Посвящение современному двоечнику. А.П. Чехов и образование. Посвящение современному двоечнику Сколько стоит веер

) ставится за невыполнение учебного задания. Чтобы продолжить образование двоечник часто вынужден повторить курс ещё раз в следующем учебном году (для школы) и таким образом он становится второгодником, или пересдать экзамен на доп. сессии , если он учится в техникуме или университете .

Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР , поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.

Слово

Словарь Ушакова относит слово двоечник к арго и считает его устаревшим. Тем не менее, слово широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике .

Социально-психологическим аспектам обучения неуспевающих (двоечников) уделено много внимания в науке и публицистике. В большинстве научных работ по данной теме вместо слова двоечник применяется термин неуспеваемость . Некоторые учёные считают более корректным по отношению к двоечнику употребление термина неуспешность .

Иногда cлово «двоечник» употребляется в переносном смысле: так называются люди или объекты, существенно отстающие от других по каким-либо показателям.

Классификация двоечников

В педагогике выделяют различные типы неуспевающих учеников. Признаками классификация выступают отношение к учёбе и качество мыслительной деятельности ученика.

Причины неуспеваемости

Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.

Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками становятся дети из неблагополучных семей.
  • Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
  • Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
  • Систематические прогулы занятий.
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского , является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
  • Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого. (см. также Учение с увлечением)
  • Грубое отношение к ученику: чаще всего, недолюбчивыми учителями или злыми матерями, которые, скорее всего, недолюбливают своих детей (чаще всего сыновей). Это и мешает ученикам учиться нормально.

Наследственность

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  • Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
  • Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз .

Статистика

Данные социологических исследований в России показывают, что учащиеся мужского пола становятся двоечниками почти в 3 раза чаще, чем женского (см. таблицу).

Согласно тем же исследованиям двоечниками чаще всего становятся дети родителей, получивших неполное среднее или только начальное образование. Двоечниками становятся 24 % детей родителей с неполным средним образованием и ниже, 19 % детей родителей со средним образованием, 7 % детей родителей с высшим образованием.

Методы воздействия на двоечников

В качестве методов воздействия на двоечников применяются вызов родителей в школу, отчисление за неуспеваемость.

Для улучшения успеваемости двоечников для них также могут устраивать дополнительные занятия, прикреплять к ним успевающих учеников. В России такая практика была характерна в основном для советских времён.

В педагогике разрабатываются методические подходы, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и способности учеников и дающие хорошо учиться каждому. Для их реализации требуются особые усилия со стороны учителя, постоянное внимание, личностный подход к такому ученику. В России внедрение таких подходов реализуется недостаточно.

Иногда кампании по повышению уровня успеваемости и ликвидации такой категории как двоечники проводятся на уровне государственных программ - например, известная программа «No child left behind» в США . В рамках программы школы обязаны предоставлять двоечникам репетиторов .

Двоечники в системе высшего образования

Предполагается, что в высшем учебном заведении двоечники учиться не должны. В России абитуриенты, получившие на вступительном экзамене неудовлетворительную оценку, к дальнейшей сдаче других вступительных экзаменов не допускаются. Если студент высшего учебного заведения получает во время экзаменационной сессии оценку «неудовлетворительно», он обязан в кратчайшие сроки этот экзамен пересдать. При трёх оценках «неудовлетворительно» студента отчисляют из высшего учебного заведения с формулировкой «за академическую неуспеваемость». Студенты, получившие двойку на государственном экзамене или на защите выпускной квалификационной работы, не получают диплом о высшем образовании. Однако у них есть возможность пересдать итоговые аттестационные испытания в срок не менее 3 месяцев и не более 5 лет.

Отношение к двоечникам

Отношение в обществе к двоечникам в целом негативное, некоторые считают их изгоями. Часто образ жизни двоечника ассоциируется с распитием спиртных напитков, курением и употреблением наркотиков.

Кроме того, некоторые педагоги считают, что двоечники в классе необходимы для полноценного развития учащихся всего класса.

Образ двоечника в культуре

Литература

Часто встречается. Для советской литературы был характерен образ «исправившегося двоечника».

  • Двоечник Семен Рыжиков - главный герой рассказов Валентина Постникова «Веселый двоечник».
  • Двоечник Витя Перестукин - главный герой сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков ».
  • В повести советского писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени » ученики-двоечники превращаются в стариков.
  • Двоечник Баранкин - главный герой книги Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»
  • Витя Малеев и Костя Шишкин - главные герои книги Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».
  • Книга российского писателя Артура Гиваргизова называется «Записки выдающегося двоечника».

Живопись

  • Картина Фёдора Решетникова «Опять двойка? »

Кинематограф

Двоечник - распространённый типаж в кинематографе, мультфильмах и аниме:

  • Двоечник Ганжа - один из главных героев советского телесериала «Большая перемена ».
  • Двоечник Коля - один из главных героев советского мультфильма Бориса Степанцева и Евгения Райковского «Опять двойка ».
  • Двоечник Нобору Йосикава - один из героев аниме-сериала «Крутой учитель Онидзука »
  • Двоечник Анапку из Московского - один из героев Российского мультфильма " Кот и ванна"

Анекдоты

Двоечники, как и отличники, зачастую становятся героями школьных и студенческих анекдотов. Например:

Как у тебя дела в школе, сынок?
- Я с отцом двоечника не разговариваю!

См. также

  • Троечник (Середнячок, Госоценка)
  • Хорошист
  • Отличник
  • Неудачник

Примечания

  1. Двоечник // Толковый словарь русского языка Ушакова.
  2. Хорева Н. А. Причины школьной неуспеваемости // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с - ISBN 5-7695-0878-7
  4. Выбор образовательной стратегии детей: ценности и ресурсы // Фонд «Общественное мнение». - 2003. - 30 марта.
  5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие . - М.: МИРОС, 2001. - 208 с - ISBN 5-93085-013-5
  6. Жубриянова Р. М. Организация педагогического процесса по повышению качества образования учащихся школ Севера на основе развития индивидуальности ребенка. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2001.
  7. Мещерякова И. А. Психологические аспекты профилактики неуспешности // Материалы Круглого стола в Северо-западном окружном управлении образования. - М., 2005.
  8. Валишина Л. Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2006.

