Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Предложения с разными видами подчинения

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Подготовка к ОГЭ. Задание 13.

2 слайд

Описание слайда:

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида: 1)однородное подчинение, 2)неоднородное(параллельное)подчинение, 3) последовательное подчинение.

3 слайд

Описание слайда:

1. Однородное соподчинение - придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части. Главное предложение придаточное придаточное придаточное

4 слайд

Описание слайда:

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.) что что, что Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали что они скорее всего заблудились в болоте.(Пришвин.) и, что что и,

5 слайд

Описание слайда:

Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов) Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин). И и Однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами И, ИЛИ - запятая не ставится.

6 слайд

Описание слайда:

придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения. , придаточное придаточное 2.Неоднородное (параллельное) подчинение -

7 слайд

Описание слайда:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету. , Чтобы что

8 слайд

Описание слайда:

3.Последовательное подчинение - придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчиненного предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени и т.д.

9 слайд

Описание слайда:

Последовательное подчинение. Главное предложение прид.1 степени придат.2 степени, 1степ. , 2 степ.

10 слайд

Описание слайда:

Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите». (В.Вересаев) Главное предложение чтобы как, чтобы, как

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 12-16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся - мы возвращаемся живые... Ответ:15

13 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 21-26 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград - 6 км» указывает прямо в небо. - (25)Дорога в рай, - мрачно изрекает Валега. (26)Оказывается, он тоже не лишён юмора. Ответ:21

14 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Помнишь ли ты свою первую книгу? (2)Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова. (4)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других. Ответ:2

15 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 11-18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (11)Мамку у него на войну взяли, она командир. - (12)Как это можно? (13)Баба она или нет? (14)Мальчик в майке строго поглядел на деда. - (15)Как это - баба? - спросил он с недоумением. - (16)Моя мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала. (17)А бабушка Ульяна - мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится. - (18)Мамка на фронте, а сам… Ответ:17

16 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду! (6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов. Ответ:6.

17 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала: – (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся? (15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет. (16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет». Ответ:15

18 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 24–32 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать. (26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов. (27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому. (28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку. – (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь. – (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук. – (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят. Ответ:27

19 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 3–10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. (6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь. Ответ:8

20 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Софья, Лена и Катя были неразлучны с детского сада. (2)Вместе пошли в школу и вместе её закончили: Софья и Лена – безупречными гламурочками с натянутыми «за красивые глаза» тройками по физике и математике, Катя – с золотой медалью, добрым десятком кило лишнего веса и неистребимым стремлением во всём походить на своих стильных подружек. (3)А потом, всё так же вместе, поступили в университет, только на разные специальности. (4)У Лены и Софьи был целый «табун» поклонников и приличные шансы на звёздную карьеру в модельном бизнесе, так что ходили они на лекции исключительно для демонстрации новых нарядов. (5)Катя им твердила, что их наверняка отчислят, если они не займутся учёбой, но подруги только смеялись ей в ответ. (6)Но однажды Софье приснилось, что они стали куклами в игрушечном отделе «Детского мира». Ответ:5

21 слайд

Описание слайда:

Среди предложений 27–35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (27)Семён Петрович решил переменить тему: – (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт? – (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама. (30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда: – (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского... – (32)Значит, «Соловья»? – спросила Катя. (33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском: – (35)Соловей мой, соловей, Чтоб ты сдох, Бармалей!.. Ответ:28

19 июня 2015

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.


Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».


СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).


Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».

Цель: (учащиеся сами формулируют)

познакомить со СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части.

Задачи:

Общеобразовательные: показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных,

Развивающие: формировать умения различать типы придаточных, работать индивидуально;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.

Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.

Форма проведения: урок смешанного типа.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

    Презентация

    Тренажер

    раздаточный материал.

Ход урока:

    Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов. Видеоролик. 1,5 мин

2. Разминка 2 мин.

Урок русского языка сегодня необычный. Давайте обратимся к эпиграфу, который записан на доске. (Учитель читает эпиграф) Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли. Н. И. Жинкин.

Это высказывание ученого – лингвиста Н. И. Жинкина.

Ребята, для понимания смысла эпиграфа мы должны вспомнить, что такое грамматика?

(Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий с фонетикой и лексикой его целостную систему)

В чем же смысл этого эпиграфа?

(1. Используя элементы грамматики, мы будем мыслить. 2. Такие элементы, как морфология, синтаксис, лексика, словообразование помогут попасть в сферу мысли и изучить что-то новое. 3. С помощью языка мы выражаем мысли, сам язык и элементы, из которого он состоит, помогают нам в этом).

Предложите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока, в системе с темами, над которыми мы работали прежде.

(1. Мы изучаем сложноподчиненные предложения, возможно, мы будем использовать такой элемент грамматики, как синтаксис. 2. Это сложноподчиненное предложение, может быть, мы продолжим их изучение.)

Насколько верны ваши гипотезы, мы проверим в конце урока. Но вы близки.

3. Контрольно-подготовительный этап. 4 мин

Заполнение слепой схемы.

Повторение видов придаточных предложений

Теперь вернемся к эпиграфу урока.

Попробуйте составить схему этого предложения.

Сколько здесь придаточных предложений ?

Правильно, в этом предложении два придаточных.

Скажите, а может быть это предложение с несколькими придаточными? (Да.)

Какие вы молодцы. Это маленькое открытие и будет нашей темой нашего урока. Давайте зафиксируем наше открытие. Запишем дату, классную работу и тему урока. Сегодня мы познакомимся с видами однородным и неоднородным соподчинения и последовательным подчинения.

Деление на группы по темам подчинения: 1,5 мин.

Однородное

Неоднородное

Последовательное

4. Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова. 1 мин.

Сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, изучим их новые виды (с несколькими придаточными)

Но прежде, чем мы приступим к изучению таких предложений, мне хочется, чтобы вы определили свои, важные лично для вас цели урока. С помощью каких действий вы могли бы лучше понять и закрепить эту тему?

Хорошо, в конце урока мы вернемся к вашим целям и посмотрим, удалось ли вам их достичь.

5. Сотворчество.

Работа в группах.

Для начала давайте с вами определим критерии для оценивания наших постеров. Записываются на доске.

Исследовательская работа по группам. 10 мин

1 группа самостоятельно изучает последовательное подчинение

2 группа – однородное соподчинение

3 группа – неоднородное соподчинение

Изучить правило

Составить кластер

Привести примеры

Составить схемы

Раздаются листы с новым материалом для усвоения. Отобразить этот материал на постере. Защита в классе.

Однородное подчинение

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)

, (что …), (что …).

В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному.

Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз:

( Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится , как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)

Параллельное (неоднородное) соподчинение

    Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа. Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)

(Когда …), [… сущ.], (что …).

Последовательное подчинение

Подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные – последовательно друг другу.

Долго он шел туда , где светился огонек, чтобы обо всем рассказать.

, (где… глаг.), (чтобы…).

СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: Он сказал, что , если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

, (что, (если …) …).

Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так.

, (что, (когда),).

,( что ( когда ), то ).

Сделать вывод.

Фрагмент видеоурока 3 мин

Составления алгоритма определения вида подчинения 2 мин.

Я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему и хочу дать вам самостоятельную работу. – 3 мин

1. Возвращаясь домой, она вспомнила, как они встретились, как друзья помогли им подружиться.

, (как…), (как…).

2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья. (Когда…), , (которые…).

3.Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть красоту, которая тебя окружает. , (как…), (как…).

МОЗАИКА 5 мин

Если Что
Он овладел им уже в достаточной мере

Человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать
Он станет отступать

Если человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать, что овладел им в достаточной мере, он станет отступать.

Если Который

Обращайте внимание на свой язык
Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности

Обращайте внимание на свой язык, если хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, который стремиться поднять уровень своей культуры и образованности.

Чтобы Что

Выступление было интересным
Все должно быть интересным для вас
Вы говорите

Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересно для вас.

Работа с учебником 5 мин.

Выписать по два сложных предложения и определить вид подчинения.

1 группа – упр.226

2 группа- упр.228

3 группа – упр.230

Работа над текстом.

Для того чтобы понимать всё, ч , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит ,

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

[ , (с.сл. как), (ли), ], (насколько). Однородное и последовательное подч.

прид.изъяснительные прид. изъяснит.

Графический диктант

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.

Проверка.

6. Рефлексивный этап урока. 5 мин

Что у вас получилось?

Тренажер

Теперь давайте вернемся к вашим целям. Кто достиг своей цели? Кто еще не достиг?

И, наконец, подтвердились ли ваши гипотезы относительно эпиграфа и темы нашего урока?

Вы все хорошо работали, и я хотела бы поставить такие оценки… 3 мин

Лист оценивания учащихся по проделанной работе

Параметры

Имя ученика

Критерии оценки

не принимал участия

частично

Активно участвовал

Повторение сведений о СПП

Новая тема

Разбор предложений

Мозайка

Упражнение в учебнике

Тренажер

7. Домашнее задание.2 мин

Домашнее задание..

упр.231

Составить текст о своем селе, используя сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Урок окончен, всем спасибо.

Работа с одаренными учениками

1 ) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], (что), (как), (как)

Б) [ так ], (что), (как), (как)

В) [ так ], (что), (как), (как)

2) Составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.

1.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

2.Она засмотрелась на небо, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой, что от неё оно проникало внутрь человека.

Работа со слабыми учащимися

Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными и выделить союзы

1.Слышно было как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

2. Я знал что если я протяну руку с кустов посыплется роса.

4. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно.

Выполнение упражнений:

1 уровень

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

светло.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

-- Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

-- Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. Пр

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

-- Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр

Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.