Проект о фразеологизмах в занимательной форме. Проект по русскому языку "словарь фразеологизмов". приводить к единому решению


Учебный предмет: русский язык. Возраст участников: лет. Продолжительность: краткосрочный (неделя). Цели: 1. Познакомить учащихся с фразеологизмами. 2. Рассмотреть их происхождение. 3. Проанализировать значение фразеологизмов в различных языках, найти общие черты и различия. Учебный предмет: русский язык. Возраст участников: лет. Продолжительность: краткосрочный (неделя). Цели: 1. Познакомить учащихся с фразеологизмами. 2. Рассмотреть их происхождение. 3. Проанализировать значение фразеологизмов в различных языках, найти общие черты и различия.








Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Класс делится на 3 группы (7 учеников). В каждой группе распределяются роли: - командир (координатор действий), - информаторы занимаются поиском и представлением необходимой информации, - иллюстраторы отвечают за художественное оформление, - техники занимаются набором текстов на компьютере, созданием электронной презентации.






1 –я группа «Происхождение фразеологизмов» Цель: 1. познакомиться с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов и его значением. 2. Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, об их происхождении и классификации


В нашем исследовании мы рассматривали происхождение фразеологизмов и выделили несколько способов их образования: Исконно русские Заимствованные Фразеологизмы, произошедшие из устной речи людей различных профессий. Фразеологизмы из мифов Фразеологизмы из художественных произведений Фразеологизмы из разговорно-бытовой речи Книжные фразеологизмы. Рассмотрим каждую группу в отдельности


Исконно русские фразеологизмы Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает глубоко народный характер. Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Например, Бить баклуши (праздно проводить время, бездельничать) Коломенская верста (очень высокого роста) Во всю ивановскую (в полную силу, очень громко) Бить челом (почтительно раскланиваясь, приветствовать кого-либо) Брить лоб (отдавать в солдаты) Это исконно русские фразеологизмы.


Заимствованные фразеологизмы Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков: Из старославянского языка Соль земли (наиболее выдающиеся представители народа, цвет общества), Не от мира сего (не приспособленный к жизни, далёкий от её забот), На сон грядущий (перед сном), Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь). - немецкого смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо) откладывать в долгий ящик (на неопределённое время) - французского не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте), с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху)


Из устной речи людей различных профессий Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий: - В речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки) - В речи железнодорожников (ставить в тупик, зелёная улица) - В речи музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку).


Фразеологизмы из мифов Некоторые фразеологизмы пришли из мифов. Ахиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс. Дамоклов меч (постоянно угрожающая опасность) Из древнегреческого предания о сирокузском тиране Дионисии Старшем, который, чтобы проучить одного из своих приближённых, завистника Дамокла, посадил его во время пира на своё место, повесив над головой Дамокла на конском волосе острый меч, как символ тех опасностей, которые подстерегают тирана. Прокрустово ложе (мерка под которую что-либо подгоняют) Согласно древнегреческому мифу разбойник по прозвищу Прокруст обрубал или вытягивал жертвам ноги по длине своего ложа.


Фразеологизмы из художественных произведений Происхождение многих фразеологизмов связано с народными и литературными сказками с баснями И. А. Крылова и другими произведениями. В своей речи мы нередко пользуемся различными меткими выражениями, созданными писателями, поэтами, политическими деятелями и вошедшими в общее употребление. Слона то я и не приметил (не обратил внимание на самое важно). А ларчик просто открывался (простой выход из казалось бы затруднительного положения) Такие выражения называют крылатыми. Они как бы вылетели за пределы произведений, в которых первоначально были созданы, вошли в литературный язык, получив в нём более широкое,обобщённое значение.


Книжные фразеологизмы Другая группа фразеологизмов – книжные. Во сто крат (книжн. высок.) - во много раз, на много. Нести свой крест (книжн. высок.)- мужественно, стойко переносить трудности, невзгоды, ради высоких целей идей. Поднимать на щит (книжн.) – отзываться с похвалой о ком-либо или о чём либо, восхвалять.


Фразеологизмы из разговорно- бытовой речи Большинство фразеологизмов русского языка имеет своим источником русскую разговорно-бытовую речь. Многие возникли в разное время в непринуждённой беседе и затем в своём переносном значении закрепились в языке. Они придают речи выразительность, образность. Фразеологизмы позволяют точно, сжато и метко охарактеризовать ситуацию и выразить своё отношение к ней. Например, Бабушкины (бабьи) сказки (разг., не одобрит.) - выдумки, вздор. Держать хвост пистолетом (разг., шутл.) - не терять выдержки, самообладания, не унывать). Держи карман шире (разг., шутл.) –не надейся, не рассчитывай на что- либо. Развешивать уши (прост.) слушать что либо с большим увлечением и доверчивостью.


Исторические корни Наиболее древние фразеологизмы откроют свои тайны только при изучении их истории, следовательно, нужно чаще заглядывать во фразеологический словарь. Например, бить челом (почтительно раскланиваясь, приветствовать кого- либо). По установившемуся в Древней Руси обычаю били Челом низко кланялись, доставая челом до земли, до пола) при вручении жалобы, прошения. Таким образом, значение фразеологизма может образовываться в результате соединения частей лексических значений слов или при изучении их истории. Знать значения фразеологизма нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.


2-я группа «Образы животных во фразеологизмах » Цель: Сопоставить характеристику образов животных в разных языках. Задачи: 1. Установить перечень наиболее употребляемых во фразеологизмах наименований животных. 2. Выявить имена животных с символическими значениями. 3. Сопоставить фразеологизмы разных народов.


Мы работали над темой «Образы животных во фразеологизмах » Образы животных широко представлены во фразеологизмах многих языков. И это не случайно. Ведь животные всегда играли значительную роль в жизни людей. С древних времён они живут в тесном взаимодействии друг с другом. Человек никогда не обходился без животных. Поэтому их образы занимают прочное место в построении фразеологических единиц каждого развитого языка. Фразеологические обороты – важнейший «строительный материал» языка. Они могут служить для обозначения предмета (нем как рыба), действия и состояния (за двумя зайцами погнаться), признака действия (ехать зайцем).


Фразеологизмы с названиями животных отражают: -физические свойства (сильный как лошадь, зоркий как рысь, нюх как у собаки, ловкий как обезьяна) -внешний облик (толстый как боров, с козлиной бородкой) - психические свойства (злой как собака, упрямый как бык, упёрся как бык) - интеллект или его отсутствие (глуп как сивый мерин, уставиться как баран на новые ворота) - повадки, умения, навыки, черты (повторять как попугай, хитрый как лиса, галдят как сороки).


Медведь Медвежья услуга – это попытка что-то сделать, но попытка неумелая, которая вместо помощи приносит неудобства, неприятность вред. Сосать лапу – скудно питаться, голодать (как это делает медведь во время зимней спячки) Медвежий угол – отдаленное, глухое место. Медвежий храп – храп громкий, далеко слышный. Делить шкуру неубитого медведя – раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено. В английском языке есть выражение (sell the bear` s skin before one has caught the bear), которое буквально переводится – продавать шкуру медведя перед тем, как его поймать. Смысл русского и английского выражения практически одинаков. Согласно хакасским представлениям медведь является дальним родственником человека. Видимо, поэтому у хакасов к медведю уважительное отношение. Древнетюркский термин «азы г», т.е медведь, в хакасском языке был заменен словом «аба», т.е. отец.


Кошки Кошки – одни из самых популярных домашних питомцев, как в России, так и в Англии, США. С этими животными связано много устойчивых выражений, дословный перевод некоторых английских вряд ли поможет нам понять их смысл. Cat burglar (дословно – «кошачий вор»). В наше время, к сожалению, появилось много так называемых burglars. Так англичане назвали грабителей, которые падают в квартиры, забираясь по стенам. Cat got one`s tongue (дословно – «кот схватил чей-то язык»). Это выражение обозначает, что человек на некоторое время потерял дар речи. Проглотить язык –русский аналог этому английскому выражению, означает то же самое. В русской фразеологии есть выражение «купить кота в мешке».А в английском этому выражению соответствует to bought a pig in a pake (дословно – «купил свинью в мешке») означает, что человек приобрел то, что никогда не видел. Во французской фразеологии: la nuit to us les chats cont gris – ночью все кошки серы; avair un chat dans la gorge – (буквально «иметь кошку в горле») – означает охрипнуть; ecrire comme un chat (буквально «писать, как кошка лапой»), в русском языке эквивалент – «писать как курица лапой». «Кот наплакал» означает очень мало чего-то. Кошки скребут на сердце говорим мы тогда, когда чувствуем тревогу, беспокойство.


Собака Немало фразеологизмов с образом собаки: собака на сене, собачий сын, издох как собака, гнать ко всем собакам, злой как собака, устал как собака. Чаще этот образ характеризует отрицательные качества. Эти представления имеют древние истоки. Представления о собаке как о существе гонимом известно ещё из Библии. Пес – было бранным словом на Руси. Во французском языке «Sleep a dog» (означает «чутко спать»). Компонент «dog» отражает характерный для собаки чуткий сон. Аналогов этой ассоциации в русском языке не наблюдается.


Свинья, курица, баран, осёл. Символами умственной ограниченности в русском языке выступают свинья, курица, баран, осёл. Тупость и ограниченность чаще представлены образом барана (смотрит как баран на новые ворота - т. е. смотрит с тупым недоумением и ничего не понимает, ничего не может сообразить). В английском языке такими символами являются змея, гусь, кукушка, осел и свинья тоже присутствуют. У немцев есть выражение, которое переводится «как корова перед новыми воротами», у болгар - «смотрит как кошка в календарь». Носители разных языков могут по - разному воспринимать образ того или иного животного. Обычно это связано с поверьями, представлениями народа, суевериями.


Фразеологизмы как одного, так и разных языков нередко обнаруживают в своей основе общий образец. русский язык - делать из мухи слона, чешский язык - делать из комара верблюда. Нужен как рыбке зонтик, как щуке брюки, как собаке пятая лапа имеют в основе формулу - быть бесполезным, ненужным. Выражения: отольются волку овечьи слёзки, медведю коровьи слёзки, мышке кошкины слёзки -означают, что расплата обязательно наступит. русский язык- « жить как кошка с собакой» (означает жить в постоянной вражде); в украинском и болгарском языках есть подобные выражения - «жить как кошка с собакой»- в английском языке есть выражение to live a cat and dog – буквально переводится «жить жизнью кошки и собаки», что - по-русски означает – жить как кошка с собакой. Есть совпадения в значении русских и немецких фразеологизмов: волк в овечьей шубе = ein wolf im schlafpelzпустить козла в огород = den wock zum CD rt ner machen собака на сене = der Hund au dem Heu


Анализ наименований животных в составе фразеологизмов помогает выявить национальные особенности в понимании образов животных, культурологическое своеобразие их использования во фразеологических оборотах, приобрести компетенции, связанные с пониманием культуры других народов, обогатить речь образными выражениями.




НОС Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако, в устойчивых словосочетаниях с носом связывается, прежде всего, представление о чем-то небольшом, коротком. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу, на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа, с гулькин нос (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос. Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают, если приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует. Нос весьма удобен, чтобы за него водит (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.


Язык Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово. Это и понятно – ведь язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык. Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить. Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани. Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется? Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать!»


УХО Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши, – значит, слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха. Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро. Вострый – старая форма слова острый. Уши принимают заостренную форму у собак, когда они прислушиваются Отсюда возник фразеологизм навострить уши. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого- либо чересчур доверчиво. Грубые слова действуют, прежде всего, на уши. Они урежут уши, ши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений. Из всего выше сказанного заметим, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах, – если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей.


ЗУБ Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Часто зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения. Если кто-то замышляет вылазку против своего недруга, хочет ему навредить, то говорят, что он точит или имеет на него зуб. На вооруженного до зубов человека нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор, или, по-другому, оказаться нападающему не по зубам. Впрочем, если заговорить ему зубы, отвлечь его внимание, то победить его удастся. Показывать зубы, – значит, демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать. Используется слово зуб и во фразеологизмах, обозначающих различные плачевные состояния человека. Если он сильно замерз, то говорят, что у него зуб на зуб не попадает. Когда в доме не остается еды, то зубы можно класть на полку – все равно не пригодятся, раз нечего жевать. Впрочем, можно поступить и по-другому – стиснуть зубы и, не унывая, не отчаиваясь, начать борьбу с судьбой.


РОТ, ГУБЫ Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот, – значит, не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому. Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» – спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Если еда приготовлена невкусно, то ее в рот не возьмешь. Маковой росинки во рту не было, – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить. Если дел так много, что с ними не успеваешь справляться, то можно определить это положение так: хлопот полон рот. Со словом губа фразеологизмов не много. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы. Если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен, то говорят, что у него молоко на губах не обсохло. Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура.


ГРУДЬ, СПИНА Слова грудь и спина входят в противоположные фразеологизмы. Смелый человек всегда встречает опасность грудью. Встать грудью – значит, мужественно биться, защищая что-то дорогое. Грудью можно прокладывать себе дорогу в жизни – так происходит, когда человек добивается всего упорным трудом, преодолевает все трудности. Если же повернуться к кому-нибудь спиной, то это означает, что кого-то покидают, оставляют на произвол судьбы. Не является доблестью также прятанье во время опасности за чужую спину. Нож в спину всаживает трус, предатель, боящийся биться с противником в честном бою. Гнут спину обычно перед тем, кто сильнее и могущественнее, но так поступают лишь слабые, трусливые люди. Впрочем, есть со словом спина и положительно окрашенный фразеологизм – не разгибая спины. Он означает прилежно, усердно. Им можно похвалить примерно работающего человека.


Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что фразеология, в целом, необыкновенно богата и разнообразна. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Изучение фразеологии является важным условием совершенного владения языком, а правильное употребление фразеологизмов - один из показателей знания языка. Чтобы избежать ошибок и не нарушать красоту языка, следует правильно и к месту использовать фразеологизмы, а для этого необходимо знать их значение.

Проект по теме "В гостях у фразеологизмов"

Содержание
I.Введение
II.Основная часть
2.1 Многообразие фразеологических оборотов
2.2 Классификация фразеологизмов
2.3 Использование фразеологических оборотов в речи моих знакомых
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
V. Приложение

I.Введение

Актуальность темы:
Участвуя в школьном Интеллектуальном марафоне, я не смогла справиться с одним заданием по русскому языку. Нужно было объяснить значение фразеологических оборотов: «яблоку негде упасть», «сесть в калошу», «точить лясы», «комар носа не подточит». Было очень обидно не получить баллы за такое, на первый взгляд простое задание. Почему я и мои сверстники знаем так мало фразеологизмов, почему так редко употребляем в своей речи, почему не хотим задумываться над их смыслом и значением, когда слышим их из уст своих родителей и учителей? Я задала себе эти вопросы и попыталась ответить на них в своей работе, которую назвала так: «В гостях у фразеологизмов».
Цель и задачи:
Целью моей работы является обогащение своего словарного запаса фразеологическими оборотами.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1) изучить литературу по теме «Фразеология»;
2) разобраться в истории возникновения фразеологических оборотов;
3) провести анкетирование и опрос среди сверстников, родителей и учителей школы, и выяснить, какие фразеологизмы употребляют в речи мои знакомые;
4) раскрыть значение хорошо знакомых мне фразеологизмов.
Объект и предмет исследования:
Фразеологизмы в русском языке. Использование фразеологических оборотов в речи сверстников, родителей, педагогов.
Структура работы
Свои исследования я начала проводить в январе 2014г.
Моя работа состояла из нескольких этапов:
1. Изучение литературы о фразеологизмах.
2. Проведение опроса и анкетирования родителей, учеников, педагогов школы.
3. Презентация проекта.
II. Основная часть
Фразеология исследует наиболее
живой, подвижный и разнообразный
отряд языковых явлений. В.В.Виноградов.

2.1 Многообразие фразеологических оборотов.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений над общественными и природными явлениями («ближе к делу», «далеко пойти», «мороз по коже», «как небо от земли», «стоять горой»), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (« пусто, словно Мамай прошёл»), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («добрый молодец, молочные реки, обливаться горючими слезами»).
Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Например, выражение «Бить баклуши» в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек», т.е. делать несложное, нетрудное дело.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга) личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

2.2 Классификация фразеологизмов.
Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что – нибудь вроде «мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом, силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным». А можно обронить короткое - «Напрасный труд»,- и всем всё станет понятно.
Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это то же самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек сообщает ещё и о своём отношении к событию, предмету или собеседнику.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике:
Характеризующие взаимоотношения человека с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить, стоять на задних лапах - угодничать, прислуживаться;
2.Мылить голову (кому) - сильно бранить, ругать кого-либо.
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы – заниматься пустой болтовней
2.Вертеть, крутить вола – говорить, болтать ерунду.
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, делать что-либо.
2.Бить баклуши - бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1. Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2. Как осиновый лист дрожит - трясётся – обычно от волнения, страха.
О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов, я выделила основные группы:
- Фразеологизмы русского происхождения (зарубить на носу – запомнить, очки втирать – надувать, обманывать, как пить дать – точно, несомненно).
- Заимствованные фразеологизмы (из древнегреческой и древнеримской мифологии: ахиллесова пята (уязвимое место), сизифов труд (бесполезная работа).
Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, я решила познакомить ребят с фразеологическими оборотами на классном часе. Для того чтобы заинтересовать их данной темой, я подготовила анкеты для родителей и учеников нашего класса, провела опрос среди педагогов нашей школы.
Выяснив самые популярные фразеологизмы среди своего окружения, я узнала историю происхождения этих фразеологических оборотов, подготовила презентацию и предложила ребятам проиллюстрировать понравившиеся фразеологизмы.

2.3 Использование фразеологических оборотов в речи моих знакомых.
Проведённое анкетирование среди одноклассников показало следующее: знают, что такое фразеологизмы – 12 учеников класса (50%), не знают – 7 учеников (30%), употребляют, но не знают, что это фразеологизмы 5 учеников (20%). Самыми популярными фразеологизмами в нашем классе можно считать такие как: щёки горят, где раки зимуют, считать ворон, сесть в калошу.
Анкетирование родителей учеников нашего класса показало, что многие родители употребляют в речи фразеологизмы издавна, но многие не помнят, что это фразеологизмы, а популярные среди них следующие:
1) Вставлять палки в колёса (мешать)
2) Водить за нос (обманывать)
3) Летать в облаках (мечтать)
4) Как с гуся вода! (ему (ей) всё нипочём).
Мне стало интересно узнать, каким фразеологическим оборотам отдают предпочтения наши учителя? Классный руководитель часто говорит такие фразеологизмы: «Спустя рукава», «Засучив рукава», «Брать быка за рога».
Учитель английского языка любит повторять следующие фразеологизмы: «Бить баклуши», «Крокодиловы слёзы»
Библиотекарь напоминает: «Ушки на макушке», «Комар носа не подточит», «Развесить уши».
Завуч начальной школы порадовала своими любимыми фразеологизмами: «Заруби себе на носу», «Заметать следы», «Как снег на голову».
Завуч старшего звена, не задумываясь, сказала: «Воробью по колено», «Потерять голову».
А директор школы сказала: «Как две капли воды», «Только пятки засверкали, «На краю Земли»
А мне пришлись по нраву фразеологизмы со словом язык: «Корова языком слизала», «Чесать языком», «Типун тебе на язык» и т.д.
Эта работа увлекла моих одноклассников, и мы составили рассказ о школе (Приложение1)
Таким образом, фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.

III.Заключение
Выводы:
1. Изучив литературу по теме «Фразеология», я убедилась, что русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

2. Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.

3. Фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.

4. Узнавать значение фразеологизмов очень увлекательное занятие!

IV.Список используемой литературы:
1) Баранов М.Т. «Русский язык» - Москва: Просвещение, 1993 – с.25
2) Быстрова Е.А. Краткий фразеологический словарь русского языка – Санкт – Петербург: Просвещение, 1994 – с.3 – 8
3) Волина В.В. «Учимся играя» - Москва: «Новая школа», 1994 – с.406 – 424
4) Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – Москва: Просвещение, 1980 – с.3 -18
5) Лехина И.В. – Словарь иностранных слов – Москва: «Русский язык», 1985 – с.540
6) Яранцев Р.И. «Русская фразеология» - Москва: «Русский язык», 1997 – с.6 – 8

Приложение 1

Рассказ о школе
Утром я просыпаюсь ни свет, ни заря, но, собираясь в школу, тяну канитель, и поэтому приходится мчаться стрелой, чтобы не опоздать на уроки. Во весь дух врываюсь в фойе. А тут народу – яблоку негде упасть. В гардеробе учеников набилось, как селедки в банке. Вот и звонок на урок. Труднее всего приходится с русским языком. Здесь я ни в зуб ногой! Спряжение, глаголы, суффиксы – для меня темный лес. Немного проще обстоит дело с литературным чтением, хотя у меня зуб на зуб не попадает, когда у нас проверяют скорость чтения. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щелкаю как семечки. Вот так нелегко приходится мне грызть гранит науки!

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку.
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!
Ю.Коринец

На уроках русского языка мы познакомились с некоторыми русскими фразеологизмами. Меня заинтересовала эта тема. Я решил больше узнать о таких устойчивых сочетаниях, их значении, происхождении, появлении фразеологизмов в русском языке.

Была поставлена следующая цель : изучение происхождения и значения некоторых фразеологизмов

Для достижения цели были определены задачи :
изучить теоретические сведения о фразеологизмах;
узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов;
узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов;
создать фразеологический словарь значений и происхождения наиболее часто употребляющихся в речи фразеологизмов;
разработать и подобрать интересные задания для школьников

Гипотеза исследования: в жизни мы очень часто сталкиваемся с фразеологизмами. Иногда они помогают четко выразить мысль, придают речи образность. А иногда затрудняют общение, потому, что не всегда и не всем понятен их смысл. Я предположил, что значение крылатых выражений связано с их происхождением. Узнав о происхождении и значении различных фразеологизмов, я смогу открыть неизвестные мне страницы истории языка.

Методы:
- поисковый (работа с информационными источниками: книгами, Интернетом);
- аналитический (наблюдение, анализ информации, обобщение данных);
- творческий (создание собственного проекта).

Что такое фразеологизмы
Русский язык очень богат меткими и образными устойчивыми сочетаниями слов. Такие устойчивые сочетания называются фразеологическими оборотами. Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» - выражение оборот речи, «логос» - понятие, учение.
Словарь Ожегова дает следующее определение:
«Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением».

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания, которые легко можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца - обмануть, бить баклуши - бездельничать.
Фразеология - это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Фразеологические обороты употребляются в языке в готовом виде. Их нельзя заменять другими словами или вставлять какое-нибудь слово. Например: Откладывать дела в долгий ящик (нельзя говорит в «длинный ящик»).
Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. С помощью таких устойчивых сочетаний можно сказать коротко о многом. Например: о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.

С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту.

Происхождение фразеологизмов в русском языке
По происхождению фразеологизмы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные.

Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. К ним относятся:

1)суеверные представления наших предков, например: черная кошка дорогу перебежала (произошла ссора, размолвка между кем-либо); ни пуха ни пера (пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле) - первоначально: пожелание удачи охотнику, отправляющемуся на охоту, высказанное в отрицательной форме, чтобы не «сглазить», если пожелать прямо удачи;

2) игры и развлечения, например: играть в бирюльки (заниматься пустяками, даром, попусту тратить время); от названия старинной игры, заключавшейся в том, что из беспорядочно разбросанных бирюлек (крошечных веснушек) нужно было вытащить маленьким крючком одну за другой бирюльки, но так, чтобы не задеть остальных; заткнуть за пояс (превзойти в чем-либо); ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать);

3) древние обычаи наказания преступников, например: укоротить язык (заставить кого-либо поменьше болтать, разговаривать, быть менее дерзким); на лбу написано (достаточно заметно); детали русского быта, например: выносить сор из избы (разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими); легок на помине (появляется в тот момент, когда о нем думают или говорят).

4) исторические события в жизни русского народа, например: как Мамай прошел (полнейший беспорядок, разгром) - от исторического события - опустошительного нашествия на Русь (в 14 в.) татар под предводительством хана Мамая.
Почти каждое ремесло на Руси оставило свой след в русской фразеологии. Например: от столяров ведут начало фразеологизмы без сучка без задоринки - «гладко», топорная работа - «грубая работа»; от сапожников - два сапога пара - «одинаковые»; от охотников и рыбаков - сматывать удочки - «поспешно уходить», заметать следы - «скрывать что-то».
Устное народное творчество - богатый источник русской фразеологии.
Из народных сказок пришли фразеологизмы: сказка про белого бычка - «бесконечное повторение одного и того же», при царе Горохе - «очень давно», Лиса Патрикеевна - «очень хитрый человек» и др.
Из пословиц и поговорок возникли фразеологизмы типа: бабушка надвое сказала - «неопределенный ответ» из пословицы: Бабушка гадала да надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет; пожалел волк кобылу - «о мнимой жалости» из пословицы: Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву; без царя в голове - «не серьезный человек» из Свой ум - царь в голове.
Многие фразеологизмы появились из литературных произведений: например, из басен Крылова: вертеться как белка (быть в постоянных хлопотах); медвежья услуга (услуга, которая приносит не пользу, а вред); кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку (взаимная похвала). Из произведений А.С.Пушкина, например: остаться у разбитого корыта (остаться ни с чем).
Заимствованные фразеологизмы - это устойчивые сочетания, крылатые выражения, пришедшие в русский язык из других языков.
Некоторые фразеологизмы появились из старославянского языка. Чаще всего они представляют собой выражения, взятые из библейских текстов, переведенных на старославянский язык: в поте лица - «очень много (трудиться)», запретный плод - «о чем-нибудь заманчивом, но запрещенном», святая святых - «самое дорогое, заветное», хлеб насущный - «то, что необходимо для существования».
Устойчивые выражения из древнегреческой мифологии: ахиллесова пята - «наиболее уязвимое место», гордиев узел - «запутанное стечение обстоятельств», дамоклов меч - «о постоянно грозящей опасности» и др.

Практическая работа
Я заметил, что многие фразеологизмы в русском языке связаны с частями тела. Я подобрал такие группы слов и составил небольшой словарик.

Мы разработали несколько интересных заданий для школьников, которые можно использовать на уроках или занятиях.
В интернете я нашел интересную загадку: Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают, они есть у стен и порой за ними трещит… Конечно, это уши!Я решил попробовать составить такие загадки, используя фразеологизмы:

Их могут волочить, в них нет правды, они могут гудеть, чёрт её сломит, они заплетаются (ноги)

Он полон хлопот, в него можно набрать воды, в нём бывает каша (рот)

На них бывает молоко не обсохло, их надувают, она не дура (губа)

Они могут быть на мокром месте, они разбегаются, в них можно пускать пыль, их можно вылупить и выплакать. (глаза)

«Найди пару» фразеологизмы с противоположным значением:

Бежать, высунув язык - двигаться малым ходом
язык заплетается - язык хорошо подвешен
желторотый птенец - стреляный воробей
за тридевять земель - рукой подать
держать ухо востро - витать в облаках
прикусить язык - распустить язык

Распределить фразеологизмы на группы, согласно их значению (фразеологизмы с близким значением)
Ворон считать, вертеться как белка в колесе, не покладая рук, гонять лодыря, плевать в потолок, лежать на боку, сложа руки, бить баклуши, валять дурака, не ударить в грязь лицом, в поте лица, ломать спину, через пень - колоду, тянуть лямку. (трудиться - бездельничать)

Воды в рот набрать, держать язык за зубами, точить лясы, держать язык на привязи, распустить язык проглотить язык, чесать языком. (молчать - болтать)

Сломя голову, нога за ногу, как угорелый, во все лопатки, в час по чайной ложке, тянуть резину, только пятки засверкали, во весь дух, тянуть кота за хвост. (быстро - медленно)

Фразеологизмы в английском языке
Я думаю, что люди, изучающие русский язык как иностранный, испытывают трудности в понимании таких сочетаний, т.к. фразеологизмы связаны с историей, культурой, традициями России.
Я предположил, что в других языках тоже есть такие выражения. Мы обратились к нашему учителю английского языка Елене Александровне, а также я поискал информацию в Интернете. В английском языке тоже есть устойчивые выражения. Смысл многих из них нам, изучающим язык, без специальной подготовки тоже не всегда понятен.
Некоторые из них похожи по смыслу на русские, но дословный перевод нас может удивить:
Мы говорим: Быть у кого-либо под каблуком
В английском языке есть выражение с тем же смыслом:
To be under someone’s thumb, но дословный перевод: быть под чьим-либо большим пальцем

У нас: валять дурака, в английском - Play the fool. Дословно: играть осла.

У нас: дождь льёт, как из ведра, в английском: It rains cats and dogs. (Дождь льёт кошками и собаками).

Мы говорим: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Англичане: You can’t teach an old dog new triks. (Нельзя научить старую собаку новым трюкам)

Многие выражения нельзя просто перевести на русский язык, не зная их точного значения. В таком случае они нам будут непонятны.

Например, выражение: wear the trousers, дословно переводится: носить брюки, а означает оно - верховодить (быть главой) в семье

У нас есть выражение: за деньги не купишь, а в английском языке money talks - деньги решают всё.

Во фразеологизмах находит отражение история народа, своеобразие его культуры и быта. Изучение фразеологизмов во многом помогает понять культуру и быт народов, освоить иностранный язык.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

МО «Невельский городской округ»

Культурология и языкознание

ТЕМА ПРОЕКТНОЙ/ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

«РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАШЕЙ РЕЧИ»

Составитель:

ученица 5 «в»класса

Сорокина Анастасия

Научный руководитель:

Седых О.В. учитель русского языка

и литературы;

МБОУ «СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»

Невельск, 2016

Цель, задачи, актуальность, гипотеза проекта.

Фразеологизмы и их значение.

Источники фразеологизмов.

4. Омонимы, синонимы, антонимы фразеологизмов.

5. Фразеологические словари.

6. Любимый фразеологизм (социологический опрос)

7. Употребление фразеологизмов в художественной литературе.

8. Результаты проекта.

9. Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

Этапы моей работы

I этап: Подготовка к работе над проектом.

Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования.

II этап: Организация деятельности.

Поиск, анализ и обобщение имеющейся в справочной литературе информации о фразеологизмах.

Работа с фразеологическими словарями

Социологический опрос среди взрослых и учащихся «Мой любимый фразеологизм»

Исследование произведений русских писателей, использующих фразеологические обороты в своём творчестве.

Обобщение и систематизация всей собранной информации.

III этап: Подготовка к защите и защита проекта.

1.Цель проекта:

Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их роль?

Задачи проекта:

1. Выяснить, что такое фразеологизм.

2. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах.

2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов.

3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.

4. Понаблюдать за употреблением фразеологизмов в произведениях художественной литературы.

5. Сделать выводы, какова роль фразеологизмов в нашей речи.

Актуальность проекта:

Я выбрала эту тему, потому что фразеология - это один из разделов языкознания. Следовательно, это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Поэтому, мы не будем хорошо знать язык, не зная фразеологии!

Гипотеза:

Предположим, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительнее и ярче

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…

Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка», - утверждал Н. М. Шанский, русский учёный

2. Фразеологизмы и их значение:

В результате поиска необходимой информации, я узнала, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

Примеры фразеологизмов и их значение:

Б
аклуши бить
- бездельничать

После дождичка в четверг - никогда

Зарубить на носу - запомнить

На краю земли - далеко

Намылить шею - проучить, наказать

В
одить за нос
- обманывать

Делать из мухи слона - преувеличивать

Перемывать косточки - сплетничать

Повесить нос - огорчиться

Провалиться сквозь землю - исчезнуть

Пускать пыль в глаза - хвастать, обманывать

Презентация к проекту
PPTX / 8.08 Мб

3. Источники фразеологизмов

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный самобытный характер русского языка, Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой, Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек и т.д., т.е. делать несложное,

нетрудное дело.

Очень интересными мне показались фразеологизмы, пришедшие из мифов :

Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.

А
хиллесова пята
- уязвимое место

Аргонавты - смелые мореплаватели, искатели приключений.

Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.

Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.

Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем не возмутимое.

Панический страх - внезапный, сильный страх, вызывающий смятение.

Прометеев огонь - священный огонь, горящий в душе человека; неугасимое стремление к достижению высоких целей.

Работа Пенелопы - нескончаемая работа (верность жены).

Сизифов труд - бесконечная, бесплодная

(бесполезная) работа.

Сфинксовая загадка - что-либо неразрешимое.

Троянский конь - тайный коварный замысел.

Яблоко раздора - причина спора, вражды.

Ящик Пандоры - источник несчастий, великих бедствий.

Также я познакомилась с фразеологизмами, пришедшими из Библии :

Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.

Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.

Допотопные времена - доисторические времена.

Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.

Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

4. Омонимы, синонимы, антонимы фразеологизмов

В результате работы над проектом, я узнала, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы, антонимы.

Омонимы:

Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха - это поджечь что-то.

Антонимы:

Хоть пруд пруди - кот наплакал

Засучив рукава - спустя рукава

Заварить кашу - расхлебывать кашу,

Тяжел на подъем - легок на подъем.

Синонимы:

Голова на плечах - светлая голова

Два сапога пара - одного поля ягоды

Ума палата - семи пядей во лбу

5. Фразеологические словари

Я узнала, что существуют фразеологические словари , в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова «Школьный фразеологический словарь», А.И. Фёдоров «Фразеологический словарь русского литературного языка», А.И. Молотков «Фразеологический словарь русского языка», Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский «Учебный фразеологический словарь» и другие.

6. Любимый фразеологизм

Я провела опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Были заданы такие вопросы:

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2. Ваш любимый фразеологизм?

Результат: 62% взрослых знают, что такое фразеологизм, 38% не знают; из детей 76% знают, 24% не знают.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи опрашиваемых звучали фразеологизмы:

У учителей - зарубить на носу

У родителей - разбиться в лепёшку

У детей - ни свет ни заря

Мой любимый фразеологизм - работать, засучив рукава.

7. Употребление фразеологизмов в художественной литературе:

Мною была проведена определенная исследовательская работа, в результате которой я узнала, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата я исследовала басни И.А.Крылова.

В них я нашла 8 фразеологизмов:

- «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель;

- «Тришкин кафтан»: тришкин кафтан;

- «Две собаки»: ходить на задних лапах;

- «Обезьяна»: мартышкин труд;

- «Кот и повар»: а Васька слушает, да ест;

- «Белка»: как белка в колесе;

- «Ларчик»: а ларчик просто открывался

В рассказах Николая Носова я нашла 17 фразеологизмов:

бежать во всю прыть, бить баклуши, в два счета, в трех соснах заблудились, взять на буксир, вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава, как в воду глядел, как в воду опущенный, как с луны свалился, калачом не заманишь, намылить шею, не видать как своих ушей, ни жив ни мертв, пойти на край света, с ног валиться.

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

И я там был, мед-пиво пил;

Избушка на курьих ножках;

Кощей Бессмертный;

Лиса Патрикеевна;

Ни в сказке сказать, ни пером описать;

При царе Горохе;

Сказано-сделано;

Сказка-ложь, да в ней намек;

Сказка про белого бычка;

8. Результаты проекта:

Каков же результат моей работы? Самое главное - я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Действительно, велик и могуч наш русский язык! В ходе работы я познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, узнала историю происхождения многих фразеологизмов, познакомилась с фразеологическими словарями, обратилась к произведениям художественной литературы. В результате чего пришла к следующим выводам: роль фразеологизмов в нашей речи велика! Ведь недаром наши писатели очень часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. Я убедилась, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её точнее и богаче!

Ресурсы, задействованные для реализации проекта

На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Книга для учащихся/под ред. Л.Д. Чесноковой; Худож. И.В. Новиков. - М.: Просвещение: Учеб. Лит., 2006.

Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2003.

Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 2001.

В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» - 2003.

Фразеологический словарь русского языка/под ред. А.И. Молоткова - 4-е изд., стереотип. - М.: Русск. Яз., 2006.

Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей/Худож. А.И. Артюх, М.В. Ленская, Д.А. Мелких, В.Н. Родин - М.:АСТ: Астрель, 2010.

Интернет-ресурсы

http :// www . bookvoed . ru / view _ images . php ? code =444538& tip =1

http :// www . elhoschool . ru / russki / frazeol . htm

Проект - Презентация
По теме:
фразеологизмы
Выполнил ученик 6
«г» класса
Щеглов Александр
Учитель: Щеглова
Наталья Александровна

Цели и задачи.
Цели:
1. Познакомиться с понятием фразеологизмов.
2. Рассмотреть их происхождение.
3. Проанализировать значение фразеологизмов в различных
языках, найти общие черты и различия.
4.Определить какую роль играют фразеологизмы в русском
языке.

В основе данного проекта
лежит:

Введение.
Цель - исследовать крылатые выражения;
Задачи - узнать историю крылатых выражений, откуда они
родом;
Проблема: Повысить уровень знания фразеологизмов,
изучить их историю происхождения, узнать делятся ли
фразеологизмы на какие то подгруппы.
Объект исследования: фразеологизмы
Гипотеза - Причина популярности крылатых
выражений кроется в том, что они являются
интересным средством общения, своеобразной
интеллектуальной игрой. Тему крылатых выражений в
русском языке я выбрал, потому что мне интересно их
происхождение, значение и область их применения.
Практическая значимость работы. Данная работа
позволяет поддержать интерес к русскому языку и
литературе.

Слово! Великое русское
слово. Как много в нем
оттенков, как много красок
и глубины! Просто
необходимо, чтобы это наше
богатство русских «цветных
слов» оберегали умные и
чуткие люди.

М. Ладур.

Происхождение
фразеологизмов
Образование фразеологизмов Несмотря на кажущуюся оригинальность определенных
фразеологизмов, их образование в языке опирается на определенные образцы.
Особенности образования фразеологизмов связаны с типом материала, на базе которого
они создаются. В русском языке таких типов пять: 1.Отдельные слова русского языка;
2.свободные словосочетания русской речи;
3. пословицы русского языка;
4. фразеологические единицы русского языка;
5.иноязычные фразеологизмы.
Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто.
Например: душа нараспашку, человек в футляре и т.д.
Наибольшее число фразеологизмов образовывается на базе свободных словосочетаний.
Такие словосочетания получают новое значение переносимое на них по сходству явлений
или их связи. Голова, например, сравнивается с котелком, отсюда котелок варит – «голова
соображает».
Немало фразеологизмов возникло на базе пословиц. Обычно фразеологизм становится
частью пословицы, употребляемой самостоятельно в речи, без знания такой пословицы
фразеологизм непонятен. Например, старый воробей (старого воробья на мякине не
проведешь.)
Фразеологизм нередко становится базой для образования новых фразеологизмов. Такой
путь используют при образовании фразеологизмов на базе терминологических сочетаний:
второе дыхание, цепная реакция, нулевой цикл и т.д.
Особым видом образования новых фразеологизмов на базе существующих является такой,
когда изменяется состав и значение фразеологизма. Это как бы развитие фразеологизма,
например, со словом зеленый – «свободный»: зеленый свет – «свободный проезд».
На базе фразеологизмов других языков образуются заимствованные фразеологизмы.

Источники русских фразеологизмов

Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на 2
группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные.
Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском
языке или достались русскому языку от языка предков: водой не разольешь – «очень
дружны», в чем мать родила – «без одежды» и многие другие. Каждое ремесло на
Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало
«топорная работа», от скорняков – «небо в овчинку». Новые профессии дали новые
фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение
«зеленая улица» и так далее. Установить время и место возникновения множества
фразеологизмов трудно, поэтому существует предложение лишь о том, где они
возникли и на какой основе. Гораздо легче определить источник авторских
фразеологизмов. Например, «квасной патриотизм» - ложный, показной возник в
письме известного русского поэта и критика Л.А.Вяземского. Еще точнее можно
установить происхождение фразеологизмов, возникших в произведении
художественной литературы с тем же названием. Фразеологизм «Тришкин кафтан»
возник из басни И.А. Крылова. Уже в составе басни это выражение стало
фразеологизмом со значением: дело, когда устранение одних недостатков влечет за
собой новые недостатки.
Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского
языка и заимствованные из западноевропейских языков.
Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения
христианства, они в большинстве своем ведут начало из книг, священного писания в
том числе. Чаще всего они имеют книжный характер. Например, «притча во языцех»,
«ищите и обрящете», «метать бисер перед свиньями» и другие.
Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейского языка включают в себя
древнейшие заимствования из латинского или древнегреческого языка, например,
«терра инкогнита». Более поздними являются заимствования из фразеологии
(«иметь зуб»), немецкое («разбить наголову»), английского(«синий чулок») языков.

Классификация русских фразеологизмов
В.В. Виноградов выделил три основных типа фразеологических единиц, которые
были названы ""фразеологизм сращивания"", ""фразеологизм единства"",
""фразеологизм сочетания"".
Фразеологические сращения
Фразеологические сращения – абсолютно неделимые словосочетания,
""значение которых совершенно независимо от их лексического состава, от
значения их компонентов и так же условно и произвольно, как значение
немотивированного сл. знака"". Например, собаку съел, точить лясы, бить
баклуши и подобное.
Фразеологические единства
Фразеологические единства - словосочетания, в котором ""значение целого
связано с пониманием внутри образного стержня фразы, потенциального смысла
слов"". Например, ""держать камень за пазухой, выносить сор из избы, стреляный
воробей"" и тому подобное.
Фразеологические сочетания
Фразеологические сочетания – В.В. Виноградов назвал словосочетания,
""образуемые реализацией несвободных значений слов"". Он отметил, что
большая часть и значений слов ограничена в своих связях
внутрисемантическими отношениями самой языковой системы. Эти лексические
значения могут проявляться лишь в связи со строго определенным кругом
понятий и их словесных обозначений. Например, можно сказать ""страх берет"",
""тоска берет"", но нельзя сказать: ""радость берет"", ""наслаждение берет"" и тому
подобное.

Античные фразеологизмы
Альфа и Омега.
Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими
корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои
античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и
разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких
фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину
возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно
и в нужный момент вставить в речь. Античные фразеологизмы могут
служить прекрасным эмоциональным камертоном, передавать чувства,
эмоции, личное отношение, служить средством для тонкого намека.
фразеологизм “Альфа и омега” значение «Альфа»- это первая буква
греческого алфавита, означающая звук «а», «омега» (звук «о»)-
последняя: «Я- альфа и омега, начало и конец, первый и последний », –
говорит о себе Бог в библии.
Такие выражения есть во всех языках мира. Например, мы говорим:
«Выучи все от А до Я», а в царские времена говорили «От аза до ижицы».
Аз – это первая буква старославянского алфавита, ижица соответственно
последняя буква. Фразеологизм «от альфы до омеги» означает «все
целиком», «от начала до конца».

Фразеологизм муки Тантала
Тантал – мифический фригийский царь: Одни
говорили, что Тантал якобы сделал достоянием
общественности какие-то божественные тайны.
Другие утверждали, будто он похитил с
олимпийского стола нектар и амброзию –
небесную пищу и напиток, которые наделяли
богов бессмертием.
Был, наконец, и такой слух: дерзкий царь,
пожелавший проверить, насколько всеведущи
небожители, погубил своего сына и собирался
накормить его мясом богов.
В любом случае, его преступление раскрыли, и
возмездие было поистине ужасающим. Тантал
вечно содержится в Царстве Мертвых, стоя по
горло в прозрачной воде озера. Над его головой
нависают сочные плоды. Но как только он
наклоняется, вода уходит вниз; поднимает руку
– ветер вскидывает ветви. Мучимый постоянные
голодом и жаждой, несчастный Тантал кусает
свои руки, но все тщетно. «Танталовы муки» –
это страдания от недосягаемости желанных
вещей, находящихся, казалось бы, на
расстоянии вытянутой руки.

Библейские фразеологизмы
Библейские фразеологизмы часто присутствуют
в нашей речи, привнося в нее высокую
духовность и поучительный оттенок. Библия –
самая популярная книга человечества,
многократно читаемая и повторяемая на
церковных службах, на семейных чтениях. Не
удивительно, что многие высказывания и цитаты
стали крылатыми и часто употребляются в
повседневной речи. Библейские фразеологизмы
отличает высокая нравственная составляющая,
которая знакома и понятна многим людям.
Общеизвестные библейские события имеют
четко выраженную поучительность, смысл
которой выражают фразеологизмы.

Фразеологизм “Блудный сын
Блудный сын – это выражение происходит из библейского сюжета. В
евангелии есть притча, в которой повествуется о сыне, покинувшем
отцовский дом и прокутившем все свое состояние. Возвратившись
обратно в свою семью ни с чем, он падает на колени перед своим
родителем, который, проявив милосердие и доброту, прощает
нерадивого отпрыска. Эта трогательная сцена также запечатлена на
одноименной картине Рембрандта. На протяжении веков «блудным
сыном» называют человека, отколовшегося от своей семьи и родного
дома.

Египетские казни фразеологизм
Египетский фараон никак не хотел отпускать людей на свободу, бывших
рабами в Египте – так говорится в Библии. По предание, бог разгневался
на фараона и наслал на Египет десять жестоких наказаний, а по-
старославянски – “казней”. Среди них были, и нашествие страшных
насекомых и пресмыкающихся, и превращение в кровь воды реки Нила,
страшные болезни как людей, так и животных, разные природные
катаклизмы, и, в конце концов, смерть первенцев не только у людей, но
и у животных. Конечно, испуганный правитель Египта отпустил на волю
всех рабов. И теперь «Египетской казнью» мы называем любые муки или
страшные бедствия

Фразеологизм “Адвокат дьявола”
В католической церкви сохранился с средних
веков такой обычай. Когда церковь собирается
признать нового святого, то есть канонизировать,
устраивали диспут между 2 монахами. 1 монах
всеми силами восхваляет умершего угодника,
мученика. И его называют – “адвокат божий“. А
вот другой монах должен доказывать, что новый
святой очень много грешил, и то что он недостоин
иметь такой статус и не должен получить данное
звание. Его то и называли адвокатом дьявола.
Со временем такой ритуал пропал, но люди стали
продолжать использовать данное выражение.
Сейчас адвокатом дьявола называют людей,
которые дурно говорят о других, и которые
всегда стараются найти их плохие стороны,
недостатки, минусы.

Викторианские фразеологизмы.
Это фразеологизмы Англии времен Викторианской
эпохи. Викторианские фразеологизмы, в
большинстве своем, имеют литературное
происхождение, однако активно применяются в
повседневной, разговорной речи. Некоторые
викторианские фразеологизмы имеют исторические
корни, беря начало в общеизвестных событиях.
Пришедшие к нам из другого языка, другого
временного отрезка, они, тем не менее, отлично
прижились и широко используются. Они привносят в
живую речь эмоциональную окраску, тонкий намек,
иронию, насмешку, имеют поучительный характер.

Античные фразеологизмы
Особую группу фразеологизмов составляют
обороты, которые своими корнями уходят в
глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции,
герои античной литературы – многие
фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не
зная предысторию их появления. Источником
таких фразеологизмов служит история и
мифология. Зная причину возникновения
фразеологизма, очень легко разгадать его
смысл, удачно и в нужный момент вставить в
речь. Античные фразеологизмы могут служить
прекрасным эмоциональным камертоном,
передавать чувства, эмоции, личное отношение,
служить средством для тонкого намека.

Фразеологизм “Объятия Морфея” значение
Сильное снотворное средство «морфий»,
получаемое из маковых головок, имеет с нашим
одно происхождение. Если еще раз обратиться к
мифам Древней Греции, то мы там найдем
маленького бога, который весь усеян цветами
мака и никогда не раскрывающего своих век: это и
есть бог сна – Морфей. Еще с глубокой древности
«попасть в объятия Морфея» означало «уснуть».
Даже теперь значения этих слов ничуть не
изменилось, правда теперь оно употребляется с
несколько ироничным оттенком.