Письмо АРБ Директору Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Ю.Полупанову "О порядке реализации норм противолегализационного законодательства Российской Федерации". ЦБ: новые правила обмена валюты не создадут дополнительных

  • Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и обновления сведений о них
  • Глава 3. Требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев
  • Глава 4. Особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок
  • Глава 5. Анкета (досье) клиента
  • Глава 6. Заключительные положения
  • Приложение 1. Сведения, получаемые в целях идентификации (упрощенной идентификации) клиентов - физических лиц, идентификации представителей клиента - физических лиц, выгодоприобретателей - физических лиц и бенефициарных владельцев Приложение 2. Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов и выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, иностранными структурами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой Приложение 3. Сведения, включаемые в анкету (досье) клиента

    Положение Банка России от 15 октября 2015 г. N 499-П
    "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

    С изменениями и дополнениями от:

    Настоящее Положение на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207, N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2315, ст. 2335; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4214, ст. 4219; 2015, N 1, ст. 14, ст. 37, ст. 58; N 18, ст. 2614, N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, ст. 3950, ст. 4001) (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ) и Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004; N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348; "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2015 года) устанавливает требования к идентификации (в том числе упрощенной идентификации) кредитными организациями клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

    Согласовано

    ______________________________

    * Справочно: Moody"s Investors Service, Standard & Poor"s, Fitch Ratings.

    Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” взамен утрачивающего силу с 27 декабря 2015 года Положения №262-П, которым устанавливается порядок идентификации, требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации и особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок, а так же требования к анкете (досье) клиента.

    Глава 1. Общие положения

    1.1. Кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:
    ...
    лицо (включая единоличный исполнительный орган юридического лица ), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента , полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (далее - представитель клиента);

    лицо , не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент , в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления , при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - выгодоприобретатель ).
    ...
    Глава 3. Требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

    3.1. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).
    3.2. Для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

    Приложение 2
    к Положению Банка России
    от 15 октября 2015 года N 499-П
    СВЕДЕНИЯ,ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ....
    1. Сведения (документы ), получаемые в целях идентификации клиентов - юридических лиц и выгодоприобретателей - юридических лиц.
    1.1. Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное) и на иностранных языках (полное и (или) сокращенное) (при наличии).
    1.2. Организационно-правовая форма.

    1.3. Идентификационный номер налогоплательщика - для резидента ;
    1.4. Сведения о государственной регистрации:
    основной государственный регистрационный номер согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица (Свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) - для резидента;
    ......
    место государственной регистрации (местонахождение).
    1.5. Адрес юридического лица.
    1.6. Код в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (при наличии).
    2. Дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов - юридических лиц.
    2.1. Код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (при наличии).
    2.2. Сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.
    2.3. Банковский идентификационный код - для кредитных организаций - резидентов.
    2.4. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акции (долей) юридического лица).
    2.5. Контактная информация
    (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
    2.6. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода (за неделю, месяц, квартал, год): количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности; и (или) виды договоров (контрактов), расчеты по которым юридическое лицо собирается осуществлять через кредитную организацию; и (или) основные контрагенты юридического лица, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете ).
    Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также сведения
    о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента устанавливаются однократно при приеме клиента на обслуживание и обновляются при возникновении сомнений в их достоверности.
    2.7. Сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии
    или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

    и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

    и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом ) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом ;

    и (или) сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию;

    и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;

    и (или) данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети "Интернет" на сайтах российских национальных рейтинговых агентств и международных рейтинговых агентств;

    Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ(противодействия отмывания доходов/финансирования терроризма/ самостоятельно определяет количество и виды документов, из числа указанных в настоящем подпункте, которые используются кредитной организацией в целях определения финансового положения клиента.
    2.8. Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме) о юридическом лице других клиентов данной кредитной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме) от других кредитных организаций, в которых юридическое лицо ранее находилось на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица).
    Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы кредитной организацией в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в абзаце первом настоящего подпункта.
    2.9. Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.
    2.10. Сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента.

    СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

    1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.
    2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
    3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.
    4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

    5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
    6 . Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента .
    7 . Иные сведения по усмотрению кредитной организации .

    Новые правила идентификации личности при обмене валют не "создадут дополнительных сложностей гражданам". Об этом сообщает в четверг пресс-служба Банка России.

