Правила этикета для детей: в гостях, за столом, в семье, в школе, в театре, поведения на улице, в общественных местах. С какого возраста следует начинать обучение речевому этикету, телефонному, правилам хорошего тона, общения, вежливости? Этикет для школь

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

1. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
2. В школу приходим ВСЕГДА ВОВРЕМЯ , БЕЗ ОПОЗДАНИЙ .
3. Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.
4. Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем , потом с товарищами .
5. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка , необходимо спросить разрешение у учителя .
6. Если в класс входит ВЗРОСЛЫЙ (учитель , директор или родитель ) дружно, но ТИХО и СПОКОЙНО должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
7. Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а ПОДНИМИ РУКУ . Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя .
8. Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять ВЕЖЛИВЫЕ слова : пожалуйста , спасибо .
9. Каждый школьник должен беречь свою ПАРТУ , не ломать, не писать, не царапать острым предметом.
10. Выходить на ПЕРЕМЕНУ можно только после разрешения учителя.
11. В коридоре НЕЛЬЗЯ БЕГАТЬ и КРИЧАТЬ.
12. Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться .
13. Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.
14. Если рядом с мальчиком идёт девочка , он должен пропустить её вперёд.
16. Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Результаты соблюдения учащимися класса правил этикета в школе


По результатам нашего учащихся класса , по тому как они соблюдают в школе на перемене , мы получили следующую диаграмму.

Правила поведения учащихся в нашей школе


1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий , чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения дежурного администратора или медицинской сестры уходить из школы в урочное время . Выйти из школы можно, предъявив запись в дневнике от учителя или медицинского работника дежурному охраннику.
4. В случае пропуска занятий до трех дней , учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
В случае пропуска более 3-х дней без уважительных причин учащийся ставиться на внутришкольный контроль. После болезни учащийся должен предъявить медицинскую справку классному руководителю.
5. должен проявлять уважение к старшим , заботиться о младших . Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
8. Учащиеся берегут имущество школы , аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
9. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
10. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их дежурному администратору или учителю .
11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.
12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения . Школа категорически осуждает подобное поведение.
13. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике .
14. Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.
15. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
16. По первому требованию учителя учащимся следует предъявлять дневник .
17. жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и на уроках .

Большинство родителей сталкивается с нарушением правил поведения в школе их детьми. При этом в некоторых случаях вина ребенка не столь очевидна, особенно если он тихий и ссылается на необоснованные нападки со стороны одноклассников и учителей в свой адрес.

Иногда ребенок даже при положительном поведении по той или иной причине сильно выделяется из толпы, что может провоцировать его отторжение коллективом. Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям следует знать современные правила поведения учащихся в школе.


Особенности

Многие проблемы в школе появляются из-за того, что дети здесь чувствуют себя некомфортно. Причиной тому может быть как недоброжелательное окружение, так и банальное неприятие того, что малышу постоянно навязывают какие-то задания посторонние люди, пусть даже родители сказали их слушаться. Восприятие школы в качестве места, где у обучающихся есть только обязанности, приводит к потере мотивации и снижению интереса к изучению нового.

Следует объяснить ребенку, что у него есть не только обязанности, но и определенные права.


Правила поведения в любой современной школе должны соответствовать новому закону об образовании, который определяет для ученика следующие права.

  • Школьный курс должен быть вычитан ребенку максимально полно. Он имеет на это право согласно Конституции. Это означает, что не существует ни одного законного основания, чтобы удалить ребенка с занятия, даже если он явно нарушает дисциплину. Ни в одном учебном заведении также недопустимо отказать ученику в посещении урока, если он пришел на него уже после звонка.
  • Школа создана для обучения, а не для работ по ее обслуживанию . Никто не имеет права силой привлечь ребенка к работам на улице или в помещении. Историческая эпоха обязательных субботников давно осталась в прошлом. То же самое касается и уборки классных помещений. При этом подобные мероприятия могут проводиться при условии привлечения участников на добровольной основе. Отказ от участия не должен становиться причиной для предвзятого отношения.


