Современный авангард. Школьная энциклопедия. «Портрет спящей обнаженной чиновницы»

Я не любитель искусства авангарда и абстракций. Но за короткий отрезок времени произошло два события, которые «развернули» меня лицом к этому жанру. Последнее из них – это интересный взгляд на абстракцию участницы конкурса Светланы Ранджелович. А первое событие, о котором и будет этот пост – ошеломительная выставка «Авангард. Пространство цветов и форм», которую я недавно посетила в Киеве. Кстати, ещё раз благодарю своих любимых киевских друзей, которые пригласили меня на эту выставку!

Авангард, художники, список

Для начала я вам просто перечислю тех художников-авангардистов, которые были представлены на этой выставке. Ну, разве что с небольшим вступлением о том, что такое авангард в живописи. Я не буду пытаться даже отдаленно походить на искусствоведа, а скажу так, как понимаю, то есть несколько упрощенно. Начиная с «золотого века» в искусстве – эпохи Возрождения, да и во все последующие времена до конца 19 века, художники иногда очень старательно, иногда не очень, в своих картинах отображали мир таким, каким его и видит человеческий глаз. Наверно самым «революционным» течением за этот период был импрессионизм. Но импрессионисты, провозгласив новый принцип о первичности впечатления, всё равно в общем и целом придерживались правил перспективы, света и тени, трёхмерных объёмов.

В конце 19-го, начале 20-го веков в европейской живописи стремительно раскручивается новое движение: авангард. В переводе с французского слово означает «передовой отряд». Всё, дальше –дело искусствоведов. Или же самостоятельно разбирайтесь с достоинствами и содержанием этого течения. Я не берусь. Теперь я только перехожу к списку художников авангардистов:

  • Хуан Грис (1887-1927), Испания. Один из основателей кубизма. Любимый жанр – натюрморт.
  • Едвард Мунк (1863-1944), Норвегия. Театральный художник и график. Мунк создал четыре варианта своей знаменитой серии картин «Крик», написанных в разных техниках. Один из них (пастель) был продан в частные руки на аукционе 2012 года за 119 млн 922 тыс. 500 долларов.

Эдвард Мунк “Крик”

  • Амедео Модильяни (1884-1920), Италия. Художник и скульптор, представитель экспрессионизма. Творчество Модильяни стоит особняком, его невозможно отнести ни к одному из известных на тот период жанров.

Модильяни “Портрет Жанны Эбютерн”

  • Эгон Шиле (1890-1918), Австрия. Любимый жанр: портреты и пейзажи.
  • Эрнст Кирхнер (1880-1938), Германия. Основатель немецкого экспрессионизма.
  • Август Маке (1887-1914), Германия. Любимые сюжеты: городская жизнь, сады и пейзажи, городская архитектура.

Август Маке “Ресторан в саду”

  • Франц Марк (1880-1916), Германия. Разработал собственную теорию цвета, в которой каждому цвету соответствует особый духовный смысл. Излюбленный сюжет: синие, красные, жёлтые, зелёные кони.
  • Роберт Делоне (1885-1941), Франция. Не имел специального художественного образования. Работал над созданием «архитектуры цвета». Оформил декорации к нескольким спектаклям знаменитой балетной труппы С. Дягилева.
  • Алексей Явленский (1864-1941), Россия. Служил гвардейским офицером, но посещал класс Ильи Репина, а потом полностью посвятил себя искусству.
  • Василий Кандинский (1866-1944), Россия. Художник, теоретик искусства, поэт.
  • Казимир Малевич (1879-1935), СССР. Малевич не имел системного образования, занимаясь понемногу в разных студиях и больше уповая на практику.

Я спокойно отношусь к тому, что мне не понятно такое творчество, считая, что каждое видение мира имеет право на жизнь. Но я ни за что не собиралась посещать выставку авангарда. А выставка оказалась не простой, а волшебной…

Выставка в Киеве

Я не знаю, как найти правильные слова, но это не есть показ статичных картин. Выставка называется аудиовизуальное шоу или мультимедийный проект – вот и понимайте, кто как может. Огромное помещение, стены которого превратились в сплошной экран. 52 проектора воспроизводят на нем версии картин. Но опять – не статичных, для каждого персонажа рассчитано: как бы он двигался, если его «завести» как механическую куклу. Все цвета также разложены на множество переливающихся и перетекающих составляющих. Это необыкновенное зрелище, к тому же сопровождаемое чудесно подобранной музыкой. Я нашла пару роликов, которые в самых общих чертах могут передать вам какое-то представление о выставке.

