Выплаты семьям при рождении второго ребенка. Размеры и порядок получения выплат и пособий при рождении второго ребенка Комаричи детское пособие на второго ребенка

Зоя Разумная

Конспект беседы «17 сентября - День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме "Брянщина-мой любимый край"

Цель: расширить представление детей о родном крае, его достопримечательностях, ярких исторических событиях, знаменитых людях, прославивших наш край.

Образовательные: формирование представлений о символике родного края и города (герб г. Брянска, Герб Брянской области).

Развивающие: развивать умение составлять связный описательный рассказ.

Воспитательные: воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, чувство гордости за свою малую родину; формировать бережное к ней отношение.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о Брянске, беседа "Наша Родина - Россия", "Символика России", оформление выставки детских рисунков "Брянщина - мой любимый край", рассматривание символики города Брянска, фотографий с изображением достопримечательностей города.

Оборудование: фотографии, иллюстрации с изображением достопримечательностей Брянска, гербы Брянска и области, карта Брянской области, флаг.

Планируемые результаты:

Дети знают и умеют рассказать об основных достопримечательностях города.

Дети должны иметь представление о символике родного города, края.

Дети имеют представление о знаменитых земляках,

прославивших родной край, интересуется событиями прошлого и настоящего родного края.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение.

Каждый город хорош,

В каждом люди красивые,

И глаза у любимых повсюду ясны.

Но во всей необъятной, синеокой России

Для меня самый лучший - мой Брянск у Десны. (М. Юницкая)

Воспитатель: ребята, почему город называется Брянск? (ответы детей).

Воспитатель: правильно, густые, непроходимые леса покрывали Брянский край в далёком прошлом. Город, расположенный в лесных дебрях, древние жители края называли Дебрянском (от слова "дебри"). Со временем название приобрело звучание Брянск. Городу Брянску более тысячи лет.

Воспитатель обращает внимание детей на карту Брянской области.

Воспитатель: посмотрите это карта Брянской области, а Брянск - главный город области, в которой мы с вами живем.

Воспитатель: Наш город Брянск имеет свой герб, гимн, флаг. Может быть, кто-то знает, какой гимн у города Брянска? ("Шумел сурово Брянский лес").

(просушивание гимна Брянска)

Воспитатель: Какую форму имеют герб Брянска? (ответы детей)

Воспитатель : Какую форму имеет герб Брянской области (ответы детей)

Воспитатель: Что символизирует мортира?

Что означают лучики?

Что символизирует елочка?

Какими ленточками оплетены венки? (ордена Ленина и медали "Партизан Великой Отечественной войны").

Воспитатель: Брянск - это город партизанской славы. А теперь мы совершим небольшое путешествие в прошлое нашего города.

Воспитатель: как вы думаете, почему городу Брянску присвоено звание - город партизанской славы? (ответы детей).

Брянский край известен во многих уголках России своим партизанским движением в годы Великой Отечественной войны. В эти годы наши земляки проявляли мужество, героизм в борьбе с фашистами. Многим из них было присвоено звание героев. В память о них люди воздвигли памятники, назвали в их честь улицы.

Мы всё дальше и дальше уходим от военной поры. Гитлеровское нашествие принесло нашему народу невиданные страдания, муки и лишения, но война с первых же дней выявила могучую силу морального духа, глубокое понимание того, что судьба страны, отчего дома, семьи - в руках каждого из нас. Мы всегда будем помнить о тех, кто не щадил себя для победы над врагом.

Средь многих дат одна есть дата,

Которая так сердцу дорога.

В сентябрьский день советские солдаты

Освободили край наш от врага.

17 сентября жители Брянщины ежегодно празднуют, день освобождения области от немецко-фашистских захватчиков.

Эта дата вызывает в сердце каждого радость и горе, счастье и боль, великую гордость за свой народ, его мужество и героизм.

Весь под ногами шар земной,

Живу, дышу, пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они… /Песня из к/ф «Офицеры» /.

День освобождения Брянщины - долгожданный, светлый день великой победы над фашизмом. Героической борьбой этот день приближали 139 партизанских отрядов, объединённых в 27 бригад, в которых насчитывалось свыше 60 тысяч бойцов и командиров.

780 дней хозяйничали на Брянщине оккупанты. Это самые страшные, кровопролитные годы за всю историю города. За время оккупации были расстреляны, сожжены и замучены 80тысяч человек мирного населения.

Героический подвиг, совершённый советскими людьми на оккупированной гитлеровцами земле, показал, что наш народ в любых, самых трудных условиях, всегда остаётся верным своей родине.

Родина высоко оценила подвиг Брянских партизан и подпольщиков. Свыше 16 тысяч из них были награждены орденами и медалями. А 12 из них удостоены звания Герой Советского Союза.

О славных героических подвигах наших земляков напоминает каждый километр родной земли, политой кровью, отмеченный воинскими захоронениями. И мы должны поклониться тем, чей прах покоится под тяжелыми плитами памятников и братских могил.

Город Брянск прославили не только во время войны. В мирное время в городе жили и живут знаменитые люди: поэты, писатели, художники.

Воспитатель: В Брянске есть памятные места, которые дороги сердцу каждого жителя города. Представьте, что вы экскурсоводы, о чем бы вы хотели рассказать гостям Брянска и Брянской области?

Рассказы детей по фотографиям и иллюстрациям о достопримечательностях города.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень интересно рассказывали.

Кто знает, как называется этот памятник? (гранитная стела в честь присвоения Брянску звания города воинской славы).

Воспитатель: Правильно, Брянск - город партизанской и воинской славы.

Бывали годы тяжкие, лихие,

Но город Брянск перед любой бедой

Не уронил достоинства России,

Великой чести русских городов.

Наша родная Брянщина развивается, с каждым годом становится всё краше и краше. .

День освобождения Брянщины - это не только день радости, но и день скорби. Из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. И их с каждым годов остается всё меньше и меньше.

Итог занятия.

Минута молчания.

Воспитатель: Перед величием подвига русского солдата склоним голову.

Минутой молчания почтим память погибших за освобождение родной Брянщины, всех невинно сожженных, расстрелянных, замученных немецкими варварами во время оккупации брянской земли.