  • Существует общеобразовательная программа, обязательная для изучения для всех без исключения , однако все, что в нее не входит, обязательным априори быть не может. Можно только поприветствовать стремление педагогов организовать дополнительные факультативы, творческие кружки или художественную самодеятельность, но нельзя заставлять ребенка посещать такие занятия, если ему это неинтересно. Даже завуалированные задания по типу проведения минимального времени в библиотеке, репетиций в актовом зале, материалов, самостоятельно изучаемых дома, могут быть отклонены ребенком как необоснованные, если в программе их нет. Даже условная викторина особо педантичным учеником может быть отклонена как неправильный метод обучения.
  • Согласно Конституции, в нашей стране каждый имеет право на бесплатное образование . Это, пожалуй, наиболее спорный момент, который не соблюдается. Если говорить теоретически, педагоги не имеют права собирать деньги даже для какого-либо условного фонда класса, не говоря уже об уборке или охране школы. Законное исключение – интернат, где дети живут постоянно во время обучения, но там и нужды принципиально другие.

Следует заметить, что школа – это все-таки не армия, так что не все нормы регламентированы на общегосударственном уровне. Педсовет учреждения может определять собственные правила поведения в некоторых частях школы, например в гардеробе или столовой.


Как правильно одеваться?

Человека, как известно, «встречают по одежке», а по внешнему виду ученика судят не только о нем, но и о его родителях. Следует заметить, что дети, с одной стороны, стремятся к самовыражению любым путем и не всегда правильно оценивают собственный внешний вид, с другой – довольно жестоки к своим сверстникам. Они нередко выступают категорически против взглядов, которые отличаются от их собственных.

Законодательство не вводит единого понятия школьной формы, поэтому во всех учреждениях страны руководство самостоятельно принимает решение об обязательности того или иного дресс-кода. Многие учебные заведения буквально заставляют своих учеников приобретать одинаковую одежду, что имеет свои преимущества и недостатки.

Многими критикуется такой подход за чрезмерную унификацию и обезличивание детей, которые теряют собственную индивидуальность, а также за повышенные растраты, поскольку школьную форму приходится специально заказывать или покупать, а больше никуда, кроме школы, такой костюм не наденешь.


Тем не менее преимущества в строгом соблюдении нормы тоже есть, поскольку в таких условиях снижается вероятность появления учеников вызывающего внешнего вида, идущих против правил, одинаковых для всех.

В условиях многонационального государства, в котором проживают носители разных религий и традиций, такой подход выглядит обоснованным. Кроме того, внешний вид детей из семей разного достатка не отличается.



При этом многие школы все же оставляют выбор дресс-кода родителям или самим школьникам. Это позволяет ученикам оставаться собой, а родителям не тратить ресурсы на поиски оптимального костюма, ведь достаточно одевать ребенка в повседневную одежду.

Чистота и опрятность без вызывающих деталей в таких условиях представляют собой залог успеха, однако остается риск гипертрофированного самовыражения, которое не будет воспринято коллективом, что повлечет за собой напряженность внутри школы.

Впрочем, даже в школах со свободным стилем одежды никто не запрещает родителям одевать ребенка в форму. Общим и никого не раздражающим стандартом принято считать белый верх (рубашку – для мальчиков, блузку – для девочек) и черный низ (брюки – для обоих полов, а для девочек – еще и юбки). Сверху можно добавить также пиджак или жилет.


Даже учреждения со свободной формой одежды требуют от учеников опрятного вида. Недопустимо носить даже классически правильный костюм, если он грязный, помятый или разорванный.

Относительно обуви выдвигаются особые требования к чистоте. Многие школы считают нужным обязать учеников носить с собой сменную пару обуви, чтобы переобуваться при входе в школу.

Отдельный момент – это прическа школьника.

Предпочтение следует отдавать прическам классического фасона, тогда как современные способы «самовыражения» (неестественные оттенки волос, вызывающие формы по типу ирокезов или стриженной «под ноль» головы) считаются нежелательными.


Как вести себя на уроке?

Основные проблемы с дисциплиной учащихся в школе возникают на почве того, что они чрезмерно отвлекаются от проводимого занятия или, что еще хуже, мешают нормальному проведению урока в классе своими выходками.

Привить ребенку правила этикета в условиях общеобразовательной школы не может ни один учитель, если этого не сделали родители дома.

Правильные манеры чаще всего бывают не у тех детей, которые исправно посещают добровольный для посещения классный час, а у тех, кому родители еще до похода в первый класс доходчиво объяснили основные правила поведения со старшими. Главное, на что указывают психологи – не выдать список аксиом, а доходчиво объяснить малышу, почему нельзя делать тех или иных вещей.


