Исторические основы государственных символов республики казахстан. Государственные символы Республики Казахстан: флаг, герб, гимн Что означают государственные символы рк

«Золотой человек», монументально-внушительный гимн, модернистская столица Астана и другие символы независимого Казахстана в предлагаемом обзоре сайт

Иногда символы современного Казахстана могут носить противоречивое историческое происхождение – не иметь почти никакого отношения к происхождению казахского этноса, но обычно они довольно стильно выглядят.

Мы также немного поговорим о происхождении казахов.

А в аудиофайле - одна из самых впечатляющих, на наш взгляд, официальных версий гимна Казахстана (о гимне Казахстана также смотрите в этом обзоре).

Отпечаток руки президента Казахстана в башне «Байтерек» в Астане.

Подробнее об Астане и о «Байтереке» также в нашем обзоре.

Начнем в этой части с описания флага и герба Казахстана, а затем перейдем к гимну, строительству столицы и происхождению казахов.

Символы Казахстана: Флаг, герб и гимн

Флаг Казахстана

Официальное описание флага Казахстана звучит следующим образом (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми — парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом . Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2».

А вот трактовка символов флага Казахстана.. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Главным элементом государственного флага является его светло-голубой цвет. Силуэт солнца является символом жизни, а по закону геральдики — символом богатства и изобилия. Силуэт орла возник от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «бараньи рога».

Герб Казахстана

Официальное описание (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней.

В нижней части герба — надпись «Казакстан» . Государственный герб Республики Казахстан — двух цветов: золотого и сине-голубого».

И снова трактовка символики из полуофициальной брошюры «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Государственный герб Казахстана имеет форму круга. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты, символизирующий семейное благополучие, мир, спокойствие.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые тулпары.

Цветовая гамма герба — золотистая и голубая, эти цвета олицетворяют светлое будущее и стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

В центре герба находится пятиконечная звезда, символизирующая, что сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов».

Символы Казахстана: Гимн

Среди всех стран бывшего СССР Казахстан обладает одним из самых запоминающихся по своей торжественно-внушительной мелодии государственным гимном .

В отборе будущего государственного гимна и даже в переформулировке слов принимал деятельное участие президент страны Н. Назарбаев.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная еще в 1956 году — «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесенными изменениями.

Поскольку поправки в текст внесены Нурсултаном Назарбаевым, он стал указываться и как соавтор текста .

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева (2005).

Далее приводим текст гимна Казахстана на казахском языке с официальным переводом на русский. Также вы можете послушать и скачать гимн Казахстана в аудиофайле ниже (в аудио мы приводим одну из официальных версий гимна Казахстана, принятых в стране, и эта версия — одна из самых торжественных и впечатляющих, на наш взгляд):

  • аудио файл №1

Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

Ежелден ер деген,

Даңкымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

В небе золотое солнце,

В степи золотое зерно.

Сказание о мужестве — моя страна.

В седой древности

Родилась наша слава,

Горд и силен мой казахский народ.

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Родина моя — мой Казахстан.

Ұрпаққа жол ашқан,

Кең байтақ жерім бар.

Бірлігі жарасқан,

Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты,

Мәңгілік досындай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

У меня простор неоглядный

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый,

Сплоченный, единый народ.

Как извечного друга

Встречает новое время

Наша счастливая страна, наш народ.

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің — Қазақстаным!

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя — мой Казахстан.

Текст гимна на казахском языке и перевод в данном обзоре сайт приводятся по официальному сайту посольства Республики Казахстан в России.

Столица Казахстана Астана— символ независимого Казахстана

Ввиду того, что Казахстан с момента получения независимости через короткое время сменил свой главный город, то рост этой новой столицы от пыльного провинциального советского центра — Целинограда к мегаполису Астана, обычно ассоциируется со становлением нового государства и часто отождествляется с ним .

Причинами переноса столицы из Алма-Аты в Астану обычно называют повышенную сейсмическую опасность и окраинное положение первой .

Вот что сообщали различные СМИ в первые месяцы после переноса новой столицы в Акмолу об атмосфере, царящей в городе:

«Странное чувство нереальности охватывает на немногочисленных улицах Акмолы — тесного города с трехсоттысячным населением, где островки «хрущоб» стоят в окружении изб и бараков «частного сектора». Буквально на каждом шагу натыкаешься на строгие вывески: «Министерство иностранных дел», «Верховный суд», «Генеральная прокуратура».

Те же вывески всего пару часов назад я видел за 1200 километров к югу, в презентабельной Алма-Ате. На миг кажется, что Казахстан сейчас живет какой-то двойной жизнью. Одной — реальной, такой, какая она есть. И одновременно другой — из будущего.

Говорить о размахе и невиданном масштабе акмолинских строек не приходится. Все стройки можно запросто объехать за час. <...>

Основной принцип, по которому сейчас перестраивается Акмола,- уплотнение. Министерства и ведомства занимают здания областных учреждений и кряхтя располагаются в тесноте. И все же город, благодаря круглосуточному «авралу» преображается на глазах. Неузнаваемо изменилась главная площадь Акмолы, прежде окруженная семиэтажным зданием обкома партии, четырнадцатиэтажной «свечой» аграрного НИИ, двумя скучного вида гостиницами («Ишим» и «Москва»), а также похожим на бункер корпусом Дворца целинников.

Бывший обком превратился в сверкающий зеркальными стенами Дом правительства, «с тыла» к нему пристроился президентский дворец с внушительным куполом, неуловимо похожий на знаменитую голубую мечеть в Стамбуле. Здания стоят почти вплотную, соединены короткой галереей.

