Темы исследовательских работ о космосе. Астрономия список научных статей Темы проектов по астрономии школа

Физическая природа звёзд. Светимости других звезд определяют в относительных единицах, сравнивая со светимостью Солнца. Это означает, что их угловые размеры очень малы. Звезды состоят из тех же химических элементов, которые известны на Земле, но в процентном отношении в них преобладают легкие элементы: водород и гелий. Если звезда двойная, то можно узнать особенности ее движения вокруг центра масс. Один из ближайших к нам белых карликов – спутник Сириуса.

«Планеты» - Планеты земной группы Планеты гиганты Титры. Слой атмосферы на Плутоне очень тонок. Лед на поверхности Плутона состоит из замершего метана и азота с примесями углеводорода. Калисто. О Плутоне. Венера - вторая планета от Солнца, имеет почти круговую орбиту. Земля - третья от Солнца планета. Каналы Марса. Уран. Характеристика Меркурия. Земля - единственная планета, на которой представлено разнообразие растений и животных.

«Гипотезы происхождения Солнечной системы» - Что такое солнечная система? Но зато Лаплас знал и критически отзывался о предположениях своего соотечественника Бюффона. Петрова Регина, 11 кл. Бюффон не задаётся вопросом о происхождении комет и Солнца. Всё остальное развитие Мира происходит без участия Творца. Солнечная система. Из чего состоит солнечная система? МОУ «СОШ №50», г. Пермь. Гипотезы образования солнечной системы. Так в Хаосе появились первые сгущения материи.

«Земля и Луна» - Днем кажется, что Солнце движется по небосводу. Нижние слои атмосферы называются тропосферой, которая простирается до высот 10-12 км. Доклад. Выполнила ученица 11 «Б» класса Польникова Светлана Учитель: Ерохин В.Ф. Плиты плавают на поверхности раскаленной, частично расплавленной горной породы. Земля Луна. На самом деле, движется вовсе не Солнце, а Земля. Вес Земли составляет около 6 секстиллионов тонн (6000000000000000000000 тонн). У Земли есть единственный спутник - Луна.

«Система Земля-Луна» - Венера стала горячей, а Марс - холодным. Не забыл Риччоли и самого себя. Вращение Луны. Лунная карта. Презентация по Астрономии «Земля-Луна» Выполнила ученица 11класса Романченко Анна. Луна - наш космический спутник. Луна, таким образом, является относительно крупным компаньоном для нашей планеты. Другое тело Луна. Так Земля и Венера приблизились к Солнцу, а Марс наоборот удалился.

«Происхождение Вселенной» - Теории происхождения Вселенной: Возраст Вселенной. Как появилась Вселенная? Строение Вселенной. Теория большого взрыва. Бесконечно пульсирующая Вселенная. Звёзды в основном состоят из водорода. Сотворение Вселенной Богом за 6 дней. Горчакова Татьяна 11 «А» класс. Галактики состоят из сотен млрд. звёзд. Цель: Креационизм.

Дата публикации: 31.05.18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональноеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ

«Колледж сферы услуг №3»

Исследовательскаяработа по астрономии

«От художественных образов

к астрономическим явлениям»

Учебные дисциплины: астрономия и литература

Выполнил: преподаватель

физики и астрономии Шнырева Л. Н.

Москва, 2018 год

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Глава 1. Роль образного мышления как основного ключа к познанию……5

Глава 2. «Точки соприкосновения» астрономии и литературы.

2.1Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества…………………………………………………………..7

Глава 3. Экспериментальная часть.

Выводы……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………….30

Приложение 1………………………………………………………………..31

Пояснительная записка.

Актуальность и обоснование выбора темы:

Еще с давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с важным значением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во Вселенной.

К сожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени, поэтому изучить глубоко этот предмет очень сложно, но влюбиться в восхитительный мир планет и звезд, окутанный мифами и легендами, загадками и тайнами можно с первого урока, с первой странички учебника.

Однажды урок астрономии наша преподаватель Шнырева Людмила Николаевна,начала со сказки С.Маршака «От чего у месяца нет платья». Вспомнили, что Луна может находиться в различных фазах, а это значит, что не всегда мы будем видеть серп Луны и т. д. Возникла идея написать работу.

У менявозникла мысль систематизировать стихотворения по изучаемым темам. Ведь действительно для того, чтобы разнообразить различные формы урока, вызвать интерес у учащихся к предмету, привлечь их внимание к увиденному и услышанному, дать им возможность самим описать различные явления одним из способов является метод, предложенный в моей работе, а именно изучение астрономии в стихах.

Умение мыслить образами - это умение видеть объектыцельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности является именно умение мыслить образно. Без хорошо сформированного наглядно-образного мышления невозможно перейти к понятиям в мышлении.

Современная наука не может развиваться без способностик образному мышлению. Известно, что воспитываетсяобразное мышление искусством. Художественную литературу относят к одному из видов искусства.

Затем, проанализировав учебную, научную и художественную литературу, проконсультировавшись с работниками планетария, я не только нашел много погрешностей (их еще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в художественной литературе. Так появилась эта работа.

Проблема:

Недостаток образного мышления затрудняет глубокое понимание астрономических явлений и процессов.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что через образы и эмоциональные сопереживания обучающийся более полно усваивает знания астрономических явлений.

Цель:

Доказать, что образы, формируемые художественной литературой, способствуют более глубокому усвоению астрономических явлений и процессов при изучении астрономии.

Задачи:

Изучить научную литературу о формировании образного мышления;

Изучить художественную литературу, в которой отражены астрономические явления и процессы;

Научиться анализировать прочитанное

Подобрать эпиграфы и цитаты из художественной литературы к соответствующим темам астрономии, изучаемым на уроке;

Объект исследования:

художественная литература, отражающая астрономические явления и процессы.

Предмет исследования:

Художественная литература

Метод исследования:

(теоретического исследования)

Изучение и анализ художественной литературы, отражающей астрономические явления и процессы, обобщение, систематизация.

Формы представления результатов:

представление электронной презентации.

Межпредметные связи: астрономия, литература.

Глава 1. Роль образного мышления как основного ключа к познанию.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений.

1.2. От образа к понятию.

Формирование понятий - одна из самых важных когнитивных функций человека. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в когнитивной психологии - все это примеры формирования понятий , способствовавшие лучшему пониманию предмета.

Прежде всего, процесс познания начинается с процесса восприятия объектов и явлений реальности. Процесс восприятия осуществляется с помощью органов восприятия: прежде всего зрения, а также слуха, осязания и других. Органы восприятия дают человеку чувственную информацию о признаках наблюдаемых объектов. На самых первых этапах жизни человека эти признаки объектов не образуют устойчивых взаимосвязанных комплексов, т.е. целостных образов объектов. Но опыт взаимодействия человека с реальными объектами приводит к выявлению взаимосвязей между признаками.

Переход же от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий .

Иногда образное мышление соотносят к детским и называют его допонятийным . Но, помимо образов восприятия есть образы воображения . Именно с последними связывают творческое, эвристическое мышление. Поэтому, нас, конечно, в большей мере интересуют образы воображения – операции их синтеза, интеграции, анализа, отношения между ними, отношения между образами и их денотатами.

Очевидно, не бывает каких-либо образов без чувственных прообразов. Любой образ воображения опирается на некоторые образы восприятия. Образы восприятия – первичны , образы воображения - вторичны . Первые являются «строительным материалом» для вторых.

Глава 2. «Точки соприкосновения» астрономии и литературы.

Прежде всего, наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Цель у науки и искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. «И в науке и в литературе творчество не просто радость, смешанная с риском, - это жестокая необходимость, - говорит американский писатель, физик по образованию Митчелл Уилсон, – И ученый, и писатель, в какой бы обстановке они не росли, в конце концов находят свое призвание, словно под влиянием той же силы, которая заставляет подсолнечник поворачиваться к солнцу».