Нигде и никогда больше авангардизм не был таким радикальным, страстным, разнообразным и безоглядным, как в России в 1910-20 годы

Не, вы как хотите, а я горжусь своей страной. Не все у нас нехорошо и отвратительно. Не все у нас «Жигули», рубероид, пельмени «Любительские» и Стас Михайлов. Все-таки могуч народ, исторгший из таинственных глубин своих человека, способного нарисовать простую геометрическую фигуру одного цвета, которая во всем нашем круглом мире стала общепризнанным символом великого Ничто. И одним из самых радикальных произведений, толкующих о смерти искусства.

Казимир Малевич. Черный квадрат

Могуч народ, который в гробу видит этот символ со всей его общепризнанностью и радикальностью и, вместо того, чтобы им гордиться, считает его дешевой квазиинтеллектуальной разводкой на смыслы, которых нет. И это тоже по-нашему радикально.

Все-таки – с чего вдруг в наших довольно патриархальных пенатах взорвалось такое мощное явление, известное теперь как «русский авангард»? Вот из-за этой патриархальности, в частности. Авангардизм – он же себя позиционирует не как еще один способ делать искусство, вроде барокко или школы реки Гудзон. Он себя позиционирует как способ менять мозги и менять жизнь в целом. А менять было что. Причем, это касалось не вечной отсталости России от развитых стран – это слишком утилитарная и мелкая задача, а мира в целом. Русский авангард был предельно утопичен и предельно планетарен – так нищий мечтает не о скромной ренте, а сразу о месте в списке Forbes, чтоб не терять времени попусту на промежуточных стадиях. Это же так по-нашему – осчастливить весь мир, сразу и быстро. И тяжкие думы в этом направлении в России одолевали не только деятелей авангардизма. Достаточно вспомнить Циолковского с его фантазиями о пыльных тропинках далеких планет или Николая Федорова с идеей воскрешения всех когда-либо живших людей. И этот разрыв, скажем так, мечты и действительности, масштаба утопии и обстоятельств, в которых она сочиняется* – это опять очень по-нашему.

Вера же в то, что искусство может изменить жизнь, была крепкая. Она родилась еще в романтизме, потом перекочевала в модерн. Но там эта идея носила локальный характер – предполагалось, что в прекрасной, художественно преобразованной среде вырастут прекрасные люди. Авангардизм же уподобил жизнь художественному проекту, а художника поставил на место демиурга, креативной воли которого достаточно, чтобы изменить даже Вселенную. Авангардизм, таким образом, занял ту же позицию, что и религия, и были авангардисты-мессии, авангардисты-апостолы, авангардисты-еретики, пророки, фанатики и т.д. А его утопические прожекты до боли напоминали вполне знакомую христианскую эсхатологию. И даже центральную работу русского авангарда - «Черный квадрат » – называли иконой нового искусства. Она, кстати, структурно и выглядит как икона: черное – это ковчег, белое – поля.

Т.е. русский авангард по большей части, в отличие от западного авангардизма, решал вопросы не искусства, а жизнестроительства. Именно поэтому у нас не появился, скажем, дюшановский писсуар – он все-таки больше обращен к внутренней проблематике искусства. Нет, конечно, наши авангардисты тоже решали подобные задачи, но главное для них была – утопия.

Самыми крупными утопистами были абстракционисты и, прежде всего, супрематисты во главе с Малевичем. Они выстраивали неведомые Вселенные, которые должны были заменить эту уже надоевшую нашу. У Малевича это - другой космос, у Кандинского – другое духовное пространство; систем было много, я еще напишу отдельные тексты о наших авангардистах. Здесь я лишь покажу, насколько все они были разными даже внешне. На Западе, к примеру, из крупных систем беспредметного искусства 10-20 гг. можно вспомнить Делоне, Мондриана и дадаистов -сюрреалистов . И все. И было это в разных странах. У нас:


Василий Кандинский. Композиция VIII

«духовная» абстракция;


Михаил Ларионов. Лучистская композиция

вариант «космической» абстракции;


Ольга Розанова. Зеленая полоса

еще один «космический» вариант;


Михаил Матюшин. Цветок человека

биоморфная абстракция;


Александр Родченко. Побеждающее красное

конструктивистская абстракция;


Эль Лисицкий. Проун 5а

супрематизм. Все это разнообразие – от желания охватить все, от так понятого универсализма. Ларионов и Зданевич придумали даже такое направление – «всёчество» - которое предполагало, что художник не может замыкаться в чем-то одном, а должен быть открыт любым направлениям, всей культуре. Так и тянет сказать банальность про всемирную отзывчивость русской души. Вот, сказал.

