Дэн сяопин и его экономические реформы. Реформы в китае Реформы китая во внутренней политике

С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.

Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.

Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.

Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.

В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.

В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.

Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.

В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.

Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.

В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.

В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).

С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .

Ху Цзиньтао: "Необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой"

Тридцать лет прошло с того момента, когда настрадавшийся от бесконечных экспериментов и идеологических компаний Китай встал на путь кардинальных экономических и социальных преобразований, опиравшихся не на амбициозные устремления и утопии, а на прагматичный расчет и реалии рыночных отношений. Этот курс получил название "политика реформ и открытости". Стратегическое решение о начале его проведения было принято на 3-м пленуме ЦК Компартии Китая /КПК/ 11-го созыва, проходившем 18-22 декабря 1978 года.

После образования КНР в 1949 году страна прошла сложный путь. Пришедшие к власти в Поднебесной коммунисты под руководством Мао Цзэдуна провели крупные экономические реформы, заложили основы нового народного хозяйства и создали с помощью СССР целый ряд новых отраслей. Затем Китай пережил множество потрясений, связанных с ложными подходами к построению социалистической модели государства. Среди них было и форсирование темпов роста экономического развития в ходе "большого скачка" /1958-1960 гг./, и "великая пролетарская культурная революция" /1966-1976 гг. /, усугубившая кризис народного хозяйства и на долгое время задержавшая развитие страны. В конце 1970-х годов многие действия руководства того времени были признаны ошибочными и подвергнуты критике, а общая линия развития пересмотрена в пользу начала проведения качественно нового курса экономических преобразований.

Главным инициатором и теоретиком новой генеральной линии развития страны считается Дэн Сяопин, которого называют "архитектором китайских реформ". Этому человеку удалось не только положить начало возрождению Поднебесной, но и на многие годы вперед определить основные принципы стадиального внедрения рыночных элементов в функционирование национальной экономики при сохранении руководящей роли Компартии Китая.

За 30 лет, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства может за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира.

Годовщина политики реформ и открытости почти совпала с другим событием – проведением в КНР в августе 2008 года Олимпийских игр, которые стали демонстрацией международного авторитета Китая и его способности устраивать крупные международные мероприятия.

18 декабря в Доме народных собраний в центре Пекина состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию китайских реформ. Участие в нем приняли представители высшего руководства страны, включая председателя КНР Ху Цзиньтао. Его выступление перед собравшимися в зале транслировалась в прямом эфире центрального телевидения и увидеть его смогла многомиллионная зрительская аудитория.

"Политика реформ и открытости является важнейшей особенностью новейшего периода истории. Ее цель – развитие производственных сил, осуществление модернизации страны, а также улучшение жизни народа", – сказал председатель КНР. Он подчеркнул, что "за последние 30 лет политика реформ и открытости была движущей силой развития", а также обозначила "переломный момент в новейшей истории страны". "Благодаря решениям, принятым 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва, был осуществлен великий перелом, имеющий далеко идущее значение в истории партии после образования Нового Китая, и открыт новый исторический период реформ и открытости страны. 3-й пленум был проведен в важный исторический момент, когда перед партией и государством встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Под руководством Дэн Сяопина и при поддержке других революционеров старшего поколения на нем началось всестороннее исправление "лево"-уклонистских ошибок, совершенных в период "культурной революции" и до ее начала", – отметил глава государства. По его словам, на пленуме было принято стратегическое решение о переносе центра тяжести работы партии и государства на экономическое строительство, проведение политики реформ и открытости.

"Самая яркая особенность нового периода -- реформы и открытость. Их цели заключаются в раскрепощении и развитии производительных сил, осуществлении модернизации страны, обеспечении зажиточного уровня жизни населения и возрождении великой китайской нации. Проведение политики реформ и открытости также имеет целью самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой".

"Реформы и открытость отвечают чаяниям партии и народа, соответствуют течению эпохи, направления и путь реформ и открытости вполне оправданы, успехи и заслуги в их проведении не подлежат отрицанию, застой и движение вспять являются тупиком", – сказал он.

"Резюмируя исторический опыт, приобретенный КПК за 30 лет проведения политики реформ и открытости, его можно кратко определить как соединение основополагающих положений марксизма с конкретными реалиями Китая, выбор собственного пути развития и построение социализма с китайской спецификой. Этот опыт является бесценным сокровищем, которое все члены партии должны ценить и сознательно применять", – сказал он.

В выступлении на торжественном собрании, посвященном 30-летию китайских реформ Ху Цзиньтао подчеркнул, что "достигнутые в сегодняшнем Китае блестящие успехи в борьбе с нищетой, ускорении процесса модернизации, укреплении и развитии социализма свидетельствуют о силе и значении марксистской теории, а также победе диалектического и исторического материализма". По словам председателя КНР, "только социализм может спасти Китай, только реформы и открытость могут развивать Китай".

"В новой международной и внутренней обстановке необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой, открытый за период после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва", – сказал Ху Цзиньтао. Говоря о внешнеполитических проблемах, Ху Цзиньтао подчеркнул, что КНР активно развивает международные обмены и сотрудничество, внося важный вклад в мировое экономическое развитие.

Глава государства отметил, что благодаря экономическим реформам ВВП Китая вырос с 364,5 млрд юаней /53,6 млрд долл. / в 1978 году до 24,9 трлн юаней /3,67 трлн долл./ в 2007 году. При этом удалось решить проблему обеспечения страны продовольствием. За тот же период, подчеркнул Ху Цзиньтао, общий объем внешнего товарооборота КНР увеличился с 20,6 млрд долл. до 2,1 трлн долл.

Коснулся Ху Цзиньтао в своей речи и линии, которую Китаю следует проводить в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса. По его словам, КНР необходимо продолжать курс на проведение политики реформ и открытости, обеспечить стабильность развития национальной экономики.

