Тема: Право на социальное обслуживание. Актуальные проблемы в области социального обслуживания Проблемы и перспективы социального обслуживания на дому

Современные исследователи выделяют основные проблемы жителей мегаполиса: бедность, нищета, низкий уровень материального обеспечения части населения.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 году оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

3. Проблемы кадрового обеспечения оценки качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (недостаточная информированность, низкий уровень компетентности персонала учреждений по проведению оценки качества социальных услуг);

4. Проблемы организации оценки качества социального обслуживания (не происходит обмен опытом работы общественными советами других учреждений социального обслуживания; сложность объяснения клиентам в силу их возраста и здоровья, почему сейчас меняется система оплаты социальных услуг; затраты финансового и человеческого характера при проведении мониторингов оценки качества социальных услуг и социологических опросов по проблеме оценки качества);

Следует обозначить проблему недостаточно эффективного мониторинга пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Далеко не все пожилые люди обращаются в органы социальной защиты для получения социальных услуг. Более того, данная проблема имеет связь и с профилактикой трудных жизненных ситуаций, в которые попадают пожилые люди. Для того чтобы и профилактические, и корректирующие меры социальной защиты были эффективными, необходимо проводить комплексные исследования актуальных проблем пожилого населения страны (в отношении каждого субъекта России мониторинг должен осуществляться соответствующими территориальными органами).

Что касается организационного аспекта подобных мониторингов, то в данном случае необходимо отталкиваться от концепции «социальных рисков», которым подвержены пожилые люди. Иными словами, для того чтобы не допускать снижения уровня качества жизни пожилых людей и оказывать им эффективную социальную поддержку, следует непрерывно исследовать социальные риски пожилых людей, частоту и закономерность их проявления, разрабатывать соответствующие социальные механизмы их устранения (подходящие социальные услуги).

Наблюдается проблема недостаточной связи социального обслуживания с проблемой обеспечения высокого уровня качества жизни пожилых людей. К сожалению, большинство мер, принимаемых в рамках социальной защиты пожилых людей, направлено на устранение факта и последствий трудной жизненной ситуации, не позволяющих пожилому человеку вести нормальную жизнедеятельность. Мы считаем, что помимо коррекционной активности социального обслуживания необходимо стимулировать и профилактическую, а также обеспечивающую, в рамках которых будут приниматься эффективные меры, направленные на повышение качества жизни пожилых людей в России.

В-третьих, неоднозначным остается последнее изменение в законодательном обеспечении института социального обслуживания пожилых людей. Реформа 2015 г. (внедрение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предполагает, что государство будет являться заказчиком социальных услуг, в то время как исполнителями смогут стать коммерческие организации.

С одной стороны, это будет способствовать повышению качества социального обслуживания на дому, поскольку коммерческие организации имеют большие финансовые возможности ввиду сравнительно свободного бюджета. Но, с другой стороны, активное участие бизнес-единиц в институте социального обслуживания может стать причиной его коммерциализации. Это станет крайне неблагоприятным следствием: пожилые люди, как правило, не располагают нужным количеством денежных средств для обеспечения надлежащего уровня качества жизни сегодня и при увеличении потребностей в средствах они станут вовсе не способными обеспечивать свои потребности.

Несмотря на достоинства нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан, обозначенные в письме Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение».

С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

На основе проведенного исследования, возможно сформулировать ряд выводов и предложений развития социальной поддержки населения, решение которых может повлиять на результат модернизации системы социальной поддержки. На наш взгляд, такая система должна иметь следующие целевые ориентиры:

1. Создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг.

2. Построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу соци­альных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения.

3. Повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования.

4. Осуществление социального страхования преимущественно теми стра­ховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства.

5. Развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями

Заключение

Таким образом, социальное обслуживание граждан является неотъемлемой частью социального обеспечения и играет значительную роль в минимизации неблагоприятных последствий наступления социальных рисков для граждан. Это не только возможность срочного получения помощи в виде питания, одежды, иных предметов первой необходимости, но и обеспечение временного проживания, оказание психологической, правовой помощи и возможность получения иных социальных услуг.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме - подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1. Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 г. оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

Исходя из требований № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стратегической целью центра является формирование условий для полноценной достойной жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. Его достижение предусматривается через:

1. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг их получателям, в первую очередь, сохраняя их максимально длительное пребывание в привычных благоприятных социальных условиях;

2. Реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни среди пожилых и инвалидов;

3. Создание условий для продления их активного долголетия.

Введение


Актуальностью данной темы является совершенствование защиты в сфере социального обслуживания населения в РФ. Целью моей курсовой работы является рассмотрение социального обслуживания население в Российской Федерации. На сегодняшний день социальное обслуживание населения играет не мало важную роль, в большинстве случаев у лиц пожилого возраста и инвалидов. Ухудшение условий жизни в частности у лиц пожилого возраста выявили неспособность обеспечить социальную защиту и гарантировать достойную жизнь каждому человеку. В связи с переменами происходящими в нашем обществе в сфере экономики, отразились на социальном обслуживании в частности у лиц пожилого возраста и инвалидов. Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов её реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения в РФ (1993 г.), одним из важнейших элементов этого механизма является создание системы социального обслуживания, которое бы обеспечивало разнообразие формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, уход за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации досуга, проблемы связанные с конфликтностью в отношениях, чаще всего в семье снижающей способностью к самообеспечению, способствующей к другим социальным явлениям. Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщённом виде оно представляет собой комплекс разнообразных услуг, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми в «натуральной форме». Правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию указанных категорией граждан в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995г. Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме. Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам и как вспомогательное звено в системе социального обеспечения. Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальное обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату. Социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную её стоимость, т.е полностью либо хотя бы частично за счёт средств общества. Поэтому она и называется «социальная» услуга. Следовательно, богатые и состоятельные граждане, имеющие возможность купить такие услуги, по нашему мнению, не должны рассматриваться в качестве лиц, нуждающихся в бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг.


ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Основные понятия социального обслуживания в Российской Федерации 1.1 Понятие и принципы социального обслуживания населения 5 1.2 Цели и задачи социального обслуживания населения 6 1.3 Субъекты социального обслуживания 9 Глава 2. Виды и формы социального обслуживания 15 2.1 Виды социального обслуживания населения 15 2.2 Формы социального обслуживания 17 Глава 3.Правовые проблемы социального обслуживания населения и пути их решения 22 Глава 4. Перспективы развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 Список использованных источников 39 Приложения…………………………………………………………………...…41

Список литературы


1)Конституция РФ; 2) Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». 3)Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». 4)Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 5)Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи». 6)Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 7)Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. - М.: Изд-во РАГС, 2015. 8)Баркер Р. Словарь социальной работы. - Москва,2013 г. 9)Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 10)Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 11)Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011. 12)Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2014. 13)Захаров М. Л. Тучков э. г. «Право социального обеспечения» учебник 2014 г. 14)Зайнышев И. Г. «Технология социальной работы» Владос 2013 г. 15) Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации: организация и контроль со стороны государства // Вестник Росздравнадзора, №1. - 2011.

Отрывок из работы


Глава 1. Основные понятия социального обслуживания в Российской Федерации 1.1 Понятие и принципы социального обслуживания населения Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые именно в отечественном законодательстве сформулировано понятие социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация – ситуация, нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может разрешить самостоятельно. Причинами возникновения такой ситуации могут быть самые различные жизненные обстоятельства: инвалидность, старость, профессиональные заболевания, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и многое другое. Право на социальное обслуживание имеют граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, граждане постоянно проживающие в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Социальное обслуживание базируется на следующих принципах: 1) Адресность, предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных ведётся органами социальной защиты населения по месту жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел. 2) Доступность, оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Качество услуг должно соответствовать установленным государственным стандартам. 3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг. 4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания использование лекарственных средств, средств физической силы, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие данные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. 5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу их возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Проблемы внедрения добровольческой деятельности в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. Ковалёва А.В., Павлова О.А. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются нормативная база внедрения добровольчества и проблемы привлечения добровольцев в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.

Ключевые слова: учреждения социального обслуживания, благотворительность, добровольчество, нормативная база, дорожная карта.

Одним из наиболее актуальных вопросов организации социального обслуживания на современном этапе является организация работы с благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям населения. Свое развитие тема благотворительности и добровольчества получила с момента утверждения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. В п.8 Концепции «Развитие социальных институтов и социальная политика» обозначена необходимость модернизации и развития сектора социальных услуг для реализации стратегических целей концепции.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает, как одно из приоритетных направлений развития, сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, что в свою очередь предполагает содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности.

Нормативной базой для развития благотворительности и добровольчества послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 года №1144-р «О плане мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»». В данном Распоряжении обозначены необходимые шаги для развития добровольчества:

  • описание лучших практик привлечения добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями и подготовка методических рекомендаций для их тиражирования (п.22 Плана).
  • разработка и утверждение концепции развития добровольчества в социальной сфере до 2020 года и плана действий по ее реализации (сроки: июнь 2017 г.) (п.24 Плана).

П. 22 реализован письмом Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями».

П. 24 реализуется Проектом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017).

В Распоряжении Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2013 г. N 25-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»», как и в «дорожных картах» других регионов, также утверждается необходимость развития возможности привлечения добровольцев с целью обеспечения доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Санкт-Петербурга услуг в сфере социального обслуживания населения.

Несмотря на указанную в законодательных актах необходимость развития организации работы с добровольцами, учреждения социального обслуживания в своей практической деятельности столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы, позволяющей как привлекать добровольцев к предоставлению социальных услуг, так и организовывать на законных основаниях труд добровольцев на местах.

Так, например, нет типовых форм положений о добровольческой деятельности, форм договоров с добровольцами, договоров об ответственности и т.д. Обязанность по разработке данных, правовых документов, как правило, возлагается на само учреждение, привлекающее к своей работе по предоставлению гражданам социальных услуг добровольцев. Таким образом организация попадает в определенную зону правового риск а, что является аргументом в пользу отказа от работы с добровольцами.

Следующим проблемным вопросом, с которым сталкиваются учреждения, является вопрос о поиске и проверке добровольца: его компетентности, квалификации, практических навыках, имеющихся документах, медицинских противопоказаниях и пройденных обучениях. Сами учреждения социального обслуживания населения не могут получить всю необходимую информацию об обратившемся потенциальном добровольце. Таким образом, организации вынуждены брать риск за действия данного добровольца на себя. Поэтому добровольцы привлекаются не так часто и, как правило, на разовые мероприятия с участием представителей организации: воспитателей, культорганизаторов, специалистов по социальной работе.

Но если все же в учреждениях социальной помощи семье и детям, несмотря на существующие проблемы взаимодействия, привлекаются добровольцы, то в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста это является очень проблематичным, так как посещение получателей социальных услуг или различная добровольческая помощь получателям социальных услуг в форме на дому, может осуществляться только в присутствии социального работника, который несет ответственность за обслуживаемого им пожилого человека, и качество оказываемых ему социальных услуг, что обременяет социального работника дополнительной нагрузкой. Посторонний человек, каковым является доброволец, не может быть привлечен к работе самостоятельно. Не существует методических рекомендаций либо типового перечня услуг, которые могут выполнять добровольцы в организациях социального обслуживания, а соответственно, и нести ответственность за качество оказания этих услуг при этом не выполняя функции работников организации, предусмотренные законом о социальном облуживании и ведомственным перечнем социальных услуг.

В результате можно сделать вывод о том, что сегодня организации социального обслуживания, находящиеся в жестких законодательных рамках, контролируемые органами власти различного уровня, не готовы к массовому привлечению добровольцев к предоставлению социальных услуг населению.

Ссылки на источники
  1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135–ФЗ (ред. от 05.05.2014)
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
  3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»»
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»

Т. А. Куприянова

проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста

Увеличение продолжительности жизни - одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %1. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная - наименьшая за все время после 1950 года»2. Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне социальная защита обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

Становление социального обслуживания пожилых людей

В Российской Федерации социальное обслуживание как производственный сектор конституировалось относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее. До 1987 г. система социального обслуживания пожилых в нашей стране была представлена только Домами ветеранов и инвалидов. Актуальность проблем, связанных с необходимостью развития новой системы социального обслуживания, в 1980-1990-х гг. была предопределена плохим качеством обслуживания в этих учреждениях, их малочисленностью и отсутствием каких-либо альтернатив им.

Нормативно-правовая база организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х гг. Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральных Законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. №95-ФЗ и ФЗ № 122 от 05.08.1995 (в ред. 2004 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Повсеместно начали открывать отделения социального обслуживания на дому, которые впоследствии реорганизовали в учреждения социального обслуживания

© Т. А. Куприянова, 2009

граждан пожилого возраста и инвалидов. На основании приказа № 7 от 27.01.1988 г. Новгородского областного управления социального обеспечения в городе Чудово при отделе социального обеспечения районной администрации было создано первое отделение социального обслуживания на дому.

Создание и развитие системы учреждений социального обслуживания на дому смогло обеспечить новые формы социальной защиты малоимущему и престарелому населению. Учреждения социального обслуживания на дому частично сгладили шок перестроечных реформ. Но и сейчас большое количество россиян продолжает находиться в трудной жизненной ситуации (морально и материально). Современные условия жизни, особенно в глубинке, «не предоставляют социальной безопасности и защищенности от последствий недальновидных социальных реформ»3. Ситуация меняется медленно, события осени 2008 г. еще более обострили социальную напряженность, поэтому наблюдается неприятие и самих реформ людьми среднего и пожилого возраста. У многих пожилых людей «пессимистическое восприятие настоящего приводит к идеализации (иногда не оправданной) прошлого и неверию в будущее»4. Надежды многих на быстрые и успешные реформы давно исчезли, а уровень пенсий, призванный обеспечить не только прожиточный минимум, но и достойную старость, оставляет желать лучшего. «Либерально-монетаристская политика российских правительств, которая, несмотря на тактические колебания, оставалась неизменной в своей основе с 1992 г., не отвечает потребностям российского общества. Она требует замены на политику развития и значительного реального, а не декларативного, повышения жизненного уровня населения».5

Нерациональная система льгот еще больше обостряет проблему расслоения общества. Зачастую адресная помощь используется как средство стимулирования активности избирателей. Это снижает доверие людей к государству как к институту власти. В стране сложилась парадоксальная ситуация: продолжает увеличиваться доля пожилых в структуре населения, а меры по предупреждению и нейтрализации негативных последствий этого фактически не предпринимаются. У нас в стране нет научно выработанных методов психофизической адаптационной работы с такой многообразной категорией граждан, какой являются пожилые. Возрастающее количество престарелых людей требует формирования новых целевых программ, создания и распространения различных научных программ адаптации и, соответственно, дополнительного финансирования.

Две основные задачи социального обслуживания в современных российских условиях - традиционное (по социально-бытовому обслуживанию пожилых людей) и новое (по активизации жизненной позиции пожилых граждан) - также требуют скорейшего решения.

Пожилые люди в условиях социально-экономического реформирования

Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой сфере и психологической адаптации к новым условиям порождает серьезные социальные и личностные проблемы.

Возрастной период после выхода на пенсию в любых условиях не прост. В пожилом возрасте значительная часть достижений человека уже в прошлом. Задача общественных и государственных структур - выявить и поддержать интересы и новые цели (в том числе переподготовку и переквалификацию) людей этой возрастной категории, чтобы продлить

их активное трудовое участие в жизни общества с обоюдной выгодой. Ученые дают рекомендации по формированию убежденности пожилых людей в «необходимости продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста, а у работающих пенсионеров - удлинения ее сроков»6.

Значительная часть пенсии, которая у большинства «ушедших на покой» пенсионеров является основным источником доходов, тратится на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг, на медицинское обслуживание. Особенно дороги бывают медицинские услуги и лекарства. К сожалению, образ жизни многих россиян еще очень далек от идеала, и возлагать ответственность за ухудшение здоровья только на медицину некорректно. От усилий врачей здоровье зависит всего на 9 %, тогда как в основном оно определяется образом жизни (51 %), зависит от наследственных факторов (20 %) и окружающей среды (20 %)7.

Результаты многих научных исследований и опыт ныне здравствующих долгожителей, опровергают представления о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом. «Образ старости в представлении россиян окрашен в самые мрачные тона»8. Требуется целенаправленная, научно обоснованная и планово-институциональная практическая работа по преодолению стереотипов восприятия старости как самими пожилыми, так и их родственниками и окружающими. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Современная жизнь диктует всем российским гражданам необходимость активно укреплять и сохранять свое здоровье. И занять такую жизненную позицию их вынуждают значимость здоровья и его ведущее место в шкале жизненных ценностей общества.

Многие экономически развитые страны основное внимание уделяют оздоровлению граждан. Известный русский демограф А. Г. Вишневский пишет, что в «1960-1990 гг. душевые расходы на здравоохранение выросли в пять раз. А где-нибудь во Франции или Японии - чуть не в сорок. Разница, конечно, существенная, эффект тоже. Наше государство скупо на вложения в здоровье...»9. Минздрав строит свою работу по принципу «министерства борьбы с болезнями» и считает, что оно не причастно к причинам высокой смертности. Вся профилактическая работа этого министерства фактически ограничивается словами «Минздрав предупреждает». Ресурсов много, и объединив усилия всех, можно изменить кривую «долговременного кризиса смертности». Все больше становится очевидной необходимость разработки мер стимулирования тех граждан, которые поддерживают высокий уровень работоспособности, заботятся о своем здоровье и сохраняют его. Именно здоровье, лежащее в основе активной жизненной позиции, во многом определяет социально-ролевой статус любого гражданина, его общественное положение, материальное благосостояние.

Физкультурно-оздоровительная и просветительская работа с лицами предпенсионного и раннего пенсионного возраста по вопросам психологических и физиологических особенностей, геронтологии, гендерных различий, профилактике заболеваемости и раннего старения, возможностей укрепления и реабилитации при конкретных заболеваниях ведется в крайне малых объемах из-за недостаточного финансирования.

Западные ученые выдвинули теорию активности, которая основывается на проведенных в Голландии, Италии, Германии и США исследованиях. В соответствии с ней утверждается, что пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми видами и формами. Любой пожилой

человек в обществе способен найти место, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам, способностям. В настоящее время данная теория - самая популярная во многих западных странах. В соответствии с концепцией продуктивного старения считается, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, продуктивна. Подготовка и обучение пожилых людей, направленные на овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская, забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность, как дома, так и вне его - тоже продуктивная деятельность. Как отмечает Э. В. Карюхин, так называемое «пассивное пенсионерство» приводит к ранним появлениям старческих деструктивно-дистрофических изменений органов и тканей организма и их быстрому развитию. Обращаемость за медицинской помощью пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, составила 6,1 % против 69,2 % среди людей, прекративших работать в связи с достижением пенсионного возраста10. Еще четверть века назад

Н. Н. Сачук, Н. В. Вержиковская, Е. Н. Стеженская на основании обобщений результатов ряда медико-социальных исследований, проведенных Институтом геронтологии АМН СССР, пришли к выводу, что «трудовая деятельность лиц пожилого возраста, сохранивших достаточную работоспособность, является целесообразной с биологической, социальной и экономической точек зрения»11.

Пожилые люди, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют компетентность в постоянно меняющейся социальной среде и являются социально-активными. Рассмотренная концепция является ведущей при разработке многих социально-геронтологических проектов. Поэтому складывающаяся ситуация, вызванная общественными потребностями, требует сохранения и укрепления здоровья пожилых людей, создания условий для активизации социального поведения и продуктивного старения и его пропаганды. А в системе социального обслуживания необходимо перейти от опекающих стратегий к стимулирующим и предупреждающим, перекладывая часть забот о благополучии людей, нуждающихся в помощи, на них самих.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан

Федеральный Закон № 122 от 02.08.1995 г. (в ред. 2004 г.) «О социальном облужи-вании граждан пожилого возраста и инвалидов» передал государственные полномочия в области оказания социальных услуг субъектам федерации. Соответственно, субъекты РФ несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, проводя законотворческую интеграционно ориентированную социальную политику с учетом дифференцированного подхода, специфики интересов различных групп пожилого населения, находящихся на разных стадиях адаптационного периода. Новые условия усиливают роль региональной системы социальной защиты, как наиболее приближенной к потребностям каждого конкретного человека. Следует отметить, что «реализация социальной политики в отношении пожилых осуществляется посредством множества социальных программ различного уровня: федерального, регионального, муниципального. Степень эффективности этих программ оценить очень трудно, критерии не разработаны,

а данные не публикуются. Очень важна роль государства, как координатора программ

разных уровней»12.

Анализ положения граждан предпенсионного и пенсионного возраста в различных аспектах позволяет сделать следующие предложения:

1. Необходимо активизировать работу с людьми предпенсионного и раннего пенсионного возраста; принимать меры для повышения уровня ответственности за свое состояние самих пожилых людей, акцентируя внимание на самопомощи и взаимопомощи.

2. С помощью СМИ и некоторых законодательных актов начать формирование психологической установки на долговременное самообслуживание, всесторонне освещая пожилого человека, как «положительного героя», перемещая акцент с немощи и болезни на активность и мудрость, а также изменить формы и методы работы по профилактике, оздоровлению и реабилитации.

3. Проводить планомерную переориентацию настоящих и будущих пенсионеров на новые или иные сферы деятельности с учетом физических и творческих способностей и возможностей.

4. Государству необходимо предпринимать срочные меры для воплощения вышеназванных задач в действительность.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов призвано способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстановлению или усилению способности к самообеспечению и самообслуживанию.

Инфраструктура социальных учреждений Чудовского муниципального района разветвлена и охватывает практически все сферы социальной жизнедеятельности, но при этом существующая система надомного социального обслуживания недостаточно эффективна и не способствует как активизации самих обслуживаемых, так и интеграции их в общество. Созданные в 1988-1989-х гг. отделения не удовлетворяли растущий спрос на разного рода социальные услуги, и со временем пришлось открывать специализированные отделения - социально-медицинское и социальной реабилитации. Специалисты учреждений, приходя домой к пенсионерам и инвалидам, узнают об их проблемах и нуждах и оперативно принимают решение о дальнейшем обслуживании конкретного гражданина и оказании ему помощи: закупают медикаменты, продукты, помогают навести порядок, помыться, оплачивают коммунальные услуги, оказывают первую доврачебную помощь, проводят назначенные лечащим врачом медицинские процедуры и т. д.

Фактически учреждение является в некотором смысле «Службой спасения» для пожилых и инвалидов района.

Государственное учреждение «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», как и все учреждения этого профиля, выполняет три важные задачи:

Организации действенной системы качественного социального обслуживания в районе, оперативного реагирования на запросы обслуживаемых, качественное выполнение социальных услуг в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг и внедрение дополнительных насущных услуг;

Организации мероприятий по активизации жизненной позиции пожилых и инвалидов;

Подготовки кадров для социального обслуживания пожилых и инвалидов.

В действительности социальными работниками в общей массе трудятся люди без достаточной теоретической и практической подготовки. Многие получают навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы. Важно заметить, что социальная работа - низкооплачиваемая, не имеет высокого статуса и престижа. Немногие задерживаются на ней надолго. Лишь часть их руководствуются принципами гуманности, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В сельском

секторе, в силу специфики малых населенных пунктов, где все друг друга хорошо знают, выполняемые услуги выходят далеко за пределы, перечисленных в перечне гарантированных государством социальных услуг, чего нельзя сказать о городе. Низкая мотивация к труду, выполнение должностных обязанностей в меру внешней необходимости, безучастно и механически, могут быть преодолены с помощью обучающих тренингов, семинаров, консультаций и достойной оплатой.

Оптимизировать труд социальных работников, возможно, следует через разделение функциональных обязанностей: одни занимаются бытовой сферой (уборкой, заготовкой дров, выполняют работу грузчиков, электриков), другие непосредственно выполняют социальные услуги в соответствии с перечнем гарантированных услуг (приобретение продуктов, медикаментов, оплата коммунальных услуг), третьи контролируют, проводят опросы, обследования, составляют отчеты и ведут беседы с обслуживаемыми (по противопожарной безопасности, антитеррористической деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам и др.), медицинские работники наблюдают за состоянием здоровья, выполняют назначенные медицинские процедуры, проводят реабилитационные мероприятия и т. п. А в сложившейся ситуации надомного обслуживания социальный работник - и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

Растет потребность в различных индивидуализированных социальных услугах и в увеличении количества занятых в социальных службах работников. Одной из задач, вызывающих трудности в практической работе, является переизбыток одних социально-бытовых услуг и недопроизводство других. Так, нуждаемость в некоторых услугах (стирка, уборка, мытье и т. п.) намного превышает фактически оказываемые в государственных учреждениях.

В Чудовском районе крайне слабо развита инфраструктура учреждений, оказывающих бытовые услуги населению. Здесь большое поле деятельности для развития негосударственных учреждений социально-бытовой сферы. Рыночные отношения вносят свои коррективы. С нынешними пенсиями пожилые люди не могут выступать в качестве адекватных потребителей насущных услуг. Внесение некоторых услуг в перечни дополнительных в государственных учреждениях частично сможет улучшить ситуацию на рынке социально-бытовых услуг. Но тут встает вопрос: «Кто будет оказывать эти услуги?» В штатных расписаниях не предусмотрены соответствующие должности, а руководитель ограничен буквой закона. Одной из причин недопроизводства одних услуг и избытка других (беседы, услуги библиотек, покупка продуктов, и т. п.) является сама система оплаты за обслуженного человека, а не за количество и качество выполненных услуг. Зачастую социальные работники оказывают не насущные услуги. Идет подмена необходимых услуг мало затратными и легко выполняемыми, тем самым, пожилые люди ограничиваются в самостоятельности.

Много вопросов в практической работе возникает по стимулированию труда. Достойная оплата качественно выполненной работы стимулирует работников. Заслуженное материальное поощрение рождает моральное удовлетворение, а отсутствие заинтересованности в результатах труда в итоге разрушает мотивацию, разлагает работника и саму систему. Очевидно, следует четко установить, сколько конкретно времени (трудозатрат) должен потратить социальный работник на конкретного обслуживаемого, с учетом сохранной способности пожилого или инвалида к самообслуживанию, а не 2-3 и 3-4 посещения в неделю, как сейчас установлено законодательством. Важно увязать заработную плату с количеством и качеством выполняемых услуг, а не с количеством обслуженных человек. Ограниченный фонд премирования в размере 2 % не позволяет в достаточной степени стимулировать добросовестных работников.

