Гадания без карт. Гадания без карт «Самые счастливые люди — это не те, кто получают больше, а те, кто больше отдают», — Х. Джексон Браун


МОЩЬ ВЕЛИКОГО

Несмотря на столь многообещающее имя, смысл гексаграммы не столь значителен. Во-первых, сейчас вам как никогда следует во всем проявлять выдержку. Объект вопроса обладает силой, распоряжаться которой он пока не в состоянии. Возможно, сходство 34-й с триграммой "Дуй" - "Озеро", указывающее на присутствие какой-то неправоты, изъяна, как раз и не позволяет ее применить. Во-вторых, в предыдущей гексаграмме вы спрашивали "Что делать?" , здесь же будет уместен вопрос "Чего не делать?" И последнее. Мощь великого имеет далекоидущие последствия. Вам не раз придется столкнуться с ними в будущем.

Статика

Как это ни странно, статическая форма этой гексаграммы - явление редкое. Отсутствие изменяемых линий уже предупреждает, а не информирует.

"Помолодевшая" гексаграмма

Даже если вас и обманут, ничего совсем уж плохого не предвидится.

Нижняя линия.

Возможно через некоторое время, но не сейчас.

Вторая линия.

У вас есть потенциальная возможность для роста. Этому способствуют желание действовать и отсутствие видимых препятствий.

Третья линия.

Полагаясь лишь на самого себя, вам предстоит прило жить огромные усилия, чтобы сдержать хаос. В команде же вашему эго "...придется погибнуть". Игнорируя это требование, вы уподобитесь "козлу, бодающему изгородь".

Четвертая линия.

Нет действий, но есть подготовка к ним. Чем ответственнее вы отнесетесь к мотивам своих поступков, тем быстрее достигнете результата.

Пятая линия.

Чтобы улучшить положение до идеального, вам предстоит исправить некоторые ошибки, допущенные в прошлом.

Верхняя линия.

Как правило, верхние линии доводят до абсурда основной смысл гексаграммы. Вы не знаете, как распорядиться с тем, что у вас есть, и не научитесь этому в ближайшее время. Поэтому вам предстоит пережить опыт совсем иного рода.

Вы стремитесь на передний план слишком активно, более чем это выгодно вам в данное время. Вы готовы растоптать окружающих, что, мягко выражаясь, не доставило бы им удовольствия. В честолюбии нет ничего плохого, но оно непременно должно сопровождаться тактичностью в общении с людьми. Желание ваше исполнится, если вы будете вести себя несколько скромнее. Постарайтесь отыскать в этом отношении «золотую середину».

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем. Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому весьма краткий текст говорит:

Мощь великого. Благоприятна стойкость.

В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь:

В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет подлинно!

Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому лаконичный текст здесь только напоминает:

Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.

Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном юмора:

Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным. Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.

Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния», т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет.

На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел — символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:

Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах. Раскаяния не будет.

Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль выражена в тексте следующих образах:

Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет счастье.

Поздравляем… в этой ситуации есть просто сила и сила, как баран, который сбивает забор, чтобы освободиться от плена. Это указывает на то время, когда сильная рука приходит в себя и утверждает свою силу.

Когда лидер приходит в положение власти, его личная сила обычно может достигать максимума. Великая выносливость требовалась при восхождении на вершину горы, но на вершине необходима поддержка других, чтобы сохранить позицию. Таким образом, сдвиг в отношении становится необходимым, чтобы упорствовать в правильном и справедливом. Пусть ваша сила будет смягчена мудростью. Чтобы поддерживать власть, сильный лидер учится делиться ею с другими. Только тогда его позиция будет безопасной, поскольку он будет не только обладателем власти, но и источником ее.

Если вы оказываетесь в сильной позиции, важно действовать ответственно и реагировать с осторожностью. Власть не должна позволять выродиться в такую силу, которая рушит все на своем пути. Сильное чувство ответственности за коллектив является ключом к успешному осуществлению власти. Следуя тому, что мы интуитивно знаем, что лучше для нашего блага, мы избегаем безрассудных злоупотреблений, которые, в конце концов, только подрывают источник нашей силы. Высокомерие содержит семена собственного уничтожения.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Обладание большой силой не гарантирует успеха. Если вы начнете свое движение с низкой или слабой позиции, попытка наступления преждевременно или слишком быстро принесет несчастье. Даже для тех, кто обладает большой силой и способностью, прогресс должен достигаться шаг за шагом.

Врата удачи распахиваются; пришло время оторваться. Во времена прекрасных возможностей, остерегайтесь преждевременного празднования. Держите свой баланс.

Баран, прыгающий через изгородь, сбивает себе рога. Он может быть самым сильным животным в стаде, но гордый, надменный баран приносит несчастье самому себе. Избегайте пустых проявлений силы. Мудрый лидер измеряет успех с точки зрения тонкой настройки, а не физической мощности. Мощность — это топливо, но тщательная точность — это регулятор.

Принятие решительной силы приносит успех. Как ось большого вагона, сила сильного человека часто скрыта, и так оно и должно быть. Часто, чем меньше шоу, тем сильнее сила. Спокойно принося внутреннюю силу во внешний мир, сопротивление растворяется, и великие достижения становятся возможными.

Когда сильные оказываются в свободной и легкой ситуации, может возникнуть потеря настороженности и ослабление власти. Если внешнее сопротивление отсутствует на работе или в вашей ситуации, расслабьтесь и временно наслаждайтесь вещами, но не становитесь самодовольным.

Строка 6 (верхняя строка)

Научитесь создавать проблемы для себя, разве что только в развлекательных мероприятиях.


Большая мощь

От силы - правдивость наша,
От слабости - лживость наша.
Фирдоуси

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ЧЖЭНЬ. ГРОМ. ПОДВИЖНОСТЬ. СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.
ГУА НИЖНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

Ключевые слова

Большая сила. Мощь великого, Небес. Большая энергия. Увеличение мощи. Большой изъян. Большое повреждение. Большое величие. Великая правота.

Объяснение структуры

Гром на Небесах величествен и могуч, это - огромная мощь!

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН.

В изысканиях, в воспитании тела и духа будь осторожен, не бери на себя непосильный груз, в далеком походе береги и ноги, одни они могут помочь тебе передвигаться по пустыне и по зеленым полям.

ВТОРОЙ ЯН.

Достижение успехов путем постепенности усилий, срединности выбора.

ТРЕТИЙ ЯН.

Природные силы работают естественным образом, незачем применять ухищрения, надо только использовать эту мощь во благо. Следует отметить, что все три Ян-знака ЦЯНЬ находятся внизу, стремясь подняться наверх.

ГУА ВЕРХНИЙ, ЧЖЭНЬ. ГРОМ. ПОДВИЖНОСТЬ. СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Использование силы по назначению даст ошеломительные результаты. Если бык пробивает рогами ворота, его сила использована не по назначению, в этом убытки: ворота следует чинить.

ПЯТЫЙ ИНЬ.

Несоответствующий подход к проблеме вызывает сожаление, иногда это подход с позиции силы.

ВЕРХНИЙ ИНЬ.

Не следует "зацикливаться" на ошибочном. Иногда целесообразнее проявить такт, дипломатию. Тяжба не вызывает больших неприятностей, просто замедляет получение результата, но порой лучше помедлить, нежели поспешить.

Главное в гуа

Мощь может дать избыточную энергию, которая приводит к возникновению органических повреждений, если прикладывается, например, к человеку. Тогда она его ранит. Но, приложенная к материальному объекту, заставляет его служить. Направленная энергия, например электричества, приводит к эволюции общества.

Основной тезис

Ян - большое. Инь - малое. Когда Ян достигает пика, это уже МОЩЬ ВЕЛИКОГО. Внизу - твердость, четыре Ян; вверху - Подвижность. Посредством Ян достигается максимальная твердость, в этом и Мощь Большого, и его величие.

Прорицательный аспект

Успех достигается не обязательно применением силы в прямом смысле, по и путем переговоров и дипломатии.
Применение силы не по назначению не всегда благо.
Неумеренное использование силы чревато последствиями.
Если сила направлена во благо, жди блага! Есть потенциальные возможности решить вопрос.

Соответствие с Таро

Здесь однозначное соответствие - Аркан XI, Сила. Аркан XI заключает в себе представление о космической энергии как первоверховной основе Вселенной. Аркан выявляет доктрины о двух видах энергий - кинетической и потенциальной, - выделяет три модификации космической энергии, даст понятие об электричестве как активной модификации космической энергии и, наконец, знакомит нас с понятием магнетизма. Дает основы учения о силе, выражая в мире божественном принцип всякого рода силы - как духовной, так и материальной - в мире интеллектуальном выражает силу моральную, в мире физическом - силу органическую.

Аркан XI соответствует знаку ДА ЧЖУАН в смысле верного использования природной мощи, мощи небес и силы человека как творения природы.

Предмет (в китайской традиции) не может быть до конца мощным, принимается это посредством знака ЦЗИНЬ, ВОСХОЖДЕНИЕ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Успех достигается путем переговоров при доверии, уважении. Свои ошибки разумнее признать открыто, нежели замалчивать. "Вода камень точит" - вот девиз этого знака.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Деловые, партнерские отношения не складываются вследствие несоответствующего подхода к проблемам. Ошибки со стороны того, кому выпал этот знак в раскладе, - "зацикливание", мелочность. Сила знака требует иного подхода.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные чувства в зените. Отношения складываются положительно; склонность, влечение, страсть, желание встреч и упорядочения отношений.

4. Межличностные отношения.

Межличностные отношения, родственные и иные - на должном уровне. В семейных отношениях противопоказано применение силовых методов урегулирования.

Канонический текcт

Благоприятна стойкость.

  1. Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
  2. Стойкость — к счастью.
  3. Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в ней) застревают его рога.
  4. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней) не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
  5. Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах) . — Раскаяния не будет.
  6. Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться. — Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.

За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том, чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем. Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому весьма краткий текст говорит: Мощь великого. Благоприятна стойкость.

1

В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота, как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы, наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени, ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь: В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет подлинно!

2

Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому лаконичный текст здесь только напоминает: Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.

3

Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном юмора: Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным. Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.

4

Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния», т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии. Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха. Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь читаем: Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет.

5

На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел — символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом, должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь: Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах. Раскаяния не будет.

6

Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность, отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным результатам, то здесь это качество может привести к совершенно безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов, он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль выражена в тексте следующих образах: Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет счастье.

Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не меняет его. Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным, благородному человеку придется погибнуть.

Интерпретация Хейслип

Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».