Проект «Обучение детей русскому языку как новому» проект по русскому языку на тему. Проект по русскому языку Как проект по русскому языку

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

по русскому языку

«Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

Выполнила: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги

Пояснительная записка ………………………………………… 3

Паспорт проекта …………....……………………………………6

Приложения………………………………………………………12

Развивающемуся обществу нужны современно

образованные, нравственные, предприимчивые

люди, которые могут самостоятельно принимать

решения, способны к сотрудничеству, обладают

чувством ответственности за судьбу страны.

Из концепции модернизации российского

образования

Пояснительная записка

Проектно – исследовательская деятельность - это не новое явление в педагогике. Но новые стандарты образования предписывают системно-деятельностный подход, поэтому метод проектно – исследовательской деятельности становится ориентированным на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью.

Главной целью школьного образования является развитие школьника как компетентной личности, то есть он должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и обучающимся достигнуть этой цели.

Перед нами стоит задача научить обучающихся решать проблемы, с которыми они сталкиваются на своём жизненном пути. Этому способствует проектная деятельность как технология действенная, результативная, имеющая непосредственное отношение к интересам и личности ребёнка.

Цель проектной деятельности – развивать инициативность, творчество, изобретательность, вдумчивое отношение к практической работе (анализ собственного мыслительного процесса).

В процессе работы над проектом каждый обучающийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности.
Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли.

В работе используются различные типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные. По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Обучающиеся обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. Метод проектов помогает обучающимся видеть и понимать метапредметные связи. Если правильно организовать проектно - исследовательскую деятельность, то это будет способствовать развитию креативности и самостоятельности учащихся. Они будут учиться самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний, приобретать способность понимать причины и логику развития языковых процессов.

Изучая языковые явления, обучающиеся научатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.

Ситуации речевого общения, смоделированные в совместной работе над проектами, позволяют повысить речевую культуру учащихся, гораздо эффективнее происходит усвоение языковых норм. Организация работы предполагает создание творческого коллектива. Возможны различные виды деятельности: индивидуальная, секционная, массовая.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Индивидуальная работа – это самостоятельная работа учащихся с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий, творческой работы. Группова деятельность объединяет учащихся, работающих по какому-либо направлению, теме. Это позволяет решить проблему с различных точек зрения. Работа в группах предполагает проведение исследования, обсуждение рефератов, защиту проектов и предложений. олимпиад, экскурсий, конкурсов, конференций.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

«Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

Учебный предмет: русский язык

Идея проекта

Глубокое изучение русского языка, воспитание уважения к родному языку, понимание происходящих в языке процессов невозможно без знания истории языка, без осмысления его роли в обществе, без осознания его как живого явления. Однако программа по русскому языку ориентирована, в основном, на уяснение учащимися теоретических сведений по основным разделам языкознания и освоения ими функциональной грамотности.

Реализация предложенного проекта позволяет ликвидировать этот пробел. Он нацеливает учащихся на изучение истории русского языка, изучение взаимодействия его с др. языками на разных этапах развития российского общества, на осмысление современного состояния языка, заставляет их задуматься над будущим родного языка. Осуществление проекта преследует целью воспитание не только грамотных лингвистов, но и патриотов страны.

Тип проекта:

    образовательный, надпредметный и межпредметный;

    проектная работа (по доминирующей деятельности);

    исследовательская работа (по предметно-содержательной области);

    консультация участников проекта, самостоятельная деятельность учащихся (по характеру координации проекта);

    групповой (по характеру контактов);

    24 чел. (по количеству участников).

Заказчик проекта:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Луги Ленинградской области

Участники проекта

Учащиеся 9 класса.

Вопросы проекта:

Основополагающий вопрос

Какое «завтра» ожидает великий, могучий русский язык?

Проблемные вопросы

    Связано ли развитие языка с историческими событиями?

    Иноязычная лексика: засорение или обогащение?

    Ко всем ли словам мы можем подобрать синонимы?

    Сленг и жаргон: зло или благо?

    Как быть грамотным?

Учебные вопросы

    Зачем сохранять «чистоту» нашей речи?

    Что такое молодежный сленг?

    Что такое жаргонизмы?

    Зачем нужны словари?

    Ко всем ли заимствованным словам мы можем подобрать синонимы?

Темы (вопросы) самостоятельных исследований:

    История русского языка. Развитие. Преобразования.

    «Вчера» русского языка. Влияние монголо-татарского ига на развитие русского языка.

    Заимствования в современном русском языке.

    «И скучно и грустно…» (молодёжный сленг и жаргон).

    «Говорю «нет» русскому языку?» (исследование о состоянии современного русского языка).

Описание деятельности участников

Методы проведения исследования:

    аналитическое чтение;

    поисковый, контекстуальный анализ;

    изучение монографических публикаций и статей;

    обобщения;

    анкетирование, опрос.

Продукт проекта

Групповые проекты (рефераты и презентации)

Объект проекта:

Язык, его история, развитие, проблемы.

Предмет проекта:

Проектная деятельность, направленная на повышение интереса к языку, а также организация поисковой и исследовательской деятельности с обучающимися.

Дидактические цели проекта

1.Формирование навыков самостоятельной работы.

2.Формирование творческих способностей.

3.Развитие познавательной активности.

4.Развитие коммуникативных навыков.

5.Формирование критического мышления.

Методические задачи проекта

1.Научить работать с различными источниками информации, кратко и научно излагать мысли.

2.Продемонстрировать связь русского языка с другими науками.

3.Научить делать выводы, аргументировать и доказывать их.

4.Научить учащихся корректно использовать информацию.

5.Формировать навыки самообразования;

6.Формировать навыки работы в команде;

7.Развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;

8.Формировать навыки самоконтроля.

Гипотеза проекта :

Если изучить и внедрить в систему уроков собранный материал, а также организовать с обучающимися поисковую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации.

Проект разовьёт у обучающихся способность к самостоятельной работе над проблемой, даёт возможность получить крепкие знания по предмету, формирует стойкий познавательный интерес к предмету и положительную мотивацию к учению.

Благодаря проекту у обучающихся будут развиваться творческие способности и совершенствоваться коммуникативные качества.

Проект позволит формировать положительный образ родного языка, учит любить его, гордиться им.

Предполагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Проект имеет практическую ценность, т.к. собранный и систематизированный материал может пополнить дидактическую копилку кабинета, фонд школьной библиотеки, его можно использовать на уроках и в работе над другими проектами, т.к. тема ещё не исчерпана.

Критерии оценки работ

См. приложение 1

Контроль осуществляется :

      посредством наблюдения и анализа выполненных заданий (в процессе работы учащихся);

      на итоговой защите проекта.

Ключевые этапы проекта

    Вводное занятие (1 час)

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Учащиеся заполняют анкету, содержащую триаду вопросов. Для родителей учащихся учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий вопросы, на которые ученики будут искать ответы.

    Формирование групп и постановка целей творческой работы в группах (1 час)

После знакомства с побуждающими инструкциями, подготовленными учителем, учащиеся делятся на 5 групп с учетом интереса к какой-либо из проблем. Ученики совместно обдумывают план проведения работы, выбирают методы и формы представления результатов. В коллективном обсуждении вырабатываются критерии оценивания работ. Учитель рекомендует перечень ресурсов по теме проекта, проводя беседу о соблюдении авторских прав.

Обсуждение с каждой группой учащихся целей, хода и ожидаемого результата работы.

    Выполнение заданий по теме проекта (2-3 часа самостоятельной работы учащихся в группах в течение 3-х недель).

Учащиеся работают над индивидуальными заданиями, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов. Ребята ищут ответ на основополагающий вопрос, оформляют результаты исследований и готовятся к защите исследовательских работ. В ходе работы учащиеся заполняют формы по самооценке и взаимооценке. (см. Приложение 2)

    Проведение научно-практической конференции (1 час)

На конференцию приглашаются эксперты из учителей школы, родители. В ходе конференции оцениваются работы учащихся по разработанным с их участием критериям.

    Подведение итогов проекта (1 час)

Среди участников проекта проводится анкетирование, позволяющее определить степень достижения дидактических целей.

Форма представления результатов самостоятельных исследований учащихся:

Обучающиеся представили мультимедийные презентации и сообщения. (Рекомендации по созданию презентаций. См. в приложении 3)

Методы:

    Частично-поисковый

    Исследовательский

    Наглядный

    Аналитический

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к русскому языку;

    знания по истории и культуре языка;

    умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

    способность творчески мыслить и рассуждать;

    умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

    способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

    способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

    создание материального продукта, который спроектирован, изготовлен (презентация, реферат);

    процесс познания и то, насколько выросла уверенность учеников в своих силах, их самооценка.

Техническое оснащение:

Компьютер, Microsoft Office Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Приложение 1

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

    2 – выше среднего

    1 – средний

    0 – ниже среднего

Показатели проявления компетентности

Фамилии учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5.Умение формулировать цель, задачи

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы

12.Выражение собственной позиции, обоснование ее

13.Умение оценивать достоверность полученной информации

14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

Максимально возможное количество баллов: 28

    Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)

    Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)

    Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

    какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;

    на каком уровне он его усвоил;

    каковы его умения и навыки;

    какова оценка его творческой деятельности;

    в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Оценивание проекта

(во время защиты)

Критерии оценки

самооценка

Участники команды

Представление (15 баллов)

Ответы на вопросы (15 баллов)

Процесс проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

Творческая активность (10 баллов)

Практическая деятельность (10 баллов)

Умение работать в команде (10 баллов)

Достигнутый результат (15 баллов)

Оформление (15 баллов)

85 – 100 баллов – отлично

70 – 85 - хорошо

50 – 70 – удовлетворительно, нужно доработать

Менее 50 – нужно продолжить работу, чтобы достичь положительного результата.

Рефлексия

Ребята, просим Вас оценить работу в проекте « Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

1. Что нового Вы узнали, чему научились, работая над проектом?

2. Что в проекте Вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными занятиями?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Анкета.

1.Что вы можете рассказать о своем проекте? _____________________________________________

2. Что самое важное, что вы извлекли из этого? Почему?___________________________________________________________

3. Что было легко сделать, а что трудно сделать? Почему? ___________________________________________________________

4.Какие изменения вы хотите сделать? __________________________________________________________

5.Достигли ли вы всех намеченных целей? ___________________________________________________________

6. Как ваше планирование помогло успеху проекта?___________________________________________________________

7.Что вам удалось узнать о себе, выполняя этот проект?___________________________________________________________

8.Как ваше мышление влияло на ваше обучение?_________________________________________________________

9.Какие цели вы ставите на будущее? ____________________________________________________

10.Как вы можете применить полученные знания в новых условиях?__________________________________________________________

Приложение 2

Лист самооценки.