    В пресс-службе, в частности, отметили, что изменения, принятые Положением № 499-П, не скажутся на операциях до 15 тысяч рублей. В тех случаях, если обмен производится на большую сумму, клиент должен предоставить паспорт сотруднику банка, а тот уже сам заполнит анкету.

    "Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица", — говорится в сообщении ЦБ .

    Таким образом, как сообщает Банк России, "законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п.".

    Напомним, Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вызвало большой резонанс в СМИ. Настороженность вызвал тот факт, что если раньше клиентам для проведения операции по обмену валюты нужен был только паспорт, то теперь каждый впервые пришедший в банк .

    Эксперты полагают, что банкам с собственными сетями пунктов обмена валют станет бессмысленно их содержать, поскольку он будет обязан провести идентификацию клиента при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже валюты на сумму, превышающую 15 тысяч рублей.

    Согласно опубликованному в Сети тексту Положения № 499-П, при идентификации клиента фиксируется следующая информация: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), контактная информация (при наличии). Представитель одной из кредитных организаций пояснил также, что "у клиентов с повышенной степенью риска банки вправе также запросить сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, сведения о финансовом положении и деловой репутации".

    Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

    Эти новые правила идентификации банками клиентов вступили в силу с 27 декабря 2015 года. По утверждению Банка России новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты.

    Правила Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П предусматривают, что:

    • при покупке или продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей - идентификация клиента не требуется.
    • При сумме операции больше 15 тысяч рублей - клиент предоставляет паспорт, а сам банк заполняет анкету.
    Действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо её эквивалента в иностранной валюте. Если сумма операции выше, идентификация проводится на основе документа, удостоверяющего личность.

    Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица.

    Таким образом, законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Для сведения :

    В соответствии с пунктами 5,1 и 5,2 (Гл.5) Положения 499-П сведения, вносимые в Анкету (досье) клиента, перечислены в приложении 3.
    А согласно пункту 5.3. Положения ЦБР от 15.10.15 N 499-П - Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

    СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

    1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.

    2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

    3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.

    4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

    5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.

    6. Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента.

    7. Иные сведения по усмотрению кредитной организации.


    Материалы по теме

    Исх. № А-02/5-361
    от 29.07.2016

    Директору Департамента
    финансового мониторинга
    и валютного контроля
    Банка России
    Полупанову Ю. А.

    Уважаемый Юрий Алексеевич!

    Ассоциация российских банков выражает Вам свое почтение и просит рассмотреть следующие вопросы, связанные с практическим применением кредитными организациями норм противолегализационного законодательства.

    Порядок проведения идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

    1. В соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 499-П) кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое лицо, которому она оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

    Абзацем первым пункта 3.2 Положения № 499-П предусмотрено, что для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. При этом согласно абзацу третьему пункта 3.2 Положения № 499-П отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения кредитной организацией документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

    В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 499-П при идентификации клиента – физического лица кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению, в том числе запрашиваются сведения об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания.

    Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в определенные сроки и порядке.

    Так, статьей 5 Закона № 5242-1 установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение, в связи с чем на практике возникают ситуации, когда на момент обращения в кредитную организацию гражданин не может документально подтвердить сообщаемые данные о своем месте жительства или месте пребывания.

    При этом в соответствии со статьей 3 Закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, отказ кредитной организации в приеме на обслуживание гражданина, который не может документально подтвердить данные об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания, может быть расценен как нарушение кредитной организацией указанной нормы Закона № 5242-1, что приведет к возникновению правового риска.

    Тем не менее в действующем законодательстве Российской Федерации не установлена обязанность кредитных организаций контролировать сроки регистрации граждан по месту пребывания.

    С учетом изложенного возникает вопрос, может ли кредитная организация при осуществлении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зафиксировать сведения об адресе их места жительства (регистрации) или места пребывания без документального подтверждения, в том числе со слов (устно)?

    2. В соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 приложения 2 к Положению № 499-П к дополнительным сведениям, получаемым в целях идентификации клиента – юридического лица, относятся сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем 1 % акций (долей) юридического лица).

    Согласно пункту 5.1 Положения № 499-П такие сведения подлежат фиксированию кредитной организацией в анкете (досье) клиента.

    В этой связи возникает вопрос, какие сведения об акционерах, владеющих более чем 1 % акций клиента – юридического лица, кредитная организация должна фиксировать в анкете (досье) клиента и каким документом должны быть подтверждены такие сведения?

    3. В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Положения № 499-П кредитная организация обязана идентифицировать выгодоприобретателя клиента.