Сухие выкладки из выступления председателя КНР справедливости ради следует подкрепить конкретными цифрами, отражающими успехи страны, проделавшей большой и сложный путь кардинальных преобразований. С начала проведения реформ средние ежегодные темпы экономического роста составляли порядка 9,8 проц., доля экономики Китая в мировом объеме выросла с 1,8 проц. в 1978 году до 6 проц. в 2007 году. При этом экспорт достиг 1 трлн 218 млрд долл., а положительное торговое сальдо – более 260 млрд долларов. Китай занимает первое место в мире по объему валютных запасов – 1 трлн 332 млрд долл. / в 2007 году/. В настоящее время Китай является одним из самых динамично развивающихся и наиболее привлекательных инвестиционных рынков мира. Этому способствует дешевая рабочая сила /в стране проживает 25 проц. мировой рабочей силы/ и развитая производственная база. Прямые инвестиции в 2007 году составили 74,7 млрд долларов.

Китайское общество в условиях глобального экономического кризиса

2008 год останется в истории КНР как очень противоречивый. В первую очередь, он, наверное, запомнится большинству китайцев как год проведения Пекинской олимпиады, которая стала для народа символом крупномасштабной модернизации страны, свидетельством ее небывало быстрого экономического развития. Олимпийским духом на протяжении ряда последних лет было пронизано, как кажется, любое крупное китайское начинание, а успехи спортсменов из КНР, подаривших стране заветное командное первое место, станут на многие годы примером для подражания грядущих поколений.

С другой стороны, уходящий год ознаменовался для китайцев чредой небывалых потрясений. Настоящим шоком для них стали прокатившиеся в марте масштабные беспорядки в Тибете и жесткое давление под этим предлогом на Пекин со стороны западных стран, начавших активно спекулировать на теме бойкота Игр. Природные катаклизмы обрушивались на КНР в 2008 году один за другим, а пиковой нагрузкой стало разрушительное землетрясения в провинции Сычуань, унесшее почти 80 тыс. жизней и поставившее регион на грань экономической катастрофы.

Олимпиада в августе заставила на время забыть о предшествующих трагических событиях. Но сейчас, по прошествии нескольких месяцев, олимпийская эйфория понемногу идет на убыль, а накопившиеся в КНР социально- экономические проблемы требуют решения. В Китае с его 1,3 млрд населения, огромным имущественным расслоением, диспропорцией в развитии сельских и городских районов, приморскими и внутренними провинциями, возникающими вследствие стремительного роста масштабными социальными и экономическими "перекосами", общественные противоречия всегда были очень остры. Но в период, когда темпы роста ВВП измерялись двузначными числами, правительству удавалось достаточно эффективно их решать. Сейчас весь мир вступил в период замедления экономического роста и рецессии. Этих проблем, очевидно, не удастся избежать и КНР. Согласно прогнозу Всемирного банка в 2009 году китайская экономика вырастет не более, чем на 7,5 проц., что значительно ниже достижений последнего десятилетия -- 10-11 процентов. Уже сейчас из южного и восточного Китая поступают сведения о десятках тысяч разорившихся экспортных предприятий, по которым мировой финансовый кризис ударил в первую очередь. Сокращение спроса в развитых странах начинает оказывать серьезное негативное влияние на китайских экспортеров, за счет дешевых товаров которых этот спрос в последние годы и удовлетворялся.

Мировой кризис бьет, в основном, по наиболее уязвимым средним и малым предприятиям, на каждом из которых работает от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Но именно они обеспечивают занятостью огромное количество трудоспособного населения Китая. В предыдущие годы до 70 проц. новых рабочих мест в КНР ежегодно создавалось именно в этом секторе. Поэтому сейчас экономические неурядицы создают угрозу серьезного роста безработицы и, как следствие, социальной напряженности.

Так, 25 ноября в городе Дунгуань провинции Гуандун сотни рабочих фабрики по производству игрушек, где начались массовые сокращения, устроили беспорядки в знак протеста против недостаточной компенсаций при увольнениях. Компания обещала предоставить каждому уволенному компенсацию в размере одного месячного жалования, что в среднем составит менее 1 тыс. юаней /143 долл./. Такая ситуация не устроила людей, многие из которых проработали на фабрике по 10 лет. К месту, где собрались протестующие, быстро было направлено около тысячи полицейских, которые попытались разогнать толпу. Недовольство собравшихся этой акцией вылилось в беспорядки и столкновения с полицией. Разъяренная толпа перевернула несколько патрульных машин, разбила по меньшей мере четыре полицейских мотоцикла, были выбиты стекла в офисном здании компании.

Массовые волнения прокатились в ноябре в различных регионах КНР среди таксистов, недовольных своим финансовым положением. Начавшиеся 3 ноября в юго-западном городе Чунцине мирные выступления водителей такси, протестовавших против недостаточного снабжения их топливом, высоких штрафов со стороны таксомоторных парков и конкуренции со стороны водителей, занимающихся частным извозом без лицензии, внезапно переросли в беспорядки и сопровождались насилием. Было разбито более сотни автомобилей, в том числе, несколько полицейских машин. Бастующий таксисты блокировали центр гигантского мегаполиса, останавливали проезжающие автомобили и высаживали из них шоферов и пассажиров. Полиция была вынуждена прибегнуть к жестким мерам, арестовав наиболее активных участников выступлений. По сообщениям центральной и местной прессы, в урегулировании инцидента принял личное участие секретарь чунцинского парткома, член Политбюро ЦК КПК Бо Силай, встретившийся с представителями бастующих, что в целом нетипично для китайской политической реальности. В итоге власти пообещали пойти навстречу некоторым требованиям таксистов.

С перерывом буквально в несколько дней аналогичные выступления водителей такси прошли в городе Санья провинции Хайнань, городах Гуанчжоу и Шаньтоу провинции Гуандун.

Об ухудшении ситуации в сфере занятости заявил министр труда и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь. Он констатировал, что начиная с октября в стране наблюдается рост числа безработных. За последние 10 месяцев оно увеличилось на 10,2 млн. человек, то есть на 4 проц. К концу 2008 года, по его словам, этот показатель, который не учитывает безработицу среди рабочих мигрантов, по самым приблизительным подсчетам, составит порядка 4,5 процентов. Как заявил министр, хотя ситуация в текущем году пока в целом стабильна, в 2009 году возможны новые трудности. По предварительным прогнозам, в 2009 году искать пути выхода на рынок труда начнут порядка 24 млн человек, включая выпускников высших учебных заведений, что практически вдвое превышает возможности городов в плане трудоустройства квалифицированной рабочей силы. Правительственные агентства по трудоустройству, обещает Инь Вэйминь, попытаются найти для них места в частном секторе, либо будут предлагать, в частности, выпускникам вузов, работу в малоразвитых отдаленных районах страны.

