Психологические аспекты полового воспитания ребенка. Гендерное и половое воспитание детей в семье: консультация психолога. Гендерные аспекты воспитания. Нарушения гендерного воспитания. Гендерные различия в воспитании

Половое воспитание -- процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д.

Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений -- важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения. Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания.

Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.

Информация о половых взаимоотношениях может иметь словесную и (или) наглядно-образную форму: личный пример, определенная ситуация, в которой ребенок является действующим лицом или наблюдателем. Эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности.

К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:

Своевременная реакция взрослых на особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что - отклонением от нормы.

Примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания - воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.;

Сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Важное значение имеют контроль за читаемой литературой, ее обсуждение, соответствующие рекомендации.

Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой -- что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому любой вид деятельности учащихся -- работа, общение, познание -- может служить интересам полового воспитания. Основными принципами полового воспитания являются:

Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

Принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

Принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

Принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

Принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им);

Принцип востребованности и добровольности получения информации о проблемах пола. Соблюдение этого принципа исключает проведение уроков, единых для всего учебного коллектива, занятия могут проводиться факультативно с согласия родителей и с учетом интересов учащихся подготовленными учителями биологии и классными руководителями .

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности, что представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;

2) семья и взаимоотношения в ней;

3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.

При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:

1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;

2) объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;

3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;

4) уровень "биологической" зрелости, характер физиологических изменений в организме;

5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;

6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье и школе, проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников и педагогов.

Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодёжи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребёнка, так как правильное половое развитие тесно связано с общефизическим. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определённому полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.

Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни. О. П. Нагель разработала модель компетентности воспитателя по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников:

Теоретическая компетентность: знание педагогом различий в психологическом статусе мальчиков и девочек, динамики полоролевого развития ребенка в дошкольном детстве; знание форм и методов формирования начал мужественности и женственности у дошкольников.

Диагностическая компетентность: готовность применять диагностические методы исследования процесса полоролевой социализации.

Личностная компетентность: понимание собственных личностных качеств, гендерных стереотипов, идентичности, реализуемых гендерных ролей; самопознание личностных особенностей.

Технологическая компетентность: готовность педагога применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников.

Реализовать гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников позволяют умения:

· диагностировать уровень полоролевого развития дошкольников;

· осуществлять моделирование предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей;

· анализировать существующие образовательные программы и технологии с точки зрения гендерного подхода;

· разрабатывать методическое и дидактическое обеспечение процесса полоролевого воспитания (конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры);

В. С. ГРЕХНЕВ

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ ГЕНДЕРНОГО И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье на основе соотношения биологического и социального во взаимоотношениях и поведении людей разных полов анализируется тождество и различие их гендерного и полового воспитания. Автор показывает смысловое назначение и содержательное наполнение этих видов воспитания в современной общественной практике.

Ключевые слова: гендерное воспитание, половое воспитание, детская сексуальность, эдипов комплекс.

Половое и гендерное воспитание являются важными и необходимыми его видами в формировании и развитии социально значимых способов поведения людей мужского и женского пола в их взаимоотношениях друг с другом. Казалось бы, само взаимоотношение людей разных полов есть сугубо естественное (природное) явление диморфизма - рождения человека мальчиком или девочкой, и это их взаимодействие, сначала мальчиков и девочек, а затем уже мужчин и женщин, всецело предопределено законами природы. Однако взаимоотношения и поведение мальчиков и девочек, мужчин и женщин приобретают социально значимые формы бытия и исключают те или иные его природные девиации благодаря целенаправленной деятельности воспитания по формированию устойчивых норм сознания и поведения людей разных полов в их общественной жизнедеятельности. Ведь диапазон взаимоотношений людей разных полов огромен. Здесь можно говорить, во-первых, об общем естественном бытии (существовании) мужчин и женщин; во-вторых, следует видеть связи и отношения мужчин и женщин как представителей различных социальных групп, страт, где они становятся коллегами, друзьями, товарищами, знакомыми. В-третьих, нельзя не учитывать и родственные взаимоотношения мужчин и женщин (братья - сестры, родители - дети, кузены и т. д.).

Философия и общество, № 3-4 2015166-180

В-четвертых, было бы невозможно исключить парные (супружество, сожительство) отношения мужчин и женщин.

Понятно, что все эти отношения имеют как природное (естественное) начало, так и его социальное проявление и выражение. Именно из этой связи природного и социального бытия мужчин и женщин определяется смысловое назначение и содержательное наполнение понятий «половое» и «гендерное» воспитание. Эти понятия и используются сейчас в науке и обыденной жизни. Многие люди полностью отождествляют половое и гендерное воспитание, а вместе с ними половое и гендерное просвещение. Между тем помимо несомненных совпадений, то есть тождества, единства полового и гендерного воспитания, есть и различия, их несовпадение друг с другом. Такое различие заключается прежде всего в их смысловом назначении.

Половое, а его часто называют еще и сексуальным (от английского слова "sex") воспитанием, основано на знании анатомии и физиологии мужчин и женщин, других биологических особенностей развития их пола, а также, конечно, и медицинских (гигиенических) средств здоровой и гармоничной сексуальной жизни людей. Смысл и назначение полового (сексуального) воспитания состоит в том, чтобы обеспечивать гармонию отношений людей, которые должны строиться на искренности, чистоте и вере в любовь.

Гендерное воспитание (от английского слова "gender" - пол, род) - понятие, которое начиная со второй половины XX в. стало широко использоваться в научных исследованиях в значении социального пола мужчин или женщин, их психологии, поведения, жизнедеятельности в обществе. В соответствии с таким подходом гендерные отношения определяются не столько сексуальными связями (сношениями), сколько экономическими, нравственными, правовыми и прочими отношениями в обществе. Именно поэтому гендерное воспитание, в отличие от полового, соотносится не с биологическими особенностями сексуального взаимодействия людей, а с социокультурными формами половой дифференциации поведения в их совместной жизнедеятельности. Смысловое назначение гендерного воспитания состоит в формировании отчетливо выраженного общественного сознания и поведения мужчин и женщин как гендерных групп.

Различие тендерного и полового воспитания выражается и в существовании разных позиций по поводу их в современном обществе. В отношении необходимости тендерного воспитания (когда внятно толкуются его проблемы) у большинства людей сегодня практически нет возражений. Правда, они не всегда понимают, как такое воспитание следует проводить. Что же касается полового (сексуального) воспитания, до сих пор есть немало людей, которые отвергают всякую мысль о введении такого воспитания. Данная позиция чаще всего базируется на ханжеской морали: зачем привлекать внимание детей к этим вопросам, зачем будить их интерес к сексу и взаимоотношениям мужчин и женщин? Нас никто этому не учил, рассуждают они, однако жизнь сама в свое время всему этому научит.

Другие, наоборот, призывают активно проводить сексуальное воспитание. Они заявляют, что такое воспитание крайне необходимо в наше время в связи со СПИДом, венерическими заболеваниями и всякого рода перверсиями в сексуальном поведении людей. При этом они полагают, что надо вводить специальные уроки в школах, где следует объяснять чуть ли не технологию коитуса. Мне представляется, что обе названные позиции неправильны. Так, скажем, первая позиция, стремящаяся пустить половое (равно как и гендерное) воспитание на самотек, с ее доводами, что этому никто не обучал, но люди же выросли, неверна. Такая позиция несостоятельна хотя бы уже потому, что призывает взрослых самоустраниться, исключить эту сторону (сексуальные переживания детей) из сферы внимания. Конечно, половое воспитание может осуществляться повсеместно независимо от того, ограждаем мы от него детей или нет. Однако при этом всегда возникает вопрос: какое это воспитание? Является ли оно воспитанием, ориентирующим чувства и поведение ребенка в социально значимом направлении, или становится скабрезным, ненавистническим, грязным по отношению ко всему тому, что охватывается понятием «половая жизнь человека»?

Позиция, отстаивающая активно-наступательное проведение полового воспитания, также никуда не годится. Такое воспитание не должно быть, во-первых, громогласным и открытым, а во-вторых, оно не может сводиться лишь к просвещению в области санитарии и гигиены половых взаимоотношений (об этом можно гово-

рить на уроках биологии или ОБЖД). Половое воспитание, на мой взгляд, - это интимный процесс, как и сами сексуальные отношения человека, а значит, здесь уместен только строго индивидуальный подход (не должно быть никаких коллективных лекций-сборищ). Такое воспитание должно осуществляться предельно ненавязчиво и только очень близкими (авторитетными для детей) людьми. Лучше всего, если оно будет проводиться в семье, родителями, бабушками или дедушками, станет специально (отдельно) ориентированным на девочку и отдельно на мальчика.

Такая сепарация важна в наше время и для гендерного воспитания девочек и мальчиков. Рыночная система хозяйствования неизбежно формирует психологию меркантильности. Об этом свидетельствует, согласно Э. Фромму, появление множества людей с меркантильным характером. Это такие люди, которые стремятся не столько быть, сколько казаться: представляться благополучными, успешными, хорошо выглядящими, чтобы выгодно подать себя окружающим. Современный инверсионный (мало дифференцированный) тип половой социализации, да и вообще вся социальная политика, направленная на повсеместное преодоление социального неравенства мужчин и женщин, способствует размыванию полоро-левой поляризации функций людей. Почти повсеместно мы становимся сегодня свидетелями происходящих процессов «унисексу-альности» или «бисексуальности» в одежде, моде на определенные занятия, формах поведения, профессиональных пристрастиях, отношении к жизнедеятельности и психосексуальных предпочтениях многих людей. Беда этого процесса состоит не в том, что в жизнедеятельности людей разных полов появляется много общего, единого (например, и мужчины, и женщины носят брюки), а в том, что он проникает и в детство ребятишек и, конечно, влияет на воспитание мальчиков и девочек. Дифференцированное отношение к их воспитанию постепенно уходит, оно становится практически размытым. Однако нельзя не видеть, что отсутствие дифференциаций в психосоциальном воздействии на сознание и поведение детей, по сути, является прямым равнодушием к происходящему подрыву естественной природы ребенка. Все это несет в себе определенную опасность как для самого человека, так и для общества в целом, ибо формируемые посредством этого воздействия люди - юноши и девушки, функции которых настолько сходятся, что становятся

почти неразличимыми, их взаимоотношения в психосоциальном плане подрывают саму ячейку общества - семью. Понятно, что в условиях массового распространения в обществе бисексуальной модели тендерного воспитания мальчики и девочки уже ориентируются не на ценности семьи, не на романтическую любовь, а только лишь на безопасный секс, сексапильность и, конечно, вседозволенность поведения. Соответственно, переступая грань целомудрия во взаимоотношениях друг с другом, подростки уже психологически готовы переступить и все другие грани, и не только ген-дерных отличий. У Алексиса де Токвиля есть мысль о том, что нельзя наделять мужчин и женщин одними и теми же функциями (правда, он писал, еще и одними и теми же правами), возлагая на них одни и те же обязанности. Если будут уравнивать между собой два пола, считал он, то произойдет обоюдная деградация, ибо из подобного грубого смешения столь различных творений природы ничего не выйдет, кроме слабых мужчин и неприличных женщин.

Следовательно, воспитывая одинаково мальчиков и девочек, мы не снимаем проблему гендерного, да и полового воспитания, а, наоборот, еще более ее усугубляем. Пуская решение этой проблемы на самотек, мы тем самым в будущем пожинаем массу проблем. В этой связи трудно согласиться с известной формулой З. Фрейда: «Анатомия - это судьба». И дело не только в том, что человек с помощью медицинской операции сегодня может поменять свой пол. Еще не факт, что родившись девочкой или мальчиком, человек будет воспроизводить социальные стереотипы своего гендерного поведения. Не факт, что девушка захочет обязательно стать матерью (а если она даже и станет матерью, что не откажется от своего ребенка). Все-таки половые различия - это не только различия анатомические, но и, несомненно, результат воспитания.

В течение всей истории человечества народная педагогика вырабатывала определенные правила воспитания мальчиков и девочек. Сексистские стереотипы противопоставления полов встречаются уже при рождении и в значительной степени всегда использовались в обращении с детьми в раннем детстве (форма и цвет одежды, соответствующие игры, игрушки, занятия). Именно они и формировали разные установки одобряемого поведения отдельно для мальчиков и отдельно для девочек, а следовательно, и их ген-дерные отличия. Так, например, одевая девочку в кружевные свет-

лых тонов платьица, используя для ее наряда ажурные воротнички, ленточки, бантики, мама безостановочно сопровождала процесс своими наставлениями: «Не бегай, а то порвешь, испачкаешь! Будь послушной и тихой - ты же девочка!» Одежда и куклы, которых девочка сама наряжала, как принцесс, постоянные напоминания о том, как должна вести себя именно девочка, делали свое дело -воспитывали в девочке аккуратность и усидчивость, формировали подчиненность. Ее учили, что нельзя вести себя как мальчик, нельзя требовать, шуметь, задираться, иначе с ней просто не захотят дружить другие дети. А если она будет такой самоуверенной и упрямой, то вообще никто не захочет взять ее замуж. А вот брюки, игрушечные пистолеты, сабли, мечи развивали подвижность и боевитость мальчиков. Более того, мальчика, одетого обычно в темных тонов брюки и рубашку, уж и не так опекали и допекали, что он что-то испачкает, порвет. И если все же что-либо происходило, мальчик плакал или жаловался взрослым, его всегда наставляли: «Не плачь, ты же мальчик, а мальчики не плачут». Иначе говоря, народная педагогика изначально ограничивала все проявления эмоциональности у мальчиков. Именно таким образом народное воспитание испокон веков оказывало решающее воздействие на жизнь человека, формировало его гендерное поведение.

Сегодня все это отходит в прошлое, ибо современное воспитание, как уже отмечалось, унифицирует воспитательные подходы к мальчикам и девочкам. Не делаются различия в одежде (всех одевают в джинсы, одинаковые курточки, кроссовки), в играх (все играют в одни и те же, например, компьютерные игры, которые обычно с иронией называют «стрелялки и догонялки»), да и в самих игрушках (преобладают мягкие, механические изделия - чебурашки, карлсоны и т. п.); с мальчиками и с девочками обращаются одинаково, так как не делают различий между ними (мальчиков целуют, ласкают, холят, лелеют, как и девочек, и выполняют все их прихоти, а с девочкой обращаются точно так же, как раньше обращались с мальчиками: наказывают ремешком, не позволяют проявлять открыто своих эмоций). Собственно этим во многом и объясняется то, что проблемы взаимоотношений полов растут сегодня, как снежный ком. Конечно, сейчас нельзя ратовать за какие-то жесткие (сексистские) воспитательные правила в отношении мальчиков и девочек. Все-таки сегодня с признанием гражданского

и политического равноправия людей, в том числе и независимо от их пола, было бы странно и глупо воспитывать девочку, видя ее удел исключительно лишь в рождении детей, работе на кухне, по дому и посещении по воскресным дням церкви. То же самое касается и воспитания мальчика. Вряд ли будет правильным ориентировать его воспитание лишь на то, чтобы он был только добытчиком в семье, полностью отстраненным от любой домашней работы как недостойной настоящего мужчины, совершенно не занимающимся своими детьми и отказывающимся от ответственности за их воспитание. Насколько нужны и необходимы в сегодняшнем воспитании детей стереотипы, которые глушат или дозируют проявления простых житейских чувств и эмоций у мальчиков и девочек? Ведь ограничения, накладываемые на людей этими стереотипами, часто приводят к стрессам и другим глубоким переживаниям. Так, например, табу на эмоциональность будущих мужчин - это, по существу, стереотип, ориентирующий подростка быть всегда преуспевающим победителем, неким «мачо» по отношению к женщинам; это нередко вызывает у мужчин, не способных следовать подобным стереотипам, ощущение какой-то собственной ущербности, неудачливости и даже как бы отсутствия мужественности.

Тем не менее все же стереотипы (как некие априорные ориентации) в особых подходах к воспитанию мальчиков и девочек, конечно, необходимы. Воспитание мальчиков должно проходить иначе по сравнению с воспитанием девочек. Это актуально особенно для будущих мужчин, поскольку чаще всего ведущую роль в их воспитании играют женщины (мамы, бабушки, да и в школе воспитатели и учителя в основном женского пола). Ведь воспитывая мальчика, надо формировать его мужественность, его свойства быть сильным, смелым, ответственным, готовым защищать слабого, бороться за справедливость. Надо всячески внушать ему нормы гендерного поведения мужчин: помогать женщинам, быть с ними учтивым, позволять им пройти первыми. Именно поэтому в отношении мальчика вряд ли допустимы сюсюканья, потакания, изнеженность. С него надо больше требовать, больше возлагать на него различных обязанностей, следить за их исполнением.

В воспитании девочки необходимо развивать ее женственность и будить такие качества, как доброта, мягкость, сострадательность, желание помочь. Естественно, это не означает, что из девочки сле-

дует делать «кисейную барышню», ее надо тоже дисциплинировать, развивать и качества, которые понадобятся в жизни: упорство, настойчивость, соревновательность и т. п. Однако все это должно быть прежде всего подчинено ее гендерному воспитанию именно как девушки, женщины. Поэтому акцент в воспитании девочки, особенно в раннем детстве, когда формируются установки гендер-ного поведения, должен быть сделан на воспитании ее как будущей женщины. Поэтому с девочкой следует обращаться мягко, чаще ее ласкать, обнимать, целовать (маме надо взять за правило обязательно перед сном, желая приятных сновидений, поцеловать дочь, еще раз напомнив ей, как крепко она ее любит). Самое главное - не быть в этом отношении безразличным, не пускать процесс гендер-ного, в том числе и полового, воспитания на самотек, делая вид, что такой проблемы, как детская сексуальность, не существует.

Вообще детская сексуальность - одна из сложнейших педагогических проблем, решать которую, хотим мы того или нет, необходимо. В противовес средневековым представлениям об имманентной асексуальности ребенка западная культура нашего времени, особенно после работ З. Фрейда, не отрицает существования детской сексуальности. Процесс становления половой идентификации и влечений детей необходимо принимать в расчет и в воспитании. Обязанность родителей (воспитателей) - решать эту проблему, заниматься сексуальным воспитанием и говорить с детьми, особенно с подростками, о культуре сексуального поведения. Однако в осуществлении такого воспитания есть свои неписаные правила, нарушать которые нельзя. Такое воспитание не должно быть навязчивым, чтобы не стимулировать сексуальное напряжение или не вызывать неловкость ребенка. Говорить о взаимоотношении полов лучше тогда, когда есть запрос со стороны самого ребенка. Естественно, разговор должен вестись в доступной для ребенка форме, в соответствии с его возрастом. В таких беседах необходимо сохранять доверие детей, в разговорах на эти темы никогда не обманывать, не допускать всяких фантастических измышлений о том, как появились дети (например, принес аист), уходить от прямых вопросов в другую область. Если ребенок чувствует, что родители всегда готовы его выслушать и в своих ответах искренни с ним, он будет задавать самые разные вопросы, не будет стесняться и в будущем станет рассказывать обо всем, что с ним случилось,

делиться с родителями сокровенным. Разговор с ребенком по этим вопросам не должен никому отдаваться на откуп.

Педагогический опыт показывает, что ребенку в возрасте двух лет следует обязательно сказать, мальчик он или девочка. Тогда же следует сказать, что мальчик обязательно вырастет и станет мужчиной (папой), а девочка - женщиной (мамой). Если такая беседа проведена своевременно и ребенку внушили, что девочка не должна вести себя, как мальчик, а мальчик - как девочка, то гендерная роль будет закреплена в сознании, ребенок будет нормально развиваться, а поэтому и недостаток других знаний по этому вопросу не так уж опасен. Естественно, следует говорить, что мальчик должен вести себя как мальчик, а девочка - как девочка всякий раз, как только возникает в этом необходимость. Следует пресекать сек-систские разговоры, в которых недооценивается женский пол и восхваляется мужской. Необходимо внедрить в сознание ребенка идею о том, что оба пола равноправны и равноценны. Это важно не только потому, что тем самым осуществляется противодействие формированию комплекса неполноценности у представителей противоположного пола, но и потому, что предотвращается отрицательное воздействие недооценки, ущемления человека в связи с его половой принадлежностью.

Не следует пугаться проявления полового инстинкта ребенка. Кстати, сексуальность, по З. Фрейду, является во многом и показателем интеллектуального развития. Он показал это на примере исследования детства Леонардо да Винчи и Ф. М. Достоевского. Известно, что младенец испытывает некоторое подобие эротического удовольствия, когда его поглаживают, прижимают к себе, целуют и обнимают. Иногда ребенок даже сам старается искусственно стимулировать наиболее чувствительные участки своего тела (так называемые эрогенные зоны). Особенно ярко это проявляется в занятиях мастурбацией1. Не нужно паниковать по поводу симптомов

1 Родители очень часто беспокоятся по поводу мастурбации (онанизма) своего ребенка. Это беспокойство справедливо. Мастурбация, будучи безвредной сама по себе, может способствовать возникновению постоянной привычки к самоудовлетворению. У Фрейда есть довольно точное высказывание о том, что «человек не может отказаться ни от одного из удовольствий, которые он когда-либо испытывал». Именно поэтому привычка к самоудовлетворению может препятствовать нормальному развитию сексуальности и ее содержанию (например, способствует развитию самоэротической сексуальной функции или даже гомосексуальному эротизму).

этого возникшего у ребенка «порока» и резко его подавлять, наказывая ремнем и угрозами: «Чтоб ты думать об этом забыл, чтоб я этого никогда не видел!» Ведь результатом грубого подавления сексуальных желаний таким воспитанием будет формирование стойкого отрицательного отношения к сексуальной деятельности как к чему-то порочному, неприемлемому, грубому. Все это чревато последующим возникновением разного рода неврозов и патологий на этой почве2. Однако и игнорировать, не замечать эти пороки у детей тоже нельзя, а поэтому надо сделать все возможное, чтобы положить конец такой практике. При этом не следует демонстративно придавать чрезмерную значимость таким «порочным» действиям (например, ругать ребенка и запрещать эти действия, фантазировать, что если он будет продолжать этим заниматься, то у него никогда не будет собственных детей, или пугать неизлечимыми болезнями). Вообще измышление подобных увещеваний может стать травмирующим для психики ребенка, способствовать появлению у него комплексов и фобий3. Более того, если ребенок обнаруживает, что взрослые обеспокоены этими явлениями, он будет намеренно продолжать следовать своей привычке, чтобы привлечь к себе их внимание. Именно поэтому родителям, педагогам надо научиться направлять сублимацию - вытеснение и перевод нежелательных стремлений, их энергию в значимые формы поведения: в спорт, танцы, труд, увлекательные интеллектуальные занятия.

Сталкиваясь с ситуацией, когда дети уже в детском саду вдруг обнаруживают интерес к своим ровесникам противоположного пола и открыто заявляют о выборе себе партнеров, которые им нравятся и кого они будут любить, взрослые допускают ошибку, когда начинают смеяться над ребенком, шутить, считая это детской глупостью или преждевременной сексуальностью малыша. Менее всего это заявление ребенка следует высмеивать и вышучивать. Необходимо увидеть в этом событии определенный шаг развития ребенка в его подготовке к любви и будущей семейной жизни. Надо

2 Сексологи утверждают, что, например, эксгибиционисты, задержанные за обнажение (самопоказ) своих гениталий на публике, - жертвы раннего наказания за детские сексуальные привычки.

3 Часто встречаемый комплекс застенчивости и боязливости у людей - результат чрезмерного онанизма в подростковом возрасте, совершаемого с опаской обнаружения этого занятия.

постараться уверить его в том, что любовь - это великая цель, к которой следует не только стремиться, но и подготовиться, чтобы быть ее достойным (стать, например, лучше, сильнее и т. п.) не только ради себя самого, но и в интересах своего любимого или любимой. Внедряя в сознание ребенка этот идеал, взрослые тем самым уже осуществляют половое и гендерное воспитание, ибо готовят ребенка к взрослой жизни - к будущей встрече с любовью, которая может состояться лишь в атмосфере искреннего уважения и привязанности к другому человеку.

В самом начале пубертатного периода девочек и мальчиков взрослым следует, я думаю, обязательно провести беседу (разговор) о сексуальном поведении. Не следует говорить об этом с ними свысока и пренебрежительно. Подчеркивая интимность сексуального чувства, следует акцентировать внимание подростка на том, что секс, хотя он и является по существу физиологическим актом, невозможно считать просто индивидуальным удовлетворением только своих половых стремлений. Все-таки половые стремления ребенка являются любовными желаниями, и они относятся не только к себе, но и к другим людям. Из этого следует, что нельзя игнорировать общественную (социокультурную) форму сексуальных взаимодействий людей и считать их равнозначными потребности выпить стакан воды при жажде. Надо очень четко показать культурную основу сексуальных отношений людей. С этой целью неплохо опереться на аргументы В. И. Ленина при рассмотрении им противообщественной сущности теории «стакана воды», которая сделалась популярной у молодежи 10-20-х гг. XX в. В этой теории провозглашалась необходимость свободы сексуальной жизни человека, ибо она обусловлена его потребностью в любви. Потребность же любви и сексуальной свободы в жизни, подчеркивалось апологетами этих взглядов, точно такая же, как и потребность человека выпить стакан воды при жажде. «Конечно, - говорил В. И. Ленин, - жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ? Но важнее всего общественная сторона. Питье воды - дело действительно индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется обществен-

ный интерес, возникает долг по отношению к коллективу» . С этими словами В. И. Ленина трудно не согласиться. Именно поэтому и сексуальное воспитание надо вести серьезно. Следует обращать внимание подростков не только на гигиенические средства, но и на социально значимые основания (нравственные, правовые и др.) сексуального поведения людей.

В гендерном и сексуальном становлении человека очень важно последовательно и без нарушений пройти так называемую эдипову фазу для мальчиков и фазу Электры - для девочек. Учение об эдиповой фазе развития людей было разработано З. Фрейдом, который показал, что эта фаза - необходимый период сексуального развития ребенка от трех до шести-семи лет, в процессе которого осуществляется идентификация ребенка с родителем своего пола. Свойственный ребенку эдипов комплекс - врожденная система бессознательных импульсов. В ней проецируется:

Запрет инцеста (кровосмешения);

Желание расти и поскорее стать взрослым (символизируется борьба поколений и якобы подавляемая мысль заменить отца);

Стремление идентифицировать себя с отцом, но одновременно и быть самим собой.

Именно эта система бессознательных импульсов лежит в основании стремлений ребенка научиться налаживать гармонические отношения, особенно с людьми противоположного пола. Соответственно, с точки зрения З. Фрейда, неправильно пройденная, пережитая человеком эдипова фаза остается с ним навсегда, а это значит, что будет иметь место неумение налаживать эти связи с другими людьми.

Можно по-разному относиться к теории об эдиповой фазе или эдиповом комплексе. Выраженная в аллегорической форме мысль этой теории о том, что становление гендера человека есть в том числе и результат детского воспитания в семье, на мой взгляд, является правильной. Более того, известно, что ребенок именно в этом возрасте (3-6 лет) особенно подвержен подражанию. Он, как губка, впитывает все и вся, что встречается на его пути. Семья, взаимоотношения родителей, родителей и детей, детей друг с дру-

4 Цит. по: Цеткин К. Из записной книжки // Воспоминания о В. И. Ленине: в 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 45.

гом формируют определенные модели поведения ребенка, которые становятся устойчивыми формами жизнедеятельности и отношений со всеми другими людьми и в его последующей взрослой жизни. Естественно, именно в семье формируются полоролевые функции ребенка, когда имеет место становление его гендерной идентичности. Всякий родитель должен хорошо знать и понимать особенности эдипового комплекса. Ведь хороший отец, например, -это всегда тот, кто знает, что его дочь именно от него ждет поддержки своей женственности. Поэтому отец обязан говорить ей, что она - прекрасная принцесса, что она обязательно станет королевой и у нее будут своя семья и свои дети. Правда, в общении с ребенком нельзя ни в намеках, ни в манере и жестах отношений друг с другом способствовать созданию фантазий инцестуозности. В противном случае будут иметь место признаки неправильного гендерного воспитания. Именно поэтому, согласно З. Фрейду, протекание процессов эдиповой фазы необходимо искать в семейном треугольнике: папа, мама и ребенок, где каждый из них играет свою роль в данном процессе.

Семейные ситуации этих взаимоотношений могут быть разными: родители заняты собой и практически совсем не уделяют внимания своему ребенку или ребенок выступает буфером в непростых взаимоотношениях между отцом и матерью, бабушкой, дедушкой и родителями, когда он становится предметом торга за влияние на него, или родители чрезмерно нагружают ребенка непомерными требованиями. Соответственно различным будет и процесс гендерной идентификации. Так, если и папа, и мама постоянно требуют от ребенка, чтобы он оправдывал их ожидания (умел хорошо читать, рисовать, петь, кататься на коньках) и только тогда он может заслужить их любовь, трудно ожидать, что процесс его гендерной идентификации будет проходить естественно, без изъянов. Ведь чаще всего ребенок, несмотря на все его старания, не вписывается в тот идеальный образ, который нарисовали в своем воображении его родители (он не так хорошо читает, не может красиво изобразить на бумаге дерево и т. д.). В результате родители открыто показывают ему свое раздражение и неудовольствие. Конечно, ребенок страдает, ибо чувствует, что он не заслужил любви и папы, и мамы. И его действительно не любят просто так, то есть за то, что он их ребенок. В этом случае он не чувствует тыла -

любви и поддержки папы, мамы, которые необходимы для его нормального развития. До идентификации ли тут, если все его помыслы направлены на то, чтобы заслужить любовь? Трудности с гендерной идентификацией возникают и при чрезмерной агрессивности одного из родителей. Мальчику страшно идентифицироваться с отцом, который всех оскорбляет, унижает, подавляет, а у девочки может сформироваться неприятие и даже затаиться ненависть ко всем мужчинам. Если же мать агрессивна и держит под своим каблуком всех домочадцев, то у ребенка почти неизбежно формируется ощущение, что все мужчины слабы и ни на что не способны.

В результате изъянов в воспитании в период прохождения эдиповой фазы у ребенка могут сформироваться, а затем и проявиться:

Комплекс своей неполноценности (страх, что он/она не такие, какими должны быть настоящие мужчина и женщина, что у него/ нее чего-то не хватает);

Психопатологические наклонности сексуального развития;

Обостренное чувство соперничества, конкуренции (все время надо с кем-то бороться, что-то доказывать, побеждать);

Бессознательное стремление найти в партнере по общению, дружбе, любви своего родителя.

Чтобы избежать данных следствий неправильного прохождения эдиповой фазы, помочь ребенку ее перейти, следует прежде всего воспринимать его как личность, относиться к нему, ко всем особенностям его развития с пониманием и очень любить его не за что-то, а просто так. Естественно, никоим образом не следует унижать ребенка, оскорблять его, вызывать чувства повышенной тревожности и вины в его отношении к родителям. Необходимо обратить внимание на формы общения в семье, особенно на то, как родители общаются между собой. Грубую ошибку допускают те родители, которые в конфликтах друг с другом пытаются перетянуть на свою сторону детей, вызвать их сочувствие. Вряд ли оправданно поддерживать фантазии малышей, которые сообщают маме, что когда они вырастут, то женятся на ней (например, «конечно, ты на мне женишься, вот только подрастешь»). Не следует брать детей противоположного пола в общественную баню, в родительскую постель (правда, здесь есть и другое, хотя и недостаточно убедительно обоснованное мнение).

Особенно внимательно и осторожно следует относиться к проблемам прохождения ребенком эдиповой фазы в неполных семьях. Ведь там, где ребенка воспитывает, например, одна мать, всегда есть соблазн выстроить свои взаимоотношения с сыном, как, скажем, с мужем, а с дочерью - как с сестрой. Нельзя перегружать детей взрослыми проблемами. Иначе у них подрывается доверие к миру и формируется определенный страх, неуверенность своего бытия в нем. Более того, если отношения мамы и ребенка строятся на правиле «нам хорошо вдвоем и нам никого не надо», то в будущем сыну или дочери будет очень трудно создать свою семью. Будет всегда мешать устойчиво сохраняющееся чувство вины перед мамой за свое предательство в отношении нее, за то, что он (она) собирается ее покинуть. Никогда не следует нагружать ребенка негативными чувствами по отношению к покинувшим семью отцу, матери. Ребенок не должен быть заложником отрицательных чувств родителей в отношении их бывшего супруга, его (ее) отца или матери, ибо ребенку и так тяжело, поскольку он переживает и иногда даже полагает, что сам является причиной случившегося.

Эдипов комплекс нельзя абсолютизировать и рассматривать как доминирующий фактор всех злоключений развития человека. Неслучайно неофрейдизм от него отказался, ибо любовь к родителям - это не столько либидо во фрейдовском смысле этого слова, сколько чувство родства, привязанности детей к ним, их ощущение опоры и защищенности в окружающем их мире.

Вместе с тем эдипов комплекс - важная характеристика ген-дерного становления детей, поскольку эта фаза развития воплощает их переживания в связи с теми или иными взаимоотношениями с родителями, братьями и сестрами. Эдипов комплекс и переживаемая на его основе фаза гендерного развития ребенка позволяют осмысливать сложные и противоречивые ситуации, которые возникают в его воспитании в связи с ее прохождением. С помощью эдипова комплекса можно объяснять и выстраивать приемлемые условия, равно как и подбирать должные способы воспитания в формировании полоролевых функций людей; понять и иногда нейтрализовать причины и симптомы сексуальных перверсий; направлять воспитательные усилия для осмысления понятий «настоящий мужчина», «настоящая женщина» как примеров для подражания детей своим родителям.

Гендерные аспекты полового образования и воспитания

А.К. Эшиев

В последние годы в Кыргызстане начала формироваться и осуществляться концептуальная гендерная политика, направленная на достижение гендерного равенства в обществе. Гендерное равенство означает, что «мужчины и женщины имеют равные условия для реализации в полной мере своих прав и потенциала для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами» . Следует отметить, что в период после принятия Национального плана действий в Кыргызстане много внимания стало уделяться гендерным исследованиям в области экономики, политики, образования и т.д. Однако гендерные аспекты сферы сексуальных отношений еще не стали предметом специального исследования.

Общеизвестно, что репродуктивные права мужчин и женщин являются составной частью основных общечеловеческих прав. Как свидетельствуют данные исследования, именно в этой сфере жизни нашего общества существуют гендерные стереотипы, способствующие дискриминации женщин. Для того чтобы женщины могли в полной мере осуществить свои права в области сексуального и репродуктивного здоровья, необходимо наличие благоприятных политических, социально-экономических условий, приверженности общества к достижению гендерного равноправия и равенства. Именно гендерное равенство дает женщинам большую свободу и самостоятельность в принятии решений во всех сферах, в том числе и в области репродуктивно-сексуального здоровья.

Особо следует отметить, что законодательные и нормативные меры, направленные на достижение гендерного равенства и равноправия при распределении ресурсов, в политической деятельности и процессе принятия решений, оказывают положительное воздействие на репродуктивное и сексуальное здоровье женщин. В плане достижения гендерного равенства в Кыргызстане проводится ряд мер, направленных на выравнивание положения женщин и мужчин. Свидетельством этому являются шаги, предпринятые по улучшению положения женщин в соответствии с международными нормами.

Особое место в этом ряду занимает факт ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), как основного документа, который помогает добиться конкретных изменений для реализации прав женщин. Конвенция требует ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин во всех аспектах жизни, а особенно в тех сферах, которые касаются здравоохранения, образования, семейных отношений и наносящих вред культурных обычаев.

К примеру, роль CEDAW возрастает в связи с распространением пандемии ВИЧ/СПИДа. Когда речь идет о ВИЧ/СПИДе, мало кто понимает, что наряду с традиционными методами в решении этой проблемы может иметь значение и правовой подход. Это связано с тем, что эпидемия ВИЧ/СПИДа содержит в себе разные причины и несет различные последствия для мужчин и женщин. Неоспорим сейчас тот факт, что ВИЧ/СПИД представляет собой большую угрозу для женщин и девочек. Во- первых, это определенные аспекты физиологии женщин/девочек (физиологические и эпидемиологические особенности), во-вторых, гендерное неравенство в социальной, культурной, экономической и политической сферах, которые ограничивают женщин в доступе к знаниям и самостоятельности по вопросам и практике сексуального здоровья.

Статистика показывает, что процент людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в последние годы, неуклонно растет. По сравнению с 2000 г. (53 человека) в 2011 г. эта цифра выросла до 535 .

Есть факты, которые подтверждают, что существенная доля новых случаев ВИЧ-инфекций обусловлена гендерным насилием в доме, в школе, на рабочем месте и других социальных сферах. По данным Республиканского Объединения СПИД, в нашей стране на 01.12.2011 г. было выявлено 550 случаев ВИЧ-инфицированных и 58 случаев больных СПИДом. Среди ВИЧ-инфицированных граждане Кыргызстана составляют 530 человек, из них 378 мужчин и 152 женщины .

То, что количество ВИЧ-инфицированных женщин меньше чем мужчин еще не говорит о том, что у нас женщины менее уязвимы в отношении к ВИЧ/СПИДу. Так же, как и в других странах, в Кыргызстане эпидемия ВИЧ/СПИДа может воздействовать на мужчин и женщин по-разному , тем более, если учесть, что в силу существования различных гендерных и сексуально-поведенческих стереотипов кыргызские женщины оказались в более уязвимом положении, чем мужчины в вопросах сексуальных отношений и по отношению к ВИЧ/СПИДу.

Данные ЮНЭЙДС и ВОЗ утверждают, что уровень ВИЧ/СПИДа в Восточный Европе и Центральной Азии возрастает намного быстрее, чем где-либо в мире .

Опыт показывает, что установление контроля над эпидемией во многом зависит от того, насколько общины и семьи способны противостоять обусловленному гендерными факторами поведению, которое увеличивает вероятность инфицирования девочек и мальчиков, мужчин и женщин. Поэтому изучение и выявление факторов и стереотипов, способствующих уязвимости женщин в сексуальной сфере, даст возможность выработать новые подходы к формированию позитивной сексуальной культуры населения и Кыргызстана.

Подростковый возраст -- это время становления личности, ускоренного физического, социального и психологического развития. В этом возрасте происходит познание и проявление сексуальности и различных форм человеческих отношений, а также формирование самосознания и самооценки .

Как известно, на формирование культуры кыргызов, в том числе и сексуальной, большое влияние оказали кочевой образ жизни, коммунистическая идеология советского времени, а также в некоторой степени религия. В результате сложившейся в этих условиях традиционной культуры кыргызов тема секса и сексуальных отношений является интимной, открытой для обсуждения в супружеской паре и закрытой для общего и межпоколенного обсуждения. В то же время в нынешний транзитный период идет трансформация всей системы общества, в том числе и сексуальной сферы жизни. В буквальном смысле, в нашем обществе происходит сексуальная революция под воздействием стремительного наступления и проникновения западной сексуальной культуры. Это приводит к коренной ломке и пересмотру всех ценностей, принципов, норм, касающихся проблем секса и сексуальных отношений. Причем под видом западной культуры зачастую по каналам СМИ проникает порнопродукция, пагубно действующая на взрослых и подростков. Это формирует у подростков неверное представление о сексуальности и часто подталкивает их к вступлению в ранние и беспорядочные половые связи. В этой связи появилась новая опасность широкого распространения ИППП и ВИЧ/СПИДа.

В то же время традиционная сексуальная культура кыргызов, как уже было сказано выше, на нынешнем этапе претерпевает изменения, в которых трудно разобраться и взрослым, и подросткам. Зачастую родители, и даже соответствующие профильные организации, не способны предоставить информацию, необходимую для молодежи. Поэтому на данном этапе актуальной является задача выявления проблем и совершенствования полового воспитания и образования подростков, чтобы они лучше умели определять и воспринимать позитивные стороны современной сексуальной культуры.

Согласно результатам исследования, по ответам практически всех взрослых респондентов исследования вопросы секса и сексуальных отношений в кыргызской сельской семье не обсуждаются . В сложившейся традиционной культуре кыргызов эта тема всегда являлась сугубо интимной, позволялась к обсуждению только супружескими парами и была закрыта для межпоколенного обсуждения.

Несмотря на то, что большинство респондентов во всех трех областях признают необходимость полового воспитания и образования, они также отмечают то, что многие родители не могут предоставлять своим детям необходимую информацию по вопросам секса и сексуальных отношений. Респонденты связывают это со многими факторами -- например, со стереотипами в сексуальной сфере, недостаточной информированностью родителей и иждивенческим отношением населения по отношению к государству.

Мнение взрослых подтверждается и ответами подростков-школьников. Подавляющее большинство из них отметили, что родители с ними не разговаривают на темы сексуальных отношений или только иногда и только по отдельным вопросам. Основной причиной такого общения между родителями и детьми подростки считают недостаточность знаний их родителями этой проблемы. Таким образом, напрашивается вывод о том, что респонденты исследования не удовлетворены состоянием полового воспитания в сельской местности, они связывают это с влиянием традиционной культуры и недостатком информации. Как взрослые, имеющие детей-подростков, так и сами подростки отметили, что общение между родителями и детьми по вопросам сексуальной сферы крайне ограничено.

По поводу необходимости полового воспитания в сельской местности респонденты сказали, что подавляющее большинство молодежи и взрослых в сельской местности считают вопросы полового воспитания и образования подростков чрезвычайно важными. Многие отметили, что традиционная культура кыргызов на современном этапе привела к тому, что современное поколение молодежи оказалось не в состоянии анализировать всевозрастающие потоки информации.

Респонденты отметили, что половое воспитание и образование подростков в сельской местности необходимо проводить из следующих соображений:

  • · половое воспитание и образование молодежи способствуют осознанному восприятию и отношению молодежи к вопросам сексуальной сферы, позитивному восприятию своей сексуальности;
  • · половое воспитание и образование помогают молодежи принять ответственные решения, касающиеся проявления собственной сексуальности, без угрозы риска собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • · половое воспитание и образование могут предостеречь молодых людей от случайных и ранних половых связей, а следовательно, уменьшают риск заражения ИППП и ВИЧ/СПИДом;
  • · здоровое молодое поколение является залогом создания здоровых и стабильных семей, а также оздоровления и сохранения генофонда кыргызской нации.

Также были высказаны опасения о том, что половое воспитание и образование приведут к падению морали, а именно к повышенному интересу подростков к сексуальной жизни и, как результат, к ряду негативных последствий. Несмотря на то, что после бурных обсуждений о пользе и вреде полового воспитания многие из этих оппонентов присоединялись к мнению большинства, следует предположить, что в сельских местностях достаточно широко распространено мнение о негативном воздействии полового воспитания и образования.

Многие респонденты были едины во мнении о том, что часто на молодежь негативно воздействует информация о сексуальной сфере, получаемая по ТВ и другим СМИ. С этим они связывали слишком раскованное поведение молодежи, имеющиеся случаи изнасилования, ранних половых контактов у школьников, вовлечение подростков в наркоманию и алкоголизм.

В этой связи были высказаны различные предложения, в частности:

  • · запретить проникновение такого рода информации;
  • · государству контролировать каналы СМИ на предмет поступающей через них информации о сексе и сексуальных отношениях.

Однако в результате более подробного обсуждения этого вопроса респонденты приходили к выводу о том, что в нынешних условиях запретительные меры неприемлемы и поэтому противостоять влиянию негативной информации можно только через правильно поставленный воспитательный процесс. Поэтому следует усилить воспитательно-образовательные мероприятия, в частности, программы по ТВ, радио и другим СМИ, направленные на формирование критического подхода, умения анализировать информацию, получаемую по каналам СМИ.

Из данного обсуждения видно, что большинство подростков и взрослых считают вопросы полового воспитания крайне важными. Они признают, что половое воспитание необходимо, так как оно помогает правильному формированию сексуальности у молодежи, способствует безопасному поведению и снижения риска ИППП/ВИЧ/СПИДа и, следовательно, оздоровлению и сохранению генофонда. Другая, меньшая часть респондентов опасаются негативного воздействия полового воспитания на нравственность молодежи и связанных с этим последствий (беспорядочные и ранние половые связи, ранние беременности и др.). Особенности регионов были выделены в процессе обсуждения с экспертами. Так, отмечено сильное влияние патриархальных традиций, сформированных в мультиэтнической среде Ферганской долины, и слабой связи с европейской культурой на сексуальную культуру местного населения. В курортной зоне Иссык-Кульской области культура извне, привнесенная туристами, сильно и в основном негативно влияет на характер сексуальности местных молодых людей.

Особой критике респондентов были подвергнуты СМИ, подающие «нефильтрованную информацию» молодому зрителю. Подробное обсуждение этого вредного воздействия привело участников дискуссии к пониманию необходимости усиления воспитательно-образовательного процесса о сексуальной сфере, в том числе через сами СМИ.

Как показало ранжирование ответов школьников на вопрос «К кому Вы в основном обращаетесь за информацией по вопросам половых отношений?», приоритеты были распределены следующим образом: друзья, одноклассники, родственники, учителя, врачи, медсестры и др.

Это подтверждается также и ответами подростков, в которых они говорили, что информацию о половой жизни подростки получают в подавляющем большинстве случаев от друзей (58 %), из газет, журналов (45%), видеофильмов (31,8 %), ТВ и радио (26,3 %), от матери (23,7 %), других родственников (20,6 %), из спецлитературы (18,7 %), а иногда от учителей и врачей.

По мнению опрошенных респондентов, основными институтами по половому воспитанию и образованию в сельской местности КР являются:

  • · школа;
  • · семья, родственники (мать, снохи, братья, сестры и др.);
  • · поликлиника (или ФАП);
  • · различные общественные организации (НПО, женсовет и т.д.);
  • · сельская община (сообщество) и т.д.;
  • · представители религиозных конфессий -- мечеть.

Согласно мнению респондентов, школа была названа наиболее важным институтом, занимающимся половым воспитанием и образованием молодежи.

Общеизвестно, что половое воспитание детей и подростков, подготовка их к семейной жизни должна проходить в семье. Это подчеркивается в ст.11 Закона КР о репродуктивных правах.

Однако респонденты в школе видят основной социальный институт, выполняющий образовательную и воспитательную функции в обществе. По мнению взрослых и детей, школа должна проводить работу по половому образованию и воспитанию подростков. Это обосновывается тем, что в школе преподается специальный предмет «Здоровый образ жизни» (раньше назывался «Этика и психология семейной жизни»). В нем наряду с другими темами изучаются и вопросы секса и сексуальных отношений. Кроме того, респонденты осведомлены о том, что некоторые из этих вопросов освещаются в таких предметах, как биология, анатомия, этика, ыйман и др. Поэтому родители видят в школе испытанный, надежный институт полового образования и воспитания детей.

На наш взгляд, здесь существует еще одна причина. Это связано со стереотипом, сформированным в советское время, когда бремя не только образования, но и воспитания детей порою полностью ложилось на школу, так как большинство родителей, в том числе и матери, участвовали в производстве. В сельских регионах многие чабанские семьи, проводившие большую часть года в горах, оставляли детей в интернатах. Политика государства была такова, что львиная доля ответственности за образование и воспитание детей возлагалась на школу. Это выработало у населения иждивенческое отношение, стереотип, согласно которому за любое воспитание, в том числе половое, отвечала школа.

К тому же для беспокойства родителей не было особых причин, так как любая информация подвергалась государственной цензуре и поэтому, по их мнению, информации, негативно влияющей на поведение детей и молодежи, не было. Кроме того, сама государственная идеология не поощряла открытое обсуждение в обществе проблем секса и сексуальных отношений, тем более между родителями и детьми.

Почти все респонденты отмечали, что специальный предмет «Здоровый образ жизни» преподается не специалистами, а преподавателями других дисциплин, поэтому беспокоились о необходимости подготовки в учебных заведениях специалистов-преподавателей именно этого курса. Поддерживая это мнение, некоторые эксперты (учителя-биологи и врачи) отмечали, что и учителям иногда трудно преподавать эту дисциплину, так как в кыргызской культуре нет опыта общения между взрослыми и детьми на тему о сексе. Проблема осложняется отсутствием позитивной терминологии на кыргызском языке либо ее незнанием. Поэтому они предлагали для раскрытия таких тем привлекать врачей.

Таким образом, школа названа основным институтом, который должен осуществлять половое воспитание детей и подростков. Исследователи полагают, что одна из причин такого ранжирования институтов в половом воспитании заключена в иждивенческом менталитете, сформированном в годы Советской власти и передающем основную ответственность за вопросы воспитания, в том числе сексуального, школе.

Интересно отметить предпочтения респондентов в отношении того, кто должен заниматься половым воспитанием. По мнению респондентов, школа (а мы полагаем, что правильнее было бы написать «государство в лице школы») -- это институт номер один.

Более того, вопросами сексуального воспитания должны заниматься «специальные предметники», т.е. учителя биологии и анатомии, а не простые учителя, которым трудно говорить «про это». Еще более предпочтителен специалист по «Здоровому образу жизни». А идеально, если про все «это» подросткам будет говорить врач или другой медицинский работник.

В статье 11 «Закона КР о репродуктивных правах граждан» основное место в половом воспитании детей отводится семье. Однако, как было сказано выше, результаты исследования показали, что семья стоит на втором месте после школы.

Общеизвестно, что семья, являясь классическим образцом социального института, выполняет очень важные функции в обществе, а именно хозяйственно-бытовую, экономическую, рекреативную, репродуктивную, воспитательную (в том числе и по вопросам полового воспитания подростков) и т. д. гендерный кыргызстан психологический половой

Подавляющее большинство взрослых респондентов считают, что семья играет большую роль в воспитании детей вообще, в половом воспитании в частности. Родители являются для детей самыми близкими людьми и имеют значительное влияние на них. К тому же социализация личности начинается в семье -- поведение родителей является примером для детей. В подтверждение этого почти все взрослые респонденты говорили о том, что многое зависит от примера, который они сами подают детям.

Однако, как было отмечено выше, общение между родителями и детьми на темы о сексе весьма скудно. Исследовательская группа выделила ряд факторов, по их мнению, способствовавших такому положению дел.

Во-первых, это табу, существующее в кыргызском обществе на тему секса, которая позволительна к обсуждению только между супругами или в конфиденциальной обстановке (врач).

Во-вторых, стереотипное представление большинства родителей о том, как должно происходить половое воспитание их детей-подростков, берет начало с воспоминаний о том, как их самих воспитывали. Поэтому вопросы секса и сексуальных отношений между родителями и детьми в сельской местности почти не обсуждаются. Как отмечают взрослые респонденты, в свое время их родители тоже не проводили с ними целенаправленного систематического полового воспитания.

Кроме того, на общение родителей со своими детьми на тему секса влияет недостаток у родителей соответствующих знаний. На вопрос: «Располагают ли Ваши родители достаточными знаниями, чтобы дать правильные ответы на ваши вопросы?» больше половины детей-респондентов ответили: «Нет, не располагают». Этому аргументу можно возразить, что для подростков вообще характерно мнение о незнании их родителями многих вопросов. Однако недостаток знаний отмечают и сами взрослые-респонденты.

Еще один фактор -- незнание или недостаточное количество позитивных терминов для общения с детьми на вопросы сексуальной жизни.

Все эти факторы привели к тому, что родители не говорят со своими детьми о сексе и сексуальных отношениях, либо говорят очень мало и только на некоторые темы. Социальные нормы, отсутствие опыта и информации, неумение говорить на неудобные темы, незнание терминов приводят к возникновению психологического барьера между теперешними родителями и детьми, что препятствует свободному общению на тему «об этом». Почти все респонденты отмечали, что никак не могут преодолеть эту преграду и свободно, открыто заговорить с детьми. Закон Кыргызстана о репродуктивных правах защищает права подростков на половое воспитание и образование. К сожалению, респонденты и даже опрошенные эксперты исследования не смогли самостоятельно отметить правовую сторону вопроса, в том числе вспомнить о правовой ответственности взрослых за половое воспитание детей, их подготовку к семейной жизни и сохранение репродуктивного здоровья.

В кыргызской сельской семье половым воспитанием детей в большинстве случаев занимается мать. Это, по мнению респондентов, объясняется тем, что женщина создана для того, чтобы заниматься воспитанием детей (распространенный гендерный стереотип): она их рожает, кормит грудью, всегда с ними рядом, между ними устанавливаются нежные, доверительные отношения, а также женщина выполняет всю работу по дому, создает благоприятные условия для жизнедеятельности семьи. Мужчина же выполняет работу вне дома и бывает там реже и, следовательно, общается с детьми меньше. В этой связи, по мнению мужчин-респондентов, воспитание детей для них не имеет первостепенного значения, для них важнее обеспечить семью материально. Кроме того, они считают, что мать может разговаривать и влиять как на дочь, так и на сына, а отец -- только на сына.

Общеизвестно, что в воспитании детей, особенно в подростковый период, должны принимать участие оба родителя, так как именно в этот период происходит процесс становления личности, в том числе и половое созревание. Наши исследования показали, что мужчины участвуют в воспитании детей лишь опосредованно, через мать. Причем они ограничиваются наставлениями и указаниями от случая к случаю. В то же время CEDAW особо подчеркивает признание «общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей». Для реализации этого положения CEDAW государством должны быть предприняты меры по изменению традиционной культуры кыргызов, типа и моделей семейных отношений, когда обязанности членов семьи не являются мужскими и женскими. Эмпирические данные этого исследования, а также наблюдения самих фасилитаторов показывают, что в кыргызской сельской семье мать, являясь основной фигурой в воспитательном процессе, старается формировать уважительное отношение к отцу в семье. Тем самым она положительно влияет не только на детей, но и на мужа.

Таким образом, несмотря на то, что целый ряд институтов занимается воспитанием и образованием молодежи вообще, половым воспитанием и образованием в частности, к сожалению, до сих пор наблюдается немало проблем в этой области.

Литература

  • 1 Gender mainstreaming: social and economic costs and benefits. -- Bishkek: Ilim, 2003. -- P. 10-56.
  • 2 The data of the AIDS epidemic / The epidemiological situation in Kyrgyzstan. -- Bishkek: Bashat, 2011. -- 88 p.
  • 3 See the statistics of the National Association of AIDS. 2011. -- Bishkek: Bashat, 2011. -- 56 p.
  • 4 The annual report of UNAIDS and WHO, «Report on the AIDS epidemic». December 2002. -- Bishkek: Bashat, 2002. -- 78 p.
  • 5 The definition of the International Conference on Population and Development (December 1994): Teenagers are the young people aged 10-19 years is used -- The conference resolution 49/128 of 19 December 1994. -- Bishkek, 1994.
  • 6 Edilova M.M. and other sociological study «Gender Aspects of HIV /AIDS (Community-based Kyrgyzstan)». -- Bishkek: Ilim, 2003. -- 116 p.

ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой)

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - система психолого-педагогической, медико-биологической, социально-гигиенической и правовой работы с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие с физиологической, нравственной и эстетической точек зрения.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания

Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем момен­там:

I) складывающиеся отношения между родителями;

2) родитель­ские чувства к детям;

3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы.

Существуют различные мне­ния за рубежом о том, что способствует развитию психических раз­личий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И. С.Кон, Т. А.Репина, В. С.Мухина, Я. Л.Коломинский. В настоящее время воп­росы полового воспитания в семье и в детском саду рассматривают­ся в работах Д. И.Исаева, В. Е.Кагана, З. С.Кириловой, А. Н.Липник, А. Г.Асмолова, Л. А.Арутюновой, Н. Н.Плисенко.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация са­мым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне к др.

Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания:

I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;

2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;

3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни.

Данные научных исследований показывают, что мальчики и де­вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические Отличия , а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Для Девочек характерно;

Более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запа­хам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;

Игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;

Они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хва­лят, они получают больше положительных оценок;

Склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, за­ботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстни­ков;

Повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви­тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.

Для мальчиков характерно:

Ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;

Лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ­ляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

Больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг­рах в войну;

Более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

Ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз­ным машинам и механизмам.

Задачи воспитания мальчиков и девочек :

1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представ­лений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и де­вочками;

2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существо­вания как представителя пода;

3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Основные Направления полового воспитания дошкольников :

Полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской со­циальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен­ности;

Сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;

Подготовка будущих семьянинов.

В раннем возрасте должна осуществляться половая идентифика­ция, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, эле­ментарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.

Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же иг­рушки.

На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тема­тики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые по­ловые представления и поведение.

Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:

Формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ­ходимости для человека;

Формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;

Воспитание любви к родителям;

Подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;

Приучение детей к участию в семейных делах.

В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассуди­тельной справедливости в - оценке положительных и отрицательных со­бытий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, пре­дупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положитель­ных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все бо­лее утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобрета­ет особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстра­нение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли толь­ко на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к испол­нению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто ме­нее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-граждан­ском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противополож­ность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение достав­ляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведе­нием, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понима­ет мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - сла­бовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания по­дают жестокий отец и всепрощающая мать.

Условия Правильного полового воспитания детей в семье:

Согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;

Педагогическая культура родителей;

Положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;

Ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качест­ва, на формирование мужественности и женственности.