Современная политическая карта мира конспект урока. Политическая карта мира. Лекция. Скачать. Изучение нового материала
Современная политическая карта мира
Форма проведения: урок-зачет.
Цели урока: закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме. Формирование географической культуры, становления географического мышления о политической карте, об основных проблемах и направлениях мирового развития, технологии стран, государственном строе, об особенностях международных отношений на современной этапе.
Оборудование урока: политическая карта мира, учебник, атласы, справочник «Страны мира», географические справочники.
Ход урока
Учащиеся работают в течение урока письменно и устно. Для письменных заданий они заранее подготавливают лист учета знаний, который заполняется постепенно и сдается в конце урока.
I этап. Устные вопросы и задания. Учащиеся отвечают с места и у доски, работая с политической картой.
1. Что называется политической кар-то и мира? Сколько стран на политической карте мира? (230.)
2. Что такое суверенное государство? Сколько суверенных государств на политической карте мира? (195)
3. На политической карте мира показать 7 самых больших по территории стран мира. (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)
4. На политической карте мира показать 5 стран с населением более 100 млн. человек. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.)
5. На политической карте мира показать несколько полуостровных стран (Индия, Италия, Турция), островных (Великобритания, Ямайка, Куба, Кипр), стран-архипелагов.
II этап . Учащиеся начинают работать с листом учета знаний и умений.
Что общего у следующих стран?
I вариант
А. США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония - все входят в «Большую восьмерку».
Б. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Иран - нефтеэкспортирующие страны.
II вариант
А. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - страны переселенческого капитализма.
Б. Южная Корея, Сингапур, Тайвань - новые индустриальные страны.
Какие из перечисленных ниже стран могут стать примерами:
А. Страны, имеющие республиканскую форму правления. (Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия.)
Б. Страны, имеющие федеративное административно-территориальное устройство. (Великобритания, Куба, США, Франция, Индия, Египет, Бразилия.)
III этап. Устно. «Самое - самое на политической карте мира». Этот этап урока можно провести в виде групповой работы в форме соревнования.
Вопросы
1. Самое большое по площади государство мира. (Россия, 5 = 17,01 млн. км2)
2. Самое маленькое в мире независимое государство. (Ватикан, 5 = 0,44 га.)
3- Самое маленькое в мире владение. (Гибралтар - 6,5 км2)
4. Государство, чья территория (без учета владений) находится одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях. (Республика Кирибати.)
5. Государства, расположенные в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция, Дания с о. Гренландия, Испания с Канарскими островами, Португалия с о. Мадейра.)
6. Самое большое по площади островное государство. (Республика Индонезия - 1904 тыс. км2)
7. Древнейшая в мире республика и одновременно древнейшее из существующих государств Европы. (Сан-Марино,республика с 301 г. н.э.)
9. Самое молодое государство (Республика Палау, 1994 г.)
11. Самая южная столица государства (Веллингтон. Новая Зеландия - 41° 18 "ю.ш., 174°48" в.д.)
IV этап. Учащиеся работают с листом учета знаний и умений. (Письменно .)
Ключевые слова темы. Дать определение терминам.
I вариант
1. Республика.
2. Федеративное государство.
II вариант
1. Монархия.
2. Унитарное государство.
Заполнить пропуски в следующих предложениях
I вариант
Основным критерием типологии стран современного мира служит... (уровень социально-экономического развития) того или иного государства, выраженный через показатель... (ВВП) на душу населения.
II вариант
В основе региональных и локальных конфликтов лежат либо... (пограничные споры), либо... (религиозно-этнические противоречия).
V этап. Проводится устно. Заранее учащимся было предложено домашнее задание: выписать в рабочие тетради топонимические названия любых 5 государств и их столицу.
Подготовка к ЗНО. География.
Конспект 38. Современная политическая карта мира. Международные организации. Типология стран мира
Современная политическая карта мира
Основные термины и понятия
Политическая карта мира
– территориально-политическая характеристика мира, материков, географических регионов, отраженная на географической карте.
Государство
– суверенные политические образования, которые имеют власть на определенной территории и ведут на ней свою хозяйственную деятельность.
Зависимые территории
– страны, которые пребывают под властью иностранных государств-метрополий и лишены политического суверенитета и экономической самостоятельности.
Республика
– форма правления, при которой власть принадлежит выборным представительским органам.
Монархия
– форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного лица, которое получает ее, как правило, по наследству.
Унитарные государства
– страны, которые не имеют в своем составе автономных территориальных единиц.
Федерации
– государства, где наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти имеют отдельные автономные территориальные единицы (штаты, провинции, земли, республики).
Типология
– разделение стран в зависимости от уровня их экономического развития.
Монокультурное хозяйство
– узкая специализация на нескольких или даже на одной отрасли.
Данный урок – первый урок в 10 классе. В данном уроке вводятся новые термины, кратко сказано об основных задачах курса изучения. Учащиеся знакомятся со значением экономической и социальной географии мира, ее особенностями, главными понятиями. Кроме того, в уроке рассмотрены особенности современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги.
Тема: Современная политическая карта мира
Урок: Политическая карта мира
Экономическая и социальная география мира - общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах.
Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует различные методы исследования как географической науки, так и других дисциплин.
Предмет исследования экономической и социальной географии - территориальный аспект общественного воспроизводства в конкретных социально-исторических условиях.
Политическая карта выступает как важный инструмент для овладения знаниями по географии в 10 и 11 классе. На современной политической карте мира располагается более 230 стран.
Рис. 1. Политическая карта мира
Виды изменений политической карты мира - различные трансформации на политической карте.
Изменения бывают количественными и качественными.
Количественные изменения:
1. Присоединение к территории государства вновь открытых земель.
2. Приобретение или потеря земель после войны.
3. Добровольные уступки.
4. Распад или присоединение территорий.
Качественные изменения:
1. Изменение политического строя в стране.
2. Образование военных блоков.
3. Образование экономических союзов.
В экономической и социальной географии существуют два важных понятия: границы и территории.
Граница государства - это линия и проходящая через нее вертикальная поверхность, разделяющая территорию суверенитета государства (куда входят суша, воды, недра).
Границы устанавливаются на основе соглашений между государствами. Существует два способа обозначения государственных границ:
1. Делимитация - определение границ на карте.
2. Демаркация - определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками.
Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Государство является главным объектом политической карты мира.
Границы различаются по способу их проведения:
1. Орографические границы - проводятся по природным рубежам (рекам, горам и т.д.).
Примеры: Россия - Китай, Россия - Грузия, США - Мексика.
2. Геометрические границы - проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности.
Примеры: Нигер - Мали, Чад - Ливия, Ливия - Египет.
3. Астрономические границы - проводятся через точки с определенными географическими координатами.
Примеры: США - Канада.
Рис. 2. Граница между США и Канадой
Территория - это часть земной поверхности с присущими ей антропогенными и природными ресурсами, условиями.
Территории бывают государственными, международными и со смешанным режимом.
Государственная территория - участок поверхности земли, находящийся под суверенитетом какого-либо государства.
В состав государственной территории входит суша, внутренние воды, территориальные воды и недра.
Территориальные воды - это полоса прибрежных вод шириной от 3 до 12 морских миль.
1 морская миля - 1852 метра.
Территории с международным режимом - территории, лежащие за пределом государственной территории. Эти земные пространства находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом.
Примерами могут служить Антарктида и космические пространства.
Территория со смешанным режимом - это участки акватории Мирового океана, дно за пределами территориальных вод.
Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие порядок пользования какой-либо территорией.
Несамоуправляющиеся территории:
1. Колонии.
2. Заморские департаменты или свободно ассоциированные государства.
Колония - это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.
Примерами могут служить небольшие островные государства в Тихом океане.
В настоящее время на политической карте мира существует огромное количество спорных территорий.
Примерами таких территорий могут служить Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах.
В результате возникают непризнанные или частично признанные государства - территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН.
Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань.
Домашнее задание
Тема 1, П. 1
- Что такое колония? В каких частях земного шара сохранились колониальные владения?
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.
3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.
4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.
5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.
Дополнительная
- Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
- География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.
5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.
6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.
7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.
учитель географии МОУ СОШ 176
Слайд 2
1. Этапы формирования политической карты мира
2. Деление стран:
- по уровню социально – экономического развития
- по размерам территории
- по численности населения
- по географическому положению
- по формам правления
- По особенностям территориально – государственного устройства
3. Политическая география
Слайд 3
Этапы формирования политической карты мира
- Древний (до V в. н. э.)возникновение и крушение первых государств.
- Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии
- Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи.
- Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы
- Современный (вторая половина ХХв –современный период)
Слайд 4
Изменения на карте
- Количественные
- Территориальные
- приобретения,
- потери,
- добровольные уступки
- Качественные
- смена формаций
- завоевание суверенитета
- введение нового государственного устройства
Слайд 5
Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР
- Экономически развитые страны
- Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов)
- Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки»
- Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании)
Слайд 6
Страны с переходной экономикой
Бывшие социалистические страны:
1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам
2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам
Слайд 7
Развивающиеся страны
- Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов.
- Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов.
- НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры»
- Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов.
- «Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.
- Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…
Слайд 8
На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить:
ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ
- Страны – гиганты, площадь более 3млн. км2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия)
- «Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км2 (Франция, Испания..), площадь более 1млн. км2 (Судан, Алжир, Ливия..)
- Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)
Слайд 9
ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
- Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…)
- Средние страны (Алжир, Мексика…)
3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)
Слайд 10
ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ
- С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..)
2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..)
3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар, ..)