Пусть всё замрет в минуту эту,

Пусть даже время помолчит,

Мы помним вас, отцы и деды,

Россия, Родина вас чтит.



Детские рисунки по теме "Брянщина -мой любимый край".









Уважаемые коллеги, благодарю за внимание и поддержку!

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. »

Оккупационный режим: трагедия детей Брянщины

Предметная область: история

Руководитель: учитель истории

МБОУ «Брянский городской лицей №2

1. Введение…………………………………………………………………….2

2. Основная часть

2.1 Начало оккупации. Возникновение структуры оккупационной власти на Брянщине………………………………………………….....4

2.2 Дети и оккупация……………………………………………………....4

2.2.1 Материальное положение……………………………………….4

2.2.2 Медицинская помощь……………………………………….…...5

2.2.3 Образование и «новый порядок»…………………….....……....6

2.2.4 Угон детей в Германию……………………………………....….7

2.2.5 Трудовая повинность…………………….……...……………….7

2.2.6 Дети-партизаны………………………………………………......8

2.3 Эстафета детей войны детям мира……………………………………9

3. Заключение…………………………………………………………….….10

4. Список литературы……………………………………………………….11

5. Приложение…………………………………………………………….....12

1. Введение

Каждый год мы торжественно празднуем 17 сентября – День Освобождения города Брянска от немецко-фашистских захватчиков. В 2013 году отмечалось 70-летие освобождения Брянщины. Время движется вперед по своим законам; уходит в прошлое многое, но никогда не уйдут из памяти брянцев 711 дней самоотверженной борьбы за свободу и независимость, свое право жить. Подвиг во имя Отечества, победа русского народа в Великой Отечественной войне являются великим историческим фактом.
Юбилейная дата стала поводом еще раз обратиться к тем далеким и трагическим дням 1941 – 1943 гг.

Темы войны не перестает быть актуальной. На днях я стала свидетельницей того, как русский парень лет 17 насмехался над мальчиком другой национальности, а ведь тот был намного младше его. Не с этого ли начинается фашизм? Неужели мы стали забывать о том, ради чего наши деды сражались на войне?
Во время Второй мировой войны мирное гражданское население разных национальностей подвергалось настоящему геноциду со стороны нацистских оккупантов, и об этом надо помнить постоянно. Ибо злодейство, преданное забвению, может снова повториться.

В учебниках по истории Брянского края тема Великой Отечественной войны изучается, прежде всего, в связи с военными действиями, но очень кратко рассматривается оккупационный режим, установившийся на территории края. Мне же захотелось более подробно узнать о судьбах людей, оказавшихся в оккупации и, особенно, о жизни моих сверстников.

Не секрет, что некоторые молодые люди и в России с небрежностью используют лозунги и выражения, порой не задумываясь над их националистическим смыслом. И, на мой взгляд, серьезным предостережением к распространению нацистских настроений является не знание подлинной информации о том, что такое фашизм в действительности и как от него пострадали самые незащищенные – дети.

Цель работы : выяснение положения детей Брянского края в период фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны.
Хронологические рамки моего исследования включают период с октября 1941 г. – начала оккупации Брянской области немецкими войсками – и до сентября 1943 г. – полного освобождения Брянской области от немецких войск и ликвидации оккупационного режима.

Таким образом, объектом является положение детей на оккупированной территории Брянской области.
Предмет исследования – особенности оккупационного режима на Брянщине.

Задачи исследования :

1. Исследовать особенности оккупационного режима и жизни детей в Брянской области в период с 1941г по 1943 г.

2. Проанализировать имеющиеся документы, мемуарную и историческую литературу по этому вопросу.

3. Выяснить, что знают современные школьники об оккупации Брянска и положении их сверстников в те трагические дни.

4. Сформулировать по итогам исследования выводы, направленные на использование исторического опыта в современных условиях, с целью антифашистского воспитания молодежи.

В работе используются мемуары, монографии, материалы научно-практических конференций, интервью с некоторыми из живых свидетелей оккупации.

Так, в книге, Ю. Т Трифанкова «Брянщина в период оккупации гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизма » дается анализ структуры оккупационной власти на территории города Брянска. Книга Б. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» помогла мне узнать о жизни детей в период оккупации, об идеологическом воспитании оккупантов в духе фашистского режима, свидетельства очевидцев. Книга «Память войны», в которой содержатся материалы межгосударственной научно-практической конференции 2005 года, дала мне возможность представить жизнь людей в предвоенные, военные и послевоенные года. Книга «Брянщина в годы Великой Отечественной войны. Люди. События. Факты», помогла мне узнать о демографических и социальных последствиях нацистского оккупационного режима. Книга «Не ставшие на колени» повествует о бедственной жизни детей. Из книги В. Афонина «Эстафета детей войны детям мира» я больше узнала о массовом угоне жителей Брянщины в Германию, о том, через что им пришлось пройти и как они это пережили.

Учащиеся нашего лицея поддерживают связь с участниками Великой Отечественной войны. Так, я познакомилась с Говоровой Раисой Устиновной, которая проживает в микрорайоне нашего лицея. Она пережила оккупацию Брянска, а после его освобождения ушла служить в армию.

(см. Приложение 1)

На уроках истории, посвященных Великой Отечественно войне, наша учительница, Наталья Викторовна, рассказывала об ужасах фашизма, приводя примеры из жизни её мамы, Трошиной Валентины Егоровны, оказавшейся со своей семьей в оккупированном Брянске. (см. Приложение 2)

Информация, полученная мною из бесед с этими женщинами, послужила источником для моей работы.

2. Основная часть

2.1 Начало оккупации. Возникновение структуры оккупационной власти на Брянщине

Вторая мировая война, ставшая для СССР Великой Отечественной войной гг., принесла стране, в том числе и Брянщине, великую беду.

Территория нынешней Брянской области к октябрю 1941 г была оккупирована германскими, венгерскими, итальянскими и другими, союзными противнику, частями. Оккупация продолжалась до сентября 1943г.