Не менее важной для сферы социального обслуживания является задача обучения кадров, которую необходимо решать срочно и на государственном уровне. Планово в масштабах каждого субъекта РФ необходимы регулярные обучающие занятия (курсы) по повышению профессиональной квалификации (как в сфере здравоохранения). В стране мало специализированных учебных учреждений, где готовят социальных работников, специалистов по социальной работе, психологов и медицинских работников гериатрического профиля.

Изменение приоритетов: от пассивного ожидания помощи к расширению самообслуживания и долголетию

ГУСО «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» приступил к планомерной работе по продлению активного участия пожилых в жизни местного сообщества, повышению вклада в социальное и культурное развитие района. Формирование активной жизненной позиции дает шанс пожилым людям приобрести подобающий им социально-ролевой статус, ибо их самый ценный капитал - знания, профессиональный опыт - следует вдумчиво и целенаправленно использовать на развитие благосостояния района. Профилактику старения необходимо начинать в молодости, уделяя внимание массовым видам спорта и всевозможным оздоровительным клубам и кружкам в зрелые годы. При отделении социальной реабилитации работает созданный в 2006 г. спортивный клуб «Здоровье».

Улучшение физического состояния пенсионеров, появление новых друзей, новых целей и обязанностей, частичная регрессия заболеваемости, снятие напряженности и многое другое дают занятия в отделении социальной реабилитации. Совместные занятия в группах по интересам: лечебная физкультура, лечебно-трудовая терапия, компьютерный класс, беседы с психологом, лекции по интересующим вопросам, которые проводят специалисты разных профилей (священник, нотариус, работники МВД, Пенсионного фонда и др.) - разнообразят будни пенсионеров. Активное общение, обмен опытом (семенами, рецептами и т. д.) уже после занятий; снятие проблем, связанных с гиподинамией улучшают самочувствие и повышают самооценку. В развитии такого общения, взаимопомощи видится первый шаг к созданию на территории района групп взаимопомощи «Помоги другу», где только что вышедшие на пенсию люди смогли бы реализовать свою потребность приносить пользу другим, быть нужными обществу, помогать добрым словом, оказывать необременительные услуги тем, кто находится в более трудном положении, видя в этом дальнейшую цель самореализации.

Создание и распространение обучающих программ по жизнеобеспечению в пожилом возрасте, повышение компетентности в вопросах реабилитации и сохранения здоровья пожилых людей, включая приобретение теоретических знаний в разнообразных сферах жизнедеятельности и практических, направленных на активизацию жизненной позиции и удлинение периода трудоспособности и самообслуживания, со временем может дать свои положительные результаты. Обучающие тренинги с психологом по овладению специальными технологиями управления своим эмоциональным и психологическим состояниями, технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах, минимизации деструктивных форм общения, а также знания о мерах профилактики различных заболеваний с учетом особенностей физиологии в гериатрическом возрасте требуют широкого распространения.

Второй аспект данной работы - подключение молодых пенсионеров к оказанию надомной помощи престарелым, тем, которые уже не могут выходить за пределы своего жилища. Формы такой помощи могут быть разными: от изготовления вещей на занятиях лечебнотрудовой терапей, до обычного посещения, беседы, выполнения необременительной работы

по дому. Дальнейшая реализация планов по созданию групп взаимопомощи «Помоги другу» поможет реально изменить ситуацию в районе среди лиц, недавно вышедших на пенсию, частично решить проблемы занятости, организации досуга и дефицита общения, улучшить профилактику заболеваемости и преждевременного старения.

Для улучшения эффективности оказания надомной помощи пожилым людям регулярно проводятся обучающие занятия по повышению профессионализма социальных и медицинских работников учреждения с привлечением специалистов различного профиля. При оказании помощи обслуживаемым большое внимание уделяется не только так называемому повседневному уходу, под которым подразумевается оказание помощи пожилому человеку в удовлетворении различных витальных потребностей: в еде, питье, умывании и т. д. Особое внимание сотрудники «Чудовского ЦСО» уделяют душевному состоянию подопечных. Ведь крайне важно не только физическое здоровье, но и оптимистическое отношение к жизни.

Параллельно с внедрением в социальную работу рыночных механизмов следует развивать и стимулировать взаимопомощь и самопомощь, активизируя жизненную позицию, увеличивая активный период долголетия, улучшая качество жизни пожилых людей. Эти новые технологии социальной работы, безусловно, очень актуальны в настоящее время и вызывают неподдельный интерес среди разных слоев населения.

Отделения дневного пребывания в нашем учреждении нет, т. к. те, кто такие отделения обычно посещает, сами еще могут работать и приносить доход или другую пользу себе и государству. Видимо, следует изменить формы работы: организовывать профессиональное переобучение, переквалификацию; клубы или кружки по интересам для пенсионеров - это более необходимо и выгодно (пенсионеры, особенно только что вышедшие на пенсию, смогут работать, вместе проводить досуг и заниматься любимым делом в свободное от работы время).

Отделения социальной реабилитации также должны исполнять свою основную социальную функцию - организовывать досуг, заниматься вопросами поддержания здоровья, переквалификации или перепрофилирования, а не подменять или заменять медицинские реабилитационные отделения. Должно быть четкое разграничение: после болезни, в период восстановления рядом с человеком должны находиться квалифицированные медики (работа должна вестись непосредственно в направлении восстановления здоровья и моральнопсихологического настроя). Когда человек уже на своих ногах и в «здравомыслии», должна продолжаться социальная реабилитация, направленная на то, чтобы помочь человеку снова влиться в социум, поддерживая и корректируя состояние его здоровья, вовлекая его в ту или иную посильную деятельность.

Работники отделения срочного социального обслуживания могут регулировать, координировать направления деятельности по оказанию реальной оперативной помощи наиболее нуждающимся и выступать связующим звеном между поколениями, продолжая развивать взаимосвязь, передачу опыта, повышать социальную значимость и востребованность пожилых людей, способствуя улучшению качества социального обслуживания.

Очевидно, что предоставление социальных услуг по уходу на дому, когда пожилой человек продолжает оставаться в привычных для него условиях, сохраняя прежний быт и социальные связи, обходится государству в десятки раз дешевле, чем содержание в специализированных учреждениях. Развивая сектор социального обслуживания, нужно внедрять новые технологии, оптимизируя и перераспределяя средства на:

Организацию дополнительного образования в третьем возрасте, профессиональное переобучение или переквалификацию;

Стимулирование активной жизненной позиции и передачу опыта молодым;

Создание условий для реализации невостребованного творческого потенциала и возможностей увеличения самоорганизации пожилых людей;

Пропаганду опыта «здорового старения» (развития сети клубов по интересам и спортивных секций для пожилых людей и т. п.);

Организацию доступной среды и безопасного жилья; качественного медицинского и индивидуализированного социального обслуживания;

Для устойчивого функционирования и эффективной организации социального обслуживания в современных условиях уже невозможно ограничиться традиционными сферами деятельности. На первый план выходят новые направления:

Переход от опекающих стратегий обслуживания к активизирующим; восстановление социального статуса пожилых и снижение иждивенческих ожиданий;

Социальное партнерство с муниципальными структурами, бизнесом, общественными организациями и населением;

Расширение инфраструктуры учреждений и частичная реорганизация действующей;

Активизация самопомощи, организация мобильных групп взаимопомощи (особенно в отделенных деревнях);

Планирование на долгосрочную перспективу, социальный маркетинг, регулярный мониторинг потребностей в социально-бытовых услугах;

Разработка проектов по сбору и привлечению дополнительных средств;

Подбор и обучение сотрудников и добровольцев;

Работа со средствами массовой информации и другие.

Цель сегодняшней политики социального обслуживания - найти новые возможности для баланса работающих в социальных структурах и зависимых клиентов социальной работы, перераспределить, а лучше - оптимизировать расходы на социальное обслуживание. Только при наличии соответствующего финансирования, подготовки квалифицированных кадров для системы социального обслуживания и изменений в психологии общества можно создать действенную систему социального ухода, оздоровления и активизации жизненной позиции пожилых. Ведь по отношению к пожилым, по условиям их существования правомочно говорить об уровне не только физического, но и нравственного здоровья в обществе.

1 Итоги 3-го Всероссийского конгресса социологов: Отчет о работе секции 27 «Проблемы старшего поколения». иЯЬ: www.isras.ru.

Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 133.

3 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России 90-х годов. СПб., 1998.

4 Козлова Т. З. Пенсионеры о себе. М., 2001. С. 40.

5 Бельчук А. И. Общие итоги системных реформ. иЯЬ: www.perspektivy.info/rus/nashe.

6 СачукН. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 15.

7Лобжанидзе А. А., Грызунов В. В. Пожилой человек. Тосно, 2004. С. 271.

8 Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России. иЯЬ: www.per-spektivy.info/rus/nashe /social_material_emotional_klimat.htm.

9 Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 175.

10 Карюхин Э. В. Трудовая активность пожилых людей. иЯЬ: www.dobroedelo.ru.

СачукН. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 10.

12 Социология: учебник / под ред. Н. Г. Скворцова. СПб., 2006, С. 533.

Под понятием "инвалидность" (понимается "постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм" .

Инвалидность - понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Пожилые инвалиды в нашем обществе - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

В каждой стране нетрудоспособные граждане составляют предмет (объект) заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является материальная поддержка (пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, появлением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам. Поэтому существенную роль в системе социальной защиты пожилых инвалидов сегодня играет социальное обслуживание, поскольку оно направлено на удовлетворение их базовых потребностей.

Организации социального обслуживания пожилых граждан придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. Составным элементом социального обслуживания является оказание социальной помощи на дому пожилым и инвалидам.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан и инвалидов.

Проблема социальной помощи пожилым и инвалидам имеет общегосударственное значение. Об этом свидетельствует внимание законодателя к данной проблеме.

Система социального обслуживания пожилых и инвалидов в Российской федерации строится на основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

Проблема удовлетворения базовых потребностей пожилых людей и инвалидов, улучшения качества их жизни - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.) "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г., Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социальной работы с инвалидами и людьми пожилого возраста являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

В ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) в нашей стране развивается система социальных служб.

Названные законы устанавливают правовое регулирование в области социального обслуживания населения, в том числе пожилых и инвалидов.

В Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" даны основные понятия, применяемые в области социального обслуживания, определены системы социальных служб (государственная, муниципальная и иных форм собственности), указаны принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг (адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации). Статья 6 Закона посвящена вопросам соответствия социального обслуживания государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В Законе названы права членов семьи на социальное обслуживание и получение различных социальных услуг, как в домашних условиях, так и в учреждениях социального обслуживания; определены вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений социального обслуживания и порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, порядок их финансового обеспечения, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания.

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов регулируется Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.

Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: "О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" Указ Президента Российской Федерации О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.11.99 г. N 1474); "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (октябрь 1992г.); "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"; "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (15 апреля 1996г.); "О разработке федеральной целевой программы "Старшее поколение" (18 июля 1996г.).

Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:

  • - от 29 октября 1998г. №44 "О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения";
  • - от 27 июня 1999г. №28 "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • - от 27 июля 1999г. №29(31), "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения", "Комплексный центр социального обслуживания населения".

Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение Постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. N 70

"О федеральной целевой программе "Старшее поколение"". Программа "Старшее поколение" должна способствовать социальной поддержке пожилых людей, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.

Таким образом, государство придаёт большое значение вопросам социальной защиты пожилых людей и инвалидов: сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым инвалидам, выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми инвалидами.

Инвалидность как медико-социальная проблема.

Показатели инвалидности, являясь важным медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово "инвалид" происходит от латинского invalidus - слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность - это социальная недостаточность. Социальная недостаточность -- это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т. е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека. Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • 1. нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);
  • 2. нарушения органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);
  • 3. двигательные нарушения;
  • 4. висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;
  • 5. уродующие нарушения;
  • 6. нарушения, связанные с причинами общего характера. На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:
  • 1-я степень - незначительно выраженные нарушения функций;
  • 2-я степень - умеренно выраженные нарушения функций;
  • 3-я степень - выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к полной либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность, являются:

  • 1. способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;
  • 2. способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;
  • 3. способность к обучению, т.е. способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);
  • 4. способность к труду, т.е. способность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека, а также соответствующую требованиям к содержанию, объему и условиям профессии;
  • 5. способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;
  • 6. способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;
  • 7. способность контроля за своим поведением, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

В Российской Федерации различают три группы инвалидности. У граждан, полностью утративших способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), устанавливается инвалидность I группы. II группа устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода. Поводом для определения III группы инвалидности является утрата способности к профессиональному труду. Обычно она устанавливается при значительном снижении трудоспособности, наступившей вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами. Эта группа инвалидности устанавливается, в частности, при необходимости перевода работника по состоянию здоровья на другую, более легкую работу, требующую меньшего напряжения и, как правило, не такой высокой, как прежде, квалификации. При определенных анатомических дефектах соответствующая группа инвалидности устанавливается независимо от характера выполняемой работы. С учетом тяжести (степени) инвалидности определяются размер пенсии, объем других видов обеспечения и обслуживания.

Признание человека инвалидом Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) возможно только при проведении медико-социальной экспертизы, которую осуществляют специальные учреждения Бюро медико-социальной экспертизы. Бюро медико-социальной экспертизы входят в Государственную службу медико-социальной экспертизы, работающую в системе органов социальной защиты населения РФ.

Медико-социальная экспертиза - это определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

  • 1. определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребность инвалида в различных видах социальной защиты;
  • 2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • 3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  • 4. участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
  • 5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • 6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2010 г. в стране впервые было признано инвалидами 1 199 761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. -- 50,0). Это связано как с объективными причинами - ухудшением состояния здоровья населения, так и с субъективными причинами - изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впервые признанных инвалидами, сокращается.

Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, является общее заболевание - 86 % случаев, затем идут травмы или заболевания военнослужащих - 7,6 %, врожденные аномалии или заболевания, возникшие в детстве, - 4,4 %, трудовые увечья или профзаболевания - 2,0 %. В сельской местности несколько ниже доля общих заболеваний как причины инвалидности (79,8 %) и выше доля инвалидов из числа военнослужащих (10,3 %) и инвалидов с детства (7,2 %).

Наиболее часто определяют II группу инвалидности (70,6 % случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в 14,3 % случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа - 9,5 % случаев, II - 62,6 %, III - 27,9 % случаев. Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособного возраста.

В структуре первичной инвалидности первое место с большим отрывом занимают болезни системы кровообращения (43,3 %), далее идут злокачественные новообразования (12,7 %), последствия травм, отравлений и других внешних воздействий (6,5 %), психические расстройства и расстройства поведения (6,2 %).

Среди инвалидов преобладают пожилые и старые люди, так как процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту.

Наблюдается постоянный рост числа старых тяжелобольных людей, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе. Польский геронтолог Е. Пиотровский считает, что среди населения в возрасте старше 65 лет около 33% составляют лица с низкими функциональными возможностями; нетрудоспособные; в возрасте 80 лет и старше - 64%. В.В. Егоров пишет, что уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 1, 7 - 2 раза . По данным эпидемиологических исследований, практически здоровые среди пожилого населения составляют примерно 1/5, остальные страдают различными заболеваниями, причем характерным является мультиморбидность, т.е. сочетание нескольких болезней, имеющих хронический характер, плохо подающихся медикаментозному лечению. Так, в возрасте 50-59 лет 36% людей имеют 2-3 заболевания, в 60-69 лет у 40,2% обнаруживаются 4-5 заболеваний, а в возрасте 75 лет и старше 65,9 % имеют более 5 заболеваний .

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Ситуация обостряется тем, что инвалиды в нашей стране - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты.

Особенно это касается пожилых инвалидов. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

Таким образом, инвалидность в России на сегодняшний день является важной медико-социальной проблемой. Состояние инвалидности указывает на критический уровень общественного здоровья.