Файл:Двойка в дневнике.JPG

Типичный признак двоечника - частые двойки в дневнике

Дво́ечник - неуспевающий ученик школы , техникума или университета , который имеет по крайней мере один или больше учебных предметов, сданных на оценку «неудовлетворительно». Двойка ставится за невыполнение учебного задания. Чтобы продолжить образование двоечник часто вынужден повторить курс еще раз в следующем учебном году (для школы) и таким образом он становится второгодником.

Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР , поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.

Словарь Ушакова относит термин двоечник к арго и считает его устаревшим. Тем не менее, данный термин широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике .

Социально-психологическим аспектам обучения неуспевающих (двоечников) уделено много внимания в науке и публицистике. В большинстве научных работ по данной теме вместо слова двоечник применяется термин неуспеваемость . Некоторые учёные считают более корректным по отношению к двоечнику употребление термина неуспешность .

Иногда термин «двоечник» употребляется в переносном смысле: так называются люди или объекты, существенно отстающие от других по каким-либо показателям.

Классификация двоечников

В педагогике выделяют различные типы неуспевающих учеников. Признаками классификация выступают отношение к учёбе и качество мыслительной деятельности ученика.

Причины неуспеваемости

Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.

Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками становятся дети из неблагополучных семей.
  • Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
  • Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
  • Систематические прогулы занятий.
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского , является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
  • Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого. (см. также Учение с увлечением)

Наследственность

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  • Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
  • Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз .

Статистика

Данные социологических исследований в России показывают, что учащиеся мужского пола становятся двоечниками почти в 3 раза чаще, чем женского (см. таблицу).

Согласно тем же исследованиям двоечниками чаще всего становятся дети родителей, получивших неполное среднее или только начальное образование. Двоечниками становятся 24 % детей родителей с неполным средним образованием и ниже, 19 % детей родителей со средним образованием, 7 % детей родителей с высшим образованием.

Методы воздействия на двоечников

В качестве методов воздействия на двоечников применяются вызов родителей в школу, отчисление за неуспеваемость.

Для улучшения успеваемости двоечников для них также могут устраивать дополнительные занятия, прикреплять к ним успевающих учеников. В России такая практика была характерна в основном для советских времён.

В педагогике разрабатываются методические подходы, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и способности учеников и дающие хорошо учиться каждому. Для их реализации требуются особые усилия со стороны учителя, постоянное внимание, личностный подход к такому ученику. В России внедрение таких подходов реализуется недостаточно.

Иногда кампании по повышению уровня успеваемости и ликвидации такой категории как двоечники проводятся на уровне государственных программ - например, известная программа «No child left behind» в США . В рамках программы школы обязаны предоставлять двоечникам репетиторов .

Двоечники в системе высшего образования

Файл:Test (student assessment).jpeg

Студенты сдают экзамен

Предполагается, что в высшем учебном заведении двоечники учиться не должны. В России абитуриенты, получившие на вступительном экзамене неудовлетворительную оценку, к дальнейшей сдаче других вступительных экзаменов не допускаются. Если студент высшего учебного заведения получает во время экзаменационной сессии оценку «неудовлетворительно», он обязан в кратчайшие сроки этот экзамен пересдать. При трёх оценках «неудовлетворительно» студента отчисляют из высшего учебного заведения с формулировкой «за академическую неуспеваемость». Студенты, получившие двойку на государственном экзамене или на защите выпускной квалификационной работы, не получают диплом о высшем образовании. Однако у них есть возможность пересдать итоговые аттестационные испытания в срок не менее 3 месяцев и не более 5 лет.

Отношение к двоечникам

Отношение в обществе к двоечникам в целом негативное, некоторые считают их изгоями. Часто образ жизни двоечника ассоциируется с распитием спиртных напитков, курением и употреблением наркотиков.

Кроме того, некоторые педагоги считают, что двоечники в классе необходимы для полноценного развития учащихся всего класса.

Образ двоечника в культуре

Литература

Часто встречается. Для советской литературы был характерен образ «исправившегося двоечника».

  • Двоечник Витя Перестукин - главный герой сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков».
  • В повести советского писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени » ученики-двоечники превращаются в стариков.
  • Двоечник Баранкин - главный герой книги Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»
  • Витя Малеев и Костя Шишкин - главные герои книги Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».
  • Книга российского писателя Артура Гиваргизова называется «Записки выдающегося двоечника».

Живопись

  • Картина Фёдора Решетникова «Опять двойка? »

Кинематограф

Двоечник - распространённый типаж в кинематографе, мультфильмах и аниме:

  • Двоечник Ганжа - один из главных героев советского телесериала «Большая перемена ».
  • Двоечник Коля - один из главных героев советского мультфильма Бориса Степанцева и Евгения Райковского «Опять двойка ».
  • Двоечник Нобору Йосикава - один из героев аниме-сериала «Крутой учитель Онидзука ».

Анекдоты

Двоечники, как и отличники, зачастую становятся героями школьных и студенческих анекдотов. Например:

- Как у тебя дела в школе, сынок?
- Я с отцом двоечника не разговариваю!

См. также

  • Троечник (Середнячок, Госоценка)
  • Хорошист
  • Отличник
  • Неудачник

Примечания

  1. Двоечник // Толковый словарь русского языка Ушакова.
  2. Хорева Н. А. Причины школьной неуспеваемости // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов

© Артур Гиваргизов, 2016

© Валерий Калныньш, оформление и макет, 2016

© Вера Коротаева, иллюстрации, 2016

© ООО «Издательство «Время», 2016

* * *

Записки выдающегося двоечника

***
О гематогенах
1 сентября, перемена

– Послушай, Сереберцева, – спрашивал Серёжа у отличницы Сереберцевой, – почему ты такая отличница?

– Круглая, – согласился Серёжа. – Может быть, ты ешь что-нибудь особенное или пьёшь?

– Да вроде нет, – задумалась Сереберцева. – Пепси, чипсы.