Таким же зеркальным светом горят стены и четырнадцатиэтажки — теперь это Дом парламента, на задворках которого тоже вырос огромный купол зала заседаний. Рядом тем же бутылочным блеском сияет абсолютно неузнаваемое здание бывшей гостиницы «Москва» — теперь это МИД». (газета «Известия», издающаяся в Москве, от 10.12.97);

«После расселения работников аппарата начнут наконец обустраивать и депутатов (парламента), «которые испытывают все прелести жизни в гостинице». О лучшей пока гостинице в Акмоле... глава одной из палат парламента — мажалиса.... отозвался следующим образом: «Если бы это был люкс в пятизвездочном отеле, а это захудалая провинциальная гостиница». («Панорама», казахстанская еженедельная газета, издающаяся в Алматы, от 30.01.98);

«Над Акмолой, как большие птицы, распростерли свои крыла подземные краны. И суперсовременный параллелепипед офиса «Казахойл» (бесшумные лифты, кабинеты, начиненные факсами и компьютерами, бассейн на седьмом этаже) смотрится пока одиноко на фоне деревянных, вросших в землю домишек, помнящих еще казаков-станишников, основавших крепость Акмолы в 1830 году...

Сорвав с насиженных мест сотни, тысячи чиновников, власти Казахстана — где лучше, где хуже — постарались произвести своеобразную селекцию. В первый эшелон попади молодые парни со знанием компьютера, экономики, английского языка...» («Ковчег» от 19.03.98);

«О переезде в новую столицу шла речь на встрече министра иностранных дел Касымжомарта Токаева с представителями международных организаций, аккредитованных в Казахстане, которая состоялась 4 февраля в Доме приемов МИДа РК. <...> Трезво оценив ситуацию (после того, как около 50 командированных Всемирного Банка не могли найти в новой столице места для ночлега), представитель Всемирного банка предложил создать на свои средства видеостудию для облегчения общения между Алматы и Акмолой, куда смогут иметь доступ все международные организации, находящиеся в старой столице». («Панорама», казахстанская еженедельная газета, издающаяся в Алматы, в заметке «Представители международных организаций не испытывают горячего желания переезжать на север» от 06.02.98);

«Столица буквально утопает в грязи. В Акмоле, как, впрочем, и в других городах республики, отсутствует ливневая канализация, и малейший дождь превращает ее в болото. Не случайно здесь перед каждым административным зданием стоит наполненное водой самодельное металлическое корыто, где каждый посетитель, прежде чем войти в здание, моет свою обувь». («Ковчег» от 09.04.98);

Акмола встретила журналистов пронизывающим ветром, унылым вокзальным пейзажем и неимоверной грязью на перроне и улицах. Небольшая автобусная прогулка по городу произвела удручающее впечатление на тех, кто оказался впервые в Акмоле — обшарпанные здания, убогость которых не скрывают, а скорее подчеркивают внешние пластиковые покрытия невообразимых расцветок, строительный мусор, далекие от совершенства дороги и замызганные «по уши» автомобили». («Экспресс К», ежедневная газета, выходящая в Алматы, от 07.04.98);

«Передислокация изменила демографию как старой, так и новой столицы. Алматы теперь — город женщин, оставленных мужьями. Только немногие из них последовали за супругами в северную столицу, где даже днем нередки морозы ниже 30 градусов. Местность заболочена, зыбкая, город, как змеями, пронизан трубами теплоцентралей, придающими необычный колорит улицам. Главная площадь являет собой сюрреалистический пейзаж из нагромождения подъемных кранов и остовов высотных зданий на фоне невзрачного, в советском стилe города 50-х годов. Только немногие трансплантированные сюда чиновники получили квартиры, многие перебиваются в гостиницах по двое-трое в номере. Вечера теперь, как правило, посвящаются пьянству...

Более удачливые чиновники получили ключи от собственных, кое-как меблированных квартир. Многие надеются весной перевезти сюда из Алматы свою обстановку. И не многие в восторге от того, что покинули теплую, благодатную и более космополитичную прежнюю столицу.

Высшие министерские чины часто пользуются тем, что подчиненные оказались вне семей и заставляют их оставаться на рабочих местах и после 18.00. Только очень немногие из высокопоставленных осмеливаются покидать офисы до того, как министр уедет домой. А это часто случается заполночь, когда министр, юркнув в теплый «мерседес» (любимое средство передвижения казахстанского правительства), срывается на свою виллу в специальной министерской деревне. Несчастный же подчиненный, пропустивший возможность вовремя уехать ведомственным автобусом, вынужден ловить случайный транспорт, чтобы попасть к себе в гостиницу.

В новой столице бюрократам неуютно. Многие высшие чиновники, обустраивая антураж, спешат пригласить в Акмолу своих бывших секретарей. Коренные акмолинцы, страдающие от высокого уровня безработицы, непрочь бы занять новые рабочие места, но их профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Даже для того, чтобы заполнить непрестижные вакансии, чиновники вынуждены обращаться за помощью к своим алматинским коллегам... Назарбаев употребил всю свою изощренность и упорство, чтобы переместить столицу. «Я всех в этом городе заставлю работать», — заявил он в парламенте». («Время по Гринвичу», газета, выходившая в Алматы, от 06.05.98);

Как можно было понять из этих публикаций, город был абсолютно не готов к своему столичному статусу . В свое время международные СМИ обошла история о том, что создание новой столицы началось с того, что разваливающиеся пятиэтажки времен советского лидера Хрущева одели в красивые панели, но только со стороны главной улицы . При этом дома так оставались, как и все предшествующие несколько лет, без газа, а из кранов текла ржавая вода. Большой сюрприз переселенцам преподнес резко континентальный климат новой столицы с его сильными ветрами и суровыми зимами. Никто из казахской элиты не хотел переезжать в новоявленный столичный город. Фактически единственной движущей силой обустройства столицы на новом месте были желание и воля казахстанского президента Назарбаева.

