Консерватизм и либерализм в России второй половины XIX в. Какие требования выдвигали кадеты по рабочему вопросу? Лидеры левого крыла

Какие идеи отстаивали и какие требования выдвигали участники европейских революций? В какой степени они были реализованы?

Ответы:

Участники европейских революций отстаивали идеи просвещения: конституционное устройство, ограничение власти монарха, переход от монархической формы к республиканской, разделение властей, гарантия гражданских прав и свобод.

Участники европейских революций отстаивали идеи просвещения: конституционное устройство, ограничение власти монарха, переход от монархической формы к республиканской, разделение властей, гарантия гражданских прав и свобод. Нигде революционным силам не удалось полностью добиться своих целей. Монархии либо устояли, либо, как во Франции, были вновь восстановлены. Но поражение революций не означало восстановления прежних порядков. После 1848 г. Европа стала другой. В большинстве государств были введены конституции, в которых признавались политические права граждан. Во многих странах были ликвидированы феодальные пережитки. В политике и экономике все большую роль стала играть буржуазия. Отстаивая экономические и политические свободы, она стремилась к установлению стабильных режимов. Главным противником складывающихся буржуазных порядков стал рабочий класс, в то время испытывавший на себе негативные социальные последствия промышленного переворота.

Конспект по истории России

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка "К молодому поколению", написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля " с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла - после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление. Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад" . Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ" , предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля " - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г. раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия , введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.

Посредством каких основных мер осуществилась аграрная реформа П.А. Столыпина?

Каковы особенности российского парламентаризма в начале XX века?

Какие вопросы были важнейшими в первой русской революции 1905-1907 гг.

А) аграрный, введение народного представительства;

Б) окончание русско-японской войны, многопартийность;

В) переход власти в руки большевиков

А) равные, прямые выборы, представительство всех слоев населения в Думе;

Б) Государственной думе было предоставлено преимущественное право в решении важных государственных вопросов;

В) преобладание в Думе представителей господствующих классов, ограниченные полномочия Думы

А) превращением крестьянских наделов в личную собственность хозяев, выделением зажиточной части крестьянской буржуазии;

Б) переселенческой политикой и освоением земель в Сибири;

В) повышением продуктивности помещичьих хозяйств за счет обеспечения их сельхозмашинами и льготными ссудами

5. Причина сложностей в проведении Столыпинской аграрной реформы:

А) сопротивление патриархально настроенной части крестьянства

Б) массовые крестьянские восстания против реформаторов

В) Отсутствие законодательства о реформе

Г) Прекращение реформы после убийства П.А. Столыпина

6. В программе эсеров по аграрному вопросу отстаивалась идея:

А) ликвидации общины Б) создания колхозов

В) национализации Г) социализации

7. Назовите лидеров либерально-монархической буржуазии:

А) П.Н.Милюков, В.Д. Набоков, П.Б. Струве, А.И. Шингарев;

Б) А.И. Гучков, А.И, Коновалов, М.В. Родзянко;

В) Б.Д. Камков, А.Ф.Керенский, А.Л.Коллегаев, М.А.Спиридонова

А) предоставить рабочим свободу слова, собраний, стачек, союзов, но сохранить имущественный ценз при выборах;

Б) предоставить рабочим свободу слова, собраний, стачек, союзов, ввести 8-часовой рабочий день;

В) ввести явочным порядком 8-часовой рабочий день, установить рабочий контроль над производством и распределением продуктов.

9. В чем заключается главный смысл третьеиюньского государственного переворота:

А) в обеспечении буржуазии и помещикам подавляющего большинства в Думе посредством изменения избирательного закона;

Б) в стремлении правительства разрешить противоречия между поместным дворянством и буржуазией путем смены власти;

В) в намерении правящих кругов обвинить социал-демократов в военном заговоре

10. Причина участия России в первой мировой войне:

А) желание России конфисковать германскую собственность в Российской империи

Б) стремление Германии в Австро-Венгрии аннексировать Украину

В) приход к власти в Сербии проавстрийского правительства

Г) Торгово-экономические разногласия с Германией

Российский либерализма середины 50-х - начала 60-х гг.

Общественная атмосфера середины 19 века была такова, что и консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права , смягчение политического режима и возлагали надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее собственным представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительства не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правящие круги.

В начале царствования Александра II были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил. В середине 50-х гг. видные либералы-западники К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин установили связи с А. И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

Основными положениями этой программы были:

Свобода совести;
- свобода от крепостного состояния;
- свобода выражения общественного мнения;
- свобода книгопечатания;
- свобода преподавания;
- публичность всех правительственных действий;
- публичность и гласность суда.

Не было только требования о введении конституции в России.

Александр II, приступив к разработке крестьянской и иных реформ , фактически стал выполнять программу либералов. Поэтому представители этого движения стали поддерживать правительство. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

К тому же многие либералы полагали, что в России еще не созрели условия для введения конституции. И если даже об этом будет объявлено, считали они, то она либо останется лишь на бумаге, либо усилит влияние консерваторов, так как большинство мест в парламенте неизбежно займут дворяне, а это может привести к свертыванию либеральных преобразований.

Но это не означало, что русские либералы отказались от идеи принятия конституции и введения народного представительства. Они считали, что страну необходимо готовить к этому шагу: проводить реформы государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать хозяйство, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа, т.е. создавать основы гражданского общества.

Значительную помощь в выполнении этих задач оказал влиятельный журнал «Русский вестник», созданный в 1856 г. М. Н. Катковым. На его страницах пропагандировалась необходимость отмены крепостного права и наделения крестьян землей, введения независимого суда и местного самоуправления. В качестве необходимого условия осуществления реформ журнал выдвигал принцип постепенности преобразований и выступал против революционного пути развития страны.

Свой вклад в разработку либеральной программы вносил и основанный в 1856 г. орган славянофилов «Русская беседа», редактором-издателем которого являлся А. И. Кошелев. Особое внимание журнал уделял национальным проблемам, выяснению роли и значения «народности» (русской самобытности) в различных сферах жизни общества. И хотя взоры славянофилов были обращены в допетровскую Россию, примеры для подражания, извлеченные ими из того времени, были пропитаны либеральным духом. Признавая православие, самодержавие и крестьянскую общину исконными, необходимыми устоями русской жизни, они не допускали в частной жизни и в общинном быте никакого вмешательства государственной власти, в религиозных вопросах требовали полной свободы совести, выступали за свободу слова. Политическое устройство, за которое ратовали славянофилы, укладывалось в формулу К. С. Аксакова, содержавшуюся в его записке Александру II: сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения - народу.

Либеральные идеи звучали также на страницах «Отечественных записок» А. А. Краевского, «Библиотеки для чтения» А. В. Дружинина и ряда других изданий.

Главным видом деятельности либералов всех направлений в конце 50-х гг. стала работа в дворянских губернских комитетах по выработке условий крестьянской реформы. На комитетских заседаниях в открытых спорах с противниками реформ приобретались навыки политической борьбы, умение отстаивать свои взгляды. Именно тогда и сложился самый радикальный вариант либеральной программы. Он во многом отличался от требований Кавелина, Чичерина, Каткова.

Центром создания такой программы стала Тверская губерния. В 1857 г. предводителем местного дворянства был избран автор либерального проекта отмены крепостного права А. М. Унковский. Он сумел увлечь своими идеями большинство Тверского комитета. В конце 1859 г. Унковский был сослан в Вятку за то, что дворянство губернии заявило протест против запрещения обсуждать крестьянский вопрос в печати. В дальнейшем Унковский продолжил свою деятельность в Тверской губернии.

Земское движение конца 70-х гг.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70-х - начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т. п.

Не найдя понимания у властей, некоторые радикально настроенные представители земств (И. И. Петрункевич, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. Д. Долгоруков и др.) обратили внимание на «революционные возможности масс» и взяли на вооружение нелегальные методы борьбы. В декабре 1878 г. по предложению И. И. Петрункевича была предпринята попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организациями. Основой такого соглашения могло стать согласие революционеров «временно приостановить всякие террористические акты» в обмен на обязательства земцев «поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики. Однако соглашение не состоялось.

Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879 г. тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступления земских собраний с требованиями политических реформ. В том же году земцы попытались наладить нелегальное издание литературы.

Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М. Т. Лорис-Меликова. Он не только провозгласил курс на сотрудничество власти и общества, но и стал претворять его в жизнь.Однако после гибели Александра II шанс для сотрудничества либералов с властью оказался утерянным.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой - интеллигенция да незначительная часть дворянства.

Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

Консерваторы.

Противники существенных перемен в жизни общества оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище Петр IV. С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников. Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек, весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом видный либерал М. Н. Катков.

  • какие заводы и фабрики были эвакуированы в Казахстан? Отечественная война(1941-1945)
  • Поведение подростка: 9 пунктов 11-15 лет
  • героизм нашего народа в великой отечественой войне
  • 7ах5·(-2а4х); Не могли бы вы упростить? очень надо.
  • Часть А Задание: выбрать один правильный ответ. А1. Раздел русского языка, который изучает способы образования слов – это … А) лексика; Б) морфология; В) морфемика; Г) словообразование. А2. Выбрать непостоянный признак глагола: А) спряжение; Б) лицо; В) вид. А3. Какое слово лишнее? А) рисует; Б) пишет; В) поёт; Г) спела. А4. Выбрать глагол несовершенного вида. А) плыть; Б) прилететь; В) зашёл. А5. Выбрать глагол в неопределённой форме. А) нести; Б) моется; В) смотрится. А6. В каком слове надо писать букву и? А) выт…рла; Б) вым…реть; В) бл…стать; Г) выж…г. А7. Выбрать глагол 2 спряжения. А) отвечать; Б) терпеть; В) брить; Г) обмануть. А8. Выбрать глагол, в котором не пишетсяь? А) Лара хочет учит…ся на повара. Б) Это платье хорошо смотрит…ся. В) Мама будет просыпат…ся рано. А9. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности называются … А) профессионализмами; Б) диалектизмами; В) жаргонизмами. А10. Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям – это… А) эмоционально-окрашенные слова; Б) устаревшие слова; В) жаргонизмы. А11. Новые слова, появившиеся в языке называются… А) неологизмами; Б) устаревшими; В) фразеологизмами. А12. Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению, называются… А) общеупотребительными; Б) фразеологизмами; В) фразеологией. А13. Найти соответствие: А) негатив; Б) тачка; В) айпад; 1)неологизм; 2)жаргонизм; 3)профессионализм; 4)эмоционально-окрашенное слово. А14. Каким способом образовалось слово ледокол. А) суффиксальным; Б) приставочным; В) сложением основ; Г) сложением целых слов. А15. Каким способом образовалось слово пришкольный. А) приставочным; Б) приставочно-суффиксальным; В) суффиксальным; Г) сложением основ. А16. Вставить пропущенную букву в слово соприк…саться. А) –о-; Б) –а-; В) –и-. А17. Вставить пропущенную букву в слово заг…р. А) –о-; Б) –а-; В) –и-. А18. Вставить пропущенную букву в слово без…звестный. А) –ы-; Б) –и-; В) –а-. А19. Вставить пропущенную букву в слово сверх…нтересный. А) –ы-; Б) –и-; В) –а-. А20. Вставить пропущенную букву в слово пр…сесть. А) –и-; Б) –ы-; В) –е-. А21. В каком слове пропущена буква о? А) пыл…сос; Б) вод…пад; В) каш…вар. А22. Сложносокращенными называются слова, состоящие из … А) первых 3-4 букв; Б) сокращённых основ слов; В) из звуков (букв), которые берутся у 2-3 сокращаемых слов. Часть В В1. Написать, из каких двух слов образовалось слово юнкор. В2. Переписать предложение, раскрыв скобки при написании не с глаголом Я (не)люблю, когда люди обманывают друг друга. Часть С С1. Придумать и записать предложение с любым фразеологизмом.