В соответствии с планом «Ост», захватчики установили тотальный контроль над всей территорией края. Их цель - запугать мирное население, а непокорных – уничтожить. (см. Приложения 3)

Оккупационные власти видели в жителях, прежде всего, производителей продовольствия для снабжения немецкой армии, а также дешевую или бесплатную рабочую силу для обеспечения нужд рейха. В соответствие с этим строилась хозяйственная политика властей. Хотя колхозы были преобразованы в общинные хозяйства, на первых порах оккупационные власти сохраняли многие элементы прежнего колхозного руководства.
Планы посевных площадей, поставок основных видов сельхозпродукции доводились до хозяйств из волостных управлений и были обязательны для исполнения. Кроме того, на каждый крестьянский двор накладывались денежные и многочисленные продуктовые налоги, а также платежи по самообложению. Налоги взимались со всего населения.

Из «Информационной сводки штаба Трубчевской партизанской бригады о режиме, установленном фашистами в Стародубском районе 13 февраля 1943г». (см. Приложение 4)

Таким образом, положение мирного населения было тяжелым. Это подтверждается в меморандуме министерства по делам оккупированных восточных областей от 01.01.01 г. (см. Приложение 5)

2.2 Дети и оккупация

Больше всего страданий выпало на долю детей. Меня заинтересовал вопросы о том, как они жили и что им пришлось испытать. Поэтому я решила обратиться к материалам, свидетельствующим о тех трагических днях в жизни детей. (см. приложение 6)

2.2.1 Материальное положение

Продовольственное снабжение мирных жителей в период оккупации было на грани выживания. Известные факты: нетрудоспособные получали 1 кг хлеба на неделю, работающие – на 200г больше, дети до 14 лет – всего 0,5 кг на неделю. Жиры, мясо и соль нетрудоспособным и детям не выдавались вообще, а работавшие получали по 50г жиров и мяса и 10г соли в неделю. Но даже такие скудные нормы не были стабильны. Так, в феврале 1942 года хлебные пайки были отменены для всего неработающего населения Брянска, кроме детей. А это, ещё раз повторюсь, всего лишь 500г хлеба на неделю! Купить же продовольствие было почти невозможно: магазины не работали, а на базарах горожане обменивали продукты на вещи. Поэтому нужно было вести подсобное огородное хозяйство или заниматься частным предпринимательством, весьма поощрявшимся новой властью.

О положении детей во время оккупации рассказывают очевидцы.

Я встретилась с Говоровой Раисой Устиновной, участницей Великой Отечественной войны, которая поделилась со мной своими воспоминаниями. Во времена оккупационного режима она проживала в поселке Городище с двумя младшими братьями, матерью и слепым отцом. На тот момент ей было всего 14 лет. (см. Приложение 7)

Так же я поговорила с Трошиной Валентиной Егоровной, которой было всего 8 лет, когда фашисты оккупировали Брянскую область. Она жила с мамой, двумя братьями и сестрой. Самому старшему из детей было 14 лет. Проживали они в поселке Слободка Брянского района, сейчас это территория поселка Путевка. (см. Приложение 8)

Постоянное недоедание, ослабление организма, трудные жилищные условия, антисанитария, острый недостаток лекарств – всё это приводило к распространению на Брянщине болезней.

2.2.2 Медицинская помощь

Положение с медицинским обслуживанием было чрезвычайно тяжелым. Закрылось большинство фельдшерских пунктов. Значительно сократилось количество больниц, да и в действующих помощь оказывалась в исключительных случаях, причем платно. В основном было очень мало медперсонала и еще меньше медикаментов.

Упоминания о том, что больным, травмированным и раненым была предоставлена медицинская помощь, крайне редки. Это же подтверждает рассказ Говоровой Раисы Устиновны: «Немцы не предоставляли нам медицинскую помощь, мы и вовсе не знали, что вообще такое - медицина. Каждый помогал себе, кто как мог – «бабкиными методами». рассказала мне, что в таких маленьких деревнях, как их, о медицинских пунктах не могло быть и речи.

К сожалению, я не нашла статистику о количестве детей, умерших от болезней и голода во время оккупации, но по свидетельствам очевидцев это безусловно было. Такие болезни, как тиф, малярия, дизентерия уничтожали прежде всего самых слабых.

Подобное положение с медициной логично вытекало из директивы Адольфа Гитлера рейхсминистру по делам оккупированных областей А. Розенбергу: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна…».

2.2.3 Образование и «новый порядок»

Отношение нового режима к обучению также можно охарактеризовать исходя из упомянутой директивы А. Гитлера: «Образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек – это наш будущий враг».

В самом Брянске было две школы, однако в них не хватало учителей, письменных принадлежностей, и часто дети не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви.

По свидетельству Говоровой Раисы Устиновны, в Брянске во время оккупации ни одно из образовательных учреждений не работало, и никакие школы ни она, ни её сверстники не посещали.

Таким образом, учебные заведения на оккупированной территории все-таки были, но, во-первых, существовали они для идеологического воспитания в духе фашистского режима, а во-вторых, далеко не все дети и их семьи знали о существовании школ, и тем более их посещали.

2.2.4 Угон детей в Германию

Массовый угон детей Брянщины на территорию Германии ещё одно свидетельство преступности фашистского режима. Так, из материалов книг я узнала, что для каждого населенного пункта была установлена соответствующая квота «поставок» работоспособного населения. В первый год оккупации немцы стремились отбирать для угона в Германию лишь физически наиболее здоровых и выносливых людей в возрасте от 15 до 45 лет, а с конца 1942 г. они стали проводить так называемую «тотальную» мобилизацию, когда в рабство угонялись люди, возраст которых был от 12 до 60 лет.
Отправка русского населения и осенью и зимой производилась в открытых и неотапливаемых товарных вагонах. Это привело к тому, что тысячи людей погибли в дороге. В докладе директора Мансфельда от 01.01.01 г. указывается: «Бессмысленно перевозить эту рабочую силу в открытых или неотопленных товарных выгонах, так как по прибытию на месте назначения приходится выгружать трупы».

