Что такое катехизис православной и католической церквей. Катехизис в православии Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Катехизис возвращается

Этим летом Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. В XIX веке таких катехизисов было написано около десятка, большинство из них и сегодня можно встретить на церквоных книжных прилавках. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет?

Ответы без вопросов

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих тысяч неофитов. «Если вы меня спросите, каким я хотел бы видеть новый катехизис, я бы ответил: таким, как катехизис святителя Филарета, — признается завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Борис Левшенко . — Он должен давать точные и емкие ответы на прямые вопросы, и именно таким был катехизис московского святителя». Однако катехизис свт. Филарета спустя 200 лет воспринимается скорее как музейный экспонат. И дело не только в устарелых формулировках или тяжеловесном языке — «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось. А это значит, что должен меняться и язык проповеди», считает председатель ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) .

Решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 года, состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II менее чем за полгода до смерти Предстоятеля. Летом 2009-го его преемник Патриарх Кирилл поручил Богословской комиссии приступить к работе. «Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде всего в доступном языке и акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей, — говорит архиепископ Иларион (Алфеев). — Например, в Росси больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь “не убий”. А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии. Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно». Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».

«Катехизисы, какими они были в XIX веке, — это набор правильных ответов на несуществующие вопросы, — известный церковный публицист, миссионер и преподователь Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев настроен решительно. — Я просто не могу себе представить человека, который мог бы в такой формулировке о чем-то спрашивать. Форма вопросов и ответов (как в катехизисе свт. Филарета) тогда была не более чем уловкой. Сегодня же мы живем в мире, где люди готовы задавать вопросы по сути православного вероучения, в том числе и те, которые просто не могли возникнуть у человека XIX века. Конечно, катехизис — не попытка кого-то убедить, а торжественная декларация, обозначение условия членства в Церкви. Но для современного человека он должен быть современным».

Протоиерей Борис Левшенко считает, что такие изменения естественны: «Разные эпохи церковной истории подразумевали разные формы ответов на одни и те же вопросы, и лучше всего эти ответы давать на том универсальном языке, который существует в конкретное время».

Учение без дури

Катехизисы бывают разные: есть такие, которые являются в первую очередь учебными пособиями, есть катехизисы-справочники, есть катехизисы для новоначальных. Есть катехизис как инструмент для миссионера, который можно дать человеку, чтобы он уяснил себе основную суть Православия, а есть катехизис как камертон для внутрицерковных дискуссий, поясняет протодиакон Андрей Кураев. Каким будет новый «учебник веры», еще не решено, но одна из главных задач уже поставлена. «Катехизис — это попытка положить предел личной дури некоторых церковных или даже околоцерковных проповедников, — говорит протодиактон Андрей Кураев. — Новый катехизис нужен, чтобы простой человек не торопился отождествлять любую публикацию или устный совет, исходящий из уст приходского священника, с мнением Православной Церкви. Перед создателями катехизиса будет стоять проблема: как не перейти пределов, положенных святыми отцами. Сегодня мы видим немало людей, которые эти границы Православия очерчивают по своему вкусу, причем часто в круг вероучительных вопросов включаются и вопросы чисто светские — политические, культурные, отношение к явлениям современной культуры. Авторы катехизиса должны быть осторожны. Нельзя торопиться выдавать за учение святых отцов даже те вопросы, по отношению к которым в современной Церкви есть единая позиция».

В отличие от всех предыдущих, первый с начала XIX века официальный катехизис Русской Православной Церкви, по словам архиепископа Илариона, станет не авторской работой, а итогом труда лучших современных богословов и церковных ученых, целого коллектива авторов под руководством Богословской комиссии и Синода.

«Я думаю, будет использована та же технология, что и при создании “Основ социальной концепции РПЦ”, — предполагает архиепископ. — Будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты из разных областей богословской науки, и новый катехизис станет коллективным трудом, который утвердит сначала Библейско-богословская комиссия, а затем Священный синод и Архиерейский собор». Конкретный состав авторов в скором будущем должна утвердить Библейско-богословская комиссия.

Что такое катехизис?

Катехизис — это краткое, точное и емкое изложение веры, своего рода религиозная «таблица умножения». Подробности проясняет для «НС» председатель ОВЦС, известный богослов и церковный ученый, ректор общецерковной аспирантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архиепископ Илларион (Алфеев):

— Катехизис (от греч. katecheo — оглашать, наставлять, учить) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия. Э то книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.

Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них — Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .

В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это — протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий.

Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

В каждом из течений христианской религии есть книга, из которой верующие могут узнать ответы на самые распространённые вопросы богословия. Кроме того, в ней присутствуют сведения по начальному христианскому образованию до . Называется такая книга – катехизис.

Одноклассники

  1. Что такое катехизис
    1. Спорное авторство Филарета
  2. Католический катехизис

Что такое катехизис

Слово «катехизис» родом из древнегреческого языка. Буквальный перевод – наставление, поучение. Ещё эту книгу называют огласительной, так как она содержит основы вероучения.

В Википедии катехизис описывается как официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, а также как огласительное наставление, и книга, которая содержит основные положения вероучения зачастую изложенные в форме вопросов и ответов.

Вообще, сам термин не является сугубо богословским. Из буквального перевода слова следует, что такое название можно дать любому подробному руководству, составленному в такой же манере, как указанная церковная книга.

Так, летом 1869 г. в Женеве С.Г. Нечаевым был написан «Катехизис революционера», содержавший идеи масштабного террора против власти с огромным количеством жертв.

Вероисповедные издания такого типа православной, католической и протестантской церкви отличаются из-за различий в толковании Священного Писания. Кроме того, отношение к этой книге в разных конфессиях также разнится.

В католицизме и протестантизме эти издания считаются символическими книгами, но в православии их рассматривают только как руководство для верующих.

Кроме того, само слово «катехизис» порой употребляется для названия произведений, составленных в форме вопросов и ответов либо некоего символа веры или сборника каких-то незыблемых принципов.

Создание единого православного руководства

В первой четверти девятнадцатого века различные версии вероисповедного издания стали очень популярны. Наибольшим спросом пользовались руководства под авторством митрополитов Петра Могилы и Платона. Но всё же церковь не соглашалась с верностью изложения основ православия в указанных изданиях.

Для изменения сложившейся ситуации было решено издать новую версию руководства, причём привнести в неё цитаты из старых библейских книг, которые к тому времени были уже переведены на русский язык. Итогом принятых решений стал новый единый православный катехизис, работа над которым началась в 1822 году.

Пространный катехизис митрополита Филарета

Кто же стал автором первого православного руководства? Создание единой вероисповедной книги, отражающей основы православия, в 1822 году было возложено на одного из самых, на тот момент, образованных и профессиональных российских богословов Филарета Дроздова, который являлся митрополитом Московским и Коломенским. Текст руководства был им написан в 1823 году. Тогда же Синод одобрил её , утвердил как руководство и направил на публикацию.

Позже катехизис Филарета много раз корректировался как самим автором, так и другими членами Синода. Труд митрополита стал настолько востребован, что переиздавался множество раз. Знаменитые теологи, среди которых митрополит Макарий, считают эту книгу символической. Работу святителя Филарета причисляют к наиболее авторитетным источникам догм учения православия, так как именно в ней максимально полно отражены основные постулаты церкви.

Эта версия вероисповедной книги имела множество достоинств, среди которых выделялись:

В 1824 году увидели свет сразу четыре издания книги, которые были набраны как церковнославянским шрифтом, так и гражданским. На каждый шрифт приходилось по две книги.

В середине 1824 года впервые был издан «Краткий катехизис» . Для кого же выпускалось это издание? Сокращённый вариант руководства был предназначен, прежде всего, для детей. Впрочем, и среди взрослых было немало желающих читать именно такой вариант книги. Ведь для тех, кто почти не владел грамотой это издание было очень удобно. В нём был собран текст, который в книге Филарета выделялся крупным шрифтом, то есть был наиболее важным.

После выпуска краткой версии руководства труд митрополита стал называться «Пространным».

Структура вероисповедной книги

Православный катехизис, который написал митрополит Филарет, начинается с раздела, рассказывающего читателю книги основные понятия вероучения. Кроме того, в нём описывается то, как Русская Православная Церковь трактует понятие Божественного Откровения , а также рассказывается о Священном Писании. Второй раздел состоит из трёх больших частей, каждая часть посвящена одной из основных христианских добродетелей – вере, надежде и любви.

Первая часть называется «О Вере». В этой части приведён подробный обзор Никео-Цареградского Символа именно в православии, а также рассказ о семи таинствах христианской религии.

Вторая часть носит название «О Надежде» и повествует об этом понятии в христианстве и разъясняет роль молитвы для верующего человека. В частности, подробно описывается возношение «Отче наш». Кроме того, в эту часть включено объяснение 10 заповедей блаженства.

Третья часть называется «О любви» . Она рассказывает о десяти Божьих заповедях. Четыре из указанных заповедей высечены на первой и представляют собой заповеди о любви к Творцу. Шесть следующих являются законами о любви к ближнему.

Завершается вероисповедная книга главой «Употребление учения о вере и благочестии».

Изучая структуру издания нельзя не отметить, что тот, кто составлял его, сделал книгу удобной для изучения и восприятия. Текст написан в форме «вопрос-ответ». Кроме того, он логично переходит от введения в основы православия к объяснениям самой сути конфессии.

Спорное авторство Филарета

После публикации катехизиса Филарета среди православных богословов появились те, кто поставил под вопрос авторство митрополита. Это было связано с тем, что вероисповедная книга много раз кардинально редактировалась.

Кроме того, в составление вероисповедного документа внёс свою лепту обер-прокурор Священного Синода, являвшийся светским лицом. Считается, что из-за этого факта в книге упомянуты не все символы веры, а также в ней присутствует описание влияние инославного богословия. Есть мнение, что по указанным причинам катехизис Филарета не может считаться непоколебимой догмой православной веры.

Вероисповедная книга в современной РПЦ

Впервые идея о создании современного катехизиса была озвучена в 2008 году на Архиерейском Соборе. Спустя год Священный Синод дал поручение Синодальной богословской комиссии, позже переименованной в Синодальную библейско-богословскую комиссию, сокращённо СББК, начать работу над современным катехизисом Русской Православной Церкви . Главой группы, занявшейся этой работой, стал митрополит Илларион (Алфеев).

К работе над текстом были привлечены ведущие богословы РПЦ, в том числе члены СББК, профессора духовных академий, а также специалисты богословской науки.

Первая версия указанного труда была закончена в январе 2016 года. 29 января 2016 года состоялось заседание полного состава СББК, где проект был единогласно принят. После этого книга была представлена членам Архиерейского Собора РПЦ, проходившего 2 и 3 февраля 2016 года. Там было решено направить проект издания постоянным членам Священного Синода, а также первоиерарху Русской Зарубежной Православной Церкви, кроме того, ведущим духовным школам и руководителям учреждений при Священном Синоде, архиереям некоторых епархий для рецензирования.

На основании отзывов , полученных во время рецензирования, проект был обновлён, и в июле 2017 года новая версия катехизиса Русской Православной Церкви была вынесена на общецерковное обсуждение.

Структура современного вероисповедного издания выглядит следующим образом:

Предисловие

I. Основы православного вероучения

II. Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви

III. Основы православного нравственного учения

IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

V. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

VI. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

Католический катехизис

Вероисповедный документ Римской Католической Церкви является логичным и понятным изложением католической веры.

Кто написал католический катехизис? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Книга была написана Комиссией Синода Епископов по решению того же Синода, который состоялся в 1985 году. 25 июня 1992 года издание было утверждено Папой Римским Иоанном Павлом II в его послании «Laetamur magnopere» . Катехизис Католической церкви обнародовали 11 октября 1992 года посредством апостольской конституции, названной «Fidei depositum».

Книга написана на латыни и представляет собой 2865 статей, которые связаны между собой перекрёстными ссылками. Существуют переводы оригинального документа на разных языках, в том числе на русском. Это позволяет всем, кто исповедует католицизм либо интересуется этой конфессией, читать вероисповедный документ без услуг переводчиков.

В предисловии к изданию указано, что оно предназначается прежде всего для катехизаторов, то есть для людей, обучающих вере.

Структура документа состоит из четырёх основ, таких как:

  • Символ веры – исповедание веры, которая получена при крещении;
  • Заповеди о таинствах веры;
  • Заповеди о жизни в вере;
  • – молитва верующего.

На титульном листе и обложке книги находится эмблема, которая представляет собой элемент надгробия христиан, обнаруженный в римских катакомбах Домитиллы и датируемый III веком.

Образ доброго пастыря, сидящего под деревом, с овцой у ног и держащего в руках свирель и жезл изначально был языческим. Но христиане позаимствовали этот образ , придав ему христианский смысл, и стали использовать как символ тех счастья и покоя, которые находит душа усопшего в вечной жизни.

Буквально образ показывает главный смысл книги:

  • добрый пастырь – Христос, ведущий за собой и охраняющий верующих в него;
  • овца – верующие католики;
  • жезл – власть Господа;
  • свирель – мелодичная симфония истины, которая влечёт людей к вере;
  • древо жизни, дающее отдых верующим – Креста искупивший грехи людей и открывающий ворота в рай.

Катехизис - это введение в христианские конфессии , такие как католицизм, православие и протестантизм. Человек, который решил больше узнать о своей религии или просто интересуется этой темой, сможет почерпнуть ответы на все интересующие его вопросы о вероисповедании, если вдумчиво и внимательно прочтёт такую книгу. Ведь из священного текста давно известно – кто ищет, тот всегда найдёт.

КАТЕХИЗИС
КАТЕХИЗИС (от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение и приобщиться Св. Даров в таинстве евхаристии следовало получить представление о смысле этих таинств. Кроме того, предполагалось ознакомление с Апостольским (на Западе) или другим символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с Молитвой Господней ("Отче наш") как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В эпоху Средневековья создавались многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, например, составленные Алкуином (авторство которого спорно), Ноткером Заикой, Гонорием Отенским и Гуго Сен-Викторским. Впервые подобный учебник был облечен в форму вопросов и ответов Бруно Вюрцбургским (ум. 1045). В 1273 Фома Аквинский произнес три цикла блестящих проповедей на итальянском языке, посвященных разъяснению символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей. Одновременно церковные власти предпринимали шаги, направленные на законодательное обоснование практики преподания катехитических наставлений. Собор в Альби (1254) обязал пастырей разъяснять символ веры во время воскресных богослужений, а Ламбетский собор (1281) определил четыре периода литургического года, когда священники должны были давать объяснения символа веры, десяти заповедей, семи таинств и других вопросов христианского вероучения. Эпоха протестантской Реформации была отмечена усилением катехитической активности. Первой книгой, получившей название "катехизиса", стал Катехизис в вопросах и ответах протестанта А.Альтхамера. Составленные Лютером Малый катехизис и Большой катехизис (оба 1528) стали, пожалуй, самыми авторитетными из когда-либо написанных катехизисов. Кальвин издал в 1541 катехизис на французском языке, а в 1545 - на латинском, однако самыми влиятельными книгами у кальвинистов стали Гейдельбергский катехизис (1562) и Вестминстерский краткий катехизис (1648). У католиков Петр Канизий опубликовал три катехизиса в период между 1555 и 1558, а Роберто Беллармино в 1598 издал своего рода пособие для учителей вероучения, однако наибольшим авторитетом пользовался Римский катехизис (1566), в котором нашли отражение реформистские идеи Тридентского собора. Тогда же был составлен православный катехизис Петра Могилы (1642). Протестанты предпочитали использовать катехизисы, созданные в эпоху Реформации (в частности, катехизисы Лютера), между тем как католики продолжали создавать новые катехизисы. В США наибольшим влиянием пользуется Балтиморский катехизис (1885). В издающемся огромными тиражами Катехизисе Католической Церкви (1994) предпринята осторожная попытка привнести в религиозное наставление идеи, выработанные современной богословской мыслью. Катехизисы в основном удерживают традиционную схему, предполагающую разъяснение Молитвы Господней, символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств. В церковной педагогике катехизисы обычно использовались как источники формул, которые детям предлагалось заучивать наизусть.

Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. В XIX веке таких катехизисов было написано около десятка, большинство из них и сегодня можно встретить на церквоных книжных прилавках. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет?

Ответы без вопросов

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих тысяч неофитов. «Если вы меня спросите, каким я хотел бы видеть новый катехизис, я бы ответил: таким, как катехизис святителя Филарета, — признается завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Борис Левшенко . — Он должен давать точные и емкие ответы на прямые вопросы, и именно таким был катехизис московского святителя». Однако катехизис свт. Филарета спустя 200 лет воспринимается скорее как музейный экспонат. И дело не только в устарелых формулировках или тяжеловесном языке — «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось. А это значит, что должен меняться и язык проповеди», считает председатель ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) .

Решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 года, состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II менее чем за полгода до смерти Предстоятеля. Летом 2009-го его преемник Патриарх Кирилл поручил Богословской комиссии приступить к работе. «Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде всего в доступном языке и акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей, — говорит архиепископ Иларион (Алфеев). — Например, в Росси больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь “не убий”. А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии. Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно». Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».

«Катехизисы, какими они были в XIX веке, — это набор правильных ответов на несуществующие вопросы, — известный церковный публицист, миссионер и преподаватель Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев настроен решительно. — Я просто не могу себе представить человека, который мог бы в такой формулировке о чем-то спрашивать. Форма вопросов и ответов (как в катехизисе свт. Филарета) тогда была не более чем уловкой. Сегодня же мы живем в мире, где люди готовы задавать вопросы по сути православного вероучения, в том числе и те, которые просто не могли возникнуть у человека XIX века. Конечно, катехизис — не попытка кого-то убедить, а торжественная декларация, обозначение условия членства в Церкви. Но для современного человека он должен быть современным».

Протоиерей Борис Левшенко считает, что такие изменения естественны: «Разные эпохи церковной истории подразумевали разные формы ответов на одни и те же вопросы, и лучше всего эти ответы давать на том универсальном языке, который существует в конкретное время».

Учение без дури

Катехизисы бывают разные: есть такие, которые являются в первую очередь учебными пособиями, есть катехизисы-справочники, есть катехизисы для новоначальных. Есть катехизис как инструмент для миссионера, который можно дать человеку, чтобы он уяснил себе основную суть Православия, а есть катехизис как камертон для внутрицерковных дискуссий, поясняет протодиакон Андрей Кураев. Каким будет новый «учебник веры», еще не решено, но одна из главных задач уже поставлена. «Катехизис — это попытка положить предел личной дури некоторых церковных или даже околоцерковных проповедников, — говорит протодиактон Андрей Кураев. — Новый катехизис нужен, чтобы простой человек не торопился отождествлять любую публикацию или устный совет, исходящий из уст приходского священника, с мнением Православной Церкви. Перед создателями катехизиса будет стоять проблема: как не перейти пределов, положенных святыми отцами. Сегодня мы видим немало людей, которые эти границы Православия очерчивают по своему вкусу, причем часто в круг вероучительных вопросов включаются и вопросы чисто светские — политические, культурные, отношение к явлениям современной культуры. Авторы катехизиса должны быть осторожны. Нельзя торопиться выдавать за учение святых отцов даже те вопросы, по отношению к которым в современной Церкви есть единая позиция».

В отличие от всех предыдущих, первый с начала XIX века официальный катехизис Русской Православной Церкви, по словам архиепископа Илариона, станет не авторской работой, а итогом труда лучших современных богословов и церковных ученых, целого коллектива авторов под руководством Богословской комиссии и Синода.

«Я думаю, будет использована та же технология, что и при создании “Основ социальной концепции РПЦ”, — предполагает архиепископ. — Будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты из разных областей богословской науки, и новый катехизис станет коллективным трудом, который утвердит сначала Библейско-богословская комиссия, а затем Священный синод и Архиерейский собор». Конкретный состав авторов в скором будущем должна утвердить Библейско-богословская комиссия.

СПРАВКА
Что такое катехизис?

Катехизис — это краткое, точное и емкое изложение веры, своего рода религиозная «таблица умножения». Подробности проясняет для «НС» председатель ОВЦС, известный богослов и церковный ученый, ректор общецерковной аспирантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архиепископ Илларион (Алфеев):
— Катехизис (от греч. katecheo — оглашать, наставлять, учить) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия. Э то книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.
Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.
В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них — Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .
В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.
Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это — протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.
После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.