Жажда утопии и страсть, с которой она строилась, породили еще одно характерное качество русского авангарда – его радикализм и стремление дойти до последней логической точки. Впрочем, как и все другие перечисленные качества, это – тоже национальное, а не только авангардистское. Точки ставили жирные – как Малевич «Квадратом» - «я убил живопись». В самом деле, если мы занимаемся построением утопий – при чем тут искусство? А если оно к утопии не относится, так с ним вообще кончать надо – только отвлекает своими эффектами. И наш авангард убивал искусство. Искусство в традиционном, конечно, смысле. То, что он создавал взамен, для него искусством не было – это были чертежи, наброски утопий. Или же, после революции, это были совершенно прикладные вещи – дизайн, архитектура. Ну, там-то, после революции, понятно – настало время не чертить, а строить утопию, пока еще – на Земле. В этом смысле характерен путь Эля Лисицкого.


Эль Лисицкий. Агитационный плакат

Так он перенес формальные принципы супрематизма в пропаганду.


Эль Лисицкий. Небоскребы в районе Никитской площади. Проект

А так пытался перенести их в городскую среду. Такими домами должно было быть уставлено все бульварное кольцо. Вообще, если бы были реализованы все проекты авангардистов, мы бы имели сейчас другой город. Выглядел бы он диковато. Красную площадь посещали бы одни специалисты по истории архитектуры, другие бы там не выдержали.


Владимир Татлин. Махолет «Летатлин»

Или вот еще – тоже выход из искусства в утилитарность.

Конечно, все эти качества: утопизм, радикальность, религиозность и т.д. были и у западного авангардизма. Тут важна степень их горячности. Все-таки западная жизнь была более структурирована – этим занимается философия, этим – политика, этим – религия. Поэтому на Западе авангардизм всегда помнил, что появился в нише, где жило искусство, и всеми этими сопутствующими вещами занимался в меру. Одной из постоянно решаемых им задач было – определить границы этой ниши и выйти за них. У нас же структурированность как-то до сих пор не живет. У нас поэт – больше, чем поэт, философ – больше чем философ. В начале ХХ века художник стал больше, чем художник. Он решал вопросы философские, политические, религиозные, эстетические, этические и т.д. Продолжая, в общем-то, традицию XIX века, когда всем этим занималась русская литература. Ну, передвижники еще в искусстве, в какой-то степени.

Продолжим дальше печальное для западного авангардизма сравнение его с нашим авангардом. У нас был гораздо более разнообразный авангардизм. Скажем, Франция – это фовизм , кубизм , дадаизм, сюрреализм. Германия - экспрессионизм . Голландия – один из вариантов абстракционизма – неопластицизм (Мондриан с группой De Stijl), Италия – футуризм . У нас же было это все, кроме дадаизма и сюрреализма**.


Марк Шагал. Я и деревня

Наш отечественный футуризм.


Павел Филонов. Формула весны

Наш отечественный синтетический экспрессионизм.***

Естественно, столь напряженное создание утопий с практически религиозной страстью быстро породило в мире авангарда догматизм, ортодоксию и дикую вражду с конкурентами, особенно обострившуюся после революции. Новая власть тоже ведь строила утопию, и каждая авангардистская группировка, грубо говоря, предлагала ей свой проект. Плохо отзываясь при этом о коллегах по цеху и их проектах. Еще наши авангардисты, занимаясь активной внутривидовой борьбой, стали привлекать в качестве верховного арбитра все ту же власть, т.е. попросту – ябедничать ей друг на друга. Типа, это только мы – истинно пролетарское искусство, а все остальные – буржуазные художники. Кончилось все печально – в 1932 году власть отменила и запретила любые группировки и согнала всех в союз художников, где отныне должен был быть один творческий метод – социалистический реализм. Не потому власть сделала это, что устала от борьбы группировок и их кляуз – это ей было до фени. А потому, что она оказалась круче самых крутых авангардистов и утопию строила самую крутую.