Глубокая общность науки и искусства определяется и тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй на определении индивидуальных отличий познавательного объекта от других объектов. Первый способ познания

Не только искусство притягивает науку, но и наука постоянно притягивает искусство. Замечательного русского поэта и ученого Валерия Брюсова можно назвать родоначальником «научной поэзии». В предисловии к своему сборнику стихов «Дали» Брюсов писал: «…поэт должен по возможности стоять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросозерцанием. Было бы неправильно, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами о любви и природе, с другой – гражданскими темами. Все, что интересует и волнует современного человека, имеет право на отражение в поэзии».

Взаимоотношение науки и искусства – сложный и трудный процесс. В науке, где требуется ум, нужна и фантазия, иначе наука становится сухой и вырождается в схоластику. В искусстве, где требуется фантазия, нужен и ум, ибо без систематическогопознания профессионального мастерства настоящее искусство невозможно.

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность:

Пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,

Выяснить на качественном уровне механизм их протекания,

Ввести количественные характеристики;

Предсказать ход процесса и его результаты

Искусство, к области которого относится и художественная литература отражает мир в образах - словесных, визуальных.

Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации - вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.

Наука и искусство по-разному отражают общественное сознание. Язык науки – понятия, формулы. Язык искусства – образы. Художественные образы вызывают в сознании людей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу. Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередки картины астрономических явлений в природе, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых. В научной фантастике отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных, легко представимых описаний.

Описание научных знаний встречается как в классической литературе, так и в современной. Особенно же востребованы такие описания в жанре фантастики, поскольку он по своей сущности как раз базируется на изложении различных научных гипотез, излагаемых языком художественной литературы.

Глава 3. Экспериментальная часть.

С древнейших времён люди для того, чтобы донести до следующих поколений красоту природы, использовали знания, относящиеся к астрономии. Особенно ярко связь с астрономией в поэзии. Поэтические образы, пропитанные астрономическими явлениями, придают наглядность и естественность мыслям и чувствам поэтов. Какие только поэты не обращались к астрономическим явлениям. Может быть, некоторые из них сами, не ведая того, описывали их.

Трудно найти такого поэта в мировой художественной литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звёздах, о грозе и молнии, о планетах и затмениях. (Приложение 1)

Николай Гумилёв «В небесах»

Ярче золота вспыхнули дни,
И бежала Медведица-ночь.
Догони её, князь, догони,
Зааркань и к седлу приторочь!
Зааркань и к седлу приторочь,
А потом в голубом терему
Укажи на Медведицу-ночь
Богатырскому Псу своему.
Мёртвой хваткой вцепляется Пёс,
Он отважен, силён и хитёр,
Он звериную злобу донёс
К медведям с незапамятных пор.
Никуда ей тогда не спастись,
И издохнет она наконец,
Чтобы в небе спокойно паслись
Козерог, и Овен, и Телец.

Увлекательный стих Гумилева говорит нам о простой вещи: человеческая фантазия поселила на небе зверей и птиц, людей и неодушевлённые предметы. С каждым из них связана какая-то история, миф или легенда. Этот материал можно использовать при изучении созвездий.

В. Брюсов. «Месяца свет электрический»

Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.
Волны взбегают упорные,
Мечутся, дикие, пленные,
Гибнут в борьбе, непокорные,
Гаснут разбитые, пенные…
Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.

Что за магические силы, под действием которых море кипит и вздымается?
Это стихотворение напоминает нам о том, что на явление приливов и отливов действует сила гравитационного притяжения Луны.
Но мы знаем, что Луна не светится сама, тем более «электрическим светом», а отражает свет Солнца.

М. Цветаева. «Август – астры»

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август - Месяц
Ливней звездных!

Ежегодно, в августе месяце, наблюдается метеорный поток «Персеиды», явление которого в народе называют «августовским звездопадом».

М. Цветаева. «Комета»

Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность -
Волосатая звезда древних!
(1921)

Как верно заметила М. Цветаева, комета в переводе означает «косматая звезда».

Константин Бальмонт

По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее надолго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она вначале появленья -
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу - и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар - ее нутро.
(1908 год)

Из этого стихотворения мы можем узнать о траектории полета кометы, о существовании ядра - центральная часть головы называется ядром, диаметр которого 0,5-20 км, масса 1011-1019 кг, ядро представляет собой леденистое тело. А главное, из стиха мы можем подчеркнуть, что на значительных расстояниях от Солнца комета выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост».

«Космическая пыль» К Л.Татьяничева

Как глобус, шар земной пылится.
Оставив в небе тонкий след,
Летят к нам быстрые частицы
Иных миров, иных планет.
Тех, что за облачною дымкой
Горят в космической дали,
Стремясь хоть малою пылинкой
Коснуться жителей земли.

Действительно, по современным представлениям, космическая пыль состоит из частиц размером около 1 мкм с сердцевиной из графита или кремня, поэтому в стихотворение совершенно справедливо сказано о частицах.

«Вот это сон!» Виктор Трошенков

Первый раз приключилось такое.
Видно, Солнцем, проникся насквозь.
Мне с полярным сияньем цветное
Сновиденье увидеть пришлось.
То стремительным вихрем крученым,
То "короной", то снова "дугой"
С фиолетовым спектром,
зеленым простиралось оно надо мной.
Удержать бы такие мгновенья.
Но часы просыпаться велят.
Помню только жалел в сновиденье,
Что для съемки не взял аппарат...

Прекрасное стихотворение напоминает нам о простом, но удивительном свечении разреженных слоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и электронов, которые действительно изменяют свои цвета и форму.

«Лунное» Валентин Берестов

Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!

Думаю, что это стихотворение не только прекрасно из-за своего философского и очень правильно подмеченного окончания, но в нем с астрономической точки зрения много полезной информации. Во-первых, у Луны действительно две стороны, она ведь круглая, во-вторых, это было окончательно доказано лишь в 1959 году, когда Луна-3, советская межпланетная станция совершила облет вокруг нее, а с многолетним развитием астрономии, это действительно недавно. В-третьих, как односторонне мы знаем спутников своих сравнивается с односторонним знанием Луны и плохими знаниями о второй стороне, что совершенно верно.

М. Лермонтов:

Посреди небесных тел
Лик Луны туманный,
Как он кругл и как он бел
Точно блин в сметане.

А С. Есенин написал:
Золото холодное Луны
Запах олеандра и левкоя,
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Эти два отрывка из стихотворений обращают наше внимание на то, что цвет Луны, мы можем наблюдать разный: белый или желтый. Красновато-желтый цвет Луны мы можем наблюдать при лунном затмении, ее нахождении над горизонтом. Белый цвет возможно увидеть при полнолуние.

«Свет для души» Виктор Трошенков.

Если б Солнце не знало вспышек,-
Не смогла бы Земля сиять,
Не издали бы ярких книжек,
В небе чудо не стали бы ждать.

В этом отрывке говорится о солнечных вспышках, что действительно происходит и здесь можно предложить ученикам целый ряд вопросов.

3.2 Литературные курьезы, встречающиеся в произведениях.

- Звезды

В сочинениях Козьмы Пруткова есть такие стихотворные строки:

Но вот уж меркнет солнца луч,
Выходит месяц из-за туч
И освещает на пути
Все звёзды Млечного Пути.

Свет Луны полностью затмевает слабое свечение Млечного Пути.

У Александра Блока есть такие строки:

О, край небес - звезда омега,
Весь в искрах, Сириус цветной.
Над головой - немая Вега
Из царства сумрака и снега
Оледенела над землей.
Вега бывает видна вблизи зенита летом, тогда как Сириус можно видеть только зимой.

В стихотворение "Южный Крест" В.Я.Брюсова:

Я долго шёл, и, выбрав для ночлега
Холм ледяной, поставил гибкий шест.
В полярной тьме не Сириус, не Вега-
Как знак любви, сверкает Южный Крест...