– Я тоже – пепси-чипсы, – сказал Серёжа, – тогда почему ты отличница?

– Это гены, – сказала Сереберцева, – гены, миленький Серёжечка.

– Ага! – воскликнул Серёжа. – Вот видишь!

И убежал.

Серёжа прибежал в аптеку и спросил:

– У вас есть гены?

– У нас только гематогены, – сказали в аптеке.

– Давайте, – обрадовался Серёжа, – шесть штук. Нет, семь!

Серёжа съел семь гематогенов и побежал опять в школу. На химии он получил двойку, а на алгебре двойку с минусом.

Тогда Серёжа разозлился и стал бегать за Сереберцевой и выкручивать ей руку.

Семь минут
2 сентября, урок физики

– Ну что, Гаврилов, сразу двойку ставить, или прогуляешься к доске и обратно? – спросила Вера Петровна, и Серёже стало обидно.

«Откуда она знает, – думал он, – что я не выучил урок? Зачем она так говорит?!»

– Откуда вы знаете, Вера Петровна, что я не выучил? – спросил Серёжа.

– Так ты же никогда не учишь! – удивилась Вера Петровна.

Серёжа встал, поднял вверх указательный палец и простоял так одну минуту, как бы к чему-то прислушиваясь.

– Это да, – согласился он, – но вдруг сегодня выучил?

– А ты выучил? – спросила Вера Петровна.

Серёжа задумался. Он рассеянно посмотрел на Коперника, потом на Ньютона и наконец ответил:

– Можно теперь двойку ставить? – спросила Вера Петровна.

Серёжа посмотрел на часы.

– Теперь можно, – согласился он, – теперь мы выяснили.

– А в чём разница? – спросила Вера Петровна.

– В том, что я получил двойку на семь минут позже, – ответил Серёжа.

– Не понимаю, – сказала Вера Петровна, – неужели тебе от этого легче?

– Просто папа сказал: «Продержишься на физике хотя бы пять минут – куплю тебе футбольный мяч». А я продержался семь, – объяснил Серёжа.

– Мы свидетели, – сказали Кулаков, Зубов и Сереберцева.

– Понятно, – сказала Вера Петровна.

Жених нашёлся
3 сентября, после уроков

Однажды Серёжу и отличницу Сереберцеву оставили убирать класс.

– Ты давай полы мой, – сказал Серёжа, – а я буду доску вытирать.

– Сравнил, – сказала Сереберцева, – лучше наоборот.

– Ну хорошо, – сказал Серёжа, – ещё цветы полью.

– Нашёл простушку, – сказала Сереберцева.

– Ладно, – сказал Серёжа, – плюс стулья поставлю на парты.

– Даже говорить не хочу, – сказала Сереберцева.

– Плохая ты хозяйка, – сказал Серёжа. – Я на тебе не женюсь, когда вырасту.

– Ой, напугал, – сказала Сереберцева, – сейчас умру.

Ладно, я всё вымою.

– А я доску вытру, – обрадовался Серёжа.

– Да сиди уж, – проворчала Сереберцева. – Карман-то на пиджаке отпоролся. Пиджаков не напасёшься. Хорошо, что у меня нитка с иголкой есть. Бегаешь со своим Зубовым на перемене, потом ходишь как оборванец.

О поэзии
4 сентября, на литературе

Серёжа никогда не мог понять, почему отличница Сереберцева любит стихи.

– Послушай, Сереберцева, – как-то спросил Серёжа, – ну я понимаю, когда задали, но ты, говорят, и когда не задали, читаешь?

– Читаю, – ответила Сереберцева, – стихи вызывают во мне разные настроения.

– Всё это мы слышали, – усмехнулся Серёжа, – от училки по литературе.

– Не веришь – не надо, – пожала плечами Сереберцева.

– Конечно, не верю, – сказал Серёжа, – но хочу понять. Может, тебе родители за это доплачивают? Признайся, а? Зуб даю, никому не скажу.



– Ничего они мне не доплачивают, – рассердилась Сереберцева, – отстань, а то врежу!

– Ну хорошо, – не унимался Серёжа. – Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Э-э-э… Дальше не помню. Что с тобой, Сереберцева?! Ты плачешь?!

– Отстань, Гаврилов, – плакала Сереберцева, – не мог что-нибудь весёленькое прочитать. Теперь весь день буду плакать.

– Вот это да! – поразился Серёжа. – Как действует! Сейчас, Сереберцева, сейчас… М-м-м-м… Коля в деревне нашёл пулемёт… нет, не то. Сейчас, сейчас, потерпи… М-м-м… Маленький мальчик на дерево влез… опять не то. А, вот! Вспомнил! Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. Не утонет, Сереберцева! Ура! Ну как, легче?

– Легче, – шмыгнула носом Сереберцева.

Сколько стоит веер
5 сентября, большая перемена

Однажды Серёжа сказал отличнице Сереберцевой:

– Сереберцева, сейчас я посвящу тебе победу над Зубовым.

– А я не люблю, когда борются, – сказала Сереберцева. – Можешь не посвящать.

– Жаль, – огорчился Серёжа.

– Не жаль, – обрадовался Зубов.

– А веер хочешь из голубиных перьев? – спросил Серёжа.

– Ну покажи, – сказала Сереберцева. – Посмотрим.

– Вот, – сказал Серёжа и достал веер, – я его сам сделал. У нас на чердаке много перьев.

– Веер беру, – сказала Сереберцева, – за домашнюю по алгебре.

– Мало, – нахмурился Серёжа.

– Не хочешь – не надо, – сказала Сереберцева.

– Я когда по чердаку лазил, головой о балку ударился, – обиделся Серёжа. – Может, у меня сотрясение мозга.

– Ладно, по алгебре и по химии, – согласилась Сереберцева. – Принесёшь ещё перьев, я себе платье сошью.

– Принесу, принесу! – обрадовался Серёжа.

– Мне можно идти? – спросил Зубов.

– Иди, Зубов, – сказал Серёжа, – ты мне сегодня больше не нужен.

