Можно ли христианам есть свинину? Можно ли с точки зрения христианства есть мясо? Можно ли русским есть свинину

Статья взята из этого источника:

Большим препятствием для христиан является уверенность в том, что Иисус ел мясо, а также множество мест в Новом Завете, где упоминается мясо. Но детальном изучении подлинных греческих рукописей становится ясно, что подавляющее большинство слов, переводимых как “мясо” (трофе, броме и другие слова), просто означают “пища” или “еда” в широком смысле этого слова. Если Христос был вегетарианцем - тогда понятно истинное значение заповеди “Не убий”. Но тогда не понятно скрытое лукавство тех православных, которые на словах говорят - Христос Бог наш! А на деле выбирают, каким заповедям хочется, или “можется” следовать, а каким нет...

Давайте оба варианта ответа на этот вопрос рассмотрим:

1. Христос не ел мясо и о том что он ел мясо нет упоминания в Библии.

Бог через Моисея дал заповедь “Не убий”. Вероятно, если сам Христос был вегетарианцем - тогда понятно истинное значение заповеди “Не убий”.

Но тогда не понятно скрытое лукавство тех православных, которые на словах говорят - Христос Бог наш! А на деле выбирают, каким заповедям хочется, или “можется” следовать, а каким нет... Если Христос был вегетарианцем, значит поддерживаемая “теория” постов, или “сегодня можно убивать, а завтра нельзя” мягко говоря ошибочна... Мне даже страшно подумать о том, что эту теорию поддерживает высшее православное духовенство.

В этом случае выходит, что Христос не во всем пример для Православной церкви. В некоторых вещах Он заблуждался. И Церковь его поправила и поправляет, заявляя о том, что иногда можно употреблять в пищу мясо убиенных животных, приводя в пример высказывания других Уважаемых святых, но НИ РАЗУ, не приведя слова самого Христа о том, что он разрешил убивать животных для употребления в пищу.

Так что важнее для Церкви - слова Бога, слова сына Бога, или слова других Святых? А святые ли они, если не выполняли до конца заповедь Христа “Не убий”?

А ведь и другие вопросы можно поставить. Например, если православные, не идя по пути Христа, т.е. убивая других животных, могут ли они искренне выполнять заповедь “Возлюби ближнего”?

Значит, сегодня мы убили корову утром, вытерли кровь и пошли любить ближнего? Заметьте, я не говорю о ложности пути христианства... Я о ГЛУБИНЕ понимания этого пути.

Кстати можно просто поехать в любой православный монастырь и там найти монахов -вегетарианцев. Или фильм ”Остров” посмотреть. Это если влом ехать. И если уж выбирать Духовного Отца, а к этому рано или поздно приходит любой христианин - то вероятно его нужно выбирать, задав и этот вопрос. “А ел ли Христос мясо?” И послушать ответ. Сердцем.

И главное, нужно для себя определиться - я христианин такой, как все вокруг, или я просто христианин, пытающийся собрать пыль с дороги по которой шел Христос, принимая его ВСЕГО, без оговорок. И как в этом случае относиться к научным разработкам православных, что-то рекомендующих другим людям, в том числе и выбор духовного пути, если в своем служении они идут мягко говоря как то не того... Вероятно для нас, грешных, просто хорошим фильтром будет сначала выяснение а принимает ли этот высокий чин любого ранга Христа полностью, или что то ему мешает... Выбор Духовного отца чрезвычайно важен для души. Очень страшная плата за ошибку...

В этом случае все в порядке... Просто нужно слова Христа привести по этому вопросу. И в принципе все.

Есть еще кое-что. В принципе все 10 заповедей в той или иной форме присутствуют во всех религиях. Значит в принципе, основное во всех религиях - это признание Верховного Господа и осознание, что мы вечные слуги его. Оценивая способность общества следовать духовным принципам, пророки и мессии передавали духовную науку определенным образом.

Мы можем понять, что пророку Мухаммеду пришлось передавать послание Корана полностью деградировавшим людям. В 16 Суре Корана, например, говорится: “Не занимайся сексом со своей матерью и сестрой”.

Если бы Мухаммед говорил о том же цивилизованным людям, это наставление было бы излишним. Мухаммед, душа, осознавшая Бога, избранный быть пророком, проповедовал извращенным племенам кочевников, для которых такие отношения были обычным делом.

Библия говорит: “Не убий”. Но кого нужно учить тому, чтобы он не убивал? Только убийцу. Иисус проповедовал только три года, после чего Его распяли. Что говорить о простом народе, если один из его лучших учеников продал его за 30 серебряных монет, а другой, отрицал, что вообще с Ним знаком!

Возможно теперь немного больше пищи для ответа на вопрос “Был ли Христос мясоедом?” В любом случае каждая душа наделена правом выбора. И отвечать за свой выбор будет тоже душа.

Просто заповеди не давались в расчёте на буквоедов-казуистов, а то бы заповедь звучала “не убивай человека”.

В этом случае нужно признать, что Христос не мог тогда предвидеть то, что появятся такие буквоеды-казуисты и не правильно поймут заповедь “Не убий”?

Если это так, значит, Христос не обладал даром предвидения, в противном случае он дал бы заповедь именно так, как озвучили ее Вы - “не убивай человека”.

Предвидел, просто буквоеды-казуисты тогда всё равно начали бы отрицать возможность защиты отечества, самообороны, допустимость лечения, которое иногда приводит к плачевным результатам и т.п.

Мы вероятно путаем понятия необходимого убийства и запрещенного убийства. Если мы считаем убийство животных - необходимым для, например, защиты отечества, самообороны, допустимости лечения, тогда это наш выбор и нам же за него и отвечать. Другими словами, если мы считаем, что мы не сможем жить, не убивая иногда животных для собственного наслаждения языка - ну что ж. Мы вправе так считать.

