Презентация системно деятельностный подход основа реализации стандарта. Презентация "системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые фгос". Теория учебной деятельности является научным приоритетом России


Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон).


1. Научные основы системно-деятельностного подхода Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в отечественной науке в 1985 г.


Научные основы системно-деятельностного подхода В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность – это способ существования человека, способ проявления его субъектной позиции. (Философский словарь). Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Результат – системообразующий фактор деятельности (А.Г. Асмолов).




Научные основы системно- деятельностного подхода Существует три вида деятельности, отличающихся отношением к норме (Азбука теории деятельности, разработанная в методологии О.С. Анисимова, А.А. Деркач, Г.П. Щедровицкого и др.): самоопределение, нормореализация, нормотворчество.


Научные основы системно- деятельностного подхода Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.




2. Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход ориентирует: на усвоение знаний; на способы этого усвоения; на образцы и способы мышления и деятельности; на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований (Н.Ф.Талызина, П.Я. Гальперин).


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;


Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение учеником содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.






Принципы реализации системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 2) Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. обеспечивает инвариантность реализуемой нормы;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. устанавливает требования к содержательным целям обучения;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником.


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к система­тическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. предусматривает возможность различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределение м обучающихся;


Принципы реализации системно-деятельностного подхода 7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;




Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей.


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 3. Развитие универсальных учебных действий как основы учебной самостоятельности. УУД: личностные (готовность и способность к самоопределению в деятельности; регулятивные (готовность и способность быть субъектом учебной деятельности на каждом этапе ее осуществления); познавательные (готовность и способность к интенсивной мыслительной деятельности, познанию, исследованию) коммуникативные (готовность и способность включаться в диалог, совместную деятельность, сотрудничество)


Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной и внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно- исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Система традиционного обучения Система развивающего обучения 1) Принцип наглядности. 2) Принцип доступности. 3) Принцип научности. 4) Принцип преемственности. 5) Принцип системности. 6) Принцип сознательного усвоения знаний. И т.д. 1) Принцип деятельности. 2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостного представления о мире. 4) Принцип минимакса. 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности. 7) Принцип творчества.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал. Инструментальное использование полной, непротиворечивой и независимой системы понятий позволяет перейти от уровня эмпирического обобщения к теоретическому уровню. Способы обработки знаний об окружающем мире эмпирическое обобщение теоретическая разработка на основе понятий


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Технология включает следующие этапы: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней традиционного подхода к обучению и идей развивающего образования П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 2) выделяется содержательная область ("могу").


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. Этап завершается созданием затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 3. Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.


Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.






Позиции для анализа Групповое решение 1. Какова основная идея системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе? Младший школьник должен стать субъектом учебной деятельности, включаясь в процессе нормореализации, нормотворчества, самоопределения. В процессе учебной деятельности должно произойти преобразование внешней (предметной) деятельности во внутреннюю (интеллектуальную) деятельность.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 2. С позиции системно- деятельностного подхода, в какие виды деятельности должен быть включен учащийся? Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности. Сформированность способностей к нормореализации и нормотворчеству гарантирует обучающемуся его способность к самореализации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 3. Какие современные образовательные технологии обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода на практике? Технологии развивающего обучения Технология содержательного обобщения Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления через чтение и письмо ТРИЗ и др.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 4.Ориентацию, на какие позиции в развитии младшего школьника обеспечивает системно- деятельностны й подход? более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, освоение способов их применения; развитие ребенка как субъекта деятельности; развитие учебной самостоятельности; осознанное отношение к процессу и результат совей учебной деятельности; принятие учеником результатов учебной деятельности как социально и личностно значимых; повышение мотивации и интереса обучающихся к учению; развитие рефлексивной самооценки и самосознания; общекультурное и личностное развитие на основе формирования универсальных учебных действий; развитие конструктивных, творческих способностей; освоение способов совместной деятельности, групповой работы; готовность решать различные задачи жизнедеятельности с применением теоретических знаний


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 5. Какие условия обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода в практике начальной школы? 1. Создание учебных ситуаций стимулирующих включение учащихся в активную деятельность. 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей. 3. Развитие универсальных учебных действий. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной деятельности. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика во внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно-исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.

Слайд 1

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ:
1 Тема 1. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС НОО. Традиционный, компетентностный и системно-деятельностный подходы. Деятельностный подход в психологии: принцип сознания и деятельности; проблема личности; категория деятельности; принцип психического развития ребенка; ведущий вид деятельности; структурные единицы деятельности; структура деятельности; ученик как субъект учебной деятельности. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода. Условия реализация системно-деятельностного подхода
2 Тема 2. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как совокупность личностных (устойчивых) и ситуативных (динамических) факторов. Система мотивов школьника. Способы и методы поддержания и активизации мотивационной сферы школьника. Целеполагание как основа системной организации учебной деятельности школьников.

Слайд 3

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Системно-деятельностный подход.

Слайд 4

Компетентностный подход
Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных ситуациях и нововведениях.