А кто такой Александр Невский?
6 сентября, на уроке истории

Серёжа сидел на уроке истории и смотрел в окно. Он не слышал, о чём рассказывает учительница, но зато видел, как около палатки с мороженым какой-то мальчик ест эскимо. Присмотревшись внимательно, Серёжа узнал Кулакова.

«Молодец, – подумал Серёжа о Кулакове, – всех обманул. Родители думают, что он в школе, а в школе думают, что болеет, а он – ха-ха-ха – ест эскимо. Мне бы так».

– Гаврилов, ты о чём там задумался? – спросила учительница.

– Да так, – вздохнул Серёжа. – О том, что бывают смелые люди и какая у них прекрасная жизнь.

– Это ты имеешь в виду Александра Невского? – спросила учительница. – Я рада, что эта история заставила тебя задуматься.

– Заставила, – сказал Серёжа. – А можно выйти?

– Нельзя, – сказала учительница.

«Да, – подумал Серёжа, – Кулаков прав: по-честному ни с учителями, ни с родителями не получается».

Дневник
7 сентября (воскресенье), по дороге из гостей

Однажды Серёжа нашёл дневник Селезнёвой Кати – ученицы 5 класса «Б» 545?й школы. В дневнике были пятёрки с подлинными подписями. «Надо отнести этот дневник в 545?ю школу, а они уже сами найдут Селезнёву Катю, – подумал Серёжа. – Или надо отнести этот дневник в детскую комнату милиции, там все отличники на учёте. Или в стол находок. Или в Музей революции».

Серёжа достал специальный японский ластик, стирающий чернила, стёр «Селезнёвой Кати» и «545», написал такими же синими чернилами «Гаврилова Серёжи», «754», и получилось: «Дневник ученицы 5 класса “Б” Гаврилова Серёжи».

– Непорядок, – заметил Серёжа, стёр «цы» и написал «ка».

Серёжа принёс дневник домой и показал папе.

Папа пощупал бумагу, посмотрел в микроскоп… И когда убедился, что подписи не фальшивые, сказал:

– Молодец! Можешь идти гулять.

Хитрый Зубов
8 сентября, после уроков, по дороге домой

Иногда Серёжа давал Зубову подзатыльники. Сначала Зубов привязывал к затылку подушку, потом вратарскую маску, а однажды привязал кактус и замаскировал его волосами.

– Зубов становится всё хитрее и хитрее, – пожаловался Серёжа своему другу Коле Кулакову. – Скоро вообще не смогу давать ему подзатыльники.

– А ты давай пинки, – посоветовал Коля. – Пинки безопасней. Помнишь кактус?

– Ещё как! – поморщился Серёжа. – У меня тогда рука болела два дня.

– Вот видишь, – сказал Коля, – переходи на пинки, верное дело.

– Я подумаю, – согласился Серёжа.

На следующий день Зубов пришёл с привязанным к затылку капканом. Он ходил по школе и свысока поглядывал на Серёжу. Серёже даже показалось, что Зубов в него плюнул.

Тогда Серёжа подошёл к Зубову и дал ему пинка. Зубов побледнел и перестал поглядывать свысока.

– Ну как? Получилось? – спросил Серёжу Коля Кулаков. – Ногу не повредил?

– Пока получилось, – озабоченно ответил Серёжа, – а дальше не знаю.

– Будем надеяться, – сказал Коля.

– М-м-м, да, – согласился Серёжа.

О том, как Серёжу перестали уважать
9 сентября, на уроке физкультуры

Серёжа был в своём классе очень уважаемым человеком, потому что он был самым сильным. И это подтверждала отметка по физкультуре – неизменная пятёрка с плюсом.

К Серёже все обращались за советом. Например, как поступить с дневником, в котором появилась двойка? А как с учителем, поставившим двойку? А как с родителями, не покупающими компьютер? А как с Сереберцевой?

И Серёжа всегда с удовольствием давал бесплатные советы. Например, дневник растворить в пепси-коле, назло родителям заболеть свинкой, а Сереберцеву, как обычно, толкнуть, чтоб загремела, а учителю наперчить носовой платок и засунуть кактус в рукав пальто.

Потом Серёжа привык и перестал получать удовольствие от своего положения. Тогда он написал: «Бесплатных советов не даю». И повесил табличку себе на грудь.

Но без Серёжиных советов уже никто не мог обойтись. Повздыхали, поворчали и, что поделаешь, стали платить. Денег ни у кого не было – стали платить бутербродами.

Ел Серёжа бутерброды, ел, ел, ел и через три месяца так поправился, что не то что прыгнуть в высоту на метр двадцать, а вообще оторваться от пола не мог.

Стали Серёже по физкультуре ставить двойки. Как он ни кричал: «Да вы что, не узнаёте меня, что ли?! Это же я, Серёжа!» – всё равно ставили двойки.

А потом случилось непоправимое – Зубов обозвал Серёжу дирижаблем. Хотел Серёжа дать Зубову пинка, но не смог свою поправившуюся ногу поднять.

С этого времени Серёжу уважать перестали, и, конечно, за советом к нему больше никто не обращался.

Что новенького на стенках?
10 сентября, большая перемена и после уроков

Однажды Серёжа болел ангиной, но всё равно пришёл в школу и написал на стенке: «Торпедо – чемпион», потому что он болел за «Торпедо». Написал и упал от слабости.

Эту надпись увидела Сереберцева. Она стёрла «Торпедо» и написала: «Ньютон – чемпион», потому что была отличницей и ньютоновской фанаткой.

Эту надпись увидела учительница по химии. Она стёрла «Ньютон» и подписала «Менделеев».

Эту надпись заметил директор школы. Он покачал головой и написал: «Наша школа – чемпион. Мы все – одна семья».

Эту надпись заметила уборщица тётя Тамара. Она всё стёрла и написала большими буквами нитрокраской: «Как вам не стыдно! Ай-ай-ай! Зачем вы стёрли Серёжино “Торпедо”? Серёжа с температурой пришёл в школу, а вы стёрли. Торпедо – чемпион».

Тётя Тамара была Серёжина бабушка.

Эту надпись увидела Сереберцева. Она стирала её два часа, но так и не стёрла.