Но считал ли так Христос? Если по условиям жизни нет другой пищи (например на крайнем севере) тогда человек может есть мясо, потому что человеческая жизнь более дорога Господу потому, что только в теле человека возможно осознать Бога. Конечно, если животное нападет на человека возможно защищаться и даже убить его, но это никак не подразумевает выращивать бедных животных в скотских условиях и дальше убивать их на скотобойнях ради собственного удовлетворения. Как Вы думаете, что бы сказал Христос, посетив скотобойню?

Значит все же не до конца предвидел? Если это не так, то что ему мешало расшифровать эту заповедь и не давать нам даже шанса не верно ее понять? Если все же признать тот факт, что Иисус- Сын Божий, и наделен божественным умом и даром предвидения, что для меня бесспорно, тогда может заповедь его нужно понимать в меру своей личной чистоты?

Например, человек, который не сильно далеко ушел от понятия животного может понимать эту заповедь так - не убивать человека, а убивать животных можно всегда.

Человек, который немножко продвинулся на духовном пути может понять эту заповедь так: нельзя убивать человека, но убивать животных можно в определенное время, когда разрешает церковь. Далее, по мере своего духовного развития человек начинает понимать ЦЕННОСТЬ ЛЮБОЙ ЖИЗНИ и истинное понимание заповеди “Не Убий”.

Не убий - значит не только не убий, но и сделай так, чтобы помочь живому существу жить, и жить достойно, а человеку - жить человеческой жизнью. Ведь для истинно верующего человека - люди, которые пока не пришли к Богу - находятся уж точно на краю гибели, они близки к смерти, как никто другой и духовный человек понимает, что значит “Не убий”.

Это значит - СПАСАТЬ ВСЕХ И КАЖДОГО, КТО НЕ С БОГОМ, ибо в противном случае я буду виновен в его (человека) убийстве.

Опять же хочу сказать, что это тот уровень понимания этой заповеди, на котором я лично сейчас нахожусь. Уверен, глубина этой заповеди намного круче.

Другими словами такой формулировкой заповеди ХРИСТОС дал шанс прийти к нему всем. А вот степень приближения к Богу каждый выбирает сам.

С такой любовью к законничеству прямая дорога в иудаизм, вот где виртуозы буквы, способные довести до абсурда любую заповедь.

Осталось только выяснить - кто же до абсурда доводит заповедь?

Как то не хочется переводить разговор на нас грешных и на выбор пути к Богу. Оставим это. Вопрос стоял очень конкретный - Ел ли Христос мясо?

В продолжение темы... Бог есть любовь! С этим трудно спорить. Своеобразная же у него любовь, если он позволяет одним любимым убивать других любимых, для того чтобы первые утолили жажду своего языка. Или не позволяет, а мы сами так делаем... А может и страх, от этого...

Ведь когда убивают животного - оно боится. СМЕРТЕЛЬНЫЙ УЖАС! Он никуда не уходит. Мы его впитываем с едой. Страх, страх, страх. Мы все его увеличиваем. Мы начинаем бояться своего соседа, соседнюю страну. Войны, слезы, страх... Не сложно увидеть эту цепочку. Сложно ее принять.

Возможно мы тогда и этот постулат понимаем по разному (я о том, что Бог есть любовь). Или у Бога любовь выборочная, особенная. Короче есть вопросы...

С другой стороны я не в коей мере не говорил об арифметической однозначности понимания заповеди “Не убий”. Вероятно я не достаточно точен был в своих определениях. Извините. Наоборот, я говорил, что каждый человек волен ее понимать в меру своей готовности ее понять. Спасибо, что пытаетесь мне показать более приемлемый для меня духовный путь, но с этим я уже определился, с Божъей помощью.

Что значат вот эти, например, слова Господа:

Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? (Мар.14:14)

Вероятно, вы хотите сделать упор на то, что подразумевалось под пасхой? Да, пасха в то время – это убитый жертвенный ягненок. Но вопрос – «где Мне есть пасху» как бы говорит только о выборе места, где есть пасху, а не о том, что Христос ел пасху. Просто почувствуйте разницу…

Возможно, имеется ввиду то, что не в любом месте можно вкушать пасху. Это духовная пища и место, где ее нужно кушать- то же должно быть очищено. Возможно и другое. Не в каждом доме вообще возможно есть пасху. Возможно в домах атеистов верующим людям питаться не рекомендуется, т.к. это неблаготворно скажется на их духовном пути.

В любом случае я понимаю Священные писания именно в той степени, на сколько сам готов к его восприятию и насколько позволяет мое грязное сознание.

То, что нет прямых упоминаний ни о чем не говорит. Начнем хотя бы с того, что иудеи (а Он по плоти Иудей), не были вегетарианцами, так как приносили в жертву животных и птиц.

Приносили жертву и за Его Рождество: ”А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.” (Лук 2:22-24)

Сам Христос не отвергал жертв, приносимых по Закону Моисея: “Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой”. (Матф.5:24) или ”И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им”. (Матф.8:4).

Ученик Христа - Апостол Павел, как и Господь не только не отрицает мясоедения, но и рассказывает о том, как правильно к относится к идоложертвенному мясу (1 послание Коринфянам 8 глава)

А если уж жертвы приносились, то какой смысл не есть мяса? Да и какая разница?

Ведь сказано: Рим.14:17 ИИбо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

И еще: 1Кор.10:31 “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию”.

А также: ”Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем”. (1Кор.8:8,9)

То что нет прямых упоминаний лично о мясоедении Христа для меня значит очень много. Для того, чтобы понять, почему нету нужно просто представить то время, в которое проповедовал Христос. Полное падение нравов. Естественно поощряемое священниками жертвоприношение и поедание мяса. Как Вы думаете, если бы Христос сказал о том, что нельзя есть мясо, ведь это приносит страдание - смог бы он проповедовать даже 3 года? Вероятно в тот момент исторический его вообще никто бы не понял, при поголовном то убийстве животных.

Вероятно и НАСТОЯЩЕЙ ПРОПОВЕДИ ЕГО не было бы. Христос просто был и есть БЛАГОРАЗУМНЫМ! А значит, понимал, что в данный исторический момент времени можно говорить, а о чем нужно промолчать, дабы не навредить. Кому нужно - дойдет сам.

И уж поверьте, если бы Христос ел мясо - мы бы об этом знали. Было бы прямое на это указание в Библии.

Вопрос очень важен. Еще важнее честный ответ. Реально посты и узаконенное употребление мяса выдумали люди. И прикрываются Христом. Это не честно.

По крайней мере, если невозможно найти прямого свидетельства того, что Христос был мясоедом, а значит становиться невозможным ДОКАЗАТЬ ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ, ЧТО Я ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЮ, ЧТО УБИВАЮ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ.

Но есть то мясо хочется. Поэтому мы ищем поддержку у других Отцов Церкви, раз не нашли у Христа. Мы также говорим, что Ветхий Завет уже исполнен, а именно: 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

Значит и неактуален. Но ведь это заповедь БОГА! И он ее не отменял. Отменили люди. Вдумайтесь в это.

Может все же самый безболезненный выход - это просто не убивать? Логика проста! Уж это точно не навредит нашему духовному пути В любом случае, если мы признаем мясоедение, значит мы признаем тот факт, что оно благотворно влияет на наш духовный прогресс. Ведь истинные христиане делают только то, что помогает духовному прогрессу и искренне избегают того, что вредит.

По поводу цитат о неважности того, что ешь... Это в принципе дело каждого. Можно например на экскременты перейти. Ну а по поводу рождения в иудейской семье... В то время когда все вокруг были мясоедами... А может он родился именно для того в такое время и в таком месте, чтобы показать, ЧТО ЖИТЬ МОЖНО ПО ДРУГОМУ. НИ кого не убивая и жить для других и самое главное -для Бога? Личным примером так сказать...

Вообще очень странно, что в Библии просто упущен раскрытие этого вопроса. Очень важного опроса. Ведь от ответа на него зависит ответы на вопросы как возлюбить ближнего своего, Бог - есть любовь, не навреди и др.

Разве серьезно думать, что Иисусу никто во время 3 лет его проповеди не задавал этот вопрос? Разве серьезно считать иудеев глупее нас? Уверен - задавали. Уверен - был ответ. Не знаю, почему его нет в Библии. Хотя есть. В заповеди “Не убий”. Каждый сможет ее понять и применить.

А людям, жалеющим животных, советую вспомнить, сколько бедных, беззащитных помидоров они лишили жизни, накрошив в салаты.

По поводу убийства помидоров

Бытие Гл1.29: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;

Да и помидоры мы не убиваем. Мы их срываем.

Кстати, если Иисус, сын Божий, ел мясо - значит он нарушил волю Отца - прямо указывающего на то, что можно есть в начале Библии.

Знаменитые вегетарианцы

Будда
Иисус Христос
Конфуций
Заратустра
Пророк Магомет
Пифагор
Ориген
Св. Франциск
Платон
Сократ
Аристотель
Плутарх
Клемент Александрийский
Эмпедокл
Эпикур
Гиппократ
Иоанн Златоуст
Сергий Радонежский
Гораций
Овидий
Сенека
Леонардо да Винчи
Исаак Ньютон
Бэкон
Жан-Жак Руссо
Вольтер
Монтень
Байрон
Шиллер
Шопенгауэр
Рихард Вагнер
Махатма Ганди
Рабиндранат Тагор
Томас Алва Эдисон
Франц Кафка
Джордж Бернард Шоу
Сен-Жермен
Далай Лама
Елена Блаватская
Николай Рерих
Елена Рерих
Юрий Рерих
Святослав Рерих
Лев Толстой
Илья Репин
Бенджамин Франклин
Альберт Эйнштейн
Г.Уэльс
Чарльз Дарвин
Адам Смит
Альберт Швейцер
Перси Бисше Шелли
Ламартин
Норберт Винер
Ральф Уальдо Эмерсон
Александр Поуп
Кандис Берн
Хорейс Грилей
Дик Грегори
Джон Уэсли
Джон Мильтон
генерал Уильям Буш
Пол Ньюмен
д-р Дж.X.Кэллог
Клинт Уокер
Эптон Синклер
Джеймс Коберн
Иван Поддубный
Вегетарианцы - актеры, спортсмены:

Карре Отис
Ким Бэсинджер
Ричард Гир
Арнольд Шварценегер
Дэвид Духовный
Алекс Болдуин
Дастин Хофман
Брэд Пит
Алисия Сильверстоун
Том Круз
Николь Кидман
Бриджит Бардо
Кэти Ллойд
Дрю Бэрримор
бодибилдер Бил Перл
Рой Халлиген и Андреас Каллинг
Мартина Навратилова (теннисистка)
Памела Андерсон
Синди Кроуфорд
Клаудиа Шиффер
Ума Турман
Лив Тайлер Кристи Бринкли
Гвинет Пэлтроу
Натали Портман
Вегетарианцы-музыканты:

Джаред Лето
Стинг
Мадонна
Брайан Адамс
Битлз - Джон и Йоко Леннон
Пол Маккартни
Джордж Харрисон
Ринго Стар
«Seal»
Лени Кравиц
Синед-о-Конор
Оззи Осборн
Принц
Тина Тернер
«Blur»
Монсерат Кабалье
Билли Идол
комик Yankovic «Weird» Al
Брайен Молко (лидер «Placebo»)
Дэррен Хэйс (экс-«Savage Garden»)
Шания Твейн Аланис Морисетт
Джастин Тимберлейк
Крисси Хайнд («Pretenders»)
Чарли Уоттс («Rolling Stones»)
Роберт Смит («The Cure»)
Мелани Си («Spice Girls»)
«Depeche Mode» - Мартин Гор и Алан Уайлдер
«Duran Duran» -все вегетарианцы
«Моби»
Боб Дилан
Б.Б. Кинг
Российские вегетарианцы:

Фаина Раневская
Борис Гребенщиков
Николай Дроздов
Михаил Задорнов
Георгий Вицин
Людмила Гурченко
Юлия Бордовских
Оксана Пушкина
Евгений Осин
Алексей Мартынов
Шура («Би-2»)
Большим препятствием для христиан является уверенность в том, что Иисус ел мясо, а также множество мест в Новом Завете, где упоминается мясо.

