Презентация на тему "жан-батист ламарк". Жан - батист ламарк Последние годы жизни

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Теория Жан Батист Ламарка Учитель биологии: Лузан Н.В. КГУ Андреевская средняя школа

2 слайд

Описание слайда:

Жан Батист Пьер Антуан де Моне шевалье де Ламарк – французский естествоиспытатель, родился 14 августа 1744 г. в Базантене (Пикардия). Он был одиннадцатым ребенком в бедной дворянской семье. Семья была бедная и отец Ламарка помещает Жана Батиста в иезуистскую школу в Амьене, где обучение было бесплатным. После смерти отца он, в возрасте семнадцати лет, бросает школу и добровольцем уходит на Семилетнюю войну. Биография:

3 слайд

Описание слайда:

Биография: В возрасте 24 лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника. Затем начинает работать в ботаническом саду. В 1789 – 1794 гг. во Франции разразилась великая революция, которую Ламарк встретил с одобрением.

4 слайд

Описание слайда:

Биография: Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной истории насекомых и червей». Теперь бы ее называли кафедрой зоологии беспозвоночных.

5 слайд

Описание слайда:

Биография: Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники. Было много написано трудов на темы по зоологии. Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет, 18 декабря 1829 г. До последнего его часа с ним оставалась его дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца.

6 слайд

Описание слайда:

Труды: В 1778 году выходит Трехтомный труд «Французская флора» - определитель растений Франции. Эта работа сделала имя Ламарка известным. Он составляет «Ботанический словарь», «Розы в иллюстрациях». С 1799 по 1810 г. издает 11 томов «Метеорологических ежегодников». В круг его интересов входят химия, физика, наука о Земле. Он пишет книгу «Гидрогеология», где критикует господствующую тогда теорию катастроф, выдвигая теорию постепенного изменения облика Земли под влиянием внешних воздействий.

7 слайд

Описание слайда:

Труды: В это же время он добросовестно изучает животных, чтобы навести порядок в их группах, которых со времен Карла Линнея объединяли в два класса - «червей» и «насекомых» и где просто царил хаос. В жизни Ж. Б. Ламарка начинается новый период - период исследования животных. Труд назывался «Философия зоологии».

8 слайд

Описание слайда:

Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка Ламарк считал, что никаких вечных и неизменных видов в действительности не существует. Все живые формы плавно превращаются друг в друга в цепи поколений. В 1809 г. в виде особого трактата под названием «Философия зоологии». В этой книге Ламарк излагает основы первой эволюционной теории.

9 слайд

Описание слайда:

Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка Живому миру, по Ламарку, присуще стремление к самосовершенствованию, к усложнению. В живом мире происходит эволюция - простейшие формы порождают более сложные, те - еще более сложные, и так далее, вплоть до человека. Облик живой природы изменяется постепенно, веками и тысячелетиями, поэтому человек не замечает этих медленных изменений. Согласно Ламарку, полезные изменения органов происходят вследствие их упражнения или неупражнения.


Жан Батист Ламарк

  • Автор первого эволюционного учения.
  • Ввёл термин «биология».
  • В возрасте 38 лет избран членом Парижской академии наук
  • Свои идеи изложил в труде «Философия зоологии» (1809), где изложил свою теорию эволюции живого мира;

«Французская флора» - 1778

«Естественная история беспозвоночных» - 1815-1822.


  • организмы изменчивы;
  • виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;
  • историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.


Законы ламаркизма:

1. Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

2.Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.



  • Внутреннее врожденное стремление организмов к совершенству;упражнения, неупражнения
  • Прямое влияние условий среды, вызывающие появление у организмов полезных признаков

  • Градации – это последовательные ступени усложнения организации живых организмов в процессе эволюции.
  • Отражением процесса развития от низших форм к высшим стала «лестница существ» .

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

14. Млекопит.