Необходимое добавление. Этот текст ни в коем случае не надо воспринимать как патриотический. Да будь я негром преклонных годов и живи я в Африке даже - я бы написал то же самое.

*Циолковский работал в Калуге школьным учителем. Федоров работал библиотекарем, правда, в столицах. Жили оба довольно убого, иногда – совсем убого. Можно вспомнить еще Хлебникова с его планетарными идеями справедливого обустройства жизни и поисками числовых закономерностей хода истории – он их искал, чтобы на их основе спрогнозировать правильно устроенную жизнь. При этом рукописи он хранил в наволочке, в ней же носил их читать. Иногда еще брал с собой кастрюльку с манной кашей – есть в гостях было нечего, шла революция.

** Дадаизм у нас как течение оформиться не успел, но многие из его практик были в арсенале кубофутуристов, в основном – поэтов. Желтые кофты, розовые пиджаки, расписные ложки или пучки редиски в петлицах, скандальные поэтические вечера, эпатаж как искусство, стихи типа бессмертного -
Дыр бул щыл убешшур
скум вы со бу
р л эз – (Алексей Крученыx) –
все это было бы очень органично в кабаре Вольтер. После революции один наш протодадаист – Илья Зданевич – уехал в Париж и хорошо себя чувствовал среди дадаистов. Сюрреализм же появился там в начале 20-х и нам не подходил уже чисто идеологически – пролетарскую утопию строить он никак не помогал.

*** Повышенная степень радикальности нашего авангарда дала один своеобразный эффект – феминистский. У нас было много авангардисток. Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Варвара Степанова – они не были на первых позициях, там царствовали Малевич, Кандинский, Татлин, Шагал, Ларионов. Но они уверенно существовали на второй ступени. В Европе ничего подобного и близко не было.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 29.05.2014 13:17 Просмотров: 7264

Слово «авангардизм» пришло в искусство из военной терминологии: французское avant-garde означает: «передовой отряд». Отсюда становится понятно, что применительно к искусству рубежа XIX-XX вв. авангардизм можно считать передовым явлением в искусстве в отношении предшествующего периода.

История термина

Итак, история термина берёт своё начало в военном деле: авангард – отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд.

Карл Пиппих «В авангарде»

Затем у слова появился политический смысл: в годы Французской революции так назывался якобинский журнал, и в 1794 г. слово стало революционной метафорой. Поскольку в политических процессах значение художника (в широком смысле слова) всё больше обретало ведущую роль, то и творчество сближалось с политическим авангардом, а иногда даже отождествлялось с ним.

Окончательно термин «авангард» в его художественном значении сформировался в начале XX в. и был тесно связан с политикой. Ему был присущ политический радикализм, пришедший из утопических и анархических идей.
Следует отметить, что существует и другой термин, близкий по значению с термином «авангардизм» – «модернизм» («современный»), но эти термины всё-таки не тождественны.
В советском искусствоведении долго время (почти до 1980-х гг.) авангардизм трактовали как антиреализм.
До сих пор не существует типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений. В общем надо понимать авангардизм как передовое явление в искусстве, отрывающееся от традиционного. Когда появились новые тенденции в искусстве (символизм , например) – это уже было проявление авангардизма.

Авангард в изобразительном искусстве

Авангард в изобразительном искусстве тесно связан с различными течениями: модернизмом, абстрактным экспрессионизмом , беспредметностью, дадаизмом , конструктивизмом , кубизмом , примитивизмом , супрематизмом , сюрреализмом , футуризмом , экспрессионизмом и др.

Нико Пиросмани «Актриса Маргарита» (1909). Наивное искусство

Авангард в литературе

Первым текстом, который относят к авангардному, считается роман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1759 г.). Этот роман появился так рано, что его с большой натяжкой можно назвать ниспровергающим каноны, так как сами каноны романа к этому времени ещё не устоялись.
А вот в начале XX в. многие европейские и американские писатели увлеклись экспериментированием с формой. Самыми известными произведениями авангарда того времени были работы Томаса Элиота, проза и драматургия Гертруды Стайн.

Гертруда Стайн (1874-1946)
Наиболее значительным послевоенным экспериментальным произведением считается роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс». Он оказал сильное влияние не только на литераторов авангарда (Вирджиния Вулф, Джона Дос Пассос), но и на более традиционных писателей (Эрнест Хемингуэй).
Авангардные направления в литературе продолжили футурист Филиппо Томмазо Маринетти, который взрывал не только границы традиционного литературного повествования, но и типографского оформления книг; сюрреалист Робер Деснос, написавший роман под гипнозом. Полумистический роман Джека Керуака «Видения Жерара» представил новый формальный подход к стандартам повествования того времени.

Уильям Берроуз (1914-1997)
Дух европейского авангарда жил и в литературе нового послевоенного поколения. Поэт Исидор Ису основал группу леттристов, которые в своей прозе, стихах и фильмах исследовали границы между устным и письменным словом. 1960-е годы отмечены непродолжительным взлётом модернизма и появлением постмодернизма. Роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак» восхитил идеей неограниченной и неподцензурной свободы. Берроуз известен также как создатель стиля «cut-up» (метод нарезок), когда произведение компоновалось из отдельных строк и текстовых фрагментов, вырезанных из различных книг и газет.

Хулио Кортасар (1914-1984)
В 1970-е и 1980-е гг. наиболее известными писателями-экспериментаторами были Итало Кальвино, Майкл Ондатже, Хулио Кортасар. Аргентинец Хулио Кортасар – латиноамериканский писатель, смешивавший фантастические зарисовки, журнальный стиль и художественную литературу. Невозможно не вспомнить колумбийскую семейную хронику «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и др.

Габриэль Гарсиа Маркес (1928-2014)
Современные американские авторы Дэвид Фостер Уоллес, Джаннина Браски и Рик Муди сочетают некоторые экспериментальные формы 1960-х годов с иронией и более выраженной тенденцией к доступности и юмору. Николсон Бейкер склонен к малым формам. Его бессюжетный роман «Бельэтаж» в стиле потока сознания на протяжении 140 страниц описывает подъём офисного клерка с этажа на этаж на эскалаторе во время обеденного перерыва. Американский писатель Марк Данилевский в романе «Дом листьев» комбинирует элементы хоррора (литература ужасов) с академической литературой и типографскими экспериментами.
В начале XXI в. экспериментальная литература использует компьютерные и информационные технологии. Такие произведения называются по-другому электронной, гипертекстовой или кодированной литературой.

В. Маяковский в 1910 г.
В русском литературном авангарде самыми видными фигурами являются, конечно, Владимир Маяковский и Леонид Андреев.

Авангард в драматургии

Родоначальником символистской драмы считается бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Затем Г. Ибсен, Л. Андреев и др. А в XX в. появляется авангардная драма с приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича и др. изображается абсурдная реальность, поступки персонажей нередко алогичны.

Э. Ионеско
Представителями драмы абсурда являются Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене, А. Адамов. Абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

В. Гавел – чешский писатель, драматург, диссидент, правозащитник и государственный деятель, последний президент Чехословакии и первый президент Чехии

Русский авангард

Расцвет русского авангарда относится к 1914-1922 гг. Основными направлениями и их представителями были Василий Кандинский (абстракционизм), Казимир Малевич (супрематизм), Владимир Татлин (конструктивизм), Владимир Маяковский (кубофутуризм).

Е. Гуро «Портрет Матюшина» (1903)
В Санкт-Петербурге создан Музей петербургского авангарда. В 1912-1923 гг. здесь жил выдающийся деятель русского авангарда живописец, скрипач и композитор Михаил Матюшин (1861-1934) с супругой Еленой Гуро (1877-1913).

Музей петербургского авангарда

Дом стал своеобразной штаб-квартирой русских футуристов. Здесь часто бывали К. Малевич, П. Филонов, Н. Костров, Е. Магарил, литераторы М. Горький и А. Крученых, жили и работали В. Маяковский и В. Хлебников.

Марк Шагал «Я и деревня»
Музей демонстрирует основные этапы становления и многообразие петербургской авангардной культуры.
Нигде и никогда авангардизм не был таким радикальным, страстным, разнообразным и безоглядным, как в России в 1910-20 гг. И нигде он не был таким масштабным и утопичным, как в России, потому что мечтал и верил в то, что искусство может изменить жизнь.

Собрание авангардных литографий из частных коллекций объединено в выставке, организованный Питерским арт-центром «Перинные ряды», которая сейчас отправилась в гастроли по музеям России,а вплоть до нового года (с 8 по 23 декабря) будет гостить в брянском художественном музее. Кандинский, Брак, Шагал, Мане, Магритт,
Эрнст и другие представители той эпохи! Был сегодня, понравилось, полтора часа созерцания и приобщения к прекрасному..
ЗЫ: в самом зале достаточно холодно, так что идите в верхней одежде))


История авангарда

Термин «авангард » происходит от французского слова “avant-garde ”, что переводится как «передовой отряд ».

Авангард в искусстве объединяет целый ряд школ, имеющих самую разную, а порой и вовсе противоположную идейную основу. Объединяет художников-авангардистов отказ от классической эстетики, новаторские идеи и активный поиск экспериментальных методов их художественной реализации. Так в качестве новых способов рисования авангардистами использовались пульверизатор, штукатурная лопатка, половая тряпка или даже раздавленные ногой тюбики краски для эффекта «дикого мяса».

«Искусство для нас - это приключение в неведомом мире, который исследуют только те, кто готов идти на риск. Мы за широкий формат, потому что он разрушает иллюзию и открывает правду ,» - писали о себе авангардисты и добавляли: «Не бывает такой вещи, как хорошая живопись ни о чем ».

Знаменитые художники-авангардисты и особенности их стиля

Художники-авангардисты не рисовали, а «думали» свои картины. Целью творчества они видели не просто художество, а разрушение преград между различными видами искусств, пропаганду новых идей в живописи, музыке и театре. Их творчество создало целый мир, который, по словам Василия Кандинского, «с виду ничего общего не имеюл с действительностью ». По его же мнению, именно импровизация в виде цветовых пятен и линий, а не классический сюжет, является носителем духовного начала.


картина Кандинского

О Василии Кандинском

Полотна знаменитых авангардистов стали отражением ярких мыслей неординарных личностей. В тоже время почти все их работы с первого взгляда кажутся хаотичными, как это свойственно работам гениев.

Большинство авангардистов в поисках своего изобразительного языка пытаются скрестить остросовременное искусство и древние традиции. Так Марк Шагал в цикле литографий именуемой «Библия Шагала» обращается к иудейской культуре, запечетлевая прародителей еврейского народа в наивной и эмоциональной форме.

Марк Шагал «Иллюстрация к библии»

О художнике Марке Шагале

Американские авангардисты называли себя «мифотворцами », потому что изображали древние символы индейских мифов

.
Карел Аппель «Три фигуры»

Авангардисты Карел Аппел и Пьер Алешинский в своем творчестве восхваляли искусство примитивных народов и аутсайдерскую культуру, создавая арт-объекты из найденных на свалках предметов. «Если я рисую как варвар, это только потому, что я живу в варварский век » - заявлял Карел Аппель.

Творчество многих авангардистов было неотделимо от революции. Так после революции 1945 года во Вьетнаме многие художники покинули свои дома и города, отправившись вместе с партизанами и войсками сопротивления в леса. Прямо в джунглях в 1950-ом году было организовано художественное училище, которое возглавил один из лучших местных авангардистов - То Игон Ван. Его ученики делали зарисовки военного быта, создавали патриотические агитационные плакаты и листовки.

Другие художники расширили или даже вышли за рамки авангарда, создав новые художественные течения. Так, к примеру, венгерец Виктор Визарелли стал основателем «оп-арта » - искусства, «обманывающего » глаз и мозг зрителя с помощью оптических иллюзий.

Виктор Визарелли и авангард в Венгрии

Расширив границы современного искусства, авангардисты перенесли мировую столицу искусства из старого Парижа в новый, динамичный Нью-Йорк. Отсутствие конкретики натурализма, простые и яркие цвета, несложная конструкция из простых предметов так свойственные авангардизму предвосхитили возникновение нового художественного стиля - минимализм.

Другие картины с выставки «Авангард 20 век»


Алан Д’Арканджелло

Андре Маршан

Бернард Бюффе

Клод Мюльхаузен

Рене Магритт

Сальвадор Дали

Posted on Nov. 17th, 2012 at 07:00 pm |

Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год Национальный музей Грузии

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради-ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912-1915 годах появились абстрактные живо-писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп-цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер-бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер-нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм


Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара charnelhouse.org

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти-визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм


Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год newsfeed.kosmograd.com

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год San Francisco Museum of Modern Art

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы . В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <...> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год Государственный Русский музей

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту-ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912-1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»  «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923-1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год monoskop.org

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече-ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст-рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм


Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож-ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио-нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража-тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год Государственная Третьяковская галерея

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <...> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм


Казимир Малевич. Без названия. Около 1916 года The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм


Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913-1914 годы The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice, 1976

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.