Но детальном изучении подлинных греческих рукописей становится ясно, что подавляющее большинство слов, переводимых как “мясо” (трофе, броме и другие слова), просто означают “пища” или “еда” в широком смысле этого слова.

Например, в Евангелии (Лука 8:55) мы читаем о том, что “Иисус поднял женщину из мертвых и “приказал дать ей мясо”. Греческое слово, переведенное как “мясо”, здесь “фаго”, что значит всего лишь “поесть”.

Таким образом Иисус в самом деле сказал: “Накормите ее”. Греческое слово, обозначающее “мясо” - креас (плоть), никогда не использовалось в связи с Христом.

У Луки (21:41-43) мы читаем, что ученики предложили ему рыбу и медовые соты, и он взял это (”это” в единственном числе, мы можем только гадать что).

Нигде в Новом Завете нет прямого упоминания о том, что Иисус ел мясо.

”Итак сам Господь дает вам знамение: дева приемлет и родит Сына, и нарекут имя ему Иммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь различать худое и доброе”.

Это соответствует знаменитому пророчеству Исайи (Исайа 7.14.15) что само по себе говорит о том, что мясоедение разрушает способность человека различать хорошее и плохое.

Очень характерно, что в Евангелии от Матфея (1.23) вторая часть пророчества опущена. Он, Иисус порицал фарисеев словами: ”Если бы вы знали, что значит, “милости хочу, а не жертвы”, то не осудили бы невиновных”. (Матфей 12:6).

Здесь ясно осуждается убийство животных, как и в стихе из Осии 6:6: ”Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжения”. (заметьте: слова второй части предложения опущена у Матфея 12:6.)

Он восстал против Храмового жертвоприношения животных, силой изгнав тех, кто продавал телят, овец и голубей, а также менял из храма. (Иоанн 2:13-15)

Его слова: ”Дома Отца Моего не делайте домом торговли” (что в более ранних редакциях всегда переводилось как “логово убийц”).

Из Евангелия от Матфея 3:4 мы также узнаем, что Иоанн-Креститель не ел мяса. (”...а пищею его были акриды (дикие бобы) и дикий мед”).

Есть еще поразительные свидетельства того, что Иисус был вегетарианцем: не менее 7 из 12 учеников Иисуса не ели мяса (об остальных мы не знаем).

Это естественным образом отражает учение Иисуса: ”...раб не больше господина своего”. (Иоанн 13:16).

Семерыми были:

1. Петр: “...чьей пищей был хлеб, оливы и травы”;
2. Иаков: Отец Церкви Евсебиус, цитируя Хегесиппуса (около 160 г.): “Иаков, брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина и не ел плоти животных.
3. Фома: В соответствии с ранне-христианским докумнтам он “... носил лишь одно платье в любую погоду, что имел, то отдавал другим и также воздерживался от поедания плоти и пития вина..”. (Джеймс Вернон Бартлет. Магистр искусств “Апокрифические Евангелия из истории Христианства в свете современных знаний.
4. Матфей: “Жил на семенах и орехах, фруктах и овощах, не принимая мяса (Климент Александрийский - “Климент наставник”)
5. Матфей, занявший место Иуды “Деяния 1.21.26”. По словам Отца церкви Климента Александрийского питался так же, как и Матфей
6. Андрей
7. Иуда (Андрей брат Петра во плоти и вере) и Иуда из Бетсаиды, изначальный последователь Иоанна Крестителя, следовавший ему в его аскетической диете.
Павел также писал: ”Ради пищи не разрушай дела Божия... Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого] , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.” (Послание к Римлянам 14:20,21), хотя его поучения выглядят менее категоричными.

В апокрифических деяния Фомы, которые были в ходу у ранних христиан, этот ученик Иисуса описывается как аскет: ”...Он постоянно постился и молился, в любую погоду носил одно и то же платье, ничего ни от кого не принимал, а все, что имел, отдавал другим и воздерживался от мяса и вина.”

Противоестественное поедание плоти столь же оскверняющее, сколь оскверняющее языческое поклонение демонам с его жертвоприношениями и нечистыми пиршествами, участвуя в которых, человек пирует с самим дьяволом”. - (II век до н.э. Клементий Гомилиас).

”...Намного лучше быть счастливым, чем позволить дьяволу пребывать в нас, а счастье можно обрести только лишь придерживаясь добродетели. Поэтому Апостол Матфей питался злаками, орехами и овощами и не вкушал плоти Разве при умеренной простоте не достаточно этого всеобъемлющего разнообразия съестного: овощей, корней, олив, трав, молока, сыра, фруктов?” Отец церкви Климентий Александрийский (Тит Флавий Клеменс 150-200 Р. Х.)

”...Мы, христианские лидеры, воздерживаемся от мяса животных во имя самоконтроля. У протиестественного мясоедения демоническое истоки”. Также о ранних христианах: “Не проливали они потоков крови, нет изысканной кухни, нет тяжести в голове. От них не доносится ужасный запах мяса и невыносимый дым не клубится в кухнях их..”. (Св.Христосомос (347-404 г. от р. Х.).)

”...Так как Христос есть Альфа и Омега, мессия, восстановивший все на свои места, то более не дозволено разводиться или есть мясо... Итак я скажу тебе: если ты желаешь быть совершенными, то не следует пить вино или есть мясо..”. (Св. Иероним (340-420 г. от р.Х.), давший миру Вульгату, - авторизованную латинскую Библию, которой пользуются по сей день.

