Методические рекомендации по разработке электронных учебников по экологии и природопользованию. Электронное пособие материал на тему Методы создания электронного учебного пособия

Для современного информационного общества в условиях модернизации образования необходима целенаправленная подготовка современного конкурентоспособного специалиста. В учебном процессе средней профессиональной школы наиболее целесообразно использовать разнообразные формы информационно-коммуникативных технологий для глубокого и всестороннего обучения студентов.

Одним из направлений этой работы преподавателя в настоящее время является создание электронных учебных пособий по дисциплинам, курсам и, в условиях внедрения ФГОС, модулям. Это обусловлено низкой обеспеченностью технических специальностей средних профессиональных учебных заведений специальной литературой, которая бы учитывала последние изменения и достижения производства.

Несмотря на то, что термин электронное учебное пособие приобретает всё большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Попробуем сформулировать понятие.

Электронное учебное пособие - учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке.

Необходимо чётко определить отличительные признаки электронного учебного пособия от его печатного аналога. Они состоят в следующем:

1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определённый уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронное пособие по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещён на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2. Наглядность в электронном учебном пособии значительно выше, чем в печатном. Данное преимущество достигается за мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. В электронном учебном пособии возможно представление физических процессов в динамике, наглядное представление объектов, недоступных для непосредственного наблюдения, а также компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов.

3. Электронный пособие обеспечивает разнообразие проверочных заданий и тестов. Оно позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. Например, при неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.



4. В электронном пособии возможна организация контекстных подсказок, что позволяет, например, организовать самостоятельную работу учащихся (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку с сети Интернет, книгах, идти за справочной литературой в библиотеку и т.п.).

5. Использование гипертекстовых ссылок, позволяющих мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.

6. Электронные учебные пособия являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации, что особенно важно для творчески работающего преподавателя.

7. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебные пособия могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронное пособие, поддерживающее программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронное учебное пособие без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному курсу. Можно создавать пособия по принципу вертикального изучения учебного материала.

Кузюк Ирина Геннадьевна

Туч Валерия Владимировна

студенты 4 курса, кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством, Политехнического института Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

E- mail : irish . cuzuk @ yandex . ru

Борисенко Ирина Геннадьевна

научный руководитель, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Политехнического института Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

Актуальность данной статьи детерминирована следующими ведущими факторами.

Во-первых, современное российское образование сейчас находиться в критическом положении, что во многом вызвано нехваткой принципиально новых учебных пособий, отвечающим реалиям времени.

Во-вторых, многие кризисные явления современного образования объясняются переходом от одной социокультурной парадигмы к другой, что предполагает принципиально новый подход к учебным пособиям.

В современной России много сил вложено для нового подхода к развитию образовательной системы, в частности, созданы целевые программы по развитию образования. Такая политика является единственно возможной в глобальных условиях, ведь, по словам знаменитого французского писателя Дени Дидро: «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства» . Несмотря на тот факт, что образование является одной из важнейших факторов в жизни современного человека, у многих представителей современного поколения снизился общий интерес к получению знаний, как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Именно потребность в становлении новой системы образования призвана стимулировать студентов к получению профессионального образовании, что подразумевает использование различных форм и методов организации учебного процесса. Одним из перспективных направлений развития современной образовательной системы является использования электронных учебных пособий.

Объективное исследование влияния электронных учебных пособий на образовательный процесс предполагает анализ особенностей современных электронных учебных пособий.

Электронные учебные пособия (ЭУП) - это программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для самостоятельного изучения студентом учебного материала по определенным дисциплинам .

Важно подчеркнуть, что электронное пособие - это не электронный вариант книги, где все информация с печатного варианта переведена в электронный или есть возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида проведения учебного занятия (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом построен для достижения эффекта от использования такого пособия. При грамотном использовании электронного учебного пособия оно может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Электронное пособие используется для достижения наибольшего эффекта, поэтому оно должно быть структурировано по-другому, нежели стандартное печатное пособие. Рассмотрим, какие должны быть отличия: так как размер компьютерных экранных страниц меньше, чем книжные, то соответственно главы должны быть более короткие, далее все последующие разделы, которые соответствуют рубрикациям нижнего уровня, должны быть разделены на наименьшие размеры (фрагменты), в которых должен содержаться необходимый материал касающегося данного вопроса. Лучше чтобы данные фрагменты содержали 1-2 текстового абзаца (нужно учесть, что и абзацы должны быть короче книжного), либо это может быть рисунок и подпись, которая его поясняет .