Пластическая операция
11 сентября, на биологии

Серёжа умел притворяться, что спит. Закроет глаза, а на самом деле всё слышит и даже видит – в щёлочки. Благодаря этому умению он знал, что думают о нём окружающие.

– Красавец, – смело говорила Чеснокова, глядя на спящего Серёжу.

– Жалко, нос торчит, – огорчалась Сереберцева. – Большеват.

Так как Серёже нравилась Сереберцева, а не Чеснокова, он решил сделать пластическую операцию – уменьшить нос.

Пришел Серёжа к хирургу, всё объяснил, а хирург говорит:

– Зачем тебе уменьшать нос? Всё – относительно: если ты увеличишь себе щёки, нос на фоне больших щёк будет казаться маленьким. Увеличить щёки можно без хирургического вмешательства. Просто надо есть побольше макарон.

Серёжа стал есть очень много макарон, и через месяц действительно у него увеличились щёки и нос перестал казаться большим.

Серёжа пришёл в школу, лёг на парту и сделал вид, что спит.

– Что-то Гаврилов сильно растолстел, – сказала Чеснокова, – щёки как подушки.

– Ты ничего не понимаешь в мужской красоте, – сказала Сереберцева, – теперь у него всё гармонично.

И после этого подслушанного разговора Серёжа смело пригласил Сереберцеву в кино.

– Ах, – сказала Сереберцева, – ты читаешь мои мысли.

«Не читаю, а подслушиваю», – усмехнулся про себя Серёжа.

Странно
12 сентября, на русском

Однажды на уроке русского языка Серёжа Гаврилов получил записку странного содержания: «Гаврилов, – было в записке, – если ты встанешь на парту и громко прокукарекаешь, я поставлю тебе пятёрку в дневник». И подпись: «Елена Николаевна».

Елена Николаевна была очень строгая и раньше таких записок никому не писала.

«Странно, – подумал Серёжа, – очень странно». Он посмотрел на учительницу, незаметно ей улыбнулся и подмигнул. В ответ Елена Николаевна нахмурилась, стиснула зубы и сжала кулаки.

«Странно, – подумал Серёжа, – очень странно». Он залез на парту. Елена Николаевна прищурилась и, как показалось Серёже, кивнула головой.

– Ах! – воскликнула Сереберцева и упала в обморок в объятия Мячикова.

– Герой! – восхищённо прошептала Чеснокова и упала в объятия Зубова.

– Сейчас зачирикает, – усмехнулся Кулаков и покрутил пальцем у виска.

– Ку-ка-ре-ку, – тихо произнёс Серёжа.

– Дневник! – обрадовалась Елена Николаевна и захлопала в ладоши. – Гаврилов, сейчас же дай мне дневник и без папы в школу не приходи!

– Но вы же сами! – удивился Серёжа.

– За папой! – кричала Елена Николаевна и указывала пальцем на дверь. – Сегодня же! Сейчас же!

«Странно, – подумал Серёжа, – очень странно».

Но самое странное было то, что Елена Николаевна действительно, как и обещала, поставила Серёже пятёрку. Но рядом с пятёркой красной ручкой было написано: «Уважаемый Александр Петрович, срочно зайдите в школу. А если в школу вы прийти не можете, то я вас буду ждать завтра вечером с семи до двенадцати на станции метро “Динамо” в центре зала. Е. Н.». И слово «срочно» было обведено несколько раз и подчёркнуто двойной чертой.

– Ничего странного, – сказал после уроков мудрый Зубов, – вспомни, Гаврилов, в прошлый раз к приходу твоего папы Елена Николаевна сделала себе новую причёску и приклеила искусственные ресницы.

– Всё очень понятно, – вздохнула очнувшаяся Чеснокова и ласково посмотрела на Зубова.

– Это так романтично, – вздохнула очнувшаяся Сереберцева и ласково посмотрела на Мячикова.

– Пожалуй, – согласился Серёжа, и слабая надежда на пятёрку в четверти, а может быть, даже и в году, появилась у него внутри.

Всем не угодишь
13 сентября, перед уроками, за три минуты до начала

Однажды Серёжа решил угодить сразу двум учителям – по русскому языку и по пению.

В 8.27, с гитарой, он встал под окнами школы и запел упражнение № 43. Потом Серёжа спел: упражнения 44, 45, 46, изложение, диктант и наконец – сочинение на тему: «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века». Учителя выглядывали из окон и, кажется, были довольны.

Вдохновлённый тем, что на него не кричат, Серёжа спел английский алфавит. Потом он спел параграф № 18 – «Рабовладельческий строй в Древнем Риме», «Животный и растительный мир средней полосы», таблицы Менделеева, умножения, строение клетки.

И когда Серёжа спел всё, из школы вышли довольные учителя и поставили ему пятёрки. Кроме учителей по физкультуре и по труду, которые вышли очень недовольные и поставили двойки.

«Всем не угодишь», – подумал Серёжа.

Обычно Серёжа списывал
14 сентября (воскресенье), дома, ночью

Обычно Серёжа списывал уроки у Сереберцевой и относился к этому спокойно: «Ну и что? Ерунда. Она же меня любит». Но иногда с Серёжей что-то происходило, и нехорошие мысли – а вдруг Сереберцева меня разлюбит? – не давали ему уснуть.

И тогда он ночью вставал с постели, садился за письменный стол и пробовал решить задачу по математике или выучить наизусть стихотворение. Но у него ничего не получалось.

Тогда Серёжа начинал волноваться и звонил Сереберцевой.

– Алло, – говорил папа Сереберцевой хриплым голосом.

– А Лену можно? – спрашивал Серёжа.

– Что?! Опять?! В четыре часа ночи?! – кричал папа Сереберцевой. – Я тебе покажу Лену! Безобразие! – и бросал трубку.

После таких разговоров Серёже становилось ещё хуже. К счастью, эти нехорошие мысли приходили не каждый день, а только по воскресеньям и четвергам.

Как учительница по физике хотела поставить пятёрку
15 сентября, на уроке физики

– Слушай, Серёжа, – сказала как-то учительница по физике, – я же не зверь. Если ты что-нибудь знаешь по физике – скажи, я тебе пятёрку поставлю.

– Что сказать-то? – спросил Серёжа.

– Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай… повтори. На все тела-а-а-а…

– Не могу, – пробормотал Серёжа. – Не могу я повторить то, во что не верю.

– Как не веришь! – удивилась учительница по физике. – Ну хорошо, не веришь – не надо, – улыбнулась она. – Ты только повтори, и я тебе сразу пятёрку в журнал, а? И отпущу домой, а? Дам сто рублей, а?

– Не могу, – твёрдо сказал Серёжа, – не верю.

– А во что же ты веришь?! – закричала учительница.

– В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, – спокойно сказал Серёжа.

После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.

– Садись, Гаврилов, – сказала учительница по физике, – два!

Серёжа поймал парту и сел.

Учителя терпеть не могут
16 сентября, на уроке русского языка

Всем известно, что учителя друг друга терпеть не могут – они только делают вид, что любят, – потому что все считают свой предмет самым главным. А самым?самым главным считает свой предмет учительница по русскому языку. Поэтому она и задала сочинение на тему «Самый-самый главный предмет». Достаточно было написать всего одно предложение: «Самый главный предмет – это русский язык», даже с ошибками, – и получишь пятёрку. И все так и сделали, кроме Серёжи, потому что Серёжа не понял, о каких вообще предметах идет речь. Он думал, что предмет – это что-то твёрдое, и написал о зажигалке.

– «Самый главный предмет, – читала вслух Серёжино сочинение учительница, – это зажигалка. Без зажигалки не прикуришь». Подумаешь, – остановилась она, – не прикуришь. Попросил огонька у прохожего, и всё.

– А если в пустыне? – спокойно возразил Серёжа.

– В пустыне и от песка можно прикурить, – спокойно ответила учительница. – В пустыне – раскалённый песок.

– Хорошо, – спокойно согласился Серёжа, – а в тундре, при минус пятидесяти?

– В тундре – да, – согласилась учительница по русскому языку.

– Тогда за что два? – спросил Серёжа.

– Потому что мы не в тундре, – спокойно вздохнула учительница по русскому языку. – А не в тундре, – вдруг закричала она, – самый главный предмет – это великий и могучий русский язык!

Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса «Б» Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: «Почему дети не хотят учиться и не делают уроки».

– В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с пользой от недеяния. В этом закон небесного Дао, – начал Серёжа. – Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали, – сказал Серёжа и глубоко вздохнул.

– А физика?! – закричала с места учительница по физике. – Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!

– Какая же она круглая? – удивился Серёжа.

– Как какая! – не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который всегда носила с собой как средство самозащиты. – Вот как глобус!

– Ну хорошо, – усмехнулся Серёжа и показал пальцем на океан, – а почему тогда вода не выливается?

– А Земля её притягивает, как магнит! – снова вскочила раскрасневшаяся от волнения учительница по физике.

– Магнит не притягивает воду, – сказал Серёжа и устало прикрыл глаза. – Я это знал ещё в детском саду.

– Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, – вежливо обратился к Серёже директор школы, – учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?

– Эррарэ хуманум эст – ошибаться – человеческое свойство. Цицерон, – сказал Серёжа и развёл руками. – Я вас понимаю, и, поверьте, мне очень жаль.

– Как-как? – переспросил учитель по истории. – Повторите ещё, я не успел записать. – Эррарэ хуманум кто?

– Эст, – сказал Серёжа.

Разговаривал на уроке
18 сентября, дома

Однажды Серёжа в одной книге про разведчиков прочитал, что надо уметь отвлекать внимание врага.

Ну, мама и папа, конечно, хорошие и не совсем враги, но научиться отвлекать их внимание надо обязательно. Например, от дневника, когда там записано: «РАЗГОВАРИВАЛ НА УРОКЕ!».

Пришёл Сережа из школы и, пока мама не успела спросить про дневник, стал мыть пол. И так сильно отвлёк мамино внимание, что она даже ущипнула себя за ногу, потому что думала, что спит.

А потом Серёжа вымыл посуду и полез белить потолок, и родители про дневник забыли совсем. Они даже забыли, какое сегодня число и как их зовут.

А Серёжа за месяц сделал ремонт в квартире и в подъезде, посадил под окнами двадцать две ёлки… Потому что он разговаривал на уроках каждый день – то на одном, то на другом.

А потом учителя узнали о ремонте и тоже стали просить: кому надо было кухню покрасить, а кому крышу на даче… За это учителя обещали больше не записывать «разговаривает на уроке». Правда, Серёжа уже и не разговаривал, а спал, потому что уставал очень – на работе.


Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4

На самом деле все мы делимся не на белых и черных, мужчин и женщин или евреев и антисемитов. Мы делимся на отличников и двоечников. И между нами веками длится классовая борьба.

Отличники встают рано, причем далеко не всегда потому, что они - жаворонки. Они встают рано потому, что им надо. Если рано им случайно вставать не надо, они встают поздно. Поздно - это в десять утра. Ну ладно, в одиннадцать. Самый край - в двенадцать, со словами "сколько можно спать". Отличникам вообще свойственно задавать самим себе и окружающим риторические вопросы. Например, "когда, если не сегодня, я буду это делать?", "сколько твоё безделье может продолжаться?" и "неужели ты не понимаешь, что...". "Неужели ты не понимаешь?" - ключевой вопрос отличников. Они не понимают, как можно не понимать.

Двоечники не понимают.

Отличники работают в системах. Им это важно. При этом им важно, чтобы в системе, где они работают, их ценили. Если в системе, где они работают, их не ценят, отличники ищут новую систему. Самая большая награда для отличника - когда система их сначала не ценила, а теперь ценит. Самое страшное наказание - провалиться в глазах системы. Если отличника спросить "кто ты", он честно ответит: "инженер-технолог".

Если спросить "кто ты" двоечника, он ответит "Вася".

Основная причина всех действий отличника - убежденность, что так надо. Надо хорошо учиться, надо получать хорошие оценки за экзамены, надо найти хорошую работу (а как же иначе?), а на этой хорошей работе надо сделать карьеру, потому что карьеру делать надо. Да, еще по той же причине они моют грязную посуду.

Двоечники тоже моют грязную посуду. Когда заканчивается чистая.

Первичное расслоение происходит в школе. Отличника узнать легко, и вовсе не по очкам или по умному лицу. Отличник - это тот, кто Делает Уроки. Каждый день. Приходит домой после школы, переодевается в домашнюю одежду, разогревает обед, обедает - и садится. Иной отличник скор и легок, поэтому садится он на полчаса, и за полчаса у него всё готово. Другой отличник основателен и упорен, поэтому его уроки делаются целый вечер. Есть даже такие, которые ежедневно делают Уроки на Послезавтра - но это особая категория человечества, и речь сейчас не о них.

Сделав уроки, отличник улыбается и потягивается. Если он - Истинный Отличник, он может после этого еще и собрать портфель. Впрочем, это необязательно - я знала одного настоящего отличника, за которого все десять школьных лет портфель собирала мама.

А теперь быстро поднимите руку те, кто регулярно строчил домашнюю математику на подоконнике в туалете напротив кабинета химии на пятом этаже. С вами всё ясно. Вы наверняка еще помните, что на средней величины домашнее задание нужна обычная перемена (десять минут) в пятом классе, и большая (двадцать) - в восьмом. Что? Не "строчил", а "сдувал"? Сами вы "сдувал". Чтобы спокойно списать задание по любому предмету, не нужна никакая перемена. Нужна последняя парта и урок биологии. Можно литературы.

Но сдувание - это детский сад. Высший пилотаж двоечника - сделать домашнее задание самому, причем на том самом уроке, на который он задан. Желательно сидя не на последней, а на первой парте. Сделать блестяще, с выдумкой, с переподвыподвертом и, сделав, немедленно вызваться отвечать. Ответить так, что преподаватель заплачет от восторга, получить законную пятерку с бантиком и, сев на место, углубиться наконец в чтение второго тома сочинения Освальда Шпенглера "Закат Европы". Ради которого и нужно было ответить добровольно, чтоб потом не дергали. На такое способен только истинный, глубинный, не побоюсь этого слова, духовный двоечник. Которому в общем-то все равно, чем заниматься, лишь бы было интересно и не дергали. К сожалению, сочетание "интересно" и "не дергали" в школе (да и в жизни) бывает редко, поэтому ради своего смысла жизни двоечнику приходится трудиться куда упорней, чем отличнику. Если он, конечно, достаточно трудолюбив, чтобы это делать.

Оценки не говорят нам ни о чем. На доске "Гордость школы" висят вперемешку как портреты отличников, так и портреты двоечников. У последних ничуть не меньше высоких оценок, похвальных грамот и побед на физико-математических олимпиадах, а среди первых есть масса хмурых середнячков. Дело не в баллах, дело в подходе.

Отличник на любое
- Зачем?
отвечает
- Надо!

Двоечник на любое
- Надо!
отвечает
- Зачем?

По окончании школы отличники и двоечники выкатываются в большую жизнь. Отличникам там легко, слово "надо" ведёт их за собой. Двоечникам сложнее: им приходится изо всех сил думать, как бы выкрутиться так, чтобы ничем не поступиться. Поступаться двоечники не любят. Это, пожалуй, второе существенное различие между двумя классами: отличник твёрдо знает, чем нужно и должно поступиться, дабы достичь того, чего Надо достичь. Двоечник абсолютно уверен, что поступаться не имеет смысла ничем, поэтому поступается он только тем, что ему неважно. Ему многое неважно. Собственно, ему по-прежнему важно исключительно чтобы было интересно и особо не дёргали. В слове "особо" проявляется последняя уступка, которую двоечник делает обществу.

Отличник работает как плуг: равномерно пашет, оставляя за собой глубокую борозду.
Двоечник работает как взрыв. Пусто, пусто, пусто, покер.

И отличники, и двоечники бывают талантливыми. И двоечники, и отличники бывают блестящими. Из блестящих отличников получаются миллионеры и президенты корпораций, а из блестящих двоечников - писатели-поэты, программисты-инженеры и прочая творческая соль земли, не отягощенная излишней социализацией.

Из нормальных способных отличников выходят хорошие специалисты с приличной зарплатой. Из нормальных способных двоечников получаются люди свободных профессий, работающие на себя и получающие то штуку в день, то фигу в месяц. К тому же, в любой системе исправно кормится довольно большое количество двоечников, которые время от времени подают более или менее гениальные идеи, за что им сквозь зубы прощают постоянные опоздания, отпуска в самый неподходящий момент и непрерывные кончины любимых родственников во все остальное время.

Из неудачных отличников всё равно получаются неплохие специалисты с нормальной зарплатой - просто потому, что абсолютно неудачных отличников не бывает. Отличники так устроены: они не в состоянии работать плохо.
А вот что получается из неудачных двоечников, не знает никто. Потому что кто же из гордых двоечников сознается даже себе самому в том, что именно он - неудачный?

Два класса, как и положено, испытывают друг к другу классовую ненависть. Отличники считают двоечников везучими бездельниками, получающими дары от жизни за красивые глаза. Если при этом конкретный двоечник хотя бы неудачлив в той сфере, которая кажется отличнику наиболее важной (скажем, у него постоянно нет денег, потому что он не готов работать в системе, или он лишен личной жизни, потому что кто ж пойдет за такое счастье), отличники готовы отнестись к нему снисходительно. Но если двоечник живет, как считает нужным, работает, как ему нравится, имеет за это много денег и счастливо влюблён - любой отличник при виде него испытает законное возмущение. Лучше всего двоечнику быть пьяницей - тогда отличники будут его любить. Потому что сами они, разумеется, никогда.

