Что творится в туве год. Богатый природный ресурсами регион находится в плачевном состоянии, а русские являются нежелательными гостями. «Русскоязычная среда в районах Тувы отсутствует»

В начале этого месяца представитель стремительно редеющей русской общины Тувы - Союза русскоязычных граждан, депутат местного парламента Виктор Молин, написал письмо президенту России Владимиру Путину и сенатору Людмиле Нарусовой. Лидеру государства - понятно почему, второй - потому как, по его словам, «держит слово», вдобавок, по его информации, приходится кумой лидеру страны. А значит, если чиновники из президентского окружения не доведут содержание письма до Путина, то уж она-то точно.

Звучит наивно, конечно, но что делать - русским этой номинальной русской территории рассчитывать особо не на кого. И о русофобских пассажах Нарусовой они, возможно, не особо наслышаны. Но при этом очень хотят, чтобы, наконец, в Москве узнали об их проблемах.

Хулиганство, переросшее в погромы

«В последнее десятилетие в республике вследствие специфической кадровой политики тувинских властей в сфере государственного управления происходит целенаправленный искусственный процесс замещения русских кадров на лиц титульной нации, - пишет Молин. - Шолбан Кара-Оол (глава республики - прим. Царьграда), не доверяя русским, в своей деятельности опирается исключительно на тувинские кадры, большей частью из числа родственников и друзей. В результате этого во властной элите Тувы сложился явный перекос, создающий дискомфорт для проживания в республике русскоязычных граждан».

Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

«... После того, как республиканскую Госналогслужбу возглавила ставленник правительства Тувы В. Суге-Маадыр, резко усилилось давление на предпринимателей некоренной национальности, которые вынуждены сворачивать свой бизнес в Туве и уезжать за Саяны. Оставшись без работы, работники предприятий также вынуждены принимать решение о перемене места жительства и обустройства в русских областях и краях Российской Федерации. Соответственно, вместе с ними уезжают русские семьи - дети и родители. В настоящее время под налоговым прессом оказались ведущие русские предприниматели Тувы Гаврилов, Гавриленко, Сафрин, Кашникова, Микава и другие. Многие бросили свое дело в Туве и уехали... Просим поручить Генеральной прокуратуре РФ провести проверку указанных фактов по выдавливанию из Тувы русских граждан путём давления на бизнесменов налоговой службой и выселения ветеранов МО РФ из служебных квартир...».

Национальные трения, переходящие в стычки и погромы, начались в Туве, как и по всей стране, на стыке восьмидестых-девяностых. Словно по команде. Там - словесная перепалка, там - уже драка. А далее - и кровь пролилась...

Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими»,

Писал впоследствии первый секретарь тувинского обкома ВЛКСМ Владимир Кочергин.

В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи, - вторил ему со страниц «Тувинской правды» некий местный врач Канунников. - Я прожил в Туве тридцать три года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма... Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди…».

В 1990 году начинаются массовые побоища между русскими и тувинцами в поселке Хову Аксы, построенном возле завода «Тувакобальт». В итоге из населенного пункта выезжают полторы тысячи русских. «Победители» празднуют викторию, но через год предприятие почему-то закрывается, чтобы уже не возродиться никогда...

В селах русские дома закидываются камнями и бутылками с зажигательной смесью. А затем, в том же году, на озере Сут-Холь находят тела четырех русских рыбаков, одному из которых было всего четырнадцать лет. Похороны убитых выливаются в русскую двухтысячную манифестацию в столичном Кызыле, власти обещают разобраться, но в итоге ожидаемо приходят к выводу, что хоть жертвы и были русскими, а их убийцы - тувинцами, при этом до совершения преступления две группы не были знакомы между собой, и на озере имел место быть всего лишь навсего «бытовой конфликт».

Пригород. Кызыла. Фото: SergejStep / Shutterstock.com

После чего республика, наряду со многими другими национальными регионами России, вступила в эпоху сувернитетов, для начала переименовав себя из Тувы в «Тыву». А далее прописав в новоиспеченной конституции свой «независимогосударственнический» статус с правом выхода из РФ (эту норму уберут только в 2001 году).

Вслед за этим начались массовые увольнения русских из республиканского госаппарата и правоохранительных органов. Впрочем, русский начальник республиканского КГБ уедет сам еще до того, как все эти события достигли своей кульминации, и его место вполне ожидаемо займет тувинец. Тувинский национальный «ренессанс» сопровождался русскими погромами, местные, созданные на перестроечной волне, организации националистов, вкупе с национальными организациями бездомных и заключенных принялись нападать на русские семьи, забирая у них жилье. Одновременно на «южном фронте» тувинцы повели войну с монголами - граница с соседней страной в советское время была довольно условной, не устраивая ни одну из сторон (равно как и Китай, который и по сей день считает Туву своей территорией), посему монгольские и тувинские селяне сходились друг с другом в рукопашных и ножевых схватках. Дело доходило даже до перестрелок и взятия заложников.

Ночь опасна для русских

Никто нас, русских, не хочет здесь защищать, - писал еще в 2004 году в единственную русскую газету Тувы «Риск» 70-летний житель поселка Сайлыг Николай Ильин. - Так, 15 ноября 2004 года на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы... Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно».

Спустя пять лет - в 2009 году - ситуация изменилась мало.

Дети в русских национальных костюмах. Фото: www.globallookpress.com

«Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома, - писал в том году «Русский Обозреватель». - Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: «После ужина на улицу не выходи». Время от времени в Тыве «неизвестными злоумышленниками» проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком «смерть русским!» напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли. На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: «Русские, убирайтесь вон!». Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: «Русские - наши враги».

То же издание приводит следующие слова столичного религиоведа Романа Силантьева, вернувшегося из командировки в неспокойный регион: «Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, - рассказал эксперт. - Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит».

Сегодня, спустя девять лет, в разговоре с Царьградом Роман Силантьев уже не так категоричен:

«Да русские уезжают, но тут, скорее, действуют экономические и социальные причины, там просто нет работы. Была большая стройка, железную дорогу делали, но потом из-за строительства Крымскго моста ее заморозили, после чего произошел отток населения. Промышленность в республике практически отсутствует. Плюс тувинцы довольно буйны во хмелю, потому там довольно часто происходят бытовые убийства. Статистика по убийствам в Туве самая высокая в России. То есть там дело даже не в национализме, там и своих убивают довольно часто, и в регионе просто некомфортно жить».

Православный храм. в Кызыле. Фото: www.globallookpress.com

Однако с подобным утвержением абсолютно не согласен автор письма и лидер русскоязычных жителей Тувы Виктор Молин, который убежден, что тувинский национализм и русофобия по-прежнему продолжают править бал на его родной земле. Вот только этот процесс принял несколько иные, скрытые формы.

«Я как, начиная с 1991 года, по вечерам на улицу выходить перестал, так и не выхожу, и у всех у нас - русских, есть по несколько стволов законно зарегистрированного оружия, свои дома мы сможем отстоять, если что, - говорит общественник. - А как быть молодежи? Вот она и уезжает. Я же здесь родился и вырос, моя бабушка здесь в 1906 году родилась, те, кто из-за Саян приехали, в 1991-м уехали обратно, а нам бежать некуда. Все предки здесь похоронены. Пока мы здесь - мы возущаемся в ответ на то, когда они откровенный беспредел творят, а когда нас не будет, они будут делать все, что им вздумается. Нас уже намного меньше, чем представителей киргизской диаспоры, не более 7 процентов. У Кара-Оол же на всех ключевых должностях родственники, одноклассники, кумы».

Следует разобраться

Также Молин с негодованием говорит о том, что нынешний глава Тувы в свое время сделал своим заместителем лидера митинговых страстей 90-х, на волне которых шли погромы и «отжимы» квартир у русских, Каадыр-Оол Бичелдея. Того самого, что в начале нулевых, будучи министром образования республики, сделал все, чтобы местные школьники учили русский, как неродной, по сокращенной программе - есть такой ущербный план в отечественной образовательной системе.

Народ возмущался, мол, как так, такого сепаратиста он поставил себе заместителем! - негодует Молин. - После того, как тот со строительства детских площадок присвоил себе сорок миллионов, его осудили, дали три года условно. Сейчас работает директором крупного музея. И недавно получил государственную награду. У нас такая ситуация, что, порой, просто не понимаешь, что в голове у тех людей, что сейчас стоят у руля».

Действительно, умом реальность Тувы, порой, не понять. Так, в 2016 году сюда была перебазирована 55-я отдельная мотострелковая бригада Российской армии. Теперь она практически целиком укомплектована из тувинцев. То есть регион с явными сепаратистскими тенденциями получил, по сути, и собственное моноэтническое воинское формирование.

«Я, в принципе, противник создания моноэтнических воинских частей, - прокомментировал ситуацию Царьграду сибиряк, председатель правления фонда «Гражданский патруль» Ростислав Антонов. - И нужно отметить, что между военными русскими и военными тувинцами уже были инциденты. Например, в прошлом году, когда произошла поножовщина в воинской части на Урале между 60 тувинскими контрактниками и сотней русских бойцов (формальным поводом для побоища стало замечание офицера к тувинскому контрактнику, небрежно заправившему постель - прим. Царьграда), в ходе которого пострадали двенадцать человек. Это тревожный факт. У меня есть большие сомнения насчет управляемости и боеспособности подобных частей».

Памятник «Центр Азии» в Кызыле. Фото: www.globallookpress.com

Также Антонов уверен, что к письму Молина центральным властям следует отнестись со всей серьезностью.

О ситуации в республике Тува говорят регулярно, но не в полный голос, поскольку эта тема довольно остра и болезненна: она касается межнациональных отношений, - сказал общественник. - Я склонен считать, что в тех фактах, которые содержатся в обращении руководителя местной русской общины, содержится много объективной информации. Это не просто эмоциональный крик души, а послание к государству, и нужно услышать его и принять меры, чтобы в Туве не повторилась ситуация Северного Кавказа - региона, который русские, по сути, покинули, что привело к возникновению проблемы сохранения стабильности в этой части Российской Федерации. Да, государству стоит откликнуться на этот призыв, но не в плане осуществления проверок самого активиста, а разбирательства с тем, что происходит с русскими в регионе, нет ли нарушений прав граждан по национальному признаку и этнического перекоса при наборе на государственную службу».

Русские общественники Тувы говорят, что есть. Например, рассказывают про то, что русских врачей увольняют, чтобы «расчистить дорогу национальным кадрам». Или при выборе, взять ли на ту или иную должность русского или тувинца, работодатели сделают выбор в пользу последнего. Все эти утверждения требуют тщательной проверки.

Ведь Тува на сегодняшний день - практически стопроцентно дотируемый из федерального бюджета регион. Абсурдно тратить средства, зарабатываемые русскими налогоплательщиками, на русофобию. Абсурдно, если кто не понял, хотя бы потому, что Тува - это тоже Россия.

В сознании русского обывателя Тува - нечто вроде Чукотки, где живет пусть и инорасовый, но тихий мирный маленький народ оленеводов, души в "старшем брате" не чаящий. Однако это не соответствует действительному положению вещей.
Республика Тува (также Тыва) прославилась тем, что на её территории с 1990-х годов начались первые в СССР русские погромы. Тувинская молодежь, под нескрываемое одобрение большинства тувинцев и тувинских чиновников, начала громить русские дома в сельских районах Тувы. В города съезжались толпы агрессивно настроенных сельских тувинцев, заранее ориентированных на нападения на любых русских, которых можно было безнаказанно избить, ограбить или убить.

(Всего 6 фото)

История развития конфликта

В конце 1980-х в статье "Лучше строить мосты" 1-й секретарь обкома комсомола Тувы В. Кочергин писал: "Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими (…) Мы должны признать, что ребята, приезжающие в город из сельской местности, недостаточно культурны" (2, 6 мая 1989 г.). Врач Канунников А. в своем письме в редакцию "Тувинской правды" пишет: "В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи (…) Я прожил в Туве 33 года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма. (…) Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди … от всего этого становится не по себе" (2, 3 сен. 1989 г., "Требуется единство"). Другой врач, Верещагин В. А., говорит: "Почти треть проводимых нами операций - следствие преступлений" (2, 3 сен. 1989 г., "Четырем смертям назло"). Врач республиканской больницы Л., русский, в своей беседе со мной жаловался, что "в последние годы стало невозможно работать. Участились нападения на медперсонал со стороны пациентов-тувинцев. Милиция нас никак не защищает" (1993 г.).

На тот момент в Туве проживало почти 50 % русского населения, но, поняв, что в Москве фактически закрыли глаза на происходящее и морально готовы сдать Туву местным националистам, первыми прочь из Тувы бросились спасаться русские начальники, среди которых был и руководитель Управления КГБ СССР.

Неудивительно, что после него эту должность занял тувинец, мягко говоря, совсем не озабоченный проблемами русского населения. После 1992 года выдавливание русских перешло в более "спокойную", уверенную и системную фазу. По свидетельствам тех, кто вынужден был уехать Тувинское большинство увольняло русских там где могло, а где не получалось - предприятия банкротились.

Оставшись без работы русские, в основном, просто вынуждены были уехать в поисках работы и личной безопасности. К этому периоду относятся скандалы по выдавливанию из республиканского ФСБ и МВД больших групп русских офицеров. С того времени и по сей день, на миграцию русских из Тувы действуют следующие факторы:

Один из самых высоких уровней преступности в Туве на душу населения, причем именно русские, при всех прочих равных факторах, становятся наиболее предпочтительными объектами преступления
- дискриминация русских при устройстве на работу и назначении на должности
- Упадок экономики Тувы и, как следствие, низкий, по сравнению со среднероссийским, уровень жизни. В 1990 году Тува обеспечивала свой бюджет приблизительно на 40 %, теперь на 12 %, всё остальное - дотация из Москвы.

В 1990 г. напряженность достигает своего пика. Весной и летом в республике происходят процессы, которые среди местного населения получили название "события 90-го года". Обостряются межнациональные отношения в городах и поселках со смешанным национальным составом. В п.г.т. Хову-Аксы, где находилось крупное по масштабам Тувы металлургическое предприятие, весной 1990 г. начинаются драки между русской и тувинской , погромы русскоязычного населения, и, как следствие - массовый отъезд русских из поселка. К августу из поселка выехало 1600 человек (2, 15 авг. 1990 г., "Единым фронтом - на искоренение правонарушений"). Именно волнения в Хову-Аксы многие информаторы называют началом "событий 90-го года". …

В среднем в этот период по республике происходит 20-40 преступлений в сутки. "Руководящие органы республики, обком КПСС в основном классифицируют случаи конфликтов на межнациональной почве как хулиганство…" (2, 23 авг. 1990 г., "Найдем ли мы путь к согласию?"). В некотором смысле переломным моментом в этих событиях можно считать митинг, состоявшийся в г. Кызыле на пл. Ленина в конце июня 1990 г. Поводом к проведению митинга послужило убийство русских рыбаков на оз. Сут-Холь. По мнению опрошенных русских, это убийство было напрямую связано с неприязнью на почве межнациональных отношений. … В прессе поднимается и вопрос об оттоке русскоязычного населения за пределы республики.

Время правления Путина

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, вернувшийся весной 2009 года из республики Тыва, рассказал о катастрофическом положении православного и русскоязычного населения в республике. В нищем, на 96 % дотационном регионе, большая часть жителей которого зарабатывает выращиванием конопли, усиливаются антирусские, антиправославные и сепаратистские настроения.

"Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, рассказывает Роман Силантьев. - Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит".

Действительно, если ещё в 1980 русскоязычное население Тувинской АССР составляло 33 %, то теперь их стало 18 - 20 %, и число это лишь продолжает неуклонно сокращаться.

Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома. Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: "После ужина на улицу не выходи".

Время от времени в Тыве "неизвестными злоумышленниками" проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком "смерть русским!" напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли.

На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: "Русские, убирайтесь вон!". Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: "Русские - наши враги".

Письмо в кызыльскую газету "Риск"(2004 год)

"Пишет вам из поселка Сайлыг Ильин Николай Александрович. Я проживаю в Туве с 1950 г., работал шофером на комбинате "Тувакобальт", поднимал экономику Тувы. Сейчас на пенсии, проживаю один, мне уже 79 лет. Пенсии не хватает, держу подсобное хозяйство.

Вынужден вам написать письмо, так как не к кому больше обратиться: никто нас, русских, не хочет здесь защищать. Так, 15 ноября 2004 г. на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы.

Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно."
Действия правозащитников

В те годы либералы-демократы-антифашисты, в том числе и Галина Старовойтова, не считали нужным побороться с фашизмом малых народов. Старовойтова, в то время будучи "государственным советником РФ по межнациональным отношениям", предпочитала бороться, с "русским шовинизмом", когда никаких Русских скинхедов в России и экс-СССР еще и в помине не было, зато будущие "жертвы русского фашизма" вовсю били Русских -от Кишинёва до Кызыла (столица Тувы). И не только били, а иногда и выгоняли из квартир, а порой и убивали.

И тувинские правозащитники и тувинская "национальная интеллигенция" не считали нужным бороться с тувинской ксенофобией, а тувинское правительство не преследовало погромщиков.

В настоящее время отношение самопровозглашённых правозащитников к проблемам гонения этнических Русских в Туве не изменилось. Проблема полностью игнорируется, а вместо этого наращивается раздувание мифа о русском фашизме. Так, например сенатор от Тувы, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, Людмила Борисовна Нарусова, будучи знакомой с положением Русских у себя в федеральном округе всё же считает, что лозунг "Россия для Русских!" "не просто антиконституционен, он преступен и ведет к развалу нашей России"

Национализм, который так волнует всех при упоминании Тувы, конечно, присутствует у нас. Подчеркиваю «у нас», а не «в нас».Он не носит те утрированные формы, какие были в конце 80-х, когда я не могла найти работу в Кызыле, имея диплом и все привилегии молодого специалиста, натыкалась на отказ, как только переступала порог учреждения и работодатель видел мой тувинский фейс. По телефону все происходило замечательно. Мой русский не выдавал во мне тувинку и меня с радостью, расспросив про образование и прописку предлагали прийти оформиться. Я так и не попала даже в киоскеры. С большим трудом, свекровь, имеющая положение в обществе - жена главного врача лор - отделения республиканской больницы, дочь бывшего премьера Тувы, с кучей знакомых чиновников, устроила меня мыть полы в заброшенных помещениях киновидеообъединения на «Востоке» и по вечерам я удостаивалась права протереть полы в кабинете директора в «Найырале». Мы с мужем готовились к свадьбе и объезжали все магазины, где можно было хоть что-то найти к свадьбе, отстояв 2 км . очередь по талону новобрачных купили 2 шампуня и махровое полотенце, кольца искали в поселке «Каа-Хем», там, на задворках были еще магазины с «дефицитом» наудачу. Нас там чуть не арестовали. Русская продавщица (тувинцы в виде продавцов в Тувинской АССР могли быть только в глухих деревнях с мононаселением) вызвала милицию, увидев, что мы разглядываем витрину, пока она пила невдалеке чай. Это была ее привычная реакция на тувинские фейсы.
Перестройка началась, когда моя подружка Алла, блестяще знающая русский язык и литературу (сдавшая на отлично в Ленинградский институт культуры экзамены) почему-то все бросила и вернулась в Туву, и чтобы успокоить родителей подалась в наше училище искусств, но была завалена легедарной старухой с трехклассным церковноприходским «Платонычевой».
Алка подалась на продавца в торговый техникум и вскоре уже проходила практику в универмаге «Саяны», откуда поисчезали все русские продавцы. Это - началась перестройка. Нет, слава богам, никто никого не убивал и не выкидывал, но народ стал смываться из Тувы, потому что стало ясно - прежнего распределениядефицита тут уже не будет (Тува всегда отлично снабжалась, но не до всех это доходило),встал «Тывакобальт», встал «Тываасбест», оборонке уже не были нужны дотируемые предприятия, задержки зарплат исчислялись месяцами (муж приносил буханки денег, перевязанных шпагатом, завернутых в газеты) месяцев за 6 или 8 и снова без денег до следующего года. Вот тогда, когда за опустевшимиприлавками повсеместнопоявились молоденькие тувинки, для меня начался отсчет перестройки. Это безоценочное признание. Просто маркер времени был таким. Пышногрудые, хамистые тетеньки с начесами и в золотых перстнях поисчезали, тут и там стояли стеснительные тувинки, передабсолютно пустыми полками.

На Наадыме люди давились в очереди, развернутойв центре города ярмарки, животноводы привезли мясо, сметану, а минторг «выкинул» немного апельсин. Я, беременная, из этой очереди чуть не попала опять в милицию. Меня вытиснули уже перед самым носом продавщицы (русской классической тетеньки), она же видя все, не стала завешивать и отмахнулась. Я заспорила. «Может милицию вызвать? Ишь какая умная! Понаедут тут из аулов!»В общем, такие эпизоды были не единичны, и милиция забирала даже еще одну мою подругу, преподавателя, когда она заспорила с вахтером, в единственном общежитиипединститута, куда хотела забежать к знакомой.
На вахтах тоже повсеместно сидели угрюмые русские люди, какие-то мрачные тетки и дядьки с наколками, матерящиеся и злющие, они прибивались туда, может после отбытия срокаи жили на рабочем месте, устанавливая какие-то зековские правила, абсолютно точно отвечая ожиданиям советской системы гипернадзирания за всем.
Сейчас, когда в Москве возродился институт домовладений с консьержами, откуда то снова выплыли аналогичные типажи, неграмотные угрюмые тетки и бабушки с холодным блеском чекистов в глазах, я съехала из однойквартиры, не в силах переносить этот ежедневный злобный комментарий и месть, в видесадистски долго открываемой двери и расспросов.
За тувинцами в советское время априори не было права возражать, спорить. Система Советов имела и буквальный смысл. Фасад - первый секретарь тувинец, а зам обязательно русский. И у него де-факто гораздо больше полномочий и прав, чем у марионетки. Мнение русских советников было решающим и их статус еще во времена ТНР был выше, чем уруководителей правительства. Извращенное культуртрегерстворусское население Тувы сохраняет до сих пор. На него еще наслаивается обида. Быль отом, как на самого Току, объезжавшего «хозяйства» набросилась повариха, не признавшая первое лицо государства описана в книге. Он зашел на кухню, чтобы проверить, чем кормят рабочих, женщина обматерила его: «Ты сначала умывальником научись пользоваться сойот немытый,потом сюда заходи!».Мифы и легенды, разоблачающие отсталость «феодального строя» в угоду марксистко-ленинской теории формаций накрыли Туву так плотно, что до сих пор русские уверены, чтотувинцы не выжили бы без этих пресловутых рукомойников и знания кириллицы.
До сих пор русские, живущие в Туве, убеждены, что спасли нас от сифилиса и туберкулеза (завезенного с купцами и беглым людом, лихими золотоискателями). Чумка и холера выкашивали аалы, неурожай, а не венерические заболевания. Половой распущенности в тех масштабах, который так любят живописать до сих пор русские, в Туве не было, тувинки очень брезгливо относятся к запаху пота. Самое настоящее страдание от работы в смешанномколлективе, по признаниям людей, они испытывают от едкого запах подмышек.Тувинцы в силу другого рациона питания и иных физиологических особенностей, не так сильно потеют, у нас слабая растительность на теле, а запах подмышек - это исключительно редкое явление. «Аштаан орус» - оголодавший русский, так называли русских в 19 веке тувинцы без тени злобы или насмешки. Это такой же этноним, как «Огненная земля», «Бай Тайга» - богатая тайга, «Кара-Хол» - черное озеро.Первые переселенцы, и те, кто в период второй мировой добирались до Тувы с семьями, действительно попадали в «богатейшую засаянскую землицу». Откармливались. Выздоравливали. Пускали корни.
Тувинские дети хоть и бегали все лето почти нагишом, сверкали здоровыми белыми зубами, румянцем, крепкими пятками молотили бока волов, помогая родителям вспахивать землю под ячмень и просо, тувинский хлеб и ездили на тех же волах в буддийские храмы, изучать старомонгольскую письменность и санскритские тексты. Сиифилисом, туберкулезоми невежеством тут и не пахло.

Да, национализм в Туве есть. Пока мне мои русские коллеги журналисты будут говорить «да задолбал этот Наадым и эти тупые животноводы, не хочу я писать про них. Вот Ира Качан тоже сказала, что на фига ей эти тувинские праздники (а тетенька под будущий грант пишет умилительные статьи о тувинской культуре и обычаях, но как выясняется абсолютно бездушно и неискренне) она сказала, что лучше поснимает про Центр русской культуры». Все отлично. Только не стоило мне об этом говорить молоденькой коллеге, пойманной мною однажды на том, что, скачав из интернета роман про жизнь беспризорных, она в трех номерах печатал его, изменив место действия романана Кызыл. Когда с проблемами в редакцию приходят настоящие сироты, обитающие в люках, она отмахивалась от них «Надоели сосвоими проблемами, уже мозг вынесли». Не правда ли удобно воровать романы, а не узнавать про реальную жизнь? Я настояла, чтобы Союз журналистов Тувы вынес замечание заочнице журфака НГУ,никто не хотел этот сор выносить, всем было неловко, но по барабану. Ну подумаешь, своровала, все друг у другаперепечатывают без ссылок.

Национализм в Туве есть, потому что эта девочка и иже с нею, уверены, что они столп образованности, культуры, цивилизации в этой дикой республике. Они «жертвы» обстоятельств. Они - герои. В этом уверены и бизнесмены имеющие неплохие барыши в Туве, и депутатши, и министры, и плебс. Русская культура с тувинской никак не пересекаются. Не взаимодействуют. Русским абсолютно по фигу, за чем едут сюда туристысо всего мира. Для них- тувинец, источник опасности. И только. Национализм в Туве есть, потому что со времен СССРсохранилась диспропорция в распределении «благ» в смысле экономической теории, самые высокодоходные места так и сохранились за русскими руководителями и соответственно, персонал там проходит неписанный фейс -контроль.
Акционированные предприятия, с зарплатами руководителей в миллион рублей в месяц, с окладами по 100 тыс. руб.«Тыва энерго», ТЭЦ, угольный разрез, из бюджетных МЧС, военкоматы и Госнарконтроль -места, куда тувинцам вход воспрещен. Нет, там нет табличек, как в Красноярских клубах «вход для лиц кавказской национальности запрещен» , там просто никогда не возьмут на работу не русского. Проверено. Специально проверяла одна женщина, у которой при пристойной русской биографии есть чувство дискомфорта от того, что она там слышит от коллег и руководителей каждый день в отношении тувинцев и того места, где они так «работают» занимаясь лишь перепродажей энергии.Я была с сотрудниками МЧСв небольшом походе, это трудяги, родившиеся в Туве, вроде нормальные люди, но бессознательные нацисты. Они запретили мне и двум тувинцам подчиненным даже коротко, на уровне - да, нет, общаться на тувинском. Они не разрешали этим двум тувинским мужикам заваривать даже в своих котелках чай по-тувински с молоком и солью. Я то знаю, хоть и не любительница, что без тувинского чая тувинцу - хана. Мужики и в походе терпели, как они терпят на работе целыми днями, вроде бы и шутливые и с матерками придирки и ограничения. Но однажды, если напьются, не дай бог, молча зарежут. Безо всяких мотивов на первый взгляд. И боюсь, я пойму почему. В МЧС созданном Шойгу, тувинцы на паре тройке декоративных должностей и мне еще попалась одна техничка. Всё!
Такие моноколлективы - нас самом деле очаги национализма в Туве. Я никогда не слышала от тувинцев какого- то смакования недостатков или странностей русских, я ни разу не слышала негативно окрашенных разговоров на такие темы, и я постоянно слышу, оказываюсь свидетелем подобного трепа в русской среде, там, где меня или принимают «за свою» или вообще не берут во внимание, оккровенничая.
Это постоянное желание поднимать свой статус, быть уверенным в себе, но за счет принижения кого-то - характерная черта советских русских. Тувинские разговоры в дороге в походе, за пьянками, это вспоминание смешных историй, крайне редки категоричные оценки, негативные отзывы, я в этом смысле всегда оказываюсь абсолютно «не тувинкой» со своими расспросами и акцентуализацией. Общение для тувинцев это приятное занятие, не омрачаемое тем, что можно опустить, не упоминать, виртуозно обойти.Наши культуры никогда не совпадут. Я пыталась об этом писать еще лет пять назад. Попробую найти старый текст.

(кажется, написано в 2003 году)
60 лет вместе, это, знаете ли, подвиг… Понимая это, народная мудрость уже 50-летний порог совместной жизни возвела в «золотой» статус. Тува с Россией прожили дольше и решили помянуть этот факт празднично и с размахом. С сыпающимися с неба парашютистами (чужими), стучащимипуантами балеринами (на один вечер), лихими гонщиками (напрокат у соседей) и конечно фейерверком сопровождаемым ключевыми русскими словами (самымироднымидля любых аборигенов на бескрайних просторах России). Вздох восторга от длинного хвостапетарды вырывается у зевак на площади одновременным, мощным звукомиздающим - Ё-о-о… -и прекращается вместе с погасшей звездой единым выдохом - …вана! Прислушайтесь как-нибудь, к этому международному возгласу.

МезальянсРоссии с Тувой (обе женского рода) скорее подпадает под модель современныхотношений, которая называется шведской семьей. Как известно, в однополой семье не может быть общих детей, что, однако, не препятствуетвоспитанию уже имеющегося потомства. Общих детей, кроме (нужныхоборонке до поры до времени) сырьевыхкомбинатов между Тувой и Россиейи не было. Историкам будущего предстоит распутывать исчитать, чего у каждой стороны было больше: приобретений или потерь. Живущим здесь и сейчас (надо заметить, живущим лучше, чем в некоторых взрывоопасных регионах) приходится признать, что катастрофических иощутимых потерь Тува, в отличие от другихмалочисленных народов (вошедших в состав еще царской России) не понесла. Ассимиляции не произошло. Видимо предшествующий опыт тысячелетнего ига различных восточных каганатов (под кем только Тува не побывала) оставил после себя прививку отторжения. Ни языка (основополагающий признак), ни традиций, ни обычаев тувинцы не утратили. И если сопоставить потери России от коммуно-социалистическогоэксперимента, то промичуринский социальныйэксперимент по привитию двух кардинально разных культур оказался сравнительно легкимдля затерянного в Саянских горах народа.

60 безумных лет совместных тягот: коллективизации, войны, репрессий (в Туве по размаху они были ничуть не меньше, чем у Старшего Брата),индустриализации, кукурузных эпопей, освоения целины и т.д. так и не разомкнулипсихологических границ двух этносов. Но и не углубили существующей цивилизационной пропасти (тувинцы язычники, чья социальная жизньрегламентировалась родовыми обязательствами и верой во власть Природы и беглые православные крестьяне, открепившиеся даже от барина, рассчитывающие только на себя и Бога), персонажи разных исторических эпох, имеющие за плечами тысячелетний опыт, не совпадающий ни в чем,волей обстоятельств оказалисьв одной упряжи. Единого сплава из такогоразнородного материала не получилось.Тувинцы продолжают оставаться для русских, (как и русские для тувинцев) фактом окружающего бытия, с которым ты сросся. И относишься вполне безоценочно (за исключениемкрайних проявленийбытового шовинизма, чья природа имеет совсем другую историю и обоснование).

Подтверждение тому ничтожно малое количество совместных браков, генетическое отсутствие у коренного населения интереса к земледелию, огородничеству, при безоглядном желаниижить среди природы, «на воле»; разные векторыжизненных ориентиров, атавистически коллективистское - что скажут люди? -у тувинцев и прагматично индивидуалистическое - каждый отвечает за себя - у русских. Эти различия порождают в конечном счете феномен бесконфликтного сосуществования. Параллельного и не пересекающегося. Живя рядом, оба народа имеют мудрость не вторгаться в мир соседа с нравоучениями, сохранять круг собственных интересов и предпочтений.

Неизвестно, как сложилась бы история Тувы в случае выбора иного стратегического партнера. Но то, что паритет сложившийся сегодня имеет естественную природу, а не искусственно поддерживаемую властью «дружбу народов» (легко мутирующую во взаимную ненависть с террактами, как только ослабевают вожжи)свидетельствует в пользу того, что прошедшие 60 лет у Тувы с Россией окажутся союзом заключеннымне.


Но Ту(ы?)ва выглядит в этом плане ещё более впечатляюще, чем Дагестан. Наверное потому, что в состав нашей страны она вошла одной из последних (после неё была только Калининградчина). В общем, если хотите почувствовать себя "за границей", но реально за границу выезжать не хочется - приезжайте в Туву.

Тува находится в Центральной Сибири, на самом её юге. Попасть сюда можно фактически только из Хакасии. Ну, то есть она ещё граничит с Алтайским краем и Бурятией, из Алтая даже сюда есть некое подобие дороги. Но пути эти для экстремалов и людей со своим полноприводным транспортом, кучей денег и т.д. А из Хакасии сюда ведут два шоссе.

От Хакасии Тува отделена горным хребтом Саян. И даже попадая в Туву из Хакасии, являющейся тоже нац. республикой, ощущаешь мощный контраст менталитетов. Удивительное дело, вроде никаких постов, погранконтролей не было, а будто бы попал в другую страну.

Я ехал в Туву автостопом. Знаю, что многие несколько пренебрежительно относятся к этому способу перемещения. Но суть в том, что в данном случае именно он помогает понять и прочувствовать эту ментальную грань между народами, между разными сторонами невидимых линий, называемых "границами".
В Хакасии никаких особенностей у автостопа нет - обычная езда, как и везде в России. Стопишь, садишься, едешь. Все всё понимают, никому не надо ничего разжёвывать. В этом аспекте - Хакасия, полноценная российская территория.

Но всё меняется кардинально, когда въезжаешь в Туву.. Стою у поворота на Ак-Довурак, останавливается каждая вторая машина, диалог каждый раз примерно такой:
- Добрый день, в Кызыл еду. Можете сколько по пути подвезти?
- Ой. Ну я не еду в Кызыл. Это тебе на автостанцию надо, там газели ходят.
- Нет, вы понимаете, я так не еду. Я еду на попутных машинах, бесплатно. "Автостопом" - это называется.
- Ну ты парень даёшь! Как это вообще так?
- Ну а вы далеко едете?
- Не, я тут в деревню соседнюю еду. Но ты вообще иди лучше на автостанцию, отсюда то не уедешь.


Помимо этого в течение часа два раза около меня образовывались правоохранительные органы и интересовались документами. Чего до этого в путешествии по Сибири не случалось ни разу.

Если повезёт и остановится водитель, который после подобного (или растянутого в два раза) диалога скажет, что он едет куда-то дальше 20-30 км, и которому удастся объяснить, что едешь бесплатно (с деньгопросами там всё в порядке, в смысле, что плата за проезд тут в порядке вещей), то можешь в принципе и ехать.

Доехав до Кызыла, я отказался ехать автостопом дальше именно из-за его такой муторности и морального высасывания всей энергии на такие разговоры. Как видим, автостоп в Туве имеет классический азиатский характер. А в довесок к тому, что после всего этого душевного выворачивания наизнанку при посадке, скорее всего поездка будет сопровождаться чередой стандартных заезженных вопросов, от которых уже на вторую неделю путешествия мутить начинает.

Тыва - это 80% тувинцев, и 20% русских. Почти все немногочисленные русские живут, конечно же, в столице. В 90-е здесь были гонения на русское население, кому-то даже пришлось уехать. Сейчас вроде проблем на национальной почве особых нет.

Тувинцы почти все знают русский и свободно на нём говорят. Потому что всё же живут они в России, и всякие документы, обучение в школах, работа в гос.учреждениях проходит на русском. Но между собой они общаются исключительно по-тувински

Кстати, тувинский язык принадлежит тюркской группе.

Что мы знаем ещё про Тыву. Тыва - это опасно! Это очень-очень опасно! Вам это скажут абсолютно все, когда вы будете туда ехать. Это говорят хакасы, это говорят алтайцы, это, в конце концов, говорят и сами тувинцы. Конечно, всё сказанное надо делить на 10, и не так уж там прямо и ужасно, как пугают. Но даже и после деления останется ощутимая масса. Так что пришлось вспомнить уже чуть подзабытые ощущения путешествия по Латинской Америке и снова включить режим "безопасность".

По числу убийств Кызыл стоит на первом месте среди региональных центров в России и соответствует по этому показателю Гондурасу (который по этому же показателю с большим отрывом лидирует среди всех стран мира). Характер же преступности тут совсем иной, чем в Латинской Америке, и больше похож на наш российский.

То есть, в целом, тувинцы более-менее безопасны, но только до той поры, пока не выпьют. Степень их опасности после выпитого так велика, что компенсирует безопасность до этого периода:)) Вообще, как известно, алкоголь на малые народы действует плохо. И неадекватными в той или иной степени становятся все: алтайцы, буряты, эвенки, якуты, коряки, чукчи. Но не настолько, как эти. Тувинцы - воинствующая нация, и после даже немного выпитого вероятность того, что тувинец захочет вас побить, ограбить или порезать ножичком, вырастает в разы.

В связи с чем, правила безопасности тут выглядят так: не шастать по улицам вечерами, особенно это опасно в пятницу, выходные, праздники и дни получения зарплаты. В общем всегда, когда есть вероятность потребления местными алкоголя.

Несмотря на то, что в остальном республика более-менее спокойна (за исключением всяких окраинных городков типа Ак-Довурака или Чадана, там пьяные могут в любое время быть), находиться в ней лично мне было довольно неуютно.

Много гопников. До этого ездил по Сибири, причём по самым таким ядрёным местам типа Новокузнецка. Надо сказать, что гопническое движение действительно сходит на нет. Если раньше они были очень заметны в любое время, то теперь попадаются единицы, и то, в основном, повзрослевшие. Но... Только не в Туве. Вот тут гопоты хоть отбавляй! В течение всего дня туда-сюда по улицам Кызыла по улицам перемещаются стайки чотких поцанчеков - матерятся, плюются, гогочут, ходят характерной вызывающей походкой, в общем соблюдают все необходимые атрибуты. Ко мне, слава Богу, не подкатывали, несмотря на длинноволосость (хотя может уже и не можно у них подкатывать). Но кто знает, что им может в малолюдной обстановке на ум прийти.

Тувинцы вообще во многом по своему джигитизму и любви к понтам похожи на кавказцев. Да мною стала восприниматься Тува, как такой Сибирский Кавказ. Но если сравнивать, у кавказцев есть плюсы: 1) они не пьют и не слетают потом с катушек, 2) они гостеприимны. Плюсы тувинцев - 1) религиозного фанатизма и всех вытекающих тут нет, 2) понтоваться тут всё же принято поменьше, чем на Кавказе, 3) Помимо опасности попасть на пьяного молодца, тут особых проблем нет. На Кавказе может быть всякое..

Но вообще, тувинцы выглядят и ведут себя довольно традиционно. Чёрные куртки, стоянки таксистов с играми во всякие карты..

И если подытожить, то больше всего Тува воспринимается, как СНГ-страна. Независимая от России, со своим народом и языком, но где все говорят по-русски, есть русские вывески.
А если бы Тува вошла в состав СССР не как автономная область, а как отдельная ССР, сейчас бы она уже была независимой, и там бы было всё также, как в каком-нибудь Узбекистане. В то же время чисто русские восток Украины и север Казахстана сейчас - иностраные государства. Интересные, конечно, порой выходят перипетии.

Можно, кстати, по Тыве представить, как бы выглядело большинство восточных пост-советских республик, останься они в одном государстве с Россией.

Если мы вернёмся к истории, то увидим, что Тыва была вроде как с нами ещё с царских времён. С 1922 по 1944 год она была формально независима, но фактически очень сочувствовала Советскому Союзу. А в ответ Советский Союз строил в Народной республике Туве коммунизм и просвещал кочевников-тувинцев. Был введён алфавит, сначала латинский.

Фактически она уже и тогда была частью СССР

Когда наступила ВОВ, тувинский народ в едином порыве решил добровольно поддержать братское государство - выслал полк ополченцев, снабжал СССР боевыми конями, провизией.

Непонятно, конечно, почему "Отчизна". Отчизной оно было для них же только последний год.

Вступление в СССР было лишь вопросом времени. И оно произошло в 1944 году.

И сейчас Тува - полноценная часть России.

Поставляет для её правительства лучшие кадры

А реши тогда Сталин сделать Туву самостоятельной ССР - почему-то я уверен, что сейчас бы в Кызыле уже был какой-нибудь музей оккупации.

Районы Тувы называются "кожууны". Ещё одно отличие от остальной страны

Тувинцы - степной народ. Традиционно они были кочевниками. Многие и сейчас сохраняют кочевой образ жизни. Пасут скот: лошадей, овец, коров, яков и верблюдов. Часто в степи можно видеть там и сям юрты. Это одна из их хорошо сохранившихся отличительных самобытных черт.

Кстати, число голов скота в республике в несколько раз превышает число тувинцев. В связи с чем, какая-никакая скотинка есть чуть ли не у каждого жителя. Даже городские тувинцы имеют где-то кого-то, нанимают специального пастуха, чтобы пас. Иметь пару десятков коров и отару овечек - все равно, что у нас иметь огород на даче в Подмосковье.

Зато нет проблем со свежим и вкусным мясом. Тувинская кухня преимущественно мясная, ну и в целом довольно вкусная.

Правда, соседи тувинцев (алтайцы, буряты, монголы) часто с ними конфликтуют. Те порой воруют скот с чужих территорий.

Интересный момент с религией в Туве. В большинстве своём, тувинцы - буддисты. Здесь везде есть буддистские храмы, даже в небольших деревнях.

Есть буддистские ступы около райсоветов

При этом, Тува - чуть ли единственное в мире место, где в качестве официальной религии исповедуется также шаманизм. В связи с этим, Тува очень популярна у всяких любителей эзотерики и прочего. Приезжают сюда проходить всякие практики, изучать тему..

Зачем вообще едут в Тыву? Ну в первую очередь, это, конечно же, природа.
Большая часть - это степи.

В аэропорту Кызыла тоненькая молодая девчонка укачивает сына. Хнычущий мальчишка на руках - с длинными кудрявыми локонами. Рядом - его старший брат. Он коротко острижен. Я понимаю почему и радуюсь, что хотя бы чуть-чуть, самую малость разбираю язык древних традиций этого удивительного народа. Младшему еще нет трех, а до трех лет тувинцы детей не стригут - обычай. Старший уже перешагнул этот рубеж, в три года его остриг кто-то из близких родственников, подарив взамен его первую живность: лошадь или корову. Эта семья недавних студентов (уже с двумя детьми!) живет в Новосибирске. А принадлежащий им скот пасется на просторах малой родины - на чабанских стоянках, которых в республике сотни.

Лошадь для тувинца - не просто средство передвижения. "Если у вас есть хороший скакун, вы можете за лето четыре автомобиля заработать". В республике очень популярны скачки, и призы для победителей весьма солидные. Фото: Нина Рузанова

"Нас мало, и мы все - родственники, все друг другу помогаем", - говорят тувинцы, и если это преувеличение, то небольшое. Ребенку до 18 лет продолжают дарить скот, так формируется тувинский "детский капитал", и это не сказки.

Доктор религиоведения, завотделом Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Ульяна Бичелдей подтвердила "РГ": такой капитал есть и у ее 13-летнего внука, который, кстати повзрослев, собирается вырастить 5-6 ребятишек.

Гостей на кыштаге то и дело усаживают за стол, угощая национальными блюдами. А на прощанье вручают бараний курдюк. Фото: Нина Рузанова

Традиции кочевников не умирают, и сейчас скота в республике огромное количество. Обложить каждую из миллиона овечек налогом здесь не стремятся - и в этом мудрость руководства Тувы. Да, есть чабаны-миллионеры, но они никогда в жизни не оформят ИП и не будут делиться с государством. Лучше пусть обеспечивают себя и своих родственников. Так и люди сыты, и овцы целы - введение фискальной нагрузки может, неровен час, и к уничтожению поголовья привести.

В правительстве не только не рушат, но поддерживают традиционный уклад жизни, и не зря: программы, которые стоят на этом вековом основании, невероятно популярны. Вот, например, "Кыштаг для молодой семьи": молодежь до 35 лет, у которых нет работы, получают бесплатно 200 овец (там задействованы кредитные механизмы, но фактически участник программы не платит ничего, деньги бюджетные). Также семье выделяют средства для обустройства зимней стоянки: кыштаг - это зимовье. На тщательно выбранном со старейшинами месте (важно учесть все, вплоть до розы ветров) строятся дом и загоны для скота. Через два года семья должна вернуть эти 200 овечек, передать следующему начинающему чабану. А приплод они оставляют себе. "Я тоже хочу так жить!" - вздыхают чиновники, которых к участию в программе не допускают, хотя многие первым делом рвутся писать заявление об уходе из власти, чтобы взяли в кыштаг.

Понять их можно. 26-летняя Сырга и 33-летний Арсений Монгуш увеличили отару больше чем вдвое: 200 отдали, а еще 310 осталось. "Заработанное" стадо продолжает плодиться: на стоянке начался окот, ягнята носятся по кошаре, и Сырга счастлива. "О чем мечтаешь?" - спрашиваю. "Буду жить здесь до старости", - не задумываясь, серьезно отвечает Сырга. Мясо продают - один барашек "от чабана" стоит пять тысяч рублей. Кстати, тут же обретается брат Сырги, молодой специалист, выучившийся на учителя биологии, но "временно не работающий": в школе нет вакансий. Кажется, временное для него станет постоянным: работы на стоянке хватает, да и преподавать за 15 тысяч рублей он не рвется. Здешний завораживающий простор трудно променять на узкие школьные коридоры...

Стоянка Сырги и Арсения - в Сут-Хольском районе, недалеко от поселка Кара-Чыраа. На молодых чабанов (достойную кыштага семью выбирают на сходе голосованием) здесь большие надежды, и не только в животноводстве. Неподалеку от дома Монгуш поставили три нарядные юрты: сюда намерены возить туристов. Рядом красная гора Кызыл-Тайга, а там священное озеро Сут-Холь с водой молочного цвета: вот и маршрут для гостей готов.

Тува много лет держит "знамя" демографического лидера России. В среднем по стране процент многодетных семей - 5,8. В Туве - 32

Тува много лет держит "знамя" демографического лидера России. В среднем по стране процент многодетных семей - 5,8. В Туве - 32. Это 30 600 семей в регионе с населением в 315 тысяч. Республика рожает и без всяких искусственных стимулов, и даже, на взгляд городского эгоиста, вопреки всему. Потому что тувинцы, в отличие от многих из нас, помнят вечные истины - суть жизни не в ее пресловутом "качестве", не в квадратных метрах на человека и не в мегабитах в секунду. Они помнят, что маленький ребенок - это бог, который ходит среди нас. И что материнство священно. Женщина, родившая много детей, всегда почиталась здесь выше всех. А тех, у кого детей не было, - сторонились.

"Если детей много - ты богат!" Эту фразу произносит в разговоре со мной Эрес - в селе Бай-Хаак он лама (духовный наставник в буддизме, учился в дацане в Улан-Удэ), и у него самого детей не так много, как ему хотелось бы: всего четверо, младшему три года. Еще Эрес с женой Чойганмаа вырастили пятерых детей ее брата, оставшихся сиротами. Чойганмаа пару месяцев как впервые вышла на работу - юристом в районную больницу за 18 тысяч. Эрес денег за свои молитвы не берет, только пожертвования: кто сколько может. Детские пособия - 700 рублей в месяц на всех. Как живут? Натуральным хозяйством.

Алла Ондар, которая руководит администрацией поселка Балгазын (рядом - сосновый бор, это заказник), пышет энергией: "Мы все просчитали! Если делать варенье и топливо из шишек - вы бы знали, как они весело горят в печи! - то внакладе не останешься! Варенье продавали бы в Кызыле. Или даже за пределами Тувы. Нужно только найти партнеров - может быть, газета нам поможет?" С партнерами пока сложно. Сейчас республика чем-то напоминает Волшебную страну из сказки про Элли и ее друзей: от остального мира ее отделяли непроходимые горы, которые герои преодолевали разными способами. Так и Тува - с одной стороны горы ("съездить за Саяны" - здешнее устойчивое выражение), с другой - граница с Монголией, которую можно пересекать только гражданам России и Монголии, другим хода нет. Экономика региона, по сути, анклавная.

Над тем, чтобы изменить статус границы и сделать ее многосторонней, руководство Тувы бьется уже несколько лет. Безрезультатно. Есть давние приказы пограничной службы, которые никто не собирается менять. А ведь если бы открыть границу да сделать аэропорт Кызыла международным, моментально наладились бы связи с Китаем. Туда можно было продавать мясо и другие продукты животноводства, которые сейчас не возят никуда за пределы республики - слишком дорого. Туда пошел бы и местный уголь, который сейчас вывозить нерентабельно, и другие полезные ископаемые. Плюс туристы, сейчас их количество в мегапритягательном регионе в год не дотягивает до 100 тысяч (для сравнения: в Алтайском крае больше миллиона), и все из-за низкой транспортной доступности. Редкие гости-китайцы добираются до Тувы вкруговую: через Красноярск или Новосибирск, хотя напрямую расстояние от Кызыла до Урумчи чуть больше тысячи километров.

"Нужны ворота в Азию!" - чуть не плачут представители Тувы на крупных экономических форумах. "А не много ли ворот у нас, зачем еще одни?" - отвечают им. Хотя затрат на обустройство границы и аэропорта требуется не так и много. Гораздо больше средств нужно на строительство железной дороги Курагино - Кызыл: с годами этот проект становится все более фантастическим. Свыше 140 миллиардов рублей, и большая часть должна принадлежать частному инвестору. Желающих вложить такие деньги в долгоиграющий проект нет.

Правда, справедливости ради скажем, что многие тувинцы и не хотели бы бурного экономического роста, который неминуемо приведет к уничтожению самобытности территории. Например, Ульяна Бичелдей недавно вернулась из Монголии, где изучала быт местных тувинцев. Они живут, пожалуй, беднее наших. Но совершенно счастливы тем, что имеют: воздух, кристально чистая вода, дети... Может быть, и наша Тува не случайно прячется от нашествия чужаков за Саянами?