    Согласно пункту 2.1 Положения № 499-П при идентификации выгодоприобретателя клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению. Такие сведения фиксируются кредитной организацией в анкете (досье) клиента (пункт 5.1 Положения № 499-П).

    Исходя из содержания пункта 2.1, абзаца первого пункта 3.2 Положения № 449-П, а также подпункта 1.4 пункта 1 приложения 1 к Положению 499-П, в случае если клиент указал в анкете выгодоприобретателя физическое лицо, то для его идентификации в кредитную организацию клиентом должен быть представлен оригинал документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, или надлежащим образом заверенная копия указанного документа. При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность выгодоприобретателя клиента представлять надлежащим образом заверенную копию указанного документа клиенту и (или) кредитной организации, обслуживающей клиента.

    Зачастую в соответствии с внутрибанковскими правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ сведения о выгодоприобретателе, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, представляются клиентом в виде анкеты выгодоприобретателя, и достоверность таких сведений подтверждается клиентом посредством их заверения своей подписью и печатью (при наличии) (при предоставлении анкеты на бумажном носителе) либо электронной подписью клиента (при предоставлении анкеты в электронном виде).

    Согласно пункту 2.2 Положения № 499-П кредитная организация при идентификации выгодоприобретателя, а также при обновлении сведений, полученных в результате его идентификации, для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, использует соответствующие информационные ресурсы, размещаемые на официальном сайте МВД России (ранее – на сайте Федеральной миграционной службы) в сети Интернет либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

    С учетом изложенного возникают следующие вопросы:

    3.1) должна ли кредитная организация в обязательном порядке требовать представления клиентом надлежащим образом заверенной копии документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, подтверждающего достоверность сведений о нем, указанных и подтвержденных клиентом в анкете выгодоприобретателя посредством их заверения своей подписью;

    3.2) какие копии документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, можно считать «надлежащим образом заверенными копиями» для целей Положения № 499-П;

    3.3) должна ли кредитная организация отказать в принятии на обслуживание клиента или в выполнении распоряжения о совершении операции уже принятого на обслуживание клиента, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) в случаях, если клиент не может представить надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, и (или) если в результате проведения проверки реквизитов документа, удостоверяющего личность выгодоприобретателя (паспорта), с использованием официального сайта МВД России будет установлено, что паспорт выгодоприобретателя клиента является недействительным?

    4. Согласно абзацу первому пункта 2.1 Положения № 499-П при идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению № 499-П, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.

    В этой связи возникает вопрос, должна ли кредитная организация в обязательном порядке требовать представления клиентом оригиналов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок (в том числе агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления) при выявлении выгодоприобретателя в процессе обслуживания клиента?

    5. В соответствии с пунктом 1.2 Положения № 499-П кредитная организация (за исключением случаев, установленных Законом № 115-ФЗ и Положением № 499-П) обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца.

    Согласно пункту 2.1 Положения № 499-П при идентификации бенефициарного владельца кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложением 1 к Положению № 499-П.

    Зачастую в соответствии с внутрибанковскими правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ сведения о бенефициарном владельце, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица – бенефициарного владельца, предоставляются клиентом в виде анкеты бенефициарного владельца, входящей в анкету (досье) клиента. Достоверность указанных в анкете данных подтверждается клиентом посредством их заверения своей подписью и печатью (при наличии) (при предоставлении анкеты на бумажном носителе) либо электронной подписью клиента (при предоставлении анкеты в электронном виде).

    Вместе с тем пунктом 3.2 Положения № 499-П предусмотрено, что для целей идентификации в кредитную организацию должны представляться оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии.

    Кроме того, согласно пункту 2.2 Положения № 499-П кредитная организация при идентификации бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате его идентификации, для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, использует соответствующие информационные ресурсы, размещаемые на официальном сайте МВД России либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

    5.1) учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность бенефициарного владельца клиента представлять надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность, клиенту и (или) кредитной организации, обслуживающей клиента, должна ли кредитная организация требовать представления клиентом нотариально заверенной копии такого документа, подтверждающего достоверность сведений о бенефициарном владельце, указанных в анкете бенефициарного владельца;

    5.2) какие данные о бенефициарном владельце кредитная организация должна включить в анкету (досье) клиента в случае непредставления клиентом нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность бенефициарного владельца, и (или) в случае, если в результате проведения кредитной организацией проверки реквизитов документа, удостоверяющего личность бенефициарного владельца с использованием официального сайта МВД России, будет установлено, что паспорт является недействительным?