Итак, Астана́ (с казах. Астана — «столица»). Данные о количестве населения даже по официальным источникам противоречивы. Количество населения Астаны на 2008 г. — около 700 тыс. жителей . Так гласит полуофициальная брошюра «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане на русском языке. Там же указывается, что население утроилось за последнюю декаду, превысив 700 тыс. жителей, что предусматривалось только к 2020 году. Другое издание этого же издательства — «Казахстан. Справочник Туриста», выпущенное также в 2008 году и снова по заказу Министерства туризма и спорта Казахстана, указывает цифру в 600 тыс. жителей. На официальном сайте президента Казахстана ранее приводилась цифра в 510, 5 тыс. человек, но на 1 января 2004 года. В версии этого сайта на август 2009 года указана цифра в 600 тыс. 200 человек.

Прежние названия Астаны: Акмолинск с 1832 по 1961, Целиноград с 1961 по 1992, Акмола с 1992 по 1998 .

С 10 декабря 1997 года Астана является столицей Республики Казахстан. Как меланхолично отмечает сайт президента Казахстана, «Первой столицей Казахстана с 1920 года был город Оренбург (ныне в Российской Федерации). В 1925 году столица Казахстана была перенесена в Кзыл-Орду. Сооружение Турксиба стало основной причиной переноса столицы в Алма-Ату. Юридически это произошло 3 апреля 1927 года, фактически переезд состоялся в 1929 году ».

Происхождение казахов: О казахах, кыргызах и «беглых узбеках»

Отметим, что именно при большевиках Казахстан появился впервые на карте мира как государство, хотя и не независимое. До этого существовал в истории только один пример, который можно назвать прообразом собственно казахского государства — т.н. «Казахское ханство», а, в основном, казахи входили как составная часть в состав других государств .

В связи с поздним формированием у казахов государственности о происхождении казахов до сих пор выдвигаются различные гипотезы. Не оспаривая их тюркское происхождение, некоторые называют их «беглыми узбеками» — так как они были тюркскими племенами, отделившимися от такого же тюркского раннеузбекского государства .

Как осторожно пишет полуофициальный (изданный по заказу министерства туризма и спорта Казахстана) и уже упоминавшийся «Казахстан. Туристический путеводитель»: «В XV — XVI веках чингизид Абдулхаир хан отобрал трон у потомков Тамерлана и образовал государство, в которое входили племена и роды современных казахов. Двоюродные братья Абдулхаира — Жанибек и Керей, недовольные его политикой, стали объединять племена под единым название казахи. Их дело продолжил Касым — сын Жанибека, по сути, ставший первым казахским ханом ».

Казахская служба «Радио Свобода» указывала 01/06/2010, говоря об открытии памятника ханам Жанибеку и Керею в Астане, что из летописи «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара следует, что именно Керей и Жанибек примерно во второй половине 1450-х годов начали массовую откочевку своих племен из Восточного Дешт-и-Кипчака от (тюркско-узбекского государства шайбанидов) Абулхаира в государство Могулистан на западе Семиречья .

И продолжала: «Бежавшие племена обосновались в уютных долинах рек Чу и Козы-Баши, и, как считают некоторые историки, именно благодаря их откочевке началось формирование современного казахского народа, а появление собственно термина «казах» датируется концом 15-го века» .

Одна из версий происхождения термина «казах» с древнетюркского — «вольный», «отделившийся» . Как пишет сайт nomad.su, ссылаясь на публикацию русского журнала «Родина»:

«отсюда это тюркское слово (казак) и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков . Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.

Иными словами, исходное значение термина казак социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству...

Казаком мог стать любой человек, будь он тюрок или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид...

Таким образом, в те далекие времена казаками становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в ираноязычных и тюркоязычных источниках образовано существительное казаклык — «казакование», «казачество», «скитальчество», «вольность», а также глагол казакламак — «скитаться», «вольничать». Понятие «во времена казачества» обычно передается, соответственно: казаклыкда, казаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак...».

Интересные дискуссии о происхождении и употреблении названия «казах» временами проходят на международном казахском ресурсе kazakh.ru. Там, в общем, также доминирует точка зрения о происхождении названия «казах» от тюркского «казак» — «вольный», «отделившийся». Но посетители этого казахского ресурса обычно выражают негодование, что слово «казак» в русском языке изменило первоначальный смысл: казаками стали называть военные формирования вольных украинцев и русских. А самих первоначальных «казаков» — нынешних казахов во избежании путаницы русском стали назвать «казахами» .

Вот некоторые мнения с форума kazakh.ru о термине «казах»:

«Наиболее правильным обозначением коренного народа Казахстана в русском языке является «казаК».

Именно так в русских хрониках писали о «КазаКском ханстве» — казаки, Казацкая Орда, Казачья Орда, кайсаки, Кайсацкая Орда и т.д. Потом было неверное название «киргиз». С 1925 по 1936 в русском языке снова восстановили название «казак» .

Нынешнее «казаХ» является советским искажением (с 1936 г.) изначально тюркского слова , причем искажением весьма абсурдным — тоже самое, что писать «калпаХ», «кипчаХ».

Киргизы пишутся «кыргызами», башкиры — «башкортами», якуты — «саха», малороссы — украинцами, так почему казаки должны использовать (русское) искажение тюркского слова «казак»?

Причем это касается не только русского, но и английского языка, где с недавнего времени начало утверждается уродливое «kazakH», переведенное на английский с русского ».

«Казак (с твердым к) — тюркское слово, означает оно — ушедший из племени и ведущий отшельническую жизнь человек, или изгнанный за провинность на исправительный срок, чтобы человек обдумал свои поступки и сделал соответствующие выводы. 500 лет назад наш народ стал называться казахами из-за раскола. Мы откочевали в степь, узбеки остались, вот мы и стали казахами» .