Прекрасные стихи, но увы - с астрономической точки зрения неграмотные. Вега из Антарктиды не видна: светило со склонением +38° южнее параллели 52° южной широты не восходит. Иное дело Сириус, склонение которого -17°: южнее 73° южной широты он станет незаходящим, да и в прибрежной части материка Сириус находится над горизонтом большую часть суток. Если бы герою стихотворения удалось приблизиться к полюсу, он обязательно увидел бы эту ярчайшую из звёзд.

У современного поэта Ивана Олейникова есть такие строки:

На Камчатку из Владивостока
Нас ведёт Полярная звезда,
И глядит Вселенная стооко,
Как в ночи беснуется вода.

Камчатка не только севернее Владивостока, но и значительно восточнее него. (Долгота Владивостока - 132°, долгота самой западной точки полуострова Камчатка - 155°). К северу от Владивостока лежит материк, и плыть из этого порта в направлении Полярной звезды просто невозможно.

Из стихотворения В. Бабешко:

Кариатидами звезд расцвечено мирозданье
И розовый Млечный Путь соединяет века.
Кометы пылят во мгле, заглатывая расстоянье.
Галактикам молодым, почесывая века.

Млечный Путь назван был так потому, что светлой полосой проходит по небу. А у комет, как заметил автор, действительно бывают не только газовые, но и пылевые хвосты.

- Солнце

У Алексея Константиновича Толстого есть такие строки:

По-прежнему сияет правды сила,
Её сомненья боле не затмят;
Неровный круг планета совершила
И к солнцу снова катится назад,
Зима прошла, природа зеленеет,
Луга цветут, весной душистой веет!

("Я вас узнал, святые убежденья...")

Конечно, эллиптическую орбиту нашей планеты можно условно назвать "неровным кругом". Однако смена сезонов года определяется не положением Земли на её орбите, а взаимной ориентацией её радиус-вектора и оси вращения. Ведь в то самое время, когда в северном полушарии наступает весна, в южном, наоборот, вступает в свои права осень!

Перигелий - ближайшую к Солнцу точку своей орбиты - Земля проходит в начале января, и к моменту наступления весны в северном полушарии наша планета не приближается к Солнцу, а удаляется от него!

У Николая Грибачёва в стихотворении "В предосеннем поле" есть такие строки:

Но я припомнил небо над экватором,
Где всё в природе то же день за днём.
Такое ж солнце полное в зените,
В листве бессменной рядом цвет и плод,
Не надо шубы - ситчик в заменителе,
Вода не знает, что такое лёд...

На экваторе Земли Солнце можно наблюдать в зените, но отнюдь не "день за днём". Точно через зенит светило проходит только в дни равноденствий, когда оно пересекает экватор небесный и склонение его равно нулю. В другие дни высота полуденного Солнца над горизонтом изменяется в широких пределах - от 66,5° до 90°.

Планеты

У Николая Гумилёва в стихотворении "CREDO" есть такие строки:

Мне всё открыто в этом мире -
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.

Планету можно отличить от звезды по ровному, без мерцаний, свечению.

В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" рассказывается, как двое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этой планете.

последняя строфа стихотворения звучит так:

Ночь звенела стременами,
Волочились повода,
И Меркурий плыл над нами -
Иностранная звезда.

Меркурий не может быть виден в полночь. Даже при самых благоприятных условиях он виден всего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари.. А также, Меркурий не является звездой, это планета.

Стихотворение Поля Верлена "Благословенный час" в переводе Валерия Брюсова начинается так:

Луна ала на тёмных небесах;
Качается туман; луг холодеет
И спит в дыму; в зелёных тростниках
Лягушка квакает; прохлада реет...

Проснулись совы; то впёред, то прочь,
На тяжких крыльях, лёт бесшумный, мерный
Свершают; у зенита свет неверный,
И, белая, Венера всходит: Ночь!

На самом деле восход Венеры предвещает наступление утра. Если же планета видна вечером, значит, она вскоре зайдёт.

Современный поэт Валерий Хатюшин склонен к философии:

Воронки,
воронки...
На Марсе, на Сатурне, на Луне...
Почему мы решили,
что это кратеры вулканов?
А может быть, это
воронки от разрывов бомб?..

На Луне и на Сатурне вулканических кратеров нет - только ударные.
А на Сатурне нет и не может быть кратеров, т.к. эта планета состоит преимущественно из газов и не имеет видимой твёрдой поверхности.

Поэт Гумилев написал:

На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей.
На Венере, ах, на Венере
На деревьях синие листья.

Ошибка Гумилева в том, что он назвал планету Венеру звездою. Кроме того, температура на Венере достигает примерно 750К, значит никакой формы жизни там не может быть – не может быть деревьев.

- Луна

Стихотворение Константина Бальмонта "Чары месяца" начинается строками:

Между скал, под властью мглы,
Спят усталые орлы.
Ветер в пропасти уснул,
С моря слышен смутный гул.

Там, над бледною водой,
Глянул месяц молодой,
Волны тёмные воззвал,
В море вспыхнул мёртвый вал..,

Вот уж с яркою звездой
Гаснет месяц молодой.
Меркнет жадный свет его,
Исчезает колдовство.

Скучным утром дышит даль,
Старой башне ночи жаль,
Камни серые глядят,
Неподвижен мёртвый взгляд...

В первом фрагменте действительно описан молодой месяц, но чтобы утром "погаснуть" на фоне зари вместе со звёздами, месяц должен быть старым.

Стихотворение Зинаиды Гиппиус "Мудрость" начинается так:

Сошлись чертовки на перекрёстке,
На перекрёстке трех дорог.
Сошлись к полночи, и месяц жёсткий
Висел вверху, кривя свой рог...

Рог молодого месяца заходит задолго до полуночи, а рог старого месяца восходит перед рассветом.

У Маргариты Алигер читаем:

Проходит ночь - от света и до света.
И сутки - от луны и до луны.
Ни на один вопрос мне нет ответа,
а все они тревогою полны...

На самом деле между восходом Луны и следующим её восходом проходит больше суток (в среднем 24 часа 50 минут), поскольку за сутки Луна вследствие орбитального движения смещается среди звёзд на 13о.

Название темы или раздела по астрономии

Солнечная система

Наша Солнечная система!

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце - звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей целый класс!

(Ж. Парамонова)

Строение Солнечной системы

Как плоская истёртая монета,

На трёх китах покоилась планета.

И жгли учёных-умников в кострах, Тех, что твердили «дело не в китах».

(Наум Олев)

Система Земля-Луна

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

Луна

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

(Р. Алдонина)

Лунный зайчик

Когда уходит Солнце спать

За синий лес, за елей рать,

Лишь только зеркальцу Луны

Лучи его видать…

И тысячи подлунных лет

Нам по ночам его привет

Шлёт Зайчик Солнечный с небес,

Рождая лунный свет.

Да вот беда - никто кругом

Свет солнечный не видит в нём,

И, двери заперев ключом,

Уходят люди в дом.

С ним не играет детвора.

Уходят гуси со двора,

И Зайчик бродит, одинок.

Вздыхая до утра.

Ему лишь кроха-соловей

Выводит трели средь ветвей

О беге дней, красе полей,

И о любви своей…

Да речка, волнами блестя,

Его качает, как дитя…

И Зайчик спит счастливым сном

Весь день под шум дождя.

(В. Топоногова)

Стихи о луне

Чёрное небо, и в нём луна
Серпиком тонким повисла.
Вёдро! Ни капельки не прольёт
Жёлтое коромысло.

