Русские церкви. Христо-рождественский кафедральный собор липецка В настоящее время в соборе несут служение

O L

Собор Рождества Христова - кафедральный храм Латвийской православной церкви . Расположен в Риге , на Эспланаде (бульвар Бривибас , 23).

История [ | ]

Строительство храма [ | ]

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. К дискуссиям на эту тему возвращались в 1836 году, когда в рижской православной церкви Петра и Павла было объявлено об открытии в Риге викарной кафедры Псковской епархии , а также в 1850 году, когда образовалась самостоятельная Рижская епархия и эта же церковь была объявлена кафедральной.

В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики , направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи А. М. Горчакову , в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молния, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту - вероятно, это обстоятельство также способствовало скорейшему решению вопроса о строительстве нового храма. Наконец, 17 апреля 1874 года российский император Александр II выделил Рижской епархии 900 000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным православным храмом на территории Лифляндской губернии .

Три проекта будущего собора были отправлены на рассмотрение в Москву . Один - проект молодого и многообещающего зодчего Яниса-Фридриха Бауманиса , первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал работавшему в Риге с 1853 года академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю , автору многих известных зданий в городе. Но в итоге в 1875 году предпочтение было отдано проекту молодого, но амбициозного выпускника Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга , который предлагал строительство храма в неовизантийском стиле , что отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей).

Храм было решено сооружать на территории свободного участка - эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году с противоположной стороны той же эспланады начнётся строительство Рижской коммерческой школы, которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф .

Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин . Орнаментальный декор и каменные строительные детали были изготовлены в мастерской Августа Фольца . Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года . Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов , самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского , весил более 820 пудов . Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Н. Д. Финляндского в Москве. Для размещения колоколов, принесённых в дар, понадобилось дополнительное сооружение колокольни над входом в православный собор, что также было профинансировано российским императором.

В оформлении интерьеров Христорождественского собора участвовали известные в России мастера живописи: ректор Петербургской Академии художеств П. Шамшин (его кисти принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем»), а также академики К. Вениг и В. В. Верещагин . Верещагин являлся автором икон первого яруса главного иконостаса; ему же принадлежит роспись Царских врат. Помимо того, Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Профессор Васильев написал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса; ему ассистировали художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин .

Храм в начале ХХ века [ | ]

Вид собора в 1900 году

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей В. И. Плисс , который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии , исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей В. С. Князев , который, будучи профессором церковно-библейской истории, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы и безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, прививал русскому населению Риги тягу к посещению храма Рождества Христова.

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Тогда же Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

Закрытие собора [ | ]

В послевоенной Риге собор оставался действующим до 5 октября 1963 года , когда распоряжением Рижского горисполкома он был вновь закрыт. Храм был превращён в Дом знаний: его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено, в главном зале установлены межэтажные перекрытия и размещён планетарий, в подвале - кафе. Бывший министр культуры Латвийской ССР В. И. Каупуж в интервью 2010 года указал, что Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а переделку храма инициировал заместитель председателя Рижского горисполкома Рейхманис. В рамках городской акции по сбору цветных металлов он приказал спилить медные кресты собора, а затем и перепрофилировать объект в целом.

Координаты :

Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н. В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил своё завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами - «восьмерик на четверике».

В XIV-XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века - два рязанских архиерея. Собор посещали императоры: Александр I (1819, 1820, 1824); Николай I (1832, 1836); Александр II , будучи Цесаревичем (1837); Николай II (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Напишите отзыв о статье "Христорождественский собор (Рязань)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христорождественский собор (Рязань)

– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».
Это было правдой – мы могли жить долго. Даже слишком долго... И «ухо-дили», когда по-настоящему уставали жить, или считали, что не могли более никому помочь. Секрет долголетия передавался от родителей – к детям, потом – внукам, и так далее, пока оставался в семье хоть один исключительно одарённый ребёнок, который мог его перенять... Но давалось бессмертие не каждому потомственному Ведуну или Ведьме. Оно требовало особых качеств, которых, к сожалению, удостаивались не все одарённые потомки. Это зависело от силы духа, чистоты сердца, «подвижности» тела, и самое главное – от высоты уровня их души... ну и многого ещё другого. И я думаю, это было правильно. Потому что тем, кто жаждал научиться всему, что умели мы – настоящие Ведуны – простой человеческой жизни на это, к сожалению, не хватало. Ну, а тем, которые не хотели знать так много – длинная жизнь и не была нужна. Поэтому такой жёсткий отбор, думаю, являлся абсолютно правильным. И Караффа хотел того же. Он считал себя достойным...
У меня зашевелились волосы, когда я только подумала о том, что бы мог натворить на Земле этот злой человек, если бы жил так же долго!..
Но все эти тревоги можно было оставить на потом. А пока – здесь находилась Анна!.. И всё остальное не имело никакого значения. Я обернулась – она стояла, не сводя с меня своих огромных лучистых глаз!.. И я в то же мгновение забыла и про Караффу, и про монастырь, да и обо всём остальном на свете!.. Кинувшись в мои раскрытые объятия, моя бедная малышка застыла, без конца повторяя только одно-единственное слово: «Мама, мамочка, мама…».
Я гладила её длинные шелковистые волосы, вдыхая их новый, незнакомый мне аромат и прижимая к себе её хрупкое худенькое тельце, готова была умереть прямо сейчас, только бы не прерывалось это чудесное мгновение...
Анна судорожно жалась ко мне, крепко цепляясь за меня худыми ручонками, как бы желая раствориться, спрятаться во мне от ставшего вдруг таким чудовищным и незнакомым мира... который был для неё когда-то светлым и добрым, и таким родным!..
За что нам был дан этот ужас?!.. Что мы свершили такое, чтобы заслужить всю эту боль?.. Ответов на это не было... Да наверное и не могло было быть.
Я до потери сознания боялась за свою бедную малышку!.. Даже при её раннем возрасте, Анна была очень сильной и яркой личностью. Она никогда не шла на компромиссы и никогда не сдавалась, борясь до конца, несмотря на обстоятельства. И ничего не боялась...
«Бояться чего-то – значит принимать возможность поражения. Не допускай страх в своё сердце, родная» – Анна хорошо усвоила уроки своего отца...

Христорождественский собор является не только главным православным храмом Липецка, но и настоящим духовным центром города, одним из его символов. С точки зрения архитектуры, несомненно, это главная доминанта в городском пейзаже. Строительство храма было инициировано императрицей Екатериной Второй, а проект здания разрабатывал итальянский архитектор Томазо Адалини.

Строительство соборной церкви Рождества Христова началось еще при жизни императрицы, в 1791 году и было завершено спустя 11 лет. Храм простоял меньше года и вскоре сильно пострадал в результате сильного пожара, уничтожившего все деревянные элементы. К 1805 году церковь была полностью восстановлена, а в 1807 году состоялось торжественное освящение главного престола в честь Рождества Христова. В 1825-1835 годах была построена соборная колокольня, выполненная в стиле классицизма. В конце XIX столетия на ней висело восемь колоколов, вес наибольшего из которых составлял 489 пудов. Спустя еще несколько лет колокольня и основной объем собора были соединены трапезной.

В 1931 году собор был закрыт, и остро встал вопрос о его сносе по причине ветхости, однако для спасения памятника архитектуры было принято решение разместить в здании краеведческий музей. Отстоять собор тогда удалось при активном участии главного архитектора области. В 1991 году собор возвращен епархии.

Христорождественский кафедральный собор

Христорождественский кафедральный собор находится на центральной площади под названием Соборная, в городе Липецк, ее архитектором был Томмазо Адолини.

Строительство собора было начато в 1791 году, а возведение храмовой части Христорождественского собора завершилось в 1803 году.

В еще не освященном храме произошел пожар, он уничтожил все деревянные части собора, само здание из за пожара сильно обгорело. После чего храм открыли в 1805 году, а уже 20 июня 1805 года был освящен престол возобновленного храма в честь святого Николая Чудотворца.

В 1842 году церковный собор был построен, все указы были от императрицы Екатерины Алексеевны, но уже в 1931 году собор закрыли, в связи с тем что была создана главная площадь города. Но чтобы не был утерян памятник города в его здании разместили Липецкий краеведческий музей.

А вскоре в 1991 году храм отдали верующим людям, и он стал уже кафедральным.

Адрес: Липецк, Соборная площадь
Годы строительства: 1791-1805 - собор, 1825-1835 - колокольня, 1840-1842 - трапезная
Архитектор: Томмазо Адолини
Стиль: Ампир

Христорождественский кафедральный собор - православный храм, расположен ный на центральной площади города Липецка - Соборной. Архитектор - Томмазо Адолини.
Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу импе ратрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященно го Иннокентия, епископа Воронежского.
Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Ро ждества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорожде ственского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма - во имя святого Николая Чудотворца.
Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.
В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектиро ванной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а за вершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строитель стве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840-1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Ивано вич Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворяще го Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.
Из отчета Липецкого укома за март 1922 г.: „Кампания по изъятию церковных ценностей проводилась в городе и уезде с половины марта. Изъятие происходило без эксцессов, была одна небольшая вспышка при изъятии ценностей у Собора. Собра лась толпа верующих, главным образом женщин, при появлении 6 конных всадников разбежалась, после чего было приступлено к изъятию ценностей, в остальных церквах города и уезда работа протекала хорошо.“
В 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое со стояние. Поэтому при создании главной площади города - Ленина (ныне - Собор ной) встал вопрос о его сносе. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей (активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).
В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцо вом часовом заводе. Циферблат спроектировал липчанин В. И. Неминущий.
В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.