Консультация для родителей “что такое умк?”. Консультация для родителей «Как дошкольник становится школьником Правила изучения родителей по умк


В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Региональная программа дошкольного образования Р. К. Шаеховой.

Данная программа задает содержание образования детей от 3 до 7 лет с учетом климатических, национально – культурных и демографических условий Республики Татарстан.


Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной психолого – педагогической науки о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, о личностном и деятельностном подходах в его развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с культурно – историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.
Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей, предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет, обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования. Программа направлена на всестороннее физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.
«Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ее не просто пассивно созерцать национальную культуру, в вносить в нее свой индивидуальных вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф. Ф. Харисов). В программе задачи психолого – педагогической работы распределены по четырем направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому.
В направление «Физическое развитие» входят образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой татарского народа, является частью системы дошкольного образования.

В содержании направления «Социально – личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования его самосознания. В этом направлении представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».


В содержании направления «Познавательно – речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно – коммуникационные технологии, аудио, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература.
Специально обозначены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей , культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образования процесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
Интеграция не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние. В этом направлении представлены образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Направление «Художественно – эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Это направление представляют образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»
Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность и др) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется использовать комплексно – тематических подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей. Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), в связи с чем предлагается при освоении ее содержания использовать различные виды деятельности должны отражать систему образовательного содержания. Они могут расширять и углублять содержание примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что позволяет удовлетворить образовательные потребности родителей, познавательный интерес детей, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.
Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский язык осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду), так и предметно – развивающую среду ребенка. Полезным представляется создание специальной комнаты для занятий татарским (русским языком). В такой комнате могут быть государственные символы РТ и РФ, фотографии города, столицы, красочные альбомы татарского (русского) декоративно – прикладного искусства, развивающие игры, различные детские рисунки, проекты, мнемосхемы, игрушки – герои татарских сказок, детская художественная литература, аудио, видеозаписи и т. д.
Научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве . Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.
Одним из основных средств создания иноязычной среды выступает иноязычная речевая деятельность взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях. Но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах. Такие естественно возникающие диалоги являются моделью речевого поведения для детей и образцом для подражания.
Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию интегративных качество ребенка в разных видах деятельности , которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.
Особенностью интегрированного обучения является то, что оно базируется на основе одной главной или доминантной деятельности, являющейся своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней деятельности помогают глубже понять главное содержание обучения, существующие связи и возможность применения полученных знаний в самостоятельной детской деятельности
Образовательные задачи разных направлений развития дополняют и взаимно обогащают друг друга. Часто одни и те же образовательные задачи могут решаться на разном содержании. Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, в продуктивных видах кроме технического освоения самой деятельности могут решаться познавательные задачи (познакомить детей с искусством кожаной мозаики, рассмотреть кожаные ичиги, цветные узоры, расположенные на передки и украшающие голенища), задачи формирования творческих способностей, развития речи (дети рассказывают о своих замыслах , о результатах работы), игровой деятельности, если созданный эскиз включается в игровую ситуацию.

При определенном построении процесса обучения образовательные задачи способны обогащать друг друга. Такие возможности взаимообогащения образовательных задач следует учитывать при планировании образовательного процесса.

Планирование образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфически детских видов деятельности вокруг единой темы. Инициатива в выборе темы может принадлежать педагогам, детям и их родителям. В качестве видов могут выступать тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного содержания реализуется в его самостоятельной деятельности.

Детские виды деятельности рекомендуется выстаивать таким образом, чтобы каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло по – новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность – позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно использовать полученные знания. Воспитателю рекомендуется использовать не жестко фиксированный, а подвижный график деятельностей, самостоятельно определять их последовательность, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Для решения тех или иных задач можно заменять одни виды деятельности другими в рамках времени , отведенного для них в режиме дня.


