Изменения в должностной регламент государственных гражданских служащих. Дополнительное соглашение к трудовому договору: образцы Уведомление об изменении должностного регламента образец

Дополнительно Основаниями для внесения изменений в должностную инструкцию могут служить корректировки технологических либо организационных условий производственной деятельности. В таких ситуациях возникает необходимость скорректировать объем обязанностей сотрудников. При изменении технологических или организационных условий производственной деятельности уведомление персонала о пересмотре инструкций является обязательным. Это требование действует вне зависимости от того, является ли она отдельным документом или приложением к контракту. Соответственно, пересмотр инструкции может производиться только после получения согласия от сотрудника. За уклонение от исполнения данного предписания к нанимателю могут быть применены санкции. Если работник не соглашается на новые условия, наниматель обязан предложить ему вакантную должность по его квалификации.

Внесение изменений в должностную инструкцию работника: порядок и образцы

Внимание

Под должностной инструкцией понимается перечень обязанностей и функций конкретной должности. Должностная инструкция — это нормативный акт, который носит локальный характер. Должностные инструкции составляются на каждого сотрудника.


Важно

Их важность в деятельности предприятий и организаций является неоценимой. Благодаря им, каждый работник четко знает, что он должен выполнять в процессе своей трудовой деятельности на конкретной должности, помогают решать спорные ситуации в распределении обязанностей. Для того, чтобы должностные инструкции были актуальными и имели ценность как для работника, так и для предприятия, важно своевременно оформлять какие-либо изменения к ней.


В каких случаях вносятся дополнения к должностной инструкции Законодательно сроки внесения изменений и дополнений в инструкции работников не утверждены, то есть такие дополнения вносятся по мере надобности.

Образец дополнения к должностной инструкции

Сам документ должен содержать:

  • номер и дату трудового договора,
  • дату и место вынесения соглашения,
  • полное наименование работодателя и данные работника,
  • пункты, о которых договорились стороны,
  • дата и подписи сторон.

Как составить доп. соглашение к трудовому договору доп. соглашение к трудовому соглашению составляется обычно в машинописной форме. В названии соглашения отражается дата и номер трудового договора, к которому отнесено данное согласие сторон договора. Преамбула соглашения как указано выше включает наименование работодателя, полное название организации и данные директора либо индивидуального предпринимателя, фамилия, имя и отчество работника, затем пишется следующее: «… заключили настоящее соглашение о нижеследующем…» Далее, начинается перечисленные пунктов, которые дополняют или изменяют заключенный ранее трудовой договор.

Дополнение к должностной инструкции образец бланк

Зачастую такие конфликты заканчиваются расторжением договора. Однако, сотрудники в таких ситуациях подают в суд и успешно оспаривают действия нанимателя. Предотвратить такие последствия можно, грамотно составив должностную инструкцию.

Инфо

При разработке документа необходимо принимать во внимание сведения Единого квалификационного справочника по должностям и профессиям. Однако, перечень функциональных (должностных) обязанностей не обязательно приводить в полное соответствие с ним. Каждый наниматель составляет инструкции для персонала с учетом особенностей деятельности предприятия.

Нюансы корректировки В Трудовом кодексе отсутствует четкий порядок внесения изменений в должностную инструкцию. Поэтому на предприятии могут быть разработаны собственные правила. Но они не должны, однако, противоречить принципам трудового законодательства.

Онлайн журнал для бухгалтера

Но законом не закреплено обязательное вынесение доп. соглашений к трудовому договору при переименовании организации. Относительно этого вопроса, правоведы разделились на три части:

  1. Одни считают, что доп. соглашение не нужно заключать, так как переименование организации не меняют условия труда работника, это сведенья которые могут быть внесены непосредственно в заключенный ранее трудовой договор;
  2. Вторые такого же мнения, но опираются на то, что переименование не влияет на трудовые отношения.
  3. Третьи склоняются к тому, что необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в связи с тем, что в сам трудовой договор по ТК РФ могут быть внесены только недостающие сведение, но не изменённые.

Принятие решения, как оформить переименование организации, отдается в руки работодателю.

Внесение изменений в должностную инструкцию: образец приказа

  • если изменились или дополнились трудовые обязанности работника;
  • если работника предприятия переводят на иные должности;
  • если возникла какая-либо дополнительная работа и она вменяется в обязанности данного сотрудника;
  • если организация проходит процесс реорганизации;
  • если происходят какие-либо корректировки и изменения штатного расписания организации. Это может быть как сокращение определенных должностей, так и наоборот — добавление новой штатной единицы;
  • если изменяется название предприятия или его подразделений;
  • если работник по каким-либо причинам изменил свои данные как личности (например фамилия, имя, отчество).

Правила оформления дополнений к должностной инструкции Рассмотрим основные правила, как необходимо оформить дополнения к инструкциям работников без нарушений.

Дополнительное соглашение о вменении обязанностей

Изменения, внесенные ранее, при этом могут оставаться действительными. Когда поправки вносятся в значительную часть пунктов договора, имеет смысл сформировать приложение к документу в виде обновленной редакции трудового договора. На образце предыдущей версии, как правило, делают соответствующую надпись (об использовании измененного дополнительным соглашением договора).В дополнительном соглашении обозначаются структурные единицы договора, не подвергшиеся изменениям.
Также в заключении устанавливается порядок вступления документа в силу и указывается количество его экземпляров.Корректировка условий сотрудничества работника и работодателя нуждается в обязательном фиксировании в трудовом договоре. Регулированию дополнительным соглашением подлежат разные аспекты трудовых отношений (оплата труда, функциональные обязанности работника, режим работы и др.).

Трудовой кодекс предусматривает наличие в заключаемом между работодателем и работником условия, касающегося трудовой функции второго. Под этим подразумевают предусмотренную должностью работу согласно штатному расписанию, профессии со специальностью и указанием приобретенной квалификации и конкретного вида работы, которая работнику поручается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для закрепления всех трудовых обязанностей, определяющих суть трудовой функции, работодателем традиционно используется .

Детали понятия

Трудовой кодекс не содержит прямого упоминания должностной инструкции, однако она относится к категории тех локальных нормативных актов, связанных с осуществляемой работником трудовой деятельностью и регулирующих трудовые отношения, которые должны непременно предоставляться работодателем при приеме на работу.

Понятие должностная инструкция применяется по отношению к внутреннему документу организационно-распорядительного характера, в котором указанны конкретные должностные обязанности сотрудника и соответствующие квалификационные требования.

Благодаря должностным инструкциям производится закрепление кадровой расстановки, распределение трудовых обязанностей между сотрудниками, благодаря чему обеспечивается контроль трудовой дисциплины и предотвращается возникновение претензий относительно различий в зарплате при одинаковых должностях.

Основным предназначением должностной инструкции является определение круга обязанностей, которые работник берет на себя, его прав и ответственности. В случае отсутствия такого документа работодателю становится значительно сложнее заставить сотрудника заниматься выполнением той или иной работы, а в случае необходимости - привлекать его к .

Когда это уместно и возможного

В случае изменения объема и особенностей должностных обязанностей сотрудника, например, вследствие внедрения новых технологий, перехода на новую модель управления и организации трудового процесса, возникает необходимость корректировать и должностную инструкцию.

Законодательством вопрос внесения изменений в должностную инструкцию не регулируется, в связи с чем предприятие само должно учесть все нюансы и закрепить основные моменты в локальном документе.

При этом изменения в данный документ должны вноситься с учетом способа его оформления (в качестве самостоятельного документа либо приложения к трудовому соглашению), а также характера вносимых изменений (касаются они обязательных условий трудового соглашения или нет).

Если должностная инструкция имеет вид приложения к трудовому договору, то изменения вносятся дополнительным соглашением к этому договору. Если она имеет формат отдельного документа, то либо подготавливается специальный документ с перечнем изменений, либо просто издается новая должностная инструкция.

В том случае, если корректировки имеют отношение к обязательным условиям трудового соглашения, законодательство предусматривает уведомление сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию и получение его согласия на то, чтобы трудовые отношения и далее продолжались на новых условиях.

Основные нюансы подготовки

Внесение изменений

Изменение трудовых обязанностей, возложенных на работника, непременно должно сопровождаться внесением изменений в должностную инструкцию. Все сотрудник должны быть в обязательном порядке уведомлены о нововведениях и должны дать на них согласие.

Измененные должностные инструкции распространяются и на только принятых на работу сотрудников, которые должны ознакомиться с ними до подписания трудового договора. Ставя под ним подпись, лица тем самым дают свое согласие на выполнение своих трудовых обязанностей в определенном объеме и конкретном содержании.

Изменение трудовой инструкции работодателем в одностороннем порядке возможно в том случае, если характер вносимых изменений на затрагивает основные условия трудового договора и не касается осуществляемой работником трудовой функции.

Уточнение, корректировка и переименование

Работодатель вправе уточнять и конкретизировать по своему усмотрению трудовые обязанности подчиненных, если при этом не изменяются их трудовые функции. В частности, если первоначально в должностной инструкции было указано, что сотрудник ведет бухучет в компании, а после уточнения было конкретизировано, что он занимается учетом расчетов с дебиторами и кредиторами, то это абсолютно правомерно.

Получается, что трудовая функция осталась прежней, но в то же время у работодателя появилась возможность предъявлять более конкретизированные требования к сотруднику и более четко обозначать круг его обязанностей.

Несколько по-другому рассматривается и воспринимается переименование должности, занимаемой работником. В частности, смена названия должности «бухгалтер-кассир» на «бухгалтер по кассовым операциям» не влечет за собой изменение должностных обязанностей, поэтому используемая ранее должностная инструкция может остаться без изменений.

Если же должность «бухгалтер» была преобразована в «бухгалтер-кассир», то это неизбежно оборачивается изменением трудовой функции сотрудника, поэтому без составления новой должностной инструкции не обойтись.

Если против воли

Сложная ситуация возникает, когда требуется уточнение должностной инструкции, но сотрудники не заинтересованы в том, чтобы их обязанности претерпели изменения. Традиционно считается, что изменение круга обязанностей, составляющих трудовую функцию работника, невозможно без его согласия.

Это полностью справедливо в том случае, когда все обязанности перечислены непосредственно в трудовом договоре. В таком случае корректировка обязанностей влечет за собой изменение трудового договора, на что непременно должен дать согласие работник.

Несколько иначе дело обстоит в ситуации, когда должностная инструкция представлена в виде отдельного локального нормативного акта. С юридической точки зрения изменения в нем не влекут изменения в трудовом договоре, что дает право устанавливать работодателю обязанности по своему усмотрению.

Порядок и случаи использования уведомления сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию

Необходимость во внесении изменений в должностную инструкцию может возникнуть:

  • когда претерпевают изменения должностные обязанности и правомочия;
  • когда сотрудник переводится на другую работу/должность без смены работодателя;
  • когда на работника, кроме его основных должностных обязанностей, возлагается еще и дополнительная работа по аналогичной или иной должности/профессии;
  • когда юридическое лицо претерпевает реорганизацию;
  • когда штатное расписание изменяется, сокращается штат либо вводится новая штатная единица;
  • когда вносятся определенные изменения в учредительные документы компании или ее департамента;
  • когда у сотрудника меняется фамилия (имя/отчество), если должностная инструкция является персональной и составлена под конкретного сотрудника.

Отечественное трудовое законодательство не указывает четко, каков должен быть порядок внесения в должностную инструкцию изменений. В связи с этим предприятия имеют право данный порядок определять самостоятельно, закрепив его соответствующим локальным документом.

При этом важно учитывать то, каким способом оформлен данный документ, в который планируется внесение изменений. Иными словами, принимается во внимание то, оформлена должностная инструкция в виде отдельного правового акта или же является просто приложением к трудовому договору.

Еще один значимый момент касается характера тех изменений, которые вносятся в инструкцию, то есть, будут ли они затрагивать обязательных условий трудового соглашения.

Когда должностная инструкция представлена в качестве приложения к трудовому договору, то есть является одной из его неотъемлемых составляющих, то все производимые изменения непременно будут оборачиваться прохождением процедуры модификации условий трудового соглашения. При этом характер осуществляемых изменений значения не имеет, и внесение их возможно исключительно с согласия самого работника.


Когда должностная инструкция - это обособленный документ, то все вносимые правки прямого отношения к условиям, прописанным в трудовом договоре, прямого отношения иметь не будут. Соответственно, трудовая функция не претерпевает изменений, и учет мнения сотрудника становится не обязательным условием.

Порядок действий предусматривается следующий:

  • подготовка новой редакции должностной инструкции;
  • утверждение ее посредством приказа руководства;
  • ознакомление сотрудника с новым документом и получение его подписи.

Например, если работнику поручается выполнение неких обязанностей, которые отвечают характеристикам его должности и не требуют наличия иной квалификации или специальности, то трудовая функция сотрудника будет оставаться неизменной, и работодатель не обязан заручаться его согласием.

Если должностная инструкция представлена обособленным документом, но при этом вносимые правки затрагивают обязательных условий трудового соглашения, то следует действовать таким образом:

  • получить у работника согласие на то, чтобы трудовые отношения продолжались на новых условиях;
  • произвести подготовку допсоглашения к трудовому договору;
  • издать приказ об утверждении новой редакции должностной инструкции;
  • предоставить работнику новый документ для ознакомления и подписи.

Таким образом, более целесообразным будет оформление должностных инструкций в виде обособленных документов. Так или иначе, рекомендуется все равно перед принятием решения ознакомлять сотрудников с вносимыми изменениями и уточнениями.

Подробный алгоритм

Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего. Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями. Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент.

Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением. Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

Что это такое и где применяется

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Статья 29 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона".

Служебный контракт является соглашением между представителем нанимателя и гражданином. Цель служебного контракта заключается в обеспечении удовлетворения публичных интересов. Поэтому контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении. Гражданин при заключении контракта не оговаривает с представителем нанимателя условия, а реализует свое волеизъявление путем присоединения к уже существующим условиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Вместе с тем, учитывая специфику профессиональной служебной деятельности, по объективным причинам условия такой деятельности могут измениться. Эти изменения, в свою очередь, потребуют изменения условий служебного контракта.

По общему правилу условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако положения ст. 29 комментируемого Закона устанавливают уведомительный порядок согласования с гражданским служащим изменения условий служебного контракта.

Изменения существенных условий могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к служебному контракту. Если должностные обязанности включены в текст служебного контракта, они не могут быть изменены посредством дополнительного соглашения. В такой ситуации необходимо заключать новый служебный контракт с гражданским служащим, который содержал бы новый состав должностных обязанностей в качестве существенного условия.

В случае если обязанности гражданского служащего включены в должностной регламент подобной проблемы не возникнет, так как законодательного ограничения должностного регламента не установлено. Хотя спорным представляется сам факт включения должностного регламента в число существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе).

Гарантией своевременного информирования гражданского служащего об изменении существенных условий контракта является возложенная на представителя нанимателя обязанность уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий контракта не менее чем за два месяца до их введения.

Представитель нанимателя наделен правом освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить со службы, если последний не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ч. 3 ст. 29).

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ относительно допустимости изменения условий служебного контракта в одностороннем порядке. Приказом рязанской таможни от 28.04.2007 N 46-к прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Н.Ю. Бабуриным, в связи с отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Оценивая допустимость изменения существенных условий служебного контракта, Конституционный Суд РФ разъяснил, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе (ч. 3 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).

Часть 4 ст. 29 устанавливает последствия письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, путем ссылки на перечень оснований прекращения служебного контракта. Пунктом 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является основанием увольнения с гражданской службы.

В отношении сотрудников таможенных органов Закон о службе в таможенных органах не устанавливает отдельной нормы, регулирующей изменение существенных условий служебного контракта. Напомним, что в комментируемом Федеральном законе отсутствует и перечень существенных условий служебного контракта.

Пунктом 5 ст. 10 комментируемого Закона установлена возможность заключения служебного контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Однако учитывая, что в норме сформулирована возможность заключения нового контракта до истечения срока по соглашению сторон, вряд ли в этом случае речь идет об изменении существенных условий контракта.

Отметим также, что в перечень оснований для прекращения службы в таможенных органах изменение существенных условий служебного контракта не включено (ст. 48 Закона о службе в таможенных органах). Полагаем, что законодатель не ставил перед собой такую цель по следующим причинам. Во-первых, служебный контракт с сотрудником таможенного органа всегда заключается на определенный срок. Во-вторых, перечень включает такие основания, как проведение организационно-штатных мероприятий и перевод в другой государственный орган.

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

В министерстве произошла реорганизация с изменением положений о подразделениях. Предстоит внести изменения в должностные регламенты некоторых госслужащих. В какой форме должны быть извещены госслужащие о внесении изменений в регламенты? Если госслужащий не согласен с теми обязанностями, которые на него возлагаются, каковы дальнейшие действия руководства? С уважением Спиридонова М.П.

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по госслужбе "под ключ" от Системы Кадры.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей .

Положения должностного регламента, а также результаты его исполнения гражданским служащим учитываются, в частности, при:

  • проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;
  • проведении квалификационного экзамена;
  • поощрении гражданского служащего;
  • оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации;
  • планировании профессиональной служебной деятельности;
  • включении в кадровый резерв.

Вопрос из практики: можно ли вносить изменения в должностной регламент

Да, можно.

Порядок составления должностного регламента установлен Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Данная статья не содержит запрета на внесение изменений в составленные должностные регламенты. Однако, поскольку порядок внесения изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления к существующему должностному регламенту.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть руководителя государственного органа.

Дополнительное соглашение целесообразно составить, например, в случаях:

  • изменения должностных прав и обязанностей гражданского служащего, в том числе возложения дополнительных обязанностей;
  • изменения наименования государственного органа, структурного подразделения (отдела);
  • изменения действующего законодательства.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях. И только после того, как он согласился на продолжение службы, внесите изменения в должностной регламент (составьте дополнительное соглашение).

При реорганизации или изменении штатного расписания также можно составить дополнительное соглашение к должностному регламенту. Однако если в этом случае одновременно меняются наименование должности, должностные обязанности, наименование подразделения и возложенные на него функции, то должностной регламент нужно пересоставить.