Расчет пеней помощь ип. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам. Когда начисляются пени по страховым взносам ПФР

Как рассчитать пени по НДС - вопрос, с которым сталкиваются многие бухгалтеры. Ответ на него содержится в ст. 75 НК РФ. Каким образом происходит начисление пеней, сколько дней просрочки включать в расчет и как правильно рассчитать итоговую сумму, узнаете из нашего материала.

Расчет пени по НДС

Пени — денежная компенсация за просрочку исполнения обязательства по уплате налогов, сборов, взносов и таможенных платежей в пользу государства.

О сроках уплаты НДС см. материал «Порядок и сроки уплаты НДС в 2018 году» .

Расчет пеней по НДС должен производиться начиная со дня, следующего за днем просрочки платежа (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Что касается последнего дня, за который нужно уплатить пени, то в настоящее время в законе нет четких правил по этому вопросу, а есть две противоположных точки зрения. Одна точка зрения заключается в том, что последним днем начисления пени является день погашения задолженности перед бюджетом включительно (разъяснения ФНС России от 28.12.2009, пп. 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Другая состоит в том, что начислять пени необходимо до дня уплаты недоимки, потому как в день уплаты обязанность налогоплательщика считается исполненной (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Об исключении дня погашения недоимки при расчете пени также говорится в приказе ФНС России «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса с бюджетом местного уровня» от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@. В п. 2 разд. VII приложения к указанному приказу приведен пример расчета пени, из которого видно, что последним днем начисления является день, предшествующий погашению недоимки.

В скором времени этот вопрос должен быть урегулирован: на рассмотрении Госдумы уже находятся поправки в НК РФ, призванные эту проблему разрешить . Но пока решение, платить пени за день погашения недоимки или нет, принимать налогоплательщику. Поскольку позиции налогового ведомства и судей разнятся, то целесообразно принимать во внимание разницу между суммами, как правило, незначительную. Если желания спорить с налоговиками нет, то пени за день погашения задолженности лучше начислить.

К образованию недоимки приводит не только нарушение срока уплаты, но и некорректное заполнение платежных поручений по уплате налогов и взносов.

Чтобы не ошибиться при заполнении платежного поручения по НДС, см. материал «Платежное поручение по НДС в 2018 году - образец» .

Расчет пеней по НДС: калькулятор

С 1 октября 2017 года начисление пеней организациями, а точнее, их ставка зависит от количества дней просрочки платежа.

Если просрочка не превышает 30 дней, пени начисляются исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (абз. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ). При этом формула расчета выглядит следующим образом:

П = Н × Ср / 300 × Д,

где П — сумма пеней;

Н — сумма недоимки;

Ср — ставка рефинансирования ЦБ РФ;

Д — количество дней просрочки платежа.

Примечание: ИП и физлица считают пени по этой формуле в любом случае, т.е. независимо от длительности просрочки платежа.

За просрочку свыше 30 дней юридические лица рассчитывают пени исходя из 1/150 ставки рефинансирования по формуле:

П = Н × Ср / 300 × 30 + Н × Ср / 150 × (Д - 30).

Воспользуйтесь нашим калькулятором для расчета пеней .

Обратите внимание! Количество дней просрочки в калькуляторе на нашем сайте определяется исходя из того, что последним днем начисления пени является день погашения задолженности перед бюджетом включительно.

Пример

Согласно представленной налоговой декларации размер НДС к уплате за 1-й квартал ООО «Мечта» составил 279 000 рублей. Уплата налога по срокам 25 апреля, 25 мая, 26 июня произведена не была. Всю сумму недоимки компания заплатила 13 июля.

Пени начисляются по каждому сроку уплаты. Ставка рефинансирования была установлена (условно) в период с 27 марта по 1 мая в размере 9,75%, в период со 2 мая по 18 июня — 9,25%, с 19 июня — 9%.

Приведем расчет пеней в соответствии с рекомендациями, изложенными в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Данные для расчета размера пени:

  • Пени рассчитываются по каждому сроку уплаты: 25 апреля, 25 мая, 26 июня.
  • Размер недоимки по каждому сроку уплаты — 279 000 / 3 = 93 000 рублей.
  • Расчет пени представлен в таблице.

