Основы бюджетного устройства. Принципы функционирования бюджетной системы. Принципы функционирования бюджетной системы российской федерации Методы покрытия дефицита бюджета

Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ -- это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже-та, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-ной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осу-ществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов , который означает:

1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации;

3. законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;

5. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Росиийской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает:

1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Благовещенский Финансово - Экономический Колледж - Филиал Федерального Государственного Образовательного Бюджетного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

ПЦК «Финансы и учёт »

Отчет по учебной практике

ПМ 01.01. МДК 01.01. «Основы Организации и Функционирования Бюджетной Системы Российской Федерации»

Выполнила:

Колупаева Дарья Антоновна

Студентка 312 группы

Проверила:

Мамбиталина Наталья Дмитриевна

Благовещенск 2016

Содер жание

1. Понятие бюджета его сущность, свойства и виды

2. Основные показатели бюджета

2.1 Доходы бюджета

2.2 Расходы бюджета

2.3 Дефицита бюджета

3. Федеральная Целевая Программа

4. Межбюджетные трансферты

5. Государственный финансовый контроль

1. Понятие бюджет а его сущность, свойства и виды

Бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, в целях финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Основные свойства бюджета :

1. Формирование и использование бюджетных средств, осуществляется с помощью применения балансового метода.

2. Формирование и использование бюджетных средств, осуществляется на базе единого бюджетного законодательства, в рамках которого органы местного самоуправления наделены некоторой самостоятельностью.

3. Бюджет носит народно - хозяйственный характер, т.е. он связан со многими отраслями народного хозяйства.

Бюджетная система РФ - это совокупность всех бюджетов.

При построении БС определяющим фактором является тип государственного устройства: либо это унитарное государство, либо федеративное государство.

Унитарное государство имеет 2 уровня (федеральный и местный бюджеты), а федеративное государство 3 уровня (федеральный, региональный и местный бюджеты).

Виды бюджетов:

1. Федеральный

2. Бюджет субъектов Российской Федерации (региональный)

3. Местный

4. Консолидированный

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система основана на следующих принципах (приведено лишь несколько) :

1. Принцип единства бюджетной системы.

2. Принцип самостоятельности бюджетов.

3. Принцип прозрачности (открытости) бюджетов.

4. Принцип достоверности бюджетов.

5. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

6. Принцип единства кассы.

2. Основные показатели бюджета

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1 Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющимися, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицитов бюджета.

Классификация доходов - это группировка доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

К доходам бюджета относятся :

1. Налоговые и неналоговые доходы

2. Безвозмездные поступления (в т.ч. межбюджетные трансферты)

3. Собственные доходы

Мною проведен анализ показателей областного бюджета за 2013 - 2015 годы, из которого можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Амурской области за три анализируемых года увеличивается..

2.2 Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ ИФДБ.

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от их имени бюджетного учреждения, предоставить юридическому или физическому лицу, субъекту международного права денежные средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для выполнения бюджетных обязательств.

Классификация расходов - это группировка расходов бюджета всех уровней БС РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления (СГУ) и местного самоуправления основных функций, а также решение основных социально - экономических задач.

В результате проведенного мною анализа функциональной структуры классификации расходов областного бюджета на 2014 - 2015 годы можно сделать следующий вывод, что общий объем расходов областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение данного показателя.

2.3 Дефицит бюджета - это превышение расходной частью бюджета над его доходной частью.

Причины дефицита бюджета:

1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);

2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

Методы покрытия дефицита бюджета:

1) Дополнительная эмиссия денег;

2) Ужесточение налоговой политики;

3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;

4) Государственные займы и кредиты;

Виды источников финансирования дефицитов бюджета:

1) В нутренние источники (в валюте Российской Федерации):

· бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) В нешние источник и ( в иностранной валюте) :

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Мною в процессе прохождения учебной практики был проведен анализ источников финансирования дефицитов бюджета Амурской области на 2013 - 2015 годы. По его результатам можно сделать следующее утверждение, что на протяжении 3 анализируемых лет ИФДБ имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение анализируемого показателя.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. бюджет источник дефицит контроль

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Мною в процессе прохождения учебной практики был определен дефицит бюджета Амурской области за период с 2013 - 2015 года. По результату анализа, который был проведен, можно сделать следующее утверждение, что областной бюджет носит дефицитный характер.

Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов.

По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами, гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов РФ - региональные;

· местные налоги и сборы.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетную систему.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым законодательством налоги распределяются между бюджетами различных уровней по установленным нормативам отчислений.

Так мною в процессе прохождения учебной практики произведено распределение налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Профицит бюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной его частью.

В процессе прохождения учебной практики мною был проведен анализ сводной ведомости учета доходов по счету №40102 за 2015 год. Было выявлено что наибольший остаток на конец 2015 года занимают доходы от «Штрафов, санкций, возмещений ущерба» и составляют 159 272,60 тыс. руб. А наименьший остаток на конец занимают доходы от «Административных сборов и платежей» и составляют 545,5 тыс. руб.

3. Федеральная Целевая Программа

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России -- это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Федеральная Целевая Программа содержит:

v Заказчик ФЦП;

v Координатор ФЦП;

v Основные цели и задачи ФЦП;

v Этапы реализации ФЦП;

v Источники финансирования ФЦП;

v Конечный ожидаемый результат.

Работа с целевыми программами осуществляется по следующим стадиям:

*Отбор проблем для программной разработки;

*Решение о разработке программы и ее формирование;

*Экспертиза и оценка программы;

*Утверждение программы;

Мною в процессе прохождения учебной практике была проделана работа над сбором и анализом информации о Федеральной Целевой Программе «Культура России» на период с 2012 - 2018 года.

4. Межбюджетные трансферты

В соответствии со ст. 6 БК РФ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме :

· Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

· Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Мною в процессе учебной практики по междисциплинарному курсу 01.01. было проведено 2 анализа.

В первом случае анализировался размер субвенции , выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на социальную поддержку лиц, награжденных почетными знаками «Почетный донор Российской Федерации», по результатам расчетов которого можем сказать, что из Федерального бюджета необходимо выделить субвенцию бюджету субъекта Российской Федерации в размере 309 923 320 рублей.

Следующий анализ проводился по определению размера субсидий, выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для частичного возмещения расходов регионального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, по результатам которого можно сделать утверждение о том, что из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации размер субсидии составляет 2 969,33 рублей.

5. Государственный финансовый контрол ь

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления общественными финансами, которая обеспечивает соблюдение законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

В соответствии с БК РФ представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

1) предварительный финансовый контроль -осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения бюджета;

2) текущий финансовый контроль - осуществляется в ходе исполнения бюджета;

3) последующий финансовый контроль - осуществляется в ходе составления, рассмотрения и утверждении отчета об исполнении бюджета.

Виды ревизий (проверок) принято классифицировать по следующим признакам:

1. По субъекту контроля:

· ревизия государственных органов;

· внутренняя ревизия;

· ревизии проводимые аудиторскими фирмами.

2. По организационному признаку:

· Полные;

· Частичные;

· Тематическая;

· Комплексная.

Полная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Частичная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тематическая ревизия - такая проверка, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однородным организациям, участкам.

Комплексная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам.

По результатам анализа проведена ревизия столовой больницы, внесена запись в акт по разделу «Обоснованность списания продуктов питания», так же были разработаны предложения и основные рекомендации руководителю учреждения по улучшению деятельности больницы.

Все поступления по невыясненным поступлениям зачисляются на счет 40101.

Основные п ричины отнесения органами Федерального казначейства платежей к невыясненным поступлениям:

1) Данные в полях «ИНН получателя», «КПП получателя» и «КБК» платежного документа отсутствуют или не соответствуют нормативно- справочной информации;

2) Код ОКАТО по поступлениям, частично или полностью зачисляемым в местный бюджет, отсутствует или не соответствует нормативно-справочной информации;

3) Отсутствие у администратора доходов полномочий по администрированию поступивших платежей;

4) Отсутствие нормативов распределения для КБК и ОКАТО;

По результатам анализа выяснено, что основная причина отнесения на счет невыясненных поступлений - это ошибка указания ИНН и КПП получателя платежа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика федерального бюджета как формы образования и расходования денежных средств. Анализ бюджетной классификации, законодательно устанавливаемой по однородным признакам группировки доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2011

    Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Анализ роста или спада показателей по статьям расхода бюджета РФ на протяжении 3-х лет.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Анализ понятия местного бюджета - формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Особенности контроля за исполнением местного бюджета, его расходов и доходов.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, особенности бюджетного финансирования. Анализ бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика основных каналов финансового обеспечения: ведомственно-корпоративный и территориальный.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2012

    Понятие и значение бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Специфика и принципы организации межбюджетных отношений в России.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Три уровня бюджетной системы. Объект исследования – бюджетное финансирование и изучение его особенностей.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2008

    Роль дефицита в развитии (торможении) экономического состояния в стране. Функции, причины возникновения и способы покрытия дефицита бюджета. Анализ бюджетного дефицита в России и источников финансирования, перспективные направления его регулирования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2011

    Рассмотрение понятия сбалансированности бюджета. Изучение видов дефицита бюджета, определение причин его возникновения и источников финансирования. Составление таблицы кодов доходов и расходов согласно Бюджетной классификации Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Осуществление и учет кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Организация и проведение финансового контроля органами Федерального казначейства. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета.

    методичка , добавлен 26.12.2010

    Государственный бюджет как централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Характеристика функций государственного бюджета.

По мнению Л.А. Дробозиной : Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

  • - единство бюджетной системы;
  • - разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • - самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • - полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • - сбалансированность бюджета;
  • - эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • - общее покрытие расходов бюджета;
  • - гласность;
  • - достоверность бюджета;
  • - адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
  • 1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
  • 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ -- это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

З. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

  • 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • З) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • 5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
  • 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
  • 5. Сбалансированность бюджета -- каждый бюджет должен быть сбалансирован, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  • 6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • 7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
  • 8. Гласность -- это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
  • 9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -- бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. (ДробозинаЛ.А., с.236-238)

Вывод к 1 главе: Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Бюджет государства - основной орудие перераспределения национального дохода.

К главным функциям бюджета можно отнести:

перераспределения национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием денежных средств.

Для эффективности функционирования бюджетной системы в России должны соблюдаться следующие принципы (ст. 28 БК РФ):

1) единства бюджетной системы РФ. Данный принцип предполагает единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и т. п.;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами означает распределение и закрепление определенных видов полномочий за разными уровнями власти;

3) самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджета включает в себя право органов власти самостоятельно формировать и исполнять принятый бюджет;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов власти, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

6) сбалансированности бюджета. Принцип означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

9) гласности. Принцип гласности означает доступность информации о ходе разработки, утверждения, исполнения бюджета;

10) достоверности бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности предполагает использование бюджетных средств по назначению.

Бюджетная система любой страны строится в соответствии с определенными принципами, а их состав обусловлен, прежде всего, уровнем развития демократических начал в управлении страной.

Согласно БК РФ бюджетная система РФ основана на 11 принципах:

1. Единства бюджетной системы РФ;

2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. Самостоятельности бюджетов;

4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

5. Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6. Сбалансированности бюджета;

7. Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. Гласности;

10. Достоверности бюджета;

11. Адресности и целевого характера бюджетных средств.

Следует отметить, что первые четыре принципа относятся к построению бюджетной системы РФ; принципы «эффективности и экономности использования бюджетных средств» и «адресности и целевого характера бюджетных средств» - к организации системы бюджетного финансирования, а остальные принципы - к организации бюджетного процесса. Таким образом, в статье 28 БК РФ говорится о разнородных принципах, одни из которых определяют построение бюджетной системы, другие - характер ее функционирования.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает:

· единство бюджетного законодательства РФ;

· единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

· единство форм бюджетной документации и отчетности;

· единство бюджетной классификации бюджетной системы РФ;

· единство санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

· единый порядок установления и исполнения расходных обязательств;

· единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ;

· ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

Содержание принципа единства современной бюджетной системы РФ радикально отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная бюджетная система РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете. Поэтому принцип единства означает лишь создание единых правовых и организационных основ функционирования бюджетной системы и предполагает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, а также ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Однако многие ученые-экономисты отмечают, что правомерность сохранения этого принципа построения бюджетной системы вызывает сомнение. Во-первых, это принцип представляется нелогичным, так как любая система - едина. Во-вторых, в условиях советской централизованной системы управления этот принцип был наполнен реальным содержанием, поскольку каждый бюджет любого органа власти не был самостоятельным, а являлся составной частью единого Государственного бюджета СССР. В современных условиях этот принцип не только не может работать, но и является антиподом принципа самостоятельности бюджетов. Поэтому можно говорить, что в статье 29 БК РФ раскрывается не сам принцип единства, а условия, которые создают единое правовое пространство для функционирования бюджетной системы РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев введения временной финансовой администрации (в отношении субъектов РФ применяется с 01.01.2007 г., а для муниципальных образований - с 01.01.2008 г.);

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

· недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и / или законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и / или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов или компенсацию снижения доходов;

· недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов и экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Реализация принципа самостоятельности тесно связана с применением принципа разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Он означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Закрепление полномочий по осуществлению расходов производится на основе Конституции РФ, БК РФ и других законодательных актов. Разграничение доходов между бюджетами основывается на делении налогов по уровням управления, квотировании налоговых ставок и объемов налоговых поступлений. Вместе с тем, самостоятельность бюджетов в РФ может быть достигнута только при сочетании методов разграничения доходов с методами распределения доходов и перераспределения бюджетных средств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований введен в состав принципов бюджетной системы РФ Федеральным законом от 20.08.2004 г. №120-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений».

Он может быть отнесен к принципам построения бюджетной системы РФ, так как:

· выражает одну из сторон бюджетного федерализма в условиях асимметричной федерации;

· принцип логически вытекает из зафиксированного в Конституции РФ положения о равенстве прав всех субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

При этом договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, федеральными и субфедеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Совокупность всех видов бюджетов РФ образует консолидированный бюджет (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета межбюджетных трансфертов).

Термин «консолидированный бюджет» используется для обозначения свода бюджетов соответствующей территории (России в целом; субъекта РФ; муниципального образования, имеющего административно-территориальное деление). Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа складывающихся пропорций в бюджетной сфере. В обязательном порядке он представляется в органы законодательной (представительной) власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается.

Таким образом, функционирование бюджетной системы РФ строится на 11 принципах, которые нашли свое отражение в БК РФ. На современном этапе данные принципы реализуются в основном за счет организации и функционирования казначейской системы исполнения бюджета.

В условиях поэтапного расширения самостоятельности и ответственности органов власти в бюджетном процессе возрастает значение единых для бюджетной системы РФ принципов, которые становятся нормами прямого действия. Проектом Федерального закона «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» предлагается ряд поправок в главу 5 Бюджетного кодекса. Законопроектом предлагается ввести новые принципы «единства кассы» и «подведомственности расходов».

Принцип «единства кассы» обеспечивает полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств, существенно повышает управляемость государственными (муниципальными) финансами. Этот принцип законодательно подтверждает необходимость осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета.

Введение «принципа подведомственности» обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств, устранения дублирования отдельных полномочий, установления прозрачной и четкой подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств.

Установлены правовые основания, в соответствии с которыми определяется подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Исключается возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней, а функции по распоряжению бюджетными средствами такими организациями должны быть переданы соответствующим главным распорядителям средств бюджета.

Кроме того, предлагается уточнить формулировки принципа «полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов» и принципа «общего (совокупного) покрытия расходов», что позволит обеспечить их соблюдение и, следовательно, повысить прозрачность бюджетов бюджетной системы РФ, консолидировать бюджетные средства с целью их результативного и эффективного использования.

Уточняется определение принципа «эффективности и экономности использования бюджетных средств» с целью большей его ориентации на внедрение (с учетом сложившейся терминологии) концепции повышения результативности бюджетных расходов, а также принципа «гласности», «прозрачности (открытости)».