Значение слова аарон в библейской энциклопедии никифора. Санскритология - тайна библейских слов. Аарон Свидетельство того что священство принадлежит роду аарона

Аарон [евр. Ахарон] – значение имени точно не установлено, возможно, соответствует егип. «великое имя».

Аарон был потомком Левия (третим по нисходящей линии Левий – Кааф – Амрам – Аарон), сыном Амрама и Иохаведы (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7). Он был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7). Она родила ему четырёх сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).

Призвав Моисея быть вождём и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона на 83 году его жизни говорить к народу вместо его косноязычного брата. Он должен был стать «устами» Моисея (Исх. 4:16) и его пророком (Исх. 7:1).

Аарон впервые упоминается в Исходе как «Аарон Левитянин». Он вышел встретить своего брата, Моисея, вернувшегося в Еги-пет после того, как Бог говорил с ним из горящего куста.

Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (ст. 28-31) и перед фараоном. В дополнение к тому, что он был устами Моисея, Аарон также вы-полнял роль чудотворца: именно в его ру-ках был жезл, который сделался змеем и поглотил жезлы египетских чародеев, так-же сделавшиеся змеями (Исх. 7:8 и дал.). Этот жезл по мановению руки Аарона превра-тил воды Нила в кровь, а затем наполнил землю Египетскую жабами и воздух – мошками (Исх. 7:19; 8:5 и дал., 16 и дал.) (позднее жезл действует только в руках Моисея).

Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Он вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1, 9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).

Однако, когда в следующий раз Моисей взошёл на гору Синай в сопровождении лишь Иису-са (Исх. 24:12 и дал.), народ убедил Аарона сде-лать им зримый образ Божьего присутствия и он изготовил золотого тельца, чем вы-звал гнев Моисея (Исх. 32:1 и дал.). Его сло-ва, когда он представлял тельца народу, – «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32:4), – были использованы Иеровоамом, когда тот поставил в Вефиле и Дане золотых тель-цов для поклонения (3 Цар. 12:28).

В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (гл. 28; 29).

Аарон утвердился в этом избрании, во-первых, после гибели Корея и его сторонников, затем, когда прекратилось поражение, после того, как он с кадильницей «заступил народ», а также когда его жезл пустил почки и расцвёл (Чис. 16:17). Будучи верным и самоотверженным в служении, он кротко молчал, когда его сыновья Надав и Авиуд были умерщвлены огнём от Господа (Лев. 10:1-3).

Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).

В Пятикнижии Аарон признан первосвя-щенником, а его сыновья священниками, чтобы служить в святилище (Исх. 28:1 и дал.; Лев. 8:1 и дал.). Аарон был помазан священным елеем и потому считался «пома-занным священником» (Лев. 4:3, и т. д.; ср.: драгоценный елей, стекающий на бо-роду Ааронову в Пс. 132:2). Аарон и его сыновья по-лучают специальную одежду, но облаче-ние Аарона особенное. На налобной дощечке, прикреплённой к кидару, головному убору Аарона , были вырезаны (как на печати) слова «Святыня Господня» (Исх. 28:36); к нарамникам (наплечникам) его эфода прикреплялся судный наперсник (щит на груди), украшенный двенадцатью драгоценными камнями (на каждом камне было вырезано имя одного из двенадцати колен сынов Израилевых), на наперсник были положены урим и туммим, при по-мощи которых бросали священный жре-бий, чтобы выяснить волю Божью в отно-шении Его народа (Исх. 28:15 и дал.).

Самым знаменательным днём в го-ду для Аарона (как и для каждого «помазан-ного священника» после него) был День искупления (10-е число месяца Тишри), когда он проходил за завесу, отделявшую скинию собрания от внутренней части свя-тилища (святая святых), и кропил ковчег завета кровью жертвы очищения за грехи народа (Лев. 16:1 и дал.). В этом случае он не надевал свои красочные одежды славы и красоты, а только священный льняной хитон и нижнее платье льняное.

Однако, несмотря на высокий статус Аарона, Моисей оставался главным пророком Бога для Израиля и главным посредником меж-ду Богом и израильтянами, что вызвало за-висть у Аарона и Мариам (Чис. 12:1 и дал.). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис. 12).

Сам Аарон (вместе с Моисеем) вызывал зависть других левитских семейств, чьим лидером был Корей (Чис. 16:1 и дал.). Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертвы воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона : жезл Левия, на котором было написано имя Аарона , зазеленел и расцвёл (гл. 16; 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр 9:4).

