 1957).
Присвоено звание народного художника СССР.

1963
Присуждена Ленинская премия за портреты М.С. Сараяна, Р.Н. Симонова, Кукрыниксов, Р. Гуттузо.
В залах АХ СССР открыта персональная выставка по случаю 70-летия со дня рождения и 45-летия творческой деятельности.

1964
Совершил поездку в Италию.

1965
Совершил поездку в США в связи с открытием организованной Армандом Хаммером персональной выставки в Нью-Йорке. Посетил также Италию и Францию.

1966
Написал центральную часть триптиха «Сполохи».

1967
Награжден орденом Ленина.
22 ноября скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Родился в знаменитом Палехе в семье потомственного иконописца. Первым учителем живописи для Корина стал его отец. Отправленный в Москву учиться живописи, Павел в 1911г. помогает художнику М.В. Нестерову в работе над росписью собора Марфо-Мариинской обители. В 1912 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (Дом Юшкова), которое окончил в 1916 г. Среди его наставников были К.А.Коровин и С.В.Малютин, однако главными учителями Корина явились А.А.Иванов и М.В.Нестеров.

Жил Павел Корин в Москве, часто приезжая в родной Палех.

Подобно своему художественному предшественнику А.А.Иванову, в 1925г. Павел Корин обретает свою тему в творчестве. Он мечтал создать большое полотно, подобное ивановскому “Явлению Христа народу”.

Вдохновение пришло к художнику во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре в 1925г. У Корина возник замысел создания многофигурной композиции, олицетворяющей образ Русской православной церкви. Для православного русского человека эти похороны, происходившие при большом стечении народа, были равнозначны прощанию с прежней Россией, обреченной, но уверенной в своем духовном возрождении. Многотысячный поток верующих вдохновил художника на “Реквием”, картину, которая воплотила бы Святую Русь в период трагических перемен. Для создания масштабного полотна Корин в течение десяти последующих лет писал замечательные портреты-типажи (“Отец и сын” 1930 г., ‘’Нищий” 1933г., “Игуменья “1935г. ,”Метрополит” (будущий патриарх Сергий),1937 г. и др.). В ходе этой работы формировалась его самобытная манера письма.

В 1931 г. писатель М.Горький посетил мастерскую Корина (Доходный дом А.К.Ечкина). Эскизы произвели на него сильное впечатление. Однако, как бы стараясь уберечь художника от возможных репрессий, Горький предложил ему заменить первоначальное название картины на иное – ‘”Русь уходящая “.

По приглашению М.Горького Павел Корин вместе с братом Александром совершил поездку по Италии и другим странам Европы. Во время этой поездки художник сделал огромное число этюдов и набросков. Живя у Горького в Сорренто, художник написал в 1932 г. знаменитый портрет писателя.

В 1935-1937 гг. художник создал общий эскиз своего будущего грандиозного полотна “Русь уходящая. Реквием”. Эскиз насыщен символами и полон энергии. Перед нами – Церковь, выходящая на бой с безбожной властью и апеллирующая не столько церковным иерархам, сколько к Богу. Поразительным откровением является угаданное художником будущее высокое духовное предназначение высших иерархов церкви. Тогда, в 1935г., уже на первоначальном эскизе мы видим в одном ряду с патриархом Московским и всея Руси Тихоном митрополитов Сергия и Алексия, которым соответственно в 1943и 1944 гг. было суждено стать следующими первоиерархами православной церкви. Еще более удивляет, что рядом с ними изображён иеромонах Пимен, ставший в 1971 г. патриархом, но мало известный в 1935г. И в центральных образах, и в образах простых монархов и верующих объединяющим началом выступает вера и твёрдость духа, позволяющие зрительно быть уверенным в конечной победе Света над Тьмой, Добра над Злом. Однако усилившееся давление на Корина со стороны властей вынудило его приостановить эту работу.

В 1939-1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств Павел Дмитриевич пишет цикл портретов деятелей советской культуры (М.В.Нестерова, А.Н.Толстого, В.И.Качалова), парадных и в то же время остродраматичных. Воодушевленной борьбой народа и победой, художник создает в военные и послевоенные годы триптих “Александр Невский “ (1942-1943) и мозаику на станции метро “Комсомольская” кольцевая (1953г.). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз картины «Русь уходящая. Реквием» (1959г.). В 1963 г. художник был удостоен Ленинской премии.

В 1932 -1959гг. П.Д.Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию икон, экспонированную вместе с произведениями самого художника в его московском Доме-музее, открывшемся в 1971 г. В связи с реставрационными работами на данный момент музей не работает. Художник руководил реставрационными работами шедевров Дрезденской картинной галереи. Приложил немало усилий для сохранения художественного наследия России. Однако закончить главное дело своей жизни – картину “Русь уходящая. Реквием “ – он так и не сумел.