Планируя содержание, важно предусмотреть использование разных форм взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. В прямом обучении воспитатель занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показывает символику города, рассказывает о его достопримечательностях, истории). Им необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще используется на разных этапах освоения, что зависит от специфики содержания и опыта детей. Ребенок развивается не только в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности. Поэтому воспитателю важно организовать развивающую предметную среду в группе, стимулирующую процессы самостоятельного развития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
Планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми разных возрастов имеет специфику. Если в младшей, средней, старшей возрастных группах образовательный процесс строится преимущественно в свободных формах, то в подготовительной к школе группе значительное место занимают специально организованные обучающие занятия. Использование на занятиях учебно–методического комплекта, введение учебно–игровой задачи способствуют развитию элементов учебноигровой задачи способствуют развитию элементов учебной деятельности: умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать себя. Но при этом важно не преувеличивать роль организованного обучения. По особенностям возраста детям гораздо ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами, деятельность игрового и соревновательного характера.

Проектируя воспитательно–образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения: воспитателей, учителей – логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима систематическая работа по согласованию содержания деятельности педагогов по реализации региональной программы дошкольного образования.


Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершаться организацией того или иного кульминационного момента, итогового события, досуга, праздника, спектакля, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи.

Использование интегрированного подхода к проектированию воспитательно-образовательного процесса имеет явные преимущества: развивающие и образовательные задачи становятся ядром содержательно – смыслового поля, что повышает мотивированность детской деятельности, обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта. Способствует усилению степени самостоятельности и активности, формированию целостных представлений об окружающем мире. Обеспечивается взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, вырабатывается единый взгляд на развитие ребенка. Успехи становятся достоянием родителей.


План реализации УМК

по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам РТ
Цель: создание комфортной для ребенка образовательной среды, обеспечивающей

гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры; новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ.




Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Продолжать обучение русскоязычных воспитателей татарскому языку Кировского района г. Казани на базе МБДОУ №324.

Систематически



2

Продолжать реализацию УМК в ДОУ через использование обучающих комплектов, просмотр мультфильмов на татарском языке, прослушивание АУДИО записей, систему методической работы в ДОУ.

В течение года

Заведующая,

ст. воспитатель,

воспитатель по обучению татарскому языку


3

Планирование и проведение работы с педагогами по теме УМК.

октябрь

Заведующая,

ст. воспитатель, педагоги, восп. по об. тат. языку



4

Проведение мониторинга результатов усвоения программного материал по УМК

Октябрь/ май

Ст. воспитатель, воспитатель по об. татарскому языку

5

Организация поддержки и сопровождения работы по реализации УМК:

Психолого-педагогического;

Научно-методического;

Информационного.


Систематически

Заведующая

6

Консультация «Учим татарский язык, используя УМК»

Октябрь

Воспит. Тата.яз

7

Методическое обеспечение деятельности

Систематически

Заведующая,

8

Стендовая информация в уголках группы «Татарча сɵйлǝшǝбез»

В течение года

Восп.тат.яз.

9

Консультация для родителей

Систематически

Восп.. тат.яз.

10

Беседы:

  • Использование пособий УМК в образовательном процессе ДОУ

  • По запросам воспитателей

В течение года

Восп.по об. тат.яз.

11

Семинар «Реализация УМК в ДОУ»:

Обновление содержания дошкольного образования: авторские УМК по обучению детей двум государственным языкам.

Родной язык через новые подходы

Словарный минимум для детей


Октябрь


Ст.воспитатель

Восп. по об.тат.яз.


12

Тематическая проверка «Творчество педагога в совместной деятельности с воспитателем по татарскому языку»

Апрель

Заведующая

Ст.воспитатель

Воспитатели


13

Коллективные просмотры «Эффективность новых подходов в совместной деятельности педагогов и воспитателя по татарскому языку в реализации УМК»:

Использование педагогами материалов и пособий УМК в образовательной деятельности;

Мультимедийные образовательные ресурсы в изучении татарского языка как средства общения;

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя татарского языка;



Май

Воспитатели

ДОУ
Воспитатель тат.яз.
Учитель-логопед


14

Размещение информации о внедрении новых УМК на личном сайте ДОУ.

Систематически

Старший воспитатель

Отв. за оформление сайта



15

Индивидуальные консультации для воспитателей по внедрению новых УМК (по запросу).

Систематически

Воспитатель по обучению татарскому языку

16

Размещение в родительских уголках информации о новых УМК.

Периодически

Воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели

5.3. Преемственность ДОУ и школы

Программа преемственности

дошкольного и начального образования
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной , воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.

Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям :


  • организационно-методическое обеспечение;

  • работа с детьми;

  • работа с родителями .
Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

  • Семинары-практикумы.

  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).

  • Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний .

  • Проведение дней открытых дверей.

  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.

  • Консультации психолога и учителя.

  • Организация экскурсий по школе.
    files -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
    files -> Материально-техническая база
    files -> Материально-техническое обеспечение мбоу «сош №1» нмр рт право владения. Использование материально-технической базы

Детство - страна удивительная. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображения и творчество которого могут создавать чудеса. Однако, будут ли они развиваться или угасать зависит от того как растить ребенка. Требования ФГОС предполагают, развитие ребенка по пяти областям и ДОУ строят свою работу, опираясь на данные требования, но не следует забывать, что главная роль отводится семье, родителям. Период с 3 до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений с взрослыми. Кто как не самые близкие ребенку люди могут организовать познавательную деятельность ребенка, развивать его память, речь, волю, помогать овладеть видами деятельности: рисованием, лепкой, конструированием, элементами учения и труда. Взрослый - образец для подражания, и дошкольник копирует его. Взрослый интересен теперь ребенку с точки зрения его оценки поступков других людей, событий. Значима положительная оценка того, что делает ребенок. Решение этих задач успешнее всего реализуется через игру, именно через игру ребенок учится общению, развивается физически, укрепляется морально, осваивает разные виды деятельности. Наблюдения педагогов показывают, что выбор игры ребенком определяется его впечатлениями, его общением с близкими людьми. Чтобы игра была содержательной родители должны читать ему сказки, книги, посещать кукольные спектакли, ходить с ним на выставки. Для физического и общего развития большое значение имеют игры на свежем воздухе. Понаблюдайте, как дети с удовольствием чередуют подвижные игры с творческими, играют в песочнице, строят сооружения из различных материалов, если компанию им составят родители, тогда им хочется показать все свои навыки и умения. Необходимым атрибутом является игровой материал, он нужен для продуктивного обучения и развития детей. Следует обратить внимание, что помимо привычных игрушек появляются новые технологии (интерактивное оборудование), современная развивающая предметная среда включает в себя высококачественные игрушки и игровые пособия пригодные для игр и занятий в помещении и на улице, развивающие у детей познавательную активность, тактильную чувствительность, интерес к творчеству и движению. Но покупая игрушки, следует выбирать игры с учетом возраста детей. Знакомить ребенка с временами года можно и по сказкам,и по картинкам. Но все-таки ценнее самостоятельные организованные родителями наблюдения. Ознакомление с природой включает расширение представлений ребенка о животном и растительном мире. Немало увлекательных наблюдений за животными можно провести во время прогулок в парке или лесу. Важно развить в ребенке умение видеть красоту, явления природы. Эти впечатления он сможет передавать в своих рисунках. Домашние наблюдения дают другую возможность: подробно познакомиться с ростом какого-либо цветка, проследить, как зарождается бутон. Можно увидеть, как растет котенок, как он научается есть. Растения надо поливать - иначе они засохнут. Домашних животных надо кормить. Очень хорошо, если в уходе за растениями и животными принимает участие ребенок. Еще более важная сторона которую родители не должны игнорировать - социальная действительность, жизнь общества членом которого со временем станет ребенок. Проходя мимо строящегося дома, можно обратить внимание как слаженно работают строители, песок,посыпанный дворником, не даст нам упасть. Разные профессии, транспорт-это общественная жизнь за порогом вашего дома. А что в доме? Такие необходимые навыки как приучить ребенка самостоятельно одеваться, раздеваться, убирать игрушки и книги, и т.п. большинство родителей считает «уж в детском саду научат», конечно, но нужно понимать правильно - поможет, а основа - семья. Не стоит отказываться от желания ребенка помочь в домашнем труде - да долго, да подчас больше мешает, чем помогает, но это практическое приобщение к труду взрослых, основа будущей социальной активности. Общаясь с ребенком, радуясь каждому новому слову, взрослые не всегда задумываются и понимают, что это их вклад, их влияние на развитие речи, что это они формируют у маленького человека сложный мир слов и несут за это ответственность. Называя каждый предмет, действие, отмечая словом хорошее и плохое, доброе и злое, мы формируем не только новые знания об окружающем мире вещей, но и очень важную эмоциональную сферу ребенка, эмоции: сочувствие, сопереживания, которые определяются речью, речевым мышлением. Поэтому следует понять и осмыслить роль взрослых в формировании общечеловеческих ценностей малыша. Важно обратить внимание не только как говорит ребенок, но и что говорит, как он чувствует. Следует объяснить ребенку, что только человек может творить добро, и кто такой добрый человек. Всегда радостно и приятно видеть совместное участие детей и родителей в мероприятиях проводимых в нашей группе и нашем детском саду - как гордо приносят дети собранные природный материал или гербарий сделанный вместе с мамой - папой, творческие поделки, плакат-рисунок по теме «Мой детский сад», участие в праздничных мероприятиях - «Масленница», утренники - с изготовлением масок - костюмов. Семья, квартира, двор, детский сад - вот, пожалуй и все, с чем хорошо знаком ребенок. Но за всем этим стоит «большой мир», в котором ребенку предстоит жить, когда он станет взрослым. Готовить его к жизни нужно уже с дошкольного возраста, а советы и консультации воспитателей должны помочь родителям.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки !

Новые подходы в обучении детей татарскому и русскому языкам с использованием учебно-методических комплектов (УМК) освещены по адресу http://mon.tatarstan.ru/rus/umk_doshkolniki.htm
Здесь Вы найдете много интересного и разнообразного материала для занятий с детьми

На телевизионном канале ТРК «Новый век» для наших детей показываются серии передач на татарском языке:

"В стране сказок" («Әкият илендә») по воскресениям в 9 часов 30 минут,
по будням - передача
"Гостинчик для малышей" (Күчтәнәч") днем в 15 часов 15 минут и вечером в 21час.00 минут.


Всегда можно просмотреть эти программы по следующему адресу http://mon.tatarstan.ru/rus/ekiyat_ilende.htm

Мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм» и Союзмультфильм» (в переводе) размещены на сайте http://mon.tatarstan.ru/rus/info.php?id=539365

- Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан, раздел "Дошкольное образование" :

УМК (учебно-методический комплект)

Цикл телепередач для детей дошкольного возраста “Әкият илендә» http://mon.tatarstan.ru/rus/ekiyat_ilende.htm

Рабочая тетрадь “Говорим по-татарски” http://mon.tatarstan.ru/rus/info

- Сайт детского журнала "Салават күпере"

- Сайт детского телеканала "Яшь ТНВ"

- Просмотр детских телепрограмм "Күчтәнәч"

http://psihotesti.ru

http://psyparents.ru/univer.html

Музыкальный проект «Поем и учим татарский язык» http://tnv.ru/main/katalog/detskie/poem_i_ushim_tatarskii_yazik/

Телевизионная игра "ПЕРЕВЕДИ! Татарча өйрәнәбез" http://tnv.ru/main/katalog/poznavatelnye13/perevedi_tatarcha_oiranabez/ /upload/images/files/УЧИТЕ С НАМИ старш, подг (1)

На поляне детства Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей http://anatele.ef.com

Мультимедийной библиотеки “БАЛА”.

Адресу [email protected]

На сайте бала.рф можно бесплатно посмотреть и скачать мультфильмы для детей на татарском языке.

Увидеть трилогию «Зилантовы сказки» можно на открытом Интернет-канале www.tatarcartoon.ru .

- http://mon.tatarstan.ru/rus/info

> Мультфильмы на татарском языке - Дошкольное образование

  • ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВХОДА И РЕГИСТРАЦИИ
  • В СИСТЕМЕ ОН-ЛАЙН ШКОЛЫ «АНА ТЕЛЕ».
  • При регистрации:
  • 1. Зайти на сайт http://anatele.ef.com/
  • 2. На стартовой странице необходимо нажать на окно «Регистрация».
  • 3. Ввести имя и фамилию латиницей, адрес электронной почты, придумать и ввести пароль.
  • 4. В окне появиться шкала 9 уровней и пояснение по заполнению профиля языковых компетенций. Необходимо внимательно ознакомиться и кликнуть на окно «Начать».
  • 5. Пошагово выбирать свой уровень знаний татарского языка и выбирать уровень, которого хотите достигнуть. Каждый раз после выбора кликать на окно «Далее», расположенном в правом верхнем углу.
  • 6. Если Вы согласны с результатами, то кликнуть на окно «Сохранить мои отчеты», если нет, то на окно «Начать снова» и пройти шаги, указанные в пункте 5 настоящей инструкции.
  • 7. Далее начать прохождение разделов

Родительское собрание в ДОУ по теме «Искусство воспитывать» (нетрадиционная форма проведения)

Тема нашей встречи: «Искусство воспитывать». Мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.

Цель:

Педагогическое просвещение родителей в вопросах: как правильно общаться с детьми в семье и вырастить ребёнка здорового, жизнелюбивого, общительного; как правильно использовать в процессе воспитания детей методы поощрения и наказания.

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т. е. высоконравственных. Когда в семье такие дети, семья счастлива. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.

Дети требуют не столько внимания - опеки, сколько внимания - интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей? » отвечал: «Бороться - то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок

Принципы построения общения :

Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения , но большинство родителей никогда не делают этого . Они заняты " чтением морали " своим детям и рассказами , как следует поступать в том или ином случае . Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми .

Принять ребенка таким , какой он есть , без всяких условий , со всеми его индивидуальными особенностями , плюсами и минусами . В семье этому способствует безусловная любовь , которую малыш должен чувствовать всегда .

Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности . Говоря о внешнем виде ребенка , его рисунках , поделках , особенно в случае неудач , нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь .

Общение должно иметь положительный эмоциональный фон . Нужно замечать успехи ребенка , радоваться им . А также ребёнок должен чувствовать , что вы его любите . Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему , какой он « хороший ». Но не « сюсюкайте » с ребёнком : « сюсюканье » делает ребёнка капризным нытиком .

Ребенок не должен чувствовать отчуждения : дети , лишенные веры в любовь родителей , становятся неуверенными в себе , приобретая ряд отклонений , что и сказывается на его развитии .

Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно , спокойно . Для ребенка вы являетесь образом речи , поскольку дети , как правило , всегда говорят и выражаются так , как их родители .

Не забываете , что ключ к сердцу ребенка лежит через игру . Именно в игре можете передать те навыки и знания , понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга , сблизится .

В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье : это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же . Нет ! Каждый в семье ведет свою партию , важен принцип совместимости и дополнения ».

Шпаргалка для родителей

Как решить проблему :

Пожалуйста , действуйте осторожно , не тревожа ребенка , пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги .

Обдумайте , какие именно черты вам не нравятся , понаблюдайте за ребенком – как , в каких ситуациях они проявляются , быть может , вы какими - то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления .

Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе . Например , ребенок " упрямый , настырный ". Если причина упрямства – не вы , то посмотрите , как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша : возможно , приняв решение , он обязательно выполняет его ; начав дело , доводит его до конца , несмотря на внешние помехи (вы требуете , чтобы он немедленно шел обедать ). Нет ли здесь положительных черт ?

" Обратной стороной медали " могут оказаться такие черты , которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка . Например , дошкольник , на взгляд родителей , очень несобран , неаккуратен с вещами . Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия , он все время что - то придумывает , а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени , чем прямая неаккуратность .

Самое главное : постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка , осознайте их значимость и ценность .

Если вы не уверены в возможностях ребенка :

Иногда родителям кажется , что дети друзей и соседей более развиты , более самостоятельны . Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием , в играх со сверстниками . Родителей пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам .

Как предотвратить проблему :

Постарайтесь точно определить , чем вызваны ваши сомнения : не полагайтесь только на свое субъективное мнение , спросите об этом других членов семьи , воспитателей .

По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере , которая вызывает ваше сомнение , и обязательно за его деятельностью в целом , постарайтесь записать то , что видите .

Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ : это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности .

Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии , перспективах , особенностях , потребностях ребенка : это позволит раньше выявить проблему , если она действительно есть .

Как справиться с проблемой , если она уже есть :

Помните , что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее , чем прозвучит слово , и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха .

Постарайтесь избавиться от высказываний типа : " У тебя не получится ", " Ты не сумеешь ".

Замените их конструктивными фразами : " Ты решил помыть посуду ? Прекрасно . С чего ты начнешь ? "; " Ты пробовал построить башню из книг , и она рассыпалась ? Давай попробуем теперь из кубиков . Какой ты положишь первым ? "

Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку . Все дети развиваются в своем темпе , по своей траектории .

Если вы видите , что чем - то ребенок отличается от других , найдите его сильные стороны , посмотрите , что можно исправить , подчеркивая положительные черты его характера .

Не пугайтесь визита к специалисту , если это действительно необходимо .

« Завершить свою беседу хочется словами С . Соловейчика писателя , большого знатока детских душ , который утверждал : « Любить значит принимать человека таким , какой он есть », и далее на вопрос « Как бороться с недостатками детей ? » отвечал : « Бороться - то , конечно , можно , но победить их можно лишь любовью . Ведь перед нами не враг , а собственный ребенок .

*** Психологическая игра - рекомендация « Рассерженные шарики ».

Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева , обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний , а вы обучите этому своих детей .

Родители встают в круг (они дети ). Психолог это мама предлагает детям научиться злиться , никого при этом не обижая . Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках , чтобы он не сдувался .

« Представьте себе , что шарик это ваше тело , а воздух внутри шарика это ваша злость . Как вы думаете , что случится с шариком , если его сейчас выпустить из рук ? (Он улетит ). Попробуйте отпустить его и проследить за ним .

Вы видите , что шарики мечутся по комнате , они стали совершенно неуправляемыми . Так бывает и человеком когда он злится , может совершать поступки , не контролируя себя .

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями ».

Что теперь происходит с шариком ? (Он понемногу сдувается ) .

А что происходит с гневом внутри шарика ? (Он потихоньку выходит из него ) .

Сравните , опять же шарик , с нашим телом : « Правильно , этим гневом можно управлять ».


УМК в ДОУ.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә”для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.

Смотрите новую программу «Әкият илендә» с 5 февраля по по воскресеньям в 9:30 на телеканале ТНВ! Если же у вас нет возможности посмотреть телевизионную версию передачи, тогда вы cможете увидеть или скачать выпуск передачи «Әкият илендә» на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детскими песнями.

Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:

1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык », творческая группа под руководством ГаффаровойСабилиМуллануровны;

2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарчасөйләшәбез » - «Говорим по-татарски », творческая группа под руководством ЗариповойЗифыМирхатовны;

3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Тугантелдәсөйләшәбез », творческая группа под руководством ХазратовойФайрузыВакилевны;

4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы: авазларныуйнатып » (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко » (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.

«Татарчасөйләшәбез » - «Говорим по-татарски » З.Зарипова

Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей: “Минем өем ” (для средней группы), “Уйный-уйныйүсәбез ” (для старшей группы), “Мәктәпкәилтәюллар ” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски ”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

Детский сад - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Тугантелдәсөйләшәбез» . Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.

Основная цель УМК “Тугантелдәсөйләшәбез ” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

«Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы: авазларныуйнатып»,«Раз - словечко, два – словечко» Р.Шаехова

В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку » педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.

Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы: авазларныуйнатып».

Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие «Раз - словечко, два – словечко ». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.


Зарипова Резида Ильясовна

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

САРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЖАЛИЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «БЕРЕЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Использование УМК в домашних условиях.

(Консультация для родителей)

Воспитатель татарского языка

Афзалова А.М.

2014- 2015год.

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение, отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.

Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием речи будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. Поэтому освоение двух государственных языков имеет немаловажное значение. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением. Формирование ребенка происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей, и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, в саду проводятся занятия по изучению татарского языка с русскоязычными детьми

Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении. Необходимо, чтобы родители работали рука об руку с воспитателем по обучению татарскому языку, в свободное время повторяли выученные слова и выражения. Опыт показывает, что результаты обучения второму (татарскому) языку в детстве зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком.

Успех двуязычности детей, требует от родителей терпения и настойчивости. В настоящее время, перемещаться из страны в страну стало значительно легче, и некоторые семьи меняют и место жительства, и языковую среду. В таких случаях родители, как правило, хотят, чтобы их дети одинаково свободно владели, как языком страны проживания, так и родным языком страны происхождения. Двуязычность дает очень большие преимущества для учебы и для карьеры, повышая конкурентную способность человека и значительно расширяя его возможности и кругозор. Некоторые пребывают в плену иллюзии, что добиться двуязычности просто, но так могут считать только те, кто не сталкивался с этой проблемой непосредственно. В реальности все намного сложнее, и я попытаюсь, используя собственный опыт, дать рекомендации. Согласованность действий. Цель двуязычности ребенка заключается в том, чтобы он «владел!!!» обоими языками в одинаковой степени – изъяснялся свободно и без акцента. Первым препятствием к достижению этой цели являются, как ни странно, не способности ребенка, а рассогласованность, как желаний, так и действий родителей. Если в двуязычности заинтересован только один из членов семьи, то все потуги сделать ребенка по-настоящему двуязычным не принесут желаемого результата. Для достижения успеха все члены семьи должны согласиться с тем, что ребенка следует воспитывать двуязычным. Терпение. На первых порах может показаться, что двуязычные дети несколько отстают в развитии от сверстников, но это не повод для беспокойства. Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе вне зависимости от того одноязычное воспитание или двуязычное. Нельзя ни в коем случае сравнивать своих детей с другими и требовать от них высокой скорости развития, а тем более отказываться от двуязычного воспитания при первых же неудачах. Наличие системы. Бессистемное двуязычное воспитание принесет больше вреда, чем пользы. Необходимо создать для ребенка два равноценных языковых пространства. С языком страны проживания проблем обычно не существует. Ребенок имеет возможность общаться с другими детьми и взрослыми в детском саду, в школе, в магазине на улице. С языком страны происхождения сложнее. Для обеспечения полноценной языковой среды для «второго» языка, по крайней мере, один из членов семьи должен активно общаться с ребенком исключительно на «втором» языке. Такое общение не должно сводиться к примитивным бытовым диалогам. Необходимо наряду с языковой средой погружать ребенка и в культурную среду. Читать сказки, проводить на втором языке развивающие занятия.Поддерживание интереса. Дети – существа рациональные и для того, чтобы успешно прививать им знания второго языка, необходимо обеспечить такие условия, при которых ребенок будет ощущать необходимость в знании этого языка. Если такой необходимости не будет, ребенок может попросту отказаться говорить на языке страны происхождения.Кроме взрослого, с которым дети будут «вынуждены» общаться на втором языке, можно обеспечить дополнительные условия общения. Следить, чтобы ребенок общался с такими же детьми из двуязычных семей или в школе посещал занятия, где дети изучают его второй язык как предмет. Короче говоря, создать такую среду существования, в которой ребенок будет ощущать «нужность» второго языка, а иногда испытывать чувство некоторого здорового превосходства над сверстниками по причине своего умения свободно владеть этим языком.

В учебно-методический комплект вошли красочные рабочие тетради для детей, а также очень интересные аудио- и видеоматериалы на татарском и русском языках. Имеются и методические пособия для родителей и воспитателей. Идет процесс по материально-техническому оснащению дошкольных образовательных учреждений мультимедийными проекторами, ноутбуками и экранами. Необходимо, чтобы и родители помогали своим детям. Весь комплект материалов размещен на сайте mon.tatar.ru в разделе "Дошкольное образование".