Слайд 5

Виды компетентности:
Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих обязанностей, «мягкие требования». Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения обязанностей, «жесткие требования».

Слайд 6

Компетентностный подход
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Слайд 7

Компетентностный подход
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Слайд 8

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

Слайд 9

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение
1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития
2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы деятельности На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 10

Понятие системно-деятельностного подхода
Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Слайд 11

Проблема деятельности разрабатывалась:
философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.); психология (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.); обучение и воспитание ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон); развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).

Слайд 12

Системно-деятельностный подход
Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Слайд 13

Известный психолог А.Н.Леонтьев:
«Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

Слайд 14

Деятельностный подход в психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Слайд 15

Принцип единства сознания и деятельности
Фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Слайд 16

Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Слайд 17

Проблема личности
Л.С. Выготский: «Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»

Слайд 18

А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:
в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.

Слайд 19


Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Слайд 20

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
Формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

Слайд 21

Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми
Вопрос: Зачем нужны индивидуальные различия между людьми?

Слайд 22


Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а как важнейшее условие эффективного функционирования общества. Вопрос: Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?

Слайд 23

Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей; индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Слайд 24

Слайд 25


Деятельность как система: Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя: цель средство сам процесс преобразования его результат.

Слайд 26

Группа разработчиков Стандартов:
«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

Слайд 27

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты: три основные группы результатов

Слайд 28

Системно-деятельностный подход:
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Образование как ведущая социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.

Слайд 29

Системно-деятельностный подход:
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»; П.К.Анохин – «обратной ориентацией»; сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!

Слайд 30

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Идеальная форма – продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Слайд 31

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.

Слайд 32

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития. Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.

Слайд 33

Зона ближайшего развития
На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно. Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.

Слайд 34

А.Н. Леонтьев: категория деятельности
Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».

Слайд 35

Слайд 36

Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

Слайд 37

Возраст Ведущий тип деятельности
0-1 год Непосредственно-эмоциональное общение
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность
3-7 лет Сюжетно-ролевая игра
7-10 лет Учебная деятельность
10-15 лет Общение
15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность

Слайд 38

Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.

Слайд 39

Категория деятельности
Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними (объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).

Слайд 40

Структурные единицы деятельности

Формы активности Характеристики активности Характеристики активности
Формы активности Определение формы активности Условия активизации
Деятельность Целеустремленная активность, потенциально удовлетворяющая осознанную потребность субъекта Активизируется только осознанной потребностью
Действие Операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели Может активизироваться и мотивом, и внешним стимулом
Операции Изменение положения или состояния субъекта, вызывающие изменения объекта, на который направлена активность субъекта Может активизироваться и стимулом, и неосознанно

Слайд 41

Категория деятельности
Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным. Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.

Слайд 42

Структура деятельности:
Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека. Осознание потребности. Формирование мотива. Выбор способа реализации мотива. Планирование деятельности. Перечень действий. Выполнение каждого действия (частная цель). Операции, с учетом условий и имеющихся средств. Удовлетворение потребности. Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).

Слайд 43

Категория деятельности
Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е. осознание учащимися процесса учения. Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного, главного и его частных особенностей. Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале. Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.

Слайд 47

Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем, что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского

Павлово-Посадского муниципального района Московской области» (МОУ СОШ № 18)

142500, Московская область, ppschool 18@ mail . ru

г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524


“ Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”. Джон Дьюи.


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Система дидактических принципов:

  • Принцип деятельности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип целостности;
  • Принцип минимакса;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип вариативности.

« Как обучать?»

  • Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
  • Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
  • Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
  • Какие методы и средства обучения выбрать?
  • Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Педагогические технологии.

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3. Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника




Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности с использованием технологии

развития критического мышления

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка

Мотивация



Прямой

Равные

Разные

Острый


Прием «Инсерт»

(уже знал)

(узнал новое

  • Многоугольник
  • Вершина многоугольника
  • Р многоугольника
  • Диагональ многоугольника
  • Угол многоугольника
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника

(думал иначе)

(есть вопросы)

  • определение многоугольника
  • не понял как получили формулу

Прием «ЗХУ»

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.


Синквейн

Пересекающиеся, параллельные.

Строим, переносим, совмещаем.

Нет ни начала, ни конца?!

Бесконечность!


Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника


Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности

Мотивация

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка




Технологии

Информационные и коммуникативные

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Технология проектного обучения

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения




Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


Пример 2: Исследовательская работа на уроке по теме «Признаки делимости на 3 и 9» – математика 5-6 УМК Л.Г.Петерсон или Н.Я. Виленкина или Г.В.Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.

1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Каждое круглое число представьте в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1).

3. Раскройте скобки, применив распределительный закон ( ( b + c ) = a·c + b·c ).

4. Пользуясь законами сложения, упростите полученное выражение, заключив в скобки слагаемые, не входящие в произведения. Выполните сложение в скобках.

5. Будет ли данное выражение делится на 3, согласно свойствам делимости суммы и произведения?

6. Подумайте, от делимости на 3 какого слагаемого будет зависеть делимость всего выражения?

7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры?

8. Попробуйте сделать вывод о том, когда число делится на 3? Сформулируйте правило.

9. Проверьте свой вывод по учебнику.


8535=8000+500+30+5=

8 1000+5 100+3 10+5=

8 (999+1)+5 (99+1)+3 (9+1)+5==8 999+8+5 99+5+3 9+3+5=

=(8 999+5 99+3 9)+(8+5+3+5)



«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС

Презентацию подготовила учитель начальных классов

МАОУ СОШ г. Нестерова Карловская Е.Л.

август 2016 г

г.Нестеров


Начальная школа - новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.


Одним из эффективных направлений в оптимизации образовательного процесса становится системно-деятельностный подход , который сочетает в себе деятельностный и системный подходы. Идея соединения двух указанных подходов для практической реализации возникла еще в 1985 году, тогда же новому подходу и было дано его название.

Однако различные общественно-политические катаклизмы на некоторое время отодвинули внедрение системно-деятельностного подхода в школьную практику. Сегодня он стал основой среднего образования в России, положен в основу современного ФГОС и нацелен на развитие личности.



1) Принцип деятельности – ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ). 4) Принцип мимнимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).


5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Главной целью образования согласно ФГOС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться .



Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Он становится маленьким ученым, делающими свое собственное открытие.

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Структура уроков ведения нового знания при системно-деятельностном подходе

1.Мотивирование к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3.Выявление места и причин затруднения .

Учитель организует выявление учащимися места и причин затруднения. Для этого учащиеся должны восстановить выполнение операции и зафиксировать место возникновения затруднения, соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать те конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель – возникшее затруднение, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, позднее – с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Задача учителя включить ученика в учебную деятельность.

На своих уроках я стараюсь создать такие условия, при которых учащиеся погружаются в исследовательскую деятельность, делают сами открытие нового. При таких условиях у детей развивается не только умение учиться, но и огромный интерес к изучаемым предметам. Мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, проводятся опыты.


Урок окружающего мира.

Вода. Свойства воды

Практическая работа

Проведем опыты и определим свойства воды


Урок математики. Письменные приёмы вычитания

Деятельность учителя

На доске записаны два примера на вычитание:

Деятельность учеников

Выполните решение данных примеров.

Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера?

Как бы вы предложили решить эту проблему?

Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

Потому что невозможно из 3 вычесть 9.

Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.

Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.


Урок русского языка. Образование сложных слов.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

В словах, которые записаны на доске, выделите корень.

Все согласны?

Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол.

Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и

Почему вы так решили?

- кол - .

Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.


Урок окружающего мира. Правила поведения

- С.53 прочитайте как поговорили по телефону Попугай и пёс Рыжик.(Можно обыграть, по ролям)

Получился у них разговор?

Составьте разговор по телефону, используя слова на карточках, наклейте карточки.

Работа в группах.

  • Петя приглашает на День рождения друга Сашу
  • Катя приглашает подругу Нину пойти в кино
  • Саша спрашивает домашнее задание у учительницы Елены Леонидовны
  • Кристина приглашает подругу Таню в гости
  • Аня интересуется, почему подруга Алла не пришла в школу
  • Результаты работы (листы) на доску и обыграть

Урок русского языка. Образование наречий.

Деятельность учителя

Прочитайте столбики слов, записанных на доске:

Деятельность учеников

ловкий - ловко

сладкий - сладко

мелкий – мелко

- Что можете о них сказать?

Разберите по составу слова каждого столбика.

Дети читают слова про себя.

Проверим.

Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно?

Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о.

Докажите. К какой части речи относятся слова 2 столбика?

Что такое наречие?

Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски.

Потому что в этих словах нет окончаний.

Но тогда чего не может быть у наречий?

Это наречия.

Неизменяемая часть речи.

Окончания.


Урок окружающего мира. Где живут белые медведи.

Где всегда холодно и не бывает смены времён года? Попробуйте показать с помощью белых полосок. Подумайте, договоритесь и прикрепите бумажные полоски туда, где всегда холодно.

Что вам помогло?

Давайте прочитаем, что написано на этих участках

- Определили холодные районы Земли, теперь проверьте себя

Почему там так холодно?

Какие полюса расположены в этих районах?

Что хотели бы узнать об этих районах?

Возьмите конверт с силуэтами животных и поселите их туда, где они обитают

Для проверки откройте страницы учебника 12 – 13, посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание?

Какие животные живут во льдах Северного Ледовитого океана? В Антарктиде?


Урок окружающего мира. Что такое деньги

Всегда ли существовали деньги?

Давайте заглянем в далёкое прошлое.

Кто это? (Первобытные люди)

Как вы думаете, у них были деньги?

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Прошли тысячи лет. Люди многому научились. В каждом деле были умельцы. Одни шили сапоги, другие – делали посуду, третьи – ткани. У людей появились лишние предметы (товар) и они хотели приобрести другие изделия, другой товар.

Как же они должны были поступить, чтобы получить то, что хот ят?


Системно - деятельностный подход дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.