Творческое наследие художника Павла Дмитриевича Корина необычайно многообразно. Происходил он из иконописного Палеха и сложился поначалу как мастер-иконописец.

Вместе с тем Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности.

Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам.

Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и глубоким философом.

Портрет Павла Корина. Художник Михаил Нестеров

Павел Корин. Моя Родина



Цитата сообщения

Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»

В 1925 в своей московской резиденции (Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые...

*кликабельна


Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" Нестеров, а с ним ученик и к тому времени уже друг его Павел.

У стен Донского монастыря Павел Корин увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.
Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.



Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". И у молодого художника зародилась идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".
Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.
В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, Павел Дмитриевич часто соприкасался со служителями Русской православной церкви. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, Павел Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.
Корин, когда писал большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Я старался видеть людей просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется ".
Не считая себя портретистом, Павел Дмитриевич задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.


Отец и сын. (С. М. и Ст.С. Чураковы). 1931

Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой пророка Микеланджело - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.
Стоящий позади сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает отца, хотя она много меньше и тоньше. Здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками, но зрителю ясно, что это совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.
Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной, но и более слабой внутренней организации.


«Трое» в центре старица Елагина, слева Софья Мих. Голицына, 1933-35

Через несколько лет Павел Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портрета. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее овеянное душевной теплотой и тихим спокойствием красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.
Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве Корина. Она
, как и ее соседка, в таком же темном полумонашеском одеянии , но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.


Протодьякон М. К. Холмогоров

В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. Когда появились первые этюды к "Реквиему", многие встретили их в штыки. Признавая бесспорную одаренность Павла Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности, однако было в этих этюдах и отражение революции, пусть пока косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.


Иеромонах Пимен и Епископ Антоний


Митрополит Трифон

В конце 1930-х Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это нападками недоброжелателей. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно тормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.


Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932

Приехавший к Корину Горький подробно расспрашивал его о композиции будущего полотна, поинтересовался названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая". И как-то сразу после этих слов все стало на места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.


Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве


Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Почти четверть века (с перерывами) писал Корин окончательный эскиз картины, который завершил в 1959. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.



Нищий. 1933

Действие картины Павел Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.
В центре картины расположено высшее духовенство. В одном храме вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отобра жению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (Г. Васильев) рассматривали картину как "последний парад осужденных историей на небытие" . Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

Схиигуменья мать Фамарь. 1935

Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами жертвы исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.

Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно — духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они — отдельные ипостаси одной идеи...

Молодая монахиня. 1935

Задуманная Павлом Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник холст и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь? Некоторые считали, что художник почувствовал непреодолимое противоречие замысла и выбранного пути воплощения. Так Каменский писал: "Корин задумал картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при столкновении погибающая сторона обладает человеческой красотой и исторической справедливостью. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".
Однако факты противоречат подобным утверждениям. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.
Были и другие обстоятельства, по которым
картина оказалась незавершенной . Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма и ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные, чуждые народу" произведения не увидели свет. Еще в 1936 от одного из них, Ангарова, поступило письмо на имя Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...
Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".
Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".


Северная баллада — левая часть триптиха Александр Невский. 1943

Павел Корин не верил в окончательн ый уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории великого народа".


Старинный сказ — правая часть триптиха Александр Невский. 1943


Спас Ярое Око. 1932


Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Архимандрит Отец Никита.



Пересвет и Ослябя — правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской. Утро Куликова поля. 1951


Сельский священник. Отец Алексий. Фрагмент


Иеромонах Митрофан. Фрагмент


Отец Иван, священник из Палеха. 1931


Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933. На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»


Собор Святого Петра в Риме. 1932.


Портрет Н.А. Пешковой. 1940


Портрет М.В. Нестерова. 1939


Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943


Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

После смерти Горького в 1936 обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.

Полностью картину Корина "Русь уходящая" можно посмотреть

В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Его привлекают образы воинов - защитников родной земли, духовных идеалов России.

Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого триптиха (1942), в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Александр Невский (1220-1263) издавна почитали на Руси. Б лаговерный князь прославился как заступник земли Русской. Вся его жизнь была посвящена служению Отечеству. В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 учреждён орден Александра Невского.

Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.
В Александре Невском сполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.

,

М. В. Нестеров. Портрет братьев П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Москва, Третьяковская галлерея

Сложный по замыслу портрет братьев Кориных подкупает найденным в изображении этих двух художников внутренним единством.Братья любуются античной вазой, которую держит один из них в протянутой руке. Этот сосуд — композиционный центр портрета.