Знания и умения по данному. Психологическая характеристика знаний, умений, навыков. Навыки высокоэффективных людей

Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки. Они приходят с опытом и совершенствованием необходимых навыков. Различие между умениями и навыками отражает степень овладения конкретными действиями, необходимыми, чтобы справиться с поставленной задачей.

Определение

Умение – реализация способности осмысленно выполнять какую-либо работу, требующую теоретических знаний и практических навыков.

Навык – это сочетание стереотипных физических действий и мыслительных операций, которые выполняются в необходимой последовательности как часть определенного вида работы.

Сравнение

Навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, которые фиксируются в памяти на осязательном и мышечном уровне. Со временем их выполнение становится автоматическим и не требует дополнительной фиксации внимания.

Например, навыки чтения заключаются в способности распознавать языковые символы, вслух или молча воспроизводить состоящие из них слова, соединять минимальные фрагменты текста в предложения, фразы или высказывания и понимать смысл прочитанного. Обладающему такими навыками человеку не требуется каждый раз воспроизводить в памяти весь алфавит, вспоминать значение каждого слова и задумываться о правильном ударении. В его непосредственном опыте уже сложился алгоритм согласованных действий, связанных с техникой чтения.

Умение – более сложное понятие. Оно сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным или профессиональным опытом способы действия. Умение складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.

Уметь читать – значит не только владеть техникой чтения, но и воспринимать сложные формы выражения авторской мысли, понимать метафорические образы и аллегории, интерпретировать содержание в соответствии с его идеей.

Если действие переходит в навык, оно становится не целью, а способом выполнения работы. Умение характеризует качество этого выполнения.

Выводы сайт

  1. Навык является закрепленным в сознании и автоматически выполняемым действием. Умение – это ряд выполняемых определенным способом действий, которые приводят к качественному результату работы.
  2. Навык приобретается при многократном повторении каких-либо операций. Умение формируется как устойчивое сочетание осознанной цели действий и применения необходимых для ее достижения навыков.
  3. Навык – начальная стадия овладения физическими упражнениями, трудовыми действиями и способами мышления. Умение – более высокий уровень выполнения действий, направленных на реализацию многоуровневых задач профессионального, интеллектуального или творческого плана.
  4. Приобретенный навык не требует концентрации внимания. Умение предполагает постоянное переключение внимания с одного вида выполняемых действий на другой.
  5. Навыки являются составной частью умений. Умение можно рассматривать как обобщенное понятие по отношению к навыкам.

Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом – это сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навык – это автоматизированный компонент действия.

Развитие и совершенствование деятельности можно представить как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Согласование навыков происходит тогда, когда 1) один из навыков служит средством лучшего усвоения другого; 2) система движений обоих навыков соответствуют; 3) когда конец одного навыка является фактическим началом другого.

Интерференция возникает тогда, когда 1) система движений одного навыка противоречит другому; 2) при переходе от одного навыка к другому приходится ломать структуру движений, переучиваться; 3) система движений одного навыка частично входит в систему движений другого, как следствие происходит искажение движения; 4) начало и конец обоих навыков не состыкуются.

Умения, в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, находящихся под сознательным контролем.

Основное качество умений заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений (навыков, операций, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Умения и навыки делятся на типы : 1) двигательные, 2) познавательные, 3) теоретические, 4) практические.

Третий элемент в освоении деятельности – привычка . Отличается от умений и навыков тем, что представляет собой непродуктивный элемент деятельности, негибкая и часто неразумная часть деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

От навыка отличается тем, что может в определенной степени сознательно контролироваться, а от умения тем, что не всегда является разумной и полезной.

Выводы:

1. Поведение – это результат активности живого существа.

2. Формы поведения животных: инстинкт, научение, интеллектуальные формы поведения.

3. Деятельность– это специфический вид активности человека, существенно отличающийся от поведения.

5. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

6. Умения– это сознательно контролируемые части деятельности. Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений.

7. Между собой навыки могут согласовываться, а могут интерферировать.

Миллер, Д., Галантер, Ю., Прибрам, К. Планы и струкура поведения. – М., 1964.

Леонтьев, A.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94 232.

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.


Знания, умения и навыки — взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний — результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки — схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.


Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).


Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.


Что такое мотивация — определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.


Школьное обучение — начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Кому нужен человек без знаний, определенных навыков и умений? Его будут терпеть в семье, но работу такому индивиду найти трудно. Знания — это залог карьерного роста, без них человек постепенно деградирует.

В быту очень полезны определенные навыки и умения. В статье мы дадим список знаний, умений и навыков, необходимых для жизни.

Что такое навыки?

К навыкам относятся вещи, которым мы учимся постоянно. К примеру, умение писать, читать или что-то мастерить является навыками. Список навыков человека можно разделить на несколько групп:

    Комплексные и простые.

    Теоретические.

    Практические.

Все они достигаются только через практику, требующую определенного внимания со стороны обучающегося.

Давайте подробно разберем основные моменты из списка навыков человека, представленного выше.

Комплексные и простые навыки

Приведем пример обучению комплексным и простым навыкам на освоении работы компьютера.

В наше время дети рождаются с мышкой в руках, как шутят взрослые. Некоторые из них осваивают компьютер на уровне пользователя, иных ждет будущее программистов. Таких деток интересует владение определенными компьютерными программами, освоение текстовых процессов и прочие познания, связанные с ЭВМ. Обучение всему этому называется комплексным навыком.

Под простым подразумевается умение пользоваться компьютером на уровне пользователя: печатать, работать с электронной почтой, общаться в социальных сетях.

Теоретические навыки

Продолжаем рассматривать навыки человека, список которых представлен выше. На этот раз поговорим о теоретических познаниях и умениях.

Характерной особенностью навыка является умение ориентироваться в его сути и применять на практике. Человек способен обладать теоретическими навыками, но никогда не пользовался ими как инструментом для осуществления той или иной деятельности.

Практические навыки

Основные составляющие данного вида навыков человека, список которых приведен выше, выглядят так:

    прохождение личным опытом;

    отсутствие сложностей в выполнении;

    доведение до автоматизации.

Все эти пункты совместимы с предельным вниманием в моменты обучения тому или иному навыку. Вот мы и подошли к данному моменту.

Виды внимания

Психологи доказали о существовании трех видов внимания. Оно бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Произвольное внимание

В школе мы учимся данному виду, ибо для усвоения того или иного материала вынуждены сосредотачиваться на объяснении учителя.

Произвольное внимание — это сосредоточение с помощью волевых усилий на каком-либо объекте. К примеру, взрослый человек учится водить машину. Все его внимание сосредоточено на дороге, начинающий водитель старается объезжать возникшие на пути ямы, пристально следит за другими машинами, соблюдая дистанцию на дороге.

Непроизвольное внимание

Представьте ситуацию: сидите вы дома, читаете книгу. Вдруг хлопает входная дверь, вы отвлекаетесь и прислушиваетесь. Поняв причину хлопка (кто-то из домочадцев вернулся), снова принимаетесь за чтение.

Раздражителем выступает дверной хлопок, направленное на него внимание является непроизвольным.

Послепроизвольное внимание

Для человека, овладевшего навыком в совершенстве, его выполнение не составит труда при любых обстоятельствах. Лень, плохое самочувствие, расстройство — это не повод для того, чтобы испортить работу, ибо она доведена до автоматизма.

Послепроизвольное внимание характеризуется автоматизмом действий, о котором написано выше.

Навыки высокоэффективных людей

Тридцать лет назад вышла замечательная книга американского писателя Стивена Кови. Она была переиздана в 2004 году, переведена на 40 языков мира, количество продаж превысило все мыслимые показатели. В 2011 году книга вошла в ТОП-25 среди наиболее влиятельных в мире бизнеса.

Те, кому довелось прочесть ее, подтвердят написанное. Книга называется «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности». Как можно догадаться, в ней представлен список навыков высокоэффективных людей, с которым можно ознакомиться прямо сейчас.

    Действуйте в соответствии со своими жизненными принципами, вне зависимости от сложившихся обстоятельств и условий окружающей среды. Иными словами, будьте проактивны.

    Представляйте конечную цель, перед тем как начать действовать.

    Сначала делайте все важное и срочное. Умейте расставлять приоритеты в своей деятельности.

    Думайте позитивно.

    Умейте слушать окружающих. Это важнее, чем быть услышанным ими.

    Стремитесь к взаимовыгодному взаимодействию.

    Работайте над собой, ибо предела совершенству нет.

Составляем резюме

Говоря о навыках человека, сложно обойти стороной способность правильно составлять резюме. Навыки и знания необходимы как в повседневной жизни, так и при трудоустройстве.

На что смотрит работодатель? Почему одних соискателей постоянно приглашают на собеседования, а иные сидят неделями дома? Дело в правильно составленном резюме.

Приведем пример инструкции навыков и умений для резюме. Соискателю необходимо умение выгодно подавать информацию о своих навыках. Данный блок резюме заполняется в соответствии с требуемыми умениями и знаниями по искомой должности.

Человек, претендующий на вакансию, при которой необходим постоянный контакт с другими людьми, должен обладать следующими навыками:

    Грамотная устная и письменная речь.

    Умение проявлять тактичность.

    Способность убеждать.

    Опыт успешных продаж, если соискатель устраивается на соответствующую должность.

    Умение находить подход к клиентам.

    Способность быстро обучаться.

    Оперативно реагировать на полученную от клиента информацию.

Тому, кто претендует на управленческую должность, потребуется обладание деловыми и личными качествами работника, готового стать начальником над другими:

    Умение принимать решение и нести ответственность за них.

    Высокая коммуникабельность, способность располагать к себе людей.

    Способность быстро разрешать конфликтные ситуации.

    Настойчивость.

    Эффективность управления персоналом.

    Аналитическое мышление.

Навыки XXI века

Необходимые навыки человеку XXI века, стремящегося продвигаться по карьерной лестнице и быть успешным в жизни, выглядят следующим образом:

    Грамотное изложение мыслей на бумаге. Согласитесь, деловое письмо со множеством ошибок, составленное секретарем компании, выглядит отталкивающе и нелепо. Да и обычная дружеская переписка, в которой энное количество ошибок, не делает чести безграмотному товарищу.

    Умение грамотно разговаривать. Пригодится как на работе, так и при простом общении. Всегда приятно иметь дело с собеседником, чья речь похожа на журчащий ручей вместо загрязненного болота.

    Уверенность в себе — еще одно необходимое качество. Современный человек должен обладать способностью отстаивать свое мнение, слепое подчинение и доверие придется по вкусу манипуляторам.

    Планирование собственного времени. Есть скучные и рутинные задания на работе, но выполнять их приходится. Для того чтобы работа пошла быстрее, необходимо правильно распоряжаться своим временем. В быту жить по расписанию проще, человек знает, что необходимо сделать за определенное время, ему легче контролировать себя.

    Постоянное обновление своих знаний и навыков. Общение с профессионалами того или иного дела поможет чему-то научиться.

    Освоение новых технологий. Не стоит пренебрегать изучением использования компьютера, ссылаясь на возраст, к примеру.

    Умение решать проблемы, творческий подход к работе. По инструкции работать просто, каждый способен делать это. Но креативное мышление приносит куда лучшие результаты в продвижении по карьерной лестнице.

    Способность продавать свое время. Есть такая фраза: «знай себе цену». Ее можно отнести к умению ценить свое время, обговаривая заработную плату, не стесняйтесь повышать ее. Ваши знания и навыки стоят несколько больше, чем предлагает за них работодатель.

    Способность работать в команде. В описаниях многочисленных вакансий постоянно встречается эта фраза. Человек, готовый раскрыть свой потенциал, работая в команде, быстро преодолеет ступени карьерной лестницы.

    Применение своих знаний. Об этом написано выше, теория — дело хорошее, но без практики она не представляет никаких преимуществ для своего обладателя.

Какие умения необходимы женщине для жизни?

Все изложенное выше относится в основном к рабочим навыкам и умениям. Жизнь диктует свои правила, следовать им приходится вне зависимости от собственных желаний. О знаниях, навыках и умениях, необходимых для жизни, мы поговорим в данном подразделе.

Основной навык, необходимый женщине — умение хранить домашний очаг. Сюда входит приготовление вкусной пищи, воспитание детей и поддержание порядка. Кроме этого, она должна быть разносторонне развитой, помогать своему мужчине в тех или иных вопросах. За каждым успешным мужчиной всегда стоит сильная женщина — данную фразу слышали многие.

Мужские навыки

Список навыков человека представлен выше. Этот подраздел посвящен тому, чем должен обладать современный мужчина:

    Умение досконально разбираться в своей деятельности.

    Способность применять знания на практике.

    Умение прислушиваться к словам близких, друзей и коллег.

    Быть компетентным в бытовых вопросах.

Заключение

Мы разобрались со списком навыков и умений человека, необходимых современным личностям. Поговорили об их особенностях, о способах освоить определенные навыки. В статье рассказано о видах навыков и внимания.

Знания, умения и навыки — три основные составляющие, необходимые современному человеку для успешного продвижения по карьерной и лестнице и взаимодействия с окружающими людьми. Чем больше мы знаем и умеем, тем лучше для нас и ближних. Появляется возможность помочь окружающим, быть полезным родственникам, друзьям и просто нуждающимся в помощи.

Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.

Из чего выбрать

Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:

  • навыки межличностного делового общения;
  • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
  • внимание к различным нюансам и деталям;
  • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
  • умение проявлять гибкость;
  • навыки управления проектами;
  • деловое лидерство.

Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.

Умения лидеров

В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.

В качестве навыков можно указать такие умения:

  • разрешать конфликтные ситуации;
  • планировать и оптимально организовать рабочий процесс;
  • принимать решения и за их результаты отвечать самостоятельно;
  • критически мыслить;
  • эффективно управлять временем и людьми, находящимися в подчинении;
  • применять мотивационные программы;
  • стратегически и творчески мыслить;
  • вести переговоры;
  • коммуникативные навыки, умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.

Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.

Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.

Профессии связанные с общением

Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:

  • умение управлять временем;
  • опыт личностного общения и успешных продаж;
  • грамотная устная речь, хорошо поставленный голос, необходимая дикция;
  • творческий подход к продажам;
  • умение слушать, давать компетентные советы, находить подход к клиентам;
  • способность быстро обучаться и легко воспринимать крупные объемы информации;
  • навыки обслуживания людей, умение проявлять тактичность и толерантность.

Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:

  • владение английским, итальянским, французским или другим языком;
  • уверенное пользование ПК, знание программ MS Office;
  • навыки деловой переписки, в том числе и на иностранном языке;
  • умение проявлять внимание, заинтересованность, дружелюбие.

А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:

  • мотивированность на результат обучения;
  • высокая энергичность и инициативность;
  • умение сконцентрировать внимание группы людей и удерживать его определенное время;
  • наработанные навыки терпения и гибкости, которые необходимо проявлять при общении с обучаемыми;
  • умение планировать и грамотно организовывать рабочий процесс.

Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.

Иные варианты

Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:

  • проводить диагностику профессионального оборудования;
  • мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
  • владеть техническим английским;
  • работать с крупными объемами информации.

По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.

Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:

  • уметь аналитически мыслить;
  • организовать работу на закрепленном участке;
  • анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
  • грамотно планировать;
  • уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
  • правильно расставлять приоритеты;
  • уметь работать с большим количеством документов;
  • уметь выделять первостепенные задачи;
  • обладать навыками работы с контролирующими органами.

К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:

  • знание законодательства, принципов работы судебной системы;
  • умение составлять документы, договоры;
  • навыки анализа правовых документов;
  • возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
  • знание компьютера, программ MS Office;
  • коммуникативные навыки;
  • умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
  • многовекторность (умение работать в разных направлениях);
  • навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
  • способность работать с документами;
  • умение организовывать работу и планировать выполнение задач.

В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.

Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?