Собор в шатре. Шартрский собор Богоматери — «Стеклянная Библия. Священные реликвии Нотр Дам де Шартр

После того, как мы обошли собор кругом и рассмотрели внимательно скульптуру на фасадах, зайдем внутрь и полюбуемся на витражи собора.
Главный неф собора - один из самых широких - 16 метров 40 сантиметров, высота - 37 метров 25 сантиметров.
Обычный план церкви делался в виде креста. Нартекс, алтарь и неф - три части собора символизировали Троицу, триаду человека (дух, душа и тело) .Три розы собора, которые можно увидеть одновременно, стоя на средокрестии, тоже символичны.

Тут надо еще вспомнить про шартрскую философскую школу, которая увлекалась античной философией и идеей символики цифр. Цифра 3 обозначала небесное, 4 - квадрат, землю. Круг - идеальная божественная фигура, символ неба. Поэтому вполне объяснимо, что роза собора, в которой видно небо - круглая, окна - арочные, а входная дверь - прямоугольная.
Если перемножить 3 и 4 - то мы получим единство земного и небесного, что является главной идеей церкви, это место, где проходит таинство соединения человека и Бога. Поэтому роза собора разделена на 12 частей. Создана она около 1200 го года.
Композиция изображений на розе напоминает канон росписи византийских и наших православных храмов. В центре Иисус Христос, на парусах 4 евангелиста, несущих, как корабли учение в мир и архангелы.
На розе евангелисты обозначены своими символами: телец, орел, ангел, лев.
Синий цвет, божественный, горячий красный, зеленый, символ надежды, которую принес людям Христос.

Роза красиво сочетается с арочными окнами ниже.


Изготовление витражей было делом недешевым и обычно осуществлялось на деньги донаторов (теперь их чаще называют спонсорами) . Содержание витража часто задавалось самим жертвователем, что логично, таки проплатил. Чаще всего это было житие какого-то святого, который покровительствовал знатному человеку или цеху. В соборе есть витражи цеховые, есть те, которые заказывали богатые люди.
И, конечно, был основной канон, по которому северная сторона храма отдавалась сюжетам из Ветхого завета, южная - из Нового завета. Западный портал был отдан теме Страшного суда. В апсиде - рождение, страсти, воскресение и вознесение Христа.

Поскольку храм был посвящен Деве и был хранителем реликвий, связанных с Девой Марией, то были витражи,посвященные богородице.
Самый старый из витражей собора, как раз изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Он был еще в старом романском соборе и впоследствии перенесен и заново смонтирован. Голова Марии при этом немного отклонилась от классического фронтального положения.
Фигура Богоматери окружена ангелами и голубями, которые символизировали святой дух.

Так же, как скульптура собора, витражи были наглядным пособием для изучения текстов Библии. Художники, создававшие витражи, проявили выдумку и мастерство в композиционных приемах сюжетов витражей. Несмотря на условность изображения людей, сюжеты вполне прочитываются и есть сцены, в которых закомпановано много людей, что, конечно сложно на маленьком фрагменте.

Вот этот, с охотниками,собаками и лошадьми очень хорош.

Благовещение.

К сожалению, высоко находятся цеховые витражи и плохо различимы глазом их рисунки. Сюжеты витражей рассказывают о жизни 13 века. Витражи хора были даром корпораций суконщиков, виноделов, булочников, менял и многих других.

Среди витражей, есть созданные в разные века, в том числе и в технике гризайли, с красивыми орнаментальными рисунками.
Синий цвет витражей, секрет которого утерян, так и называется "шартрский синий"


Одна из любимых идей католической церкви - идея пути. Подразумевался, разумеется, путь к Богу. Шартрский собор был на дороге паломников в Сантьяго- де Компостела. Торжественное шествие по церкви священников тоже было частью этого пути. Даже сама архитектура католического храма - базиликальная, вытянутая, предполагала возможность такого шествия. В православной церкви прижилась другая идея - предстояния человека перед Богом.
Идея пути выражена в соборе лабиринтом, который появился в 1205 году. Сейчас он заставлен стульями, а когда-то свободный пол с лабиринтом был местом, где любой мог проползти на коленях путь паломника, имитирующий путь в реальности.

У собора есть свои тайны, писатель Луи Шарпантье связывает собор с тамплиерами, в своей книге В своей книге «Тайны Шартрского собора» Шарпантье приходит к выводу, что строители Шартра, и особенно авторы проекта, имели в руках некий текст невероятной научной ценности, который вполне мог быть Таблицами Закона, доставленными из Святой земли рыцарями-тамплиерами. Согласно легенде, передовые познания в архитектуре принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, сподвигнутых Бернаром Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Ковчег Завета, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего в том числе числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» - 1,618.
Так это или нет, но многие исследователи считают, что монахи-цистерианцы были причастны к распространению готики.
Много всяких домыслов связано с собором, например, что карта главных французских соборов повторяет очертания созвездия Девы, в котором самая яркая звезда соответствует собору в Реймсе, где короновались французские короли.

В интерьере собора есть еще красива резная ограда, отделяющая алтарную часть.

Для тех, кто хотел бы подробно рассмотреть витражи и узнать их историю, я могу рекомендовать хороший фильм "Витражи шартрского собора".

В менее сотни километров от Парижа расположен старинный город Шартр , который на весь мир известен памятником архитектуры особой исторической ценности. Речь идет Шартрском соборе Пресвятой Богородицы (Cathédrale Notre-Dame de Chartres), который с 13 века сохранился почти в неизменном виде и представляет собой уникальный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве.

Почти любой туристический маршрут, проложенный по чудесным местам Франции, проходит через старинный город Шартр , который расположен на живописных берегах реки Эр. И не только потому, что он находится менее чем в сотне километров от столицы Франции, - загадочного и прекрасного Парижа.

Шартр более славится своим великолепным кафедральным собором, внесенным в 1979 году комиссией ЮНЕСКО в число памятников архитектуры, которые представляют особую историческую ценность. Расположенный на высоком холме, Шартрский собор отлично просматривается со всех сторон, величаво плывя в дымке над городом, и являясь его своеобразной визиткой и символом.

Особую ценность древнему храму придает тот факт, что возведенный еще в начале XIII века, Шартрский собор дошел до наших дней практически в неизменном виде, счастливо пережив бурные потрясения, произошедшие в этих местах за многие столетия. Кажется, что собор заботливо охраняло провидение или же высокие небесные покровители. В любом случае, сегодняшний Нотр-Дам де Шартр представляет собой прекрасный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве. Этот факт, как и поразительная красота и величие самого храма, привлекают ежегодно в Шартр сотни тысяч туристов со всех сторон Света.

История храма

Можно смело сказать, что предыстория возведения в Шартре столь известного храма началась еще задолго до официальной даты закладывания первого камня в его основание. Еще в середине первого тысячелетия на месте нынешнего собора стояла большая христианская базилика, построенная на развалинах бывшего языческого капища. Выбор подобных мест для постройки христианских храмов имел глубокий сакральный смысл и ознаменовывал собой победу веры в истинного Бога над заблуждениями язычников.

А сами галльские друиды, ранее облюбовавшие гору для построения своего ритуального комплекса-дольмена, руководствовались необычайной энергетикой, которой славилась гора в Шартре, а также целебными водами источника, который бил из-под земли неподалеку. Таким образом, Шартр со временем стал настоящим центром паломничества друидов со всех уголков Европы, а также местом, где они передавали молодому поколению секреты своей магии.

Однако первый католический храм, возведенный на горе Шартра, не имел такой счастливый судьбы, как его знаменитый преемник. За время своего существования он несколько раз практически полностью разрушался. В 734 году, после разграбления города войсками одного из герцогов Аквитании, храм также был сожжен. Менее чем через сотню лет, в 858 году, его вновь практически полностью уничтожили воинственные племена норманнов.

Как раз после бесчинств, устроенных викингами, местный епископ Жильбер и решил восстановить церковь, при этом значительно перестроив и расширив ее. Строительство нового кафедрального собора, возводимого в романском архитектурном стиле, продолжалось несколько десятков лет, и именно в это время в нем появилась знаменитая реликвия, прославившая Шартр в веках - Покров Девы Марии . Согласно легенде, ее пожертвовал Шартскому собору король Франции Карл II Лысый, а сама сорочка представляла собой часть одежду, которая была надета на Деве Марии в момент рождения ею Спасителя.

Как утверждают историки, в момент передачи Покрова епископу Жильберу, кусок ткани имел в длину более пяти метров. Однако в бурные времена Великой французской революции настоятель собора приказал разделить сорочку на несколько частей, которые затем спрятать в разных местах, надеясь сохранить хотя бы часть христианской святыни от поругания со стороны беснующейся черни.

Сегодня Покров, выставленный в храме, представляет собой кусок ткани бежевого цвета, имеющий в длину около 2 метров при ширине в 46 сантиметров. Кстати, свои чудесные свойства Покров Девы Марии впервые проявил уже в 911 году, когда под Шартром вновь появились орды неугомонных норманнов. Тогда городской епископ Жантельм, после усердной молитвы, вынес на городские стены одеяние Богородицы, вследствие чего, как утверждает легенда, неустрашимые викинги обратились в паническое бегство.

Через некоторое время их предводитель Рольф Ходок уверовал и принял обряд крещения, получив новое христианское имя Роллон. После женитьбы на дочери короля Франции Карла Простоватого Роллон получил в свое владение Нормандию и стал одним из вассалов главы франкского государства. Не меньшей головной болью для строителей храма стала серия разрушительных пожаров.

Первый, произошедший в 962 году, практически не оставил камня на камне от культового сооружения. Восстанавливать храм тогда поручили архитектору Бернаже, знаменитому на то время зодчему. Сам Бернаже принял необычное решение строить башни нового храма, а также объединявший их западный фасад, отдельно от главного тела собора. Это задумка впоследствии сыграла счастливую роль в судьбе храма, сохранив башни нетронутыми во время страшного пожара 1194 года, который уничтожил не только собор, но и почти весь Шартр.

С этим пожаром связано еще одно чудо, явленное Покровом Пресвятой Богородицы. Чудесным образом огонь, бушевавший три долгих дня, не повредил ларец, в котором хранилась христианская реликвия, как и священнослужителей, которые его охраняли.

Уцелевшие священники восприняли свое чудесное спасение как откровенный знак со стороны Небесной Заступницы, которая повелевала им немедленно взяться за сооружение нового собора. Именно этим фактом можно объяснить небывалые для того времени сроки, потребовавшиеся для возведения нового величественного Шартрского собора.

И вот, всего через 31 год в Шартре появился величественный собор, посвященный Деве Марии, который прославил этот небольшой французский городок на весь мир. Такие небывалые темпы строительства храма можно еще объяснить большим числом желающих принять участие в этом богоугодном деле, и прибывавшим в Шартр со всех уголков Франции. От старого романского костела, уцелевшего после пожара, остался только западный фасад, подземная часовня и знаменитый «Королевский портал», украшенный скульптурными группами.

Для строительства нового собора были приглашены самые известные архитекторы из Сен-Дени, которые удачно встроили романские элементы старого храма в новый готический облик собора. Строительные блоки для собора вырезались из высокопрочного песчаника, который добывали в карьере, расположенном неподалеку от города. Общими усилиями, уже в 1220 году новый собор был покрыт полукруглыми сводами, а еще через пять лет в нем появились хоры с галереей, поперечный трансепт и капеллы.

Освящение собора, получившего название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres) , произошло в 1260 году в личном присутствии короля Франции Людовика IX, носившего прозвище «святой». Именно по его распоряжению и на личные средства была изготовлено знаменитое витражное окно-роза, украшенное гербами Франции и Кастилии, откуда родом была супруга Людовика IX.

Архитектурные особенности Нотр-Дам де Шартр

Внешний вид

Сам Шартрский собор по форме представляет собой латинский крест, основа которого имеет длину чуть более 130 метров. Свод главного нефа возвышается над полом на 37 метров при его ширине более 16 метров. Каждый из двух боковых нефов имеет ширину 8 метров и высоту сводов — 14 метров. Форму креста собору придает поперечный трансепт, длина которого составляет 65 метров, при ширине нефа в 46 метров. При этом каждый его фасад оборудован тремя порталами, которые богато отделаны скульптурными группами, принадлежащими к ранней готике.

Как было уже замечено, западный фасад храма украшен двумя величественными башнями, отличающимися между собой как по высоте, так и по архитектурному исполнению. Северная башня, имеющая высоту 113 метров, является более старой, и была построена в первой половине XII века. В своем основании она имеет романскую часть, которая только в XVI веке была увенчана великолепным ажурным каменным шатром, выполненным в причудливом стиле так называемой «пламенеющей готики».

Кстати, сегодня на нее открыт доступ, поэтому любой желающий может полюбоваться великолепными видами Шартра, открывающимися с высоты соборной башни.

Южная башня, которая была закончена через пятнадцать лет после Северной, на 11 метров ниже соседки, и выглядит более сдержанно и строго. «Старая колокольня», как еще иногда называют Южную башню, выдержана в едином архитектурном стиле со всем Шартрский собором, и считается одной из самых красивых башен во всем мире.

Западный фасад собора, соединяющий обе башни, выполнен в тяжеловесном романском стиле и содержит в своем составе три прекрасных портала, которые были врезаны в него немного позже. Центральный тимпан, расположенный над главным, так называемым «королевским порталом», украшен знаменитой скульптурной композицией «Христос во славе». При этом сам Спаситель не обладает чертами строго судии, карающего человечество за грехи. Наоборот, он выглядит как милосердный учитель, желающий привести всех к спасению.

Сам Христос, благословляющий всех поднятыми руками, находится в окружении сонма святых, а также крылатых фантастических животных. Расположение скульптурных групп тщательно продумано и имеет глубокий символический смысл. Так, скажем, внизу под тимпанами расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа, а на самом центральном и боковых тимпанах, — персонажи из Нового Завета.

В этом случае четко прослеживается духовная связь между поколениями и роль древних пророков, подготовивших своим подвижничеством приход в мир Христа-Спасителя. Не менее интересен и рельеф, расположенный в центральном портале южного фасада храма. Датируемый самым началом XII века, он посвящен чрезвычайно напряженной картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Данный рельеф вполне заслуженно считается наиболее ярким образцом средневековой готики во всем мире.

Интересной особенностью скульптурных фигур, стоящих на центральном портале северного фасада храма, является тот факт, что, хотя они еще и имеют типичные для романского стиля пропорции (строгое фронтальное обращение и некоторая удлиненность фигуры), но каждая из них уже отличается от другой своими индивидуальными чертами. Боковые порталы того же фасада содержат в себе уже целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.

Внутреннее великолепие собора

Изнутри Шартрский собор выглядит не менее потрясающе, чем снаружи. Его необычайно огромные хоры, которые должны были поместить большое количество певчих, привели к необходимости перемещения алтарной части более глубоко в апсиду (полукруглый архитектурный элемент здания храма). Те же хоры потребовали расширения трансепта на три нефа. Однако подобное новшество только усилило внутренне великолепие храма, сделав его более просторным и воздушным.

Оригинально и необычно смотрятся опоры сводов, имеющие вид цилиндрических столбов, укрепленных с четырех сторон полукруглыми колонками. Сами своды и арки храма имеют типичную для готической архитектуры стрельчатую форму.

Следует сказать, что Нотр-Дам де Шартр имеет огромное количество резных фигур. Вместе с наружными скульптурами он насчитывает более 10 тысяч изваяний, выполненных из разных материалов. Только в поразительном по размерам центральном алтаре, который создавался на протяжении двух веков, можно насчитать более чем сорок сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, выполненных талантливыми резчиками по дереву.

Огромную популярность среди посетителей собора имеет знаменитый лабиринт , расположенный в центральной части храма, и представляющий собой оригинальный узор, выложенный из разноцветного камня. Лабиринт являет собой круг, диаметром почти в 13 метров, и протяженностью пути в 261 метр. Причем длина лабиринта, который в храмовых книгах называют не иначе, как «Путь в Иерусалим», олицетворяет долгий путь грешной души к спасению, и равняется крестному пути самого Христа на Голгофу.

Поэтому раньше паломники, которые не имели возможности посетить Гроб Господень в Иерусалиме, могли символично пройти на коленях весь лабиринт Шартрского собора, читая при этом покаянные молитвы.

Не меньшую славу Нотр-Дам де Шартр принесли его необычные "окна-розы", выполненные в оригинальном витражном стиле.

Размещенные на предельной высоте над центральным нефом храма, и имеющие в диаметре около 5 метров, эти разноцветные стеклянные розы кажутся огромными светлыми кругами, мечущими разноцветные молнии внутри храма. Причем витражное остекление, которое в данном храме сохранилось практически в неизменном, с конца XII века, виде, является самым большим ансамблем, который дошел до нашего времени. Его общая площадь составляет фантастические 2000 кв. м.! Напомним, что искусство витража, то есть создание наборных окон из разноцветных кусочков стекла, появилось еще в период торжества романского архитектурного стиля. Однако подлинного расцвета оно достигло в период готики.

Витражи Шартра отличаются особенной чистотой красок и широкой тематикой, изображенных на них сюжетов. Наряду с традиционными библейскими композициями, на них можно увидеть около сотни сюжетов, описывающих быт рыцарей, сановников и даже обыкновенных ремесленников того времени. В общем, всех слоев населения, которые жертвовали свои деньги на строительство храма. Всего в соборе имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.

Святыни Нотр-Дам де Шартр

Во все века Шартрский собор привлекал под свои своды многочисленных паломников не только из Франции, но и со всей Европы.

Кроме знаменитого Покрова Девы Марии в нем до середины XVIII века можно было увидеть изображение святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы, а также деревянную статуэтку, изображающую Деву Марию в период вынашивания ею Спасителя. Кстати, данное резное изваяние считается одним из самых древних изображений Девы Марии, которое относится, скорее всего, к самым первым векам торжества христианства на французской земле.

Причем некоторые историки даже выдвигают предположение, что эта статуэтка относится к дохристианскому периоду, и была вырезана языческими жрецами под впечатлением от видения, которые они получили во время выполнения своих обрядов. Сама же скульптура погибла в огне Великой французской революции.

Покров Девы Марии, хранящийся в соборе, впоследствии подвергался многочисленным экспертизам, которые четко определили время изготовления ткани - I век нашей эры. Конечно, это не служит неопровержимым доказательством принадлежности ее Богоматери, но, в то же время, вполне допускает такую возможность. Как бы то ни было, но многочисленные чудеса, связанные с данной реликвией, привлекают в Шартрский собор сотни тысяч паломников со всех концов света.

Еще одной из самых загадочных тайн Нотр-Дам де Шартр является применение его строителями знаменитого «золотого сечения» , то есть пропорции 1:1,618, которая считается наиболее гармоничной и обладающей потрясающими способностями воздействия на восприятие человека. Случайно ли у строителей так получилось, или же это был плод гениальной на то время задумки, однако одно можно сказать однозначно, — с давних времен и до нашего времени Нотр-Дам де Шартр является одним из самых поразительных шедевров архитектурного искусства средневековья.

Он и в наше время заставляет всех, рассматривающих его черты, вне зависимости от уровня образованности и развития духовных качеств, замирать в немом благоговении пред величием таланта и мастерством древних зодчих.

Метки: ,

- (фр. Cathédrale Notre Dame de Chartres) самый известный памятник города Шартра, префектуры департамента Эр и Луар, расположенной в 96 км к юго западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий. Современный готический… … Католическая энциклопедия

Шартрский собор - … Орфографический словарь русского языка

- (лат. Fulcherius Carnotensis, фр. Foucher de Chartres, около 1059 – около 1127) французский священник, хронист 1 го крестового похода. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana), одного из наиболее… … Википедия

Церковь … Википедия

О здании см. Собор Клермон Феррана Папа Урбан II председательствует на Клермонском соборе. Книжная миниатюра XV века. Клермонский собор церковный собор, созванный папой римским Урба … Википедия

ИВО ШАРТРСКИЙ - [Ив, Ивон; лат. Ivo Carnotensis, Carnutensis; франц. Ives, Yves de Chartres] (ок. 1040, близ Бове или в Шартре 23.12.1115, Шартр), св. католич. Церкви (пам. 20 мая), еп. г. Шартр, средневек. канонист. Сведений о происхождении, детстве и юности И … Православная энциклопедия

Шартр - Собор Нотр Дам. Шартр. ШАРТР, город во Франции, на реке Эр. 80 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевая промышленность; производство художественного стекла, готового платья. Высшая музыкальная школа. Музей изящных искусств. На холме, над … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Город Шартр фр. Chartres … Википедия

- (Chartres), город во Франции, на берегу р. Эр, в 77 км к ЮЗ. от Парижа. 40 тыс. жителей (1999). Центр города сохранил ср. век. планировку, известен собором Нотр Дам, сооружённым в романском стиле (XI в.). Собор был уничтожен пожаром в 1194 г. и… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Архитектура
  • Всемирная история архитектуры , Виолле-Ле-Дюк Эжен Эмманюэль. Архитектура формирует всю нашу жизнь: она создает не только облик города, но и самоощущение человека в его пространстве. Как и любое другое искусство, архитектура чрезвычайно разнообразна: за…

Бесспорно, одним из крупнейших и, возможно, наиболее загадочных эзотерических символов Шартрского собора является Лабиринт. Эта круглая фигура, составленная из черно-белых плит, занимает около трети пола нефа; к сожалению, большая его часть обычно закрыта рядами скамеек. В путеводителе говорится, что прохождение по Лабиринту босыми ногами или на коленях было формой наказания и давало своего рода индульгенцию, которая в средние века являлась эквивалентом «отсрочки за хорошее поведение» от тюрьмы ада. В путеводителе также сказано, что проход по Лабиринту символизировал и заменял акт паломничества. Дойти до центра Лабиринта означало достичь Святого Города Иерусалима. Я не считаю ни одно из этих толкований заслуживающими доверия, поскольку в других местах был обнаружен ряд неолитических лабиринтов с аналогичным узором, и глупо было бы утверждать, что подобные лабиринты предназначались для получения индульгенции от Папы Римского или служили символом паломничества в Святой Город.

Первый раз я увидел весь Лабиринт при посещении собора в начале 1990-х годов с коллегой Рэем Пиком. В тот же день по дороге к порту Роскоф мы провели несколько часов на фольклорном фестивале в маленьком городке Бретон.

В разгар веселья ведущий фестиваля объявил, что настало время танца, и на сцену поднялись музыканты: один со средневековым барабаном, другой - флейтой факира, у третьего в руках была странная волынка, аналога которой я никогда ранее не видел, замыкал эту группу гитарист. Их музыка легко запоминалась, она была одновременно знакомой и чужой. Звучала арабская мелодия - медленная, ненавязчивая, ритмичная и чарующая. Вели танец мэр города с женой. Они держались под руки, тесно прижавшись друг к другу, и двигались боком из стороны в сторону по запутанной траектории, затем к танцу постепенно присоединилось остальное население городишка: дети, взрослые и пожилые люди. И тогда я понял, что своими движениями танцующие рисовали некий узор, похожий на витиеватый дизайн Шартрского Лабиринта. Танец, который мы наблюдали, скорее всего, произошел от традиционного суфийского танца, который служил для переключения сознания.

Позднее я узнал, что Лабиринт в Шартре действительно был задуман как траектория для ритмичного ритуального танца. Прохождение по священным плитам следовало осуществлять босиком, чтобы ноги напрямую соприкасались с камнем, который в средневековье служил аккумулятором энергетических потоков земли. В дни празднования равноденствия, когда энергия земли пульсировала наиболее заметно, сам епископ проводил народ по Лабиринту в ритуальном танце. Примечательно, что сам процесс движения группы верующих по Лабиринту еще больше способствует усилению воздействия энергетических сил земли.

Первый раз увидев Лабиринт, я прошелся по нему с тремя разными группами - один раз днем с группой из американского фонда Эдгара Кейси и два раза вечером при свете свечей. Оба вечерних прохода произвели на меня сильное впечатление.

После всех трех прохождений я провел биолокацию над Лабиринтом и выяснил, что после завершения группой прохода энергетические силы в центре значительно усиливались. Поэтому вполне вероятно, что те, кто доходил до центра Лабиринта в дни равноденствия, внутренне изменялись. И каждый раз, когда я проходил по этому мистическому пути, я испытывал сильное чувство духовной открытости, меня посещало ощущение божественной гармонии. Говоря символически, есть два разных подхода к «духовному пути»: один символизирует паломничество, второй - проход по лабиринту. В первом случае человек предпринимает путешествие во времени и пространстве, через священные земли, во втором - человек движется ритуально, физически и духовно внутрь лабиринта, к спокойному и недвижимому центру. Лабиринт действительно является самым большим символическим элементом Шартрского собора. Он имел особое значение для его создателей. Это не просто гигантский символ - это инструмент, предназначенный изменять сознание. Вот что пишут исследователи: «Большой витраж-роза на западном фасаде не только соответствует размеру Лабиринта, но, если его наложить поверх лабиринта, витраж полностью покроет его». Почему? Кто знает... Средневековые мастера по сей день хранят свои секреты.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Шартрский собор не просто вырезанная из камня молитва и памятник средневековым христианским верованиям, но также гимн тайному духовному учению, руководство для посвященных, вырезанное в камне, закодированное в традиционных христианских символах. Независимо от ваших верований, христианских или еретических, иконография Шартра совершает чудо преображения именно тем способом, который наиболее подходит вашим силам, слабостям и духовным потребностям.

Мой коллега Гордон Стрэхен в своей книге о Шартрском соборе ставит два вопроса. Первый: есть ли у собора своя собственная аура, резонирующая с человеческой? И второй: по этой ли причине собор оказывает на нас воздействие? Я бы ответил положительно в обоих случаях. В течение последних десятилетий множество исследователей бьются над вопросом необычной ориентации Шартрского собора по сторонам света. Подавляющее большинство христианских церквей и соборов по традиции ориентированы на восток. Но не Шартр. Он отклонен на 47 градусов севернее. Следует отметить, что такое расположение было выбрано не Фульбертом, философами шартрской мистической школы или тамплиерами - такое расположение было выбрано с момента появления в этом месте первого христианского храма. Имеется несколько планов различных церквей и соборов, которые строились на священном холме Шартра в разные времена, и все они вмещаются как матрешки один в другой, начиная с древнейших храмов до современного. Возможно, такое расположение является наследием древней неолитической конструкции, оно лишь на три градуса отличается от ориентации Стоунхенджа и менее чем на пять градусов - от ориентации на точку летнего солнцестояния. В западном крыле южного трансепта есть отдельно стоящий камень. Для чего? Можно лишь предположить, что это каким-то образом связано с загадочным положением собора.

Шартрский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий - плащаница Девы Марии - немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр - Шартрскому собору - это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи - от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия - вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая - на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая - в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Суперсооружения древности: Шартрский собор

Осмотрев фасады Шартрского собора, самое время устремиться внутрь - здесь не менее интересно. Для начала стоит обратить внимание на впечатляющие просторы центрального прохода - это самый широкий неф среди всех соборов Франции и восхититься игрой проходящего сквозь витражи солнечного света на колоннах и полу храма.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название - «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора - их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число - более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора - 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю - для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого - 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.