Выглядеть это могло бы так:

  • Приходи в класс раньше на 5-10 минут. Это позволит не бежать и лишний раз не просить прощения за опоздание, мешая одноклассникам.
  • Всегда садись на свое место. Это позволит не обидеть кого-либо из одноклассников, а также уменьшит риск, что обидят тебя самого, в том числе и замечанием в дневнике.
  • Посторонние предметы на столе во время урока не нужны. Они отвлекают от занятия, что повлечет за собой более долгое освоение материала и выполнение домашних заданий. Сократится выделенное время на отдых.
  • Не нужно шуметь на уроке. Возможно, кому-то из одноклассников интересно то, что сейчас рассказывает учитель. Взаимное уважение в коллективе заставит их не шуметь тогда, когда будут рассказывать что-то, что будет интересно тебе.


  • Если очень нужно выйти из класса во время урока, следует поднять руку и попросить разрешения. Это признак уважения к учителю, который тяжело трудится для того, чтобы сделать каждого из детей умным и успешным взрослым человеком.
  • Если нужно что-то спросить или хочется ответить на вопрос учителя, нужно также поднять руку и дождаться, пока тебя вызовут. Это позволяет проводить урок в тишине, не пропустить информацию, которая могла бы оказаться полезной.
  • Не следует выкрикивать и подсказывать правильные ответы, если спрашивают другого ученика. Это невежливо, а одноклассника, который, возможно, знает правильный ответ, ты поставишь в неловкое положение.


Поведение на перемене

Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе. Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками.

Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные правила поведения пригодятся ребенку даже после окончания школы.

Донести до малыша нужно следующее:

  • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
  • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.


  • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для младших школьников актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
  • В местах общего пользования - таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
  • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.



Как общаться с учителем и другими школьниками?

В школе учат не только общеобразовательные предметы, но и жизнь, в частности особенности поведения в коллективе. Во взаимоотношениях между детьми наиболее часто возникают проблемы, потому что дети по природе своей жестоки, они любят обижать друг друга по причине незрелого возраста. Родители должны объяснить ребенку общие принципы общения: рассказать, что такое этика, как ведется уважительная беседа.

Даже если данный малыш воспитан хорошо, поблизости всегда найдется хулиган, так что ученик должен уметь дать словесный отпор атакующему. Однако и здесь приоритетной должна оставаться культура.

Простые правила включают также уважение собственности других детей. Недопустимо брать их вещи без разрешения. В чужие конфликты влезать не следует, разве что с целью их прекращения.



К учителю нужно относиться с должным уважением. К этому пункту относятся не только своевременно выполненные домашние задания, но и должный этикет. Так поступать следует даже не потому, что преподаватель старше, но в большей степени из-за его более высокого уровня интеллекта, а также в виде благодарности за то, что он делится своими знаниями, делая каждого из своих учеников умнее.

Хотя многие современные компании переходят на обращение друг к другу без отчества, пусть и в уважительной форме, к учителю всегда нужно обращаться на «вы» по имени и отчеству. Более умного человека всегда нужно слушать не перебивая.

Для ребенка учитель должен быть непререкаемым авторитетом, а его задания, имеющие непосредственное отношение к обучению, необходимо выполнять без споров. В качестве дополнительного признака вежливости рекомендуется также вставать, когда учитель входит в класс перед началом урока.


Использование мобильного телефона в школе

Относительно новым явлением в школьном процессе является массовое использование мобильных телефонов, ведь еще полтора десятка лет назад учеников, обладающих такой техникой, можно было пересчитать по пальцам рук. Сегодня даже среди первоклассников сложно найти такого ученика, у которого не было бы гаджета, и это с одной стороны хорошо, поскольку родители имеют полное право знать, где их ребенок, все ли с ним в порядке.

Именно из-за необходимости связи родителей с ребенком школы не могут запретить использование мобильных телефонов вовсе, однако родители должны научить малыша, что в школе гаджет нельзя использовать так же, как дома. Учителя на уроке нужно слушать хотя бы из вежливости, даже если рассказываемая им тема совершенно не интересна, даже если кажется, что она никогда не пригодится в жизни.

Пользоваться телефоном можно только на переменах, а в качестве исключения – и на уроке с разрешения учителя, например, для поиска в сети интернет учебной информации.

Однако даже на перемене не стоит погружаться в цифровые миры с головой, ведь для развития куда более полезным может оказаться опыт живого общения с настоящими людьми.


Основные правила поведения раскрыты в следующем видео.

Каждый ученик нашей школы должен знать нормы школьного этикета.

1. Внешний вид – наша визитная карточка.

1.1 Ежедневный деловой стиль одежды. Ученик должен иметь опрятный вид, чистую одежду:

· Мальчики – рубашка (в рабочие дни допускается темный цвет и рубашка в полосу, в праздничные дни – рубашка только белого цвета), пиджакцвет темный, брюки (цвет темный) со стрелками.

· Девочки – юбка или классические брюки (цвет темный), минимальная длина юбки- 10 см выше середины колена, блузка белая, пиджак жилет (цвет темный), колготки (цвет телесный), туфли.

Запрещается надевать в школуяркие джинсы с различными украшениями (только классика), сильно облегающие брюки, блузки из прозрачной ткани и с глубоким вырезом.

Не допускается вечерний макияж, распущенные волосы, праздничные прически, обилие бижутерии.

Мальчикам запрещено стричь волосы наголо (короткая стрижка.)

Приветствуется запах дезодоранта и свежее дыхание.

· Сменная обувь должна быть обязательно.

2. Доброжелательность.

2.1 Мы доброжелательно относимся друг к другу.

2.2 Здороваемся со всеми взрослыми независимо от того, учат они нас или нет.

2.3 Здороваемся с учениками нашего класса и параллельного.

2.4 Улыбаемся, не ходим с кислыми лицами.

2.5 Обращаемся друг к другу по имени.

2.6 Уважаемхозяйственных работников школы. Ученик обязанадекватно и уважительно отнестись к замечанию охраны,

вахтера, уборщицы, дворника, работников кухни и исправить допущенную ошибку без хамства и грубости.

2.7 Решаем проблемы, не прибегая к насильственной форме. Драться строго запрещено. Замеченные в этом учащиеся будут строго наказаны.

3. Поведение и дисциплина.

3.1 Регулярно и пунктуально посещать уроки.

3.2 Строго следить за изменениями в расписании. Ученик не имеет права пропускать занятия или опаздывать на уроки без уважительной причины.

3.4 На территории школы издании школы не разрешается употреблять жевательную резинку, приклеивать ее на мебель, посуду, бросать на пол. Запрещается мыть обувь в умывальнике, бросать мусор в унитаз.

3.5 В школе пользуемся урнами, не сорим.

3.6 Бережем то, что помогли приобрести наши родители. Не раскрашиваем столы, стены, стенды, таблички и т.д.

3.7 Не плюем на пол.

3.8 Дежурим по школе и в кабинете.

3.9 В столовой убираем за собой посуду

3.10 Едим только в столовой.

3.11 Не приносим в школу сотовые телефоны, плееры и другие дорогие личные вещи.

4. Наша речь

4.2 Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой.

4.3 Не говорим друг другу плохие слова.

5. Общественные места

5.1 В столовую входим без рюкзаков, сумок и верхней одежды.

5.2 В актовый зал входим без рюкзаков, сумок и верхней одежды.

5.3 Не складываем сумки где попало.

5.4 Не трогаем и не портим чужие вещи.

6. Наши школьные традиции.

6.1 Посещаем общешкольные мероприятия.

6.2 Уважаем и помогаем Школьному парламенту.

6.3 Выполняем обязанности своего содружества.

6.4 Любим и поддерживаем школьные традиции.

«Что такое школьный этикет»

Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Оборудование:

аудиозапись “Воспи-пи-пи-питание” (Н.Песков – М.Либин), выставка книг об этикете, рисунки на тему “Школьный этикет”, мультимедийный проектор, заготовки матрицы и памятки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Воспи-пи-пи-питание” – аудиозапись мелодии.

Сегодня очередное заседание научного общества “Эврика”. Слайд 1.

Вам предстоит работать в группах. Вспомним правила работы в группе.

Выберите капитана. Капитан назначает того, кто будет отвечать в группе.

Предлагаю к рассмотрению тему: “Школьный этикет” Слайд 2.

Ребята, кто из вас знает, что такое этикет?

Во всех общественных местах, которые вы посещаете, в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома люди ведут себя в соответствии с определенными правилами. Исполняя их, вы вступаете с окружающими людьми в отношения и деловое общение.

II. Целеполагание

Какую цель мы поставим перед собой на занятии?

Цель – определить, что такое школьный этикет. Слайд 3.

Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

1.Изучить литературу
2. Поразмышлять, подумать
3.
Составить рекомендации

III. Выведем гипотезу “Что такое школьный этикет?” Слайд 4.

Может быть…
Предположим …
Допустим …
Возможно …
Что если …

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьезное дадим определение

IV. Даем определение

Попробуйте самостоятельно по группам найти в литературе сведения об этикете.

Ребята зачитывают из источников понятие “этикет”, из истории возникновения этикета, виды этикета

    Как описание (из словаря)

1.Этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Слайд 5

В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времен остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.

    Из истории возникновения этикета

2.Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте . Слайд 5.

В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.

Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало” Слайд 6.

    Виды этикета

3.Речевой этикет, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.

Слайд7,8

К какому виду отнесем школьный этикет?

V. Поиск проблемы:

Предлагаю вам мысленно надеть “думательные” шляпы:

Белая – ответьте на вопрос: соблюдают ли школьный этикет дети нашего класса, школы, а может быть и города, страны? Что вам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Желтая – з ачем нужен школьный этикет? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая – Что можно предпринять по данной проблеме? Попробуем выделить, какие этикетные нормы нам необходимо укреплять в классе. Слайд 9

Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета и пренебрегая законами делового взаимодействия.

VI. Классификация

    Сказочных героев ( Слайд10, 11) :

Как вы думаете, что может объединять этих героев?

Какой герой на ваш взгляд лишний? Почему?

Разделите на группы сказочных персонажей. Проводим аукцион идей.

    Рисунков на тему “Школьный этикет”

Что общего на рисунках?

На какие группы можно разделить рисунки?

VII. Матрица для оценки идеи “Школьный этикет”

Как вы считаете, какие можно выделить группы правил, которые войдут в школьный этикет? Называют правила.

Заполните таблицу, пожалуйста:

Школьный этикет

Знаете

Не знаете

Хотите узнать

Соблюдаете всегда

Не соблюдаете

Приход и уход из школы

Внешний вид

Деловое поведение на уроке

Содержание учебных вещей

Поведение на перемене

Этикет движений

Правила поведения в столовой

VIII. Развитие умения высказывать суждения и делать умозаключения(Слайд 12):

    Разыгрывание этических ситуаций, объяснение с точки зрения разных героев.

    Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается – все учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учебой, завтра же от нее отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной работе по математике?” Ира меняется в лице, ее лицо приобретает выражение Лисы Патрикеевны: “ Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” – спрашивает Полина девочку. “ Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идет подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”

    Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какой он вчера интересный фильм смотрел.

    Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!”

IX. Развитие умения создавать тексты:

Будьте добры , д авайте обобщим все, что сегодня узнали о школьном этикете. Прием “Паучок” (Слайд 13).

Школьный этикет включает в себя внешний вид речь движения поведение ученические обязанности выполнять всегда на уроке на перемене в столовой в библиотеке

Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.

Составим памятку правил школьного этикета для младших школьников

Премудрости школьного этикета”

Предложите правила вежливого поведения в школе (Можно использовать заготовки)

    В школу надо приходить без______________________

    В общении со всеми употребляйте _____________слова

    У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая _______________

    Надевайте в школу ________одежду

    Учащийся поддерживает чистоту и порядок на __________

    Нельзя мешать другим на уроке, громко ____________

    Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с ________________

X. Рефлексия. Прием “Опорные слова”

Мы работали … работали усердно
Мы считаем … помогали друг другу
Нам понравилось … были активны
выдвигали новые идеи
Мы думаем … заслужили похвалу, награду
серьезно подошли к проблеме

А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?

Мы продолжим разговор про этикет на “Празднике вежливых ребят”.

Литература:

    Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.

    Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., испр. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007. – 208 с.

    Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.

    Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

    Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.

    Интернет http://www.google.ru/imglanding

Научись вести себя в компании

Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.

Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.

По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:

Усаживаясь, поднимать платье или пальто;

Шумно обрушиваться на сиденье стула;

Сидеть, широко расставив ноги;

Сидеть, развалившись на стуле;

Сидеть, примостившись на самом краешке стула;

Обвивать ногами ножку стула;

Обнимать руками колени;

Вставая, отталкивать стул.

К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:

Мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

Не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

Помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

Будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

Никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

Воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;

В обществе не шепчутся;

Зевать в обществе — значит демонстрировать свою невоспитанность;

При покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;

Сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;

Потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);

Не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.