Как в учетной политике прописать ндс. Учетная политика в целях исчисления ндс. Если не облагаемых НДС операций мало

Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета с целью исчисления налога на добавленную стоимость . В таблице 2 приведены основные элементы учетной политики для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

Таблица 2

№ п/п

Элемент учетной политики

Варианты отражения в учетной политике

Норма НК РФ

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче товаров (работ, услуг)) для налогоплательщиков с длительным производственным циклом

В отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) момент определения налоговой базы устанавливается как:

1. день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);

2. наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Пункты 1 и 13 статьи 167

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организация использует право на освобождение от уплаты НДС.

2. Уплачивает НДС в общем порядке. Выбор возможен при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Статья 145

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Организация использует право на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ.

2. Организация отказывается от права на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Н К РФ

Пункты 3 и 5 статьи 149

Порядок ведения раздельного учета

При осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести их раздельный учет

Пункт 4 статьи 149

Основным и единственным элементом, прямо отнесенным главой 21 НК РФ к учетной политике, является момент определения налоговой базы налогоплательщиками с длительным (свыше шести месяцев) производственным циклом (пункты 1 и 13 ст. 167 НК РФ). Эта категория налогоплательщиков вправе устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). Установив в учетной политике указанный порядок, налогоплательщики с длительным циклом производства могут не исчислять НДС в день получения авансов (оплаты, частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот день не будет являться для них моментом определения налоговой базы.

Обязательное условие применения этого способа - раздельный учет операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым для операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, и др.

Все налогоплательщики, кроме перечисленных, обязаны исчислять НДС, включая также в налоговую базу суммы предварительной оплаты, поступившие в счет будущих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для них момент определения налоговой базы не является элементом учетной политики.

В учетной политике могут отражаться дополнительные элементы. Они не являются обязательными и включаются в учетную политику по усмотрению налогоплательщиков. В частности, речь идет о лимите выручки, который необходимо соблюдать для применения права на освобождение по статье 145 НК РФ. Налогоплательщики, у которых за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила в совокупности 2 млн. руб., имеют право не исчислять и не уплачивать НДС. Некоторые организации закрепляют в учетной политике намерение воспользоваться положениями этой статьи .

Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета. Также там можно, а иногда даже нужно уточнить порядок применения некоторых положений Налогового кодекса, которые трактуются неоднозначно.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается приказами (распоряжениями) ее руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения. Соответственно такой приказ (распоряжение) должен быть оформлен последними числами предыдущего года. Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода и применяет со дня своего создания.

Рассмотрим, что и как необходимо отразить в учетной политике.

Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций

По приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые будут использованы исключительно в необлагаемой деятельности, НДС, предъявленный поставщиком, включается в их стоимость. По товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным только для облагаемых НДС операций, - принимается к вычету. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, относящиеся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном учетной политикой для целей налогообложения.

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Порядок расчета НДС, установленный в учетной политике, не должен противоречить нормам Налогового кодекса. Например, если у организации налоговым периодом является квартал, то нельзя определить в учетной политике, что НДС будет распределяться по итогам календарного месяца.

Поскольку Налоговый кодекс не уточняет, какую стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав нужно брать для расчета пропорции, то в учетной политике налогоплательщику необходимо определить это самостоятельно.

Во-первых , под стоимостью товара можно понимать как продажную стоимость, так и себестоимость отгруженных товаров. Однако, по мнению Минфина, пропорция должна определяться исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг): как подлежащих налогообложению НДС, так и не облагаемых данным налогом, вне зависимости от их отражения на счетах бухгалтерского учета (как на счете 90, так и на счете 91), то есть исходя из продажной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому, если в учетной политике организация установит иной способ определения пропорции, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Во-вторых , необходимо уточнить, как будет определяться стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав:

  • без учета НДС;
  • с учетом НДС.

Второй вариант может привести к спорам с налоговыми органами, поскольку согласно разъяснениям Минфина РФ и налоговой службы организациям при расчете пропорции следует основываться на сопоставимых показателях, то есть учитывать стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС.

Как видим, у контролирующих органов уже сложилась определенная точка зрения на порядок ведения раздельного учета. Поэтому организациям при утверждении в учетной политике критериев, которые будут использоваться при распределении входного НДС, следует оценить свою готовность к возможным спорам с налоговой службой.

В учетной политике необходимо также определить способ ведения раздельного учета: - аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); - на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов, например:

  • сч. 19 субсчет "НДС, принимаемый к вычету";
  • сч. 19 субсчет "НДС, включаемый в стоимость товаров, работ, услуг";
  • сч. 19 субсчет "НДС, подлежащий распределению".

В настоящее время не существует рекомендаций ни Минфина Российской Федерации, ни МНС Российской Федерации по правилам ведения раздельного учета, поэтому должен самостоятельно разработать методику ведения раздельного учета, положения которой не должны противоречить нормативным и законодательным актам.

Следует заметить, что специалисты налогового ведомства в своих разъяснениях указывают на обязательное утверждение применяемой методики раздельного учета сумм «входящего» НДС приказом руководителя, например в качестве приложения к учетной политике. В качестве примеров, в частности, Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 20 октября 2004 года №24-11/68949, в котором отмечено, что порядок ведения раздельного учета должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения. В Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 28 июля 2004 года №24-11/50004 сказано, что порядок ведения раздельного учета затрат налогоплательщик устанавливает самостоятельно на основании Приказа Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98». Установленный порядок ежегодно оформляется приказом руководителя организации, неотъемлемыми приложениями которого являются методика по раздельному учету затрат и рабочий план счетов (субсчетов).

На этом основании в отдельных случаях налоговые органы приходят к выводу, что отсутствие методики раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций непосредственно в учетной политике свидетельствует о том, что методика раздельного учета организацией не разрабатывалась, а значит, в нарушение налогового законодательства раздельный учет не ведется. Арбитражные суды не поддерживают подобную позицию. Однако наличие в учетной политике организации утвержденной методики раздельного учета не только исключит вероятные претензии со стороны налоговых органов, но и упрочит позиции организации в спорных ситуациях.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2006 года по делу №Ф04-9704/2005(18821-А67-3). Предметом судебного разбирательства явилось решение Инспекции ФНС Российской Федерации о привлечении предпринимателя к ответственности, доначислении налога, начислении пени и отказа в возмещении суммы НДС, поскольку, по мнению налогового органа, предприниматель неправомерно предъявил к вычету сумму НДС.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель в проверяемом периоде оказывал услуги по сдаче арендуемых им помещений и оборудования в субаренду, а также осуществлял деятельность, подпадающую под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Следовательно, предприниматель осуществлял операции, которые в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признаются объектом налогообложения НДС, а также деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД.

В ходе проверки налоговые органы пришли к выводу, что предприниматель зарегистрировал в книге покупок счета-фактуры за аренду помещения и оборудования, коммунальные услуги, предъявив к вычету указанный в них НДС в полном объеме – как для осуществления операций, облагаемых НДС, так и по операциям, не подлежащим налогообложению.

Принцип распределения НДС в случае осуществления налогоплательщиком как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, приведен в пункте 4 статьи 170 НК РФ. В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм НДС налогоплательщиками, переведенными на уплату ЕНВД.

Поскольку законодательством о НДС не определен порядок ведения раздельного учета, под ним можно понимать любую обоснованную методику, закрепленную в учетной политике организации и позволяющую достоверно определить необходимые показатели. В целях подтверждения соблюдения этого требования предприниматель представил приказ по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета. Данный приказ по учетной политике предусматривал раздельный учет затрат на осуществление операций, облагаемых и не облагаемых НДС, обособление сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для осуществления операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения.

Формы ведения раздельного учета выбираются организациями самостоятельно в рамках общеустановленных норм и правил. Раздельный учет может быть организован открытием соответствующих субсчетов (первого и второго порядка) к счетам реализации, на основании данных аналитического учета. Аналогично можно определять и сумму затрат, относящихся к видам деятельности.

Анализируя арбитражную практику, можно сделать вывод: при решении вопроса о том, что можно считать системой раздельного учета, суды принимают любые документы, позволяющие достоверно определить, какая часть НДС относится к облагаемой, а какая - к не облагаемой налогом деятельности. При рассмотрении дел суды считают, что формы раздельного учета (то есть, как технически производится учет - на счетах, субсчетах, в ведомостях или единым расчетом за месяц и тому подобное) не играют роли и могут быть различными.

Приведем некоторые примеры:

· Суд признал достаточным определение суммы НДС, который организация не может возместить, на основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов, представленных налогоплательщиком (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 января 2003 года по делу №А43-3513/02-31-108).

· Судом признан факт ведения раздельного учета товаров по их поступлению (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 декабря 2001 года по делу №А29-802/01А).

· Факт ведения раздельного учета налогоплательщиком подтвержден путем отражения операций по оптовой реализации товаров наряду с розничной (на ЕНВД) в отдельных регистрах бухгалтерского учета (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 года по делу №А78-2669/03-С2-25/138-Ф02-796/04-С1).

· Признано правомерным ведение раздельного учета организацией на основе инвентаризационной описи реализованных товаров (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 мая 2003 года по делу №Ф03-А51/03-2/1179).

· Ведение раздельного учета доходов и расходов при осуществлении нескольких видов деятельности признано правомерным путем ведения компьютерной программы складского учета (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2004 года по делу №Ф04/2685-1094/А27-2004).

· Право на льготу по НДС можно подтверждать на основе счетов-фактур, книг покупок и продаж, если налогоплательщик по ним рассчитывает НДС, приходящийся на разные виды операций (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 января 2004 года по делу №Ф04/346-1399/А70-2003).

· Фактическое ведение раздельного учета может быть установлено на основе журналов-ордеров, карточек счетов, оборотных ведомостей по счетам, сводных ведомостей затрат, калькуляций себестоимости работ (Постановления ФАС Московского округа от 8 января 2004 года по делу №КА-А40/10796-03, от 18 ноября 2003 года по делу №КА-А40/9196-03, от 8 октября 2003 года по делу №КА-А41/7661-03).

· Отсутствие в приказе об учетной политике указания на ведение раздельного учета, при фактическом ведении такового, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении льготы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 января 2004 года по делу №Ф04/346-1399/А70-2003).

Кроме того, обращаем Ваше внимание на возможные риски, связанные с тем, что налоговыми органами применяемый порядок ведения раздельного учета при отсутствии синтетического учета (применение соответствующих субсчетов) может быть признан как отсутствующий. В подтверждение приведем выдержку из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 мая 2002 года по делу №А10-7005/01-4-Ф02-1029/02-С1:

«…при отсутствии синтетического учета затруднительно определить облагаемый и необлагаемый обороты, поскольку уровень синтетического учета является именно тем обобщающим показателем, на основании которого можно определить наличие раздельного учета. Главная книга, в которой нет субсчетов затрат по льготируемым и облагаемым затратам, являющаяся главным сводным обобщающим документом бухгалтерии предприятия не может служить источником данной информации. Аналитические учетные данные, по мнению налоговой инспекции, содержат много избыточной информации и не могут служить достоверным источником необходимых сведений».

Но суд указанные доводы заявителя (налогового органа) признал необоснованными.

Таким образом, если Ваша организация не желает создавать возможные судебные прецеденты, рекомендуем Вам, помимо ведения, детализированного аналитического учета организовать синтетический учет путем использования системы субсчетов (ведение отдельных регистров синтетического учета (мемориальных ордеров, бухгалтерских записей, журналов, книг, ведомостей, оборотно-сальдовых ведомостей, главной книги и других)) для обобщения первичных учетных документов по каждой операции.

Рассмотрим еще несколько решений арбитражных судов по вопросу применения налогоплательщиком собственной методики раздельного учета.

Так в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2004 года по делу №А19-3942/04-5-51-Ф02-2769/04-С1 суд указал, что налогоплательщики не только вправе, но и обязаны самостоятельно разработать способы ведения такого учета, который бы обеспечивал полноту и достоверность данных о затратах, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), облагаемой и не облагаемой НДС. Хотя такой подход дает некоторую свободу налогоплательщику, следует заметить, что по данному делу не было принято положительное решение, а оно было отправлено на новое рассмотрение. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2004 года по делу №А66-3013-04 суд в ответ на несогласие налоговой инспекции с методикой ведения организацией раздельного учета сумм налога подтвердил право налогоплательщика на самостоятельное утверждение порядка ведения учета. Утвержденный организацией порядок должен обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные суммы налога.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 года по делу №Ф04-5288/2004(А45-3291-25) было вынесено решение в пользу налогоплательщика на том основании, что для применения правил 21 главы НК РФ налогоплательщик строго следовал тому расчетному методу разделения расходов, который был утвержден в учетной политике организации.

Выполнение налогоплательщиком обязанности по ведению раздельного учета может быть подтверждено данными бухгалтерского учета. Такое мнение судей нашло отражение в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17 февраля 2005 года по делу №А72-6539/04-8/626. Суд указал, что факт наличия или отсутствия раздельного учета товаров, реализуемых с НДС и реализуемых без НДС, мог быть установлен на основании системного анализа данных счетов бухгалтерского учета, в которых содержится информация по каждой конкретной операции. Также и ФАС Уральского округа в Постановлении от 15 марта 2005 года по делу №Ф09-773/05-АК в качестве доказательств ведения организацией раздельного учета принял представленные обществом бухгалтерские справки, карточки по счетам ».

При формировании учетной политики по налоговому учету особое место занимает учетная политика по НДС. Рассмотрим подробнее:

  • где и как задается учетная политика по НДС в 1С;
  • как задать настройки организациям, освобожденным от НДС;
  • как запустить механизм раздельного учета;
  • как настроить отгрузку без перехода права собственности;
  • какие в 1С существуют варианты регистрации авансовых счетов-фактур.

Учетная политика по НДС

Учетная политика по НДС задается на вкладке НДС в разделе Главное – Настройки – Налоги и отчеты – вкладка НДС .

Данная вкладка доступна для редактирования только, если Система налогообложения организации - Общая .

В настройках учетной политики по НДС необходимо определить:

  • освобождается ли организация от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 (145.1) НК РФ;
  • ведется ли раздельный учет входящего НДС;
  • необходимо ли начислять НДС в момент отгрузки, не дожидаясь перехода права собственности;
  • порядок регистрации счетов-фактур на аванс.

Разберемся, как установить в 1С ту или иную настройку, на что она влияет и как отразится это в программе.

Освобождение от уплаты НДС

Если организация попадает под освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ или 145.1 НК РФ, то необходимо установить флажок Организация освобождена от уплаты НДС .

Если такой флажок включен, то при оформлении документов реализации автоматически устанавливается:

  • % НДС Без НДС .

Раздельный учет входящего НДС

Для возможности ведения раздельного учета входящего НДС в программе необходимо установить флажок Ведется раздельный учет входящего НДС .

Раздельный учет нужно вести, если в налоговом периоде присутствует как доход (реализация), облагаемый НДС (18% или 10%), так и не облагаемый по операциям:

  • не признаваемым объектом налогообложения (ст. 146 НК РФ);
  • не подлежащим налогообложению (ст. 149 НК РФ);
  • местом осуществления которых не признается РФ (ст. 148 НК РФ).

Раздельный учет входящего НДС необходимо вести и тогда, когда организация реализует на экспорт сырьевые товары (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).

Установка данного флажка запускает в 1С «старый» механизм ведения раздельного учета на регистрах накопления НДС. Учет входящего НДС к распределению осуществляется в регистре накопления НДС по косвенным расходам .

Распределение входящего НДС будет производиться при проведении документа Распределение НДС .

При установке второго флажка Раздельный учет НДС по способам учета включается «новая» методика раздельного учета входящего НДС. Она состоит в том, что учет входящего НДС к распределению осуществляется не в регистре накопления НДС по косвенным расходам , а на дополнительном субконто Способ учета НДС к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». При включенном флажке в плане счетов 1С появляется данное третье субконто, которое обязательно к заполнению в документах поступления.

Субконто Способы учета НДС может принимать следующие значения:

  • Принимается к вычету - для операций, облагаемых НДС: входящий НДС будет приниматься к вычету в общем порядке.
  • Учитывается в стоимости - для операций, необлагаемых НДС: входящий НДС будет учитываться в стоимости.
  • Блокируется до подтверждения 0% - для операций, облагаемых НДС по ставке 0%, кроме экспорта несырьевых товаров: входящий НДС будет приниматься к вычету по факту подтверждения ставки 0%.
  • Распределяется - для общих операций будет распределяться. В этом случае входящий НДС должен распределяться, т. к. он предъявлен по приобретениям, которые одновременно будут использоваться в деятельности:
    • облагаемой НДС по ставке 18% (10%),
    • или облагаемой НДС по ставке 0% (сырьевые товары),
    • или не облагаемой (без НДС).

Как правило это общие приобретения, например, аренда офиса.

Отгрузка без перехода права собственности

Необходимость начислять НДС в момент отгрузки, а не в момент перехода права собственности устанавливается с помощью флажка Начисляется НДС по отгрузке без перехода права собственности .

Если флажок установлен, то начисление НДС осуществляется в момент отгрузки ТМЦ в документе Реализация (акт, накладная) вид операции Отгрузка без перехода права собственности .

При проведении документа на отгрузку ТМЦ без перехода права собственности будет начислен НДС, а выручка по БУ и НУ не будет признаваться, т. к. она определяется в момент перехода права собственности.

В дальнейшем переход права собственности оформляется с помощью документа Реализация отгруженных товаров .

При его проведении НДС не будет начисляться, т. к. был исчислен в момент отгрузки, а будет признаваться выручка по БУ и НУ.

Изучить подробнее на примерах:

  • Отгрузка товаров без перехода права собственности
  • Реализация товаров переход права собственности
  • Реализация недвижимости (переход права собственности после гос.регистрации)

Порядок регистрации счетов-фактур на аванс

При получении предоплаты продавец должен исчислить НДС в день поступления аванса (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налоговой базой будет сама поступившая сумма в качестве аванса, а НДС начисляют по расчетным ставкам 10/110 или 18/118 - это зависит от реализуемого объекта (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Рассмотрим, какие варианты выписки счетов-фактур можно установить в программе:

  • Регистрировать счета-фактуры всегда при получении аванса .

Счета-фактуры на авансы будут создаваться по всем поступившим суммам предоплаты кроме тех, которые были зачтены в тот же день.

  • Не регистрировать счета-фактуры на авансы, зачтенные в течение 5-ти календарных дней .

Счета-фактуры на авансы будут создаваться только по тем суммам предоплаты, которые не зачлись в течение 5-ти календарных дней после их получения.

Нужно ли составлять авансовый счет фактуру, если отгрузка произошла в 5-дневный срок после получения предоплаты? О том, что думают по этому поводу налоговики

  • Не регистрировать счета-фактуры на авансы, зачтенные до конца месяца .

Счета-фактуры на авансы будут создаваться только по суммам предоплаты, незачтенным в течение того месяца, в котором они были получены.

  • Не регистрировать счета-фактуры на авансы, зачтенные до конца налогового периода .

Счета-фактуры на авансы будут создаваться только по суммам предоплаты, не зачтенным в течение налогового периода (квартала), в котором они были получены.

  • Не регистрировать счета-фактуры на авансы (п. 13 ст. 167 НК РФ).

Вариант предназначен для организаций, деятельность которых подпадает под действие п. 13 ст. 167 НК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная фирма "Мастер"»

Учетная политика для целей налогообложения

ООО «Производственная фирма "Мастер"» на 2016 год

……………………….

4. Раздельный учет по НДС

Для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС;
  • операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со статьями 146 и 149 Налогового кодекса РФ.

В рамках учета операций, облагаемых НДС, организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов;
  • операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

4.1. Раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от
налогообложения

4.1.2. Раздельный учет выручки и расходов по операциям, облагаемым НДС, и операциям, освобожденным от налогообложения, ведется на счетах 90 и 91. Для обеспечения раздельного учета к указанным счетам открываются субсчета:

  • «Операции, облагаемые НДС»;
  • «Операции, освобожденные от налогообложения»;
  • «Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов».

4.1.2. К счету 19 открываются субсчета:

  • «НДС к вычету»;
  • «НДС к распределению»;
  • «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».

4.1.3. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость активов (учитываются на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, освобожденная от налогообложения») без отражения на счете 19.

4.1.4. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и учтенным на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, облагаемая НДС», отражаются на счете 19 субсчет «НДС к вычету».

4.1.5. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражаются на счете 19 субсчет «НДС к распределению».

4.1.6. По итогам квартала входные суммы НДС, отраженные на счете 19 субсчет «НДС к распределению», распределяются следующим образом:

4.1.6.1. Сумма НДС к вычету определяется по формуле:

При расчете пропорции стоимость товаров (работ, услуг) учитывается без НДС.

Определенная таким образом сумма НДС распределяется между счетами 19 субсчет «НДС к вычету» и 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» в порядке, определенном в разделе 4.2 настоящей учетной политики.

4.1.6.2. Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется по формуле:

4.1.7. Если по состоянию на конец квартала материалы (счет 10), в стоимость которых должна быть включена сумма распределенного НДС, списаны на счета учета затрат, НДС списывается на эти счета пропорционально доле стоимости списанных материалов в общей стоимости материалов, учтенных в квартале. При этом общая стоимость материалов, учтенных в квартале, определяется по формуле:

4.1.8. Если по состоянию на конец квартала товары (счет 41), в стоимость которых должна быть включена сумма распределенного НДС, списаны в связи с реализацией, НДС увеличивает себестоимость продаж.

4.1.9. Для аналитического учета сумм входного НДС, относящегося как к операциям, облагаемым НДС, так и к операциям, освобожденным от налогообложения, используется аналитический регистр (по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей учетной политике). Регистр заполняется на основании данных бухгалтерского учета.

4.10. В кварталах, в которых доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов, все суммы входного НДС распределяются между счетами 19 субсчет «НДС к вычету» и 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» в порядке, определенном в разделе 4.2 настоящей учетной политики.

4.11. Расчет доли совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, производится в аналитическом регистре (по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей учетной политике).

.…

4.2. Раздельный учет операций, облагаемых НДС по ставкам 18 (10) процентов, и операций,
облагаемых НДС по ставке 0 процентов

4.2.1. Сумма НДС, определенная в соответствии с пунктом 4.1.6.1 настоящей учетной политики, списывается с кредита счета 19 субсчет «НДС к распределению»:

  • либо в дебет счета 19 субсчет «НДС к вычету» с последующим отнесением на счет 68 субсчет «Расчеты по НДС»;
  • либо в дебет счета 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».