О структуре суперэго. Система оценки вступительного испытания по обществознанию Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Последнее обновление: 01/12/2018

Согласно теории личности , личность состоит из трёх элементов. Эти элементы - известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго - взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид - единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности - Суперэго. Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

УТВЕРЖДЕНО

Решением Приемной комиссии МЭСИ

(Протокол № 3 от 23.06.2012 г.)

Описание и система оценки вступительного испытания в МЭСИ

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для поступающих на очную форму обучения

(экзамен: письменный, конкурсный)

    Описание конкурсного задания

Вступительные испытания проводятся в форме тестирования. Общее количество тестовых заданий – 66. Подразделяются на четыре вида:

Тестовые задания №1 состоят из 45 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. Из них всегда правильным является только один вариант. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 45.

Пример: «Суперэго» - это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет. Из перечисленных ниже реакций в результате деятельности «суперэго» возникает:

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

Правильный вариант ответа: а) Чувство вины

Тестовые задания №2 состоят из 15 вопросов в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать, вставив в конце предложения одно или два пропущенных слова. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов – 30.

Пример: Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, тогда как внешним...

Правильный ответ: общественное мнение

Тестовые задания №3 состоят из 5 высказываний ученых, которые содержат характеристику того или иного понятия или явления без прямого указания на него. Требуется умозаключить, о чем конкретно идет речь. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 15.

Пример: «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?

Правильный ответ: власть человека над собой

Тестовое задание №4 предполагает краткое письменное изложение – ответ на поставленный вопрос. Максимальная сумма баллов - 10

Общая максимальная сумма по всем тестовым заданиям – 100 баллов.

Кроме того предлагается дополнительный бонус в 5 баллов за сообразительность и чувство юмора. Надо будетвписать имя существительное, которое вытекает из содержания текста.

Время выполнения конкурсного задания - 1ч.20 мин.

Для поступающих

на очно-заочную и заочную формы обучения

(экзамен: конкурсный, компьютерное тестирование, конкурсный)

Компьютерная программа предлагает произвольную выборку тестовых заданий из тестовой базы.

Тест состоит из 10 вопросов, содержащих один или несколько правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов. Максимальное количество баллов – 100.

Время, отведенное на выполнение теста – 60 мин.

    Примерная программа вступительного испытания

Предисловие

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» представляет собой экзамен на социальный интеллект и гражданскую зрелость выпускников общеобразовательных учреждений. Он подводит своеобразный итог очень важного этапа их жизнедеятельности - процесса социализации и социальной адаптации за весь период довузовского обучения.

Программа экзамена строится на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», предусмотренного Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99. И включает наиболее значимые, опорные элементы содержания всех тематических разделов обществознания, которые в своей совокупности определяют общее содержание данного предмета как познавательного комплекса системных социально-гуманитарных знаний, и дают возможность судить об уровне их освоения и усвоения старшеклассниками.

Общество как сложная динамическая система - Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда. Деятельность людей - основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности. Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

Общество в контексте истории и современности - Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества, и ее виды. Многообразие и единство современного мира. Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем

Человек и общество - Современная наука о становлении человека. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект и объект социальных отношений. Социализация и воспитание личности. Социальный статус и социальная роль личности. Самореализация и активность личности.

Человек и процессы познания - Основы теории познания. Проблема познаваемости мира. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Духовная жизнь общества - Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации в культуре современного общества. Наука как часть культуры. Особенности современной науки. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире. Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

Социальная сфера - Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации. Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности. Социальная структура российского общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные институты, их роль и функции. Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире. Социальный конфликт и способы его разрешения.

Экономическая сфера - Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки. Экономические системы, характеристика и типы. Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий. Фирма как субъект рыночной экономики. Государственные методы регулирования рыночной экономики. Государственный бюджет: понятие, структура, источники. Налоги, их роль, виды и функции. Понятие, формы и функции денег. Проблемы инфляции в экономике. Основные понятия макроэкономики, их характеристика. Рынок труда и заработная плата. Безработица и социальная защита населения. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Политическая сфера - Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть и политические отношения. Общество и государство. Политическая система общества. Теория и практика разделения властей. Признаки, функции, формы государства. Понятие политического режима и его формы. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Основные типы избирательных систем. Политические партии и политические движения. Политическая идеология и политическая деятельность. Признаки правового государства. Основные черты гражданского общества. Политический статус личности. Политическая культура.