Обратимся к рассказу Говоровой Раисы Устиновны. (см. Приложение 9)

Основная часть молодежи старалась уклониться от этой опасности. Однако известно, что нацисты смогли угнать в германское рабство более 150 тысяч мирных жителей Брянского края. И, к сожалению, вернуться оттуда смогли немногие.

2.2.5 Трудовая повинность

Все горожане в возрасте от 16 до 60 лет должны были нести обязательную трудовую повинность. Организацию работ осуществляла биржа труда. Согласно правилам, те, у кого не было постоянной работы, должны были каждое утро являться к уличным старостам и получать направление на работу. Рабочий день продолжался 8 часов, выходных не было, как и отпусков.

Так же, как взрослые, дети много и тяжело работали. В монографии Б. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» очевидцы вспоминают. (см. Приложение 10)

Это подтверждает рассказ Говоровой Раисы Устиновны. (см. Приложение 11)

Я узнала, что среди детей и подростков стала популярна профессия «рикши». Во время оккупации все неработающие жители, а это старики и дети, старались, как могли, найти пропитание. Детям в этом отношении было несколько «лучше». Они переделали лошадиную двухколесную повозку под тележку и по очереди использовали её для перевозки немецких рюкзачков. За это они получали кусок эрзац-хлеба.

Дети войны не знали детства, не могли беззаботно проводить время, не боясь никого и ничего. С ранних лет они ощутили, что такое тяжелый труд, голод, нищета и страх перед тем, что ждет их завтра.

2.2.6 Дети-партизаны

Многие дети не могли выжить в условиях оккупационного режима, поэтому большинство уходили в партизаны. В основном это были мальчишки в возрасте 13-16 лет. Они помогали распространять листовки, выполнять роль связных, а многие были бойцами партизанских отрядов: разведчиками, автоматчиками, подрывниками.

Около 250 имен названы в книгах - воспоминаниях, написанных руководителями партизанского движения на Брянщине, в других книгах, очерках, статьях, в материалах архивов и музеев.

Десятки из них награждены орденами и медалями в период войны и после её окончания, причем многие - посмертно.

При написании работы я прочитала много книг, касающихся участия детей в партизанском движении на оккупированных территориях.

(см. Приложение 12)

Толя Фомичев, Ваня Телкин, Юрий Нечаев, Володя Казначеев, Володя Филатов, Миша Куприн, Оля Корнеева и многие-многие другие…

Истории их героических подвигов меня необычайно потрясли. Их мужество, смелость, отвага поражают до глубины души.

Особенно мне запомнилась судьба Миши Давидовича, который жил в городе Новозыбкове на улице Комсомольской и учился в средней школе №2.

(см. Приложение 13)

О брянских ребятах военной поры можно сказать, что они, перешагнув детство, сразу становились взрослыми. В свои неокрепшие руки вместо школьных учебников и игрушек они взяли боевое оружие, а родившаяся в юных сердцах ненависть к врагу заслонила все детские увлечения.

К сожалению, в школьных учебниках по краеведению мало говорится о детях-партизанах. Я считаю, что юные герои Брянщины заслуживают того, чтобы о них знали их теперешние сверстники и брали с них пример.

Всего же на Брянщине убили и замучили свыше 5 тысяч детей. От террора и насилия фашистов пострадали 47 тысяч детей. Из них 12 тысяч были репрессированы и заключены в тюрьмы гестапо и лагеря смерти, 25,5 тысячи были угнаны в Германию и 10,5 тысячи выселены в немецкий тыл.

2.3 Эстафета детей войны детям мира

Надолго сохранятся в моей памяти рассказы о том, как встретили маленькие жители Брянска освобождение. Когда обе женщины, и, и рассказывали об этом, то они не могли сдержать слез от нахлынувших воспоминаний.
Обе женщины вспоминают, что, когда началось наступление советских войск, фашисты решили использовать мирных жителей, как своего рода щит от передовых частей Красной Армии. Они выгнали всё население и, выстроив в колонны, вели позади отступающих войск. В этот момент никто не знал, что будет дальше: выживут или погибнут? (см. Приложение 14)
Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны и Трошиной Валентины Егоровны.

(см. Приложение 15). Так трагически для моих героинь, тогдашних детей войны, закончилась оккупация. Но впереди у них была радость – Победа!

Безусловно, дети пережившие оккупацию, никогда не забудут о злодеяниях фашистов. Однако я столкнулась с проблемой, что большинство школьников возраста 13-16 лет не знают, что такое оккупация вообще. Может быть поэтому молодые люди с небрежностью и легкомыслием относятся к фашистским лозунгам, символике?

Мне очень хочется верить, что мы, новое поколение, сохраним память и продолжим непримиримую борьбу с возрождающимся фашизмом, а также обратим более пристальное внимание на тех, кто пережил войну.

Детей войны становится все меньше и меньше, а нерешенных проблем все больше. Об этих проблемах я узнала из материалов сайта общественной организации «Дети войны». Эта организация создана с целью восстановления исторической справедливости по отношению к детям войны, проживающим на территории Брянской области; она также занимается духовно-нравственным и военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Я узнала о серьезной проблеме, касающейся детей войны, которая вот уже несколько лет не может быть решена. В Брянской области, как и в других регионах РФ, до сих пор не принят закон о льготах детям, пережившим оккупацию. На сайте общественной организации говорится о том, что на сегодняшний день в Госдуме десять проектов Федеральных Законов о детях войны РФ. По существующему законодательству РФ, чтобы внести в повестку дня законопроект о детях войны РФ, нужно собрать около ста тысяч подписей. Дети войны РФ собрали двенадцать миллионов подписей, в том числе детей войны Брянщины подписалось более 3500 человек.

И все же, несмотря на такое количество подписей, при формировании повестки дня работы осенней сессии Госдумы 2013 года предложение внести в повестку дня законопроект о детях войны РФ уже в шестой раз было отклонено.

Так неужели эти люди не заслуживают того, чтобы хотя бы сейчас, когда они нуждаются в помощи государства, они получили бы хоть какое-то вознаграждение за тяжкое детство, опаленное войной!