***
Тёмная скатерть и дыни ломоть.
Манит ароматная мякоть,
Сулит наслажденье душистая плоть, –
Вот бы кусок оттяпать!:-)

***
Ночью слышна мышей возня, –
Что-то покоя лишило их:
Вместо луны глядит на меня
Сырный кусочек в дырочках.

***
Мир засыпает. День погас.
Звёзды по небу рассыпались.
Уютно поскрипывая в поздний час,
Луны колыбелька выкатилась.
(М. Даценко)

Чья Луна?

– Ты слышал – в Киеве Луна
Прекрасна, точно в Риме?
– Она, должно быть, не Луна,
Хоть носит это имя.

А может, в Киеве видна
Сестра Луны, а не Луна?..

Луна в ответ сказала так:
– Да что я вам, ночной колпак?
Нет, я для всех сияю.
До рубежей мне дела нет.
Дарю Парижу ясный свет,
Каиру и Шанхаю,

Гляжу на Кубу и Тунис,
И мне в пути не надо виз!
(Джанни Родари, перевод С. Маршака)

Естественный спутник Земли - Луна

Ну а спутница Луна
Круглолица и бледна.
Но, пока с Землей вращается,
Диск ее перемещается.
Потому мы видим в ночь
(толь сестра Земли, толь дочь)
В разных фазах появляется,
А народ ей улыбается:
«То блином, а то серпом!
Может спрятаться потом!
И появится опять
Ночь на небе сиять!»

Она ведь не просто на небе сияет,
Луна всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны.
В лунных «морях» нет ни капли воды,
Всюду видны разрушенья следы,
Кратеры, цирки - огромные ямы,
И атмосферы она не имеет.
Жизни там нет! Все об этом жалеют!

«Лунатиков» нет на Луне. Очень жаль!
Мчится ракета в безбрежную даль.
К Марсу теперь свой направим полет,
Глядишь, с «марсианами» нам повезет!

(Ж. Парамонова)

Общие сведения о Солнце

Для того, чья могучая мысль поспевает за Солнцем, весь день - утро.

(Генри Торо)

Что такое Солнце

Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.

(А. Еськова)

Откуда солнышко идёт…

Откуда солнышко идёт
Когда мы спим в кроватках?
Откуда солнышко плывёт
По небу без оглядки?
Быть может, у него есть дом
И там стоит кроватка
Хотя гуляет солнце днём
А ночью спит в ней сладко
К нему в тот дом приходят сны
В снах речка в травах вьётся
Который день всё ждёт весны
А солнце не проснётся
А солнце ленится зимой
Вставать как я с постели
Расшевелят его покой
Сосульки и капели

(С. Карпеев )

Зачем, под вечер, солнышко…

Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!

(Н. Родивилина)

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни как вода кипят,

Горящи там дожди шумят.

(Михаил Ломоносов)

Физическая природа звезд

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся…

Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Эволюция Вселенной

Все изменяется, ничто не исчезает.

Планеты Солнечной системы

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)

Какие светила называются планетами?

На небе есть звёзды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звёзд.

И звёзды ль они? - Нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда -

Совсем не звезда, а планета она!

Планеты, в отличье от звёзд, холодны -

Не светят, лишь свет отражают, увы!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности - вот в чём секрет.

Изучим планеты - поищем ответ.

(Т. Тверитинова)

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Р. Алдонина)

Планета Сатурн

Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна - загадка природы -
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца - боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.

(Ж. Парамонова)

Планета Юпитер

Юпитер - царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит -
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.

А на груди его
Есть «красное пятно».
Откуда появилось?
Пока не решено!
А если б мы с тобойПри использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

«EXCELSIOR - 2012»

Секция АСТРОНОМИЯ

ЛЮДИ И ЗВЁЗДЫ

Игнатьева Вероника, МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа»,

9 класс

Научный руководитель:

Белова Светлана Николаевна, учитель физики МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» Ибресинского района Чувашской республики

Введение.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что многие ученики 9 класса теряются при выборе профессии и их всегда интересуют вопросы: влияет ли Вселенная на характер и судьбу человека при выборе профессии.

Цель моей исследовательской работы : выяснить, влияет ли Вселенная на характер и судьбу человека при выборе профессии.

Задачи исследовательской работы:

  1. Выяснить, связаны ли две науки -астрономия и астрология- между собой.
  2. Узнать, какие черты характера присущи носителям определенного знака зодиака и какие типы специальностей им соответствуют.
  3. Выяснить, под какими знаками зодиака родились учащиеся моего класса.
  4. Найти соответствие между предсказаниями звезд и наблюдениями в чертах характера моих одноклассников.
  5. Сравнить, совпадают ли результаты исследований с теми, что «приписывают» звезды?

Объект исследования : человек.

Предмет исследования: характер человека, его знак зодиака.

Методы исследования: аналитико-статистическая работа со справочной, научно-познавательной и специальной литературой; поиск информации в интернет - ресурсах; проведение опроса среди учащихся нашего класса; подведение итогов.

Ценность полученных результатов: при выборе профессии каждый человек должен знать, какие профессии ему соответствуют по характеру и сделать правильный выбор в жизни.

Источники для написания работы: справочная, научно-познавательная и специальная литература; информации в интернет – ресурсах.

Краткий литературный обзор: 1) Энциклопедия для детей. Астрономия/ ред.коллегия: М. Аксенова и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта. 2)Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К.. Мишиной, А. Зыковой.-М.: Изд-во Эскимо 3) Интернет ресурсы. http://archive.1september.ru/fiz/

Степень изученности данной проблемы: над данной проблемой можно работать вечно, но полученные результаты можно использовать при выборе профессии. Характеристика личного вклада в решение избранной проблемы: я попыталась сопоставить предсказания звезд с личными качествами человека при выборе профессии.

У каждого свой знак Зодиака...

Звезды, планеты, спутники, Вселенная – все это было и есть не до конца разгаданной загадкой. О них писали и пишут свои труды ученые: математики, астрономы, философы, физики. Их воспевают поэты. Люди всегда интересовались тем, как устроен мир, в котором они живут, и задавались многим вопросам, в том числе какое место он занимает во Вселенной…

Е ще древние люди обращали внимание на звездное небо. Тысячелетиями ночуя у костра и глядя на небо, человек усвоил, что от вечера к вечеру звёзды одни и те же, не меняется и расстояния между звёздами. Человеческий глаз, не оснащенный никакими приборами, способен увидеть 3 тысячи звезд. Для того, чтобы ориентироваться на небе древние люди группировали яркие звёзды по взаимным расположением, со ставляющих какую-либо фигуру. Эти звёзды мыс ленно соединяли прямыми линиями. И эту группу звёзд называли созвездием. Например, созвездие Большой Медведицы - это семь очень ярких звёзд, соединённых прямыми линиями. Однако из-за своего длинного хвоста созвездие Большой Медведицы не похожа на медведицу, а напоминают, скорее ковш или кастрюлю. Так и с другими созвездиями… Почти ни когда в этих фигурах нет сходства с теми предметами, именами которых древние астрономы эти фигуры символически назвали. Ф антазия древних населила небо мифическими существами и зверями, из которых многих нет ни в одном зверинце на Земле. Эти названия сохранились и по настоящее время.

Сейчас под созвездием понимают целую область на небе внутри определённых границ. К созвездию относят все звёзды, которые видны в этой области неба. Астрономы насчитывают 88 созвездий. Каждое созвездие имеет свое имя. У всех у них очень красивые и поэтичные имена. Согласно мнению астрологов лишь 12 созвездий на небосводе влияют на жизнь и судьбу людей. Астрологи называют эти созвездия «знаками Зодиака». Так, согласно астрологам факт рождения под определённым знаком оказывает влияние на личность человека . Так ли это? Мне это и хотелось выяснить.