Таким образом, будет просмотрен непрерывно излагаемый материал (как в книге), а отдельные фрагменты, которые дискретно следуют друг за другом. В чем плюс дискретной последовательности? В том, что данная последовательность экранов находится внутри наименьшей структурной единицы, которая позволяет напрямую переадресовываться между параграфами или подпараграфами.

Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя всю необходимую информацию и содержат в себе несколько частей :

· теоретическую часть, в основе данной части содержится текст, графика (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимация, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок;

· практическая часть, там должно быть представлено пошаговое решение типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с содержанием минимальных пояснений;

· контрольная часть - содержит набор тестов, контрольных вопросов по теоретической части, но так же и решение задач и упражнений по практике;

· справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель, таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств, основные формулы по данному учебному курсу и другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме .

Рассмотрим наглядно (в виде таблицы 1) дидактические принципы, которые должны быть положены в основу электронного учебника.

Таблица 1.

Дидактические принципы

Название принципа

Дидактический (методический) план

наглядности

В электронное учебное пособие входят иллюстрации и различные графические схемы с предоставленной возможностью выбора цветовой гаммы и различное оформление, также входят мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.

доступности

Все материалы, которые входят в ЭУП, вполне доступны студентам при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также снабжение ЭУП различными справочными материалами.

систематичности и

последовательности

Очень точно позволяют электронные формы систематизировать весь материал учебника, а также расположить его в удобной последовательности для дальнейшего изучения.

Принцип связи теории с практикой

Для того чтобы закрепить все знания полученные при изучении теории, нужно плавно связать знания с практикой, а именно перейти в раздел который содержит практические вопросы и задания для закрепления знаний.

Принцип научности

ЭУП должно строится на последних достижениях науки в той или иной сфере.

сознательности и

активности

Делая вывод, что ЭУП предназначен для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Тестовые задания для самопроверки способствуют активности усвоения знаний.

Принцип прочности

Прочность знаний заключается с включением в ЭУП различных тестов и заданий по отдельным темам и по основным разделам, а также итоговых заданий. Преимущество в данном принципе в ЭУП, что легко можно вернуться к ранее изученному материалу.

Возможности электронных учебных пособий максимально раскрываются при самостоятельной работе студентов. В частности, даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, тем более что большой объем информации будет сложно усваиваться студентом. Конечно, в этом случаи может помочь Интернет, где много тематических сайтов и порталов различного назначения и можно найти практически любую информацию, сделав пару запросов. Однако и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В подобных ситуациях электронное учебное пособие явно демонстрирует свои преимущества, так как вся необходимая информация для освоения дисциплины собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала в различных источниках. Кроме того, студент может проверить, как он усвоил данный материал, так как учебное пособие, как правило, содержит тестовые задания для проверки знаний. В случаи, если проверка показала плохие результаты, то в результате анализа, можно выявить пробелы в знаниях и изучить плохо усвоенный материал .

Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом для преподавателя . Однако возникает проблема, связанная с тем, что электронное учебное пособие - это новое видение образовательного процесса, которому необходимо научиться, причем не только в разрезе проектирования, но и правильного использования. Дело в том, что в результате смены ценностных ориентиров в отечественном образовании создалась ситуация, когда преподаватели не только не могут, но и не хотят стремиться к нововведениям. Это, в свою очередь, вызывает конфликтные ситуации между студентом и преподавателем, так как преподаватель не выступает в своей традиционной роли основного источника информации, а отправляет студента за той информацией, которая находится в глобальной сети Интернет. Другими словами, преподаватель часто ориентирует студента на самостоятельное изучение, хотя часто сам не знаком с этими источниками, что вызывает отрицательные моменты в процессе обучения. Для выпуска высококвалифицированных специалистов, необходимо чтобы и преподаватели имели желание совершенствовать свои знания, тогда подготовка студентов окажется максимально приближенной к реальным условиям их будущей деятельности. Именно использование информационных технологий позволит преподавателям не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.

Таким образом, подводя итог анализу некоторых сторон такой острой и неоднозначной проблемы, как использование электронных учебных пособий в современном образовательном процессе.

Во-первых, электронное учебное пособие должно полностью соответствовать учебной программе и располагаться на цифровом материальном носителе

Во-вторых, электронное учебное пособие, используемое наряду с традиционным учебником, повышает эффективность образовательного процесса.

В-третьих, для оптимизации учебного процесса немаловажным фактором будет являться открытость учебника, то есть возможность вносить новый материал, что возможно при активном использовании электронного учебного пособия, где потребуется помощь специалиста.

Список литературы:

1.Дени Дидро. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Дени Дидро - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.youfrase.ru/aphorisme.php?author=212&perline=3 (дата обращения 20.11.13 г.).

2.Лунгу Б.Д. Исследование различных подходов в методике построения учебных пособий // квалификационная работа - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2bd68a4c43a88421316d26_0.html (дата обращения 03.10.13 г.).

3.Панкратова О.П. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.moluch.ru/conf/ ped/archive/72/4050/

4.Панкратова О.П. Использование электронных пособий для самостоятельной работы студентов - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Использование эл пособий.doc (дата обращения: 03.10.13 г.).

5.Панкратова О.П. Области применения электронных пособий учебного назначения - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Области применения эл пос.doc (дата обращения: 03.10.13 г.).

6.Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. М.: Эфесс, 2007. - 496 с.

7.Разработка лабораторных работ по теме «Создание электронных учебных пособий» для курса «НИТ в образовании» // выпускная работа - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00183063_0.html (дата обращения 03.11.13 г.).

Для развития творческой символической деятельности мы взяли за основу следующие типы заданий, в основе которой лежит классификация Д. Толлингеровой : решение проблемных ситуаций; постановка вопросов и формулировка заданий; решение задач на основании собственных размышлений. В данную группу заданий входят такие, которые предполагают самостоятельность при решении. Работа с использованием специальных заданий организовывалась следующим способом. 1этап. На первых уроках изучения темы «Неметаллы», учащимся предлагались задания для домашнего выполнения.

3 этап. На последующих уроках предлагались задания для выполнения в классе, по группам.

4 этап. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам в классе.

Методика была апробирована в курсе химии 9 класса (программа О.С Габриеляна) на базе школы № 48 г. Омска. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном повышении доли обучающихся, справившихся с творческими заданиями, требующими оперирования химической символикой.

Список использованной литературы:

1. Пак М.С. Дидактика химии. - М.: Владос, 2004. - 315 с.

2. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей.

М.: Прага, 1994. - 48 с.

3. Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников//Автореферат: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Санкт- Петербург, 2000. - 19 с.

© Макарова Н.А., 2016

Н.Е. Отекина,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассмотрено использование электронного учебного пособия в дистанционном образовании.

Ключевые слова Электронное учебное издание, дистанционное образование.

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет .

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую . Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время, и место для обучения; во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин; в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии; в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения .

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники . Достоинствами этих учебников являются: их мобильность; доступность связи с развитием компьютерных сетей; адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество .

Электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном, оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также опубликовано в сети Интернет.

Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебник должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Электронный учебник - основное Учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный и эффективен, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д.

Электронное учебное издание дополнение к традиционным формам обучения. Этот "электронный лектор" призван не только сохранить все достоинства обычной книги (учебного пособия), но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером .

Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:

Средства изучения теоретических основ дисциплины;

Средства поддержки практических занятий;

Средства контроля знаний;

Средства взаимодействия между учителем и учащимися;

Средства управления процессом изучения дисциплины.

Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. Список использованной литературы:

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 389-391.

3. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.

4. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки ^йр:/МоЛзи.ги^/?ипй=223)

5. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов - шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»-(http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)

6. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. - М.: Из-во МЭИ, 2013.

© Отекина Н.Е., 2016

Ю.М. Пахомова, А.А. Полукарова, Н.В.Гилёва ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Курган, Российская федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация

В научной статье исследовалось состояние компонентов просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Определены особенности компонентов просодической речи. Указаны направления коррекционной работы.

В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А.

Введение

Широкое распространение доступных по цене компьютеров обусловило появление многих новых способов представления информации. Одним из таких способов стали постепенно набирающие популярность электронные учебники. Электронные учебники являются лишь одним из вариантов публикаций и обладают меньшими возможностями в плане представления информации - правда, стоит отметить, что четкого разграничения данных понятий не существует.

В виде электронных учебников оформляют руководства пользователя, справочники, информационные бюллетени, инструкции, рекламные брошюры, буклеты и тому подобную литературу информационного, образовательного и рекламного характера. Причина проста - с подобной литературой гораздо удобнее работать в электронном (а не в бумажном) виде, а для авторов и издателей электронный вариант публикации зачастую гораздо более привлекателен.

В сравнении с традиционными бумажными публикациями электронные не ограничены представлением текста и картинок - они могут включать анимацию, видео, музыку, разнообразные визуальные эффекты и даже быть интерактивными. Например, могут собирать информацию и пересылать данные по Интернету, взаимодействовать с другим ПО, использоваться для организации тестирования, проводить вычисления и т.п.

В дополнение к творческим, у электронных публикаций имеются и определенные экономические преимущества: меньшее время создания, более быстрое обновление (переиздание) и гораздо меньшая себестоимость.

Кроме того, благодаря используемым особым методам сжатия электронные публикации отличаются компактными размерами, что расширяет возможности их распространения - электронные материалы можно передавать на CD-, DVD-дисках и даже на дискетах, распространять через web-сайты или пересылать по электронной почте. Таким образом, тема дипломного проекта является актуальной.

Объектом исследования является электронный учебник.

Предметом исследования выступает электронное учебно-методическое пособие, в дальнейшем (ЭУМП) по одному из разделов информатики - компьютерная графика.

Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:

1. Проектирование ЭУМП;

2. Подборка необходимого материала для реализации проекта;

3. Отладка теоретического и практического материала;

4. Обработка внешнего облика;

5. Тестирование ЭУ.

1. Постановка задачи

1.1 Организационно-экономическая сущность задачи

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети;

Содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. ЭУМП (электронно-учебное методическое пособие) должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения;

Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда.

Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла автора. Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он впишется в учебный процесс.

Рассмотрим основные этапы разработки электронного учебника:

Выбор источников. При разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания текстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

Разработка оглавления и перечня понятий. Производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

Переработка текстов в модули по разделам. Перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации.

Реализация в электронной форме. При создание учебника текст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое может быть использовано в учебных целях.

Разработка компьютерной поддержки. Разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ. Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

Отбор материала для мультимедийного воплощения. Изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты.

В экономическом плане ЭУМП распространяется совершенно бесплатно.

1.2 Входная информация

В качестве входной информации для электронно-учебного пособия используется:

1. Лекционный материал;

2. Контрольные материалы;

3. Руководство пользователя;

4. Справка.

1.3 Выходная информация

Выходной информацией программного продукта являются страницы электронного учебного пособия, в который входит практический материал (Рис.1) и лекционный материал. (Рис.2).

1.4 Техническое обеспечение

Данный дипломный проект был выполнен на компьютере, который имеет следующую конфигурацию:

1. Процессор - Intel (R) Pentium (R) 4 CPU 2.40 GHz;

2. Материнская плата - ASUS P4P800 Deluxe (Socket 370, Dimm, AGP 4X, software audio);

Оперативная память - 1GB;

Видеокарта Geforse 7600 GT 256 Mb;

Монитор GREEN WOOD 17 TFT;

Дисководы CD-ROM 52sp IDE ASUS CD-S520/A OEM;

7. Клавиатура Genius KB-06x PS/2 Black;

8. Мышь оптическая Mouse Wind Rover Scroll 4-but Optical (USB).

1.5 Программное обеспечение

Операционная система Windows XP Professional. Основное назначение операционных систем обеспечение взаимодействия человека, оборудование и программ. При работе с операционной системой Windows ХР Professional доступны многие новые более эффективные средства и технологии. При помощи средства "Помощник по поиску" можно быстро найти необходимые сведения.

В основе создания структуры данных для электронного учебника лежит справочная система Windows, имеющая несколько очевидных плюсов, главный из которых - уже реализованная навигационная система, включающая в себя систему поиска по ключевым словам, автоматическое создание глоссария, возможность вывода документов на печать. Файлы справочной системы могут содержать как форматированный текст, так и графику, и анимацию. Однако, создание таких файлов требует специального программного обеспечения, с помощью которого производится процесс компиляции, сами файлы справки не могут бать изменены динамически - для этого требуется компилятор. Файлы справки не могут содержать программных элементов, справочная система не содержит какого-либо внутреннего языка для их создания. Но, взамен этого, существует средство, с помощью которого мы можем запускать исполняемые файлы, находящиеся на жестком диске локального компьютера. Присутствует также некоторая разъединенность текстового материала и обучающих (или тестирующих) программ.ХР самая надежная и безопасная ОС из семейства Windows. Во-первых, это Internet Connection Firewall - простой сетевой брандмауэр (экран), обеспечивающий безопасность работы с Интернет, контролирующий правда, лишь входящий трафик. Во-вторых, это новые групповые политики, которые позволяют назначать или ограничивать права определенного ПО, запретить инсталляцию ПО, не защищенного цифровым сертификатом кода и многое другое. Для создания учебника использовалась программа SunRav BookOffice. Эта программа представляет собой пакет из двух самостоятельных приложений: Book Editor служит для создания электронных книг и учебников (файлы в формате *.srb), а Book Reader позволяет их читать.Book Editor. Электронная книга может быть создана из любого текстового документа или из набора файлов форматов HTML, RTF, DOC, TXT и CHM. Если при импорте в Book Editor указан набор файлов, каждый из них будет вставлен в книгу в качестве отдельной главы. В дальнейшем пользователь может по своему усмотрению выстраивать иерархию глав, разделов и подразделов, глубина вложения при этом не ограничена.

Фрагменты текста электронной книги могут быть подвергнуты всевозможным методам форматирования: выделены полужирным или курсивным начертанием, подчеркнуты, переведены в подстрочный или надстрочный индекс и так далее. Отдельные абзацы могут быть отформатированы так же, как и в MS Word: доступны настройки цвета фона, границ, различное выравнивание, отступы, межстрочный интервал и т. п. Пользователь может определить произвольный набор свойств текста, сохранить его как стиль, и в дальнейшем применять к любому выделенному фрагменту текста.

В текст могут быть вставлены маркированные и нумерованные списки, изображения, гиперссылки, таблицы, а также различные элементы Windows-интерфейса: кнопки, выпадающие списки, "чекбоксы", текстовые поля и так далее. Кроме того, в книгу можно вставлять ссылки на тесты, созданные при помощи tTester. В этом случае книга становится настоящим учебником, после прочтения каждой главы которого учащемуся предлагается пройти соответствующий тест.

Несколько книг могут быть объединены в одну, при этом в текст можно добавлять внутренние гиперссылки на различные главы и разделы книги. Все имеющиеся главы и разделы представлены в виде древовидной структуры в левой части окна редактора. Это помогает быстро перемещаться по содержимому книги.

В процессе создания книги пользователь может проверять текст на наличие грамматических ошибок и создавать набор ключевых слов для каждой главы. Ключевые слова помогут быстро находить нужный раздел книги при ее чтении в программе SunRav Book Reader.

Любая книга может быть защищена паролем, как от изменения содержимого, так и от прочтения посторонним. Книга может быть сохранена не только в собственном формате *.srb, но и в виде набора HTML-файлов, файла RTF (универсальный формат хранения форматированного текста) или CHM (файл справочной системы, помощи).Book Reader. Эта программа позволяет читать текстовые документы форматов TXT, RTF, HTML, DOC и некоторых других. В том числе, разумеется, книг, созданных в программе SunRav Book Editor.

В приложение встроена функция автопрокрутки. Пользователь настраивает скорость, с которой текст будет перемещаться по экрану (подобно финальным титрам в кинофильме), и может просматривать книгу, не прикасаясь к мыши или клавиатуре. Доступно и озвучивание текста с помощью установленных на компьютере систем чтения, Text-to-speech engine.

Возможен просмотр книги как в полноэкранном режиме, без меню и панелей управления, так и с отображением древовидной структуры содержания. Пользователь по своему усмотрению увеличивает или уменьшает размер шрифта, что помогает сберечь зрение при чтении множества информации с экрана.

Для удобства перемещения по книге в программу встроена система закладок. Если книга создавалась в программе SunRav Book Editor и в ней содержится набор ключевых слов, то пользователь может искать нужную информацию по ключевым словам. Кроме того, возможен полнотекстовый поиск и печать всей книги на принтере.

2. Рабочая часть

2.1 Модель (метод) решения задач

электронный учебник методический пособие

Здесь строится диаграмма - проект данной работы. В родительской диаграмме главным блоком является - «Электронное учебное пособие по дисциплине «Информатика», (см. Приложение А).

Блок B представляет собой функциональную модель, которая разветвляется на 5 блоков: разработка, проектирование; реализация; отладка, тестирование, (см. Приложение Б).

Модель всегда начинается с представления системы как единого целого одного функционального блока с интерфейсными стрелками, простирающимися за пределы рассматриваемой области.

2.2 Описание алгоритма решения задач

Начало. Подбор материала.

Выбор программы для написания ЭУМП.

Создание ЭУМП.

Отладка и тестирование ЭУМП.

Список использованной литературы

Завершение.

2.3 Описание программы

ЭУМП создавался с помощью программы SunRav Book Office. В ЭУМП содержится 3 части:

1. Теоретическая часть - состоит из лекций по данной главе.

2. Практическая часть - состоит из практических заданий.

Тестирующая программа - представляет собой программу, в которой преподаватель или специалист может провести тестирование среди студентов или работников.

2.4 Руководство пользователя

1. Для того что начать пользоваться ЭУМП, надо открыть файл «Информатика.ехе». На экране монитора появиться главная страница электронного учебника, которая называется «Вступление». (Рис 3).

Что бы ознакомится с рабочим материалом данного пособия, нужно нажать на кнопку «Содержание» (Рис.4). После этого откроется список, в котором будут представлены все главы и разделы, содержащиеся в ЭУМП.

Для выбора интересующей Вас главы, нажмите на нее левой кнопкой мыши. Справой стороны учебника откроется материал (Рис.5).

Что бы выйти с какой либо главы в меню «Содержание», нажмите кнопку«Назад»(Рис.6).

5. Для того что бы закрыть ЭУМП нажмите красный крестик в верхнем правом углу. Либо на панели учебника «Выйти из программы» (Рис.7).

Рис.7

3. Отладка и сопровождение программы

3.1 Контрольный пример

При выполнение данного дипломного проекта использовались реальные данные. Все главы, пункты открываются мгновенно. Все рисунки четкие, яркие. ЭУМП выполнено в цветном варианте.

3.2 Способы отладки и тестирования программы

Отладка, как мы уже говорили, бывает двух видов:

Синтаксическая отладка. Синтаксические ошибки выявляет компилятор, поэтому исправлять их достаточно легко.

Семантическая (смысловая) отладка. Ее время наступает тогда, когда синтаксических ошибок не осталось, но результаты программа выдает неверные. Здесь компилятор сам ничего выявить не сможет, хотя в среде программирования обычно существуют вспомогательные средства отладки, о которых мы еще поговорим.

Отладка - это процесс локализации и исправления ошибок в программе.

Как бы тщательно мы ни писали, отладка почти всегда занимает больше времени, чем программирование.

Способы обнаружения ошибки:

Аналитический - имея достаточное представление о структуре программы, просматриваем ее текст вручную, без прогона.

Экспериментальный - прогоняем программу, используя отладочную печать и средства трассировки, и анализируем результаты ее работы. Оба способа по-своему удобны и обычно используются совместно.

Помимо методик, хорошо бы иметь представление о средствах, которые помогают нам выявлять ошибки. Это:

Аварийная печать - вывод сообщений о ненормальном завершении отдельных блоков и всей программы в целом.

Печать в узлах программы - вывод промежуточных значений параметров в местах, выбранных программистом. Обычно, это критичные участки алгоритма (например, значение, от которого зависит дальнейший ход выполнения) или составные части сложных формул (отдельно просчитать и вывести числитель и знаменатель большой дроби).

Непосредственное слежение:

Арифметическое (за тем, чему равны, когда и как изменяются выбранные переменные);

Логическое (когда и как выполняется выбранная последовательность операторов);

Контроль выхода индексов за допустимые пределы;

Отслеживание обращений к переменным;

Отслеживание обращений к подпрограммам;

Проверка значений индексов элементов массивов и т.д.

Нынешние среды разработки часто предлагают нам реагировать на возникающую проблему в диалоговом режиме. При этом можно:

Просмотреть текущие значения переменных, состояние памяти, участок алгоритма, где произошел сбой;

Прервать выполнение программы;

Внести в программу изменения и повторно запустить ее (в компиляторных средах для этого потребуется перекомпилировать код, в интерпретаторных выполнение можно продолжить прямо с измененного оператора).

3.3 Защита программного продукта

Программные продукты и компьютерные базы данных являются предметом интеллектуального труда специалистов высокой квалификации. Процесс проектирования и реализации программных продуктов характеризуется значительными материальными и трудовыми затратами, основан на использовании наукоемких технологий и инструментария, требует применения и соответствующего уровня дорогостоящей вычислительной техники. Это обусловливает необходимость принятия мер по защите интересов разработчика программ и создателей компьютерных баз данных от несанкционированного их использования.

Для данного программного продукта защита не предусмотрена, так как он относится к программам общего пользования и открытого доступа.

Заключение

В процессе разработки данного программного средства было реализовано программное средство для дистанционного обучения студентов входящее в состав учебно-методического комплекса университета. В программном обеспечении электронного учебника были реализованы функции отображения лекций. Создан интуитивно понятный и дружественный интерфейс, создан метод тестирования, для придания гибкости к контролю знаний и слежения за процессом обучения студента.

На данный момент большинство существующих программных обеспечений электронных учебников являются замкнутыми системами с жесткими моделями, не позволяющими адаптировать конкретный тип знаний к конкретному способу представления информации. В связи с этим электронно-учебные пособия входящие в состав учебно-методический комплексов редко применяются как основной вид обучения. Как правило, пособия являются дополнениями курса лекций, и большинство из них не отвечают требованиям, предъявляемым к электронно-учебным пособиям.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что применения прогрессивных методов обучения в большинстве случаев дает положительный результат, но организовывать процесс обучения только лишь на курсах дистанционного обучения являющихся частью учебно-методических комплексов, пока нельзя. В ходе работы был спроектировано электронное учебное методическое пособие, которое в дальнейшем будет использоваться для обучения школьников и учащихся ВУЗов учащихся на очной и заочной форме обучения. Цель которая была поставлена в начале создания ЭУМП была успешно достигнута.

Список литературы

1. Иллюстрированный самоучитель по Photoshop// #"588149.files/image008.gif">

Приложение Б

Приложение В

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ

ФАКУЛЬТЕТ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Информационные ресурсы"

Выполнила:

студентка 45 группы

Юсупова Р.

Специальность: "Библиотечно-информационная деятельность"

Проверил: доцент

Якимчук Р.П.


ВВЕДЕНИЕ

1.3 Подготовка и реализация в электронном виде материала для пособия

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

2.1 Библиографические исследования науки

2.2 Информационная диагностика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся.

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришел второй, современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников".

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, в частности, по дисциплине "Информационно-аналитические технологии"

Объект данной исследовательской работы – технология подготовки и реализации электронного учебного пособия. Предметом является фрагмент пособия, построенный в соответствии с основными принципами разработки электронных учебных пособий.

Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку.

Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:

1. Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;

2. В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;

3. Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (21 источник) и приложений. В первой главе рассматривается процесс подготовки и составления электронного учебного пособия, во второй приведены непосредственно составленные главы. Приложения включают дополнительный слой учебного материала, связанный в реализованном пособии гиперссылками с основным текстом.


ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики

Электронное учебное пособие - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. К главным таким особенностям можно причислить:

1. возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

4. возможность специального варианта структурирования материала;

5. возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;

6. возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по сравнению с печатным следует отнести:

1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;

2. возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;

3. возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;

4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;

5. полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

возможность мультимедиа;

обеспечение виртуальной реальности;

высокая степень интерактивности;

возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как "Информационно-аналитическая деятельность".

1.2 Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.