К сожалению, нам, молодому поколению, перестала быть интересна это тема. Печально еще то, что с каждым годом события того времени отдаляются от нас. К тому же детей войны становится все меньше и меньше. И об их жизни, борьбе, героических подвигах должны знать и помнить мы, современная молодежь.
Поэтому я обратилась к администрации нашего лицея с предложением о создании виртуальной книги памяти, в которую все ученики лицея могли бы поместить воспоминания о своих родственниках, близких или знакомых, которые пережили тяготы оккупационного режима.

3 Заключение

Исследовав особенности оккупационного режима и жизнь детей в Брянской области, я поняла, что именно дети в первую очередь стали жертвами этой войны.

На их долю выпали нечеловеческие страдания. Они лишились родных и близких, остались без крова, гибли под пулями и снарядами. Их косили голод и болезни. Здоровью и психике детей нанесен непоправимый ущерб. Многие на всю жизнь превратились в инвалидов, так и не оправившись от стрессов и страхов, вызванных ужасами кровавых событий.

Выясняя, что знают современные школьники об оккупации Брянска и положении их сверстников в те трагические дни, я столкнулась с шокирующими результатами. Наше поколение порой не ценит заслуги своих дедов и прадедов, несмотря на агитационную работу по привлечению молодежи к уважению ветеранов и героической истории родной страны.

Огорчает то, что спустя 70 лет в мире еще остались люди, которые разделяют фашистские взгляды. Знают ли они настоящую историю, что такое фашизм на практике? По моему мнению, это самая большая и злободневная проблема современного мира. Ведь фашизм-это террористическая диктатура для создания особенной расы людей.

Судьбы детей в период оккупации, являются ярким свидетельством того, что фашизм, в любом проявлении, не должен повториться никогда. Мы обязаны всеми силами бороться с этим и не допустить повторения истории. Нам важно и нужно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны и следующих поколений

4 Список литературы

1. Афонин В. Эстафета детей войны детям мира. – Брянск: ГУП «Брянская обл. полиграф, объединение», 2005. – 728 с.: ил.

2. Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945. Люди. События. Факты. Материалы научно-практической конференции, посвященной 68-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков/ Под общей редакцией проф. , доц. Лунёва Ю. Н. – Брянск, 2011.-194 с.

3. Дандыкин подвига. Военно-хозяйственная и политическая деятельность Коммунистической партии в партизанских краях и зоны центра России (1941 – 1943 гг.)/. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1979.

4. История Брянского края. XX век. Учебное пособие для 11 класса . – Клинцы, 2003. – 214 с.

5. Ковалев жизнь населения России в период нацистской оккупации / . – М.: Молодая гвардия, 2011. – 619 с.: ил. – (Живая история: Повседневна жизнь человечества)

6. Колосов, Брянск в годы Великой Отечественной войны. – Брянск, 2007. – 25 с.

7. Не ставшие на колени. – М.: ДОСААФ, 1987. – 156 с.

8. Кукатова войны [Текст]: Матер. междунар. науч- практ. конф./ Брян. обл. П15 науч. универс. б-ка им. . – Брянск, 2005.-304 с.

9. За землю Брянскую. Брянск, 2000.

10. Трифанков социальных процессов на Брянщине в период оккупации (гг.) [Текст]+[Электронный ресурс]. – Брянск: БГТУ, 2011. – 235 с.

11. Трифанков оккупации Брянской области в годы Великой Отечественной войны: Партизанское движение и коллаборационизм (1941 – 1943 гг.). [Текст]+[Электронный ресурс]. – Брянск: БГТУ, 2012. – 385 с.

12. Шанцева в период оккупации гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизм. – Брянск: БГТУ, 2010. – 290 с

13. Василенко В. Помнить о детях войны. – 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:///?p=2005&page=3 (дата обращения: 11.01.2014)

14. Генеральный план Ост – Материалы из Википедии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (дата обращения: 10.03.2014)

15. Дети во время войны. – 2012 [Электронный ресурс].

URL: http://*****/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7

(дата обращения: 10.01.2014).

5 Приложение

Приложение 1


с учениками нашего лицея

Приложение 2


рассказывает мне

о жизни во время оккупационного режима

Приложение 3

На оккупированных фашистами территориях было создано два рейхскомиссариата – «Остланд» и «Украина». Территория Брянщины относилась с рейхскомиссариату «Украина». Управление оккупированным Брянском началось с приказа городского «головы» Плавинского о переименовании улиц и площадей. Улицы переименовывались не в немецкие названия, а в русские: так оккупанты пытались использовать национальные чувства русских.

Наиболее крупной территориальной единицей, созданной оккупантами, являлся административный округ. Так, были организованы Орловский и Брянский округа. В Орле и Брянске создали городские управы.
Эти учреждения подчинялись местным германским военным комендатурам. Управы действовали под руководством городского «головы», или «обербургомистра», которых иногда выбирали из числа тех, кто обещал верно служить новому порядку, но гораздо чаще их просто назначали немецкие власти.
Аппарат окружного управления делился на отделы, среди которых были такие, как общий отдел, полицейский, финансовый, а остальные считались второстепенными. К ним относились отделы, имевшие названия: «Воспитание, культура, культ», «Здравоохранение, ветеринарное состояние», «Промышленость и торговля», «Сельское хозяйство», то есть именно те, от которых напрямую зависела жизнь мирного населения на оккупированных территориях.

Приложение 4

«Введены следующие налоги:
1. Военные налог 6 центнеров зерна;
2. Сено и солома;

3. Мясо по центнеру со двора;
4. 300 литров молока с коровы;
5. Весь приплод коров должен сдаваться немецким властям;
6. По 75 яиц со двора;
7. Вся шерсть с овец сдается немцам;
8. Вся пенька и лен сдаются немцам.
Кроме перечисленных налогов собираются на содержание полицейских станов продукты, полотно и одежда, а также у населения забирается скот, в первую очередь у семей коммунистов, партизан, активистов и красноармейцев».

Приложение 5

«Славяне должны работать на нас. Они могут умереть, поскольку они нам не нужны. Они не должны иметь возможность пользоваться немецким общественным медицинским обслуживанием. Достаточно, если оно будет для нас. Что касается продовольствия, то они получат только то, что совершенно необходимо. Мы - господа. Мы стоим на первом месте».