”Пар, исходящий от мяса затемняют свет духа... Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами..” (Св. Василий (320-379 г. от р. Х.))

Помимо этого: многие языческие наблюдатели сообщали, что ранние христиане воздерживались от мяса. Пилиний, губернатор Вифнии (где проповедовал Петр), описывал современных ему христиан в письме к императору Трояну, как о ”зараженных суеверием воздержания от мясной пищи...”

Сенека (г. до р. Х. 65 г. о р. Х.), философ-стоик и советник Нерона, описывал христиан как: ”...Иноземную секту, воздерживающуюся от мясной пищи..”.

Иосиф Флавий сказал о ранних христианах: “...Они собираются до восходом солнца и не произносят ни единого мирского слова - одни лишь особые молитвы... Садятся вместе к общему блюду, на котором лишь один вид невинной пищи...”

В древнем Арамейском писании, обнаруженном и переведенном И.М.Сикелли, Иисус говорит: ”Убивающий, убивает своего брата... И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Потому истинно говорю вам: тот кто убивает, убивает себя, и тот, кто ест мясо убитых животных, ест тело смерти... Не убивайте ни людей, ни зверей, ни пищу, входящую в ваши уста. Жизнь приходит от жизни, смерть всегда приходит из смерти. Убивающий, чтобы питаться, убивает также свое собственное тело. Ваши тела станут тем, что вы едите, и ваши дух станет таким же, как ваши мысли”.

(Е.М.Секели “Евангелие мира”) Альберт Швейцер сказал: ”Этика относится не только к человечеству, но и к животному миру. Этому есть свидетельство в трудах Святого Франциска. Так мы придем к заключению, что этика относится ко всем проявлениям жизни. Это этика вселенской любви, это этика Иисуса теперь признана, как необходимость мысли. Только вселенская этика, охватывающая каждое живое существо, приведет нас к власти во вселенной...”

Кардинал Иоан Генри Ньюмен (1801-1890) сказал: “Жестокость к животным означает отсутствие любви к Богу... Они не причинили нам вреда и у них нет возможности защищаться... это нечто отвратительное, сатанинское - убивать тех, кто никогда не причинил нам вреда, кто не может защитить себя, того, кто полностью в нашей власти..”.

Толстой считал, что мяcоедене противоречит принципам христианства.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН (Движения Сознания Кришны) заключает: ”...есть множество негодяев, попирающих свои собственные религиозные принципы. Несмотря на то, что в иудейско-христианских писаниях ясно говорится “не убий”, они выдвигают различные оправдания этому. Даже религиозные лидеры потворствуют убийству животных, в то же время стараясь выглядеть святыми личностями. Это глумление и лицемерие, царящее в человеческом обществе, принесло бесчисленные бедствия”.

По материалам: babyblog.ru, krishna-kavkaz.ru

Учение Нового Завета уделяло внимание внутреннему миру человека, его мыслям. Тем не менее у людей и по сей день возникают разногласия, связанные с внешними проявлениями и обычаями, такими как употребление свинины в пищу.

История появления запрета

Человеку в Эдемском Саду не нужна была пища животного происхождения. Адам и Ева питались растениями и практически не нуждались в пище, так как были они идеальными и тела их значительным образом отличались от тела современного человека.

После грехопадения потребность в пище возросла. Тело стало немощным, появились болезни и смерть. Теперь праотцы не могли обойтись без животных. Их приносили в жертву Богу, ведь только так после изгнания из Рая люди могли общаться с Богом.

Евреи получили запрет на свинину для того, чтобы отделиться от язычников

После великого потопа Господь разрешил Ною употреблять в пищу все, кроме человека.

Важно! И только евреям, избранному народу, было запрещено употреблять свинину, чтобы этим самым отличаться от язычников.

В Левите и Второзаконии сказано, что евреям запрещалось употреблять мясо верблюда, свиньи, тушканчика и зайца. Мясо жвачных животных с раздвоенными копытами разрешалось. Такое постановление иудеи должны были исполнять, дабы очиститься, понять свою греховность и достойно принять в мир Спасителя.

В Новом Завете Спаситель делает акцент на том, что оскверняет человека не пища, а то, что исходит от сердца человеческого. Господь открыл апостолу Павлу, что даже язычники и всякое животное перестало быть нечистым. А что Бог освятил и очистил, то нельзя считать нечистым. Следовательно, употреблять в пищу свинину православным можно.

Интересно! Апостол Иаков в книге Деяний в письме к язычникам главным образом советовал, чтобы они не употребляли в пищу кровь животных. По сей день не употребляют кровь животных и православные христиане.

Цитаты из Священного Письма

В современном мире православные люди держат пост, в большинстве своем, отказываясь от рыбы, мяса и молочных продуктов.

Пост должен сопровождаться усердной молитвой, иначе такой пост по свойству своему будет подобен обычной диете. Но и злоупотреблять им тоже не стоит.

О постах:

Важно! Святые отцы говорили, что пост создан для человека, а не человек для поста. В данном случае воздержание от мяса может помочь усмирить человеческую плоть, тем самым помочь на время поста создать благоприятное состояние для молитвы и покаяния.

Именно поэтому монахам и запрещено употреблять в пищу мясо. Запрещается христианам употреблять кровь животных, так как сказано, что в крови животного его душа. Иных запретов на пищу в Новом Завете для христиан нет.

Православная церковь считает, что блюда из свинины вполне допустимы

Как доказательство, можно привести цитаты из книг Священного Писания. Например, для ритуальной чистоты, евреям запрещалось употреблять мясо таких животных:

«Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь (Второзаконие 14:3-8)».

Уже в Новом Завете мы видим, как Христос относится к подобным вещам: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15:11)».

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Титу 1:15)».

Как и было сказано ранее, единственное, о чем предупреждали апостолы, было: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:28-29)». Здесь говориться, что нельзя употреблять кровь животных и мясо умершего животного, которому не спустили кровь.