В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис. 20). Вскоре Господь отзывает Аарона . Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца.

Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис. 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис. 20:23-29).

Как первосвященник, Аарон был ярким прообразом Христа, так как призван был Богом, помазан елеем, носил на груди имена колен, возвещал волю Божью через урим и туммим, вступал в Святое Святых в день примирения «не без крови», ходатайствовал за народ Божий и благословлял его. См. Евр 5:4; 7:11; 9:7 и далее.

Аарону недостаёт самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других – Моисея, Мариами, народа. Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнического одеяния. В Евр. 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; 7:11).

Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона ».

«Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона .

В Новом Завете Аарон назван предком Елисаветы, ма-тери Иоанна Крестителя (Лук. 1:5), и также упоминается Стефаном в его обзоре исто-рии Израиля (Деян. 7:40). Апостол Павел, автор Послания к Евреям, противопо-ставляет обрезание и наследственное левитское священство Аарона совершенному и вечному служению Иисуса в небесном святилище (Евр. 5:4; 7:11 и т. д.).

Новый Библейский словарь

Аарон был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом и законодателя Моисея (Исх. 28:1). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царём Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16; Исх. 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую.

Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от неё четырёх сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх. 6:23).

Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно Самим Богом были призваны к священническому служению (Евр. 5:4). Но ещё прежде посвящения, когда Моисей отошёл на гору Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон , уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жён и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 27:4). Увидав это, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: «Завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть» (Исх. 32:1, 6).

За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как это малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после этого не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божьей, при той же горе Синайской возвёл его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками (Лев. 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона , Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лицо Господа «огонь чуждый», за что и были умерщвлены огнём, посланным от Господа (Лев. 10:1, 7). Книга Чисел (Чис. 3:4) отмечает, что это случилось, когда народ был ещё в пустыне Синайской. Вслед за их смертью, Моисей пошёл к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10:3).

Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон , с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрёк, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказой (Чис. 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощён.

Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон, подобно ему, нередко подвергался упрёкам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 людьми наиболее выдающихся Израильтян из других колен. «Всё общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3) − говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землёю, а 250 сообщников их сожжены огнём небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис. 16:41): «Вы умертвили народ Господень», − вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в неё курение и огня с жертвенника, стал между мёртвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. 16:42, 49).

После этого наказания возмутителей, первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левиина, с именем Аарона , расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали (Чис. 17:8). Этот-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями.

Впрочем, Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божье, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис. 20:12). В сороковом году по выходе из Египта, Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на её вершине (Чис. 20:28).

В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).

Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми , в честь их великого родоначальника.

По общей хронологии, рождение Аарона было в 1574 до Р.Х., призвание в 1491, посвящение в 1490, и смерть в 1451.

Аарон אהרֹן (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.

Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей - коэнов у евреев, и священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстали Корей, Дафан и Авирон, представители левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа.

Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.
Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х.. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в настоящее время территория государства Иордания), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

Потомки Аарона в Священном Писании называются "сынами Аарона" и "домом Аарона". По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару, младшего звали Ифамар.

Классическая иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона его пишут в пророческом ряду иконостаса.

Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Православная Богословская энциклопедия
  • Словарь библейских образов
  • Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Богословско-литургический словарь
  • Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (; ) . Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея () и его пророком () . Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство () . Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (). Священников Израиля называли «домом Аарона» () .

    В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

    Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» () . Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» () .

    Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» () .

    В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
    Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник () , Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни () .

    «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К ) .

    У Моисея было два сына: первый - Гирсам, так он назвал его в честь того, что «я стал пришельцем в чужой земле», и второй - Елиезер – «Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от рук фараона». При прямом переводе этих имён упомянутых значений не обнаружено, а при обратном прочтении и при переводе с санскрита получим следующий смысл. Имя Гирсам – масриг: maskarin [маскарин] «нищенствующий монах», а имя Елиезер – резеиле, как: resa-il [реза-ил] «обрезанный Богом». Если понимать «обрезанный», как «спасённый», то всё сходится, но со вторым сыном произошла странная история.
    «И сказал Господь Моисею в (земле) Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую…. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию» (Исх.4:19,20,24,25).
    Это довольно странный случай, но попробуем рассуждать логично. Кто-то в темноте подошёл к стоянке семейства Моисея и хотел его убить. Вероятно, Моисей уже спал, если не мог сопротивляться нападающему. Жена почему-то приняла нападающего за Господа, как будто она часто Его видела. Даже Моисей не видел, а только слышал Голос из пылающего огнём терновника или жерла вулкана. Но зачем Господу убивать Моисея, если Он сам его послал в Египет для выполнения важной миссии? А затем женщина совершает обрезание собственного ребёнка, что недопустимо законом, в темноте, с риском травмировать его. И она бросила к ногам кого-то маленький кусочек плоти и тот, вероятно съев его, ушёл. Может быть, это был лев или шакал, которого она приняла за воплощение высшего существа. Но причём здесь «жених», если рядом спит её муж, правда крик ребёнка, даже мёртвого разбудит. Наверняка, вся эта сцена была выдумана, чтобы проиллюстрировать силу обрезания и значение имени второго сына или неправильный перевод.
    У Моисея был брат Аарон*, который их встретил около горы Хорив – Синай. В переводе с санскрита имя Аарон означает: a-arati [а-арати], где a «без, не», аrati «слуга прислуживающий при жертвоприношении», т. е. «не слуга, а главный при жертвоприношении». Именно таким он стал впоследствии, когда Моисей назначил его главным среди левитов, прислуживающих у жертвенника Богу. А вначале своей карьеры, он был всего лишь слугой, поэтому звали Арон – Арати. У Аарона было ещё прозвище Абул Фарадж (отец утешения), но если прочитать наоборот – джараф луба, то в переводе с санскрита как: ja ravi luba [джа рави луба], где ja «происходящий», ravi «солнце, бог солнца, учитель», luba «любить», т.е. «человек происходит от любящих учителей».
    Так как Моисей был «косноязычен» (сильно заикался), то он попросил брата сопровождать его к фараону, чтобы изложить ему просьбу от имени Израильтян. Они хотели, чтобы фараон отпустил их на неделю в пустыню к горе Хорив, чтобы совершить жертвоприношения своему Богу. Но воспользовавшись этим, они планировали уйти из Египта навсегда и поселиться там, где укажет Господь Иегова.

    Справка.
    * Ааро;н (ивр. ;;;;;;;, Ахарон; этимология неясна) в Пятикнижии - старший (на три года) брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия. Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - коэнов. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа). Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет, он умер 123 лет от роду, в 40-м году по Исходе евреев из Египта на горе Ор, находящейся на юге от Израиля, вблизи древнего идумейского города Петра. Народ оплакивал Аарона 30 дней. В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун, то есть Гора пророка Аарона (из Википедии).

    ; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об А. до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, А. имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6. 23).

    Господь призвал А. на служение в возрасте 83 лет (Исх 7. 7). Первоначально деятельность А. была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх 4. 10; 6. 30). Тогда Господь указал на А. как на помощника, способного говорить: «Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу» (Исх 4. 15-16; 6. 30-7. 2). С горы Божией Моисей и А. сошли в Египет, где А. убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем А. участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл А. поглотил жезлы егип. магов (Исх 7. 10-12). А. устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 - превращение воды в кровь (Исх 7. 20), изведение жаб (Исх 8. 5-6), явление мошек (Исх 8. 16-17) - совершались рукою А. (см. Казни египетские). А. и Моисей получили от Господа устав Пасхи (Исх 12. 1-20; 12. 43-49). Вдвоем с Ором А. поддерживал ослабевшие руки Моисея до окончательной победы над амаликитянами (Исх 17. 12). Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами Израилевыми А. сопровождал Моисея на г. Синай , где Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие издали поклонились Ему «и видели [место стояния] Бога Израилева» (Исх 24. 1-2, 9-11). Во время сорокадневного пребывания Моисея на Синае А., принуждаемый народом, изготовил золотого тельца (Исх 32. 4). Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого А., спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх 32. 7-14; Втор 9. 19-20).

    В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12).

    Как первосвященник А. был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх 29. 4-21; 40. 12-15; Лев 8. 1-30; Евр 5. 4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх 27. 21-22, 28; 29. 4-21; Лев 8. 1-30). В лице А. и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное). Деятельность А. как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45. 20-21). В обязанности А. входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30. 7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27. 20-21; 30. 8). В субботу А. полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16. 33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор 17. 12; 19. 17; 21. 5; 33. 10). А. и его сыновья должны были «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10. 11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына А. были сожжены «огнем от Господа», причем А. молча перенес их смерть (Лев 10. 1-7).

    Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал... между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер ; см. Аарона могила). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.

    В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы , матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17).

    Лит.: Ефрем Сирин, прп . Толкование на книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие // Творения. Серг. П., 1901; М., 1995р. Т. 6; Феодорит Киррский, блж . // Творения. Серг. П., 19052. Ч. 1; Титов Г. И . История священства и левитства ветхозаветной церкви, от начала их установления при Моисее до основания Церкви Христовой, и отношение их к жречеству языческому. Тифлис, 1878; Савваитский М. И . Исход израильтян из Египта. СПб., 1889; Приклонский В . Ветхозаветное первосвященство // ПС. 1901. № 6; Westphal G . Aaron und die Aaroniden // ZAW. 1906. Bd. 26. S. 201-230; North F. S . Aaron"s Rise in Prestige // Ibid. 1954. Vol. 66. P. 191-199; Auerbach E . Das Aharon-Problem: Rome Congress Volume. 1969. S. 37-63. (VTS; 17); Cody A . A History of Old Testament Priesthood. R., 1969. (AnBib; 35).

    свящ. Владимир Кильчевский

    Гимнография

    Хотя в Месяцесловах , принятых в поместных правосл. Церквах, А. не имеет отдельной памяти, его имя упоминается вместе с именами др. ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых неделя , Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне канона святых пророков на малом повечерии в первую неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые древние Месяцесловы указывают праздновать память А. 20 июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея , Самуила и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и свящ. Самуил неоднократно сравнивается с А. (напр., « » - тропарь 8-й песни канона утрени - Минея (СТ). Август. Л. 169). В зап. Иеронимовом мартирологе память А. указана под 1 июля, в копт. месяцеслове - под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах воспевается первосвященническое достоинство А. (см., напр., «молитву приношения» литургии свт. Василия Великого); особо упоминается жезл А., часто как один из прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея Критского противопоставляет А. нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: « »- Триодь Постная. Ч. 1. Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672) известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона А., помещенные под 8 авг. (Ταμεῖον. Ν 824, 825. Σ. 264-265).

    Лит.: Кравецкий . Словарь.

    М. С. Желтов

    Иконография

    Изображения А. известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: А. представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод , наперсник, подир , на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета. В большинстве ранневизант. памятников А. предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография А. складывается в эпоху Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где А. представлен в ряде сюжетов: жезл А. превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх 7. 10-12) (одно из ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); А. и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх 17. 12) и др. (см. Ааронов жезл). В XI в. образ А. появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина мон-рь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор царь . В «Уставе общины» предвещается приход «Мессий Аарона и Израиля» (1QS 9. 11). В кумран. текстах А.- образ Мессии-Первосвященника. «Дамасский документ», возможно, говорит лишь об одном Мессии: «Восстанет Мессия Аарона и Израиля» (CD 12. 23-13. 1); «Мессия Аарона и Израиля очистит их грех» (CD 14. 19) и др. В «Дополнениях к Уставу общины» сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром «сыны Аарона» имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от «Мессии Аарона» - 1QSa 2. 12-14).

    Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности А. Раввины описывают А. как великого миротворца, к-рый «не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе... человека» (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение А. в истории с золотым тельцом (Исх 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: «Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему» (Пирке Авот 1. 12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал А. первосвященником (Шемот Рабба 37. 2). Было и др. объяснение поведения А. в Исх 32: А. боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, к-рого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41. 9; Санхедрин 7a).

    Сообщалось о мужестве А. при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его «птенца», но молчал (Вайикра Рабба 20. 4); «несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой - оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией» (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму , безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), А. не спорил с Богом (Сифра 46a).

    Традиция называет А. в числе немногих избранников Божиих, к-рые умерли не вследствие собственной греховности, но «из-за козней змея», т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти А. израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть А. описывается в мидраше Петират Ахарон.

    Лит.: Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. М., 1993р; Корсунский И . Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Gaertner B .The Temple and the Community in Qumran and the New Testament. Camb., 1965.

    Г. Г. Ястребов

    В мусульм. традиции

    А. известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой А. был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20. 90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не А., а некоему самаритянину. А. не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7. 148/146-151/150; 20. 29/30-33/34. 90/92-94/95; 28. 34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен А., до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).