    Я разумно использую свое время

    Я ставлю цели.

    Я заранее определяю источники, которые мне могут понадобиться в достижении целей.

    Я делаю записи об учебном процессе в своем дневнике школьника.

    Я проявляю упорство, если сталкиваюсь с препятствиями или проблемами.

    Я прошу о помощи, когда это нужно.

    Я выполняю свои задания.

    Я устанавливаю высокие требования к своей работе.

    Я просматриваю свою работу после ее завершения.

    Я проявляю готовность улучшить свою работу, когда это нужно.

    Я объясняю, как я учусь на своих успехах и неудачах.

Лист взаимооценки.

Ф. И. О. члена группы_____________________________________________________

Помогал своей группе:

1.определять цели

2.определять задачи

3.намечать подходы

4.предлагал новые идеи и направления

5.добровольно принимался за решение сложных задач

6.искал факты

7.находил и делился ресурсами

8.помогал сравнивать факты и мнения

9.с энтузиазмом откликался на работу других

10.обобщал точки зрения, высказанные в обсуждении

11.упрощал сложные мысли

12.задавал вопросы на перспективу

13.удерживал обсуждение в нужном русле

14.помогал создать график работы и установить приоритеты

15.помогал правильно разделить задачи

16.помогал в поиске необходимых изменений и побуждал группу к этимизменениям

17.стимулировал дискуссию, предлагал различные точки зрения

18. работал над преодолением различий

19.искал другие решения

20.помогал своей группе в выборе правильных, обоснованных решений

I. Краткая характеристика презентации

Презентация это набор слайдов (страниц), оформленных в соответствии с каким- то принятым стилем. Последовательность показа слайдов может меняться в процессе демонстрации презентации.

Каждый слайд может включать в себя

●различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео)

● анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора.

На втором слайде может быть представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

Старайтесь придерживаться принципа: один слайд - одна мысль.

Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

Выводы всегда должны быть даны лаконично на отдельном слайде.

Объекты на слайдах могут сразу присутствовать на слайдах, а могут возникать на них в нужный момент по желанию докладчика, что усиливает наглядность доклада и привлекает внимание аудитории именно к тому объекту или тексту, о которых в данный момент идет речь.

II. Этапы создания презентации

Планирование презентации

● определение целей

● изучение аудитории

● формирование структуры и логики подачи материала

Разработка презентации

    вертикальная и горизонтальная логика

    заполнение слайдов информацией

    настройка анимации

Репетиция презентации

Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.

III. Что надо учитывать, разрабатывая презентации ?

1. Порядок вывода объектов на экран следующий:

● заголовок слайда (анонс информации)

● основная информация

●дополнительная (поясняющая, иллюстрирующая, навигационная) информация.

2. Основной материал (основная смысловая нагрузка) необходимо выделить, чтобы он первым бросался в глаза при демонстрации слайда. Выделение можно осуществить размером объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране.

3. Дополнительный материал предназначен для подчеркивания основной мысли слайда. В качестве дополнительной информации может выступать графика.

4. Важно учитывать, что НЕЛЬЗЯ на слайдах писать ВСЁ , что вы собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

5. Материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств.

6. Текст, размещенный на слайде, должен быть хорошо виден (контрастный к фону) и удобочитаем (достаточно крупный).

7. НЕЛЬЗЯ использовать на слайде несколько шрифтов. Оптимально использовать для смыслового выделения разные начертания одного шрифта.

8. При настройке анимации для порядка появления объектов на слайде надо помнить, что любой спецэффект должен быть обоснован. Перенасыщение спецэффектами отвлекает и вызывает раздражение.

9. Для целостности восприятия презентация выполняется в едином стиле. Это может быть или единый фон, или какой- либо повторяющийся на каждом слайде элемент.

10. На презентацию может быть наложен звук. Звуковая схема презентации имеет три уровня:

● низший уровень – звук, сопровождающий спецэффекты, появление объектов на экране, предназначен для привлечения внимания к появляющимся объектам.

● второй уровень звуков – аудио файлы, присоединяемые к слайду. Данный тип звуков может служить комментарием к содержимому слайда и заменять текст, оставляя больше места для графической информации.

● третий уровень – звук, вставляемый в презентацию, распространяемый на весь процесс демонстрации.

Уважаемые дети и родители!

Данный проект, как и все другие должен иметь определённую структуру.

Первый лист - титульный

На титульном листе вверху пишется полное наименование учебного заведения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

с углублённым изучением отдельных предметов

г.Заринска Алтайского края

В центре титульного листа пишется тема проекта

Тайна моего имени

Тайна имени … (конкретно какого имени)

Может быть и другая тема, но в рамках этого проекта. Выбранная Вами тема должна быть обязательно раскрыта в содержании.

Здесь хорошо использовать фотографию или иллюстрацию по теме.

Ниже темы справа пишется, кто выполнил проект:

Выполнил (а):

ученик(ца) 3В класса

Иванов Максим

В самом низу титульного листа пишется название города и год выполнения проекта:

На втором листе пишутся цель и задачи проекта

Цель (всегда одна и вытекает из темы): например, изучить тайну (или происхождение (это зависит от формулировки темы) имени «Максим».

Задачи - это те шаги (ступеньки), которые нужно сделать, чтобы достичь цели. Задач всегда несколько.

Например, в данном проекте задачи могу быть такими. (Сразу смотрим, как оформляем)

Задачи:

1)изучить в справочной литературе значение имени «Максим»;

2)сравнить толкование имени «Максим», данное разных справочниках;

3)узнать, какие литературные герои и известные герои носят имя «Максим» и найти интересные сведения об этих людях;

4)сравнить, что общего между мной и известными людьми и литературными героями, которые носят имя «Максим»;

5) подобрать занимательный материал, в котором упоминается моё имя (или: стихи, пословицы, скороговорки, ребусы и т.п.);

Здесь указаны примерные задачи, которые сформулированы на основе заданий 3, 4 со с.19. Вы можете формулировать задачи, исходя из того, что хотите рассказать в проекте. Задач может быть меньше. Например, две.

Третий и следующие листы

Начиная с третьего листа, раскрывается само содержание темы в строгом соответствии с задачами.

В работе должно быть, как минимум, столько абзацев, сколько задач, т.е. ответ на каждую задачу начинаем писать с красной строки.

Текст желательно сопровождать фотографиями и рисунками.

Важно! Содержание проекта должно быть не просто скачанным с Интернета, а изложено простым языком, доступным для детского понимания, пересказа и, если нужно, ответов на заданные слушателями вопросы. Объём проекта также должен соответствовать возрасту и возможностям ребёнка.

На предпоследнем листе пишутся выводы.

Выводы - это, как бы, ответ на каждую задачу. Сколько задач - столько должно быть и выводов.

Например, выводы, которые могут быть в проекте, если в нём вышеуказанные задачи.

Выводы:

1)существует достаточно много литературы, в которой толкуется значение имени «Максим»;

2)толкование моего имени в разных справочниках очень похоже (или отличается, или др.вывод);

3)моё имя носят …….

4)у меня много общего с … (или: мы с ними совсем не похожи, или: мы с ними мало похожи;

5)моё имя используется в стихах, загадках, … (или: моё имя не используется, мало используется в …)

На последнем листе пишется список использованной литературы или ссылок из Интернета.

Консультацию учителя по выполнению проекта ребёнок может получить в любой день в школе в учебное время.

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка

ученица 5 б класса

МБОУ СОШ №3 сл Б-Орловка

Руководитель: Панчехина

Инна Александровна,

Проект по русскому языку «Моё имя в мире имён»

МБОУ СОШ №3 сл Б-Орловка

Руководитель: Панчехина Инна Александровна,

учитель русского языка и литературы

Имена, имена, имена

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Я. Маршак (Слайд 2)

1. Обоснование темы проекта (Слайд 3)

Имя каждому человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Но ему надо знать историю происхождения и значение своего имени. Также интерес должно вызывать и то, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён, и всегда ли имя, выбранное родителями для своего ребенка, оправдано.

2. Цели проекта (Слайд 4)
Я хочу…

    Узнать, что такое имя и какова история и происхождение имен;

    Определить популярные, редкие и любимые имена среди учеников и учителей нашей школы;

    Сравнить имена детей, рожденных в России, и имена учителей, рожденных в СССР;

    Выяснить, что означают имена моих одноклассников и создать словарик их имён;

    Узнать о происхождении и значении своего имени и почему меня так назвали;

    Определить черты своего характера и сделать вывод о том, подходит ли мне моё имя или нет.

3. Задачи проекта (Слайд 5)
Для этого надо …

    Познакомиться со словарями В.И.Даля и С.Ожегова и изучить определение имени;

    Изучить из различных источников интернета историю и значение интересующих меня имён;

    Провести анкетирование среди одноклассников об истории происхождения и значении их имён;

    Рассмотреть списки обучающихся и учителей с целью определения частоты употребления имён;

    Провести опрос среди учеников и учителей, с целью выяснения любимого женского и мужского имени;

    Изучить информацию о происхождении и значении моего имени, о моих талисманах и покровителях, об известных людях с именем Елизавета;

    Понаблюдать за своими поступками и сделать сравнение с добытой информацией;

    Проанализировать и оформить полученные при исследовании результаты;

    Сделать вывод.

4. Актуальность проекта (Слайд 6)

На уроках русского языка мы учимся правильно общаться: выбирать адресата в зависимости от речевой ситуации. Но как правильно обратиться к собеседнику? Мы постоянно ищем ответ на этот вопрос.

Поэтому разговор о наших именах как обращениях при общении вполне естественен.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и творчество людей. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Следовательно, тема моего проекта в наше время очень актуальна.

5. Работа со словарями (Слайд 7)

Посетив школьную библиотеку и познакомившись со словарями В.И.Даля и С.Ожегова, я узнала, что:

    «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

    Имя – это слово, которое мы чаще всего слышим в своей жизни. Имя имеет огромную власть над судьбой человека. (По словарю В. И. Даля)

    Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (По толковому словарю С.Ожегова)

6.Что же такое имя? (Слайд 8)

Из интернет- источников я выяснила, что «Имена - это слова, но особые».

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет.

В разделе русского языка «Этимология» я прочитала о том, что собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением,- антропонимикой (от греч. anthropos – « человек», onuma – «имя»).

7.Анкетирование (Слайд 9)

Каково значение наших имен, почему нас так назвали, кто назвал и в честь кого? В ходе исследования я решила узнать истории имен одноклассников, потому как некоторые ребята носят имена своих бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек, а некоторые получили имя, потому что оно красивое или что-то значит для папы или мамы.

Мною в классе было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты:

1.40% детей в классе названы мамами,

2.40% - названы папами,

3.10 % - названы бабушками,

4. 10 % - названы дедушками;

5. 10 % - названы в честь бабушки (девочки) ;

6.20 % - названы в честь прабабушки (девочки) ;

7. 10 %- названы в честь дедушки (мальчики);

Как и почему их так назвали, что имя означает, не знали 70% одноклассников. Теперь знают, благодаря проведенному мною анкетированию. Результатом данной работы стал составленный мною «Словарик имен 5б класса».

8. «Словарик имен 5б класса».

В словаре я расположила имена одноклассников в алфавитном порядке, указала окончание во множественном числе и род (мужской или женский), объяснила значение имени, а так же указала все возможные производные от каждого имени и именины, если есть.

Что означают имена моих одноклассниц: (Слайд 10)

Анастасия – с древнегреческого как "воскресшая" ("возвращенная к жизни");

Дарья – с персидского «огонь великий»;

Елена –от греческого «избранная, светлая, сияющая»;

Елизавета - с древнееврейского «заклинающая богом»;

Татьяна - от греческого «устроительница»;

Эвелина – от древнееврейского «жизненная сила»;

Эйла - произошло от eyla, с древнесабейского наречия, на турецком языке означает «ореол света вокруг луны»;

Эльнара - от тюркского «радость народа»;

Шамазад – от греческого «мудрая».

Что означают имена моих одноклассников: (Слайд 11)

Александр - с греческого «защитник»,« оберегающий муж», «мужчина»;

Алишан – от арабского алшан, что значит «достоинство»;

Артем - с греческого «невредимый, здоровый»;

Максим - от латинского слова «максимус» - величайший.

Новруз - с персидского «новый день и дневной свет»; от названия праздника Новруз-байрам;

Рамазан - с арабского «жаркий месяц»; мальчик, рожденный в рамазан;

Руслан - с тюркского «лев»;

Эмрах - с турецкого «верный друг», «старший брат».

Фото одноклассников. (Слайд 12)

9. Работа со списками учеников и учителей нашей школы

У школьного секретаря я взяла Список обучающихся и Список педагогических работников МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка на 2015-2016 учебный год. Из первого списка я узнала, что в нашей школе обучается 491 обучающийся: 250 девочек и 241 мальчиков. Я записала все имена в алфавитном порядке, посчитала, сколько отдельно девочек и сколько мальчиков имеет имя на каждую букву алфавита. Далее я выявила часто и редко употребляемые имена у девочек и мальчиков.

Девочки/мальчики

    А - 51/56

    Б - 0/8

    В - 10/21

    Г - 10/1

    Д – 13/19

    Е – 11/0

    Ж – 3/1

    З - 10/1

    И – 5/19

    К – 9/14

    Л – 19/1

    М – 18/16

    Н – 14/9

    О – 5/4

    П – 0/9

    Р – 4/28

    С - 32/14

    Т – 4/4

    У – 1/1

    Х – 2/4

    Ф – 7/0

    Ш – 2/7

    Э – 15/9

    Ю – 5/0

    Я – 0/1

Из второго списка учителей я узнала, что в нашей школе работает 52 педагога: 46 женщин и 6 мужчин. С этим списком я проделала такую же работу. Женщины/мужчины

    А – 0/1

    В - 5/0

    Г – 1/0

    Д – 0/1

    Е – 4/0

    И – 10/1

    Л – 4/0

    М – 3/1

    Н – 9/2

    О - 2/0

    Р – 1/0

    С – 6/0

    Ю – 1/0

Сравнила имена, рожденные в России и рожденные в СССР.

Сравнение:
(Слайд 15)

    Валентина -2/2

    Виктория -2/2

    Елена -2/4

    Ирина – 1/8

    Инна -1/1

    Лариса –2/1

    Любовь -1/2

    Марина-2/1

    Мария – 7/1

    Надежда- 2/2

    Наталья – 1/5

    Ольга – 2/2

    Светлана – 2/3

    Севда – 2/1

    Юлия – 3/1

Сравнение:
рожденные в России и рожденные в СССР
(Слайд 16)

    Андрей – 3/1

    Дмитрий – 7/1

    Игорь – 1/1

    Николай -2/2

10. Результаты: (Слайд 17)

Как мы видим, больше всего в нашей школе обучается девочек и мальчиков с именем на букву А (51/56). С именем на буквы Б, П, Я нет девочек, а с именем на буквы Е, Ф, Ю нет мальчиков.

82 девочки и 87 мальчиков имеют редкие неповторяющиеся имена.

Больше всего в нашей школе Анастасий (11), Александров (9), Артёмов (9) и Владиславов (9). Также часто встречаются имена Максим (8), Дмитрий(7), Мария(7), Лейла(7), Рамазан (7), Алина (6), Анна(6), Арзу(6), Данил (6), Альбина (5), Дарья (5), Диана (5), Елизавета (5), Илья (5), Кирилл (5) и Руслан (5).

Среди учителей больше всего с именем на букву И (10), Н (8), С(6) и В(5). Больше всего в нашей школе работает учителей с именем Ирина (8), Наталья(5)+ 1 Наталия, Елена (4).

Среди рожденных в России стали редко употребляться имена, часто встречающиеся среди рожденных в СССР, это: Вера, Галина, Ирина, Любовь, Наталья, Светлана, Татьяна, Надежда, Валерий, Василий, Константин, Павел, Пётр, Игорь и другие.

11.Опрос (Слайд 18)

Я провела среди учеников и учителей опрос , с целью выявления любимого женского и мужского имени. Вот что из этого вышло:

У учеников У учителей

женское имя женское имя

Елизавета (8) Екатерина (2), Ольга (2), Татьяна(2)

мужское имя мужское имя

Александр (9) Андрей (2)

Результат: победило моё имя Елизавета, набрав 8 голосов, среди мужских имён победило имя Александр, набрав 10 голосов.

12.Все обо мне и о моем имени.

А вот собственно и я – Мазницына Елизавета Викторовна! (Слайд 19)

А это я и мои родители, Мазницыны Виктор и Надежда, которые дали мне такое красивое имя Елизавета. (Слайд 20)

Я предполагаю, что меня назвали Елизаветой неслучайно, это имя мне должно подходить. (Слайд 21)

История выбора моего имени (Слайд 22)

Моё имя мне выбирал папа. Его выбор был между Валерией и Елизаветой. Папа остановился на имени Елизавета, так как в нашей семье еще не было такого имени.

А так меня все называют (Слайд 23)

Уменьшительно-ласкательные формы моего имени: Лизонька, Лизок, Лизавета, Лизунчик, Лизочек, Лизочка, Лизунька, Лиза, Лизаветка.

Мои известные тезки

Поэтесса (1887-1928) Елизавета Васильева

Елизавета Быкова (1913-1989) шахматистка

Певица, солистка Мариинского театра (1845-1919) Елизавета Лавровская

Российская актриса театра и кино Боярская Елизавета

Елизавета Туктамышева- фигуристка

Елизавета Андриенко- российская пловчиха

Елизавета Чавдар- оперная певица

Елизавета Иванцив- певица Елка

Елизавета Баварская - австрийская императрица

Елизавета Вторая- королева Великобритании

Елизавета Петровна – императрица

История моего имени (Слайд 29)

Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и в переводе буквально означает« Бог мой- клятва», « почитающая Бога», « заклинающая Богом».

Талисманы и покровители моего имени:

    Покровитель имени Елизавета-свиристель, лисица;

    Камень- талисман Елизаветы - аметист;

    Цвет имени Елизавета-сиреневый, оранжевый;

    Благоприятное растение- сирень, олеандр;

    Планета –Прозерпина.

Характеристика моего имени (Слайд 30, 31)

    Положительные черты имени Елизавета : любознательность, веселый нрав, обаятельность, подвижность, стремление к достижению цели, активная жизненная позиция. Лиза обычно растет смышленой девочкой с развитой логикой. Она очень щедра, усидчива, трудолюбива. Она всегда и во всем желает быть лучше, чем она есть.

    Отрицательные черты имени Елизавета: больное самолюбие, обидчивость, эгоизм, безрассудная отвага. Часто совершает необдуманные и импульсивные поступки. Это имя пытается быть первым и не умеет проигрывать. Елизавете часто безразличны желания и мнения окружающих. Она особа капризная, ее лучше не злить. Очень категоричная в суждениях, любимое слово – «нет!» Слишком властна и норовит создать при себе свое маленькое королевство.

Святые покровители Елизаветы: (Слайд 32)

    Елисавета Андрианопольская - мученица,

    Елисавета Константинопольская – игумения,

    Елисавета Праведная - Палестинская мать св. Иоанна Предтечи,

    Елисавета Федоровна Алапаевская -преподобная мученица.

Именные песни (Слайд 33)

    Аквариум « Елизавета»,

    В.Власов « Ты ждешь, Лизавета»,

    Дикий мед «Худенькая Лиза»,

    Ф.Киркоров «Лиза»,

    М.Круг « Красные карманы»,

    А.Губин «Лиза»,

    В.Чайка « Мона Лиза».

Результат работы (Слайд 34)

В мире имен моё имя не затерялось, оно популярное и часто употребимое. Я думаю, что мои родители назвали меня Елизаветой неслучайно, это имя мне должно подходить. Доказывая это, я:

    Узнала у родителей, почему меня назвали Елизаветой;

    Узнала, кто из известных людей носил или носит моё имя;

    Изучила происхождение и значение моего имени;

    Узнала талисманы и покровителей моего имени;

    Понаблюдала за своими поступками и определила личные

    качества;

    Сравнила свои личные качества с полученными значениями своего имени;

    Сделала вывод.

13.А вывод таков: (Слайд 35)

Меня назвали Елизаветой при рождении, не зная, какой я стану. Но сейчас я поняла, что моё имя мне очень подходит. Я буду относиться к своему имени с уважением! А ещё, проведя всю эту работу, я поняла, что в будущем я стану учителем русского языка и литературы.

Спасибо за внимание! (Слайд 36)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №1"

муниципального образования город Ноябрьск

Проектно-исследовательская работа

(Раздел «Языкознание»)

по теме:

«Употребление антонимов в речи школьников"

Выполнил:

Абраев Арман,

ученик 5 класса

Руководитель:

Чернова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Ноябрьск 2014 год

I .1 Обоснование выбора

Актуальность работы:

Я считаю, что родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Через язык мы овладеваем традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит в общественную жизнь, дает возможность общаться как с близкими, так и дальними людьми, весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь – канал развития интеллекта. Вот почему большое значение придается обучению выражать свои мысли, общаться друг с другом, правильно строить устные и письменные высказывания. Одним словом, развитие речи является одной из основных задач при обучении языку.

I .2 Цель работы:

- Узнать употребляют ли школьники в своей речи антонимы?

- I .3 Задачи работы:

    Собрать материал. Познакомиться с понятием "антоним", с видами антонимов.

    Проанализировать собранную информацию. Понять, как часто употребляют школьники в речи антонимы.

    Провести социологический опрос.

    Оформить материал

    Представить результаты исследований

I .4 Этапы работы

Этапы работы

Помощник

Планирование

Чернова Е.Н.

Балязина Е.А.

Сбор литературы

Октябрь-ноябрь 2014 года

Анализ информации, оформление.

Февраль 2014

Соц. опрос

Анализ соц. опроса

Консультация с учителем

Анализ собранного материала. Разработка занятия по теме "Антонимы" для учащихся 5 класса.

Оформление работы

Подготовка презентации для защиты

Апрель 2014

I .5 Необходимые ресурсы

  • Техническое оснащение: компьютер, доступ к Интернету, принтер;

    Программное обеспечение: издательские программы;

    Интернет-ресурсы: список веб-адресов, необходимых для поиска информации.

    Другое: кого пригласить, привлечь к работе (учитель русского языка и литературы).

Используемые методики:

    • Анализ литературы

      Социологический опрос

I .6 Обзор литературы:

http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://www.mapryal.org
Мир слова русского


http://slovesnik-oka.narod.ru

3. Словарь антонимов под редакцией Л.А.Введенской .

II Основная часть

1 Введение

«Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

(Л.Н. Толстой)

И это, действительно, так. Изучая антонимы – слова, противоположные по значению, каждый из нас существенно обогатит речь, научится чувствовать и передавать разнообразные смысловые оттенки слов.

2 Понятие антоним

Антонимы (греч. anti – против и onyma – имя) – слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, противопоставленные друг другу по наиболее существенному для их значения смысловому признаку. Значение одного из антонимов часто можно объяснить через значение другого с помощью отрицания. Например: позволять – не запрещать, говорить – не молчать и т.д. Часто антонимы образуются при помощи приставки не-: красивый – некрасивый, богатый – небогатый и т.п.

Явление антонимии, как и явление синонимии, тесно связано с многозначностью слова. В разных значениях одно и то же слово может иметь разные антонимы. Например: старый человек – молодой человек, старый дом – новый дом, старый хлеб – свежий хлеб и т.п.

2.1 Основные признаки антонимов

Основной признак антонимии – противопоставленность слов, обозначающих: 1) признаки (дальний – близкий, талантливый – бездарный, красиво – отвратительно); 2) действия и состояния (веселить – печалить, ломать – строить, радоваться – горевать); 3) природные и общественные явления (жара – холод, знание – невежество, запад – восток) и т.п.

Антонимами могут быть:

а) качественные прилагательные: белый – черный, высокий – низкий, мягкий – жесткий, чистый – грязный;

б) существительные: мир – война, тишина – шум, тепло – холод, молодость – старость (соотносительные с антонимичными прилагательными молодой – старый);

в) глаголы (в том числе причастия и деепричастия): светать – темнеть, начинать – кончать, молодеть – стареть (соотносительныe с антонимичными прилагательными молодой – старый); просветлевший – потемневший, разрушенный – восстановленный; поднимая – опуская;

г) наречия: сухо – мокро, широко – узко, рано – поздно, вверх – вниз,

здесь – там;

д) некоторые местоимения и предлоги: все – никто, всё – ничто;

вдоль – поперек, под – над, в – из.

В антонимические пары вступают не все лексические единицы указанных частей речи, а только слова определённых лексико-грамматических разрядов. Антонимов не имеют:

а) собственные и конкретные существительные; например, нет антонимов у существительных Альпы, Иван, Киев, Луна; волосы, голова, дерево, карандаш, книга, кофе, лошадь, парта, перо, столб, тетрадь, чернила;

6) числительные и большинство местоимений; например, не являются антонимами такие местоимения, как я, ты; мы, вы; твой, мой; то, это, поскольку они не обозначают противоположных понятий;

в) узкоспециальные слова: апостроф, рефрен, детонатор, криосфера, хромогены, лакмус и др.;

г) относительные и притяжательные прилагательные, а также многие качественные прилагательные, называющие цвета и их оттенки: алый, бежевый, бурый, вороной, голубой, желтый, синий и др.

Таким образом, существует известная связь между способностью слова вступать в антонимические отношения и его принадлежностью к лексико-грамматическому разряду.

2.2. Виды антонимов:

Однокорневые и разнокорневые.

Разнокорневые антонимы – антонимы, имеющие разные корни. Например: узкий – широкий, боязнь – храбрость, великан – лилипут и т.п.

Однокорневые антонимы – антонимы, имеющие один корень. Например: вера – неверие, счастье – несчастье, определённый – неопределённый и т.п. Однокорневые антонимы образуются обычно при помощи приставок не-, без-/бес-, контр-, анти-, а-, ир-, де-(дез-), ре-, дис- и др. (обдуманный – необдуманный, шумный – бесшумный, атака – контратака, демократический – антидемократический, моральный – аморальный, реальный – ирреальный, организация – дезорганизация, прогресс – регресс, квалификация – дисквалификация).

2.3. Сфера употребления антонимов

1) Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста (антитезы) и соединения в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (оксюморон). Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях.

Например. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! или "Взрослые дети".

2)Многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы.

Например.Ученье – свет, а неученье – тьма.

Старый друг лучше новых двух.

3)Выразительные заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов.

Например. "Отцы и дети"; "Война и дети"; "Тощий и тонкий"; "Дни и ночи".

4) Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»: …Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

5) Антонимы могут служить и средством создания иронии.

Например. М. Горького: …Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники.

2.3. Зачем нужны антонимы

3) Для обогащения речи. Наш родной русский язык тем и отличается от всех других языков. Богатство речи, если толковать это понятие упрощённо, выражается в возможности сказать одно и то же сотней разных способов.

4) Антонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь.

III . Практическая часть.

Социологический опрос.

Я провел социологический опрос (см. Приложение №1) в 5-8 классах, чтобы выяснить частоту употребления антонимов в речи.

В соц. опросе принимало участие 24 человека. Возраст опрашиваемых 10-14 лет (Анализ ответов с диаграммами см. Приложение №2)

Из проведенного соц. опроса видно:

Все, опрашиваемые знают, что такое антоним и положительно относятся к употреблению их в речи..

64% употребляют антонимы в речи.

71% учащихся, принимавших участие в социологическом опросе, указали на то, что их товарищи употребляют антонимы в речи.

29% смогли привести примеры антонимов.

IV . Вывод.

Итак, зачем нужны антонимы, вы, вероятно, уже поняли. Без них наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. А еще антонимы нужны:

1) Антонимы придают речи ясность, выразительность.

2) Являются одним из способов толкования лексического значения слова.

3) Для обогащения речи..

4) Антонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия.

V . Адреса сайтов и использованная литература:

http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
http://learning-russian.gramota.ru

2.Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев «Русское слово».

3. Словарь антонимов по д редакцией Л.А.Введенской .

Приложение №1

Социологический опрос для учащихся.

В рамках подготовки исследовательской работы провожу социологический опрос среди учащихся.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анкеты словами или выберите из предложенных вариантов.

1. Знаете ли вы, что такое антонимы?

    нет

    Как вы относитесь к употреблению антонимов в речи?

    Положительно

    Отрицательно

    Используете ли вы антонимы в речи?

    Нет

    Иногда

    Используют ли ваши друзья, одноклассники антонимы в речи?

А. да

Б. нет

    Приведите примеры, в каких случаях вы используете антонимы?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение №2

Итоги соцопроса школьников

Приложение №3

Занятие по теме «Антонимы» для учащихся 5 класса

Цель: расширить знания об антонимах (понятие, виды, сфера употребления), научить подбирать антонимы, находить их в тексте.

Оформление: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход занятия:

    Сообщение темы, цели занятия. (слайд 1,2)

    Знакомство с темой (просмотр 3-5 слайдов).

    Беседа о просмотренных материалах:

Что такое антоним?

Для чего нужны антонимы?

Какие виды антонимов вы знаете?

    Закрепление.

    Прослушивание стихотворения Г. Сапгира "Яблоко".

Задание: выпишите антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду, а кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку все равно:

Кислое - зачем оно?

Что вы? - шепчет Червячок,

Сладкий у него бочок.

    Подбери к словам антонимы.

входит - …, встает - ... , ползет - ... , улетает - ... , плачет - ... , холодный - …, ловкий - …, ленивый - …,

толстый - …, твердый - …, тупой - …, кислый - …, высокий - …

    Закончи пословицы.

Знай больше, а говори..."; "Маленькое дело лучше... безделья"; " Лучшая вещь новая - лучший друг..."; " Корень учения горек, а плод его..."; Не поев горького, не поймешь …; От радости старые молодеют, от печали молодые …; Никогда не знаешь, где найдешь, а где …; Не вали с больной головы на …; Не узнав горя, не узнаешь …

    Подберите к выделенным словам антонимы :

Веселая история. В первую очередь. Сказать правду . Большой оптимист . Интересный репертуар. Встретить карлика. Сильно любить. Заканчивать избирательную кампанию . Уехать на Кавказ . Исчезать в волнах.

    Определите антонимы.

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом; идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Печально младость улетит, услышу старости угрозы.

Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт.

    Итог занятия.

Что такое антоним?

Что нового вы узнали об антонимах на сегодняшнем занятии?