Приложение 6


« Больше всего страданий выпало на долю детей…»

Приложение 7

Из рассказа Раисы Устиновны: «Радио у нас не было, газеты было трудно найти. Все новости мы получали по слухам. Мы знали, что если в дом придут, то еды нам никто не даст, поэтому мы стали заготавливать хлеб и овощи. Старший брат работал так, что иногда мог принести хлеб в дом. Через 3 дня к нашему дому подъехали мотоциклы. Зашли три солдата и осмотрели дом. Через 2 дня к нам подселили 10 солдат, а нам оставили только одну маленькую комнатку с печкой. Немцы вели себя отвратительно и отбирали всю нашу еду. У нас была корова, и все молоко забирали. Надоит мама молока - и тут же на её глазах немцы все выпивали.

С наступлением зимы пришли холода. К морозам мы были совсем не готовы. Валенок не было, одни только ботинки. Теплых вещей тоже особо не имелось, но эту зиму мы как-то пережили.

В 1942 году в Брянске появились гестапо. Через неделю пришли гестаповцы и выгнали нас на улицу, заняв наш дом. Хорошо, что под горкой были пустые дома. Немцы туда не ходили, так как боялись партизан через Десну. Там был маленький огород, и мы успели посадить немного овощей, так как еды уже совсем не оставалось.

С наступлением осени 1942 года немцы стали выдавать нам хлеб по 100г на человека, но он был испечен с опилками. Есть было невозможно, но от жуткого голода мы ели всё».

Приложение 8

Из рассказа Валентины Егоровны: «Когда пришли немцы, они расселились по домам мирных жителей, в том числе и в нашем доме. У нас в доме жили 3 солдата, в обязанности которых входили содержание лошадей. Мама должна была готовить солдатам еду и кормить лошадей, но немцы строго контролировали этот процесс. А мы, дети, должны были помогать немцам: ухаживать за лошадьми, чистить их, что было достаточно тяжело для меня, 8-летнего ребенка. Если немцу нравилась работа, то он мог угостить галетой, что для нас, вечно голодных, было лакомством.

Нам пришлось выучить по-немецки фразу «Пан дайте, пожалуйста, поесть». Дело в том, что у немцев имелась своя кухня и мы, держа в руках небольшую мисочку, протягивали их немецкому повару, чтобы он дал немного супа. Естественно купить ничего нельзя было, поэтому жили в основном за счет огорода и выращенных овощей».

Приложение 9

Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны: «Меня, как несовершеннолетнюю, еще нельзя было гонять на работу, однако в мае 1943 года молодежь отправляли в Германию. По домам ходил староста и раздавал повестки. У нас было деревянное здание поликлиники, куда нужно было прийти для осмотра. Там сидел немецкий врач и русский. Мать сразу кинулась в слезы и начала придумывать мне болезни, мол, так и так, нельзя мне никуда. Куда меня брать? Я худенькая, сил совсем уже нет, поднять тяжести не могу, толку от меня особого не было. Так и получилось, что брали год рождения, а я была 1927 года, меня и отпустили. Но из компании моих девчонок, забрали трех. По их рассказам, кормили там плохо, заставляли работать на фермах: убирать за скотом и ухаживать за огородом. Позже к ним стали относиться уже более снисходительней, но страх в любом случае был».

Приложение 10

Воспоминания очевидцев: «Время было тяжелое, голодное и холодное. Мы, подростки, как могли, работали: пахали и бороновали землю, в основном на коровах, потому что почти все лошади были «мобилизованы» еще в Красную Армию или использовались немцами на свое военные нужды. Мы косили сено, пасли скот, который остался, работали со своими родителями на огородах, чтобы как-то прокормиться и не умереть с голоду»

Приложение 11

Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны: «С наступлением зимы все колонки замерзли. Немцам нечем было поить своих лошадей, поэтому они гоняли нас, молодежь, к реке через горку. А воду, пока донесешь, она уже вся замерзнет; так по 2-3 раза ходили, а там, что останется, то и домой. Но обычно ничего не оставалось.
Так как мужчин в нашей деревне не было, то заставляли нас, молодых ребят, чистить дороги от снега. Отказаться мы боялись, ибо немцы могли ударить по голове или со всей силой отпихнуть.

С наступлением лета нас загоняли в подвалы, где мы перебирали гнилую картошку. Нам не разрешалось ничего брать, даже очистки, но в подвалах нам было безопасней, нас никто не трогал, а вот на аэродроме нам приходилось закапывать ямы от бомбардировок, и так как особо сил у нас уже не было, то долго продержаться мы не могли. Бывает, только встанешь передохнуть, и тут же немец подходит: «Шнель, шнель!» и снова за работу».

Приложение 12


Дети-партизаны

Приложение 13

История Миши Давидовича: Перед Курской битвой, чтобы обезопасить тылы, фашисты решили блокировать Софиевские леса, где в ту пору базировались соединения русских, украинских и белорусских партизан. Они оказались в окружении фашистов. Партизаны искали место для прорыва. Решили в несколько направлений направить разведгруппы. В одну из них, которую возглавлял партизан Лошаков, вошел и Давидович. В это время он находился в соединении украинских партизан под командованием, в которое летом 1942 года влились партизаны Новозыбковского района. Отправляя Мишу в село Дубровку, партизанское командование учло, что парнишка по этой дороге не раз хаживал. Но группа Лошакова наткнулась на засаду. Командир был смертельно ранен. Миша с товарищем стали отползать. И когда казалось, что ушли, снова наткнулись на группу фашистов. Мишу обожгло. Он знал, что в глубине леса не только взрослые, но и дети, что обязательно нужно предупредить товарищей о грозящей беде.

«Ты, Коля, уходи! Я прикрывать буду», - сказал он товарищу. Николаю удалось выскользнуть из кольца. Прикрывая отход товарища, Миша расстрелял все патроны. Осталось одна граната. Фашисты прекратили огонь и стали приближаться к месту, где лежал Миша. Прислонившись к березке, он стал подниматься и, едва держась на ногах, ожидал, когда враги подойдут еще ближе.

Когда шестеро солдат во главе с фельдфебелем подошли почти вплотную, он потянул за кольцо.

Из большой семьи Давидовичей в живых осталась лишь сестра Михаила. У неё хранится удостоверение № 000 Украинского штаба партизанского движения, подтверждающее, что Михаил Давидович награжден медалью «Партизану Отечественной войны 2 степени» за доблесть и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

Приложение 14


Жители освобожденного Брянска возвращаются домой.

Приложение 15

Из рассказа Говоровой Раисы Устиновны: «Отец знал немецкий и из разговора немцев он понял, что их собираются расстрелять. Ночью, воспользовавшись темнотой, нам удалось бежать и спрятаться в роще. Под утро мы услышали голоса. Оказалось, что это были первые советские солдаты».
вспоминает, что жителей их деревни фашисты гнали за собой по Выгоническому шоссе. Когда они оказались на большом поле, заросшем кустарником, началась бомбардировка, и они разбежались кто-куда. Когда всё стихло, они вдруг увидели, что цепью, с другой стороны движутся люди, одетые в военную форму. «От испуга, мы не поняли, кто это. И вдруг услышали русскую речь: «Не бойтесь! Мы советские солдаты, мы пришли вас освободить!». От радости, что все ужасы остались позади, мы кричали и плакали. А когда вернулись, то на месте нашего дома увидели только одно пепелище. Уходя, немцы сожгли всю деревню».

Вы планируете беременность, в ожидании рождения ребенка или уже ощутили радость материнства. Так или иначе вы решили, что самое время выяснить, на какие выплаты и пособия при рождении ребенка в 2019 году можно рассчитывать. Тут легко запутаться, неудивительно, ведь в нашем государстве существует целый ряд мер поддержки материнства и детства.

В этом разделе, уважаемые посетители, мы постараемся помочь вам разобраться со всем множеством выплат, пособий и других мер поддержки при рождении ребенка в 2019 году. Обратите внимание, для подбора всех причитающихся выплат и пособий можно воспользоваться сервисом подбора льгот.

Первоочередное внимание следует обратить на следующие моменты:

  • выплаты при рождении ребенка могут быть единовременные (выплачиваются единожды) и ежемесячные (выплачиваются ежемесячно до достижения ребенком определенного возраста), а также меры поддержки оказываются в виде сертификата (родовой сертификат , материнский капитал, сертификат на приобретение жилья) и льгот (например, льготный проезд или скидка на оплату коммунальных услуг).
  • Пособия при рождении ребенка федерального уровня относятся ко всем гражданам, но также существуют региональные выплаты - их могут получить жители определенных субъектов РФ. Это следующий важный момент.
  • Количество рожденных и\или усыновленных детей имеет значение!

Если вы официально не трудоустроены и не заключали в ФСС договор о добровольном страховании, то декретные выплаты (они же выплаты по беременности и родам) и единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности не положены.

Теперь о выплатах и пособиях при рождении ребенка по порядку:

Тест показал заветных две полосочки... Для дальнейшей возможности получения , следует встать на учет в ближайшую женскую консультацию до наступления 12-ти недель беременности.

В течение беременности вам, скорее всего, потребуются витамины или лекарства, об этом в статье Бесплатные лекарства беременным и детям до 3-х лет.

Самое время посчитать сумму пособия по беременности и родам, которую вы получите при выходе в декретный отпуск, в калькуляторе декретных .

Только официально трудоустроенные женщины (или индивидуальные предприниматели, заключившие договор добровольного социального страхования в ФСС) при наступлении 30 недель беременности имеют право на получение и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности .

Выплаты и пособия по беременности и родам с 30 недель беременности.

  1. При наступлении 30 недель беременности (28 при многоплодной беременности) в женской консультации вам выдадут листок нетрудоспособности, который потребуется по месту работы для получения пособия по беременности и родам (декретных выплат) , выплачиваемых сотруднику в 100% размере от среднего заработка. Пособие по беременности и родам назначается в десятидневный срок после подачи всех необходимых документов. Калькулятор декретных выплат.
  2. Сумма единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности , составляет с февраля 2019 года 649,84 р. (в январе 2019 г. - 628,47 руб.). Вам потребуется справка из медицинского учреждения о постановке на учет до 12 недель. Документы следует подавать по месту получения пособия по беременности.
  3. Вместе с листком нетрудоспособности в ЖК вам выдадут родовой сертификат . Талон №1 родового сертификата останется в женской консультации, талон №2 вам понадобится в роддоме, а талон №3 - в детской поликлинике.
  4. Возможно, в вашем субъекте РФ выплачивают дополнительные региональные пособия при рождении ребенка. Москвичкам выплачивается 600 р. за постановку на учет до 20 недель беременности.

Выплаты и пособия после рождения ребенка

  1. Единовременное пособие при рождении ребенка . Сумма пособия сохраняется в 2019 году в размере 16 870 р .
  2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет выплачивается в размере 40% от среднего дохода за предыдущие два года до наступления беременности лицу, фактически находящемуся в отпуске по уходу за ребенком и осуществляющему за ним уход (могут быть мама, папа, бабушка и другие близкие родственники). Минимальная сумма ежемесячного пособия по уходу с января 2019 года - 4 512 р. на первого ребенка и 6 284,65 р. на второго, максимальная - 26 152,39 р. ЕЖЕМЕСЯЧНО . Калькулятор суммы ежемесячного пособия по уходу .
  3. При рождении второго и последующего ребенка мамам подлежит выдача сертификата на материнский капитал номиналом 453 026 р. (в 2019 году размер материнского капитала остается неизменным) . Потратить его можно только на определенные цели . В ряде субъектов дополнительно выдается региональный материнский капитал.
  4. Семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми предоставляются льготы и пособия как многодетным семьям . А также, за третьего и последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2013 года, выплачивается дополнительное ежемесячное пособие до 3-х лет.
  5. Региональные выплаты при рождении ребенка . Для москвичей это: 1) Единовременная выплата при рождении первого ребенка - 5500, за второго и последующих - 14500 руб. 2) Дополнительное пособие молодым семьям (лужковские выплаты). Выплачивается родителям, не достигшим 30-ти летнего возраста: за первого малыша - 5 прожиточных минимумов, за второго - 7ПМ, за третьего и последующих - 10ПМ. С 3 квартала 2018 г. московский ПМ на душу населения равен 16260 руб., для трудоспособного населения - 18580 руб. 3) С рождением трех и более детей одновременно 50 тыс. руб. вне зависимости от других пособий при рождении детей.
  6. Единовременное и ежемесячное

    Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 января 2019 года вырос в России до 26,1 тыс.руб. (с прежних 24,5 тыс.руб.). Размер пособия по беременнности и родам за 140 дней декрета составит в 2019 году 301 тыс. 95 руб.