Срок уплаты

Недоимка

Дата начала расчета дней просрочки

Дата уплаты / изменения ставки рефинансирования

Количество дней просрочки

Ставка рефинанси-рования

3 640,95

1 915,80

6 031,05

По какому КБК уплачиваются пени по НДС, см. .

Итоги

Несвоевременная уплата НДС приводит к необходимости уплаты пени. Причем за просрочку более 30 дней юрлица платят пеню в повышенном размере. Важный вопрос, который пока еще налогоплательщику приходится решать самостоятельно: платить пени за день погашения недоимки или нет.

Если налоги погашаются с опозданием, помимо причитающейся к выплате в бюджет суммы налога, оплачивается начисленная пеня.

Абсолютно не играют роли примененные к налогоплательщику прочие санкции, обеспечивающие наказание за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, описанных в налоговом кодексе Российской Федерации.

Одним словом, при несвоевременном поступлении на бюджетные счета налогов и сборов, кроме всех штрафов за просрочки платежей, каждый налогоплательщик также обязан выплатить всю сумму начисленных пеней.

Как рассчитывается сумма пеней?

Сумма пени представляет собой начисления за каждый день непогашения налогоплательщиком имеющейся задолженности по налогам, начиная со дня, в срок до которого необходимо было в соответствии с законодательством данную задолженность погасить.

Сумма пени рассчитывается, исходя из неуплаченной суммы налога.

Процент уплаты пени от данной суммы определяется как 1 к 300 от действующей ставки рефинансирования Банка России

На текущий момент эта ставка находится на уровне 8,25%.

Ниже представлена формула расчета пеней по налогам, в том чисе и по УСН:

  • ПрЗ – сумма просроченной задолженности по налогам;
  • СтРеф – ставка, выраженная в процентах, действующая в период наличия просроченной задолженности;
  • КолД – количество календарных дней просрочки;

Сегодня расчет пени по налогам доступен в режиме онлайн.

А это значит, что для упрощения процедуры расчета бухгалтер может, обратившись к специализированным сайтам, воспользоваться такой услугой как калькулятор расчета пеней по налогам.

Примеры расчета пени по налогам


Рассмотрим подробный пример расчета пени по налогам:
ООО «Цветочки» в срок до 10 февраля 2014 года не произвело оплату начисленного земельного налога в сумме 6000 руб. Полную сумму задолженности по земельному налогу предприятию удалось погасить 11 марта 2014 г.
Ставка с 10 февраля по 11 марта (37 дней) составляла 8,25 процентов.

ООО «Цветочки» воспользовалось расчетом суммы пеней по формуле:

.
.
.
.
В периоде существования просроченной задолженности, за который считается сумма пени к уплате, ставка рефинансирования может неоднократно меняться.

Бухгалтеру следует знать, что если на протяжении срока, в течение которого за просроченную задолженность осуществлялось начисление пени, ставка претерпевала изменения, для расчета суммы пени к уплате используется каждое значение на определенный период действия ставки.

Рассмотрим эту информацию на примере расчета пеней по транспортному налогу.
ООО «Ягодки» не осуществило уплату транспортного налога в размере 10 000 руб. за 2013 год в установленный законодательством срок. Срок уплаты транспортного налога за 2013 год – 3 февраля 2014 года.
Уплату по налогу предприятие производило частями:

  • 13.02 – 4000 руб.;
  • 03.03 – 6000 руб.

Следовательно, недоимка по транспортному налогу составила:

  • 03.02 – 13.02 (11 КолД) – 10 000 руб.;
  • 14.02 – 03.03 (18 КолД) – 6000 руб.

Ставка в это время (данные примера):

  • 03.02 – 10.02 (8 дней) – 8%;
  • 10.02 – 13.02 (4 КолД) – 8,25%;
  • 14.02 – 20.02(7 дней) – 8,5%;
  • 21.02 – 03.03 (11 дней) – 8,25%.

ООО «Ягодки» сделало расчет суммы пеней по налогам:

Уплата пени обычно происходит в то же время, что и уплата основного долга по налогу

Либо после перечисления полных сумм просроченной задолженности.

Пени, неуплаченные в бюджет, могут взыскиваться посредством списания налоговыми органами денежных средств со счетов юридического лица в банках.

Иногда бывает, что исчисления и уплаты пеней по налогам возможно избежать.

Если быть точнее, существует только две ситуации, когда это возможно:

  1. когда в связи с решением налоговой на собственность налогоплательщика наложили арест;
  2. если по решению суда были временно заморожены все операции по счетам юридического лица в банке, либо арестованы денежные средства на расчетных счетах или его личная собственность.

В этих случаях отпадает обязательство погашения пени за весь срок действия такого долга.

Просрочены авансовые платежи по налогу


В том случае, когда юридическое лицо обязано финансировать авансом платежи по налогу на всем протяжении налогового периода, исполнение этой обязанности признается в том же порядке, что и уплата налога юридическим лицом за период полностью.

Если авансовые платежи перечислены в бюджет с опозданием по сравнению со сроками, установленными законодательно, то на всю сумму просроченной задолженности по уплате аванса начисляются пени.

Необходимо перечисление авансовых платежей по следующим видам налогов:

  1. налог на прибыль. Рассчитывается по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев, исходя из суммы налогооблагаемой прибыли нарастающим итогом и ставки налога на прибыль;
  2. налог на имущество юридических лиц. Авансовый платеж по налогу на имущество рассчитывается по формуле = ¼ (налоговая ставка * средняя стоимость имущества за отчетный период). Расчет производится в каждом отчетном периоде;
  3. транспортный налог юридических лиц. Предприятие определяет сумму подлежащих к оплате в бюджет платежей авансом по транспортному налогу по окончании отчетного периода, исходя из формулы = ¼ (налоговая база * налоговая ставка). На уровне субъекта Российской Федерации необходимость перечисления авансовых платежей по транспортному налогу может быть отменена;
  4. земельный налог юридических лиц. Авансы необходимо исчислять и уплачивать налогоплательщикам, по которым действует отчетный период – квартал. Авансовые платежи по земельному налогу определяются по итогам отчетного периода по формуле = ¼ (кадастровая стоимость * налоговая ставка).

На уровне субъекта РФ необходимость перечисления авансовых платежей по земельному налогу может быть отменена

В случае, когда годовой финансовый результат начисленного налога оказывается ниже суммарных авансовых платежей, по которым существовала необходимость проведения оплаты в отчетном периоде, то пени по таким авансовым платежам подлежат пересчету в сторону уменьшения.

Проводки по пеням в БУ и НУ

Все расходы, понесенные юридическим лицом на уплату в бюджет (во внебюджетные фонды) пеней, штрафов и прочего учитываются как непринимаемые для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете при исчислении таких расходов совершаются следующие проводки:

  • ДТ 99 КТ 68 – производится проводка по начислению суммы пеней в связи с несвоевременной уплатой налога, либо авансового платежа по нему.
  • ДТ 99 КТ69 – производится проводка по начислению суммы пеней в связи с несвоевременной уплатой страхового взноса

При отражении пеней в бухгалтерском и налоговом учете, временная разница не выявляется, потому что расчет пеней не оказывает никакого влияния на итоговую сумму и размер налоговой базы.

Если все налоги уплачены в установленные сроки, то разговор об неактуален. Но, как показывает практика, налоги и по ним перечисляются в срок далеко не всегда. А в этом случае начисляются пени в установленном налоговым законодательством порядке.

Уплата налога при УСНО

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и налог по итогам налогового периода (ст. 346.21 НК РФ). Поскольку отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым - календарный год, необходимо ежеквартально и по итогам года (ст. 346.19 НК РФ).

Главой 26.2 НК РФ установлены следующие сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСНО:

  • авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября;
  • - организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. В 2017 году "упрощенцы" должны уплатить авансовые платежи не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября (переноса сроков нет).

Расчет пеней при несвоевременной уплате налога при УСНО

Если авансовые платежи или налог при УСНО будут уплачены позже установленного срока, то "упрощенец" будет обязан уплатить пени.

По своей экономической сути пени являются платой за пользование бюджетными деньгами, которыми являются не уплаченные в срок налоги (авансовые платежи по налогам).

Порядок исчисления пеней установлен ст. 75 НК РФ; он не зависит от вида налога или авансовых платежей по налогу:

  • пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога;
  • пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога - процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Обратите внимание! По общему правилу пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Но, как правило, про пени "забывают", тогда их взыскивают принудительно, выставляя требование на расчетный счет. Также пени могут быть взысканы за счет иного имущества налогоплательщика.

При этом расчет пеней при уплате авансовых платежей позже установленного срока нужно делать с учетом правовой позиции Пленума ВАС, выраженной им в п. 14 Постановления от 30.07.2013 N 57: если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Специально для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы", отметим, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ (Письма Минфина России от 24.02.2015 N 03-11-06/2/9012, от 27.10.2015 N 03-11-09/61543, от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).

Представители ФНС трактуют обозначенную правовую позицию судей следующим образом (рекомендации даны для территориальных налоговых органов): если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период, и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ, на пересчитанную сумму авансовых платежей (Письмо от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@).

Таким образом, порядок расчета пеней при уплате налогов и авансовых платежей позже установленного срока действующим законодательством определен, правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу высказана, мнение контролирующих органов тоже представлено. Казалось бы, никаких трудностей в расчете пеней по налогу, уплачиваемому при УСНО, быть не должно. Но практика показывает обратное.

Расчет пеней по налогу при УСНО на примере судебного решения

Ярким примером принципиально разного подхода к расчету пеней является дело N А78-5061/2016, рассмотренное в Определении ВС РФ от 03.02.2017 N 302-КГ16-21102: расчеты пеней, произведенные налоговым органом, "упрощенцем" и судебной инстанцией, не совпали, размеры пеней, подлежащих уплате, оказались разными.

Данное дело выделяется из общей массы судебных дел еще и тем, что, как правило, налогоплательщики пытаются уменьшить сумму пеней к уплате в общей сумме исковых требований - доначисленных налогов и штрафов, отдельно пени не уменьшаются в судебном порядке. А в рассматриваемом случае единственным заявленным исковым требованием стало признание недействительным требования налогового органа об уплате пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

Суть спора

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к налоговому органу о признании недействительным требования об уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 34 984,81 руб. по состоянию на 11.03.2016 (поскольку в данном случае без расчетов не обойтись, приводим конкретные цифры).

Названный индивидуальный предприниматель зарегистрирован в ЕГРИП, в 2015 году применял УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Требованием налоговый орган поставил в известность предпринимателя о наличии задолженности по пени по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2015 год в сумме 97 008,04 руб. и указал на обязанность заявителя уплатить ее в установленный срок.

Предприниматель посчитал, что данное требование нарушает его права, и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, который оставил жалобу без удовлетворения. После чего обозначенное лицо обратилось в суд, который счел соблюденным заявителем досудебный порядок урегулирования спора, обязательность которого предусмотрена п. 2 ст. 138 НК РФ.

Таким образом, суть спора заключается в том, что расчет пеней, произведенный налоговым органом, указанный в требовании (97 008,04 руб.), не совпадает с расчетом, который сделал предприниматель (62 023,23 руб.), разница составила 34 984,81 руб. На эту сумму предприниматель и хотел уменьшить пени, подлежащие уплате в бюджет.

Материалы дела

Спорная сумма пеней была начислена за 2015 год на основании налоговой декларации при УСНО, представленной в налоговый орган 01.03.2016, в связи с тем, что авансовые платежи за I квартал и полугодие 2015 года были уплачены позже установленных сроков (см. таблицу 1, составленную на основании данных налоговой декларации по УСНО за 2015 год, и таблицу 2, составленную на основании материалов дела).

Таблица 1

Начисленные платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО

Сумма, руб.

Сумма налогового платежа по УСНО нарастающим итогом, руб.

Авансовые платежи за I квартал 2015 года

К уплате 1 375 093

1 375 093

Авансовые платежи за II квартал 2015 года

К уплате 996 024

2 371 117

Авансовые платежи за III квартал 2015 года

К уменьшению 776 681

1 594 436

По итогам налогового периода 2015 года

К уменьшению 90 895

1 503 541

Итого

1 503 541

1 503 541

Таблица 2

Уплата авансовых платежей и по итогам налогового периода по налогу при УСНО

Сумма (руб.)

Дата фактической уплаты

Срок уплаты в соответствии с гл. 26.2 НК РФ

За I квартал 2015 года

200 000

24.04.2015

27.04.2015

За полугодие 2015 года

20.07.2015

27.07.2015

300 000

26.08.2015

200 000

15.10.2015

За девять месяцев 2015 года

450 000

27.10.2015

26.10.2015

За налоговый период 2015 года

353 540

16.03.2016

04.05.2016

Итого

1 503 541

Таким образом, предприниматель допустил случаи неполного и несвоевременного перечисления сумм авансовых платежей к установленным законом срокам, а потому в силу совокупности норм НК РФ на соответствующие суммы не поступивших в срок авансовых обязательств по налогу при УСНО подлежали начислению пени.

Позиция налогового органа

Налоговый орган в данном случае произвел расчет пеней по авансовым платежам без учета конечного значения налога при УСНО к уплате за налоговый период.

Инспекцией при осуществлении расчета спорных пени не учтено то, что отдельные суммы задолженностей по авансовым платежам, по которым он произведен, несоразмерны итоговому обязательству предпринимателя по УСНО за 2015 год, задекларированному в размере 1 503 541 руб., и превышают его. Например, сумма пенеобразующей задолженности по авансовым платежам составила:

  • за период 28.07.2015 - 25.08.2015 - 2 171 117 руб. (1 375 093 + 996 024);
  • за период 26.08.2015 - 14.10.2015 - 1 871 116 руб. (2 171 117 - 300 001);
  • за период 15.10.2015 - 25.10.2015 - 1 671 116 руб. (1 871 116 - 200 000).

Таким образом, общая сумма пеней по расчетам налоговиков - 97 008,04 руб., что, по мнению суда, неверно.

Позиция индивидуального предпринимателя

Представленный заявителем расчет пени за несвоевременную уплату налога при УСНО за 2015 год на сумму 62 023,23 руб., по мнению суда, не может заслуживать внимания, поскольку основан на неверном толковании п. 4 и 5 ст. 346.21 НК РФ, предусматривающих исчисление обязательств по данному налогу, основывающееся на методе нарастающего итога. Предпринимателем такой расчет произведен в отрыве от обозначенного обстоятельства, поквартально, и без учета принципа поглощения последующими обязательствами предыдущих, с принятием в связи с этим за основу расчета некорректных пенеобразующих показателей действительной задолженности по авансовым платежам.

Предприниматель рассчитал пени исходя из установленных сроков уплаты авансовых платежей, а не из фактических.

Позиция судов

В рассматриваемом деле все судебные инстанции (включая ВС РФ) были едины в своем мнении по вопросу расчета пеней. При этом непосредственно расчет пеней судьями отличается от расчета, произведенного налоговым органом: суд признал расчет пеней, представленный индивидуальным предпринимателем, неверным, но и расчет, произведенный налоговым органом, тоже неправильным. Суд удовлетворил заявление предпринимателя частично, решение инспекции признано недействительным в части пени в размере 11 641,3 руб., то есть, по мнению судов, сумма пеней в рассматриваемом случае равна 85 366,74 руб. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Период для расчета пени

Сумма авансовых платежей по декларации (руб.)

Даты уплаты

Суммы уплаты (руб.)

Долг по авансовым платежам в сравнении с налогом (руб.)

Соразмерная недоимка для пени (п. 14 Пленума ВАС РФ N 57) (руб.)

Дни просрочки

Расчет пени (руб.)

28.04.2015 - 20.07.2015

I квартал - 1 375 093

24.04.2015

200 000

117 509

(1 503 541)

1 175 093

1 175 093 x 0,000275 x 82 = 26 498,34

21.07.2015 - 27.07.2015

20.07.2015

1 175 092

(1 503 541)

1 175 092

1 175 092 x 0,000275 x 7 = 2 262,05

28.07.2015 - 25.08.2015

Полугодие - 996 024

1 175 092 + 996 024 = 2 171 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 29 = 11 990,74

26.08.2015 - 14.10.2015

26.08.2015

300 000

2 171 116 - 300 000 = 1 871 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 50 = 20 673,69

15.10.2015 - 25.10.2015

15.10.2015

200 000

1 871 116 - 200 000 = 1 671 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 11 = 4 548,21

26.10.2015 - 26.10.2015

Девять месяцев - к уменьшению на 776 681

1 671 116 - 776 681 = 894 435

(1 503 541)

894 435

894 435 x 0,000275 x 1 = 245,97

27.10.2015 - 31.12.2015

27.10.2015

450 000

894 435 - 450 000 = 444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000275 x 66 = 8 066,50

01.01.2016 - 08.03.2016

444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000366 x 68 = 11 081,24

Итого:

85 366,74

Для расчета пеней необходимо значение ставки рефинансирования в 2015 - 2016 годах: процентная ставка пени принимается равной 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В 2015 году ставка рефинансирования ЦБ РФ была равна 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

С 01.01.2016 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой ставке и равна 11% годовых (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015 "О ключевой ставке Банка России", Указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").

Таким образом, ставка пени за каждый день просрочки составила:

  • в 2015 году - 0,000275 (1/300 x 8,25%);
  • в 2016 году - 0,000366 (1/300 x 11%).

В расчете пеней судами учтены разъяснения п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 57. При этом отмечено, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или - в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, суды исходят из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Аналогичные разъяснения в части необходимости соразмерного уменьшения пени в случае несвоевременного внесения авансовых платежей при превышении их показателей по соответствующим отчетным периодам относительно сумм налога по итогу налогового периода содержатся в Письмах Минфина России N 03-11-06/2/62714 и ФНС России N ЗН-4-1/1711@. Но при этом соответствующего алгоритма соразмерного уменьшения пени приведенные разъяснения не содержат.

По мнению судов, руководствуясь принципами разумности и объективности, соразмерным при определении пени за несвоевременное внесение авансовых платежей за отчетные периоды относительно итоговых сумм налога за соответствующий налоговый период следует признать такой показатель, который задолженность по авансовым платежам для расчета пени приравнивает к сумме налога в случае их превышения над последним.

Соответственно, в рассматриваемом случае сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по налогу при УСНО за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 руб. по каждому из них.

Таким образом, сумма пени по оспариваемому требованию в размере 11 641,30 руб. (97 008,04 - 85 366,74), по мнению суда, является излишне предъявленной заявителю, а потому при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказано соответствие оспариваемого требования фактической обязанности налогоплательщика по уплате рассматриваемых пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2015 год в вышеуказанной сумме (11 641,30 руб.), в связи с чем оно выставлено с нарушением ст. 45, 69, 75 НК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере его экономической деятельности в данной части.

В приведенном случае соразмерность состоит в том, что размер ответственности должен соответствовать размеру налога (1 503 541 руб.), на сумму, превышающую указанную сумму, ответственность применена быть не может. Обязанность по уплате авансовых платежей в счет уплаты исчисленного налога за налоговый период была бы выполнена в тот момент, когда налогоплательщик уплатил бы всю сумму в размере 1 375 093 руб. за I квартал и сумму в размере 128 448 руб. за полугодие, поскольку это составит 1 503 541 руб. Расчет, представленный заявителем в суд, основан именно на указанных принципах, предусмотренных законодательством, и составляет сумму пени 62 023,23 руб. Но фактически предприниматель не уплатил авансовые платежи в установленные сроки.

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (за I квартал, полугодие и девять месяцев) и налог по итогам налогового периода. В случае уплаты авансовых платежей и налога при УСНО позже установленных сроков налоговый орган начислит пени и выставит требование об их уплате.

При уплате пеней "упрощенцы" должны проверить расчет пеней налоговиками: как показывает практика, они не всегда правильно исчисляют пени. Надо помнить, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данное мнение полностью соответствует действующему законодательству, правовой позиции Пленума ВАС, и его применяют суды на практике при рассмотрении аналогичных дел.

Безусловно, уплачивать авансовые платежи и налог при УСНО нужно в установленные законодательством сроки, но если уж налоговые платежи фактически уплачены позже, то расчет пеней должен быть сделан корректно.