Знакомство со звуком ц в подготовительной группе. Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц". Веселые стихи про букву Ц для детей

Вахренева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ц и буква Ц"
Дата публикации: 19.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа

Воспитатель: Вахренева Н.М.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»

Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,

связной речи.

Программное содержание:

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.

Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.

Совершенствование навыков чтения слогов.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание

интереса

литературного

произношения,

воспитание языкового чутья.

Оборудование:

схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,

Ход занятия:

Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Воспитатель:

Улыбнемся друг другу

Чудесных открытий

Пожелаем всем нам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как

лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Солнце.

Воспитатель: На лучиках для вас задания.

Дети: Это буквы.

Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

Артикуляция звуков.

Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?

Дети: Произносят гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?

Дети: Мягкие звуки.

Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?

Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»

КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать

сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он

захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,

как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом - правое крылышко, затем

Левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)

Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок.

Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки

3.Знакомство с новым звуком «Ц»

Воспитатель: Вы, любите загадки?

Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десть их, но братья эти

Сосчитают, все на свете. (Цифры)

Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в

начале слов отгадки?

Дети: Звук «ц»

4.Учимся произносить звук «ц»

Что делают губы? (улыбаются)

Произносим звук «ц» (зубы видны)

Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает

только твердый?

Определить звук «ц» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ц» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Физминутка «Кузнечики».

5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал - схемы)

Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.

Сколько звуков?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?

Игра «Внимательные ушки»

Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»

М К Ц Р Ц А Ц

Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»

АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА

Правильно, за мной повтори:

ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца

ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец

Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо

Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц

Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца

Игра «Большой – маленький» (словообразование)

Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло - мыльце

6. Знакомство с буквой:

Вот какая буква Ц –

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую

и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».

Написание буквы ц в воздухе, на листе.

Игра «Буквы заблудились»

Что можно составить из букв? (слово)

Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И

7. Чтение слогов:

8. Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?

Рефлексия:

Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и

активными. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение 1-2.

Цели:

- познакомить с буквой «Ц»;

- продолжать работать над предложением;.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте

(в подготовительной группе)

Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).

Подготовила воспитатель:

Фаткулбаянова А.В

Тема: Звук (ц). Буква (ц).

Цели:

Закрепить навык произношения звука (ц);

Умение слышать в слове, выделять и называть звук;

Упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;

Познакомить с буквой «Ц»;

Продолжать работать над предложением; .

Закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

Воспитывать положительные мотивации к занятию.


Оборудование: буква Ц большого формата, карточки со слогами (у, ли, ца, ли,цо, ку, ри, ца,си, ни, ца, па, лец), карточки на каждого ребёнка со словами, в которых пропущена буква Ц (зай_ы, ов_а, гусени_а, _ирк, птене_), предметные картинки на каждого ребёнка со звуком Ц, разрезные азбуки, ручки.


Ход занятия.

Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт предмет так, чтобы в слове появился звук Ц.
Мыло-мыльце, масло-маслице, окно-оконце, платье-платьице, дерево-деревце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, дело-дельце, тело-тельце, блюдо-блюдце.


Знакомство с темой.

Сегодня мы вспомним звук Ц и поработаем с буквой Ц.
Вспомните, как называется звук Ц.
Посмотрите на букву Ц.

Составление слов из слогов.
-Когда я сегодня шла в д/с, мне навстречу шёл Незнайка. Он был очень расстроенный. Ему в школе задали написать слово, но он забыл какое, помнит только, что в этом слове есть слог ЦА. Давайте подумаем, какое слово могли задать Незнайке. (Дети придумывают слова).


Поиграем в игру: «Слова рассыпались».
-Слова рассыпались на слоги и все перепутались. Соберите слово и прочитайте его.(учитель дефектолог пишет на доске слоги одного слова, ребёнок выходит и собирает слово, дети читают.)

У вас на столах есть карточки со словами, но в них не хватает буквы Ц. Впишите буквы и прочитайте получившееся слово.


Пальчиковая игра «Цыплята».


Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы- клювик, остальные
прижаты к ладони)
Пять комочков (Все пальцы сжать в кулак)
Во дворе стоят у бочки (Пальцами изобразить бочку)
Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы-клювики)
Из щелей течёт водица. (Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз)
Вот из лужи пьют цыплятки (Показать, как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке. («Пробежаться» пальцами по столу)


Составление предложений по индивидуальным картинкам .


-Ребята, посмотрите на свою картинку, придумайте предложение по этой картинке и посчитайте, сколько слов в вашем предложении.(Дети проговаривают своё предложение и называют количество слов в нём).


-Ребята, какое сейчас время года? Что появляется весной? (Цветы)

- Послушайте предложение: « Цветы цветут». Сколько слов в этом предложении? Сейчас это предложение мы выложим из букв разрезной азбуки. Но сначала повторим правила предложения. (Вместе с учителем дефектологом повторяют правила написания предложений и выкладывают его из букв).
Итог: Молодцы, сегодня все хорошо работали


Образовательная деятельность в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте с использованием ИКТ технологий.

Организационная форма: фронтальная НОД.

Реализация образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Цель:

  • Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего обучения детей.
  • Предупреждения ошибок в чтении и письме.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Развитие тонкой моторики.

Задачи:

  • Выявление характеристики звука.
  • Определение положения места звука в слове.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Знакомство с буквой.
  • Формирование опыта чтения слогов и слов.

Предварительная работа: создание фонетико-фонематической базы.

Оборудование и материалы:

  1. ИКТ (иллюстрация города звуков, звук Ц; иллюстрации для определения места звука в слове);
  2. картинки каждому ребенку для определения первого звука;
  3. демонстрационные картинки пройденных букв;
  4. картинки для фонематического синтеза каждому ребенку;
  5. демонстрационные картинки для фонематического анализа;
  6. счетные палочки;
  7. демонстрационные картинки обозначающие напечатанные слова;
  8. напечатанные слоги;
  9. напечатанные слова для чтения каждому ребенку.

Методы и приемы: рассказ, показ, повторение, вопрос и пояснение, игровой.

Ход занятия

1 часть: вводная
(Дети на проекторе видят иллюстрацию города звуков, звук Ц)

Логопед: Мы продолжаем с вами путешествовать по городу звуков. Наши путешественники покатались на каруселях, и к ним подошла лошадка и спросила: "А вы почему не идете в цирк, сегодня там большое представление.Там выступают разные артисты, дрессированные животные. И я тоже там выступаю. Садитесь на меня я вас быстро туда отвезу"

Наши путешественники сели на лошадку и она их повезла. По дороге она рассказала, что тоже выступает в цирке, и зовут ее Царицей.
Лисенок удивился и спросил: "А почему тебя так зовут, у тебя такое интересное имя?"
Лошадка сказала: "Меня так зовут, потому что у меня на лбу есть пятнышко похожее на корону, поэтому меня назвали Царицей. Нам нужно поторопиться, иначе мы можем опоздать на цирковое представление". Лошадка побежала, и копытца застучали по дорожке цок-цок-цок.

Какой звук слышится в начале слова в словах цирк, царица, царевна? (слышится звук Ц)
- Наш звук в синих башмачках. Что нам подсказывают синие башмачки? (это звук согласный твердый)
- Произнесите этот звук и послушайте как он звучит (дети произносят).
- Посмотрите на право на доске картинка нашего звука. Мы будем его обозначать цирковой лошадкой.

2 часть: основная

Сейчас мы будем слушать этот звук. Он может слышится в начале слова, середине и конце (на прокторе по очереди появляются картинки со схемами).
- Кто это? (царь)
- Где слышится звук Ц в этом слове? (в слове царь согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Что это? (кольцо)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове кольцо согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Как называется эта конфета на палочке? (леденец)

Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове леденец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Что это такое? (мельница)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове мельница согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Это что такое? (перец)

Где слышится в этом слове звук Ц (в слове перец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова).
- Это что за птица? (цапля)
- Где в этом слове слышится звук Ц?? (в слове цапля согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Это здание называется дворец.

Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове дворец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Колобок говорит вам молодцы, правильно все выполнили. Теперь выходим все на ковер, и будет следующее задание. Сейчас вы каждый выберите себе картинку (дети выбирают картинки).

Все знают как называется его картинка? (да) Вы должны определить первый звук, который слышится в названии вашей картинки и найти соответствующую букву и взять ее в руки (дети выполняют задание). Теперь давайте проверять.

Каждый называет слово и букву которую он взял (ответы детей: дом - Д, банка - Б, пылесос - П, топор - Т, слон - С, замок - З, кошка - К, мак - М)
- Оставшиеся буквы остались без картинок. Для них картинок у нас нет. Садитесь на места и будет следующее интересное задание.

У каждого будет картинка. Я последовательно буду называть звуки, а вы должны угадать, какое слово я задумала. У кого будет картинка-отгадка поднимет ее вверх (все внимательно слушают и отгадывают слово, дети выбирают картинки). Положите картинки на стол перед собой, смотрим на меня и слушаем.

М Ы Л О - мыло, Т У Ч А - туча, Р О З А - роза, К А Ш А - каша, В А З А - ваза, Ж А Б А - жаба, З У Б Ы - зубы, М У Х А - муха.

Молодцы. Отложите картинки и теперь следующее задание. Это задание посложнее. Я буду показывать картинку и называть, а вы должны последовательно назвать звуки, из которых состоит это слово.

Давайте начнем. Кто может назвать поднимает руку. Дом - Д О М, дым - Д Ы М, кот - К О Т, нос - Н О С, кит - К И Т, мак - М А К, сом - С О М, сок - С О К.
- Ответили на все вопросы.Мы знаем что звуки мы слышим и произносим, а пишем и читаем? (буквы)
- Наш звук Ц мы обозначаем вот такой буквой. (иллюстрация с изображением Пети с буквой Ц)

Молотком работал Петя,
Целых три часа подряд.
Сколотил из четырех дощечек,
Букву Ц и очень рад.

Буква Ц состоит из трех длинных и одной короткой дощечки. Попробуйте из счетных палочек выложить букву Ц. (дети выполняют задание)
- Молодцы. Правильно выложили. Убираем на место счетные палочки.

Динамическая пауза

Посмотрите на меня. Сели ровно. Посмотрите на право-прямо, на лево - прямо, вверх - прямо, хлопнули в ладоши над головой, ладошками постучали по столу тихо - громко - тихо, ногами постучали по полу тихо - громко - тихо, похлопали в ладоши перед собой громко - тихо - громко. Молодцы!

Смотрим на доску, соединяем и читаем слоги все вместе (АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ИЦ, ЭЦ, ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ). Теперь читаем по очереди (читает тот, кого называют).
- Следующее задание. Посмотрите на картинки которые расположены на доске (СИНИЦА, ТАНЦЫ, ОВЦА, ЗАЙЦЫ, ПТИЦЫ, СПИЦЫ, ОВЦЫ, ЗАЙКА). Все картинки понятны?

Я каждому дам листок бумаги, на котором написано слово. Вы его прочитаете и найдете картинку, которая соответствует вашему слову и прикрепите слово к картинке.
- Читаем по очереди, пальцем следим за тем местом, где читаем. Не торопимся (дети выбираю листочки со словами и по очереди читают слова и прикрепляют к нужной картинке). Молодцы!

3 часть

С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Ц)
- Что мы о нем знаем? (этот звук согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

Admin

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

подготовила учитель-логопед

Кудрина Наталья Владимировна

Таежный, 2014

Звук и буква Ц.

Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

А кто мама цыплят?

Дети: курица.

А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

Повторяйте за мной:

ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

Использованная литература:

    Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

    Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Светлана Одинцова
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ц»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему :

«Знакомство с буквой и звуком Ц

Цель : Закрепление пройденного материала

Задачи : 1. Познакомить ещё раз с буквой и звуком Ц .

2. Учить соотносить букву со звуком Ц .

3. Упражнять в умении охарактеризовывать звук , давать ему соответствующую характеристику (глухой, твердый, согласный) .

4. Закреплять в умении находить и обозначать место звука в слове (начало, середина, конец) определенным символом; делить слова на слоги.

Оборудование : буква Ц , простые карандаши, цветные карандаши (синие, красные, зеленые) ;карточки с заданиями, пластилин.

1. Организационный момент.

Воспитатель : -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки , и поиграем в игры с ними, познакомимся ещё раз с буквой , которую мы уже изучали, а какой, вы узнаете чуть позже.

Какие бывают звуки ?

Дети :-Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель :-Верно. А сейчас послушайте загадки :

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети :(отгадывают)

Воспитатель :-Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети :-Звук Ц .

Воспитатель :(предлагает повторить еще раз все слова-отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц ) .

2. Характеристика звука .

Воспитатель :-Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети :(отвечают) .

Воспитатель :-Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц . Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками) .Что является преградой воздуху (язык, зубы) .

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц . Горлышко дрожит?

Дети :-Нет.

3. Знакомство с буквой Ц .

Воспитатель :(выставляет на доску букву Ц )

А вы знаете, что на письме звук Ц обозначается буквой Ц . На что она похожа?

Дети :(предлагают свои варианты)

Воспитатель :-А про букву Ц есть маленькое стихотворение :

Ц-цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза) .

Чтение слов с новой буквой

Воспитатель : составьте слово, используя первые буквы слов : цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

– Какое слово здесь спряталось?

Дети : Получилось слово цапля.

4. Вылепливание буквы из пластилина .

Воспитатель :-Посмотрите из каких элементов состоит буква Ц ? .

Дети :-Из палочек.

Воспитатель :-Сколько в ней элементов-палочек?

Дети :-Четыре.

Воспитатель :-Возьмите кусочек пластилина и вылепите букву Ц самостоятельно .

Дети :(выполняют задание)

5. Физкульт минутка"Цапля".

Воспитатель :-Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться

За соседа не держаться.

6. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель :-Ребята садитесь за столы, Возьмите карточки с заданиями, рассмотрите их и ответьте, что вы на них ведите?

Дети :(отвечают)

Воспитатель :-Первое задание на первой строчке : обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова) к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети : (выполняют задание)

Воспитатель : Второе задание :на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец) .

В какую группу можно объединить эти слова (профессии)

-Третье задание :на третье строчке напишите букву Ц . И скажите, буква Ц какой может звук обозначать ?

Дети :-Твердый.

Воспитатель :-Какой нарисуете квадратик под буквой Ц ?

Дети :-Синий.

7. Словесно-игровые упражнения.

Игра"Доскажи слово".

Воспитатель :-Водит курица (цыплят)

У мамы на пальце (кольцо)

Растет на грядке зеленый (огурец)

Их ставят в вазу (цветы)

Воспитатель : - Вы слова досказали, а теперь придумайте с этими словами предложение.

Дети : (придумывают с этими словами предложение)

8. Игра"Отхлопай слово по слогам" (закрепление материала)

Воспитатель :-Я вам буду называть слова, а вы их должны будете от хлопать по слогам :танцор, кузнец, продавец, борец, певица, огурец, цапля,царица,цирк.

9. Итог :

Какие слова со звуком [ц] вы запомнили ? (Дети перечисляют слова со звуком [ц] , которые запомнили.)

– С какой буквой и звуком вы сегодня познакомились ? Что вы о нем узнали? Что вам понравилось больше всего на занятии ?

Выслушиваются ответы детей.

ЗАДАНИЕ № 1.

ЗАДАНИЕ № 2

Б О Р Е Ц П Е В И Ц А П Р О Д А В Е Ц