    Как видите, список выплат, пособий и льгот при рождении ребенка существенный и не окончательный. Мы постоянно стремимся его пополнять, подписывайтесь на новости сайта удобным для Вас способом!

Новый порядок начисления выплат по уходу за ребенком коснется лишь тех, кому они будут назначаться впервые после 1 июля 2016 года. Так прокомментировали Федеральный Закон № 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года, подразумевающий новый порядок начисления пособий мамам, проживающим в зонах радиоактивного загрязнения, в Правительстве Брянской области и Брянской областной Думе. Комментарии пришли в ответ на запросы Совета матерей и рядовых горожан, обеспокоенных грядущими изменениями. Новозыбчанка по имени Елена отправила обращение по этому поводу Президенту РФ Владимиру Путину, ее запрос спустили в область и она получила ответ из Правительства Брянской области.

В письме поясняется, что существенное урезание декретных выплат не коснется тех, кому они уже назначены или будут назначены до 30 июня 2016 года. То есть будет ли мама малыша от полутора до трех лет получать декретные в размере 80 процентов от прежней зарплаты или ей останется довольствоваться 6 тысячами рублей, которые будут начисляться всем женщинам с 1 июля 2016 года, проживающим на загрязненных территориях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет независимо от их прежних доходов, — зависит от того, успеет ли женщина оформить данную выплату в первом полугодии этого года.

Общественники провели расчеты и представили на всеобщее обозрение таблицу, четко показывающую разницу между тем, как начисляются декретные сейчас и как они будут начисляться после вступления в силу соответствующего закона.

До 01 июля 2016 года После 01 июля 2016 года
Минимальное пособие за 1 ребёнка
2 718,34 р. * 2 = 5436,68 до 3 лет 2 718,34+ 3000 = 5718,34 до 1,5 года

6000 рублей

Минимальное пособие за 2 ребёнка
5 436,67 * 2 = 10873,36 до3 лет 5 436,67 + 3000= 8436,67 до 1,5 года

в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6000 рублей

Для работающей женщины средняя заработная плата 10000 рублей
10000 *40% * 2 = 8000 до 3 лет 4000 + 3000 = 7000 до 1,5 года

в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6000 рублей

Для работающей женщины средняя заработная плата 15000 рублей
15000 *40% * 2 = 12000 до 3 лет 6000 + 3000 = 9000 до 1,5 года

в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6000 рублей

Для работающей женщины средняя заработная плата 20000 рублей
20000 *40% * 2 = 16000 до 3 лет 8000 + 3000 = 11000 до 1,5 года

в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6000 рублей

Для работающей женщины средняя заработная плата 25000 рублей
25000 *40% * 2 =20000 до 3 лет 10000 + 3000 = 13000 до 1,5 года

в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6000 рублей

Есть, правда, вероятность того, что на данный Закон будет наложен мораторий, который отодвинет его вступление в силу на полгода. С такой инициативой , подчеркнув, что принятие Закона «вызвало некоторую социальную напряженность в регионах». Предложено провести мониторинг и при необходимости подготовить предложения о переносе срока введения фиксированных выплат с 1 июля 2016 года на 1 января 2017. Пока эта инициатива поддержки не нашла.

Впрочем и саму идею Закона № 388-ФЗ от 29.12. 2015 года молодые мамы, проживающие на загрязненных территориях,

На сайте общественных инициатив любой желающий может проголосовать «за» или «против» выдвинутой общественниками инициативы об увеличении минимального размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и сохранение двойного размера льготного пособия по уходу за ребенком в «чернобыльской» зоне. Для того чтобы это предложение было рассмотрено на федеральном уровне, оно должно набрать 100000 голосов. Пока за него проголосовали чуть менее двух с половиной тысяч человек. Против высказались 69 человек.

Кроме того родителям дополнительно предоставляется только маткапитал.

Ниже приведен перечень выплат:

Как рассчитываются декретные на второго ребенка?

Программа продлится до конца 2022 года. До указанного времени совершеннолетние родители двух и более детей имеют право рассчитывать на льготы по ипотеке: снижение ставки до 6%.

Дополнительные расходы банкам обязуется погасить государство. Субсидирование будет осуществляться на протяжении 3 лет с момента приобретения недвижимости.

Условия предоставления помощи :

  • второй ребёнок должен родиться в период проведения программы;
  • компенсации распространяются только на первичный рынок жилья (на объекты, которые уже сданы или только строятся);
  • семья обязана внести не менее 20% от стоимости квартиры (возможно привлечение материнского капитала);
  • жильё не может стоить выше 8 миллионов рублей (для жителей обеих столиц) и 3 миллионов рублей (для всех остальных регионов);
  • в обязательном порядке потребуется застраховать новое имущество;
  • семья, которой предоставляется льгота, обязуется выплачивать ипотеку без задержек.

Если семья взяла ипотеку до 1 января 18 года, а второй ребёнок появился на свет в период проведения программы, родители новорождённого имеют право подать на перерасчёт и стать участниками программы. Однако на рефинансирование можно рассчитывать только при отсутствии просрочек .

С 2018 года семьи, решившие завести ребёнка, смогут более удачно и своевременно распоряжаться материнским капиталом. Возможность ежемесячного получения в сочетании с максимально комфортными ставками по ипотеке позволят решить квартирный вопрос сотням тысяч россиян.

В остальных аспектах ситуация изменилась мало: хоть многие положенные пособия и были проиндексированы, но только жители отдельных регионов смогут ощутить существенную разницу.