Правовые основы общества - Государство и право. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Международные документы по правам человека. Конституционный статус федеративного устройства России. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие гражданства, права и обязанности граждан. Право на труд и трудовые отношения. Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

    Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Глазунова Н.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. –М.: Айрис-Пресс. 2006

    Глазунов М.Н., Марченко М.Н. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2010

    Клименко А.В., Румынина В.В..Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2007

    Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

    Кравченко А.А. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2009

    Муштук О.З. Обществознание. Пособие-«навигатор» для абитуриентов. М.: Колледж МЭСИ.2007

    Обществознание. Под редакцией М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2007

    Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Панов М.И. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов - 4-е изд. – М.: КДУ. 2007

    Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. М.: МАКС Пресс. 2006

Последняя компонента структуры личности образуется не из ид, а из эго. Суперэго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести суперэго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения - это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. «Страдалец... ведет себя так, как будто у него преобладает чувство вины, о которой он ничего не знает» (1907, р. 123).

«[Суперэго] похоже на тайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана, и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций» (Horney, 1933, р. 211).

Суперэго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности. «Суперэго ребенка в действительности базируется не на образах родителей, а на их суперэго. Содержание его - тоже самое, оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей, передающихся из поколения в поколение» (1933, р. 39). Ребенок поэтому узнает не только реальные жизненные ограничители в любой ситуации, но также нравственные убеждения родителей, прежде чем быть в состоянии действовать для получения удовольствия или для уменьшения напряжения.

Взаимосвязь между тремя подструктурами.

Высшая цель психической деятельности заключается в том, чтобы поддерживать (а когда потерян, то достичь снова) тот приемлемый уровень динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие в результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается ид, которое имеет примитивную, инстинктивную природу. Эго, развивающееся из ид, существует, чтобы рассматривать реалистически основные побуждения, исходящие от ид. Оно также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на ид, суперэго и требованиями реальности внешнего мира. Суперэго, развиваясь на основе эго, выполняет роль нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Оно выставляет ряд установок, которые определяют и ограничивают гибкость эго.

Ид полностью бессознательно, тогда как эго и суперэго только отчасти таковые. «Несомненно значительные области эго и суперэго могут оставаться бессознательными и являться, в действительности, обычным бессознательным. Это значит, что человек ничего не знает об их содержании и требуется затратить определенные усилия, чтобы заставить его осознать их» (Freud, 1933, р. 69).

Главная задача психоанализа, выражаясь этим языком, заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны суперэго и повысить его способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в ид.

Психосексуальные фазы развития.

По мере того как младенец становится ребенком, ребенок - подростком, а подросток - взрослым человеком, происходят характерные изменения в том, что является предметом желания и как эти желания удовлетворяются. Эти сменяющие друг друга способы получения удовольствия и физические аспекты удовольствия представляют собой основные элементы в описанных Фрейдом фазах развития. Фрейд использовал термин фиксация для описания того, что имеет место в том случае, когда человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития. Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих потребностей более простыми способами, скорее как ребенок, чем как взрослый человек при нормальном развитии.

«Психоанализ стал первым в психологии рассматривать тело человека в целом как место существования... Психоанализ является глубоко биологическим по своей сути» (Le Barre, 1968).

Можно прийти к смелому, но уверенному выводу, что одним из основоположников её идей является знаменитый австрийский учёный Зигмунд Фрейд – создатель . Можно часто услышать, как именно его называют «отцом» психологии. Изначально, когда Фрейд только начинал изучать феномен человеческой , одной из главенствующих его идей была концепция о неосознаваемых психических процессах. Но по мере работы известный учёный несколько пересмотрел свою концепцию и ввёл в исследование личности три новых термина: Ид , Эго и Супер-Эго . Эти понятия стали центральными в теории психоанализа. И именно им посвящена статья, с которой мы и предлагаем вам ознакомиться – здесь мы рассмотрим вышеназванные три термина в подробностях и разберёмся в том, что означает каждый из них, а также какова их роль в психоанализе.

Ид

Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.

Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.

Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах . Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.

Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.

Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.

Эго

Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.

Супер-Эго

Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».

Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал . Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.

Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.

Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.


УТВЕРЖДЕНО

Решением Приемной комиссии МЭСИ

(Протокол № 3 от 23.06.2012 г.)

Описание и система оценки вступительного испытания в МЭСИ

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для поступающих на очную форму обучения

(экзамен: письменный, конкурсный)


  1. Описание конкурсного задания

Вступительные испытания проводятся в форме тестирования. Общее количество тестовых заданий – 66. Подразделяются на четыре вида:

Тестовые задания №1 состоят из 45 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. Из них всегда правильным является только один вариант. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 45.

Пример: «Суперэго» - это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет. Из перечисленных ниже реакций в результате деятельности «суперэго» возникает:

А) Чувство вины

Б) Удовлетворение импульсивного побуждения

В) Раздражение

Г) Сексуальное желание

Правильный вариант ответа: а) Чувство вины

Тестовые задания №2 состоят из 15 вопросов в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать, вставив в конце предложения одно или два пропущенных слова. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов – 30.

Пример: Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, тогда как внешним...

Правильный ответ: общественное мнение

Тестовые задания №3 состоят из 5 высказываний ученых, которые содержат характеристику того или иного понятия или явления без прямого указания на него. Требуется умозаключить, о чем конкретно идет речь. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 15.

Пример: «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?

Правильный ответ: власть человека над собой

Тестовое задание №4 предполагает краткое письменное изложение – ответ на поставленный вопрос. Максимальная сумма баллов - 10

Общая максимальная сумма по всем тестовым заданиям – 100 баллов.

Кроме того предлагается дополнительный бонус в 5 баллов за сообразительность и чувство юмора. Надо будетвписать имя существительное, которое вытекает из содержания текста.

Время выполнения конкурсного задания - 1ч.20 мин.

Для поступающих

на очно-заочную и заочную формы обучения

(экзамен: конкурсный, компьютерное тестирование, конкурсный)

Компьютерная программа предлагает произвольную выборку тестовых заданий из тестовой базы.

Тест состоит из 10 вопросов, содержащих один или несколько правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов. Максимальное количество баллов – 100.

Время, отведенное на выполнение теста – 60 мин.


  1. Примерная программа вступительного испытания

Предисловие

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» представляет собой экзамен на социальный интеллект и гражданскую зрелость выпускников общеобразовательных учреждений. Он подводит своеобразный итог очень важного этапа их жизнедеятельности - процесса социализации и социальной адаптации за весь период довузовского обучения.

Программа экзамена строится на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», предусмотренного Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99. И включает наиболее значимые, опорные элементы содержания всех тематических разделов обществознания, которые в своей совокупности определяют общее содержание данного предмета как познавательного комплекса системных социально-гуманитарных знаний, и дают возможность судить об уровне их освоения и усвоения старшеклассниками.

Общество как сложная динамическая система - Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда. Деятельность людей - основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности. Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

Общество в контексте истории и современности - Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества, и ее виды. Многообразие и единство современного мира. Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем

Человек и общество - Современная наука о становлении человека. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект и объект социальных отношений. Социализация и воспитание личности. Социальный статус и социальная роль личности. Самореализация и активность личности.

Человек и процессы познания - Основы теории познания. Проблема познаваемости мира. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Духовная жизнь общества - Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации в культуре современного общества. Наука как часть культуры. Особенности современной науки. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире. Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

Социальная сфера - Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации. Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности. Социальная структура российского общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные институты, их роль и функции. Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире. Социальный конфликт и способы его разрешения.

Экономическая сфера - Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки. Экономические системы, характеристика и типы. Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий. Фирма как субъект рыночной экономики. Государственные методы регулирования рыночной экономики. Государственный бюджет: понятие, структура, источники. Налоги, их роль, виды и функции. Понятие, формы и функции денег. Проблемы инфляции в экономике. Основные понятия макроэкономики, их характеристика. Рынок труда и заработная плата. Безработица и социальная защита населения. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Политическая сфера - Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть и политические отношения. Общество и государство. Политическая система общества. Теория и практика разделения властей. Признаки, функции, формы государства. Понятие политического режима и его формы. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Основные типы избирательных систем. Политические партии и политические движения. Политическая идеология и политическая деятельность. Признаки правового государства. Основные черты гражданского общества. Политический статус личности. Политическая культура.

Правовые основы общества - Государство и право. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Международные документы по правам человека. Конституционный статус федеративного устройства России. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие гражданства, права и обязанности граждан. Право на труд и трудовые отношения. Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.


  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Глазунова Н.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. –М.: Айрис-Пресс. 2006

  2. Глазунов М.Н., Марченко М.Н. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2010

  3. Клименко А.В., Румынина В.В..Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2007

  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

  5. Кравченко А.А. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2009

  6. Муштук О.З. Обществознание. Пособие-«навигатор» для абитуриентов. М.: Колледж МЭСИ.2007

  7. Обществознание. Под редакцией М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2007

  8. Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Панов М.И. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов - 4-е изд. – М.: КДУ. 2007

  9. Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. М.: МАКС Пресс. 2006

Интернет-ресурсы


  1. Экзамены по обществознанию школьникам и абитуриентам - демонстрационные варианты ЕГЭ - 2008 и др. - www.alleng.ru/edu/social2.htm

  2. RELP. Ознакомительный вариант ЕГЭ п о обществознанию. law.edu.ru/url/url.asp?urlID=1136729

  3. ЕГЭ по обществознанию 2009. - http://ege09.ru/obshestvoznanie.php

  4. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. Обществознание http://www.edu.ru/moodle/login/index.php

  5. Ознакомительный вариант ЕГЭ по обществознанию. http://www.bitnet.ru/demo-ege/socialscience.html