Что же такое астрология? Само слово «астрология» (греческое) от «астрон»- «звезда» и «логос»- «учение» . Астрология - это учение, которое пришло к нам из глубокой древности. В его основе лежит лишь древняя вера в то, что все события в жизни людей определяются небесными силами. Высказывания об астрологии очень разнообразны. Хотя большинство астрономов к астрологии относятся очень скептически, есть общепризнанный факт, что Солнце влияет на жизнь и здоровье людей. Значит Земля, её прошлое, настоящее и будущее действительно связано с космосом? И я думаю, раз мы верим в бога, почему бы не поверить в такую науку, как астрология?

Исследование 1.

Согласно астрологам каждому носителю определенного знака зодиака соответствуют определённые типы специальностей (Приложение1).

Я решила это проверить. Для этого по методике Голланда выяснила, какие типы специальностей по признаку предмета труда соответствуют моим одноклассникам и сравнила с теми, какие «приписывают» звёзды. Психолог Голланд создал специальную методику, которая позволяет точно определить социальный характер человека и его предрасположенность к той или иной профессии. В этом мне помогли результаты тестирований, которые проводила классная руководительница на уроках профессионального самоопределения (Приложение2). После сравнения получилось, что у 22 учащихся типы специальностей по признаку предмета труда по методике Голланда на 79% совпадают с теми, что «приписывают» звёзды.

Исследование 2.

Согласно астрологам каждому носителю определенного знака зодиака соответствуют также и определённые черты характера (Приложение 1).

Следующее исследование было направлено на то, чтобы выяснить , какие черты характера присущи носителям определенного знака зодиака среди моих одноклассников и совпадают ли черты характера с теми, что им приписывают астрологи. Я провела опрос среди учащихся своего класса. Из огромного количества тестов мы выбрали самый простой тест. Это тест на выявление характера. (Приложение 3). Тест заключается в выборе среди геометрических фигур той, которая более всего нравится. Можно выбрать или квадрат, или прямоугольник, или треугольник, или круг, или зигзаг. А после этого – узнать об особенностях характера каждого.

Здесь сопоставить было гораздо сложнее, так как характеры у всех разные. Примерных совпадений у меня получилось15, это 54%. Намного меньше, чем в первом исследовании. После этого исследования у меня создалось впечатление, что, наверное, лучше не стоит верить предсказаниям звёзд. Но я натолкнулась на одну очень интересную статью, называется « КОРОЛЬ И АСТРОЛОГ».

Интересный случай рассказывают об астрологе французского ко роля Людовика Х1 (1461-1483 п.), властелина жесткого и лукавого. Этот астролог имел несчастье предсказать смерть любимой дамы короля, она действительно умерла. Тогда король велел позвать астролога и приказал своим палачам быть наготове, чтобы по его знаку увести предсказателя и казнить. Когда астролог явился, король спросил его: «Ты вот считаешь себя искусным, что знаешь хорошо судьбы людей. Тогда скажи немедленно, сколько времени осталось жить тебе самому?» Астролог понял ловушку. Не растерявшись, он спокойно ответил: «Ваше величество! Звёзды показали мне, что я должен умереть за три дня до вaшeй кончины». Суеверный король не только отменил казнь, но и позаботился наилучшим образом о здоровье астролога и его полной безопасности . Если верить истории, то предсказание звёзд помогло сохранить человеку свою жизнь, а это многого стоит.

Заключение.

Проводя свои исследования я: 1) узнала, что науки астрономия и астрология - это абсолютно разные науки, хотя возможно, что они тесно связаны между собой и 2) пришла к выводу, что звезды всё - таки имеют влияние на характер, а возможно и на судьбу человека, хотя это научно не доказано. А также я считаю, что нужно заниматься исследованием этой темы и, возможно, через некоторое время можно будет безошибочно предсказать судьбу человека и определить, какое место он занимает во Вселенной, только один вопрос останется нерешенным: «захочет ли сам человек знать, что ждет его в будущем?» Ведь никто не ручается за то, что судьбы всех людей окажутся благополучными, а пока мы не знаем, что ждет нас впереди, мы счастливы… В заключении хочется отметить слова американского психолога Саманты Дэвис «Гороскоп - лишь схема, путь мы выбираем сами» …

Приложение 1.

12 созвездий на небосводе, которые влияют на жизнь и судьбу людей.

Каждому носителю определенного знака зодиака астрологи приписывают определённые черты характера.

1) Люди, родившиеся под знаком Овна: -по характеру: безрассудные первопроходцы, восторженные энтузиасты, эгоистичные, любят полную свободу и не терпят препятствий, оптимистичные и честолюбивые;

2) Люди, родившиеся под знаком Тельца: - по характеру: терпеливые, выносливые, упорные, трудолюбивые, любят уют, красоту, эмоциональные, но подозрительные и осторожные. Любит заводить знакомства.

По признаку предмета труда: "человек - природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

3) Люди, родившиеся под знаком Близнецов: -по характеру: любопытные исследователи, обаятельные, интеллектуальные, общительные. Им свойственна двойственность психического склада. Они не знают и не понимают себя.

По признаку предмета труда: "человек -знаковая система", "человек - человек", "человек - художественный образ".

4) Люди, родившиеся под знаком Рака: -по характеру: мудрые, бескорыстные в любви, мечтательные. Они любят науку, увлекаются религией, имеют загадочный характер;

По признаку предмета труда: "человек - техника", "человек - человек", "человек - художественный образ", "человек - знаковая система", "человек- живая природа".

5) Люди, родившиеся под знаком Льва: -по характеру: властные, щедрые, вспыльчивые, любят делать другим богатые подарки и получать подарки от других, ставят себя всегда в центр мира. Лев - символ мужества и силы, мудрости. Умеют управлять людьми, обладают благородством, достоинством.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек- художественный образ".

6) Люди, родившиеся под знаком Девы. - по характеру: тщательные, скрупулезные, аккуратные, бережливые, изобретательные, отвергающие себя ради других. Они обладают острым аналитическим умом и практической сообразительностью.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

7) Люди, родившиеся под знаком Весов: - по характеру: трудолюбивые, коллективные, неуверенные, требующие от других сплочения и совместных действий. Весы - символ приветливости, вежливости, справедливости. Родившиеся под этим знаком обладают развитым художественным вкусом, способностью к внутренней и внешней гармонии. Весы баловень судьбы.

По признаку предмета труда: "человек - художественный образ", "человек- техника", "человек- знаковая система", "человек - живая природа".

8) Люди, родившиеся под знаком Скорпиона: - по характеру: сверхчувствительные, проницательные, мстительные, упорные, готовые плыть против течения, железная воля. Люди этого знака малопонятны даже астрологам.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - живая природа", "человек - техника".

9) Люди, родившиеся под знаком Стрельца:

По характеру: мудрые, искренние, порядочные, честные, принципиальные, энергичные, самодовольные, при этом добрые, бескорыстные и покладистые. Они готовы помогать всем, кому нужна помощь.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - художественный образ".

10) Люди, родившиеся под знаком Козерога:

По характеру: бесстрастны, осторожны, бдительны, рассудительны, обладают сильным характером, домосед, упорны, стремятся достичь избранной цели, серьёзны, с огромным чувством долга, надеется только на себя.

По признаку предмета труда: "человек - художественный образ", "человек - человек", "человек - знаковая система".

11) Люди, родившиеся под знаком Водолея:

По характеру: бунтари, инстинктивно чувствуют, что старые традиции неправильны, что людям и миру нужны резкие перемены, подвержены мгновенным и совершенно неожиданным изменениям в жизни;

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек- художественный образ", "человек- живая природа".

12) Люди, родившиеся под знаком Рыбы:

По характеру: гордые, мечтательные, религиозные, нелогичные, живут в своих фантазиях, противоречивы, постоянно ищут лучшего.

По признаку предмета труда: "человек - художественный образ", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - техника".

Приложение 2. Сравнительная таблица.

Первое исследование, которое я провела: совпадают ли типы специальностей по признаку предмета труда по методике Голланда с теми, какие «приписывают» звёзды (22 совпадения - это 79%).

Фамилия, имя

Дата

Знак Зодиака

Результаты теста Голланда

Алексеева Катя

22.05.1996

Близнецы

«человек- человек»

Арланов Артем

29.06.1997

Рак

"человек - техника"

Бронникова Эля

02.02.1997

Водолей

"человек – худ. образ"

Валериянов Дима

22.04.1997

Телец

"человек - техника"

Васильева Любовь

10.02.1997

Водолей

"человек – худ. образ"

Васильев Виталий

08.05.1997

Телец

"человек - техника"

Гаврилова Татьяна

25.02.1997

Рыбы

«человек- человек»

Ефремова Вероник а

29.01.1996

Водолей

"человек – худ. образ"

Зайцева Диана

05.05.1996

Телец

«человек- человек»

Иванов Александр

29.01.1996

Водолей

"человек – худ. образ"

Иванова Татьяна

17.01.1997

Козерог

"человек – худ.образ"

Игнатьева Вероника

31.10.1996

Скорпион

«человек- человек»

Ильин Пётр

25.08.1996

Дева

«человек- человек»

Козлова Диана

28.04.1997

Телец

«человек- человек»

Коннов Михаил

26.02.1997

Рыбы

«человек- человек»

Максимов Максим

19.04.1996

Овен

«человек- человек»

Максютов Илья

11.09.1996

Дева

"человек - знаковая систем"

Орлова Анастасия

30.11.1996

Стрелец

«человек- человек»

Павлов Антон

27.11.1996

Стрелец

"человек - человек"

Петров Михаил

27.03.1996

Овен

"человек – худ.образ"

Петрова Рина

09.02.1997

Водолей

«человек- человек»

Савельева Елена

17.10.1996

Весы

"человек – худ. образ"

Сергеев Андрей

24.10.1996

Скорпион

"человек - техника"

Сибетов Александр

27.03.1996

Овен

"человек - техника"

Соснова Валентина

28.08.1996

Дева

"человек – худ. образ"

Степанова Раиса

23.08.1996

Лев

"человек - живая природа"

Хакимова Яна

09.04.1996

Овен

«человек- человек»

Цветкова Екатерина

04.06. 1996

Рак

"человек – худ.образ"

Приложение 3.

Тест на выявление характера.

Тест заключается в выборе среди геометрических фигур той, которая более всего нравится. Можно выбрать или квадрат, или прямоугольник, или треугольник, или круг, или зигзаг.

*Если человек выбрал квадрат, ему присущи такие черты характера, как старательность, трудолюбие, стремление доводить дело до логического конца. Он - друг порядка и любит класть все вещи на отведённые для них места. В то же время его отличает некоторая придирчивость к другим.

*При выборе человеком прямоугольника, можно констатировать, что этот человек является интересным и любознательным, с лёгкостью усваивающим знания, любящим всё новое. Однако в ряде случаев для данного человека проблематично определение того, что ему более всего нравится, определение самого главного.

*Человек, которому нравится треугольник, отличается целенаправленностью. Его нелегко удержать, когда он следует к выбранной цели. Он не против покомандовать другими. Но для него вполне реально прийти к растерянности при возникновении у другого человека желания поверховодить.

*Выбравший круг человек - доброжелательный. Ему свойственно желание оказывать помощь другим, переживать за них. Однако не всегда его желания сопровождаются конкретными поступками.

*Для человека, выбравшего зигзаг характерно что-то постоянно выдумывать. И не всегда эти выдумки отличаются безобидностью. Поступки такого человека трудно предсказуемы, а словам едва ли стоит верить.

Фамилия, имя

Знак Зодиака

По гороскопу

По выбору фигуры

Результат

Алексеева Катя

Близнецы

любопытен, обаяте лен, общителен

не совпал

Арланов Артем

Рак

загадочный характер

совпал

Бронникова Эля

Водолей

благородная, возвышенная натура

постоянный выдумщик, поступки не предсказуемы

совпал

Валериянов Дима

Телец

любят уют, упорные

эмоциональны, терпеливы

трудолюбие, любящие порядок, упорные, старательные

совпал

Васильева Любовь

Водолей

благо родная и возвышенная натура

трудолюбие, любящие порядок, упорные

не совпал

Васильев Виталий

Телец

совпал

Гаврилова Татьяна

Рыбы

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Ефремова Вероник а

Водолей

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Зайцева Диана

Телец

эмоционален, любит заводить знакомства

совпал

Иванов Александр

Водолей

благо родная и возвышенная натура,

любознательны, легко усваивают знания

совпал

Иванова Таня

Козерог

домосед, стремится к избранной цели

любознательны, любящие всё новое

совпал

Игнатьева Вероника

Скорпион

дела расходятся с поступками

не совпал

Ильин Пётр

Дева

любит ясность и четкость

любознательны, любящие всё новое

совпал

Козлова Диана

Телец

Эмоциональны, терпеливы, любят заводить знакомства

дела расходятся с поступками

не совпал

Коннов Михаил

Рыбы

лучшие качества всех членов Зодиака

совпал

Максимов Максим

Овен

оптимизмом и честолюбием

старательны, любят порядок, трудолюбивы

совпал

Максютов Илья

Дева

любит ясность и четкость

дела расходятся с поступками, но добрые

совпал

Орлова Анастасия

Стрелец

бескорыстен во всем

любознательны, любящие всё новое

совпал

Павлов Антон

Стрелец

бескорыстен во всем

мудрые

целенаправленны, не против покомандовать

не совпал

Петров Михаил

Овен

оптимизмом и честолюбием

постоянный выдумщик, поступки не предсказуемы

совпал

Петрова Рина

Водолей

благо родная и возвышенная натура,

старательны, любят порядок, трудолюбивы

не совпал

Савельева Елена

Весы

баловень судьбы - ему все удаст ся

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Сергеев Андрей

Скорпион

желез ную волю в выполнении долга

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Сибетов Александр

Овен

оптимизмом и честолюбием

целенаправленны, не против покомандовать

не совпал

Соснова Валентина

Дева

любит ясность и четкость

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Степанова Раиса

Лев

во всем будет стремиться к блеску

постоянный выдумщик, поступки не предсказуемы

совпал

Хакимова Яна

Овен

оптимизмом и честолюбием

любознательны, любящие всё новое

не совпал

Цветкова Катя

Рак

загадочный ха рактер

любознательны, любящие всё новое

совпал

Здесь сопоставить гораздо сложнее. Совпадений -15, это 54%.


Районная научная конференция младших школьников

Секция «Физика»

Небесные тела

ученица 2 «А» класса

ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье

Руководитель: Тумановская Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье

с. Приволжье

Введение………………………………………………………………..

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть:

1.1. Телескоп……………………………………………………

1.2. Как пользоваться телескопом…………………………….

1.3. Астрономический бинокль……………………………….

1.4. Что такое звёзды…………………………………………...

1.5. Что такое созвездие………………………………………..

1.6. Сокровища Солнечной системы………………………….

Глава 2. Практическая часть:

2.1. Наблюдение небесных объектов разными способами….

2.2. Как устранить выявленную проблему…………………..

Заключение……………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………...

I. Введение

Я, Ревина Ксения, учусь во 2 «А» классе. По своей натуре я очень любознательный человек. Еще на уроках окружающего мира в 1-м классе меня заинтересовали темы про звездное небо. Огромный интерес к данной теме у меня вызвал друг нашей семьи, учитель физики и астрономии - Владимир Николаевич Асташин. При каждом приезде к нам в гости, он привозит телескоп и ведёт наблюдение за отдельными объектами небосвода, и фотографирует эти объекты.

Для меня изучение небесных тел стало актуальным, т.к. в школьной программе в последние годы отсутствует предмет астрономии и данную тему возможно изучать только самостоятельно или на кружке.

Объект исследования: звёздное небо в районе ул. Лермонтова с. Приволжья в разное время суток.

Предмет: небесные тела.

Цель исследования: ознакомительная.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

    изучить назначение астрономического бинокля и телескопа;

    научиться правилам пользования телескопом;

    провести сравнительное наблюдение небесных тел разными способами (невооруженным глазом, с помощью астрономического бинокля и с помощью телескопа);

    оформить фотоотчет по наблюдаемым объектам в виде презентации;

    провести беседу с учащимися класса по результатам работы.

Гипотеза исследования : можно предположить, что проведенная мною работа вызовет интерес к изучению и наблюдению за звёздным небом у других учащихся.

В свой работе я использовала следующие методы.

Методы исследования:

    сбор информации из книг, ресурсов Интернета;

    беседа с учителем физики и астрономии, с библиотекарем;

    наблюдение с использованием астрономического бинокля и телескопа Селестрон;

    фотосъёмка;

    обобщение полученных данных.

II . Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

Путешествия на другие звезды - заветная мечта человечества. Но даже от ближайших светил нас отделяют такие гигантские расстояния, что космическая экспедиция пока кажется совершенно нереальной.

Много интересного можно узнать, если наблюдать за звездным небом.

Наука, изучающая звезды, называется астрономия (от греч. астра – «звезда»).

1.1. Телескоп

Чтобы наблюдать за звездами был изобретен специальный прибор – телескоп . С греческого телескоп переводится как «далеко вижу» - инструмент, который помогает в наблюдении удаленных объектов путем сбора электромагнитного излучения (например, видимого света).

Телескоп представляет собой трубу (сплошную, каркасную), установленную на монтировке, снабжённой осями для наведения на объект наблюдения и слежения за ним. Визуальный телескоп имеет объектив и окуляр. Задняя фокальная плоскость объектива совмещена с передней фокальной плоскостью окуляра. В фокальную плоскость объектива вместо окуляра может помещаться фотоплёнка или матричный приёмник излучения. Телескоп фокусируется при помощи фокусера (фокусировочного устройства). Кроме того, для наблюдений за Солнцем профессиональные астрономы используют специальные солнечные телескопы, отличающиеся конструктивно от традиционных звездных телескопов.

Существуют телескопы для всех диапазонов электромагнитного спектра: оптические телескопы, радиотелескопы, рентгеновские телескопы, гамма-телескопы.

1.2. Как пользоваться телескопом

Для начала нужно произвести настройку телескопа.

Перед дальнейшей работой с телескопом нужно убедиться, что он стоит на ровной поверхности, и рядом с ним нет источников крошек и пыли, которые могут нанести урон оптике устройства.

Прежде чем в первый раз посмотреть в телескоп, важно проверить наличие солнечного фильтра. Работа с телескопом без него крайне опасна и чревата ухудшением зрения. С осторожностью наблюдайте за Солнцем, и не фокусируйтесь на нем долгое время, иначе могут перегреться и прийти в негодность чуткие к температурам детали оптики телескопа.

Если вы используете устройство для фиксации своих наблюдений, то всегда выполняйте настройку заново после подключения и отключения камеры.

Если телескопом пользуется ребенок до 15 лет, то рядом с ним обязательно должны находиться взрослые.

1.3. Астрономический бинокль

Астрономический бинокль (бинокуля́р) - бинокль, предназначенный для наблюдения астрономических объектов: Луны, планет и их спутников, звёзд и их скоплений, туманностей, галактик и т. д.

Бинокль легко навести на нужный небесный объект, поэтому они широко используются для наблюдения ночного неба даже при наличии телескопа.

Стереоскопического изображения не получается даже для удалённых наземных объектов, но использование сразу двух глаз облегчает наблюдение звёздного неба (в частности, не надо жмуриться). Любители астрономии обычно используют призменные бинокли, полевые или военные. В отличие от телескопов, окуляры астробинокля несъёмные.

С помощью телескопов астрономы на специальных станциях, обсерваториях, наблюдают и изучают звездное небо.

1.4. Что такое звёзды

Звезда – это излучающий свет массивный газовый шар.

Ближайшая к Земле звезда – Солнце .

Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зернышка проса, то Солнце будет размером с крупный арбуз.

Земля и Солнце (фотомонтаж с сохранением соотношения размеров)

Эт о часто встречающееся желтая звезда, которую ученые назвали Солнце, в честь древнего римского имени. Вот почему наша система планет называется Солнечной системой . Есть триллионы других звезд во В селенной, такие же, как наше Солнце. Многие из этих звезд имеют свои собственные системы планет, спутники, астероиды и кометы. Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца. В дополнение к планетам, Солнечная система также состоит из спутников, комет, астероидов, малых планет, пыли и газа.

Свет от Солнца, может достигнуть Земли всего за 8 минут! Это и есть скорость света. Солнце находится на расстоянии от Земли почти 93 миллиона миль (это около 145 млн км) .

1.5. Что такое созвездие

Давным-давно люди, рассматривая звездное небо, заметили, что некоторые скопления звезд напоминают фигуры людей, мифических героев, животных, предметы, и такие скопления звезд астрономы назвали созвездиями.

Знание созвездий – это азбука астрономии, но она необходима не только астрономам. По звездам часто ориентируются летчики, моряки, туристы, путешественники, разведчики.

1.6. Сокровища Солнечной системы

Рассмотрим некоторые небесные объекты, на которые в практической части моей работы мы обратили особое внимание и сделали их фотографии.

Луна является попутчицей Земли в космическом пространстве. Это единственный естественный спутник и ближайшее к нам небесное тело. Среднее расстояние до Луны – 384000 километров. Ежемесячно Луна совершает полное путешествие вокруг Земли. Она светится только светом, отраженным от Солнца, так что постоянно одна половина Луны, обращенная к Солнцу, освещена, а другая погружена во мрак. Какая часть освещенной половины Луны видна нам в данный момент, зависит от положения Луны на ее орбите вокруг Земли. По мере движения Луны по орбите ее форма, как нам кажется, постепенно, но непрерывно меняется. Различные видимые формы Луны называются ее фазами. В некоторые дни Луна совсем не видна на небе. В другие дни она имеет вид узкого серпа, полукруга и полного круга. Луна подобно Земле является темным, непрозрачным круглым телом. Полный цикл фаз заканчивается и начинает повторяться через каждые 29,59 суток. Луна вращается относительно Солнца с периодом, равным синодическому месяцу, поэтому день на Луне длится почти 1.5 суток и столько же продолжается ночь. Не будучи защищена атмосферой, поверхность Луны нагревается днем до + 110 о С, а ночью остывает до -120° С. Даже невооруженным глазом на Луне видны неправильные темноватые протяжённые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя и было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, которым положил начало в 1610 Г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны.

Луна (реальный снимок с телескопа Селестрон 26.07.2015)

Земля и Луна (фотомонтаж с сохранением соотношения размеров)

Следующая остановка в нашем путешествии по Солнечной системе – одна из самых захватывающих. Планета Сатурн является самой дальней планетой, которую можно увидеть с Земли без телескопа.

Это шестая планета от Солнца, огромный и яркий газовый гигант, который окружают тысячи сверкающих колец. Интересно, что, чем ближе к планете – тем больше можно разглядеть. То, что изначально могло показаться двумя большими кольцами – на самом деле состоит из тысяч маленьких и в совокупности является системой Сатурн. Вокруг всей этой красоты есть система из 62 лун, от карликовых спутников до гигантов. Семь из них достаточно велики, чтобы вызвать интерес для нашего исследования. Всё это планета Сатурн с его загадочной системой колец и спутников.

Сатурн (фотомонтаж)

Бесспорно, самой яркой чертой системы Сатурна являются его кольца. Весь этот комплекс – большое скопление частичек льда. Их величина варьируется от пылинок до больших льдин, размером с автомобиль. Несмотря на то, что их окружность – 282 000 километров, толщиной они всего около мили. Именно из-за этого, если смотреть со стороны, колец не видно. Впервые кольца Сатурна в 1610 году заметил в телескоп Галилео Галилей. Первые исследования показали, что у планеты только два кольца. Но позже, благодаря экспедициям в Солнечную систему, выяснилось, что колец гораздо больше. Последние наблюдения показывают, что все это очень сложная структура из толстых и тонких областей и спиралевидных скоплений. Кроме того, выяснилось, что некоторые кольца находятся на одном месте благодаря силе притяжения малых спутников, которые принято называть Спутниками Пастухами.

Сатурн (реальный снимок с телескопа Селестрон 26.07.2015)

Орбита некоторых малых лун Сатурна проходит или внутри колец, или очень близко к ним. Их гравитация выстраивает кольца в ровные линии, они же – причина промежутков между кольцами. Именно эти спутники называют Спутниками Пастухами, из-за эффекта собирать вместе кольца.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Наблюдение небесных объектов разными способами

Беседа и работа совместно с учителем физики и астрономии МБОУ Лицей авиационного профиля № 135 - Владимиром Николаевичем Асташиным.

В ходе наблюдения за небесными телами у меня возникало много вопросов, на которые мне Владимир Николаевич давал исчерпывающие ответы. Он рассказал, что такое телескоп и показал, как с ним правильно работать.

Для сравнения я наблюдала небесные объекты в разное время суток несколькими способами:

    невооруженным глазом;

    с помощью астрономического бинокля;

    с помощью телескопа.

Для себя я сделала очень интересные выводы. Например, мы видим невооруженным глазом на небе 1 звезду, а на самом деле это может быть двойная звезда, которую можно разглядеть только через телескоп (это звезда Альбирео).

В дневное время мы наблюдали с помощью телескопа пятна на Солнце.

Вечером и ночью мы рассматривали лунную поверхность, на которой отчетливо видны кратеры и «моря». Я увидела, как выглядит планета Сатурн; Туманность Андромеды - ближайшая к Млечному Пути большая галактика.

Мы рассматривали звёздные скопления: Плеяды и шаровое звёздное скопление М-13 в Геркулесе.

Еще я познакомилась с новыми созвездиями:




    созвездие Геркулес;

    созвездие Персей;

    созвездие-астеризм Кассиопея одно из самых примечательных не только в северном полушарии, но и на всем звездном небе. Кассиопея имеет характерный вид латинской буквы W или же перевернутой М;

Теперь я знаю самые яркие звёзды: Вега, Арктур, Денеб, Альтаир.

В ночь с 12 на 13 августа 2015 года мы наблюдали такое явление, как «звездопад» - Персеи́ды - метеорный поток, ежегодно появляющийся в августе со стороны созвездия Персея. Образуется в результате прохождения Земли через шлейф пылевых частиц, выпущенных кометой Свифта-Туттля. Мельчайшие частицы, размером с песчинку, сгорают в земной атмосфере, образуя звёздный дождь. Сначала он «проливается» с наибольшей силой, затем постепенно слабеет.

Во время наблюдений в ночное время, я заметила, что на участке неба в районе нашей улицы Лермонтова проходят авиалинии: над нами пролетели несколько самолётов как в одну, так и в обратную сторону. Оказывается, ночью также можно наблюдать большое количество движущихся спутников, в том числе и МКС (Международная космическая станция).

По результатам наблюдений в приложении мною составлен фотоотчёт в виде презентации.

2.2. Как устранить выявленную проблему

Беседа с библиотекарем Центральной детской библиотеки Мещерековой Ниной Васильевной.

В ходе исследования мне понадобилось изучение дополнительной специальной литературы. Я обратилась в Центральную детскую библиотеку с. Приволжья к библиотекарю Мещерековой Нине Васильевне.

Вот, что она ответила на мои вопросы:

1. Много ли книг о космосе есть в детской библиотеке?

- К сожалению, по данной тематике в фонде нашей библиотеки находится небольшое количество книг.

2. Как часто дети обращаются за специальной литературой о звёздном небе?

- Очень редко.

Следовательно, возникла проблема : малый интерес детей к изучению специальной литературы и наблюдению за звёздным небом.

Как устранить выявленную проблему?

Я считаю, что необходимо:

    Обратить внимание учащихся на актуальность тем о космосе. Вокруг нас много интересных небесных объектов, которые мы можем наблюдать ежедневно, но очень мало о них знаем.

    Подготовить и провести для учащихся начальных классов классный час «Загадки звёздного неба».

III . Заключение

На одном из классных часов я провела беседу с учащимися класса по результатам моей работы. Я задала им несколько вопросов:

    Вы любите смотреть на звезды? И запрокинув голову отыскивать знакомые созвездия, звёзды и планеты? (Все ответили – да).

    Понравился ли вам мой рассказ о наблюдениях звёздного неба?

Большинство ребят ответили, что им очень понравился мой рассказ, и они захотели также почитать книги о небесных телах, но больше всего им захотелось посмотреть в телескоп, что подтверждает мою гипотезу , выдвинутую в начале работы.

В заключение своей работы мне хотелось бы отметить следующее.

Звёздный купол над нами – это безграничный мир, полный тайн и загадок. А изучение его - это необыкновенно интересный и потрясающий воображение процесс.

Мне очень понравилось вести наблюдение за небесными объектами, узнавать что-то новое о них. Я надеюсь, что и в дальнейшем у меня будет возможность также наблюдать с помощью специальных астрономических приборов. И, возможно, в следующий раз я расскажу об одном из небесных тел более подробно.

IV . Работая над темой, я познакомился со следующей литературой:

    Космос: [энциклопедия: для мл. шк. возраста] / [авт. : Житомирский С. В. [и др.] ; сост. А. В. Волкова; худож. А. Г. Данилова [и др.]. - М.: РОСМЭН, 2010. - 95 с.: цв. ил. - (Моя первая энциклопедия). - Указ. : с. 94-95.

    Левитан Е. П. Сказочная Вселенная: увлекательная энциклопедия для будущих астрономов и космонавтов, а также для всех любознательных ребят: [для мл. шк. возраста] / Ефрем Левитан; [худож. Т. Гамзина-Бахтий]. - М.: Изд. дом Мещерякова, 2010. - 503, с. : цв. ил.

    Необыкновенные приключения Пети в космосе: [для чтения взрослыми детям] / [текст А. Иванова, М. Малороссияновской; рис. К. Елькиной]. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2011. - с. : цв. ил.

    Порцевский К. А. Моя первая книга о космосе: [для мл. шк. возраста] / К. А. Порцевский; [ил. А. И. Безменова, А. Г. Даниловой, Н. В. Данильченко и др.; оформл. серии Л. Д. Андреева]. - М. : РОСМЭН, 2011. - 95 с. : цв. ил. - (Моя первая книга). - Указ.: с. 94-95.

    Ранцини Ж. Космос. Сверхновый атлас Вселенной: ил. справ. с картами созвездий / Жанлука Ранцини; [пер. с итал. Г. Семеновой]. - М. : Эксмо, 2010. - 216 с. : цв. ил. – Слов.: с. 213-214. - Алф. указ.: с. 215-216.

    Фарндон Д. Детская энциклопедия космоса: [для детей дошк. возраста ] / Джон Фарндон; пер. с англ. Н. Конча. - М.: Эксмо, 2011. - 144 с.: цв. ил. - Слов. : с. 138-142. - Указ.: с. 143-144.

    Фантазеры. Путешествие в космос [Электронный ресурс] : [развивающая программа: для детей от 5 лет] / авт. программы: И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В. Воробьева, А.Ю. Кремлева. - М. : Новый Диск, 2011. - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM) : зв., цв. - (Творческая мастерская для детей).

    Брашнов Д. Удивительная астрономия: [из серии: О чем умолчали учебники] / Дмитрий Брашнов. – ЭНАС-книга, 2014. – 200 с.: цв. ил. 61.