Двоечники, со своей стороны, убеждены, что отличники - примитивные зануды, не умеющие вставать не по будильнику и жить не по указке. Смягчить их отношение может, допустим, явное отвращение отличника к собственной работе. Или небольшая клиническая депрессия, а еще лучше - нервный срыв. Или хотя бы осознание отличником бедности своей серенькой дорожки перед вершинами горного пути свободного двоечника. Если же отличник занят важным и интересным делом, получает большие деньги, здоров и хоть убей не понимает, чем его жизнь хуже жизни Ван Гога без ушей - гордая птица двоечник будет его презирать. Это презрение сродни тому, которым обливает веснушчатый пацан с дыркой на штанах и пальцами в чернилах аккуратного мальчика с челочкой и носовым платком.

Зато тот, с веснушками, может бегать по лужам и пинать консервные банки. Зато этого, с челочкой, постоянно ставят ему в пример. В глубине души оба класса смутно завидуют друг другу - потому что та, вторая сторона, умеет то, чего не умеет эта.
Отличница точно знает, что в доме должна быть еда, в холодильнике - продукты, а полы в квартире надо мыть хотя бы раз в неделю.
Двоечница считает, что между мужчиной и женщиной должно быть равноправие. Равноправие выражается в том, что она выходит за него замуж, а он делает за неё всё остальное.
Отличница заводит детей, потому что она женщина, воспитывает их - потому, что она мать, и помогает родителям, потому что она дочь.
Двоечница заводит детей, потому что интересно, какие у них будут рожи, не воспитывает их вообще, потому что и так сойдет, и помогает родителям, потому что иначе они не отстанут.
Отличница никогда не пустит своего мужа на работу в грязной рубашке.
Двоечница не считает нужным проверять, надел ли он рубашку вообще.
Отличница скорее удавится, чем подаст семье на ужин сосиски.
Двоечница скорее удавится, чем задумается об ужине.
Да, а еще отличницы умеют гладить. Бельё. Утюгом. Двоечницы, как правило, считают, что "чистое" означает "красивое", а гладят чаще всего голую кожу. Рукой. Впрочем, это отличницы тоже умеют - когда находят время, свободное от дел.

А зато отличница следит за модой, за фигурой, за лишним весом и за репутацией семьи.
А зато двоечница не знает, что слово "оргазмы" существует в единственном числе.

Логично было бы предположить, что межклассовых браков почти не бывает, но это не так. Двоечники часто любят отличниц - потому как порядок в доме и без вопросов ясно, кто у нас в паре блин творческая личность. Отличники порой влюбляются в двоечниц - потому что стирать носки невелико искусство, а вот настолько искренне улыбаться, спрашивая "милый, что у нас на ужин?", умеет далеко не всякий.

Создаются, безусловно, и идеальные пары. Двое отличников, живущие вместе, могут достичь невиданых карьерных высот, заработать миллионы, выстроить огромный дом и вырастить кучу румяных детей. А влюбленные двоечники способны изобрести вечный двигатель, соорудить из него ероплан и улететь куда-нибудь к такой-то матери и всеобщему удовлетворению.

Но двоим отличникам при этом часто невыносимо скучно друг с другом.
А пара двоечников зарастёт грязью по уши и умрёт от голода, потому что ни один из них не согласится встать пораньше, чтобы пойти и получить на вечный двигатель патент. Точнее, один согласится, но проспит. А второй пообещает его разбудить, но забудет.

Вы считаете, я преувеличиваю?

Ну да. Я и сама так считаю.

Но попробуйте вспомнить, в котором часу вы вчера вставали. И кто при этом лежал с вами рядом. И что он делал. И что вы о нем подумали.

И почему вы ему этого не сказали.

А.П.Чехов и образование

Посвящение

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ

Пос. Приузенский

Межакова Светлана Михайловна


Цели:

  • Открыть необычную страничку из поэтики писателя;
  • воспитать бережное отношение к родному слову;
  • показать элементы «механизма» комического через речь персонажей;
  • доказать, что «врагом А.П.Чехова была пошлость», в том числе и в слове;
  • развивать логическое мышление учащихся и …чувство юмора.

«Чехов близок нам…»


Предмет осмеяния А.П.Чехова:

« Мелкий человек»:

- покорность,

- приниженность,

-страх перед «сильными мира сего»,

- безграмотность .


«Двоечники» в произведениях А.П.Чехова.

Русский язык

« Недавно Россия воевала с Заграницей, при чем много было убито Турков».

«Говядина делается из быков и коров, баранина из овечек и баранчиков».

«Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом…на дачу».

Рассказ «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.»


Русский язык

«Трехэтажный дворник ищет места гувернантки».

«С дозволения начальства сбежал пудель фабрики Сиу и К*»

«По случаю ненастной погоды зубной врач Крахтер вставляет зубы. Панихиды ежедневно.»

Рассказ «Перепутанные объявления»

«Актер. Истинный христианин, соблюдающий посты.

Бестия. Талантливый человек .

Коллежский регистратор. Среди великих мира сего то же, что пескарь среди рыб.

Тра-ля-ля . Мужские панталоны на языке дачниц.

Рассказ «3000 иностранных слов…».


Анатомия

  • «Голова имеется у всякого, но не всякому нужна. По мнению одних, дана для того, чтобы думать, по мнению других - для того, чтобы шляпу носить.
  • Лоб. Его функции: стучать о пол при испрошении благ и биться о стену при неполучении этих благ…
  • Нос дан для насморков и обоняния. В политику не вмешивается.
  • Уши любят дверные щели, открытые окна, высокую траву и тонкие заборы…
  • Микитки. Орган в науке неисследованный. По мнению дворников, находится пониже груди…»

Рассказ «Краткая анатомия человека».


Математика

  • «За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?
  • Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провел он в путешествиях. Сколько стоит фунт гвоздей, и был ли женат Автолимед?
  • Моей теще 75 лет, а жене 42. Который час?»

Рассказ «Задачи сумасшедшего математика»


Астрономия

«Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить…что Вы неправильно мыслите об луне т.е. о месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты… если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический свет ее своими домами и тучными пастбищами. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью?»

Рассказ «Письмо к ученому соседу»


  • Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов


Ах, если б к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!

А.П.Чехов.


А.П.Чехов – писатель, врач, учитель. Прочитай – улыбнись – задумайся.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