Отдельным источником беспокойства для правительства становится армия рабочих мигрантов -- людей, имеющих сельскую прописку, которых привлекают на сезонные работы, в основном в строительство в крупных городах и экономически развитых провинциях. Последние статистические данные говорят о том, что число таких людей в КНР достигает 200 млн, что сравнимо с населением крупной страны. Продолжающаяся уже несколько месяцев в Китае стагнация на рынке недвижимости значительно замедлила темпы строительства и оставила многих строителей без возможности заработка. Только в одной провинции Цзянси из 6,8 млн. рабочих мигрантов 300 тыс. приняли решение в середине ноября вернуться в родные края. Однако в деревнях, где они живут, работы нет, а земельные участки, которые большинство из этих людей обрабатывали до того, как стать наемными рабочими, зачастую уже отданы в пользование другим фермерам или выделены под строительство. Такая ситуация опасна возникновением большого количества серьезных социальных противоречий, так как споры за землю в последнее время стали источником наиболее острых общественных конфликтов.

Так, в середине ноября в северо-западной провинции Ганьсу возникли массовые выступления, потребовавшие от властей применения решительных мер. Беспорядки произошли в городе Луннань, где группа жителей протестовала против сноса их домов и отторжения земельных участков под строительство транспортной магистрали. Как сообщало агентство Синьхуа, к демонстрантам присоединились другие жители, после чего около тысячи участников манифестации стали громить автомобили на улицах и попытались взять штурмом здание городской администрации. Когда к месту инцидента была вызвана полиция, начались столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В создавшейся обстановке полиция была вынуждена применить силу для разгона зачинщиков беспорядков. В результате столкновений пострадали десятки человек, среди которых – манифестанты, чиновники из мэрии и полицейские.

Особую озабоченность по поводу перспективы роста социальной напряженности высказал недавно член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, занимающий пост секретаря политико-юридической группы ЦК и курирующий работу всех китайских органов безопасности. "В условиях ухудшающейся экономической ситуации местные власти должны активно работать над преодолением последствий финансового и экономического кризиса и принимать все меры для достижения экономического прогресса, улучшения жизни людей и поддержания социальной стабильности", – заявил он со страниц центральной печати.

Ряд экспертов также отмечают возможность обострения в Китае межэтнических противоречий на фоне общего роста социальной напряженности. Именно с этим западные и гонконгские наблюдатели связывают изменения в организационной структуре частей вооруженной народной полиции /ВНП/ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе /СУАР/, где весьма активно действуют исламистские террористические группировки. Как сообщило агентство Синьхуа, должность командующего войсками вооруженной народной полиции в СУАР теперь приравнена к командующему армией, что, по мнению экспертов, свидетельствует о наращивании частей ВНП в Синьцзяне.

Иван Каргапольцев, Артем Чуркин корреспонденты ИТАР-ТАСС в Пекине

Китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка » и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном . Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины. Некоторые авторы также обращали внимание на внутрикитайские источники экономических идей и практик, на которые опирались реформаторы

Этапы реформ

Первый этап социально-экономического обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва и охватил 1978-1984 гг. Первая часть китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, которые пришли на смену ра́спущенным «коммунам», «большим» и «малым» бригадам (1984 год). Сама земля вне городов была объявлена собственностью «коллектива сельских жителей». Таким образом, сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская Народная Республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Во внешней политике Была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция - высочайший страх китайских потребителей - стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а также западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Её нельзя было охарактеризовать ни как плановую экономику, ни как рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60 %) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30 % стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков - групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте - больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий - на 11 % выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 - намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет - выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Несмотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли - всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иванов, Игорь Сергеевич
  • Гостиница

Смотреть что такое "Политика реформ и открытости" в других словарях:

    Китайские реформы

    Китайские экономические реформы - Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    Реформы в Китае - Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    Дэн Сяопин - 邓小平 Реформатор Китая … Википедия

    Древний Китай

    История КНР - История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

    Экономика Китайской Народной Республики - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Усов, Виктор Николаевич - Виктор Николаевич Усов 2009 год Дата рождения: 5 января … Википедия

Почти 40 лет политики реформ и открытости помогли Китаю добиться значительных успехов, но привели и к появлению идеологических сомнений. Своеобразие исторических условий сделало путь развития Китая запутанным и сложным, последствием этого стало противопоставление некоторыми людьми политики реформ и открытости и классического социализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Это расшатало веру в преемственную связь между классическим марксизмом и марксизмом китайского типа и создало экстренную необходимость в единстве понимания.

1. Успехи политики реформ и открытости, ее значение и последующие идеологические сомнения

За время политики реформ и открытости структура собственности в Китае с единой (общественной, государственной, коллективной) поменялась на систему общественной собственности в качестве главной. Развитие индивидуального, частного, иностранного и совместного капитала мобилизовало активность всех владельцев факторов производства, что дало толчок и энергию всему обществу, и экономика сохраняла быстрый рост. С 1978 г. Китай по ВВП с десятого места в мире поднялся на второе, а по среднедушевому ВНД - со 175 на 114 место . С начала политики реформ и открытости в 1978 г. национальный доход на душу населения в Индии и Китае находился на одном уровне. К концу 2013 г. в Индии он вырос в 8,2 раза, в Китае - в 34,5 раза , а в России с 1982 по 2013 гг. - в 9,4 раза . По мере роста среднедушевого дохода коэффициент Энгеля, используемый для измерения уровня жизни, в городе с 57,5% в 1978 г. снизился до 36,3% в 2012 г., а в деревне - с 67.7% до 39.3% .

Политика реформ и открытости помогает постепенно воплощать в жизнь «китайскую мечту», включающую процветание страны, возрождение нации и народное благополучие. Мы мечтали об этом более 170 лет. С 1840 по 1949 гг. нам понадобилось почти сто лет, чтобы сделать первый шаг к «китайской мечте» - добиться независимости и освобождения китайской нации. При помощи Коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном классический марксизм гармонично соединился с китайской действительностью, что определило уникальный революционный путь социализма с китайской спецификой. Китайский народ встал на ноги, начал осуществление второго этапа «китайской мечты» - великое возрождение китайской нации. ЦК КПК во главе с Дэн Сяопином определил путь построения социализма с китайской спецификой; исходя из задачи твердо придерживаться четырех основных принципов, избрал политику реформ и открытости, что принесло благополучие народу. С тех пор Китай снял социалистическую шляпу бедности.

60 лет истории развития КНР демонстрируют колебания (флуктуацию) Китая на пути экономического развития. Цао Сыюань из НИЦ общественных наук в Пекине обнаружил волнообразную динамику соотношения между долями государственного и частного сектора экономики: к 1999 году оно вернулось к показателям 1949 г. . Это отражает развитие частного сектора с положительного к отрицательному, и затем снова к положительному показателю и демонстрирует извилистый путь экономики Китая.

Сложность развития Китая вызвали различные идеологические колебания. Появились выражения «зажигая левую фару, поворачивать направо», «под знаменем социализма идти путем капитализма». В 2007 году 23% студентов некоторых вузов Пекина полагало, что политика реформ и открытости идет вразрез с научным социализмом К. Маркса. В последние годы появилось мнение, что 30 лет до и 30 лет после революции являются взаимоисключающими. Некоторые ученые заявляют, что еще не видели, чтобы развитие настолько соответствовал фразе «чем дальше в лес, тем больше дров». Это свидетельствует, что некоторые люди не видят связь между политикой реформ и открытости и классическим социализмом К.Маркса и Ф.Энгельса, в котором не говорилось о возможности рыночной экономики и частной собственности при социализме.

Причина идеологических колебаний - в различной интерпретации политики реформ и открытости. Сейчас у ученых существует две точки зрения: по мнению одних, политика реформ и открытости - аналог обходной стратегии В.И. Ленина на время переходного периода на начальной стадии социализма. Другие считают, что она демонстрирует несоответствие теории классического социализма действительност социалистического государства и доказывает утопичность, так как отсутствие частной собственности и рынка невозможно. Автор данной статьи придерживается первой точки зрения.

2. Политика реформ и открытости - стратегический ход в переходе сквозь «кавдинские ущелья» капитализма

Выдвинутая К.Марксом в последнее годы его жизни теория о переходе России сквозь «кавдинские ущелья» капитализма имеет руководящее значение для отсталых государств Востока, но не была достаточно оценена. Эта теория была выдвинута К. Марксом во время полемики между российскими народниками и либералами о том, сможет ли и должна ли Россия, подобно всем государствам, пройти через капиталистическую стадию развития, или следует осуществить прямой переход к социализму на базе деревенской общины. К.Маркс и Ф.Энгельс полагали возможным переход Россией сквозь «кавдинские ущелья» капитализма, но при условии преемственной связи между революциями в России и Западной Европе.

В 1881 г. К.Маркс в набросках ответа на письмо Вере Засулич сделал вывод, что «Россия может ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья», «…она может усвоить его положительные достижения, не проходя через все его ужасные перипетии», «…она может зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству» . Такая точка зрения присутствует и в дискуссии Ф.Энгельса 1875 г. с идеологом российских народников П.Н.Ткачевым, и в 1877 г. в редакционном письме К.Маркса в журнале «Отечественные записки», и в 1882 г. в предисловии К.Маркса и Ф.Энгельса к изданию «Манифеста Коммунистической партии» на русском языке, а также в 1894 г. в послесловии Ф.Энгельса к работе «О социальном вопросе в России». Это мнение обосновывается тем, что историческая неизбежность первоначальных накоплений капитализма ограничивается странами Западной Европы и не может быть непосредственно перенесена на российскую общину, а история капитализма в Западной Европе должна превратиться в философско-историческую теорию всеобщего пути развития, стать универсальным ключом к прогнозированию тенденций развития, независимо от особенностей исторической обстановки.

Конечно, в остальных трудах классиков можно найти некоторые, казалось бы, негативные выводы. В 1867 г. К.Маркс в предисловии к «Капиталу» заявил: «Общество, если даже оно напало на след естественного закона… не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов» . В 1894 г. Ф.Энгельс, анализируя социальные проблемы России, сказал: «Исторически невозможно, чтобы обществу, стоящему на более низкой ступени экономического развития, предстояло разрешить задачи и конфликты, которые возникли и могли возникнуть лишь в обществе, стоящем на гораздо более высокой ступени развития… Каждая данная экономическая формация должна решать свои собственные, из нее самой возникающие задачи; браться за решение задач, стоящих перед другой совершенно чуждой формацией, было бы абсолютной бессмыслицей» .

Однако далее он категорично утверждает: «После победы пролетариата и перехода средств производства в общее владение у западноевропейских народов те страны, которым только что довелось вступить на путь капиталистического производства и в которых уцелели еще родовые порядки…, могут использовать эти остатки общинного владения и соответствующие им народные обычаи как могучее средство, чтобы значительно сократить процесс своего развития к социалистическому обществу и избежать большей части тех страданий и той борьбы, через которые приходится прокладывать дорогу нам в Западной Европе. Но неизбежным условием для этого являются пример и активная поддержка пока еще капиталистического Запада…только тогда, когда отсталые страны увидят на этом примере, «как это делается»… только тогда смогут эти отсталые страны встать на путь такого сокращенного процесса развития» .

Таким образом, согласны ли Маркс и Энгельс с тем, что отсталые государства должны пройти сквозь «кавдинские ущелья» капитализма? Мы можем в соответствии с размахом перехода трактовать фразу «перескочив через весь капиталистический период, войти в социализм» в узком смысле как «большой переход», а фразу «сократить и смягчить муки капиталистического развития» назвать в широком смысле «малым переходом». Условия реализации первого суровее, сложнее, но и в истории таких прецедентов было много, - например, переход германцев через феодальное общество, переход Америки и Австралии от первобытного общества к капиталистическому, переход народностей Тибета и Ляншань-Ийского автономного округа провинции Сычуань от рабовладельческого общества к социализму.

Трудностей при втором типе перехода меньше, а вероятность успеха больше. Выбор перехода определяется текущей социальной и исторической обстановкой. История показала, что исторические условия, о которых говорили учителя революции, вовсе не были готовы, и Россия не смогла осуществить в узком смысле «большой переход» сквозь капитализм. Капиталистические производственные отношения быстро поглотили традиционный строй деревни, но в условиях полуфеодальной полуколониальной общественно-экономической формации капитализм уже через 50 лет был прерван Октябрьской революцией под руководством В.И.Ленина.

