Порядок доплаты до среднего заработка по больничному листу. Доплаты до среднего заработка ВВ - все выплаты, которые были начислены работнику и с которых были удержаны взносы

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств ФСС РФ в пределах, установленных законодательством. В настоящее время - это 12 480 руб. (Федеральный закон от 29.12.2004 № 202-ФЗ). При этом некоторые работодатели доплачивают до фактического заработка в случаях, когда он превышает указанный размер. О том, как учесть такие расходы, рассказывает Л.К. Сомов, налоговый юрист компании "ФБК".

В соответствии с пунктом 15 статьи 255 НК РФ в расходы налогоплательщика включаются расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ. Указанная доплата прямо не предусмотрена нормами трудового права.

Возможность отнесения на расходы в целях налогообложения выплат работникам, связанных с временной нетрудоспособностью последних, прямо предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Такие выплаты учитываются в качестве расходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Однако подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ также указывает на то, что такие выплаты должны быть предусмотрены законодательством РФ.

В то же время статьей 183 ТК РФ предусмотрена выплата работнику пособия по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (подробнее о новом порядке выплаты больничных читайте ), которым установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 12 480 рублей.

Указанные выплаты учитываются в качестве расходов на основании пункта 16 статьи 255 НК РФ как расходы на обязательное социальное страхование. В то же время все расходы на оплату больничных сверх суммы 12 480 рублей за полный календарный месяц в качестве расходов на обязательное социальное страхование не признаются.

Следует отметить, что до 1 января 2005 года глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не содержала прямого указания на возможность отнесения к расходам выплат пособий по временной нетрудоспособности.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ внесены изменения в статью 264 НК РФ. В соответствии с пунктом 48.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам от производства и реализации относятся расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности работника в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями. Кроме того, теперь к расходам можно относить и платежи работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности.

Указанные платежи включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности работника, определяемого в соответствии с законодательством РФ (подп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако внесенные изменения не решили проблему отнесения на расходы сумм доплаты работникам до фактического заработка в случае временной потери трудоспособности, поскольку они прямо не предусмотрены ни налоговым, ни трудовым законодательством.

В то же время нормы главы 25 НК РФ, в частности, статья 270 НК РФ не содержит и прямого запрета на учет таких выплат в качестве расходов в целях налогообложения. Исходя из общих правил признания расходов в целях налогообложения прибыли, можно обосновать возможность отнесения рассматриваемых выплат на расходы организации. Перечень расходов, указанных в главе 25 НК РФ не является закрытым. В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. На основании статьи 252 НК РФ эти выплаты также должны являться обоснованными, экономически оправданными и документально подтвержденными.

Таким образом, любые затраты налогоплательщика по выплатам в связи со временной нетрудоспособностью работника, если они соответствует требованиям статьи 252 НК РФ и предусмотрены трудовым или коллективным договором, могут быть отнесены на расходы в целях налогообложения.

Нормы трудового законодательства не содержат запрета на осуществление работодателем в пользу работника выплат, связанных с временной нетрудоспособностью последнего.

При этом следует иметь в виду, что указанные выплаты должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Вопрос относительно экономической обоснованности расходов работодателя по выплатам в связи со временной нетрудоспособностью работника является оценочным, то есть подлежит разрешению в каждом конкретном случае сторонами спора.

Если такой вопрос возникнет в ходе судебного разбирательства, то рекомендуем настаивать на то том, что работодатель, осуществляя такие выплаты, реализует социальные гарантии, которые предоставляет своим работникам. Что касается документального подтверждения расходов, то такими подтверждениями могут служить:

  • приказ руководителя организации об осуществлении выплат, в котором должен быть указан размер и основания выплат;
  • положения трудового договора, которые бы предусматривали возможность таких выплат;
  • документы, подтверждающие, что денежные средства были действительно выплачены работнику и приняты последним.

Наличие такого документа в организации существенно упростит процесс обоснования и подтверждения расходов и перед налоговыми органами, и в ходе в судебного разбирательства.

Позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу изложена в письме Минфина России от 15.06.2004 № 03-02-05/4/19. В этом документе указано, что налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, суммы превышения фактически выплачиваемого пособия по временной трудоспособности над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из ФСС РФ. Минфин России также указывает на то, что при исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности работодатели должны руководствоваться Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", согласно пункту 25 которого пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, определяется в процентном отношении от заработка в зависимости от непрерывного трудового стажа.

Приведенная позиция Минфина России свидетельствует об отсутствии существенных налоговых рисков при отнесении на расходы организации сумм, фактически уплаченных сотрудникам в качестве пособий по временной нетрудоспособности, в том числе, и в части, превышающей 12 480 руб.

Напомним, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или его должностным лицом в пределах их компетенции, исключают вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (подробнее читайте ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере.

В пункте 1 статьи 236 НК РФ указано, что объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН, если они не отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ.

Таким образом, если суммы, выплаченные сотрудникам в качестве пособий по временной нетрудоспособности, относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то указанные суммы облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Комментарий к Письму Минфина России от 18.05.2012 N 03-03-06/1/254 «О возможности учета доплаты до должностного оклада к пособию по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с беременностью и родами, в расходах на оплату труда при исчислении налога на прибыль»

В комментируемом Письме Минфин России в очередной раз воспроизводит свою устойчивую позицию о включении доплат работодателя к государственному пособию, положенному работнику согласно закону, в состав налоговых . На этот раз речь идет о предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором доплатах к пособию, выплачиваемому работнице в период отпуска по беременности и родам.

Закон и порядок

Порядок назначения и выплаты пособий по беременности и родам установлен, в частности, Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В комментируемом Письме приводится ссылка на положения ст. 183 ТК РФ, согласно которым в случае болезни работодатель выплачивает работнику в соответствии с федеральными законами . Эта статья сформулирована жестко. Если в некоторых иных случаях ТК РФ предусматривает право работодателя и работника договориться о размере гарантий и компенсаций, то по поводу оплаты больничного листа такой свободы у сторон трудового договора, казалось бы, нет. Именно на эту особенность назначения государственных пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам обращают внимание некоторые судьи, о чем мы поговорим позже.
Несмотря на то что оба вида пособий назначаются на основании больничного листа, порядок их исчисления различен.
Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Такой отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Размер пособия по беременности и родам установлен ст. 11 Закона N 255-ФЗ. Для застрахованной женщины он составляет 100% среднего заработка при условии наличия у нее страхового стажа не менее шести месяцев . Женщинам с меньшим стажем пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с учетом районных коэффициентов в местностях, где такие коэффициенты применяются.
Иной алгоритм учета страхового стажа применяется при исчислении государственного социального пособия по временной нетрудоспособности для работника с обычным больничным листом (ст. 7 Закона N 255-ФЗ). В нем больше градаций в зависимости от размера такого стажа. В частности, пособие в размере 100% среднего заработка положено при страховом стаже 8 и более лет.
Оба пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (п. 6 ч. 1 ст. 1.2, ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Это правило действует с 1 января 2011 г. При этом для женщин, у которых страховой случай наступил в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. (включительно), введено исключительное право. Они вправе выбирать применяемый порядок расчета пособия по своему желанию и в свою пользу. Они могут заявить о применении при расчете пособия по беременности и родам старого (действовавшего до 2011 г.) порядка (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ).
Раньше максимальный размер обоих видов пособий ограничивался законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год. Сейчас таким законом прямые ограничения на максимальный размер государственных социальных пособий не вводятся. В Федеральном законе от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" мы видим лишь правила финансирования сумм пособий сверх установленных Законом N 255-ФЗ и выплачиваемых на основании других законов отдельным категориям льготников (чернобыльцам и др.) (ст. 4 Закона N 372-ФЗ).
Однако ограничение на размер обоих пособий все же существует. Оно обеспечивается алгоритмом расчета основной составляющей пособия - среднего заработка. Этот показатель определяется за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на соответствующий календарный год (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Поэтому, выбирая старый или новый порядок расчета пособия по беременности и родам, женщина должна учитывать, какая именно база будет применяться при расчете.
Ограничение по размеру базы для начисления страховых взносов в 2011 г. составляет 463 000 руб., а в 2012 г. - 512 000 руб. (Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 и от 24.11.2011 N 974).
Отметим также различие в источниках выплаты обоих видов пособий. Суммы, связанные с отпуском по беременности и родам, выплачиваются полностью из средств ФСС РФ (ч. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ). А первые три дня по обычному больничному листу работодатель оплачивает сам, и только начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности к финансированию подключается фонд соцстраха (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Правомерна ли доплата по больничному листу?

Положения ТК РФ, позволяющие-таки участникам трудовых отношений договориться о доплате за счет работодателя к государственным пособиям, нейтральны по отношению к виду пособий и не зависят от различий в их назначении, источниках выплаты, порядке исчисления и т.п.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с теми, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 57 ТК РФ). В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ст. 41 ТК РФ).
Судебная практика свидетельствует о правомерности улучшения положениями трудовых (коллективных) договоров гарантий работникам по сравнению с гарантиями, установленными законодательством (Определения Верховного Суда РФ от 21.01.2010 N 9-В09-25, от 08.02.2008 N 25-В07-22).

Налоговый и бухгалтерский учет доплат

Затраты на выплату пособий по временной нетрудоспособности, возмещаемые работодателю из ФСС РФ, не относятся к расходам работодателя в бухгалтерском и налоговом учете.
Доплаты по больничному на основании трудового (коллективного) договора работодатель осуществляет за свой счет. Возникает вопрос: можно ли их учесть в целях налогообложения прибыли? Какая статья расходов в этом случае наиболее подходит?
Позиция чиновников в отношении доплат к обоим видам госпособий практически одинаковая. Она традиционно складывается в пользу отнесения указанных доплат в целях налогообложения прибыли к налоговым расходам на оплату труда. Правила для таких расходов установлены ст. 255 НК РФ.
В комментируемом Письме указано, что перечень расходов на оплату труда в ст. 255 НК РФ не является закрытым. А раз так, то сумму доплаты работнице до должностного оклада на период отпуска по беременности и родам минфиновцы рекомендуют учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями "нейтрального" п. 25 ст. 255 НК РФ. В этом пункте поименованы другие видов расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Аналогичные рекомендации давались ранее, а недавно были озвучены в Письме Минфина России от 24.02.2012 N 03-03-06/1/98.
Что касается доплат по обычному больничному листу, то для них отличия от доплат к пособию по беременности и родам для целей налогового учета не наблюдается. Их тоже предлагается включать в состав расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (Письма Минфина России от 15.12.2010 N 03-03-06/2/212, от 08.12.2010 N 03-03-06/2/209).

Пример. Бухгалтеру организации (1980 г. р.) начислено пособие по беременности и родам в сумме 60 000 руб., а также доплата до должностного оклада на основании коллективного договора - 10 000 руб.
Сумма пособия, выплачиваемого сотруднице за счет средств ФСС РФ, не облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Доплата до должностного оклада государственным пособием не является и облагается НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 217 НК РФ). Этот налог удерживается по ставке 13% в момент выплаты денежных средств работнице (п. 1 ст. 224, п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ).
На сумму пособия по беременности и родам не начисляются страховые взносы на обязательное страхование, включая обязательное социальное страхование от несчастных случаев (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Однако в указанных статьях среди выплат, не облагаемых страховыми взносами, не упоминаются доплаты за счет работодателя. Следовательно, на сумму доплаты придется начислить страховые взносы, в том числе на страхование против травматизма. За возмещением суммы пособия организация обратилась в территориальное отделение ФСС РФ.
В бухгалтерском учете организации начисление, выплата пособия и доплаты будут отражены следующими записями:
Дебет 69-1 Кредит 70
- 60 000 руб. - начислено пособие за счет средств ФСС РФ;
Дебет 26 Кредит 70
- 10 000 руб. - начислена доплата к пособию за счет средств работодателя;
Дебет 70 Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДФЛ",
- 1300 руб. (10 000 руб. x 13%) - удержан НДФЛ с суммы доплаты;
Дебет 70 Кредит 50 (51)
- 68 700 руб. (60 000 + 10 000 - 1300) - выплачено пособие за вычетом удержанного НДФЛ;
Дебет 26 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ПФР",
- 1600 руб. (10 000 руб. x 16%) - начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет 26 Кредит 69 "Расчеты с ПФР"
- 600 руб. (10 000 руб. x 6%) - начислены страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Дебет 26 Кредит 69 "Расчеты с ФСС РФ по обязательному социальному страхованию"
- 290 руб. (10 000 руб. x 2,9%) - начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
Дебет 26 Кредит 69 "Расчеты с ФФОМС"
- 510 руб. (10 000 руб. x 5,1%) - начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с видом экономической деятельности организация относится к третьему классу профриска и уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) по тарифу 0,4%. Начисление взносов отражено в учете следующей записью:
Дебет 26 Кредит 69 "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от НС и ПЗ"
- 40 руб. (10 000 руб. x 0,4%) - начислены взносы по обязательному страхованию от НС и ПЗ.
После перечисления ФСС РФ средств на выплату пособия их сумма отражена в учете проводкой:
Дебет 51 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по обязательному социальному страхованию",
- 60 000 руб. - получено возмещение от ФСС РФ в сумме выплаченного работнице пособия.

Если налоговая инспекция не согласна с Минфином

Позиция Минфина России о включении доплат к госпособиям по нетрудоспособности и по беременности и родам в налоговые расходы на оплату труда озвучивается уже давно.
Однако в судебной практике встречаются прецеденты, когда налоговые инспекции не согласны с таким подходом. В этом случае может возникнуть спор налогоплательщика с инспекцией, который придется разрешать в суде. Но перспективы у такого спора не совсем прозрачные.
Дело в том, что до 1 января 2010 г. действовал п. 15 ст. 255 НК РФ, согласно которому к расходам на оплату труда было разрешено относить расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты работником трудоспособности, если такая доплата установлена законодательством РФ .
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.07.2007 N 1441/07 разъяснил, что этот пункт фактически не действует с 2005 г., когда законодатель отменил подобные доплаты. Вместе с тем доплаты иного рода к пособиям по больничному листу (не предусмотренные законодательством) в составе налоговых расходов не учитываются.
Указанный пункт с 1 января 2010 г. утратил силу. Арбитражная практика по рассматриваемому вопросу, относящаяся к налоговым периодам после 1 января 2010 г., пока не сформировалась.
Тем не менее, несмотря на признание Президиумом ВАС РФ нормы п. 15 ст. 255 НК РФ в качестве "спящей" с 2005 г., отдельные судьи продолжают придерживаться мнения о том, что не предусмотренные законодательством доплаты по больничному листу не подлежат включению в состав налоговых расходов. При этом они ссылаются на Постановление N 1441/07.
Иногда в качестве дополнительного аргумента для отказа в признании налоговым расходом доплаты по больничному листу судьи приводят положения другой нормы, которая содержится в пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем говорится о прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией, в виде расходов работодателя на выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые два (а с 1 января 2011 г. - за первые три) дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством РФ. Отсюда судьи вновь делают вывод о том, что в проверяемый период действующим законодательством доплата работодателями пособия до фактического заработка в случае временной нетрудоспособности не предусмотрена, поэтому такие расходы не подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Указанную аргументацию можно встретить в Постановлениях ФАС:
- Западно-Сибирского округа от 24.02.2012 по делу N А81-1294/2011;
- Северо-Западного округа от 15.02.2011 по делу N А56-4883/2010;
- Московского округа от 02.03.2011 N КА-А40/614-11 (Определением ВАС РФ от 05.08.2011 N ВАС-7436/11 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Не исключено, что отмена п. 15 ст. 255 НК РФ не повлияет на положение вещей. То есть судьи могут продолжать ссылаться на позицию ВАС РФ из Постановления N 1441/07 и отрицать включение сумм доплат, предусмотренных не законодательством, а трудовым (коллективным) договором, в состав налоговых расходов на оплату труда.
Раньше исключение судьями таких выплат из налоговых расходов хотя бы давало позитивный результат в виде освобождения этих сумм от обложения ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. Так как ставка ЕСН превышала ставку налога на прибыль, подобные судебные решения в какой-то мере можно было даже считать принятыми в пользу налогоплательщиков.
Сейчас этот положительный эффект исключен, поскольку независимо от включения или невключения доплат работодателя по больничному листу в состав налоговых расходов на оплату труда эти суммы облагаются страховыми взносами.
Что же получается? Если налоговая инспекция проигнорирует указания Минфина России (как это бывало раньше) и исключит сумму доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности, беременности и родам из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, то пока нет особой уверенности в том, что письма, подобные комментируемому документу, помогут работодателю отбиться в суде от суммы доначислений в виде недоимки по налогу на прибыль.
Правда, сославшись на комментируемое Письмо и его аналоги, можно будет избежать штрафа по ст. 122 НК РФ и пени на сумму недоимки по налогу на прибыль. Ведь исполнение письменных разъяснений уполномоченных органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), а также избавляет от начисления пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ).

От редакции. Минфин России неоднократно отмечал, что его письменные разъяснения, в том числе направленные в ФНС России, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания. Письма не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано в них разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым инспекциям и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Это положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (Письмо Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/684).

У любого работника при переводе на нижеоплачиваемую должность, при смене собственника или при переходе на гибкий график работы сохраняется право на доплаты до среднего заработка. Решает, доплачивать или нет и в каком объеме – только работодатель. Сегодня в статье мы подробно рассмотрим, какой порядок расчета среднего заработка, какие доплаты положены работнику по беременности и по потере трудоспособности, какой порядок доплат и как их рассчитать, используя 1С – бухгалтерию.

Итак, вы узнаете:

  • все о порядке расчета дополнительного заработка;
  • о доплатах при пособиях;
  • о порядке доплаты до среднего заработка;
  • о формировании доплаты до среднего заработка в 1С.

Бывают случаи, когда при переводе работника на нижеоплачиваемую работу или в других похожих случаях, появляется необходимость доплаты до среднего заработка. Законодательно право на доплаты закреплено в следующих документах: в статьях 75 (в случае смены собственника имущества), 102 (работа в режиме гибкого графика), 155 (невыполнение норм труда) Трудового Кодекса РФ.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

Размер аванса и дни выплаты зарплаты: как прописать безопасные условия.

Обычные основные начисления назначаются работникам при переводе на работу с пониженным заработком. Они высчитываются с учетом тарифных ставок. Также могут быть указаны новые значения месячных, часовых или дневных ставок. Основные начисления назначаются и по сдельному заработку с вводом фактической выработки, в некоторых случаях, по пониженным расценкам.

Что касается периода перевода дополнительного начисления, то сохранение среднего заработка за работником действует на все время работы. Дополнительные начисления обозначаются как "доплаты до среднего заработка".

Порядок расчета среднего заработка

Статьей 139 Трудового кодекса установлен порядок расчета среднего заработка работника. В статье говорится, что в расчете среднего заработка необходимо учитывать все виды выплат, и не имеет значения их источник - затраты по текущим видам деятельности, чистая прибыль, прочие расходы.

Среднюю зарплату можно определить исходя из фактически отработанного сотрудником времени и начисленной заработной платы за последний рабочий год. Под календарным месяцем понимается период с 1-го по 30-е (или 31-е) число соответствующего месяца включительно. В феврале, соответственно, месяцем считается период с 1 по 28-е (29-е) число.

Таким образом, для определения среднего заработка сотрудника необходимо:

  1. Вычислить расчетный период и количество дней в нем, учитываемых при определении среднего заработка;
  2. Вычислить сумму выплат за расчетный период

Доплата до среднего заработка по больничному

Работник, получивший статус временно нетрудоспособного, или беременная женщина, имеют право на пособие. Пособия рассчитываются исходя из среднего заработка работника за два календарных года – то есть периода, предшествующего наступлению страхового случая – болезни, беременности.

В данном случае, следует обратить внимание на некоторые особенности формирования доплат до среднего заработка. Согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ суммарный доход работника за год не может быть выше суммы предельной базы по страховым взносам в ФСС. Поэтому фактический заработок может быть существенно ниже, чем если бы его рассчитывали только исходя из суммы заработка трудящегося лица.

С целью компенсации уменьшения заработной платы работодатель может установить доплату до среднего заработка по больничному листу. Эта доплата, естественно, идет не из средств ФСС.

Порядок доплаты до среднего заработка

Установка доплаты до среднего заработка должна быть подкреплена соответствующими документами. Порядок доплаты и оформления следующий:

  1. Внесение дополнений и изменений непосредственно в трудовой договор.
  2. Составление локального нормативного акта (ЛНА).

Так как требования делать доплаты сотрудникам не прописаны в законодательстве, руководство организации может самостоятельно решать, кому из работников будет выплачиваться доплата (всему рабочему коллективу или выборочно) и какой будет порядок расчета доплаты персоналу.

Доплаты до среднего заработка в 1С

В 1С ЗУП 3.0 (8.3) существует возможность начисления работнику доплаты до среднего заработка.

При использовании специального инструмента в 1С 8.3 (8.2) ЗУП необходимая доплата рассчитывается работнику при начислении зарплаты. В 1С ЗУП 3.0 имеется возможность формирования доплаты в виде плановой доплаты до среднего дохода.

В 1С ЗУП 2.5 (8.2) существует возможность рассчитывать доплату до среднего заработка в виде разового начисления, его можно сформировать через форму «Оплата по среднему заработку». В данном случае необходимо будет сделать предварительные расчеты - посчитать зарплату за месяц, потом ввести доплату до среднего заработка, и вернуться к начислению зарплаты и пересчитать НДФЛ.

К сожалению, доплату нельзя назначить в плановом порядке. Каждый месяц необходимо формировать новый документ «Оплата по среднему заработку».

В программе 1С ЗУП 3.0 можно найти специальный документ « Приказ на доплату до среднего заработка ». В форму следует ввести ФИО сотрудника и период доплаты. Этого достаточно для дальнейшего использования документа.

В 1С ЗУП 3.0 сотруднику рассчитывается его основная оплата и автоматически считается доплата до среднего заработка при начислении зарплаты.



Во время осуществления своей профессиональной деятельности граждане могут сталкиваться с ситуациями, при которых наличие определенных обстоятельств влечет к снижению заработной платы сотрудника до величины, менее средней.

В большинстве случаев это явление возникает при переводе на нижеоплачиваемую должность или в период временной потери трудоспособности.

Доплата до представляет собой процедуру, при которой при понижении уровня дохода сотрудника, работодатель доплачивает ему денежную сумму, благодаря которой зарплата работника достигнет средней величины .

К примеру, при оплате больничного листа не редко оказывается, что к выплате полагается пособие по временной потери трудоспособности, размер которого значительно ниже обычной заработной платы трудящегося гражданина.

Именно с этой целью некоторые работодатели переводят на счет работников дополнительную сумму.

Решение о доплате руководство фирмы принимает самостоятельно.

Денежные средства, выплаченные помимо оплаты больничного листа, не компенсируются ФСС – деньги берутся из бюджета компании .

Аналогичная ситуация может возникать при переводе сотрудника на должность, при работе на которой зарплата гражданина изменится в худшую сторону.

При этом важно помнить – оклад не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Несоблюдение этого правила может быть рассмотрено как нарушение норм ТК РФ.

При каких расчетах она необходима?

Ранее уже было отмечено, что доплата начисляется на счет сотрудника только по инициативе работодателя .

ТК РФ не предусматривает правил, в которых руководство в обязательном порядке должно доплатить работнику, если его доход достигнет отметки ниже среднего. При этом есть один нюанс.

Статьей 348 ТК РФ определено, что в случае временной потери трудоспособности сотрудника, занимающимся спортом на профессиональном уровне, работодатель в обязательном порядке должен проконтролировать, чтобы его доход на время болезни достигал величины среднего заработка .

Важным моментом является некоторый момент – это правило актуально при условии, что травма была получена в ходе исполнения должностных обязанностей, перечисленных в заключаемом при приеме на работу трудовом соглашении.

Особое внимание следует уделить некоторым условиям совершения доплаты:

  • сумма, рассчитанная за оплату больничного листа ниже величины среднего заработка;
  • разница между пособием и доплатой не компенсируется спортсмену дополнительными страховыми выплатами.

Если работодатель принимает решение о выплате доплат, технология их расчета и начисления должна быть отражена во внутренней документации компании.

Порядок совершения этого действия не регламентируется Законодательством РФ, поэтому может разрабатываться работодателем самостоятельно.

Доплата может производиться несколькими способами. Среди них нужно выделить основные :

  • до среднего заработка;
  • до величин установленного оклада или тарифной ставки;
  • до суммы фактического заработка.

Кроме этого может выплачиваться денежное пособие , размер которого определяется фиксированным соотношением.

При определении среднего заработка в расчет берется только величина оклада или базовой ставки. Премии и другие виды выплат не учитываются.

Образец приказа

Технология осуществления доплаты должна отражаться в нормативном локальном акте организации, оформленным должным образом.

На основании этого документа определяется сумма дополнительных выплачиваемых средств для каждого определенного случая.

В роли документации такого характера может выступать приказ. При его оформлении необходимость внесения корректировок в коллективное и трудовое соглашение пропадает.

Бумага составляется 2 способами:


Приказ может составляться в произвольном виде, потому как унифицированная форма для его издания отсутствует.

В бумаге указывается следующая информация:

  • наименование компании, ФИО ее директора, адрес нахождения и ИНН;
  • название и номер документа;
  • город и дата написания;
  • должность и инициалы сотрудника, в отношении которого издается приказ;
  • факт и причина уменьшение дохода работника;
  • поручение о начислении доплаты, ее сумма;
  • инициалы и должность ответственного лица;
  • подпись руководителя организации;
  • подпись сотрудника.

При переводе на нижеоплачиваемую работу

Одной из причин, по которой уменьшается доход сотрудника, считается его перевод на более низкооплачиваемую должность.

Важно учесть – что если действие совершено с согласия работника, руководство не обязано доплачивать до среднего заработка.

В обязательном порядке доплата назначается при условии, что перевод имеет временный характер – не более 1 месяца , а сотрудник, в свою очередь, не давал на это согласия.

Начисление среднего заработка при командировке – операция, которую бухгалтеру любой компании приходится делать достаточно часто. Рассчитывают его, опираясь на ст. 139 ТК РФ и Положение, утв. постановлением Правительства № 922 от 24.07.2007. Разберемся в особенностях начисления средней зарплаты за время служебной командировки.

Оплата по среднему заработку: командировка

Сохранение среднего заработка командированному сотруднику гарантирует п. 9 положения № 749 от 13.10.2008. Расчет осуществляется из 12 предшествующих месяцев (или реально отработанного времени) и зарплаты, выплаченной в этот период. Важно помнить, что в исчислении учитываются исключительно рабочие дни, а не календарные.

В расчет включаются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в компании. Не входят дни и суммы, относящиеся к оплате больничных, отпусков (в т.ч. без содержания), простоя не по вине сотрудника, командировки и т.п.

Пример расчета среднего заработка при командировке:

Сотрудник направлен в командировку на 5 рабочих дней с 1-го по 7-е марта 2018. Период расчета – с марта 2017 по февраль 2018 составляет 248 дн. (212 дн. в 2017г. + 36 дн. за январь и февраль 2018). Сумма заработка составила 500 000 руб. Отвлечений из рабочего процесса не происходило.

СЗ = 500 000 / 248 х 5 = 10 080,65 руб.

Переходящая командировка: расчет среднего заработка

У бухгалтера часто возникает вопрос, как рассчитывать средний заработок по командировке, переходящей из одного месяца в другой? Законодатель не дает конкретных разъяснений, однако, по логике действующих правил бухучета, можно сделать такие выводы:

  • Средний заработок – та же зарплата, которую выплачивают за определенный месяц в установленные сроки;
  • Каждому отчетному месяцу соответствует расчетный период из 12 предыдущих месяцев, что предполагает разные периоды расчета для разных месяцев.

Пример расчета среднего заработка для переходящей командировки:

Сотрудник направлен в командировку с 26 февраля по 7 марта 2018. На февраль выпадает 3 дня, на март 5. Расчетные периоды для дней командировки:

  • в феврале – с февраля 2017 по январь 2018 – 247 дней (доход 486 000 руб.);
  • в марте – с марта 2017 по февраль 2018 – 248 дней (доход 500 000 руб.).

Рассчитаем сумму средней зарплаты на время командировки:

в феврале 486 000 / 247 х 3 = 1967,61 х 3 = 5902,83 руб.

в марте 500 000 / 248 х 5 = 2016,13 х 5 = 10 080,65 руб.

Общая сумма составляет 15 983,48 руб., но выплачивать ее следует в установленные дни зарплат, а не сразу общей суммой, поскольку колебания величины ФОТ зачастую вызывают вопросы в контролирующих и статистических органах. К тому же средний заработок – отнюдь не суточные, которые должны быть выданы общей суммой перед тем, как сотрудник должен отбыть в командировку.

Доплата к среднему заработку при командировке

Случается, что средний заработок, рассчитанный по представленному алгоритму, ниже фактической заработной платы, которую бы получил сотрудник, если бы не был направлен в командировку. ТК РФ не дает права работодателям ухудшать положение сотрудника (ст. 8 и 9 ТК РФ).

В таком случае сотруднику следует компенсировать разницу между средним заработком, полагающимся в период командировки, и реальной оплатой труда за отработанное время. Важно предусмотреть этот пункт в трудовом (коллективном) договоре или другом локальном акте, например, в Положении об оплате труда сотрудников компании.

Бухгалтеру, после расчета среднего заработка по командировке, предстоит сравнить полученный результат с величиной зарплаты, исчисленной за фактически отработанное время.

Пример расчета доплаты среднего заработка по командировке до размера зарплаты:

Сотрудник направлен в командировку с 15 по 28 февраля 2018 года на 10 рабочих дней. Положение об оплате труда фирмы предусматривает оплату командировок на базе расчета среднего заработка, но не ниже величины фактической зарплаты, исчисленной за этот период.

Бухгалтер сделал расчет обоих показателей:

  • Расчет среднего заработка:

Расчетный период – с февраля 2017 по январь 2018 составил 247 дней. Его оклад составляет 30 000 руб. При этом с 1 по 28 августа (20 раб. дн.) он находился в отпуске (этот период в расчет не принимают), отработал в августе 3 дня, заработав 3913,04 руб. (30 000 / 23 дн. х 3 дн.).

В декабре им получена премия по итогам работы за год в размере 12 000 руб. Она учитывается при расчете среднего заработка в пропорции на принимаемые в расчет месяцы.

СЗ = ((30 000 х 6 мес. + 36 000 х 5 мес. + 3913,04 + 12 000 / 12 мес. х 11 мес.) / (247 дн. – 20 дн.)) х 10 дн. = 16 516 руб.

  • Расчет фактической зарплаты

В феврале 2018 года 19 раб. дн.

Сумма зарплаты за время командировки:

36 000 / 19 дн. х 10 дн. = 18 947,37 руб.

  • Разница между фактической зарплатой и средним заработком составила:

2431,37 руб. (18 947,37 – 16 516)

Ее доплатит работодатель, поскольку такая норма закреплена локальным актом. В общей сложности сотрудник получит 36 000 руб. за минусом НДФЛ.

Отметим, что в этом примере повышение оклада в сентябре коснулось одного работника, поэтому средний заработок рассчитывался без применения коэффициента повышения. Подобный коэффициент применяется, если произошла индексация зарплаты в целом по компании (п. 16 Положения № 922).

Продолжим пример. Допустим, что увеличение зарплаты сотрудника стало следствием индексации зарплаты по предприятию. В этом случае расчет несколько изменится – бухгалтер внесет коррективы:

  • коэффициент повышения составил 1,2 (36 000 / 30 000).
  • средний заработок рассчитают с учетом повышающего коэффициента:

(30 000 х 1,2 х 6 + 3913,04 х 1,2 + 36 000 х 5 + 12 000 / 12 х 11) х 10 = 18 136,4 руб.

В этом случае разница, которую доплатит бухгалтер к среднему заработку по командировке, составит 810,97 руб. (18 947,37 – 18 136,40).