    6. В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 499-П кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое или юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Закона о банках.

    Согласно статье 5 Закона о банках к другим сделкам, которые вправе осуществлять кредитная организация, относится, в том числе, оказание информационных услуг.

    В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», Указанием Банка России от 11.12.2015 № 3893-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию» (далее – Указание № 3893-У) и Указанием Банка России от 31.08.2005 № 1610-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» (далее – Указание № 1610-У) банк может на разовой основе оказывать услуги:

      по предоставлению субъекту кредитной истории (пользователю кредитной истории, финансовому управляющему), обратившемуся в банк с запросом, информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации, из Центрального каталога кредитных историй (далее – ЦККИ);по направлению в ЦККИ заявки обратившегося в Банк субъекта кредитной истории о формировании (изменении) кода субъекта кредитной истории, об аннулировании кода субъекта кредитной истории, о формировании дополнительного кода субъекта кредитной истории.

    При этом в соответствии с Указанием № 3893-У идентификация субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего), которую должен осуществить банк в рамках оказания вышеназванных разовых услуг, ограничивается представлением определенных документов. Например, в случае, если субъект или пользователь кредитной истории являются физическим лицом, то в соответствии с пунктами 2 и 3 Указания № 3893-У идентификация личности субъекта кредитной истории осуществляется на основании паспорта гражданина Российской Федерации или при его отсутствии – иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    С учетом изложенного возникает вопрос, обязан ли банк при идентификации субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего) выполнять требования к идентификации, установленные Положением № 499-П, в том числе идентифицировать его бенефициарного владельца, осуществлять сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению № 499-П, а также фиксировать полученные сведения в анкете клиента, приведенные в приложении 3 к Положению № 499-П?

    7. Пунктом 4.2 Положения № 499-П определено, что при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации – эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией – эмитентом, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей.

    Такие сведения подлежат фиксированию кредитной организацией в анкете (досье) клиента (пункт 5.1 Положения № 499-П).

    В соответствии с пунктами 2–7 приложения 3 к Положению № 499-П в анкету (досье) клиента также включаются иные сведения, в том числе сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности, сведения о степени (уровне) риска клиента, дата начала отношений с клиентом, дата прекращения отношений с клиентом, дата оформления анкеты.

    Вместе с тем на практике нередко имеет место ситуация, когда физические лица совершают через банкоматы банка операции по снятию (взносу) наличных денежных средств с использованием платежных (банковских) карт, эмитированных другими кредитными организациями. В таком случае банк на основе реквизитов платежных (банковских) карт, а также кодов и паролей не может установить сведения о клиентах, предусмотренные приложением 1 к Положению № 499-П. Указанные сведения могут быть получены только при идентификации клиентов – физических лиц в банка-эмитентах.

    В этой связи возникают следующие вопросы:

    7.1) какие сведения должен установить банк в отношении физических лиц, осуществляющих через его банкоматы операции по снятию (взносу) наличных денежных средств с использованием платежных (банковских) карт, эмитированных другими кредитными организациями;

    7.2) должна ли составляться анкета клиента с фиксированием сведений, предусмотренных приложением 3 к Положению № 499-П?

    Порядок заполнения полей отчета в виде электронного сообщения по коду операции 1008 «Внесение физическим лицом в уставный (складочный капитал) организации денежных средств в наличной форме»

    8. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие способы оплаты участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных вкладов в уставный капитал общества:

      внесение наличных денежных средств участником общества в кассу общества;внесение наличных денежных средств участником общества на расчетный счет общества, открытый в кредитной организации;безналичное перечисление денежных средств участником общества на расчетный счет общества, открытый в кредитной организации.

    Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю операция по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (в объеме, определенном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

    Согласно пункту 11 приложения 3 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 321-П) при представлении сведений об операции по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал создаваемой организации денежных средств в наличной форме с использованием счета в кредитной организации под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, вносящее указанные денежные средства, под получателем указанных денежных средств следует понимать кредитную организацию, в которой открыт счет для зачисления первоначальных взносов учредителей. При этом в поле DESCR_1 указывается предполагаемое наименование организации, в уставный (складочный) капитал которой вносятся денежные средства. В случае, когда юридическое лицо, чей уставный капитал формируется, прошло государственную регистрацию, под получателем денежных средств следует понимать указанное юридическое лицо (код операции 1008).

    С учетом изложенного возникают следующие вопросы, связанные с формированием Отчета в виде электронного сообщения (далее – ОЭС) по коду операции 1008 в случае оплаты участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных взносов в уставный капитал общества путем внесения наличных денежных средств в кассу общества с последующем внесением полученных обществом наличных денежных средств руководителем (представителем) общества на расчетный счет общества по объявлению на взнос наличными:

    8.1) обязан ли банк устанавливать и идентифицировать физических лиц – участников общества, внесших в кассу общества наличные денежные средства в оплату дополнительных взносов в уставный капитал общества, в случае, если поступившие наличные денежные средства вносятся руководителем (представителем) общества на расчетный счет общества единой суммой без указания в объявлении на взнос наличными физических лиц – участников Общества, оплативших взносы в уставный капитал;

    8.2) какую дату следует считать датой совершения операции: дату внесения наличных денежных средств участником в кассу общества либо дату внесения поступивших в кассу общества наличных денежных средств на расчетный счет руководителем (представителем) общества;

    8.3) кого следует указывать в полях «Сведения о плательщике», «Сведения о представителе плательщика»: физическое лицо, внесшее наличные денежные средства в кассу общества, либо физическое лицо, внесшее наличные денежные средства на расчетный счет общества по объявлению на взнос наличными);

    8.4) кого следует указывать в полях «Сведения о плательщике», «Сведения о представителе плательщика», если наличные денежные средства в оплату дополнительных долей в уставном капитале были внесены несколькими участниками общества отдельно, а на расчетный счет общества поступившие наличные денежные средства вносятся руководителем (представителем) общества по объявлению на внос наличными единой суммой;

    8.5) сколько следует формировать ОЭС: одно сообщение о внесении на расчетный счет руководителем (представителем) общества наличных денежных средств в оплату участниками общества дополнительных взносов в уставный капитал либо отдельные сообщения по каждому участнику общества, оплатившему дополнительный взнос в уставный капитал наличными на сумму от 600 000 руб.;

    8.6) в случае допустимости формирования единого ОЭС, следует ли и в каких полях указывать физических лиц – участников общества, оплативших дополнительный взнос в уставный капитал наличными на сумму от 600 000 руб.;

    8.7) в случае допустимости формирования единого ОЭС, каким образом следует заполнять поле «Сумма операции»: указывать общую сумму, указанную руководителем (представителем) общества в объявлении на взнос наличными, либо указывать общую сумму от сложения сумм дополнительных взносов участников – физических лиц в уставный капитал общества наличными на сумму от 600 000 руб.)?

    Порядок контроля за операциями по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя»

    9. В связи с неоднозначным правовым регулированием возникает вопрос, подлежат ли обязательному контролю и направлению в уполномоченный орган сведения об операциях с кодом 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» по перечислению клиентом банка денежных средств со своего расчетного счета, открытого в банке, на счет 521, открытый в другой кредитной организации, с назначением платежа «В оплату по договору выдачи депозитных сертификатов на предъявителя дата», если банк не является кредитной организацией, выпустившей депозитный сертификат на предъявителя.

    По мнению Ассоциации, подобная операция не подлежит обязательному контролю, так как в момент совершения операции банк не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении клиентом операции, подлежащей обязательному контролю с кодом 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя». У банка отсутствуют достоверные сведения о дате зачисления денежных средств на депозитный счет (средства могли быть зачислены на счет до выяснения); указанная дата является датой совершения операции, которая указывается в ОЭС. Также банк не имеет достоверных сведений о том, что банком – получателем средств выписаны, а клиентом получены депозитные сертификаты на предъявителя.

    Считаем, что при включении сведений об операции с кодом 4001 в ОЭС необходимо учитывать следующие особенности:

      датой совершения операции необходимо считать дату зачисления денежных средств во вклад (депозит);в качестве лица, размещающего вклад (депозит), указывается клиент банка, который совершает операцию;в качестве получателя денежных средств указывается банк, принявший средства во вклад (депозит).

    В этой связи возникает вопрос, по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» банк обязан направлять сведения в Росфинмониторинг только в том случае, если банк является эмитентом депозитного сертификата?

    Ассоциация просит Вас высказать официальную позицию Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по вышеуказанным вопросам и выражает уверенность в дальнейшем эффективном сотрудничестве с Банком России в сфере ПОД/ФТ.

    С уважением,
    Президент

    Г. А. Тосунян

    Прикрепленные документы