«Калмыцкий историк Хара-Даван в книге о Чинигисхане опубликованной в Белграде 1925 году дает пояснение что слово «казак» — означает всадник — в Золотой Орде была область которая именовалась как «Казакстан» а население называло себя казаками».

«В родственной по языку Турции есть выражение «казак еркек» — «забияка», «мачо».

Этот же сайт kazakh.ru опубликовал некоторое время назад заметку из, насколько можно понять по информации сайта, казахстанского государственного глянцевого журнала «Астана». Заметка называется «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы». Дело в том, что казахов в царской России долгое время называли киргизами (сами киргизы в России в царские времена именовались кара-киргизами — черными киргизами. Киргизы (кыргыз) — самоназвание народа от тюркского слова кыргыз — «неистребимый», или «кыргын» в значении «истребляющий», или от слов «кырк кыз» («сорок племен»). Казахи были недовольны, что их в русских публикациях в царские времена смешивают с киргизами .

Вот некоторые выдержки из упомянутой выше заметки «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы»:

«В публицистике и довольно часто даже в исторической литературе существует неточное представление, что якобы именно с начала XVIII века казахов стали называть киргизами.

Но все было гораздо сложней. Еще в первые полтора десятилетия XVIII в. в русских документах, которые хранятся главным образом в Российском государственном военно-историческом архиве и Архиве внешней политики Российской империи, казахи упоминаются под своим собственным именем. Даже в журнале русского посланника в Ивана Унковского, который был составлен в 1722-1724 гг., мы тоже встречаем упоминание о казахах под именем «казак». Такая ситуация продолжалась до 1734 года.

— Я обращаю особенное внимание на этот факт, потому что не сразу и не внезапно казахи стали киргизами, — говорит ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева — С 1715 по 1734 год параллельно ходили как бы два термина — казак и киргиз-кайсак или просто киргиз, а потом в русских официальных документах начинается уже тотальное вытеснение первого термина вторым. С чем это связано? В первую очередь рубежом между употреблением этих двух терминов явилась публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1734 г. перевода нескольких фрагментов книги амстердамского купца и бургомистра Николая Корнелиуссона Витзена «Северная и Восточная Тартария» .

Этот человек по приглашению Петра I находился в России в конце XVII в. и описывал разные регионы Российской империи, главным образом от Урала до Дальнего Востока, включая современную Центральную Азию. Непосредственно на территории последней он не был, информацию преимущественно черпал от русских бывалых людей — приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там, а также от бухарских купцов, под именем которых, кстати, были известны вообще все среднеазиатские купцы.

Так в чем же заключалась загадка книги Витзена? дело в том, что автор располагал сведениями о народах в определенной последовательности по смежным территориям, которые они занимали. Сначала шел очерк о яицких казаках, потом — о башкирах, затем об енисейских киргизах, на основе которых сформировался современный народ — хакасы, ведя же повествование о народах Центральной Азии, те небольшие сведения о казахах, которые были извлечены им из рассказов русских и бухарских торговцев, он поместил в разделе «Бухария». Казахи фигурировали у него под собственным именем — «казаки», или как «татарские казаки» — подданные Бухары. Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII в. постоянно вело борьбу за сферы влияния на территории Средней Сырдарьи с Бухарским ханством, отдельные территории современного Южного Казахстана переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распространяло там свое политическое влияние, поэтому Витзен в разделе «Бухария» поместил небольшой подраздел, посвященный казахам.

Информация, содержащаяся в ней, носит поистине уникальный характер. Здесь впервые встречаются сведения о Кажи-султане — отце хана Абулхаира, о котором было известно только из упоминания его имени в родословной хана, которую Абулхаир продиктовал русскому послу А.Тевкелеву в 1748 г., а также из надписи на его печати. Хан говорил Тевкелеву о том, что его предки владели городами по Сырдарье. Историки по разному относились к этой информации. Поскольку четких доказательств не было, считали, что хан мог просто набивать себе цену, преувеличивая значение своих предков. Витзен же со слов купцов называет один из присырдарьинских городов, которыми владел Кажи-султан.

Почему же при наличии столь важных сведений о казахах в 1734 г. возникла такая казусная ситуация, когда их вдруг переименовали в киргизов?

В начале января 1734 г. в Петербург приехала казахская делегация во главе с Ералы-султаном, сыном Абулхаир-хана, чтобы закрепить условия подданства .

По этому случаю обязательно требовалась рекламная публикация. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» решили перевести кусок из «Северной и Восточной Тартарии» Витзена. Они очень торопились, а самое главное — в России в то время имели весьма туманное представление о местоположении казахских жузов (жуз — союз из более мелких родов. Всего у казахов было три основных жуза. Прим.. Для перевода взяли первый попавшийся кусок, но не о юго-восточных, а о восточных соседях. В общем, подразумевалось, что речь идет о казахах, а на самом деле — в основном об енисейских киргизах, или будущих хакасах. Корреспондент газеты, он же — пересказчик труда голландского путешественника и исследователя, привел путаную версию о происхождении казахов от енисейских киргизов, хотя такой гипотезы у самого Витзена не было .

— Возникла крайне анекдотичная ситуация, поскольку это появилось, я подчеркиваю, в условиях абсолютизма, в официальной газете — органе царского правительства, это было воспринято как закон для употребления , — продолжает И.Ерофеева. — И фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами.

Можно пронаблюдать и за тем, почему такая традиция стала устойчивой. одно дело — произошла ошибка, а другое — в России сразу после этого стали раздаваться голоса: извините, господа чиновники, но самоназвание у народа-то другое. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 г. академик Г.Ф.Миллер. В 1771 г. в своей рукописи специального историко-этнографического исследования о казахах об этом же говорил русский путешественник Х.Барданес. Свой труд он так и назвал «Киргизская или казахская хорография». Поставив как бы под сомнение правомерность употребления термина «киргиз», он особо уделил внимание тому, что сами так называемые «киргизы» никогда не называют себя «киргиз-кайсаками», а говорят «мен казак» — «я казах».

Было очень много версий по поводу того, почему же эта путаница существовала до конца 20-х годов XX века? По мнению русского автора Левшина, использование термина «киргиз» стало удобным для царских администраторов, чтобы хотя бы по названию отличать казахов от сибирских и яицких казаков (хотя этимологии разные, но поскольку в русский язык еще не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику этого слова, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием народа — «казах»). Другие авторы, в том числе и Ч.Валиханов, высказывали мнение, что много черт общности между двумя народами — родственные по этноисторическому происхождению киргизы и казахи вели одинаковый, кочевой образ жизни, имели сходство в антропологии, языке, культуре, ведении хозяйства.

Возникновение этой терминологической ошибки, как утверждает И.Ерофеева, было связано с возникновением в первой четверти XVIII в. ошибочного отождествления казахов именно с енисейскими киргизам, поводом к которому послужило насильственное переселение джунгарским (Джунгары — монголоязычный народ, нынешние монголо-ойраты, проживающие в Западной Монголии и Синьцзян — Уйгурском автономном районе Китая. Прим.. в район Чу-Таласского междуречья нескольких тысяч семей енисейских киргизов. Поскольку география размещения южных казахских кочевий русским чиновникам в то время была почти неизвестна, то в России стали считать, что казахи смешались с киргизкими переселенцами из Хакасии.

Усилению этой путаницы способствовало издание в 1726 г. перевода рукописи хивинского историка XVII в. Абдулгази-Бахадур-хана «Родословная тюрок» на французский язык с примечаниями пленных шведских офицеров, находившихся тогда в Сибири. Последние под сильным впечатлением внезапного исчезновения воинственных и непокорных киргизов с Енисея и переселения их в Джунгарию интерпретировали некоторые положения книги Абулгази об Огуз-хане и других мифических прародителях тюркских народов как свидетельства о происхождении казахов от енисейских киргизов.

К концу XVIII в. гипотеза бывших военнопленных о енисейских киргизах как предках казахов стала господствующей в русской и европейской научной литературе о казахском народе .

Отсюда термины «киргиз», «киргиз-казак» или «киргиз-кайсак» надолго вошли в этнографический лексикон русских и европейских чиновников и исследователей Казахстана.

В трудах таких крупных исследователей народов, населявших Среднюю Азию, как Витзен и француз де Гинь, они называют казахов «киргизами», тогда как там они упоминаются и под своим собственным именем, правда, не просто в голом виде — «казак», а, например, бухарский казак...».


Государственный Флаг Республики Казахстан

Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32-мя лучами, под которым - парящий степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Отношение ширины Флага к его длине: 1:2.


Государственный Герб Республики Казахстан

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения Государственного Герба Республики Казахстан. Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре Герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму Герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Государственный гимн Республики Казахстан

Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

Ежелден ер деген,

Даңқымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Ұрпаққа жол ашқан,

Кең байтақ жерім бар.

Бірлігі жарасқан,

Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты,

Мәңгілік досындай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің - Қазақстаным!

Государственные символы Республики Казахстан - это важнейшие атрибуты страны, которые удостоверяют ее независимость и суверенитет. Проверьте, насколько хорошо знаете их историю, символическое и духовное значение.

Государственный герб Республики Казахстан

Государственные символы Казахстана - основные признаки суверенности и национальной самоидентичности страны. На официальном уровне их утвердили 4 июня 2007 года. Каждый гражданин обязан знать их, почитать и беречь. Это не только знаки государства, но и символы свободы каждого гражданина нашей страны.

В школе, вузах и колледжах проводят уроки, на которых формируют чувство патриотизма и уважения к этим атрибутам государственности. Об их значении расскажем подробнее.

Герб Казахстана отображает основные культурные ценности страны. Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов - его авторы - по центру изобразили верхнюю сводчатую часть национального жилища - юрты. Золотой шанырак расположен на голубом фоне, символизирующем чистое и мирное небо. От центрального изображения в разные стороны расходятся лучи, которые имитируют опоры юрты - уыки. С двух боков шанырак поддерживают мифические крылатые кони - еще один национальный символ нашей страны. Сверху изображена звезда, а внизу - надпись «Қазақстан». Они выполнены в золотом цвете.

Герб РК - это отображение миролюбия и процветания страны, главных ценностей государства - чистого неба и щедрости, процветания народа.

Государственный флаг Республики Казахстан

Флаг Казахстана развевается над каждым государственным учреждением, его несут спортсмены, которые защищают честь государства на мировых чемпионатах, исследователи с его помощью обозначают принадлежность открытых территорий, со знаменем идут в бой воины.

Республика Казахстан владеет флагом, который отображает самобытность и исторические ценности народа, населяющего наш суверенный край. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета.

По центру изображены два самых важных символа государства, которые демонстрируют свободолюбие народа, его мирный нрав, щедрость и богатство земли, готовность народа защищать землю. Автор флага Казахстана Шакен Ниязбеков воплотил эти значения в образе золотого солнца, окруженного лучами-зернами, и свободно парящего степного орла - символа широты мировоззрения, государственной мудрости и прозорливости. Орел устремлен вперед - в будущее.

Казахские орнаменты на флаге расположены параллельно древку.

Государственный гимн Республики Казахстан

Гимн Казахстана - торжественное музыкально-поэтическое произведение, которое исполняют в особенных случаях - на мероприятиях, проводимых на государственном уровне.

Гимн РК - это музыкальное произведение «Менің Қазақстаным», музыку для которого создал Шамши Калдаяков, а слова сочинили Жумекен Нажимеденов и Нурсултан Назарбаев. По инициативе последнего в 2006 году оно стало гимном государства. Впервые его исполнили на инаугурации Президента Казахстана.

В гимне звучит слава вольному степному народу, воспевается богатство и щедрость края, возвращение ему свободы и самостоятельности в самоопределении.

Государственные символы обязан знать и почитать каждый гражданин. В них воплощена история и героические свершения предков, воспета щедрость земли и необъятность просторов, мечты и надежды современников, их готовность защищать свой край, трудиться для его величия и процветания.

Любое суверенное государство имеет свои официальные символы. Это флаг, герб и гимн. Данная статья посвящена Республики Казахстан. Приведены их описание и расшифровка смыслового значения, а также связанные с ними. Уделено внимание и законодательной базе, регулирующей процедуру принятия и использования национальных символов.

Государственный флаг РК: описание

Описание государственных символов Республики Казахстан начнем с национального флага этой среднеазиатской страны. Он представляет собой полотнище прямоугольной формы. Фон его голубой. По центру расположено изображение лучистого солнца, а под ним парит орел (тоже золотого цвета). Ширина флага относится к его длине как один к двум.

Полотнище традиционным образом крепится к древку. На последнем имеется вертикальная полоска. Она представляет собой национальный орнамент золотистого оттенка.

Расшифровка внешнего вида казахстанского флага

Испокон веков у кочевых народов, населявших современную территорию Казахстана, небесно-голубой цвет ассоциировался со свободой, без которой они не могли представить своей жизни, а также с безупречностью и честностью. Если проанализировать слово «голубой», то в казахском языке оно имеет много однокоренных, связанных с понятиями "счастье", "бытие", "обновление". Нельзя также забывать и о древних тюрках, которые боготворили небо, считая его своим создателем. Их знамя тоже было голубым именно по этой причине.

Таким образом, окрас флага как государственного символа Республики Казахстанговорит о том, что граждане, населяющие эту среднеазиатскую страну, больше всего ценят свободу, мир и счастливую жизнь. Даже одноцветие фона имеет свою смысловую нагрузку. Оно символизирует единство в государстве и равенство всех перед законом.

Солнце всегда ассоциировалось у людей с жизненной энергией. Лучи его на казахстанском флаге изображены в форме зерен. Это символ благополучия и достатка. Есть и еще один важный элемент - орел (точнее беркут). Это грозная птица степей. Когда ее изображают в позах, свидетельствующих о хищных намерениях, возникают ассоциации с силой и властью. Но на гордо расположился орел, широко расправивший крылья. Он находится в полете. И это означает свободу, стремление граждан молодой страны к высоким целям и лучшей жизни. У кочевников беркут вызывал восхищение и благоговение. Они считали эту птицу мужественной, преданной и свободной.

Орнамент, украшающий древко, характеризуется гармонией фигур и линий. Он отражает менталитет казахского народа. Подобные изображения нередко можно встретить на культурных памятках этого государства.

Как выбирали национальный флаг

Практически сразу после провозглашения независимости Республики Казахстан государственные символы РК стали вопросом первостепенной важности. С середины зимы 1992-го власти объявили конкурс, в ходе которого хотели найти лучшего автора флага. Каждый желающий мог поучаствовать в этом грандиозном проекте.

По данным организаторов, на рассмотрение было прислано до 1200 работ. Участие в конкурсе принимали граждане не только Казахстана, но и других стран постсоветского пространства. Авторами эскизов выступили также немцы, турки и монголы.

Оценивала работы конкурсантов специально созданная комиссия. В нее вошли выдающиеся деятели искусства страны, депутаты Верховного Совета Республики и ее глава - Нурсултан Абишевич Назарбаев. Именно он обратил особое внимание на эскиз, разработанный художником Шакеном Ниязбековым.

Немного об авторе государственного флага РК

Об авторе государственного символа Республики Казахстан кратко можно рассказать следующее. Родился Шакен Ниязбеков в 1938 году. В десять лет внезапно остался круглым сиротой. После школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, которое успешно окончил.

Еще студентом принимал участие в реставрации Эрмитажа и других известных культурных памятников. Творческий путь Ниязбекова полон больших достижений. Среди них победы в конкурсах плакатов «Миру мир» и художественного оформления площади в городе Алматы. В 80-х этот человек возглавлял Союз живописцев Казахстана.

Будучи обладателем множества наград и премий, художник всегда оставался скромным. За победу в конкурсе флагов его наградили всего лишь цветным телевизором. Но Шакен Онласынович остался этим доволен и на какие-либо почести, привилегии не претендовал. Скончался автор флага Республики Казахстан четырнадцатого августа 2014 года.

Официальное утверждение и представление флага страны

Принят государственный символ Республики Казахстан (флаг)четвертого июня1992 года.Правда, вариант,утвержденный комиссией, несколько отличался от того, который существует сейчас. В Законе «О Государственном флаге» РК он был описан как трехцветный; форма орнамента являлась иной, а цвет последнего был алым.

Буквально в первые же дни после утверждения Президент поднимал вопрос о внесении изменений в государственный символ, и соответствующее решение приняли. Шестого июня 92-го флаг страны торжественно презентовали, а затем подняли над резиденцией главы республики и ее Парламентом. В том же году несли его на открытии Олимпиады в Барселоне, впервые представив национальное знамя на международном уровне.

Проблемный момент с флагом

Вот уже много лет некоторые публичные деятели обращают внимание на то, что стандарты государственного символа Республики Казахстан (флага) в Конституции прописаны не четко. И это часто становится причиной искажений. В основном законе указано, что фон главного знамени страны - голубой, а изображения птицы, солнца и орнамента должны быть золотыми.

Но в природе существует более восьми десятков оттенков голубого. Что же касается золотого, то их количество переваливает за сотню. В ходе полиграфических работ каждый понимает указанные цвета по-своему. Поэтому флаги на государственных и других учреждениях нередко сильно отличаются друг от друга. Можно увидеть и нежно-голубые варианты, и насыщенно-синие. Оттенки рисунков тоже варьируются. По мнению многих экспертов, это является проблемой, и она требует решения.

Описание государственного герба страны

Следующий государственный символ Республики Казахстан - национальный герб. Он был принят так же, как и флаг, четвертого июня 1992 года и торжественно представлен спустя два дня. Авторы его Ж. Малибеков и Ш. Уалихан - известные казахские архитекторы.

Герб представляет собой колесо, в середине которого изображен шанырак (это крыша традиционного казахского жилища - юрты). От него расходятся опоры (или уыки), напоминающие лучи солнца. По обе стороны шанырака расположены крылатые лошади (тулпары) с рогами изобилия, хорошо известные в казахской национальной мифологии. Над ним нависает пятиконечная звезда (объемная). А под шаныраком написано название республики на казахском языке.

Фон колеса - голубой. Все изображения золотые. Таким образом, выполнен в тех же цветовых решениях, что и национальный флаг.

Расшифровка герба страны

Круг, в форме которого выполнен государственный герб Казахстана, символизирует вечность. Шанырак - это тотемная часть юрты, особо почитаемая кочевниками, которые видели в своем жилище не только практический смысл, но и духовный. Каждый его элемент имел свое философское значение. Шанырак, напоминающий небесный купол, «отвечал» за связь человека с высшими силами. Герб, включающий самый главный элемент юрты, означает то, что Казахстан является уютным домом для всех своих граждан. А опоры - это надежность и устойчивость жилища.

Крылатые лошади-рогоносцы являются символом изобилия и стремления к совершенству. Пятиконечная звезда говорит о том, что казахский народ стремится жить мирно со странами всех пяти континентов планеты. Золотой цвет рисунков символизирует благополучие, а голубой - чистоту и свободу.

Государственный гимн

И третий государственный символ Республики Казахстан - национальный гимн. Первый раз его утвердили в 1992 году вместе с гербом и флагом. Но с самого начала текст песни, выбранной для гимна, казался большинству казахов слишком сложным для восприятия. А мелодия не очень хорошо «ложилась на слух».

Поэтому в 2006 году было принято решение изменить государственный гимн. Новым символом стала популярная песня, хорошо известная казахам еще с пятидесятых годов прошлого века. Автор музыки - Ш. Калдаяков, а слова написал Ж. Нажимеденов. Текст был доработан уже в начале двадцать первого столетия Нурсултаном Назарбаевым.

Песня пропитана духом патриотизма. В ней снова фигурируют золотые колосья и голубое небо. Лирический герой сравнивает себя с цветком, выросшим на благодатной казахской земле и любящим свою Родину.

Законодательная база

Изготовление и применение флага, герба и гимна регулируются Конституционным законом о государственных символах Республики Казахстан, а также соответствующим Указом Президента. Знамя обязательно должно присутствовать на крышах зданий государственных органов страны. На их стенах необходимо и присутствие герба, который размещается и на национальной валюте, а также на паспортах, погранстолбах, страницах официальных средств массовой информации Республики Казахстан и т. д. Использование герба на своих печатях и бланках негосударственными учреждениями запрещено. Гимн необходимо исполнять и слушать стоя, приложив правую руку к верхнему левому участку груди.

Итак, мы рассмотрели государственные символы республики Казахстан: флаг, герб и гимн. Каждый из них имеет важную для граждан этой страны смысловую нагрузку, неразрывно связанную с историей народа. Уважать государственные символы - конституционная обязанность всех людей, проживающих в Казахстане.

14578 0

4 июня 1992 года – произошло важное событие: были приняты Государственные символы Казахстана.

Государственные символы – геральдические образы, созданные по всем канонам современной политической культуры и исторической самоидентификации, декларировали не только факт государственной независимости страны, но и суть самых главных принципов построения нового государства.

Важный атрибут государственной символики – герб, в переводе с немецкого языка означает «наследство» или «доля в наследстве». История гербов на казахской земле начинается со времен появления на ней первых государственных объединений. Другими словами, история герба – это история государства. Как показывает мировой опыт, характерные особенности Герба отдельного государства позволяют отличать его от другого государства. Скажем, сакские племена эпохи раннего железа имели родовые тотемные знаки, позволявшие отличать их друг от друга. Тамга – означало особый знак, священный символ, родовая печать. На одежде «Золотого человека», найденного при раскопках Иссыкского кургана V века до нашей эры, было около 4 тысяч украшений, выполненных в «зверином стиле» и изготовленных в виде фигурок барса, горного козла, архара, лося, коней и различных птиц. Отсюда позаимствован орнамент «қошқар мүйіз» (рога архара), являющиеся частью нашего Флага. За основу Герба были взяты, смотрящие в противоположные стороны, сказочные крылатые кониединороги, которые располагались на головном уборе «Золотого человека». При сопоставлении символов государств со схожей историей, ясно видно, что на них изображены одинаковые животные, к примеру, грифоны и беркуты, львы или кони – верные спутники кочевых тюрков.

Такие тотемные символы часто встречаются в уйсунских, тюрко-монгольских преданиях, особенно в легендах о Көк бөрі (Небесном волке). В мировоззрениях тюркских народов волк занимал особую тотемную роль. Во времена Тюркского каганата на знаменах тюрских войск был изображен «Көк бөрі». Поэтому в музыкальном произведении известного казахского акына Суйнбая, жившего в XIX веке, есть такие слова «Бөрілі менің байрағым, Бөрелі байрақ көтерсе, Қозады қай-қайдағым...». Ка- захский народ всегда считал волка символом смелости и мужества. В последующие времена казахи использовали родо-племенные тамги. Ученые насчитали 84 тамги казахских родов, произошедших от 43 племен. Тамги, имеющие различные геометрические формы, использовались в качестве гербов и печатей. Также тамги служили для обозначения родовой, племенной и частной собственности. У казахов до наших дней сохранился обычай метить животных тамгой.

Флаг – особый знак самобытности, независимости, государственности. Его история, насчитывающая 5 тысяч лет, начинается на Ближнем Востоке. По словам исследователей, самый древний флаг был найден на территории Ирана, на нем были изображены птицы, звери, лики богов. История голубого цвета флага Казахстана имеет связь с символикой Тюркского, Хазарского, Сельджукского каганатов, государства Тимуридов, Казахского ханства. На языке древних тюрок значение слово «көк» также соответствовало понятиям «восток», «восточный». Солнце на флаге Казахстана – древнейший космический символ, известный всем народам, означает источник жизни, свет. История казахского народа находится в генетической связи с историей саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Древние тюрки, исповедовавшие тенгрианство поклонялись Голубому небу, Солнцу, Воде, Воздуху, Земле. Поэтому голубой цвет флага и символика отражают историческую преемственность народов, проживавших на территории Казахстана. Орел, изображенный на флаге, известен как символ власти и силы, поэтому этот геральдический знак, представлен на многих гербах и государственных эмблемах стран мира.

Если обратимся к истории гербов колониального периода, то в результате административно-территориальной реформы 1867–1868 годов были созданы гербы городов Казахстана. Входившие в состав Российской империи казахские области и города имели гербы единого образца. Например, города Уральск, Гурьев (современный Атырау), Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Кокшетау, Костанай, Актобе и другие имели гербы.

Правительство Алаш-Орда, возникшие после свержения царизма в 1917 году, рассматривало на своих заседаниях вопрос о необходимости создания герба, но вопрос остался нерешенным. Поэтому в 1918 году в газете «Қазақ» была опубликована статья «Орда гербі (таңбасы)» с при- зывом принять участие в разработке проекта герба. Рассматривая советский период (1920–1991), мы ясно видим, что герб Казахской ССР, как и других союзных республик, был создан на основе герба СССР. В его центре в красных лучах располагались серп и молот, а на полотнище была надпись на казахском и русском языках «Пролетарий всех стран объединяйтесь!». В самом верху герба находилась пятиконечная звезда, внизу была надпись «КССР» и «ҚССР». В нижней части красного государственного флага КазССР была неширокая голубая полоса, напоминающая о первоначальном цвете национального стяга. В исторических документах встречаются сведения о существовании флагов Алаш-Орды белого и зеленого цветов.

В 1991 году глубокий политический кризис привел к крушению СССР и открыл путь к свободе. Была провозглашена независимость нашей страны. В эти годы началась работа по подготовке Государственных символов Республики Казахстан. В начале 1992 года вышло Постановление Президиума Верховного Совета о создании рабочей группы по подготовке новой государственной символики Республики Казахстан. В соответствии с ним была образована комиссия, в ее состав вошли такие известные деятели, как С.Абдильдин, С.Зиманов, С.Абдрахманов, Е.Шаймерденов и др. Также был объявлен конкурс проектов Герба, Флага, Гимна. В нем приняли участие многие представители творчества, талантливые поэты, композиторы, художники. В конкурсе на Государственный Флаг приняли участие 600 человек и было подано 1200 проектов, также было предложено 245 проектов Государственного Герба и 750 проектов Государственного Гимна.

Эскизы государственного флага

Эскизы государственного герба

Гимн, олицетворяющий духовное единство, является еще одним важнейшим государственным символом. За годы независимости было принято два Гимна (1992,2006). Авторами текста первого Гимна были Т.Молдагалиев, М.Алимбаев, К.Мырзалиев, Ж.Дарибаева и композиторы М.Толебаев, Е.Брусиловский, Л.Хамиди. Мелодия гимна советского периода осталась без изменений. Однако, 9 мая 2000 года Глава государства Н.А. Назарбаев поставил вопрос перед правительством о не- обходимости замены Гимна. В результате в январе 2006 года песня «Менің Қазақстаным» стала официальным Гимном. Песня была написана в 1956 году Ш.Калдаяковым и Ж.Нажимеденовым. Этот марш, сочиненный в годы освоения целины, создавался с целью пробуждения национальной гордости и духа казахского народа. Он звучал и в декабре 1986 года.

Авторы текста первого Государственного гимна РК

Авторы музыки первого Государственного гимна РК

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сыграл особую роль в процессе принятия Государственных символов. Внеся некоторые поправки в текст, отвечающие сегодняшним идеалам и целям страны, он вошел в объединенный авторский коллектив. «Во время принятия первых символов Независимости Глава государства придал особое внимание использованию государственного языка, терминов на казахском языке, – вспоминает Ербол Шаймерденов, – Он своей рукой вычеркнул слова «герб», «гимн», «символ» и заменил их на «елтаңба», «әнұран», «нышан, рәміз». Сегодня наши Государственные символы широко известны в мире. Республика Казахстан признана всем миром. Флаг нашей страны развевается на флагштоке перед зданием Организации Объединенных Наций и зарубежными представительствами Казахстана. Казахский Голубой Флаг побывал в космосе вместе с Талгатом Мусабаевым. Во время церемоний награждения казахстанских спортсменов на международных соревнованиях звучит наш Гимн и поднимается Голубой Флаг. Это все является предметом особой гордости для каждого гражданина Республики Казахстан.



Государственный флаг Казахстана, побывавший в космосе

Буркитбай Аяган доктор исторических наук, профессор

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)