4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)
Слайд 11
По формам правления
1. Республика– ¾ всех стран мира
Слайд 12
2. Монархии
В мире их 30:
- Океания 2
- Азия 13
- Африка 3
- Европа 12
Слайд 13
3.Государства в составеСодружества
- 15 стран, бывшие доминионы Великобритании,
- формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор
Слайд 14
4. Представлено одной Ливией
- Официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (государство народных масс)
Слайд 15
По особенностям территориально– государственного устройства
Слайд 16
Политическаягеография
- Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов
- Изменения в политических границах
- Особенностигосударственногостроя
- Политические партии, группировки и блоки
- Территориальные аспекты массовых избирательныхкомпаний
- ГЕОПОЛИТИКА– выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами
Слайд 17
Выполни задание:
По форме государственного строя страны бывают:
А) монархиями
Б) демократиями
В) федерациями
Г) республиками
По форме государственного территориального устройства страны делятся на:
А) теократические
Б) тоталитарные
В)федеративные Г) унитарные
Содружество наций – межгосударственное объединение, возглавляемое:
А) Россией
Б) Великобританией
В) Францией
Слайд 18
А) Боливия Г) Венгрия
Б) Израиль Д) Монголия
В) Украина Е) Мали
- Всего монархий в мире насчитывается:
А) 24 Б) 30 В) 37 Г) 43
- Выберите страныимеющиереспубликанскуюформу правления:
А) Австрия В) Великобритания Б) Мексика Г) Турция
Выберите страны, не имеющие выхода к открытому морю:
Слайд 19
- Данную презентацию можно использовать при проведении уроков в 10 классе в курсе «Экономическая и социальная география мира». При изучении темы «Современная политическая карта мира».
- Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. Формирует представления и знания о современной ПКМ. Рассматривает особенности и этапы формирования ПКМ представляет основные возможные критерии типологизации стран мира, формирует представления о ведущих критериях современной типологизации стран мира, сформировать представления о геополитике и политической географии.
Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностью учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.
Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учебник В.П. Максаковского «География» 10 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и размещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмотрим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития.
Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются элементы географии, экономики, и социологии. Эта наука использует разные методы исследования: географические, социологические, экономические. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хватит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?
В экономической географии появились новые направления исследований: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.
Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые - Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.
Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей. (Учащиеся открывают учебники на с. 3.)
1 часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.
II часть - Региональная характеристика мира. Здесь мы более подробно изучим некоторые страны.
III часть - Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуальные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.
О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8.
Каждая тема начинается с плана-схемы - логического конспекта содержания темы. Далее следует основной текст - это основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие термины объяснены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объяснение. Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же странице в сноске: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюстраций. Это дополнение к основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2 столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный материал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация для любознательных. На возможность использования дополнительного текста указывают квадратные скобки с порядковой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте.
Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открываем с. 19 и находим текст с соответствующей цифрой, читаем «После первой мировой войны колонии и полуколонии занимали 72% всей территории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобритания имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90-х гг., по данным ООН, доля всех несамоуправляющихся территорий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%».
После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учебника рекомендует книги, которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших знаний и для развития навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добывания знаний и умений». Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности. Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» задания требуют больших усилий, глубокого анализа (задание № 4 услож ненное). Автор предаагает и задания для удовольствия, которые выполняются по желанию.
Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности - творческие задания - могут оказаться не всем под силу. Они будут выполняться только по вашему желанию. Кроме того, существуют обязательные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют систематизировать знания по теме.
Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не имеют конкретных ответов в тексте учебника.
На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран - это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, столица, форма правления, форма территориального устройства).
Слово учителя:
Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная политическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран современного мира.
Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами - столицы стран.)
Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира - процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.
I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
II- й этап - средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света - Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами - Испанией и Португалией.
3- й этап - новый (XVI-XIX вв.) - эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
4- й этап - новейший - формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а
также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории - Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
5- ый этап - современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовались два государства - ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.
Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или более.
Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.
Задание". Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суверенными? (Суверенные государства или политически независимые государства.) Остальные государства - колонии, несамоуправляющиеся территории.
Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра- ны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).
Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и умений.
На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:
1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.
2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.
3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.
4. 10 сухопутных стран.
По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:
1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;
5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.
Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн.
2. Страны с численностью населения более 100 млн человек:
1) Китай - 1300 млн человек;
2) Индия - 1010 млн человек;
3) США - 280 млн человек;
4) Индонезия - 215 млн человек;
5) Бразилия - 170 млн человек;
6) Пакистан - 160 млн человек;
7) Россия - 146 млн человек;
8) Нигерия - 135 млн человек;
9) Бангладеш - 127 млн человек;
10) Япония - 126 млн человек.
3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др.
Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др.
Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.
4. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.
Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.
Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам - по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.
Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу населения.
По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.
Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.
Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).
Самый низкий уровень ВВП в странах Африки - Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.)
К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.
Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали независимость только после второй мировой войны.
Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.
1. Ключевые страны - Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).
2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)
3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это - Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС - Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».
4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-Западной Азии - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны.
5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.
6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).
Задание : Найдите эти страны на политической карте.
Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.
Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.
Латинская Америка: Гаити.
Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной экономикой».
Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают - Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)
Вариант 1: Расскажите о классификации стран мира по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению и покажите примеры стран на карте.
Вариант 2: Расскажите о группировках стран « третьего мира» и покажите примеры этих стран на карте.
1. Тема №1, §1.
2. Отметать на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.)
3. Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы»
4. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).