Последнее доказательство того, что православным христианам разрешено употреблять в пищу все: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Коринфянам 10:25-27)».

Естественно, у любого человека, а особенно у православного, должна быть понимание меры в употреблении пищи. Нужно рассчитывать, что и в каком количестве нужно съесть, чтобы позже не исповедоваться в грехе чревоугодия.

Можно ли есть свинину? Протоиерей Всеволод Чаплин

Левит 11 конкретно говорится о том что свинину есть нельзя, а после того как бог дал свой завет сказал что будет вам это в роды вечные, ведь для всевышнего 1 день как 1000 и 1000 дней как 1. Сам Иисус говорил что он пришел не нарушить а исполнить закон. Объясните пожалуйста почему христиане едят свинину ведь бог сказал что не чиста она для нас

Отмечено как решение

  • ответ скрыт

    Пользователь

    Можно. И вот по каким причинам:

    1). Очень многие заповеди и постановления Ветхого Завета имели ограниченное время действия и носили временный характер (до постановления Нового (лучшего) Завета, который принес Христос). Среди них и заповеди о жертвоприношениях, и о квасном, и об омовениях, и о соблюдении праздников, и т.д. и т.п. Ныне все они недействительны, ибо упразднены вместе с Ветхим Заветом (Евр. 8:6-13).

    2). Апостол Павел обширно разъясняет, что отныне у верующих во Христа нет ограничений в вопросе о пище, поскольку пища никак не влияет ни на веру, ни на духовность человека, ни на его положение в глазах Бога (об этом говорил еще и сам Господь до Павла - см. Мат. 15:17,18 "Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст--из сердца исходит--сие оскверняет человека".

    Вот что говорит Павел, в частности:

    "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? ... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога".

    "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего..." (Кол. 2:16).

    "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27).

    "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее" (1Кор. 10:25,26).

    "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, НЕ ВКУШАЙ, не дотрагивайся" (Кол. 2:20,21).

    "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак И УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ТО, ЧТО бОГ СОТВОРИЛ, ДАБЫ ВЕРНЫЕ И ПОЗНАВШИЕ ИСТИНУ ВКУШАЛИ С БЛАГОДАРЕНИЕМ" (1Тим. 4:1-3).

    Спасибо (1)
    • Если бы это пояснение было истиной, то ложью были бы слова Самого Творца: Я есмь Альфа и Омега, началоа и конец, первыц и последний.
      Вообще, не вижу, чтобы Павел своими мутными рассуждениями разрешал есть свинину: ОН ГОВОРИЛ О ВЕГИТАРИАНСТВЕ. Те, кто думают, что делают зло, употребляя в пищу мясо вообще (неважно какое), не имеют веры в то, что всё создано и дано человеку на благо, с определёнными правилами, поэтому и слабы в вере.

      А как в словах Павла можно видеть разрешение на поедание свинины "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27), ведь сразу после этого он предупреждает, если вам скажут, что "идоложертвенное, то не ешьте"?! Ешьте... Не ешьте... Моя совесть спокойна и чиста, когда я знаю, как по Истине правильно и моей душе отрадно своим действием или поступком прославить своего Создателя. А если я буду "плясать под "дудку" неверных, то кого я прославляю? То есть, чью волю обнародываю? А ещё проще, какой пример подаю? Не даром христианские наставники повыкидывали из канонической Библии свидетельства Маккавейских войн, а то бы весь мир узнал, как Создатель наказывает за нарушение завета Его.
      Был же еврейский учитель, который отказался есть говядину только потому, что враги хотели всем объявить, что он ест свинину для примера молодёжи. Отказался старик и его зверски убили, а мы теперь должны для спокойствия совести(!!!) есть то, что нам положат в тарелку неверные (несоблюдающие заповеди)?! Неужели никому не кажутся слова Павла абсурдными или извращёнными?! Какого духа в душе имеешь, если веришь такому бреду?
      Опираясь на евангелие, опираешься на религиозное пособие: путиводитель в христианство. А кто сказал, что христианство - Истина?
      Ищи Истину в сердце своём, потому, как истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине, и закон Элохим написан не на бумаге, но в сердцах истинных поклонников.
      Кстати, для этого не нужно разбивать лоб о пороги церквей...

      Спасибо (0)
    • ответ скрыт

      Пользователь

      В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Почему же тогда Иисус так говорил?

      При горе паслось большое садо свиней. И попросили черти и бесы Иисуса: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус им разрешил. И когда демоны, вошли в свиней; и устремилось стадо численностью в две тысячи с крутизны в море, и потонули в море

      Ну, а по идее-то - действительно ж Христос ничего из Старого Завета "не отменил".
      Он только "добавил" в части, касающейся морально-нравственных вещей

      Если же тот закон к нам не относится, то и 10 заповедей не стоит соблюдать так как они были даны в ветхом завете. Я этого не понимаю. 10 заповедей из старого закона взяли а все остальное не стали????????

      Спасибо (2)
      • Очевидно кто то лоббирует...

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Дмитрий, получилось ли у вас ВНИМАТЕЛЬНО прочитать написанное выше и поразмышлять над приведенными из Нового Завета (из посланий) отрывками? Если ответ на этот вопрос «нет», то тогда трудно понять, зачем вообще пытаться отвечать на ваши вопросы. Если ответ «да», то тогда непонятно, как все приведенные мной совершенно конкретные цитаты, являющиеся разъяснением апостола Павла касательно пищи, стройно и непринужденно вписались в ваше видение вопроса о свинине (такой примерно вывод напрашивается ввиду того обстоятельства, что ни одна из приведенных цитат не породила в вашем сознании соответствующих дополнительных вопросов, которые должна была породить).

        Например, я процитировал такое указание Павла в отношении вопроса о пищи:

        "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор. 10:27).

        Давайте рассмотрим суть его слов поглубже. Неверные - это (еще) неуверовавшие во Христа язычники. Именно ЯЗЫЧНИКИ - обратите внимание, что Павел адресует свое послание коринфянам - жителям отнюдь не Иудеи и не Израиля, и не Иерусалима. Коринф - это исконно языческая земля, «древнегреческий полис», уже долгое время находившийся под юрисдикцией других язычников - римлян - на момент написания апостолом его послания. Ввиду всех этих обстоятельств получается, что когда кто-либо из уверовавших во Христа жителей Коринфа (не евреев по рождению!) собирался пойти к язычникам в гости и участвовать в застолье, то согласно повелению апостола такие братья должны были есть ВСЁ, что им предлагалось, даже не задавая вопросов и не интересуясь происхождением пищи. Теперь представьте себе на минуту, что могло входить и входило в повседневное меню язычников, не имевших и отдаленного подобия рецептов «кошерной» пищи, которая определяла стол евреев по Ветхому Завету? Там была отнюдь не только свинина, Дмитрий, а куда более «экзотические» с точки зрения евреев блюда. Посмотрите, если есть необходимость, соответствующие источники на тему кулинарных пристрастий как греков, так и римлян. И Павел говорит, что всё это мы можем есть со спокойной совестью! Как вам это кажется? То же самое он говорит о мясном рынке: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор. 10:25). И тут же добавляет очень важную фразу: «Ибо Господня земля, и что наполняет ее». Исключений, как легко можно видеть, Павел не делает ни в контексте этих указаний, ни в контексте других, связанных с теми или иными видами пищи. И вообще он говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие…» (Кол. 2:16). И опять никаких оговорок, ровным счетом НИКАКИХ.

        Остальные вопросы в ваше посте требуют не менее объемных ответов. На этом форуме, честно говоря, не очень удобно вести дискуссии. Невозможно цитировать ключевые слова и фразы собеседника, невозможно делать выделения, и т.п. и т.д. Серьезные и глубокие дискуссии лучше вести на более специализированных форумах, где есть все соответствующие условия и инструменты. Например на таком: http://forum.dobrie-vesti.ru/index.php

        Всего наилучшего вам в ваших поисках!

        Спасибо (1)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        1). Очень многие заповеди и постановления Ветхого Завета имели ограниченное время действия и носили временный характер (до постановления Нового (лучшего) Завета, который принес Христос). Среди них и заповеди о жертвоприношениях, и о квасном, и об омовениях, и о соблюдении праздников, и т.д. и т.п. Ныне все они недействительны, ибо упразднены вместе с Ветхим Заветом (Евр. 8:6-13).

        Мне это вообще кажется очень странным!! Получается все то что говорил сам Всевышний пророку Моисею, давая закон, формируя общество и моральные нормы, перечеркивает апостол в своих посланиях. Господь говорил что этот закон будет в роды вечные, а Иисус конкретно ничего такого что бы перечеркивало этот завет не говорил..

        Тем не менее спасибо вам за ответы, за внимание и за сайт. Храни вас Господь

        Спасибо (3)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Свинину запрещено есть всем людям писания!!!

        В Коране запрет выглядит следующим образом:
        - "Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый"
        (Священный Коран 2:172, 173)

        В ТОРЕ:
        - ...И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте...
        Левит. 11:2-3

        В Библии есть похожее:
        - ...А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь...
        (Второзаконие 14:8, Библия)

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Не вводите людей в заблуждение. Нельзя есть свинину. Читайте внимательно ВСЮ библию а не выборочно. Никогда ЙЕШУА НЕ ОТМЕНЯЛ ЗАКОН ТОРЫ. не говорите бред. Читайте левит 11 и деяние 10 видение Петру..где гов не о пище а о разрешении Бога проповедовать Петру язычникам и давать им покаяние и жизнь вечную. Ни Петр ни иудеи никто кроме язычников ни ел свиней и грязн пищу и спустя 10 лет после воскреш Иисуса когда Петр видел это видение он 3 раза говорил -нет я не могу есть грязных животных т к не понимал что это идет речь о проповеди и разреш в покаянии язычникам. Никто никогда не ел свиней из иудеев и апостолов. Для начала надо понимать что является пищей а потом цитирировать библию. Вы приходите в гости и вам говорят-ешьте всё вы мой гость..вы ведь не будете есть корм собачий. И это не значит что если вы съедите его то она очиститься и т д. Думайте что советуете

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Нельзя есть свинину! А в библии есть много изменений. Это все политика

        Спасибо (0)
      • ответ скрыт

        Пользователь

        Если Иудеи жили раньше по закону, то Иисус прямо призывает жить по Духу, неужели читающие Библию не понимают самого главного смысла перехода от Старого к Новому Завету? Помните как Иисус сказал: " Написано в Законе так, а Я вам говорю...." .Теперь насчёт иудеев и мусульман..... Первые не приняли и не хотят принимать Христа, потому что не хотят терять свою избранность, тоесть быть избранным народом, ведь по учению Христа он уже таковым не является, и даже наоборот " Дьявол-отец ваш" сказал он иудеям.
        Ну а мусульмане это большая секта, которую создал Дьявол в противовес Христианам. Ислам появился на 500 лет позже Христианства и если кто думает, что если в Каране стоят похожие заветы Мухамеда,как в Библии, то глубоко ошибается. В том и заключается всё дело, что Дьявол изощрённый лжец и обманщик и умеет точно подделываться даже под самого Бога и творить чудеса и обольщать людей.А свинина это предлог, который использует Сатана, чтобы заставить мусульман нас Христиан ненавидеть. Ну а про иудеев я вообще молчу, там они и без свинины нас хуже скота считают. Как сказал Бог-Отец-Вседержитель: Никто ко мне не прийдёт, только как ч/з Сына моего. Иисус есть дверь в Царствие Небесное! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и вовеки веков! Аминь!

        Спасибо (0)
        • Ты дурак? Сам ты дбявол,Ислам-это религия мира и спокойствия,если не знаешь ничего о нашей религии,лучше промолчи,так хоть за умного сойдешь

          Спасибо (0)

Свинина в Библии. Закон о чистой и нечистой пище

    ВОПРОС ОТ САВЕЛИЯ
    В Библии, в Книге Левит, глава 11, стихи 7-8 сказано: «7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; 8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Получается нам как и мусульманам нельзя есть свинину?
(НАЧАЛО. Продолжение смотри здесь и здесь )

Действительно, служение и жертвенная смерть Христа отменили обрядовые заповеди закона Моисея (жертвоприношения, служение в храме), так как они были прообразами Иисуса. Прекратили свое действие также заповеди, относящиеся к теократическому государству Израиль, так как Новый завет предполагает распространение веры в Бога по разным странам. Иисус однозначно дал определение заповедей, которые потеряли свое значение - это те заповеди, которые уже исполнились:

Матф. 5:17 "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить . 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все . 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном".

Лук. 16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Все же остальные заповеди, которые еще не исполнились, включая заповеди о нечистой пище, остаются до сих пор актуальными для всех верующих.

Более того, нечистая птица упоминается в тексте Нового завета, Иоанном в книге Откровение, которое датируется концом I века н.э. Это доказывает, что даже в конце 1 века христиане все еще различали чистых и нечистых животных.

Откр.18:2 ...пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой НЕЧИСТОЙ и отвратительной птице...

Стоит отметить, что ученые уже доказали, что многие животные перечисленные в 11 главе книги Левит на самом деле вредны для употребления в пищу. Так, например, свинину не дают детям в школе и садике, а в инструкции по спасению в случае кораблекрушений, написанной для американских военнослужащих морского флота, не рекомендовано употреблять тех водных жителей, которых запретил Бог в Библии.

Что касается мусульман, то не мы должны поступать как они... Наоборот, судя по тому, что Коран писался более чем через 500 лет после последней книги Библии, то скорее всего заповедь о свинине, мусульмане взяли из Писания, как и многие другие правила, нашедшие отражение в Священной книге правоверных.

В Новом завете есть несколько текстов, на которые указывают сторонники безограничительного питания. Иисус однажды сказал:

(Мар. 7:15, Матф. 15:11).

Кончено, из этой фразы можно сделать вывод о том, что в уста можно помещать все что угодно. Однако, важно понять, эту ли мысль хотел донести до нас Иисус, или Он говорил о чем-то другом.

При первом же прочтении целиком этой истории, которая рассказана евангелистами Марком и Матфеем (7 Ев. от Марка, 15 Ев. от Матфея) видно, что Христос этой фразой нес совсем другую весть своим слушателям. Из контекста повествования видно, что духовные учителя того времени книжники и фарисеи высказали претензию Иисусу, что Его ученики "преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб" (Матф. 15:2, Мар. 7:2).

В ответ на этот упрек Христос обличил своих оппонентов, в том, что они преданиями старцев отменили прямые Божьи заповеди (см. Матф. 15:3-9, Мар. 7:6-13). Иисус привел им в пример заповедь про заботу о родителях, (Исх. 20:12), которую старцы изменили своим преданием так, что она потеряла тот смысл, который в нее закладывал Бог. То есть, прямо нарушая Божий закон, фарисеи между тем уделяли очень много внимания придуманным ими религиозным обрядам, в том числе умытию рук, омовению кружек и чаш, и сему подобному (см. Мар. 7:8).

В главе моей книги пояснено, что речь здесь идет не о мытье рук из соображений гигиены, а о ритуальном очищении перед трапезой, действующим у иудеев тогда и до сих пор. Таким образом, на укор книжников и фарисеев в неумытии рук, Христос ответил, что Он лишь не соблюдает придуманный людьми обряд, так как он не важен для духовной жизни человека. Именно это Свое мнение Иисус пояснил известной фразой:

"Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека" (Мар. 7:15, Матф. 15:11).

Как мы теперь видим, в уроке Иисуса нет намека на продукты питания, а речь идет о ритуальной, духовной нечистоте, которую фарисеи связывали с несоблюдением обряда омовения рук. Иисус же пояснил, когда человек духовно нечист:

Матф. 15:17 "Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека ".

Если же принимать буквально слова Иисуса "Ничто , входящее в человека извне, не может осквернить его" , то получается что апостолы затем начали противоречить своему Учителю, так как на первом соборе запретили христианам согласно закону Моисея вкушать "идоложертвенное, кровь, и удавленину" (Деян. 15:29). Однако, мы понимаем, что Библия не может себе противоречить, то есть, ученики не могли противоречить Учителю... Поэтому отнесение слов Христа исключительно к "неумытым рукам" является единственно возможным, так как соответствует контексту повествования и не вступает в противоречие с иными текстами Священного Писания.


Валерий Татаркин


Другие

Подскажите,пожалуйста... Я православная христианка. Недавно читала Старый Завет,Книга Левита, 11:7-8. Тогда почему большинство людей едят мясо свиньи, и это считается нормальным? Так можно ли на самом деле есть это мясо? Ирина.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Христос воскресе, Ирина!

Подобные запреты, связанные с ритуальной чистотой и ограничениями в пище, были для древних евреев лишь исторически обусловленными и с точки зрения христиан – временными, ушедшими давно уже в прошлое для самих христиан. Поскольку еще апостолу Петру было открыто: «Что Бог очистил, ты не почитай нечистым» (см. Деян. 10: 9-16). Для Бога из всех тварей, созданных Им, нет ничего самого по себе нечистого, это люди сами начали делить и так считать. Или, как дополняет эту мысль апостол Павел в другом послании, «Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Титу: 1, 15). Или, как учил Христос, не то, что входит внутрь, оскверняет человека, а то, что исходит из сердца (злые мысли и слова), вот то сквернит его! Так что есть или не есть свинину – на ваше собственное усмотрение.

С уважением, священник Филипп Парфенов.