В то время Г.В.Плеханов, К.Каутский и Н.Н.Суханов решительно возражали против намерений В.И.Ленина поскорее перепрыгнуть через капиталистический этап развития, т.к. считали, что «Россия еще не намолола той муки, из которой можно было бы испечь пшеничный пирог социализма». В 1885 г. в книге «Наши разногласия» Г.В.Плеханов писал: «Если, после всего сказанного, мы еще раз спросим себя - пройдет ли Россия через школу капитализма, то, не колеблясь, можем ответить новым вопросом - почему же бы ей и не окончить той школы, в которую она уже поступила?» . К.Каутский утверждал, что «маленький переход» даже в широком смысле тоже очень опасен: социалистическая Россия подобна «недоношенному ребенку», а Октябрьская революция под руководством большевиков - беременной женщине, и, желая осуществить безумный яростный прыжок, сократить невыносимую беременность, она вызывает преждевременные роды, обычно ведущие в смерти ребенка.

В ответ на их критику в 1923 г. В.И.Ленин, будучи больным и устно диктуя, завершает работу «О нашей революции», где, высмеивая Г.В.Плеханова и К.Каутского, говорит, что они не понимают диалектику революции, не видят особенностей порядка и формы развития русской революции. Он спрашивает: «В каких книжках прочитали вы, что подобные видоизменения обычного исторического порядка недопустимы или невозможны? …Учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень полезной. Но пора уже все-таки отказаться от мысли, будто этот учебник предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории» . Отсюда видно, что В.И.Ленин, как и К.Маркс и Ф.Энгельс, выступает против механистического понимания общих закономерностей смены и общего порядка развития общественно-экономических формаций. История показала, что предсказанный К.Каутским «недоношенный ребенок» СССР прожил более 70 лет, а после его распада каждая из стран СНГ снова упала в «кавдинские ущелья» капитализма.

Условия, в которых пришлось расти этому априори нездоровому недоношенному ребенку, были крайне плохими: без опоры на социалистические революции Запада можно было ожидать лишь его экономической блокады и военной осады, а также гонки вооружения с мирной эволюцией. Тем не менее Советский Союз успешно осуществил в широком смысле «малый переход», добился значительных успехов, привлекших внимание всего мира: всего за две пятилетки прошел путь индустриализации, на который западным странам потребовалось сто лет.

Россия стала примером и поддержкой для Китая в осуществлении в широком смысле перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма. Причину выбора Китаем пути марксизма Мао Цзэдун сформулировал так: «Изменение пути в безвыходном положении» . Ни Китай, ни Советский Союз не смогли осуществить в узком смысле «большой» переход через «кавдинские ущелья» капитализма, но в некоторой степени осуществили в широком смысле «малый переход», добилившись значительных успехов. В полуколониальном полуфеодальном Китае бюрократический капитализм, в лице крупных помещиков и крупной буржуазии имел 20-летнюю историю развития, национальный капитализм также развивался более 50 лет, но был вытеснен и подавлен империализмом, феодализмом и бюрократическим капитализмом.

Новодемократическая и социалистическая революция под руководством КПК сократила страдания китайского народа от империализма и бюрократического капитализма. К счастью, КНР при помощи СССР всего за несколько десятков лет создала независимую целостную промышленную систему. Политика реформ и открытости стала стратегическим ходом в осуществлении перехода в широком смысле. Так как отсталое государство не может без достаточного уровня производительных сил осуществить развитие производственных отношений, необходимо за короткий период добиться успехов капитализма, иначе новорожденный социализм имеет риск умереть в молодом возрасте и упасть обратно в «кавдинские ущелья» капитализма. В таком случае, каким образом отсталое социалистическое государство может добиться успехов капитализма? Кто возьмет на себя задачу развития производительных сил? Этот тяжелый груз естественно лег на плечи пролетариата во главе с КПК. В КНР, как и в остальных социалистических государствах, партия столкнулась с проблемой, как воспользоваться положительными результатами капитализма. Но в условиях противостояния двух лагерей исчезла благоприятная для этого возможность, которая для отсталого социалистического государства может появиться только в условиях «мирного развития». Благодаря политике реформ и открытости Китай привлек иностранный капитал и технику, восполнил дефицит финансирования, ускорил процесс модернизации.

3. Политика реформ и открытости - это ловкое применение обходных тактик во время переходного периода на начальной стадии социализма

После Октябрьской революции в России, чтобы поскорее осуществить грандиозную стратегию перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма, В.И.Ленин выбирал то фронтальную тактику, то тактику обходного перехода и умеренного отступления. После победы Октябрьской революции он проанализировал экономику России и посчитал, что Советская Россия должна перейти к социализму в обход промежуточной стадии госкапитализма, но, так как военная ситуация этого не позволила, Россия была вынуждена прибегнуть к трехгодичной политике «военного коммунизма». По окончании войны В.И.Ленин осуществил стратегическое отступление в экономике в виде перехода к НЭП и использования госкапитализма для развития. Он подчеркивал умеренность отступления: «Мы …отступаем назад…, чтобы …потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед» . После прихода к власти М.С.Горбачев, увидев, что СССР стоит перед выбором трех путей: следовать старому пути, вернуться к переходному периоду взаимного содействия секторов экономики или отступить еще больше - к социальному капитализму, - выбрал третий путь.

Политика реформ и открытости - второе ловкое использование Китаем обходной тактики В.И.Ленина. Впервые она была применена в переходный период после образования КНР, когда госкапитализм был использован для восстановления и развития народного хозяйства, но вскоре посредством «Одной индустриализации и трех реформ» КНР вступила в социалистический этап.

В 1979 г. Е Цзяньин впервые выдвинул понятие «начальная стадия социализма». В 1981 г. на 3-м пленуме ЦК 11-го созыва этот термин был впервые употреблен, а в 1987 г. в докладе 13 съезда КПК разъяснен: «Он не является начальным этапом, через который должно пройти любое государство на пути к социализму, но это обязательный период, через который должна была пройти наша страна, находясь в условиях отсталых производительных сил и неразвитой товарной экономики. Завершив в 50-х гг. социалистическое преобразование частной собственности на средства производства, Китай пришел к социалистической модернизации. Потребовалось, по меньшей мере, сто лет на прохождение начальной стадии социализма» . Это означает, что мы должны продолжать использовать капитализм для развития отсталых производительных сил, и только политика реформ и открытости способна сократить время развития.

Среди 566 опрошенных студентов некоторых вузов 44% полагает, что начальная стадия социализма является неполным социализмом, а множественность отраслей экономики отвечает реалиям нашей страны. В неразвитых капиталистических государствах быстро построенный социализм, довольствовавшийся только научным социализмом К.Маркса и незавершенным капитализмом, может быть лишь низкоуровневым. Путь диверсификации секторов экономики, который прошли Россия и Китай, - результат того, как законы экономики принудительно уступают дорогу обществу на переходном этапе. Государства, объявившие о переходе к социализму, в которых развитие производительных сил уступает капиталистическим странам, непременно столкнутся с необходимостью использовать капитализм. Но он отличается от капитализма в капиталистических странах: здесь это лишь стратегическое средство осуществления социализма.

Заключение

Теория Маркса о переходе сквозь «кавдинские ущелья» капитализма и обходная тактика Ленина - связующие факторы классического и реального социализма. Только рассматривая политику реформ и открытости с этой точки зрения, можно увидеть логическую связь между социализмом с китайской спецификой и классическим социализмом. Хотя сейчас теория социализма с китайской спецификой, являющаяся показательным теоретическим результатом политики реформ и открытости, является наибольшим объединяющим фактором, нужно остерегаться диаметрально противоположных трактовок в кругах ученых, возникающих из-за различных точек зрения, избегать опасности отклонения от принципов научного социализма.

На пути политики реформ и открытости видно множество развилок, и, только рассматривая ее как стратегию перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма и как обходную тактику, а также как успешный путь и неизбежный этап построения социализма в отсталых государствах, можно гарантировать отсутствие отклонения социализма с китайской спецификой от научного социализма. Это требует пристального внимания и своевременного урегулирования некоторых социальных проблем, которые приносит политика реформ и открытости. Так, тенденция к чрезмерной передаче в частную собственность процесса реформирования госпредприятий, а также сопровождающая этот процесс утечка госимущества ослабили экономическую базу, в которой доминирующее положение занимает социализм. Из-за плохого контроля появились проблемы коррупции, уклонения от уплаты налогов, возникли трудности из-за полной коммерциализации таких сфер, как общественное здравоохранение, образование, транспорт.

В 2007 г. студенты ряда вузов больше всего были недовольны классовым расслоением и считали, что отсутствие общего богатства не соответствует идеалам классического социализма. В Китае коэффициент Джини, являющийся показателем дифференциации доходов населения, уже превысил международную предупреждающую линию 0,4. На пресс-конференции Информационного бюро Госсовета КНР представитель Государственного статистического управления впервые обнародовал коэффициент Джини в Китае за период 2003-2014 гг.: с 0.479 в 2003 г. он поднялся до 0.491 в 2008 г., а в 2012 г. снизился до 0.474, что выше, чем в Индии (0.33) и в России (0.40). В 2012 г. в Китае разрыв в доходах у 5% семей с самым высоким и самым низким доходом составил на селе 30, а в городе - 35 раз .

Эти проблемы влияют на социальную стабильность, могут привести к отчуждению власти и политическому кризису. Марксистская партия, стоящая во главе социалистического государства, прежде всего должна стойко оборонять четыре основных принципа границы политики реформ и открытости, четыре столба, подпирающие здание социализма с китайской спецификой. Если нарушить эти границы, можно столкнуться с риском распада государства и крахом «китайской мечты».

Помимо этого, вместе с совершенствованием условий честной конкуренции надо держаться социалистического направления экономического макрорегулирования; учитывая интересы самых широких масс, повышать умение контролировать рыночную экономику, предотвращать превращение избранного политического курса в неуправляемый автомобиль, когда «машина едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины» . Увеличенияем интенсивности регулирования вторичного и третичного распределения надо сокращать разрыв между богатыми и бедными, непрерывно прилагать усилия для осуществления общей зажиточности. Только так есть надежда за столетие партийного и государственного строительства реализовать китайскую мечту - обеспечить великое процветание китайской нации.

Перевод К.Э.Коцик

Литература

1. Доклад о развитии материальных условий жизни в Китае: распределение доходов. Исследовательский центр общественных наук Китая Пекинского университета: «Чжунгоминьшан», выпуск 8, 2013.

2. Идти вперед по пути социализма с китайской спецификой (Доклад с 13-й сессии ВСНП), база данных ВСНП

(http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64566/65447/4526368.html) (дата последнего обращения - 4 мая 2017 года).

3. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т.45, издание пятое, Издательство политической литературы, - М., 1970.

4. Мао Цзэдун. Письмо Цай Хэсеню (от 1 января 1920 г.). Избранные письма Мао Цзэдуна, Изд. Жэньминь чубаньшэ, 1983.

5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961

7. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.23, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961

8. Международный статистический ежегодник». 2013

9. О 30-ти годах политики реформ и открытости. Государственное статистическое управление КНР, 2013

10. Г.В.Плеханов. Наши разногласия, Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 1. Госполитиздат, - М., 1962

11. “Статистический ежегодник КНР», Государственное статистическое управление КНР, 2013

12. Цао Сыюань: Пропорциональная регрессия - внутренняя закономерность структуры собственности, «Исследования и дискуссии», выпуск 7, 2007 год.


5 Кавдинские ущелья - историческое место, на котором развернулись военные события, отмеченные унизительным поражением римской армии. Впоследствии названы «Ущельями позора», что символизирует гибельный исторический опыт.

(2 Голосов)

Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной политике.

После 90 лет политики замкнутости, в 1978 г. китайское правительство приняло стратегию экономического развития, ориентированную на внешний мир. Являясь важной составной частью всей китайской экономической реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая.

Политика внешней открытости, развитие экономики, интегрированной во внешний мир не только имело важное значение для осуществления модернизации в Китае, но также служит примером для других развивающихся стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на начало реформ Китай не имел детально разработанной внешнеэкономической стратегии.

Политика внешней открытости

Китай, как одна из стран с наиболее рано развившейся цивилизацией, исторически имел широкие экономические связи с различными странами мира. Однако, начиная с XVI века приходившая в упадок династия Мин, начала осуществлять замкнутую политику. Особенно с приходом к власти династии Цинн Китай отгородился от внешнего мира, введя запрет торговых сношений с иностранными государствами. Замкнутость на протяжении нескольких веков сделала Китай бедным и отсталым; а распад феодальной системы, происшедший за эти двести-триста лет в Западной Европе, формирование внутреннего рынка во всех капиталистических странах и создание международного рынка сильно стимулировало развитие производительных сил; что составляло яркий контраст с застоем в Китае. После основания КНР, с одной стороны, отдельные страны осуществляли блокаду Китая, позже испорченные отношения с СССР ввели блокаду Китая со стороны соцлагеря; с другой стороны, сами китайцы под влиянием теории социалистической экономики считали, что введение монополии на внешнюю торговлю и строгой импортной политики соответствует интересам государства. В период «великой культурной революции» «банда четырех» пропагандировала политику замкнутости как «патриотизм» и «революционную политику марксизма», многое в этот период определялось как «преклонение перед иностранщиной» и «национальное предательство», в итоге Китай отгородился от внешнего мира и осуществил самоизоляцию.

После третьего пленума ЦК КПК XI созыва китайское руководство осознало, что закрытость от внешнего мира может только препятствовать модернизации китайской экономики. Был исследован опыт восточно-азиатского региона по развитию внешней торговли и стимулированию на этой основе модернизации экономики. В этих странах, включая Японию, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южную Корею, была выбрана внешнеориентированная стратегия развития, что подтолкнуло быстрый экономический рост. Основываясь на этом опыте, китайское правительство приняло решение следовать курсу внешней открытости.

В 1978 г. Китай - отсталая страна с большим населением и низким уровнем экономического развития: сельское хозяйство Китая в основном опиралось на ручной труд, в промышленности большая часть технологий была устаревшей. В целом роль технического прогресса в экономике составляла только 20 %, в то время как в развитых странах она превышала 60 %. Одна из причин, приведших к отсталости промышленности и сельского хозяйства Китая - отгороженность от внешнего мира, непонимание тенденций развития мировой науки и техники, отказ от международных связей и сотрудничества. Необходимо было провести структурную модернизацию существовавших предприятий, повысить их экономическую эффективность. Нехватка средств - важный фактор, ограничивавший экономический рост Китая. Согласно подсчетам экспертов, если отталкиваться от отношения сельскохозяйственных и промышленных основных фондов и ВВП в 1980 г., а также отношения между сельским хозяйством и промышленностью, для того чтобы увеличить ВВП объемом 710 млрд юаней в четыре раза, необходимо было увеличить основные фонды на 1.55 трлн юаней. Но уровень национального дохода до 2000 г. мог обеспечить только 800 млрд юаней, т. е. не хватало еще 40 % средств. В то же время такие отрасли как наука, образование, энергетика и транспорт также нуждались в крупных инвестициях. Для того чтобы восполнить эту огромную нехватку средств, необходимо было активно использовать иностранный капитал и, что еще важнее, передовую технику для модернизации. Существуют данные, что на инопредприятия приходится три четверти приобретаемых Китаем новых технологий.

Дэн Сяопин, верно оценив мировое развитие в то время, указал на то, что для осуществления модернизации Китая необходимо уметь, получать международную помощь и учиться внешней открытости. Он заявил: «Политика открытости - это надежда Китая. Ни одна страна не может развиваться, изолировавшись от всего мира, не усиливая международные связи, не привлекая передовой опыт развитых стран, достижения передовой науки и техники и иностранный капитал».

Заметим, что еще в 1975 г. Дэн Сяопин указал на необходимость привлечения новой техники и оборудования, расширения экспорта и импорта. Надо было стремиться экспортировать больше продукции, чтобы в обмен получать новую технику, благодаря которой ускорять технические преобразования, повышать производительность труда. Привлечение зарубежной передовой техники стало исходной точкой развития.

«Только при условии внешней открытости можно полностью использовать рынок, международные и внутренние ресурсы, улучшить распределение ресурсов, подтолкнуть научно-технический прогресс, повысить экономическую эффективность, ускорить развитие китайской экономики» - так рассуждали китайские реформаторы. Только в таком случае можно будет активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции, проявлять преимущества китайской экономики, развивать открытую экономику, сделать так, чтобы внутренняя и внешняя экономика взаимодополняли друг друга, непрерывно повышая международную конкурентоспособность страны.

Внешняя экономическая открытость - это не краткосрочная, а долгосрочная политика, которая не будет меняться минимум 50-70 лет. Когда Китай осуществит свои стратегические цели, она тем более не должна будет меняться, а если и изменится, то только в сторону еще большей открытости.

Осуществление внешней открытости Китая - это последовательный процесс решения проблем по мере их возникновения. Вместе с тем Дэн Сяопин с самого начала разработал отдельные элементы политики внешней открытости Китая.

Рассуждения Дэн Сяопина были следующими: «Экономический и технический уровень развитых стран высоки, они обладают достаточным количеством средств. А развивающиеся страны бедны либо неразвиты, для развития экономики и избавления от нищеты им необходимо привлекать средства и технику развитых стран». Дэн Сяопин говорил: «если юг не будет развиваться, сбыт капитала и продукции севера будет очень ограничен, дальнейшее обнищание юга может привести к тому, что у севера не окажется рынка сбыта». Поэтому такая взаимная потребность друг в друге развитых и развивающихся стран обеспечила возможность осуществления их взаимной открытости. Дэн Сяопин говорил о всесторонней внешней открытости Китая: «Китай осуществляет открытость по отношению к развитым странам, однако еще важнее открытость по отношению к странам третьего мира. В странах третьего мира большое население, много земли и обильные ресурсы, в области технологий у каждой страны есть свои сильные стороны, мы можем во многих областях осуществлять взаимопомощь и сотрудничество.

Это поможет экономическому развитию и преодолению трудностей каждой из стран». Хотя Китай велик и в нем представлены все отрасли промышленности, он все же не может производить всю продукцию, в которой нуждается, а иногда, если и может, себестоимость оказывается очень высокой, поэтому нужно согласно принципу сравнительных преимуществ направить внимание на глобальный рынок с целью получения наибольшей выгоды. Что касается открытости Китая, СССР и стран Восточной Европы, Дэн Сяопин считал, что экономика и технологии в СССР и странах Восточной Европы более развиты, чем в Китае, и обладают своими особенностями, и Китаю нужно их заимствовать.

Дэн Сяопин отмечал. осуществление политики внешней открытости не означает открытость только для таких развитых стран как США, Япония и страны Западной Европы. Открытость для этих стран - это всего лишь одна из сторон. Другая сторона - это сотрудничество между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. И еще одна сторона - это открытость для СССР и стран Восточной Европы. Китай осуществлял открытость по отношению ко всем странам мира. Эта стратегия всесторонней открытости соответствовала мировым тенденциям и имела важное стратегическое значение.

Особенность экономической реформы Китая - поэтапность внешней открытости. Для осуществления внешней открытости необходимо было подготовить определенные условия. Поскольку на начальном этапе реформы командную систему хозяйствования невозможно было одним шагом превратить в рыночную экономическую систему и поскольку в различных районах такие условия как географическое положение, естественные ресурсы, транспорт и энергоснабжение различались, а технологии хозяйствования развивались неравномерно, в соответствии с постепенностью реформы, осуществление политики внешней открытости постепенно распространялось с юга на север. Первым шагом в политике внешней открытости было утверждение ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь. Вторым шагом было принятие в 1980 г. решения последовательно создать специальные экономические зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь, Чжу- хай, Шаньтоу и Сямэнь. Третий шаг - одобрение в 1983 г. решений по созданию СЭЗ на Хайнане. Затем в 1988 г. Хайнань стал первой полностью открытой провинцией Китая. Четвертый шаг - одобрение в 1984 г. введения сразу в 14-ти прибрежных портовых городах политики открытости. Пятый шаг - создание после 1985 г. прибрежного открытого экономического района, формирование открытых экономических районов в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, района Сямэня южнее реки Миньцзянь, Чжанчжоу и района Цюаньчжоу. Шестой шаг - осуществление с 1992 г. политики внешней открытости в административных центрах провинций, расположенных на внутреннем континенте, в крупнейших городах и приморских районах. В ряде крупных и средних городов созданы 15 беспошлинных зон, 49 зон технико-экономического освоения и 53 государственные зоны развития высокотехнологичных производств. Седьмой шаг - в 2000 г. открытие западных районов Китая. В 2000-2003 гг. в западных районах начата реализация 36 пилотных объектов с капиталовложениями в 600 млрд юаней. В провинции Шэньси в 2000 г. начато создание государственной зоны освоения высоких технологий (китайской западной силиконовой долины).

Благодаря опыту политики внешней открытости в Китае сформировалась особая структура открытости: специальные экономические зоны, открытые прибрежные города, прибрежные открытые экономические районы, открытые города, такие как административные центры провинций, расположенных на внутреннем материке, внутренние районы. Открытость внешнему миру распространялась из приморья во внутренние районы страны, после вступления Китая в ВТО региональная открытость все больше все больше становится открытостью всей страны.

Главная составная часть политики открытости - привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции внесли многосторонний вклад в развитие китайской экономики. Во-первых, с начала 1980-х гг. иностранные инвестиции стали одним из главных источников капитала для развития промышленных предприятий, ориентированных на экспорт китайской продукции за рубеж.

Иностранные инвестиции содействовали росту китайского экспорта. К 1993 г. предприятия, основанные с участием иностранного капитала, обеспечивали 37 % китайского экспорта. Вклад экспортного производства в прирост ВВП КНР за два десятилетия реформ составил 21 %, причем на рубеже веков 45 % экспорта обеспечивали предприятия с иностранным капиталом, причем их доля в высокотехнологическом экспорте составила 30 млрд долл. или 81 %. К 2000 г. около половины экспорта давали предприятия с иностранным капиталом.

Во-вторых, создание совместных предприятий ускорило освоение современных технологий в Китае. В начальной стадии реформ трансфер технологий являлся одним из основных условий допуска иностранных инвесторов на китайский рынок. С помощью иностранных инвестиций совместные предприятия смогли обновить свое оборудование и технологии, и, как следствие этого, повысить конкурентоспособность производимой продукции.

В-третьих, иностранные инвестиции сопутствовали появлению нового поколения менеджеров в КНР. Главной ролью менеджеров в плановой экономике было выполнение плана, в большинстве случаев, без учета эффективности, качества и конкурентоспособности продукции. В начале реформ КНР испытывала острый недостаток в менеджерах с навыками, соответствующими новым требованиям рынка. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение иностранных и совместных предприятий создало условия для подготовки и развития нового класса менеджеров.

В-четвертых, данные предприятия обеспечили новые рабочие места. К 2005 г. число занятых в иностранных или совместных предприятиях достигло 17,5 млн чел. Например, к 1997 г. Тянь- цзинь привлек 16 млрд долл. иностранных инвестиций, в городе было основано около 10 000 предприятий с участием иностранного капитала, обеспечивающих работой примерно 320 000 жителей Тяньцзиня.

В-пятых, эксперимент с созданием территорий, открытых для иностранных инвестиций, обеспечил КПК убедительным аргументом в пользу распространения нового опыта на всю территорию Китая.

Формы использования Китаем зарубежных капиталов - это преимущественно ПИИ, внешние займы и, в последние годы международный лизинг, компенсационная торговля и зарубежные портфельные инвестиции (эмиссия IPO). По данным МВФ за период 1979-2001 гг. КНР получила из-за рубежа 568,4 млрд долл., из которых 393,5 млрд долл. составили ПИИ (69,2 %), 147,2 млрд долл. - иностранные займы (25,9 %%), 27,7 млрд долл. - прочие формы иностранных капвложений (4,9 %). За период 19792004 гг. Китай практически использовал 743,6 млрд долл. зарубежного капитала и, в частности, 560,4 млрд долл. ПИИ (75,4 %). В последние годы (2005-2006 гг.) Китай получает примерно 6 % мировых ПИИ и они составляют в общем потоке иностранных инвестиций примерно 77 % в 2005 г.

Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций , которая посвящена теме-политика внешней открытости китая . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая