В п стасов архитектор работы. Василий Стасов: от складов до Эрмитажа. Жизнь в столице

Среди архитекторов, имя которых связано с Царским Селом, значительное место занимает Василий Петрович Стасов - крупнейший зодчий, убежденный сторонник принципов стиля высокого классицизма.

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в небогатой дворянской семье. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 году поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794-1795 гг. - унтер офицер Преображенского полка.

В 1797 году, уже имея солидную архитектурную практику, Стасов был определен к строительству соляных заводов в должности коллежского секретаря. Был произведен в губернские секретари. Участвовал в оформлении народных праздников при коронации императора Александра I.

В 1802 году направлен для усовершенствования во Францию, Италию и Англию. Во время пребывания в Риме был принят профессором в Академию Святого Луки.

В 1808 году вернулся в Россию и был определен в ведение "Кабинета Его Императорского Величества". С этого времени принимал участие в крупнейших заказных работах двора и государства.

С 1811 года Стасов получил звание академика. Действительный статский советник. Профессор Академии Художеств по классу архитектуры. С 1826 года - член Строительного Комитета Исаакиевского собора. Представитель позднего классицизма.

К основным работам В. Стасова в Санкт-Петербурге относятся: Провиантные магазины на Обводном канале, Павловские казармы на Марсовом поле, Главные придворные конюшни, Ямской рынок на Разъезжей улице, Спасо-Преображенский и Троицко - Измайловский соборы.

В архитектурных сооружениях Стасова неизменно стремрление «к мужественной величавости и величественной простоте», выразившееся в предпочтении дорического ордера, умеренном применении скульптуры, использовании больших лаконичных плоскостей стен.

Архитектор был признан при жизни и пользовался блестящей репутацией как в архитектурно-строительных, так и в правительственных кругах. Стасов «… оставил в нашей столице многие памятники своего таланта и искусства, а в душе всех знавших его - неизгладимое воспоминание о своих добродетелях», - писали после его смерти «Московские ведомости».

В Царском Селе В. Стасов работал более 20 лет

В Царском Селе замыслы зодчего нашли воплощение в застройке жилых кварталов города, в создании ряда парковых сооружений, а также в оформлении дворцовых интерьеров для семьи императора Александра I. Органично включая свои постройки в ансамбль, сложившийся на протяжении XVIII века, Стасов дополнял его новыми решениями, ярко отражающими стиль эпохи и его собственную творческую индивидуальность.

В 1817 году по распоряжению Александра I зодчий был включен в состав комиссии, которой было поручено осмотреть императорские дворцы и определить первоочередные работы в них. Главное место в этом плане отводилось Царскому Селу - любимой резиденции императора, где Стасов руководил всей архитектурно-строительной деятельностью. Однако работать в Царском Селе зодчий начал задолго до этого.

Оба дома были выстроены соответственно в 1820 и 1822 гг. и являются типичными примерами стасовских безордерных жилых домов. Они имеют общие композиционные черты, однако в деталях различны. В каждом из них создана самостоятельная композиция, что способствовало художественному эффекту и организации перекрестка, где эти дома как бы фланкировали подход улицы к дворцовому парку.

При разработке проекта здания в 1822 году, Стасов разработал планировку целого квартала на совершенно новом для своего времени принципе - свободного, но «регулярного» рас¬положения зданий так, «чтобы каждое строение было видимо со всех сторон и одно другое не закрывало». В записке эти слова Стасов даже подчеркнул. Система, предложенная Стасовым, противоположна утвердившейся в Петербурге в период раннего классицизма застройке «сплошною фасадою» и является одним из первых случаев внедрения нового принципа застройки. Постройки в квартале гофмаршальского двора действительно были расположены свободно и внутриквартальное пространство обозревалось в глубину (но, очевидно, проект Стасова был реализован лишь частично).

В 1825 году Стасов создает проект , который многие приписывают Адамини, который руководил стройкой.

В результате напряженной работы Стасова в период с 1811 по 1825 гг. в Царском Селе сформировался замечательный ансамбль парадной улицы, на которой в гармоническом единстве сосуществуют разнообразные, в большинстве своем хорошо сохранившиеся здания и которую по праву можно было бы назвать улицей Зодчего Стасова.

На Соборной площади Царского Села по его проекту так же построено несколько зданий: первое деревянное здание , и . Можно заключить, что, помимо Садовой улицы, Стасов в Царском Селе задумал и почти полностью создал ансамбль главной .

Роль Стасова в преобразовании садов в Царском Селе велика, а созданные им в парковых ансамблях сооружения представляют собой оригинальные и высокохудожественные произведения русского зодчества.

Роль Стасова была существенной и в застройке города в целом. В частности, ему пришлось урегулировать вопрос о размещении деревянных усадебных строений. Случайное их расположение, по прихоти владельцев, приводило порой к угрожаемому в пожарном отношении соседству на смежных участках.

Ранее, для застройки Петергофа, заселенного главным образом служащими царского двора, Стасов разработал образцовые фасады всего нескольких небольших домов. В Царском Селе ими обойтись было нельзя, так как контингент жителей был шире: помимо придворнослужащих, здесь были разбогатевшие на отхожих промыслах крестьяне, мещане и купечество. Поэтому характер жилых домов здесь труднее поддавался единообразной трактовке. И все же Стасов добивался архитектурного единства определенной системой композиционных приемов и форм, которые в различных сочетаниях обеспечивали также и нужное разнообразие.

Он проектировал отдельные дома и целиком застройку кварталов, подчеркивал увязку зданий друг с. другом исполнением «разверток» улиц. Зодчий варьировал фасады, видоизменял детали и их расположение, что позволяло избегать монотонности застройки. Этому способствовала также разнообразная раскраска фасадов, обычно в светлые тона (палевые, розовые, серые и т. п.), хорошо сочетающаяся с озеленением.

В связи с жалобами домовладельцев летом 1823 г. Стасов предложил для Царского Села правила застройки участков, гарантирующие противопожарную безопасность, санитарное благоустройство и порядок в застройке. Вразвитие изложенных мыслей Стасов представил чертеж примерного расположения домов, служб и садов на смежных участках так, чтобы соблюсти эти правила. Такая планировка должна была предохранить преимущественно деревянный город от пожаров и внести порядок в его застройку.

Загруженный работами по Петербургу, в конце 1820 г. Стасов мог меньше уделять внимания Царскому Селу и составление проектов частных домов доверил ученику и помощнику , который воспринял композиционные приемы своего учителя, внеся в них элементы большей декоративности.

В Александровском дворце при императоре Александре I архитектор провел незначительные работы. Однако уже при императоре Николае I В. Стасов осуществляет здесь серьезные переделки. В левом корпусе на первом этаже на месте личных комнат императора Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны, а также комнат графини Шуваловой и ее дочери-фрейлины в 1827 году архитектор устраивает личные покои императора Николая I: Кабинет, Уборную, Камердинерскую и другие. Работы проводились по проекту и под личным наблюдением В. Стасова. Представления об этой работе дают сохранившиеся архивные документы - подписанная архитектором 3 апреля 1826 года "Часть плана Нового (Александровского) дворца в Царском Селе с означением устройства для кабинета Его Императорского Величества (с показанием всех апартаментов)", а также акварель Э. (Edward) Гау "Кабинет Николая I в Александровском дворце" (1845). Эти несохранившиеся до наших дней интерьеры представляли собой яркую страницу в истории русского ампира. Впоследствии они были переделаны для императора Николая II.

В 1820 году у архитектора родилась дочь Софья (1820-1858), а в 1822 году - (1822-1893).

К возвращению Александра I из поездки по России в 1818 г. Стасову было поручено обновить не только царскосельские дворцы, но и дворцы в Петергофе и Ораниенбауме. Обязанный посещать все три пригорода, Стасов как-то жаловался на тяготы работы: «я в бесконечных хлопотах..., всякой день почти уезжаю то в Царское Село, то в Петергоф и Ораниенбаум. К приезду государя с гостями везде все возобновляется..

Следовало дворцы привести в состояние готовности принять двор в любой момент. В Царском Селе Стасову сначала помогал Диммерт, а с осени 1818 г.- Неелов, которому было предписано, чтобы он «имел за всеми предназначенными потребностями должное с его стороны наблюдение, советуясь в потребных случаях с архитектором Стасовым, и требовал от него всему надлежащие планы, коими можно было руководствоваться». Тревожась за успех строительных работ, Стасов постоянно давал письменные советы по организации работ, подбирал мастеров, контролировал выполнение, визируя счета, корректируя цены.

Весной 1818 г. в трех этажах Большого дворца под руководством Стасова широко развернулись ремонтные работы.

Приводя в порядок дворец в 1818-1819 гг., Стасов выступал прежде всего как добросовестный реставратор, воссоздающий в первоначальной редакции интерьеры. Допускались лишь частные отступления при написании вновь живописи на потолке и стенах.

Обширные реставрационные работы позволили выявить хороших мастеров отделочных работ. Для Стасова эти годы явились замечательной школой, подготовившей его к большой работе по восстановлению того же дворца после катастрофического пожара 1820 г.

Пожар возник ночью 12 мая 1820 г. в дворцовой церкви. Огонь уничтожил церковь, лицей и значительную часть дворца.- На следующий день Александр I поручил Стасову восстановить сгоревшие части дворца. Зодчий тотчас принял меры к отысканию чертежей и организовал «снятие рисунков и слепков на стенах и плафонах обившихся украшений с замечаниями самих цветов красок, а с паркетов - дерева».

Для исправления дворца и лицея была учреждена комиссия, в которую вошел и Стасов. Он сразу же показал себя искусным организатором, что было очень важно, так как срок на восстановление был установлен всего лишь семь месяцев. Короткий срок заставил распределить восстановительный фронт на пять отделений, с параллельным ведением работ. Помощниками Стасова были: старший - В. М. Горностаев и младший - К. О. Лукини. Кроме того, он привлек придворных мастеров, которых поставил во главе тех или иных работ в качестве «испытателей и смотрителей». В этой огромной работе Стасов опирался на опытных, проверенных на совместной работе специалистов - подрядчиков и известных ему мастеров: паркетчиков С. и А. Тарасовых, маляра Н. Кадникова, обойщика С. Шашина, позолотчиков И. и Ф. Глазыриных и др. Живописные работы он поручил художникам - академикам С. А. Бессонову, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, И. Ф. Туполеву, В. К. Шебуеву и живописцу Ф. Д. Брандукову.

Перед началом работ Стасову было поставлено условие не только восстановить дворец в прежнем виде, но и предусмотреть противопожарные мероприятия. В то время еще не видели возможности широко применять железо для перекрытий и стропил. И все же Стасов заменил некоторые конструкции несгораемыми, в частности, все деревянные лестницы - каменными или чугунными, при входе на чердак покрыл их сводами, выше кровель вывел брандмауэры, с железными дверьми.

Стасову были представлены чертежи по дворцам Царского Села и Петергофа, найденные в чертежной гофинтендантской конторы, а также в библиотеке Александра I. Можно уверенно считать, что детальных рисунков по внутренней отделке было найдено мало; это не только затрудняло восстановление помещений в прежнем виде, но в отдельных случаях просто заставляло Стасова проектировать отделку заново, по памяти. Во избежание в будущем подобных затруднений Стасов потребовал, чтобы сделанные вновь чертежи восстановленного дворца были надежно сохранены.

За летние месяцы были осуществлены все общестроительные и развернулись отделочные работы. 1 февраля 1821 г. Стасов доложил о полном окончании почти всех помещений в верхнем и нижнем этажах дворца и работ по фасадам. Параллельная организация строительных работ себя полностью оправдала. Менее чем через год дворец, за исключением парадных помещений, был восстановлен.

Помещения ближе к церкви в большей или меньшей степени пострадали все. Их можно разделить на три группы: первая, сохранившая отделку Растрелли, вторая, переделанная архитектором Ч. Камероном, и третья, созданная в 1817 г. Стасовым. Возобновляя те и другие интерьеры, Стасову приходилось совершать труднейший творческий процесс художественного перевоплощения, проникновения в сущность каждого из стилей, без чего он не достиг бы таких замечательных результатов по восстановлению ряда полностью уничтоженных интерьеров.

Являлась произведением Растрелли и его многочисленных помощников-исполнителей. Великолепный зал с синими стенами и золотыми резными орнаментами был полностью уничтожен пожаром, поэтому его восстановление, пожалуй, явилось наиболее трудным. Это усугублялось чрезвычайной насыщенностью сложной по рисунку декоративной резьбы. Требование императора восстановить дворец в прежнем виде заставило Стасова глубоко изучить и понять закономерности стиля Растрелли, принципы живописной полихромной организации интерьера. Вся основа отделки: панели, пилястры, колонны, переплеты - были сделаны в течение 1820 г. группой опытных столяров во главе с Артемием Вавилиным. Затем были установлены многочисленные украшения, изготовленные тремя способами: резные деревянные, резные мастичные и из папье-маше.

Применяя резьбу по дереву, Растрелли добивался того, чтобы при общем подобии деталей не было буквальных их повторений. Это придавало особую живописность архитектурному решению. Используя же метод «многотиражного» изготовления украшений, точно повторяющих друг друга (формовка из мастики и папье-маше), Стасов, естественно, не мог достичь прежней силы живописности и многообразия нюансов деталей оформления. Эта особенность отмечена современником, который писал, что в возобновленной церкви хотя в целом есть некоторая правильность, или лучше сказать, симметрия, но в частях виден вкус того времени, когда построена церковь».

А. Н. Бенуа, характеризуя работу Стасова во дворцовой церкви, писал: «Надо отдать справедливость Стасову, что он для своего времени справился с задачей необычайно удачно и добросовестно. Разумеется, при ближайшем осмотре многих деталей не остается сомнения, что они новейшего происхождения, им не хватает той свободы, той "развязности", с которой нарисованы обыкновенно Растреллиевские орнаменты, но в общем впечатлении это не играет роли и внутренность Царскосельской церкви отличается той смелостью декоративной мысли, той свежестью и тем блеском, которые присущи произведениям середины XVIII века». И далее: «Вообще, честь сохранения стиля Воскресенской церкви следует приписать не столько Стасову, сколько Александру I, обнаружившему в этом деле большой исторический такт. Стасову принадлежит лишь заслуга довольно удачного выполнения мысля государя. Для такого завзятого "ампириста", каким представляется нам строитель Троицкого и Преображенского соборов, и это умение подчинить свой личный вкус требованиям более утонченного вкуса является почти подвигом».

Пожар 1820 г. погубил значительную часть анфилады. Огнем были уничтожены первые от церкви помещения: , и . В остальных помещениях анфилады: , Знаменной или Штандартной, Китайской гостиной, Белой столовой и Картинном зале, или Галерее,- после пожара внутреннее убранство сохранилось в большей или меньшей степени.

Сложнее всего было возобновить поврежденные плафоны в Китайской гостиной, Белой столовой и Картинном зале. Стасов рассчитывал, «что отыщет печатную книгу, в которой рисунки всех прежних плафонов были показаны и с коих полагал поврежденные писать вновь». Но такого издания не нашлось, и зодчему пришлось решать вопросы в каждом случае особо.

Во время осмотра помещений после пожара Стасову показалось, что в Китайской гостиной и Белой столовой плафоны сохранились настолько, что их можно восстановить, но, когда уцелевшие куски стали, как писал сам зодчий, «соединять, натягивать на рамы, под-клея на новый холст, оказалось, что на большей части пространства их в перегибах от промочения холста во время пожара краска обратилась в порошок… почему и решился не теряя времени написать вновь, по точности старых в расположении и красках». Для этого Стасов пригласил художника Ф. П. Брюлло, который обязался «написать два плафона. К марту следующего тода оба плафона уже были установлены. Плафон в Картинном зале, написанный ранее художником Ф. П. Градицци на тему «Олимп», был уничтожен пожаром. Для написания его вновь Стасов привлек академика С. А. Бессонова. Художник взялся выполнить работу в течение 1821-1822 гг., производя ее на месте.

Проходная, Знаменная, Китайская гостиная, Белая столовая и Картинный зал, относительно удаленные от очага пожара, частично сохранили превосходные дюсюдепорты и прежнее декоративное убранство Растрелли на кордонах, паддугах и дверях. Поскольку приемы их отделки были одинаковы, то реставрация облегчалась тем, что в других помещениях имелись нетронутые образцы орнаментов Растрелли. В этих помещениях орнаментальное украшение было воссоздано и дополнено резным, как было и раньше, и позолочено.

Таким образом, пять перечисленных парадных помещений Стасов восстановил без всяких отступлений от их прежнего вида. Здесь он вновь выступил в роли добросовестного реставратора. В этом его заслуга, поскольку он сохранил для последующих поколений примеры искусства великого зодчего Растрелли.

Вторая часть анфилады-ближе к церкви-в конце XVIII в. была отделана Камероном.

В после пожара сохранились главные элементы убранства - фрагменты рельефных арабесок, в свое время исполненные И. П. Мартосом, и это дало возможность Стасову с помощью лепщика Заколупина восстановить столовую точно в первоначальном виде. Мраморный карниз реставрировал Ф. Трискорни. Полностью был возобновлен и паркетный пол из разных пород дерева. Филенки четырех дверей расписал Кельберг. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века и погибший при пожаре, В. П. Стасов воссоздавать не стал, оставив потолок белым. Таким образом, можно констатировать, что уникальный интерьер возобновлен полностью и точно соответствует первоначальному виду. Это подтверждают, в частности, сохранившиеся проектные чертежи Камерона.

Остальные интерьеры анфилады Камерона выгорели полностью. Поэтому многое приходилось возобновлять по памяти.

Интерьер значительно пострадал во время пожара 1820 года, после чего декоративное оформление с некоторыми изменениями была воспроизведено В. П. Стасовым. При воссоздании Официантской ярко сказалось глубокое понимание духа Камерона, что ввело в заблуждение некоторых исследователей дворца, которые уверенно считали эту комнату сохранившейся от времени Камерона, хотя в действительности все воссоздано Стасовым.

Основной принцип художественного решения Официантской - симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, - был сохранен, но рисунок деталей (порезок и даже капителей) за неимением сохранившихся образцов был выполнен Стасовым. Действительно, несколько суховатый для почерка Камерона абрис капителей и в особенности не характерный для него верхний карниз с множеством «колокольчиков», или капелек, говорят за то, что детали этого интерьера исполнены Стасовым по своим рисункам. Из-за утраты образцов Камерона потолок в зале был оставлен белым.

Группу комнат у церкви, обращенную к саду, называют комнатами Елизаветы Алексеевны. Их семь: Передняя, Проходная, Камер-юнгферская, Опочивальня Елизаветы Алексеевны, Палевый кабинет (Живописный), Библиотека (Скульптурный) и Проходная. Они были отделаны Камероном, но сильно пострадали во время пожара.

Лучше других сохранились элементы внутреннего убранства в Однако и здесь очень пострадала лепка и мраморный карниз, но устояли против огня тонкие фаянсовые колонки, образующие альков. Сохранившиеся фрагменты и авторские чертежи, вероятно, известные Стасову, позволили ему возобновить помещения в прежнем виде, несмотря на то, что все лепное убранство, включая круглые медальоны, а также камин со спящей Венерой, двери с росписью и цветной пол были изготовлены заново.

Соседний тоже восстановлен с сохранением прежнего характера отделки. Однако роспись на сводчатом потолке и фризе (Брандуков), хотя и повторяет существовавшую композицию, но по рисунку для Камерона чрезмерно тяжела и отвечает характеру росписей стасовского времени.

Одним из интерьеров, переделанных Стасовым полностью, является . Она отделана настенной лепкой (Заколуспин) и росписью сводов (Брандуков). Характер использованных орнаментов типичен для Стасова, который любил бесконечный акантовый бегунок (фриз) и часто прибегал к мотиву римских штандартов, не раз набрасывая их эскизы и используя в отделке помещения, например лицейского зала. Библиотека отличается строгостью и торжественностью оформления-чертами, присущими творческой манере Стасова.

Наиболее полное раскрытие стиля ампир являет собой Своеобразный Кабинет при всей своей простоте необычайно эффектен. Он принадлежит к лучшим образцам русского интерьера в стиле ампир. Эффектное архитектурное решение кабинета дополняется продуманным и стилистически выдержанным убранством: цветом искусственного мрамора на стенах, росписями с военными символами и трофеями и мебелью, выполненной по проекту зодчего.

Характер рисунков стасовских паркетов резко отличается от рисунка полов и Растрелли, и Камерона. Здесь они соответствуют строгости остальной отделки комнат и представляют собой геометрический, преимущественно прямолинейный симметричный орнамент. Так, в Приемной пол охвачен простой рамкой и составлен из вписанных друг в друга восьмиугольников, в Кабинете - из прямоугольников, образующих крестообразные фигуры, между которыми вставлены «концентрические» квадраты. Стасов для паркетов широко использовал красное дерево с обрамлениями грушей, кленом, розовым и черным деревом.

В процессе восстановления выявилось катастрофическое состояние стропил над двухсветным . Стасов должен был сменить покрытие; при этом была повреждена отделка зала, поэтому лепку, резьбу, позолоту и паркет пришлось полностью реставрировать.

Была перестроена архитектором в 1823 году из помещений, отделанные Растрелли. Стены были обтянуты декоративными тканями в золоченых рамах, некоторые комнаты были выдержаны в китайском духе. Прежнюю отделку с резным настенным убранством Стасов сохранил только в небольшой комнате у лестницы, так называемой Зеленой передней.

Все остальные помещения были коренным образом переделаны по проекту, составленному Стасовым, очевидно, осенью 1823 г. К отделке зодчий привлек худоясников: Барнабу Медичи, Джона Скотти, Антона Виги, Дмитрия АнтонелПараллельно с отделкой комнат Марии Федоровны Стасов под¬готовил в третьем этаже помещения для фрейлин. Комнаты были отделаны в обычном характере, обставлены мебелью, изготовленной в мастерской Г. Гамбса и А. Тура.ли, Федора Брандукова и скульпторов Василия Демут-Малиновского, Фердинанда Трискорни, Этьена Мадерни, Петра Кретана.

Кроме них, здесь работали те же мастера, которые под руководством Стасова восстанавливали дворец после пожара 1820 года. С их помощью Стасов создал замечательные интерьеры, которые не только свидетельствуют о таланте зодчего, но достойно представляют русское искусство первой трети XIX в.

Параллельно с отделкой комнат Марии Федоровны Стасов подготовил в третьем этаже помещения для фрейлин. Комнаты были отделаны в обычном характере, обставлены мебелью, изготовленной в мастерской Г. Гамбса и А. Тура.

Несмотря на неоднократные ремонты и переделки в Большом дворце, его фасады Стасов существенно не затрагивал. Можно отметить только два факта: восстановление части фасадов, поврежденных в пожаре 1820 г., и устройство двух подъездов в 1825 г.

Циркумференция, или так называемый Полуциркуль,- одноэтажные корпуса против Большого дворца-в 1820-х годах перепланируется и ремонтируется Стасовым.

В комплексе Большого дворца нет ни одного уголка, которого бы не коснулась рука Стасова. Его оригинальный творческий вклад во дворец скромен - это две группы комнат: Александра I и Марии Федоровны, но они органически вошли в замечательный ансамбль помещений дворца. Главная же заслуга Стасова состоит в том, что он с величайшим тактом сумел реставрировать выдающиеся произведения своих гениальных предшественников Растрелли и Камерона и обеспечил сохранность их интерьеров на многие десятилетия.

Новый , выстроенный по проекту архитектора Кваренги в 1792-1796 гг., в XIX и начале XX вв. был постоянным местом пребывания царской фамилии. Его помещения неоднократно приспосабливались к требованиям и вкусам сменявших друг друга владельцев, поэтому многое из первоначальной отделки было изменено.

Обновляя в этом дворце парадные помещения летом 1817 г., Стасов заново оформил кавалерские комнаты в верхнем этаже с росписью стен и потолков, выполненной Брандуковым.

Позднее Николай I поручил Стасову подготовить для него . Новые интерьеры были осуществлены в 1826-1827 гг.

Работы Стасова в царскосельских дворцах для его дальнейшей деятельности были очень важными.

Во-первых, Стасов прошел большую школу в деле декоративного оформления жилых и парадных помещений и впервые продемонстрировал новые приемы в создании строгих и простых, но по художественным достоинствам изысканно благородных интерьеров.

Во-вторых, он приобрел значительный опыт организации крупного строительства с большим числом рабочих.

И, наконец, в-третьих, вокруг Стасова сплотился коллектив квалифицированных мастеров - специалистов всех видов общестроительных и, что особенно важно, отделочных работ. С этими людьми у зодчего установилось взаимное понимание и доверие, что обеспечивало успех и высокое художественно-техническое качество выполняемых работ.

Наряду с работами в пригородных царских резиденциях Стасов много внимания уделял и городской резиденции - Зимнему дворцу, где он в 1820-х годах создал ряд ценных интерьеров. Но это уже за рамками нашей Энциклопедии.

Постройки Стасова, и постройки, в которых он принимал участие, в Царском Селе, в хронологическом порядке:

  • 1811- перед Оранжереями. 23 апреля 1811 года был утвержден разработанный Стасовым проект нового мостика, главным украшением которого стала решетка из , - этот прием архитектор использовал в различных вариантах.
  • Начиная с 1811 г., с некоторыми перерывами, Стасов около 20 лет занимается . Коренная перестройка и приспособление китайских домов для жилья под руководством Стасова были произведены в 1817-1818 гг., отделка же фасадов и благоустройство - в 1822-1824 гг.
  • В 1813-1819 гг. были приобретены Министерством народного просвещения и по проекту архитектора В.П. Стасова приспособлены для вновь созданного учебного заведения - Благородного лицейского пансиона.
  • В 1815 году по его рисункам на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе были отлиты двадцать «чугунных цветников» или «таганов» с вазами для цветов, которые установили на пустующих уступах . Вообще по рисункам Стасова завод изготовил целый ряд чугунных украшений, заполнивших царскосельские сады; здесь и вазы, и скамьи, и мостики, в частности устои висячего .
  • В 1817 году по он меняет интерьеры
  • В 1817 году по проекту архитектора В. П. Стасова, создана в Екатерининском дворце, которая в различные периоды называлась также Передней, Овальной комнатой у чугунной лестницы, сохраняя служебное назначение.
  • Созданная в 1817 году по проекту В. П. Стасова . , которая по ее коробовому перекрытию называлась также Арковой комнатой, ведет посетителей в Парадный кабинет императора.
  • является частью не дошедшей до наших дней Карельской приемной Александра I, созданной В. П. Стасовым в 1817 году.
  • После разборки в 1809 году деревянного кавалерского дома в начале Садовой и перестройки в 1811 году Прачечного кавалерского дома под квартиру директора вновь учрежденного Императорского Царскосельского Лицея все здания дворцово-хозяйственного комплекса, стоявшие вдоль улицы, по «высочайшему повелению» были освидетельствованы архитектором В.П. Стасовым на предмет необходимости ремонтных работ. В результате с 1819 года застройка Садовой улицы по предложенным В.П. Стасовым проектам подверглась реконструкции, завершившейся в 1828 году созданием уникального ансамбля эпохи зрелого классицизма, сохранившегося до наших дней.
  • 1817-1824 строился в 1817-1824 гг. по третьему варианту В.П. Стасова (До этого к проектированию привлекались П.В. Неелов и

Василий Петрович Стасов (1769–1848) – русский архитектор, один из основоположников русского ампира .

Академик Петербургской академии художеств.

Отец известного искусствоведа В.В. Стасова

Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета.

После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния.

В 1794 году приехал в Петербург для прохождения воинской службы.

Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы.

Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний» .

Возвратившись на родину в 1808 году, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812 году.

С 1816 года – член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи – гостиный двор в Костроме (1812–1820), собор Александра Невского в Саратове (1815–1826; снесён в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815–1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М. Шестакова; 1821–1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824–1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В. Гаврилова и К. Греготовича; 1825–1832) и др.

Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград .

Однако с максимальной полнотой его творческая манера – стилистически унифицированная, строгая , основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), – раскрылась в зданиях, возведённых в Петербурге и его окрестностях : казармы Павловского полка, (1817–1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817–1823); Ямской рынок (1819–1820); провиантские склады – в самой северной столице (1819–1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819–1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817–1821), Манеж (1819–1821), Большая оранжерея (1820–1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827–1829, и Троицкий, 1828–1835) и триумфальные ворота – Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834–1838).

В 1832–1835 годах под его началом был завершён ансамбль Смольного монастыря , который строил в 1748–1764 годах В.В. Растрелли.

Вместе с А.П. Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж.

Он проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер , применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций.

Стасов реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме.

Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л. фон Кленце; с 1839 года).

Стасов - последний представитель русской классической архитектуры, расцветшей во второй половине 18 и начале 19 вв.

Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа русского классицизма - ампира, Стасов особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа.

В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812 года, темы воинской героики и доблести, государственного могущества .

Умер Василий Петрович Стасов в Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусства в Александро-Невской лавре.

На доме (Галерная улица, 40), где в Петербурге в 1817-30 годах жил Стасов, установлена мемориальная доска.

А рхитектор Василий Стасов первые свои здания проектировал без специального образования. Однако он стал вторым в России архитектором, который получил звание профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Стасов возвел многие известные здания Петербурга и Царского Села : ансамбль казарм Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенную церковь, Нарвские ворота и Царскосельский лицей .

Первые проекты архитектора-самоучки

Василий Стасов родился в 1769 году в Москве в небогатой дворянской семье. Основам черчения, рисунка и архитектурного искусства мальчик научился в гимназии при Московском университете. Ранняя смерть отца и старшего брата вынудила 14-летнего Стасова оставить учебу в гимназии и поступить в экспедицию Московской управы благочиния. Экспедиция утверждала проекты зданий и места под их строительство.

Способный юноша быстро продвигался по службе и вскоре получил звание помощника архитектора. С этого момента Василий Стасов не только проверял чужие чертежи, но и получил право самому проектировать здания. За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов для Москвы и Московской области.

К 1794 году Василий Стасов стал известным архитектором , но без академического диплома он мог бы до конца жизни прослужить в Московской управе благочиния. На судьбу архитектора повлиял дворцовый переворот 1801 года в Петербурге. Ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве - одно из центральных мест коронационных торжеств нового императора Александра I .

Московский архитектор-самоучка представил проект, который Александру I очень понравился. Сооружение для коронационных торжеств имело форму овала и было поделено на кварталы. В центре каждого из них находились бассейны, куда стекались белые и красные вина, пиво, мед. Буфеты с угощениями были оформлены в виде турецких, римских, греческих, китайских и древнерусских храмов. Архитектурные чертежи Стасов дополнил описаниями увеселений.

Профессор Римской академии

В 1802 году император направил Василия Стасова в Париж - изучать архитектуру за государственный счет. Но в 1804 году отношения между Россией и Францией резко ухудшились, и Стасов был вынужден переехать в Рим. Здесь он поступил в Академию живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. За успехи в учебе Римская академия присвоила русскому архитектору звание профессора - до Стасова такого звания из россиян удостаивался лишь зодчий Василий Баженов.

В Италии архитектор планировал оставаться 1,5 года, но в итоге пробыл 4: в 1805 году в Европе началась война между Наполеоном и русско-австрийской коалицией. Вернуться на родину Стасов смог только после заключения Тильзитского мира. По возвращению в 1808 году Стасова отправили на службу при генерал-губернаторе Петербурга для работ «по особым высочайшим повелениям». С этого времени архитектор работал над самыми крупными заказами двора и государства.

В 1810 году Василию Стасову поручили перестроить под учебное заведение часть Екатерининского дворца в Царском селе. На первом и втором этажах Стасов разместил квартиры преподавателей и хозяйственные помещения, на третьем этаже - учебные классы и большой парадный зал. На четвертом этаже находились спальни лицеистов.

В 1811 году Стасова избрали академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Через год архитектор окончательно перебрался из Москвы в столицу. Его первым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс Российской Академии на Васильевском острове . Одновременно зодчий работал над строительством Казанского собора , благоустройством территории вблизи Мытного двора.

Архитектор Петербурга и Царского села

В 1817 году по проекту Стасова началось грандиозное строительство: на Марсовом поле возводили казармы Павловского полка. Параллельно зодчий работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора. Вместе здания создали изящный архитектурный ансамбль, который к тому же сочетался с окружающими строениями. За выдающееся мастерство император пожаловал Стасову пожизненный пансион в 2000 рублей в год.

Василий Стасов умер в 1848 году. Похоронили архитектора в некрополе Александро-Невской лавры .

А рхитектор Василий Стасов начинал свою карьеру как рядовой чертежник в Экспедиции архитектурных дел. Однако сегодня невозможно представить облик Москвы или Санкт-Петербурга без построенных или реконструированных им зданий. Предлагаем прогуляться по двум столицам и познакомиться поближе с творениями известного русского архитектора .

Ансамбль провиантских складов

Проект Провиантских складов Василий Стасов создал, работая в Инженерном департаменте Петербурга. Воплощением его идеи в Москве занимался архитектор Федор Шестаков.

Архитектурный ансамбль прост, но величествен. Все здания ансамбля - двухэтажные, высота потолков у них одинаковая - шесть метров. Полукруглые окна размещаются в нишах, декор фасадов лаконичен: их центральные части украшены рустовкой. Оштукатуренную поверхность разрезали пилой особым образом, чтобы стены выглядели сложенными из крупных камней правильной формы. Также на фасадах можно увидеть лепные украшения. Декоративные карнизы и венки с гирляндами были характерными элементами отделки зданий в стиле ампир.

Нарвские ворота

Триумфальную арку построили в честь русских войск после победы в Отечественной войне 1812 года. Арка была возведена из дерева и гипса всего за один месяц и вскоре обветшала. Разработать новый проект ворот поручили Василию Стасову. Строительство началось в 1827 году и продолжалось семь лет.

Арку построили из кирпича, который потом обшили медными листами. Ее высота составила около 30 метров, а ширина - 28 метров. Ворота опоясывали 12 десятиметровых колонн. На декоративных карнизах установили крылатые женские фигуры (по задумке скульптора Ивана Леппе они олицетворяли Славу), а внизу - медные скульптуры русских витязей. Арка украшена барельефами и золотыми памятными надписями. Венчает ворота фигура Победы на колеснице, запряженной шестеркой коней.

Во внутренних помещениях арки по задумке архитектора должен был открыться мемориальный музей. Но по решению военного ведомства там разместили солдат, охранявших Нарвскую заставу.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

На месте казарм Павловского лейб-гвардии полка в разное время находились дворец Елизаветы - дочери Петра I, ломбард, Петербургский воспитательный дом. В 1797 году в здании расположились казармы Кексгольмского полка. Спустя 20 лет Василий Стасов по поручению Александра I занялся реконструкцией здания. Он сохранил его первый ярус, незначительно изменил внутреннюю планировку и создал единый фасад с правильными пропорциями, присущими классическому стилю в архитектуре. На фасаде появился десятиколонный портик, первый этаж украсили арки, а верх здания - лепные барельефы. Монументальное сооружение завершило архитектурный ансамбль площади, где проходили военные марши, учения, парады и смотры войск.

Перепланировка корпусов позволила разместить в казармах до 3000 человек. Василий Стасов предусмотрел различные хозяйственные помещения: кухни и прачечные, кузницы и оружейные склады. Внутри здания появилась церковь.

Троице-Измайловский собор

Первая церковь лейб-гвардии Измайловского полка была деревянной. Летом ее возводили недалеко от устья реки Фонтанки, а на зиму разбирали. В 1754 году на ее месте заложили пятиглавый храм, но он сильно пострадал от наводнения 1824 года. Василию Стасову поручили по образцу старой церкви создать проект каменного собора, строительство которого закончилось в 1835 году.

Планировка и декор собора сдержанны. 24 колонны его портиков стоят близко к белым гладким стенам, вверху расположены барельефы, изображающие ангелов и цветочные гирлянды. Основной акцент в храмовой композиции Василий Стасов сделал на пяти ярко-голубых куполах. Близко расположенные друг к другу, они формируют торжественный силуэт храма.

Собор Измайловского полка должен был стать не просто молельным домом, но и музеем, который будет рассказывать о завоеваниях Российской империи. Внутри церкви хранились военные трофеи Крымской и Русско-турецкой войн - знамена, ключи от городов, орудия и флаги с захваченных кораблей.

Зимний дворец

В 1837–1839 годах Василий Стасов руководил восстановительными работами в Зимнем дворце . Внутренние помещения Зимнего дворца, кроме сводов первого этажа, уничтожил сильнейший пожар 1837 года. Его не могли потушить три дня, в огне погибли 13 человек.

В реконструкции здания также участвовали архитекторы Александр Штауберт и Александр Брюллов. Восстановление внутренних помещений было выполнено в рекордно короткий срок - всего за два года. При строительстве новых перекрытий Стасов использовал специальные несгораемые материалы для крыши дворца и новые конструкции, которые должны были облегчить своды. По распоряжению Николая I Стасов практически без изменений восстановил интерьеры Парадной (Иорданской) лестницы, Большой и Малой церквей. Парадные залы дворца подверглись небольшой перепланировке, но в целом и они были оформлены в прежнем виде.

Малый Эрмитаж

Проект Висячего сада, по желанию Екатерины II, разработал Жан Батист Мишель Деламот. Сооружение расположилось между Северным и Южным павильонами Малого Эрмитажа . Уже в 1766 году здесь высадили первые деревья и кустарники.

К 1841 году Висячий сад находился в плачевном состоянии. Его реконструкцию поручили Василию Стасову. В помещениях под садом находился Манеж, конюшни и каретный сарай. Архитектор заменил опорные столбы в Манеже, а по периметру антресольного этажа построил галерею. Для укрепления сводов конюшен Стасов установил гранитные колонны, в перестроенных подвалах появилась новая система отопления - аммосовские печи. В них попадал уличный воздух, нагревался и по специальным жаровым каналам, проложенным в стенах, поднимался в помещения дворца. Во время реконструкции была усовершенствована система канализации. Спустя два года Василий Стасов надстроил четвертый этаж Южного павильона.

Исаакиевский Собор

Василий Стасов входил в комитет Исаакиевского собора . Группа российских архитекторов, инженеров, художников и скульпторов была задействована в строительстве, которым руководил Огюст Монферран. Конкурс на реконструкцию Исаакиевского собора был объявлен в начале XIX века: предыдущий приземистый храм совершенно не вписывался в архитектурный облик Петербурга. Про его кирпичные стены на мраморном основании жители города сочиняли ехидные эпиграммы, за что некоторых из них даже сослали в Сибирь. Новый храм возводили 40 лет - с 1818 по 1858 год.

При строительстве здания было применено много новых для того времени технологий: купол построили с применением металлических конструкций, мраморные колонны привозили с пристани (куда их доставляли с каменоломни) по первому в России рельсовому пути, для подъема колонн использовали специальные леса и механизмы. После реконструкции Исаакиевский собор стал четвертым в мире по величине. Его высота составляет 101,5 метра, а внутреннее пространство храма позволяет одновременно вместить 10 тысяч посетителей.

Василий Стасов родился 4 августа 1769 в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было ещё два ребенка — сын и дочь. Зимой Стасовы жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколово.

Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. Возглавлял Экспедицию архитектор Семен Антонович Карин, крупный знаток русского зодчества. Новый ученик понравился ему своей исполнительностью и трудолюбием. Сперва подростку поручали делать несложные чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. Через год ему присвоили звание архитектуры сержанта, а начал он архитектуры капралом. Стасов любил бывать на стройках, особенно тех, что велись в Москве по проектам Баженова и Казакова. Возможно, он изучал их чертежи, представляемые в Экспедицию для утверждения. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. Это была хорошая школа. Она побуждала к творчеству, воспитывала вкус, звала к интенсивной умственной жизни.

Стасову повезло. Друзья ввели его в дом Хлебниковых. Эта просвещенная семья имела одну из крупнейших в стране библиотек. Через дочь Хлебникова — Анну Петровну, в замужестве Полторацупо, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты — Державин, Жуковский, Карамзин, Крылов, Вяземский, Боровиковский, и многие другие.

Казармы Павловского полка

В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в круг передовых людей петербургского просвещенного общества. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.
Ровно через год, 1 января 1795, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, то есть не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых — проект гостиниц на бульварах. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.
Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18-го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле. Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения.

Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 году Стасов, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки. В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

В январе 1810 архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города — в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове.

К 1811 относится преобразование Садовой улицы города, начавшееся с замены ветхого деревянного моста через канал перед Оранжереями и строительства Лицея. 23 апреля 1811 был утвержден разработанный Стасовым проект нового мостика, главное украшение которого - решетка из пересекающихся дуг с орнаментальными вставками — этот прием архитектор использовал в различных вариантах.

Осенью 1811 Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Это ещё больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

После 1812, когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург. В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге. Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах. В мае 1816 года Стасова назначили членом «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах».

Значительна роль Стасова в создании ансамбля Марсова поля , где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816. Казармы строились с 1817 по 1819, а конюшни — с 1817 по 1823. Павловские казармы — одно из лучших произведений архитектора.

Все выдержано в простых и строгих пропорциях. Какие же это казармы? Фасадом в сторону Летнего сада стоит красивый дворец. Посредине центральной части выдвинута вперед колоннада строгого, монументального дорического ордера в двенадцать стволов. Она несет высокий аттик — стену над карнизом, украшенную щедро барельефами. Колоннада поставлена на высокую аркаду первого этажа. Фасад заканчивается с обеих сторон шестиколонными портиками с фронтонами, также поставленными на аркады первого этажа. На фасаде по Миллионной улице тоже поставлен десятиколонный портик с фронтоном и за ним высокий аттик с барельефами военных доспехов. В центре аркады первого этажа расположены ворота, украшенные по обе стороны нишами.

Осенью 1816 Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812. Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность.

Свято-Троицкий Измайловский собор

Вскоре жизнь Стасова круто переменилась. В слободе Семеновского полка в бревенчатом доме с мезонином жила семья Марии Федоровны Сучковой, вдовы гвардейского поручика. Стасов познакомился с её дочерью, двадцатилетней красавицей Машей, и страстно влюбился в нее. Больше года продолжались встречи — в Семенцах и в Москве, где Маша гостила у родственников. Признаться в своем чувстве у него долго не хватало смелости: такая разница в летах. В начале года Василий Петрович сделал девушке предложение, а 6 августа 1817 Василий Петрович и Мария Абрамовна поженились. Супруги поселились в одном из кавалерских флигелей, рядом с Лицеем. А к зиме сняли квартиру в доме коллежской советницы Ошметковой, на углу 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова.

В мае 1818 года у Стасовых родился первенец. Его нарекли Николаем. Спустя год, в июле, — сын Александр, в 1820 — дочь Софья, в 1822 — дочь Надежда, а через два года, 2 января — сын Владимир, 20 января — Дмитрий. В июне следующего года семья Стасовых снова увеличилась: родился мальчик, которого назвали Борисом. Стасовы переехали с Васильевского острова к Семеновскому мосту, где заняли большую квартиру в доме Цыгарова, на углу Гороховой и Большого Казачьего переулка. Воспитывать детей помогали мать зодчего Анна Антипьевна и его сестра Вера Петровна. Она до конца своих дней прожила у брата.

Царскосельский лицей

Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гоф-интендантском дворе. Эти произведения, имеющие облик величавый и праздничный, отмечены печатью самобытности, безупречного вкуса и таланта. Объектов множество. И оригинальных, и тех, что надлежало привести, как тогда писали, в «первобытное состояние». После пожаров, которые нередко случались, он восстановил в Большом дворце Китайскую гостиную и Белую столовую, а позже — дворцовую церковь, апартаменты, примыкающие к ней, и Лицей. По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. С 1817 по 1820 год зодчий восстановил после пожаров и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме 850 комнат.

В Петербурге по его проекту был возведен Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру. Это здание стало здесь своеобразным архитектурным центром. Сооружение рынка завершилось в 1819. А ещё раньше Стасов построил на Невском проспекте здание с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, украсившее главную магистраль города. По заказу купца Косиковского он создал четырехэтажный дом на Большой Морской. Органично вписал зодчий в панораму Невского проспекта и площади Казанского собора дом священнослужителей.

Спасо-Преображенский Собор

Ещё в 1825 Стасов создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами. Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828-1829, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии.



Эти творческие принципы — сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики — Стасов развил ещё в одном монументальном творении — Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827. В нем он учел требование, согласно которому нужно было сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света. Строительство предстояло начать весной будущего года.

В число служебных обязанностей Василия Петровича входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами.

Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Летом 1831 года на семью Стасовых обрушилось страшное горе. Холера «морбус» металась по улицам столицы, проникала во дворцы и обывательские дома. 30 июня умерла Мария Абрамовна, через пять дней — её сестра Татьяна, а ещё через двадцать — их мать Мария Федоровна. Печаль надолго поселилась в семье зодчего. Только горячее участие друзей, которые в те месяцы были рядом и окружили сирот заботой и лаской, помогло устоять на ногах. Да ещё работа — Стасов заставлял себя трудиться упорнее, чем прежде.

Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Санкт-Петербурге

…С первых дней августа 1827 у Нарвской заставы стали рыть котлован, а 17 августа 1834 состоялась церемония открытия Нарвских ворот. Гвардейские полки, поименованные на пилонах триумфальной арки, прошли под ней торжественным маршем. Их приветствовали тысячи горожан. Впереди гвардейцев шла рота дворцовых гренадеров, сформированная из ветеранов Отечественной войны.
Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, «сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере». Однако уже современники отмечали его огромную роль в создании этого памятника воинскому героизму, имея в виду величавую строгость, мужественную простоту и монументальность сооружения.

Василий Стасов. Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1834—1838.

Менее чем через месяц после торжества на Петергофской дороге, 14 сентября, состоялась закладка других триумфальных ворот — за Московской заставой. Торжественное открытие памятника, отличавшегося художественным совершенством, состоялось 16 октября 1838 года.
До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.
Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов»