Мозаики из камня и смальты в искусстве византии. Разное чувство мозаик рима и византии Сравнение римской и византийской мозаики

В случае с Византией можно точно назвать год, который стал точкой отсчета византийской империи, культуры, цивилизации. Император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н.

э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь в 330 году.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

Периоды истории византийского искусства

Раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства.
период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261-1453).

Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.

По сравнению с античной мозаикой из кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)

Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.

Мавзолей Галлы Плацидии , по преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а ее так называемый мавзолей был молельней-капеллой, посвященной св. Лаврентию - особо чтимому в роду Феодосия мученику и покровителю императорской семьи. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мавзолей представляет собой греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. Тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ свод лишен оконных проемов. Лишь через узкие окна в стенах в церковь проникает тусклый, мерцающий свет.

Нижняя часть стен капеллы (до уровня высоты человеческого роста) облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка. Поверхности купола и арок, а также закругленные участки стен под арками (люнеты) украшены мозаиками из смальты. Кусочки смальты, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. В силу этого свет от нее отражается под разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное сияющее мерцание, словно трепещущее в полутьме храма.

Тематика росписи мавзолея связана с погребальным обрядом. Мозаики расположены только в верхних частях храма. В центре свода - крест (символ победы над смертью) со звездами на синем небе. Своды украшены плотными растительными орнаментами, связанными с символикой райского сада. В южном нижнем люнете изображен св. Лаврентий, идущий с крестом на смерть. Раскрытый шкафчик демонстрирует книги четырех Евангелий, вдохновляющих мученика на подвиг во имя Спасителя.

Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

В верхних, больших люнетах по сторонам окон изображены апостолы в рост попарно. Они воздевают руки к куполу с крестом, в немом жесте воплощая евангельский призыв, олицетворением которого служит образ св. Лаврентия: «Возьми свой крест и следуй за Мной». Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету круговое движение. Лишь верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете (там, где находится алтарь) изображены симметрично: движение здесь завершается.

В северном нижнем люнете - Христос в образе Доброго пастыря взирает на посетителя со стены над входом. Овцы гуляют вокруг Него по зеленой траве, и Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Одет Божественный пастух в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в сложном контрапостном развороте: его ноги скрещены, рука тянется к овце, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль.


Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Розовато-зеленая гамма, тонкие переходы цвета, использование полутонов в передаче плоти демонстрируют неблекнущее очарование античности, подчеркнутое заключением композиции в тяжелую и пышную раму окружающего коробового свода.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы (изображение решетки под сильно сокращающимся окном) создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства. Композиция строится не центрично и пирамидально (по примеру «Доброго пастыря»), а перекрестно, по диагоналям. Фигура св. Лаврентия запечатлена в движении. Ломкие контуры складок его одежды не падают, а взлетают и перекрещиваются в прихотливом ритме. В лице святого нет и следа мягкой красоты и психологической нейтральности пасторали. В нем остро и властно проявляется духовное начало, экстатическая озаренность мученика за веру.

Баптистерий Православных в Равенне, V в. Мозаика купола

Баптистерий (крещальня) Православных в Равенне - пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник. Баптистерий декорирован при епископе Неоне (451-73 гг.). Его роскошное убранство позволяет ощутить особую пышность обряда крещения. Декорация весьма продумана с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (обогащенный ионический ордер) и скульптурное убранство (горельефы с образами пророков) органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть.

Главной особенностью декорации является проведение единого мотива на всех ее уровнях - арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем, мозаическом ярусе декорации. Здесь этот мотив воплощен иллюзионистически: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья располагаются по сторонам апсид, в которых представлены троны с крестами или алтари с раскрытыми Евангелиями на престолах. Выше, в самом последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами, разделяющими фигуры апостолов, а арки или фронтоны - изгибами драпировки, провисающей фестонами с рамы центрального медальона.

Декорация баптистерия тесно связана с темой Небесного Иерусалима, открывающегося взору христианина в сцене Крещения Спасителя (Богоявления), расположенной в куполе, непосредственно над крестильной купелью. Декорация кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы трактованы как своего рода радиусы - золотые лучи, исходящие от центрального диска. Тема Горнего Иерусалима объясняет наличие венцов в руках апостолов: это они сядут на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Так Крещение сразу поставлено в контекст поиска доброго ответа на суде Христовом, и пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса - образ христианской души, приносящей добрый плод. Суд же состоит в том, что «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение.


Баптистерий Православных в Равенне. V в. Мозаика купола.
Центральный медальон, содержащий сцену крещения Христа (Богоявление).
Вокруг Центрального медальона - апостольский круг.

Тема Горнего Иерусалима выступает в тесном сплетении с темой земной церкви. Наряду с перспективой видения Небесного Града в сцене Богоявления, не менее существенна здесь тема передачи власти и благодати. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодатная энергия через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации). Это истечение благодатной энергии мыслится непрерывным, постоянным.

Идея неиссякаемости, бесконечности этого потока подчеркивается особенностью композиции апостольского круга: в нем нет ни начала, ни конца, нет центра, к которому бы двигались ученики Христовы. Точнее, этот центр расположен за пределами самого круга, это образ Спасителя на центральном медальоне. Живопись в целом весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный. Лишь разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани - она ложится пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив, застывает неестественно ломкими складками.

Тема Богоявления - это в первую очередь тема истечения света, дарования света. Апостолы показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения - просвещения истиной. Лики апостолов внушительны, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Они предстают как реальные личности, чему способствует неотработанная пока еще типология и иконография христианских образов. Крупные носы, резко очерченные носо-губные складки, рельефные морщины, мощно выступающие затылки, пухлые губы, выразительные взгляды. В этих образах, уподобленных римским патрициям, угадывается невероятная внутренняя энергия, что символизирует могущество христианской церкви V века, ставшей практически единственным духовным и политическим авторитетом в западном мире.

Большой императорский дворец в Константинополе. V в.

В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.


Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Мальчик с корзиной. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.


Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.


Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Мозаики из смальты в церкви Успения Богоматери, Дафни

Наиболее ярким и завершенным проявлением византийского стиля конца XI столетия и эпохи Комнинов являются мозаики церкви Успения Богоматери в Дафни, близ Афин, представляющие уникальное явление в истории византийского искусства. Храм декорирован отчасти по классической схеме: в куполе - Пантократор с шестнадцатью пророками в простенках барабана, в апсиде - Богоматерь с поклоняющимися пророками. Однако большое количество праздничных сцен расположено на плоских поверхностях стен, а не только на переходных элементах архитектуры между прямоугольными и круглыми частями или арочных проходах.


Христос - Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы. В этот мир благородной и нейтральной красоты не вмещаются кровь, боль и терновый венец Распятия.

В мозаиках Дафни нарастают повествовательные тенденции: сцен становится больше, в них появляются пейзаж, элементы архитектуры, большее внимание уделено сюжету. Однако главным побуждением мастера отнюдь не является тяга к выраженному развитию рассказа. Тщательно отобранные детали, идеальный характер действия, отсутствие каких бы то ни было эмоций и, тем более, экспрессии и духовного напряжения фиксируют мир не как процесс, а как состояние. Художника скорее интересует не что происходит, а как происходит.


Крещение Христа. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В Дафни получили развитие композиционные принципы византийской живописи. Композиции мозаик очень свободны, исполнены широкого дыхания не занятого формами пространства. Характерна не просто статуарность, но идеальная завершенная округлость объемов, уподобляющая фигуры росписи прекрасной круглой скульптуре. Изменилось соотношение фигур между собою и с пространством: персонажи изображены в самых разных ракурсах и разворотах, обилие трехчетвертных и профильных абрисов создает постоянное движение объемов из глубины наружу. Объемные, но легкие ткани демонстрируют пластику тел и одновременно отстают от поверхности, как бы слегка отдуваемые ветром.


Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В ликах поразительны особая холодноватая красота, безмятежность, бесконечное удаление от мира страстей и эмоций. Даже миловидные нежные типы (Богоматерь, ангелы) полностью отвлечены от душевной умилительности. Ощущение идеального бесстрастия уподобляет образ человека и Богочеловека бесстрастию идеально устроенного и упорядоченного космоса. Цветовая палитра смальты приобретает особую воздушность и внутреннее сияние. Необыкновенное богатство цветовых переливов, мгновенно преображающих основной тон, вызывает ощущение колеблющейся поверхности тканей. Все цвета взяты в едином, холодновато-серебристом ключе с преобладанием пепельных, серебристых, голубых, холодных розовых и сияющих сапфировых оттенков. Золотая смальта фонов выглядит неплотной и прозрачной благодаря светлому, чуть зеленоватому оттенку золота.

Мозаики из собора в Чефалу

Мозаики базилики в Чефалу (Сицилия) относятся к классическому направлению искусства комниновской эпохи, продолжавшему жить на протяжении всего XII столетия. Создание мозаик в Чефалу совпало с царствованием Мануила Комнина, временем широкой экспансии византийского искусства, блистательной работы константинопольских художников по всему миру, реанимирующих славу великой Римской империи, о возрождении величия которой грезил император.

Ансамбль был исполнен константинопольскими мастерами по заказу норманнского короля Роджера II. Композиции сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью. Важнейший элемент мозаичной декорации собора - монументальное изображение Христа Пантократора в конхе апсиды. Этот типично византийский образ традиционно занимал в греческих храмах центральный купол. В руке Христа Евангелие, на развороте которого читается строка: «Я есмь Свет Мира». Отражая двойственный характер сицилийской культуры того времени, надпись воспроизведена на двух языках, на одной странице - на латыни, на другой - по-гречески, хотя при этом само изображение явно принадлежит византийскому мастеру.


Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Чефалу. XII в.

Лик Христа исполнен величия, однако в нем нет той суровой отчужденности и духовного накала, которые характерны для восточнохристианских представлений о Христе как о «грозном Судии». Композиция отличается ясностью, строгостью, прозрачностью художественного языка и внутреннего смысла. Фигура Христа полна изящества и особого благородства форм.


с. 94 ¦ На самой константинопольской почве от XII века сохранились две мозаики в южной галерее св. Софии. Это портреты Комнинов и великолепный Деисус.

Как и более ранняя мозаика с изображениями Зои и Константина Мономаха, портрет Комнинов представляет из себя индивидуальное ex voto 56 (табл. 140) . По сторонам от Богоматери, держащей перед собой младенца Христа, стоят Иоанн II Комнин (1118–1143) и его супруга Ирина, дочь венгерского короля Ладислава (табл. 290–292) . Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния (дивитисии с лорами), головы увенчаны коронами (kamilaukion и modiolos). Иоанн держит в руках мешочек с золотом, а Ирина пергаментный свиток. Композиционная схема этой мозаики, исполненной в 1118 году, повторяет расположение фигур на более ранней мозаике с изображениями императрицы Зои и Константина Мономаха. Господствовавший при византийском дворе церемониал был настолько жестким, что художник не мог от него отступить. Отсюда фронтальная, строго симметричная постановка фигур, отсюда же точное воспроизведение императорских облачений. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея соимператором, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея, выполненный другим, менее искусным мастером (табл. 293) .

56 Th. Whittemore . The Mosaics of Haghia Sophia at Istanbul. Third Report. Work done in 1935–1938: The Imperial Portraits of the South Gallery. Oxford 1942, 21–32, pl. XX–XXXVII; G. Galassi . Roma о Bisanzio, II, 314–315; Grabar . La peinture byzantine, 99, 101–106; Ammann , 77; Talbot Rice . Arte di Bisanzio, 95, tav. XXIII, 164, 165; Beckwith . Art of Constantinople, 131; Mango . Mosaics of St Sophia, 27–28, fig. 17, 18. Для портретов Иоанна Комнина и его сына Алексея см. cod. Vat. Urb. gr. 2, л. 19 об.

В мозаике с портретами Комнинов бросается в глаза усиление линейно-плоскостного начала, что особенно заметно в трактовке лиц императорской четы. Если в лице Богоматери выявлена округлость форм, то лица Иоанна и Ирины выполнены в легкой графической манере, которая как бы растворяет их объем в плоскости. Даже румянец нанесен тонкими штрихами. Лучше всего удался мастеру образ Ирины, чье пикантное личико несет на себе печать рафинированной византийской культуры. Невольно кажется, что ощущаешь аромат благоухающих притираний, которыми, без сомнения, злоупотребляла порфирородная супруга Иоанна Комнина. Более вялым характером отличается трактовка лица Алексея. Все линии проведены менее уверенной рукой, в них есть что-то неточное и не совсем устойчивое. Но общее понимание формы остается тем же, поскольку и здесь тонкие графические линии нейтрализуют объем.

Колорит мозаики с портретами Комнинов характеризуется подчеркнутой резкостью. В нем чувствуется увлечение художников краской как средством создания иллюзии драгоценности. Они злоупотребляют золотом, которое дается в сочетании с яркими, несколько кричащими синими, красными, малиновыми и белыми цветами. Нейтрально-приглушенным остается фиолетовый тон мужских дивитисиев, который был обязательным для императорских облачений.

Несоизмеримо более высоким качеством отличается другая мозаика южной галереи - Деисус 57 . От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур (табл. 294–297) . Эта мозаика принадлежит выдающимся мастерам, достигшим средствами мозаического искусства столь тонких живописных эффектов, что невольно вспоминаются самые совершенные образы византийской живописи XII века: икона Богоматери Владимирской и апостолы и ангелы из фресок Димитриевского собора во Владимире. Подвизавшиеся здесь художники обладали на редкость верным чувством цвета. Они любят обогащать основной цвет одеяния рядом дополнительных тонов, благодаря чему колористическая гамма приобретает необычайную мягкость. Так, например, напоминающий цвет морской волны зеленый плащ Иоанна Предтечи с. 94
с. 95
¦ объединяет в себе целый ряд различных оттенков: светло-зеленый, серовато-зеленый, голубой, черный. Нечто подобное мы находим также в фиолетовом плаще Марии и в синем плаще Христа. Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. По пропорциям фигур и типам чисто «комниновских» лиц мозаика с изображением Деисуса не выпадает из рамок искусства XII века, нет никаких оснований датировать ее более поздним временем. Здесь мы имеем дело с работой исключительно высокого качества, лишний раз свидетельствующей о том, что даже в столь «жестком» веке, как XII существовали разные художественные течения, одни из которых тяготели к линейно-графическим решениям, другие же были отмечены печатью смелых живописных исканий.

57 Ch. R. Morey . The Mosaics of Hagia Sophia.- MagArt, April 1944, 143; Id . The Mosaics of Hagia Sophia. - BMMA, March 1944, 201–210; Th. Whittemore . The Mosaics of Hagia Sophia at Istanbul. Fourth Report. Work done in 1934–1938: The Decsis Panel of the South Gallery. Oxford 1952; Galassi . Roma о Bisanzio, II, 320–321; Grabar . La peinture byzantine, 104–105, 107; S. Bettini . I mosaici dell"atrio di San Marco e il loro seguito. - ArtVen, VIII 1954, 38; Demus . The Mosaics of Norman Sicily, 431–433; Id . Die Entstehung des Paläologenstils, 16; Id . Zwei konstantinopler Marienikonen des 13. Jahrhunderts. - JÖBG, VII 1958, 96; Ammann , 77; Talbot Rice . Arte di Bisanzio, 97–98, tav. XXV–XXVII, 172; Γ. Σωτηρίου . Ἡ ζωγραϕιϰὴ τῆς σχολῆς τῆς Κωνσταντινουπόλεως. - ΔΧΑΕ, IV 1 (1959) 1960, 20 ; Beckwith . Art of Constantinople, 134; Mango . Mosaics of St Sophia, 29, fig. 19; D. Talbot Rice . The Twelfth Century Renaissance in Byzantine Art. University of Hull Publications 1965, 15–18. Ранняя датировка Ч. Морея (начало XI века) столь же неприемлема, как и поздние датировки О. Демуса (около 1260), Дж. Галасси (конец XIV - начало XV века) и С. Беттини (незадолго до 1453 года!). Следы реставрации золотого фона не могут служить решающим доводом в пользу более позднего возникновения фигур. Тип Марии по своей психологической выразительности близок к иконе Богоматери Владимирской и ангелам в Чефалу, тип Крестителя напоминает Симеона из Сретения в Нерези (мозаическое изображение Крестителя в Монреале относится уже к более позднему этапу развития). Наиболее вероятным временем исполнения мозаики является вторая четверть XII века.

Самым поздним произведением монументальной мозаической живописи XII века, которое может быть непосредственно выведено из константинопольской традиции, являются мозаики Чефалу (1148) 58 (табл. 298–301) . Они занимают особое место среди сицилийских памятников. В ряду последних эти мозаики выделяются не только греческим характером, но и на редкость высоким качеством. Рожер II, основавший в южной Италии и Сицилии могущественное королевство норманнов, всячески стремился окружить свою власть корсара ореолом византийского величия и блеска, который помог бы ему санкционировать его непомерно возросшие политические требования. В этих условиях создалась благоприятная почва для широкого усвоения византийской культуры, а вместе с ней и византийского искусства. И мозаики возведенного Рожером собора в Чефалу иллюстрируют один из важнейших этапов этого интереснейшего процесса.

58 G. Di Marzo . Delle belle arti in Sicilia dai Normanni sino alla fine del secolo XIV, II. Palermo 1859, 47–60; А. Щукарев . Византийские мозаики двух сицилийских церквей XII века. - ЗРАО, IV 1889, 50–59; Clausse , II, 103–116; J. Crow und G. Cavalcaselle . A New History of Painting in Italy, ed. by E. Hutton, I. London 1908, 58–60; Venturi , II, 402–404; Millet . L"art byzantin, 199; Dalton , 410; Wulff , 574; Diehl , 550; van Marle , I, 245–246; Toesca , 943–945, 1027; V. Lasareff . The Mosaics of Cefalù. - ArtB, XVII 1935 2, 184–232 (рец. О. Демуса: KrВ, VI 1937, 16–20); G. Samonà . Il Duomo di Cefalù. Roma 1939; Id . Il Duomo di Cefalù. Roma 1940; S. Bottari . I mosaici della Sicilia. Catania 1943, 26–32; F. Di Pietro . I mosaici siciliani dell"età normanna. Palermo 1946, 45–52; H. Schwarz . Die Baukunst Kalabriens und Siziliens im Zeitalter der Normannen, I. - RömJKunstg, 1942–1944 (1946), 1–112; R. Salvini . Mosaici medievali in Sicilia. Firenze 1949, 60–64, 111–112; Demus . The Mosaics of Norman Sicily, 3–24; Ammann , 91–92; G. Di Stefano . Il Duomo di Cefalù. Biografia di una cattedrale incompiuta. Palermo 1960; W. Krönig . Cefalù. Der sizilische Normannendom. Kassel 1963; Ch. Delvoye . L"art byzantin. Paris 1967, 253. После доводов, приведенных X. Шварцом и О. Демусом, я отказался от датировки мозаик свода и верхних регистров пресбитерия XIII веком. К этому меня склоняет и предложенная мною более ранняя датировка фресок Старой Ладоги, близких по приемам линейной стилизации лиц к мозаикам верхних регистров пресбитерия. Для типов ангелов и апостолов ср. владимирские фрески (особенно большое сходство выдают апостолы Петр, Филипп, Павел, Матфей и Марк).

В Чефалу декоративная система восходит к столичной традиции. Из-за отсутствия купола Пантократор перенесен в апсиду. Занимая ее верхнюю часть, он царит над огромным пространством базилики. Под Пантократором расположена Богоматерь Оранта с четырьмя архангелами, а ниже развертываются два регистра с двенадцатью апостолами. Эти мозаики апсиды, сопровождаемые одними греческими надписями, принадлежат чисто греческим мастерам. Портретные головы, полные глубокой сосредоточенности, выдают развитой комниновский тип с сильно изогнутыми носами. Ближайшие аналогии этим великолепным головам находятся в росписи Димитриевского собора во Владимире, возникшей в конце XII века. В сравнении с мозаиками Никеи и Дафни линейный элемент получил особенно сильную акцентировку, трактовка стала много суше, фигуры сделались более плоскими. Но строгие пропорции, точный рисунок, изящные драпировки, свободные, непринужденные движения, чистый и глубокий колорит, тончайшая проработка одухотворенных лиц - все эти черты остались почти неизменными, ясно указывая на Константинополь как на тот художественный центр, откуда пришли работавшие здесь мозаичисты. Иной характер обнаруживают мозаики пресбитерия. На своде представлены полуфигуры четырех ангелов, два серафима и два херувима (табл. 302) , а стены украшены четырьмя регистрами с фигурами святых. В верхнем регистре изображены в медальонах Авраам и Мельхиседек между стоящими Давидом и Соломоном и Осией и Моисеем, затем по три пророка (Иона, Михей, Наум и Иоиль, Амос, Авдий), а в двух нижних рядах шестнадцать святых (отцы церкви, воины и диаконы). Кроме регистра с изображениями Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова мозаики пресбитерия имеют латинские надписи. Данный факт, равно как и ряд стилистических деталей, указывает на участие местных сил, помогавших греческим мастерам. К сожалению, реставрация середины XIX века, когда были заново исполнены целые фигуры, затрудняет точную стилистическую классификацию мозаик пресбитерия. Без сомнения, здесь работало несколько мастеров, причем регистр с Иоанном Златоустом был, вероятно, исполнен греком. Мозаики двух нижних регистров и крестового свода возникли несколько позже мозаик апсиды (около 1155–1165). В них уже ясно выступают черты местного «сицилийского» стиля. Орнаментально-линейная разделка лиц находит себе аналогии в памятниках зрелого XII столетия (фрески Нерези, 1164 и Старой Ладоги, около 1167) 59 . с. 95
¦

59 Здесь следует упомянуть и пол церкви Пантократора в Константинополе, заложенной Иоанном II Комнином в 1136 году. Этот пол, исполненный в сложной технике (opus sectile, opus alexandrinum, opus tesselatum, intarsia), украшен геометрическим орнаментом с орлами, львами, грифонами и кентаврами. См.: Ph. Schweinfurth . Ein Mosaik aus der Komnenenzeit in Istanbul. - BTTK, 17 1953, 489–500; Id . Der Mosaikfussboden der Komnenischen Pantokratorkirche in Istanbul. - JbdI, LXIX 1954, 253–260; P. Underwood . Notes on the Work of the Byzantine Institute in Istanbul, 1954. - DOP, 9–10 1956, 299–300, fig. 114–116.



Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.


Искусство древнеегипетских мозаистов – это разнообразие материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость и ценные породы деревьев) и областей применения – мебель, предметы быта, одежда фараонов. Мозаичными элементами инкрустирован и знаменитый трон Тутанхамона.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.


Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.


Флорентийская мозаика появилась в России в середине XVIII в. Русские мастера легко освоили технику, составив достойную конкуренцию итальянцам. В СССР флорентийская мозаика применялась для декора станций метрополитена, хотя априори техника применялась при создании небольших полотен.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

Утка на полу выполнена в технике opus tessellatum. «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана.

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.


Особенности рисунка панно, выполненного в римском стиле:
  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.


Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:
  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).


Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения. comments powered by HyperComments

Одним из древнейших видов искусства, дошедшего до наших дней, является византийская мозаика. Считается, что именно византийцы создали смальту – материал, который приобретает свои свойства при добавлении различных металлов в расплавленное стекло. Именно смальта используется при выкладывании византийской мозаики.

Примеси золота, меди и ртути в разных пропорциях придают отдельным элементам и мозаичным блокам определенные оттенки. С помощью этих блоков, предварительно придав им требуемые геометрические формы, необходимые для укладки, создаются изумительные рукотворные полотна и панно, любоваться которыми можно бесконечно.

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Стоит сказать, что панно, выполненные в этом стиле, лучше всего рассматривать с большого расстояния, в таком случае все объекты становятся более заметными на золотистом фоне и приобретают некоторую объемность. При этом поверхность панно, если ее рассматривать издалека, кажется слегка бархатистой. Еще одна особенность, которая прослеживается в этом стиле – это правильные пропорции. Если говорить о технике византийской мозаики, то в основном применяется прямой набор, то есть мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры. С одной стороны, такая техника придает панно некоторую сухость, однако это только на первый взгляд. На самом же деле, лучше воспринимается целостность картины и ее живость.

Современная византийская мозаика в интерьере

Византийская мозаика ценится очень высоко, она не утратила своей популярности до настоящего времени. Очаровательные мозаичные композиции все чаще применяются в дизайне интерьера современных домов и квартир. Конечно, сегодня трудно найти настоящую византийскую смальту, мозаика давно производится промышленным способом, благодаря новым технологиям производятся целые мозаичные композиции. Это позволило удешевить стоимость материала, поскольку сегодня чистую смальту практически не используют, вместо нее часто применяют стеклянную мозаику.

В технике византийской мозаике нет ничего сложного, основное требование – это идеально ровная поверхность для будущего шедевра, причем на ней не должно быть трещин. Немного терпения, наличие определенной фантазии, и практически каждому по силам самостоятельно украсить свой дом великолепным произведением искусства. Это может быть картина на стене, или шикарный восточный ковер на полу. Византийская мозаика – это всегда модно, ее история, насчитывающая почти два тысячелетия, веское тому подтверждение.

Заменой византийской мозаике может выступить более современный, высококачественный и, конечно, более доступный в ценовом плане материал – керамическая плитка «под мозаику» из коллекции «Темари » от Керама Марацци. Широкий выбор цветов, насыщенные оттенки, превосходно сочетающиеся между собой, позволят воплотить любой дизайнерский замысел. Коллекция мозаики «Темари» украсит Ваш интерьер, сделает его индивидуальным и оригинальным.


У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Равенна. Римская мозаика.


Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547


Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.


Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета