Художники-иллюстраторы. Презентация "художники - иллюстраторы детских книг" презентация для интерактивной доски на тему Презентация иллюстраторы сказок






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Литература и искусство: интеграция школьного урока как способ развития эстетического вкуса учащихся

Как привлечь внимание ученика к урокам литературы? Как научить видеть и чувствовать прекрасное, ценить красоту слова и легкость мысли? Для меня, как для молодого педагога, эти вопросы являются первостепенными.

Умение рассуждать, мыслить, делать выводы – вот главные результаты изучения литературы. Но не стоит забывать, что уроки литературы несут на себе большую нравственную, эстетическую нагрузку. Поэтому важно не только научить ребенка мыслить, анализировать и обобщать, но и ценить красоту мира, через знакомство с искусством слова узнавать себя и самосовершенствоваться.

С целью привлечения внимания учеников к своему предмету учителя часто прибегают к интегрированным урокам. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла помогает видеть разнообразие мира, его богатство и красоту. Ученики знакомятся с искусством на уроках рисования, музыки, литературы. Но каждый из этих предметов в отдельности не дает целостного представления о мире искусства. Хорошим подспорьем для эстетического воспитания могут стать секции дополнительного образования, а также уроки мировой художественной культуры. Но во многих школах с этой дисциплиной ученики знакомятся лишь в старших профильных классах. А дополнительное образование может быть доступно не всем школьникам. Поэтому я считаю целесообразным интегрировать уроки литературы именно с искусством.

Стаж моей педагогической деятельности небольшой. Но некоторое количество идей, касающихся интеграции литературы и искусства, у меня накопилось. Предлагаю их в виде небольших заметок.

Урок в 8 классе.

По плану – скучная для учеников тема “Исторические песни и предания”. В учебнике В.Я. Коровиной – черно-белая репродукция картины В.А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”. Заинтересованный вопрос одного из учеников: “А в реальности эта картина большая?” Этот незначительный вопрос привел к идее организации круглого стола “Историзм в живописи и литературе”, что дало возможность ученикам познакомиться не только с работами художников (большая роль в исторической живописи принадлежит именно В.А. Сурикову), но и с особенностями национального характера.

В том же 8 классе.

Завершаем изучение литературы 19 века темой “Поэзия родной природы”. Отличная возможность представить ученикам удивительно тонкие, прекрасные, совершенные пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Архипа Куинджи. Замечательное сочетание лиричности каждой картины и живописности строк Евгения Баратынского, Аполлона Майкова, Федора Тютчева и других поэтов.

Урок в 10 классе.

“Луч света в темном царстве” - тема, знакомая каждому. Разнообразим изучение темы “Пьеса А.Н. Островского “Гроза”: история создания, знакомство с героями” представлением эскизов к театральным постановкам пьесы. Работы Сергея Герасимова, Бориса Кустодиева, декорации и эскизы костюмов Александра Головина – отличный способ показать ученикам особенности костюма представителей купечества второй половины 19 века. А работы Головина напомнят ученикам о том, что драма предназначена, прежде всего, для постановки на сцене.

В том же 10 классе – знакомство с замечательными романсами из кинофильма “Жестокий романс”. Дополнительный материал при изучении “Бесприданницы”.

Я кратко описала некоторые идеи интегрированных уроков. Главным иллюстративным материалом к ним является электронная презентация. Это связано с необходимость видеть, слышать произведение искусства. Иначе пропадает познавательная цель урока. Все эти идеи были применены мной на практике. Это позволило лично убедиться в том, что разнообразные формы уроков способны заинтересовать ученика, развить его умственную деятельность и творческие способности.

Подробно хотела бы представить конспект интегрированного урока в 5 классе “Художники – иллюстраторы русских сказок”. Этот урок я провела уже не в одном пятом классе. Ученики в возрасте 10 – 12 лет наиболее активны, легко принимают все новое и необычное. И тот факт, что этот урок проводится в сентябре (изучение темы “Устное народное творчество”), позволяет нацелить учеников на активную творческую работу в течение всего учебного года.

Этот урок дает возможность:

  • обобщить изученный ранее материал по темам “Фольклор”, “Сказка как жанр народного творчества”;
  • узнать, насколько хорошо дети знают содержание сказок различного типа (волшебные, бытовые, сказки о животных);
  • подробно рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам;
  • познакомить учеников с новыми именами;
  • оценить творческие способности учеников.

План интегрированного урока

Тема: "Художники – иллюстраторы русских сказок"

Цели урока:

1) обобщить полученные ранее знания о русских народных сказках; познакомить учеников с творчеством русских художников – иллюстраторов;

2) развить творческие возможности учеников;

3) воспитать интерес к русской живописи.

Тип урока: урок обобщения знаний и получения новой информации.

Оборудование : выставка рисунков учеников, презентации “Художники – иллюстраторы русских сказок”, учебник.

Ход урока

1. Повтор теоретического материала, формулировка темы.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На предыдущих уроках вы узнали много нового, познакомились с устным народным творчеством, в частности, со сказками. Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?

(примерный ответ – сказка – это произведение о вымышленных событиях, чаще всего со счастливым концом).

А какие типы сказок вы знаете?

(примерный ответ – сказки волшебные, бытовые, о животных).

Наверное, вы знаете, как строится сказка?

(примерный ответ – присказка, зачин, основная часть, концовка).

Я вижу, что вы знаете про сказки многое. А знаете ли вы, что есть художники, которые различные сказки переводят в картины и рисунки?

(примерный ответ – да).

Такие рисунки к произведениям называются иллюстрациями. Некоторые иллюстрации вы видели в своих учебниках, в сборниках сказок. Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

(титульный слайд ; запись в тетрадь ).

2. Знакомство с творчеством И.Я. Билибина; В.М. Васнецова.

Ребята, откройте учебники и просмотрите все иллюстрации к сказкам. Какие изображения вам больше всего нравятся?

(ответы учеников).

В ваших учебниках есть работы художников, о которых я вам хочу рассказать. Это Иван Яковлевич Билибин и Виктор Михайлович Васнецов.

(слайд с эпиграфом “Сказки! Кто не любил их на Руси!” ).

Ребята, а вы любите сказки? Сказки любят, наверное, все. Именно любовь к сказкам вдохновляла художников на создание иллюстраций – изображений, поясняющих или дополняющих произведение. Те художники, о которых сегодня пойдет речь, рисовали не просто пояснения к тексту сказок. Их картины стали самостоятельными произведениями искусства.

Познакомимся с творчеством Ивана Билибина.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1876 – 1942; запись в тетрадь).

Иван Яковлевич Билибин рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажей – огромные лапы старых елей, мухоморы, деревянная резьба на избах – привели художника к мысли иллюстрировать русские народные сказки. Постепенно художник сумел выработать свой собственный, “билибинский” стиль. Наиболее известными являются иллюстрации к сказкам “Василиса Прекрасная”, “Царевна – лягушка”, “Марья Моревна”.

(слайды с иллюстрациями данных сказок).

Ребята, посмотрите внимательно на изображения. Какие особенности “билибинского” стиля вы можете подчеркнуть?

(примерный ответ – особенности стиля – это яркие краски, затейливые русские орнаменты, красочность, декоративность).

Запишем в тетрадь черты “билибинского стиля”, а также названия сказок, к которым Иван Яковлевич создал иллюстрации.

Нравятся ли вам иллюстрации Билибина? И почему?

(мнения учеников).

Теперь мы познакомимся с творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1848 – 1926; запись в тетрадь).

Ребята, знакомы ли вы с какими-нибудь картинами этого художника?

(ответы учеников).

Многие его картины пронизаны русским духом. Это связано с тем, что еще в детстве Виктор Михайлович полюбил сказки, истории отца о жизни крестьян. Художника влекли народные сказания, былины, история русской земли. Все это отразилось в его работах.

Рассмотрим наиболее интересные иллюстрации Васнецова.

(слайды с иллюстрациями – “Царевна – лягушка”, “Снегурочка”, “Аленушка”).

Можете ли вы отметить особенности этих работ?

(примерный ответ – на этих картинах мало персонажей, точно и живописно изображена природа).

Действительно, для того, чтобы передать русский народный дух, Васнецову не обязательно изображать огромное количество героев, загромождать картину лишними деталями. Художнику достаточно тонко подчеркнуть природу, гармонию человека с окружающим миром.

Особенности живописи Васнецова также запишем в тетрадь.

Как было уже сказано, Васнецов писал картины и на сюжеты былин. Ребята, знаете ли вы, что такое былина?

(примерный ответ – былины – это русские народные песни о подвигах богатырей).

А каких богатырей вы знаете?

(ученики должны вспомнить – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Так вот, пожалуй, самая известная картина Васнецова – это “Богатыри”

(слайд с изображением)

Наверное, многим знакома эта картина. Обратите внимание, как художник изобразил могучие фигуры защитников русской земли на фоне национального пейзажа. Богатыри гармонично смотрятся на фоне степи, темного леса, живописного неба. Кстати, полностью картина называется так – “Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный”.

3. Викторина “Угадай-ка”.

– Для того, чтобы закрепить полученные знания о сказках, а также о художниках – иллюстраторах, мы проведем “Угадай-ку”. Вашей задачей будет: 1) угадать тип сказки – волшебная, бытовая, о животных; 2) угадать название сказки; 3) по возможности, угадать имя художника.

(слайды с иллюстрациями к сказкам:

1 “Василиса Прекрасная”;

2 “Лиса и Волк”;

3 “Каша из топора”;

4 “По щучьему веленью”;

5 “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”;

6 “Царевна – лягушка”;

7 “Иван-царевич и Серый Волк”;

8 “Маша и Медведь”;

9 “Журавль и Цапля”).

4. Словесное рисование.

Ребята, сейчас у вас будет еще одно задание. У каждого из вас наверняка есть любимая сказка. Так вот, я предлагаю вам побыть немного художниками и нарисовать словесную иллюстрацию к любимой сказке. Выберете один эпизод, представьте, что бы вы хотели нарисовать и расскажите об этом нам.

(ответы учеников).

5. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к завершению, и я прошу вас ответить на некоторые вопросы.

  • С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?
  • Какие особенности в изображениях сказок можно отметить у Ивана Яковлевича Билибина? У Виктора Михайловича Васнецова?
  • Какие иллюстрации понравились вам больше всего и почему?
  • Возникло ли у вас желание быть художником – иллюстратором?

А теперь посмотрите на нашу выставку рисунков, возьмите эти небольшие жетончики (раздать квадратики из цветной бумаги) и прикрепите их к той иллюстрации, которая нравится вам больше всего. Только будем честными, за свою работу голосовать нельзя.

(выставляю оценки ученикам, которые активно отвечали в течение урока).

6. Домашнее задние.

Сегодня мы познакомились с двумя художниками – иллюстраторами, но были и другие. Дома вам нужно будет подготовить небольшие доклады о других иллюстраторах русских сказок (например, Михаил Врубель, Евгений Рачев).

Некоторые итоги

Демонстрация живописных работ на уроках литературы способствует развитию не только эстетического вкуса, но и творческого потенциала учеников. Развивается кругозор, появляется стремление к изучению нового материала, зарождаются навыки оценки произведений искусства. Все это необходимо для формирования мировоззрения каждого ученика.

  • Представленный конспект урока подтверждает эти мысли:
  • Визуальное знакомство с картинами – эстетический вкус;
  • Выставка рисунков, голосование – творческий потенциал;
  • Краткая справка о жизни художников – стремление к дальнейшему самостоятельному изучению материала;
  • Выделение характерных черт стиля художников – оценка произведения искусства.
  • Интегрированные уроки – это хорошая помощь учителю и устойчивый интерес ученика.

Слайд 1

Текст слайда:

Электронный альбом «Художники-иллюстраторы сказок»

Слайд 2


Текст слайда:

Очаровательное сказочное время…

Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает».
(Ф. Буслаев)

Многие художники черпали вдохновение в устном народном творчестве, самые известные среди них – Васнецов, Билибин, Маврина.

Слайд 3


Текст слайда:

Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 4


Текст слайда:

«Я – сказочник, былинник, гусляр русской живописи»

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял, Вятская губерния, в семье православного священника. Учился в Петербурге в академии художеств. По окончании академии ездил за границу, где продолжал учиться живописи. Много работал над народными сказочными сюжетами. Мало кто из русских художников сумел так понять и передать русский дух в своих картинах.

Слайд 5


Текст слайда:

Картина «Иван-царевич на сером волке»

Картина была написана быстро – так увлекла она художника. Это картина – сказка, картина – фантазия. Сюжетом картины является сказочная тема, позаимствованная из русских народных сказок. Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.

Слайд 6


Текст слайда:

Картина «Ковер-самолет»

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец смотрит на просторы русской земли. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар – птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

Слайд 7


Текст слайда:

Картина «Снегурочка»

На полотнах Васнецова мало персонажей. На картине «Снегурочка» героиня одна в сказочном лесу. Снегурочка отражает на этом полотне народный идеал красоты, «чистой заснеженной России».

Слайд 8


Текст слайда:

Картина «Аленушка»

Одиноко сидит Аленушка в дремучем лесу и смотрит в печали в темную воду омута. Художник написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Слайд 9


Текст слайда:

Иван Яковлевич Билибин

Слайд 10


Текст слайда:

«Добрый сказочник Иван Билибин»

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) потомок древнего рода, родился в селе Тарховка близ Петербурга, в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Талант Билибина проявился наиболее ярко в его иллюстрациях к русским сказкам. Художник много работал и сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский стиль». Это прежде всего яркая, декоративная форма, русские затейливые орнаменты иллюстраций, передача тонкого юмора русских сказок.

Слайд 11


Текст слайда:

Слайд 12


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Слайд 13


Текст слайда:

Иллюстрация к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд 14


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 15


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок? Что толку в книжке, – подумала Алиса – если в ней нет ни картинок, ни разговоров? «Приключения Алисы в стране чудес»

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.

Кто сказал мяу?

Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) – народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем. Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки А. С. Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, М. Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва) - русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность. Рисовал акварелью. Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

Виктор Александрович Чижиков (1935 г.р., Москва) - народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», « Мурзилка », много лет рисовал для журнала «Вокруг света». Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) - русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок » очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие)

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Пушкина. Разработал свой стиль – « билибинский » - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. Основные работы Владимира Конашевича: - иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз; сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро; - «Старик-годовик» В. И. Даля; - произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон " и " Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие. Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, « Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва) Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг. Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова.

Борис Аркадьевич Диодоров (1934 г.р., Москва) - народный художник. Любимая техника - цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам: - Ян Экхольм « Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»; - Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»; - Сергей Аксаков «Аленький цветочек»; - произведения Ганса Христиана Андерсена. Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература».

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», « Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.

Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Художники-иллюстраторы сказок Выполнен ученицей 5 «А» класса Пушкаревой Евгенией Научный руководитель Ковалева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район 2012 г.




Основополагающий вопрос: Почему художники рисовали не просто пояснения к тексту сказок, а их картины стали прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими русское и мировое искусство. Проблемные вопросы: 1. Что такое иллюстрация? 2. Кто такие художники-иллюстраторы?






























Мы уточнили… Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Иллюстраторы - это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.


Наш совет: Дорогие ребята, читайте сказки, хотя они и являются поэтическим вымыслом, в них исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух, это подлинная энциклопедия жизни русского народа, они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем многообразии и многогранности!


Сказки слушать я люблю, Маму вечером молю: Почитай мне эти сказки, Я потом закрою глазки, Будет сниться мне во сне, Будто на лихом коне Я скачу на бой с Кощеем, Или с трёхголовым Змеем. Побеждаю в сказке зло, Людям делаю добро. Все ребята это знают – Сказки в жизни помогают: Быть нам честными всегда, Не бояться никогда, Слабым помогать в пути, К людям с добротой идти.


Мы использовали: Афанасьев А.Н. В тридевятом царстве: сборник сказок / Барнаул: ИНИС, – 491 с. Афанасьев А.Н. Сказки о животных: сборник сказок / М.: Омега, – 20 с. Быкова М.Г. Справочник школьника: текст / М.: Просвещение, – с Иванова Э.И. Библиотека русского фольклора: сказки / М.: Советская Россия, – с википедия



УРОК НА ТЕМУ:

«ИЛЛЮСТРАТОРЫ РУССКИХ СКАЗОК»


Цели:

1) показать учащимся связь литературы с живописью, ознакомить с творчеством художников - иллюстраторов;

2) развивать навыки связной речи при описании иллюстраций, умение подбирать к ним текст из произведений;

3) воспитывать художественный вкус; вызвать интерес к иллюстрации как особому виду изобразительного искусства.


Что такое иллюстрация?

  • Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение).

1) объяснение с помощью наглядных примеров.

2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.


Самые известные художники-иллюстраторы

В.Васнецов

Т.Маврина

И.Билибин

С.Малютин

М.Врубель


Билибин

Иван Яковлевич

1876– 1942 г.г.


Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.


Характерные черты билибинского стиля: русские затейливые орнаменты иллюстраций красота яркого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.



«Василиса Премудрая пляшет»

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, в Москве.


Михаил Александрович Врубель

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.

Я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду

М. А. Врубель


«Царевна-лебедь», 1900 г.

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.


Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера

В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881).

Виктор Михайлович Васнецов

«Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!»


«Иван-царевич на сером волке»

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.


«Снегурочка» , 1899

  • В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

Сказка о летающем ковре

Это самая первая сказочная картина Васнецова, он выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив, выразив давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.



«Три царевны подземного царства», 1879-1881 г.г.

В 1880-1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки - на ней изображена царевна каменного угля. В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит.

В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость. В картине "Три царевны подземного царства" один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах .


«Витязь на распутье»

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В последней версии стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.


«После побоища Игоря Святославича с половцами»,1880 г.

Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Соответствует "Слову" и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны.


«Богатыри»

Уже во время учебы в Академии художеств проявилось тяготение Васнецова к народным истокам. В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри", и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Он написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876) в парижской мастерской Поленова, выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову. В 1898 году картина была закончена.


«Аленушка»

В картине Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".


Сплетем из слов чудеснейший венок,

В него вплетем и боль свою, и радость.

И пригласим друзей услышать нежный слог,

Испить из родника народного живительную сладость.


Творческая работа

Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную темную) воду омута. (Тихая и грустная родная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить ее.


Проверь себя:

Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как

бы стараются успокоить ее.


Домашнее задание:

Проиллюстрировать эпизод любимой сказки.