12. Рептилии

10. Моллюски

9. Усоногие

8. Кольчецы

7. Ракообразные

6. Паукообразные

5. Насекомые

3. Лучистые

1. Инфузории


  • Приспособленность организмов
  • Видообразование

Заслуги Ж.Б. Ламарка

  • Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно.
  • Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.
  • Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.
  • Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).
  • Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.

Ошибки Ж.Б. Ламарка

1. Неверно определил движущие силы эволюции.

2. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.

3. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

4. Отрицал факт реального существования видов в природе.

Живая природа представлялась как ряды постоянно изменяющихся особей, которых человек только в воображении объединяет в вид.


Памятник Ламарку

Памятник Ламарку в Ботаническом саду в Париже. Надпись гласит: «A. Lamarck / Fondateur de la doctrine de l"évolution» (Ламарку, основателю учения об эволюции)

Взгляды на вид Карла Линнея в сравнении с взглядами Жана Ламарка

Признаки

Карл Линней

1.Существование вида

Жан Батист Ламарк

Вид постоянен, сотворён «творцом»

Дал определение вида.

2. Наличие приспособлений

3. Изменяемость организмов

Все приспособления – это мудрость «творца».

Вид не существует.

Вид изменяется под воздействием внешней среды.

Приспособления возникают в течение жизни и передаются по наследству.

Все изменения созданы «творцом».

Изменения организмов осуществляются под действием внешних факторов.

Сам вид стремится

5. Возникновение видов

6 . Вклад в систематику царств

Как результат внутреннего стремления к совершенству самого организма

Видов столько, сколько создал «творец».

Расположил организмы от простого к сложному, использовал принцип «градации» 6 ступеней

Выделил 24 класса растений(генерат)

6 классов животных (кровен. ,дыхат

7. Системы

Выделил 14 классов животных(кровен., нервная)

Искусственная, не искал родственных связей между видами

8. Мировозрение

Естественная, отражает путь исторического развития от простого к сложному

Креационист

«Эволюция и её доказательства» - Эволюция носит постепенный и длительный характер. Данные сравнительной палеонтологии. Органы, имеющие одинаковое происхождение и сходный план строения называются гомологичными. Тема: Синтетическая теория эволюции. Альфред Рассел Уоллес (1823-1913). Пименов А.В. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

«Биохимическая эволюция» - Второй этап. Третий этап. Образование органических веществ из неорганических. Более устойчивые коацерваты с такими РНК и дали пробионтов. Симбиотическое происхождение эукариотических клеток. Первый этап. Эволюция на уровне молекул РНК в коацерватах шла миллионы лет. Гипотезы абиогенеза: гипотеза биохимической эволюции.

«Развитие эволюционного учения» - Разработал систематику живых организмов. Основная логика эволюционного учения. В итоге: Асцидия: взрослый организм и личинка. Изменчивость. Автор первой эволюционной концепции. История. Откуда берутся новые формы живых систем? Доказательства эволюции: Морфологические (сравнительно-анатомические). Теория эволюции.

«Эволюция жизни» - Теория Канта – Лапласа. Какие организмы называются прокариотами? Какое событие положило начало биологической эволюции? Задание: Используя текст на стр. 77, дайте ответ на вопрос. Теория академика А.И. Опарина. Анаэробный тип обмена. Тема: Возникновение и развитие жизни на Земле. Соединения в водах первичного океана.

«Биологическая эволюция» - Что такое адаптация? Что такое биологический прогресс? Кто более прогрессивен человек или таракан? Что означает прогрессивное развитие? Что такое ароморфоз? Выявление основных ароморфозов млекопитающих. Идиоадаптация. Что такое биологический регресс? Повышает интенсивность жизнедеятельности. Общая дегенерация - эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации.

«Теория Ламарка» - Предложил разбить все музейные объекты на группы: минералы, растения, животные. Ламарк отказывается от богословской карьеры и записывается в армию. Книга Ламарка «Систематическая биология беспозвоночных». Ламарк был похоронен в общей могиле. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости, потерявший зрение.

Всего в теме 11 презентаций

Слайд 2

Детство и юность

Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа1744 года в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

Слайд 3

В возрасте двадцати четырёх лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника.

Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 году он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». В третьем её издании Ламарк начал вводить двураздельную, или аналитическую, систему классификации растений. Система эта есть ключ, или определитель, принцип которого - сопоставлять между собой характерные сходные черты и соединять ряд противоположных признаков, приводя таким путём к названию растений. Эти дихотомические ключи, весьма употребляемые и в наше время, оказали важные услуги, потому что приохотили многих к занятию ботаникой.

Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников.

Слайд 4

Научная деятельность

Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

Слайд 5

В 1789-1794 годах во Франции разразилась Великая французская революция, которую Ламарк встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Старые учреждения закрывались или преобразовывались.

По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет.

Слайд 6

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов.

Слайд 7

Ламарк ввёл в обращение термин, ставший общепринятым - «биология» (1802 год). Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него. Самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Слайд 8

В этом доме Ж. Ламарк - предшественник Ч. Дарвина в учении об эволюции - создал такие основополагающие труды, как "Философия зоологии" и "Естественная история беспозвоночных".

Слайд 9

Обстоятельства влияют на форму и организацию животных… Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности …

Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретенные изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития.

Ж.-Б. Ламарк

Слайд 10

В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

Слайд 2

Биография

Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа1744 года в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера. В возрасте двадцати четырёх лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника.

Слайд 3

Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 году он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». В третьем её издании Ламарк начал вводить двураздельную, или аналитическую, систему классификации растений. Система эта есть ключ, или определитель, принцип которого - сопоставлять между собой характерные сходные черты и соединять ряд противоположных признаков, приводя таким путём к названию растений. Эти дихотомические ключи, весьма употребляемые и в наше время, оказали важные услуги, потому что приохотили многих к занятию ботаникой. Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников. Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

Слайд 4

Научная деятельность Ламарка в области биологии

По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет.

Нелегко было почти пятидесятилетнему человеку менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Слайд 5

Слайд 6

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым - «биология». Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него.

Слайд 7

Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоология», вышедшая в 1809 г. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира. Всех животных Ламарк распределил по шести ступеням, уровням по сложности их организации. Дальше всего от человека стоят инфузории, ближе всего к нему – млекопитающие. При этом всему живому присуще стремление развиваться от простого к сложному, продвигаться по «ступеням» вверх.

Слайд 8

Законы Ламарка

Прежде всего, это «закон упражнения и не упражнения органов». Известность из примеров, приведенных наибольшую Ламарком, приобрел пример с жирафами. Жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой. Поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются.

Слайд 9

Муравьеду, чтобы ловить муравьев в глубине муравейника, приходится постоянно вытягивать язык, и тот становится длинным и тонким. С другой стороны, кроту под землей глаза только мешают, и они постепенно исчезают. Если орган часто упражняется, он развивается. Если орган не упражняется, он постепенно отмирает.

Слайд 10

Другой «закон» Ламарка – «закон наследования приобретенных признаков». Полезные признаки, приобретенные животным, по мнению Ламарка, передаются потомству. Жирафы передали потомкам вытянутую шею, муравьеды унаследовали длинный язык, и т.д.

Слайд 11

Последние годы жизни

К 1820 Ламарк полностью ослеп, свои труды диктовал дочерям. Жил и умер в бедности. Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет, 18 декабря 1829 года. До последнего его часа с ним оставалась его дочь Корнелия, которая писала под диктовку ослепшего отца.

В 1909 году, в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был торжественно открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости, потерявший зрение. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас».

Слайд 12

Вклад Ламарка в другие науки

Кроме ботанических и зоологических работ, Ламарк издал ряд трудов по гидрологии, геологии и метеорологии. В «Гидрогеологии» (изданной в 1802 году) Ламарк выдвинул принцип историзма и актуализма в трактовке геологических явлений.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Работу выполнила ученица 9 «А» класса Дёмина Катерина

Посмотреть все слайды